Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
Говорил он просто, бе з громких слов и восклица ний, о задачах победившей революции, о необходимо сти, не жалея сил, защи щать от врагов, внешних и внутренних, молодую рес публику Советов. «Будущее за нами!»—пророчески ска- В ЛЕНИНГРАДЕ га на бережной Н е в ы стоит величествен ное здание с белыми колоннами, бывшее Ми хайловское юнкер с к о е училище. Гости Ленингра да часто останавливаются около него и с волнением читают надпись на мемори альной доске: кВ этом зда нии 31 декабря 1917 года |13 января 1918 г.) высту пал Владимир Ильич Ленин на новогоднем ве чере перёд рабочими и красногвардейцами Вы боргской стороны». Декабрь' 1917 года... Первый Новый - год Со ветской власти... Выступле ние Ленина... Наверное, нет в нашей стране человека, которого бы оставила рав нодушным эта надпись. Как же произошла встре ча Нового года в то дале кое славное время! По чему Ленин приехал на праздник именно сюда, к выборжцам! Дело в том, что как раз в те дни группа выборг ских красногвардейцев го товилась к отъезду на фронт, и всем им очень хотелЬсь на прощание встретиться с вождем, по говорить с ним. Свое при глашение выборжцы ре шили передать через Н. К. Крупскую, которая рабо тала тогда в отделе народ ного образования Выборг ского района. «Отъезжаю щим товарищам, да и всем выборжцам хотелось по видать Ильича, — вспомина ла Надежда Константи новна, — и я стала соблаз нять его поехать туда, встретить первый Совет ский Новый год е рабочи ми. Ильичу этот проект по нравился. Мы двинулись. Еле выбрались е площади. По случаю упразднения дворников, никто снег не расчищал, и нужно было большое искусство со сто роны шофера, чтобы про браться через наваленные горы снега...». На Выборгской стороне машину увидел рабочий патруль с «Нового Яессне- ра» (ныне завод имени Кар ла Маркса}. Среди патру лирующих был и кузнец член КПСС с 1917 года Ми хаил Воробьев. Он расска зывает: «На наших глазах автомобиль забуксовал, а затем заглох. Пассажир; в черной ушанке тщетно пы тался его раскачать и выта щить из сугроба. Мы быст ро пришли к нему на Пс кова и решительно напра вилась к Ленину. Она хо тела поведать Ильичу о боевой дружбе выборжцев,. о том, что думала она, .слу шая его речь. Но подойдя к Ленину, Валя растерялась и неожиданно для себя вы- смеха последний акт опе ры «Сорочинская ярмарка», которую поставила наша самодеятельность, как вдруг в зал вошли запорошенные снегом Владимир Ильич и Надежда Константиновна. Ленин пришел запросто в рабочую семью, и семья дц», — сказал в ответ на поздравление вождя моло дой красногвардеец Гвкь- шин. «Верно, очень верно сказано, товарищ», — под твердил Владимир Ильич, усаживаясь в машину, ко торая тут же тронулась дальше». БУДУЩЕЕ ЗА НАМИ! Как встречал В. .И. Ленин первый Новый год Советской власти . — Владимир Ильич, пой демте танцевать! Ленин быстро обернулся к ней и от души расхохо-' тался. — Я бы с удовольствием, но, простите, не сумею, — сказал он. Увидев смущение девуш ки; Лепин взял ее за руки й, пообещав найти кавалера, повел к дирижеру оркестра. В это время к Вале подбе жал один из затейников ве чера и пригласил ее на Возле дома № 21 на Сим бирской улице, где до ре волюции размещалось Ми хайловское юнкерское учи лище, автомобиль остано вился. Владимир Ильич и Надежда Константиновна поднялись, наверх. Один из организаторов новогоднего вечера, быв ший казначей Выборгского райсовета И. М. Гордиенко так вспоминает об этой встрече с вождем: «Только что мы прХтводили взрывом зал великий вождь. Огром ный зал с затаенным дыхани ем слушал ленинскую речь. Несокрушимая воля ленин ских слов, его вера пере давались людям, пересту пившим порог сурового 1913 года. А когда Ленин закончил речь, ему снова была устроена овация. Затем начался новогод ний бал. В разгар его от группы девушек отделилась молоденькая работница ни точной фабрики Валя Чура- эта, шумно ликуя, встрети ла своего дорогого гостя. Но вот Владимир Ильич поднял руку, стало тихо, все подались вперед, с эст рады зазвучало родное ле нинское слово: «Здравствуйте, товарищи, с Новым годом! — поздра вил выборжцев Ленин. — Извините,, что запоздали. Дела. Да и не сразу разыс кали вход. 1 нк Как пишет Н. К. Крупская, аудитория «зажгла» Ленина. мощь и, когда машина очу тилась на. ровном месте, пассажир обернулся к нам. «С наступающим Новым го дом, товарищи красногвар дейцы!» — проговорил он удивительно знакомым нам голосом и крепко пожал каждому руку. Перед нами стоял Владимир Ильич. «Сегодняшняя новогодняя ночь особенная. Ее озаряет счастье Октябрьской побе- рабочими и незаметно для остальных участников вече ра покинули бывшее Ми хайловское юнкерское учи лище. Воспоминание об этом ;вечере осталось у Ленина очень хорошее. М. ШУМИЛОВ, г. Ленинград. НА СНИМКЕ: здание в Ленинграде, где В. И. Ленин встречал первый Советский Новый год. Фото автора. вальс. Веселье продолжалось. А Владимир^. Ильич и На дежда Константиновна про шли в соседнюю с залом комнату, где их ожидал го рячий чай и богатое по то му времени угощение — ржаные сухари и конфеты- подушечки. Закончив чаепитие, Вла димир Ильич и Надежда Константиновна тепло рас прощались с выборгскими НАШЕ - ПАРТИЙНОЕ ПОРУЧЕНИЕ :Н11Л11!!11!!Н!!Ц!!ПаН11ии11НННН!!!1Т.НМПППи:П1И1ги1ЩН1|1{11!!((1ЩПТ!П|!ащЦ1111!Н111!)НЛ1ПП1и111т1111П!!иП11!11и1111и11111П11Н!НН111!11Н111111!11111)1иН11! ; ЛЮ к-знаю дайпо. 'Ещ ё девяти- ствителъно достойных. Сират'ДЙ;:Б 0 с п 1 • к.таоешщей она писала н т э т у рада, нужно сказать-, что ректорат, 1е-; : : . ‘йВбдатднйе ' заметки, - радовалась канаты и. кафедры института в леслед- ■ каждой, публикации и твердо мс-г;ила псе время для этого сделали немал.). : стать журналисткой/ И — н а г р у з к а 'к о - , Цйститут стая .^гораздо популярнее* у ’ : магйа^к<»гсс$^№а'-—фа'бдтала вожатой школьников — это результат бодее креп- » в отряде. II эн)-т\) обстоятельство си- кий связи с ними студентов. ФпЛолот- : грело и ее жизни г.кшнио роль. В на- таская юкола .помогает выявить лнгера- 3 чйлё/десятого класса пришла в штаб турные таланты. Преподана тела час го » э к сп ед и ци он н о г о кл уб а «Неунываки», выезжают в районы области, что также занимались в пресс центре', потом ей до- а мест целью привлечь в институт наибо- « веряти ваШ тййЪ '"С 0 аег музея, а молодежь / Е етошшое участие :> расах п.шашш все-' ' _ ГТрЪду манпее стала оргайй аодя всту- 2 возможных педагогических «узелк'он», пителышх' экзаменов. В июне — июле 2 коими жизиь клуба была переполнена,' ректор," деканы и преподаватели прыво- ; окончательно . сформировало желание дят собеседования . с абитуриентами. 3 после школ!.! ил ги в п ё й ^ . : . р : ' ’р ;; Или, наиримерэ, у историков первым сде- » Вполне понятно се огорчение, когда в ляли устный экзамен по истории — это со своими слушателями. Как видим, бы вает и такое отношение к /поручению. Анализируя эти и другие подобные примеры, ясно видишь, какие именно ошибки совершили мы еще в начале учебного года. Отдельные организации не обеспечены учебными пособиями и методической литературой. Запись слу шателей, подбор пропагандистов,, нако нец, сам выбор формы учебы прово дился ко.е-где произвольно. Мол, есть такие-то и такие кружки, семинары — давайте выберем «Кругозор» (или «Мо лодежь и общественный прогресс»,, или «Беседы о партии»). А почему этот, а не какой-либо другой? Со ответствует ли программа его уровню подготовки слушателей? Не будет ли скучно и бесполезно людям со средним или даже высшим образованием слу шать беседы, рассчитанные на окончив ших . семь — восемь классов, или, на против, — полностью ли доступен ре бятам, не закончившим пока что деся тилетку, сложный материал теоретиче ского семинара «Молодежь и общест венный •прогресс»? Везде ли учли это обстоятельство? Нет. Отсюда — развал кружков, срочная, как говорится, на хо ду, перестройка программы, неизбеж ные при этом нервозность, издержки. Как раз названные мною ошибки и привели к тревожнейшему положению с политической учебой в тресте «Жил- строй», в некоторых цехах : НЛМЗ, в горпромторге. И еще одна довольно-таки характер ная недоработка ряда комитетов дать своим членам -нечто большее: по знакомить их с ленинскими заветами молодежи, с биографией славного ком сомола, его боевыми и трудовыми тра дициями, его ролью в жизни советско го общества и международном моло дежном движении. И делать это можно и должно не только с помощью одних .бесед. Тут тебе и встречи с ветеранами ВЛКСМ, участниками революции и Оте чественной войны, и обсуждение книг о комсомольцах-героях, и экскурсии в му зей, и просмотры фильмов на молодеж ные темы. Жаль, что всего этого нет. Жаль, что мы так и не добились, что бы кружки эти вели старшекурсники Липецкого пединститута... В выступлении Л. И. Брежнева на пленуме ЦК ВЛКСМ есть слова, прямо перекликающиеся с ленинскими: «учить ся коммунизму!» Вот они: «Без твер дых знаний научных основ коммунизма молодому человеку практически невоз можно разобраться во всех сложностях современной политики». Несомненно, высказывание это хорошо известно большинству пропагандистов, комсо мольским -активистам, работникам рай комов ВЛКСМ. Хотелось бы; чтоб, они: еще раз. вдумались в глубокий. Смысл их, осознали, себя бойцами самых пе редовых рубежей идеологического фронта, прониклись бы ответственно стью за выполнение одного- из почет нейших поручений партии... В. НИКОЛАЕВ, секретарь Липецкого горкома ВЛКСМ. опыт, умение разбираться в людях, в их .чувств аХ;и стремя епиях помогл и бы и самим ребятам еще раз оцени гь нра- витьвость выбора будущей профессии. Или, скажем, изменить официальное пра вило оформления документов в институт и потребовать от абитуриента письменно го обстоятельного объяснения мотивов настоящего выбора. При определенной заинтересованности можно начинать' ра боту приемной комиссии не в августе,' а значительно раньше. . Давно существует система рекомен- ; даций в вуз. Но в архивах пединститута : хранятся вороха безликих, формальных | характеристик. «Любит литературу (чи тай: физику, химию, -./ математику)»,:1 .«принимал участие в общественной жиз ни », «был комсоргом». Мало' толку в : подобных поверхностных. . оценках, но, ; ’к сожалению, они типичные.- Более т-ого;« члены приемной комиссии часто, с го- ;речью отмечали, что эти похвальные от зывы нё: отвечали ..действительности. . В- свое.-время представители педин ститута не раз обращались за помощью в ■различите комсомольские.: органы'. — ждали , хот елищ р ’0, чтобы к ним ' на правляли бы на учебу но своеобразным комсомольским путевкам лучших юно шей и девушек. Ныне рекомендации райкомов комсомола порой ничем не отличаются от худших образцов школь ных. Несмотря на то, что' работа учителя .вся. на виду у .каждого, мало кто цз ре-, бят знает о ее, так сказать, тайных пру жинках. В мероприятиях школ по проф ориентации можно встретить,дафбпафатщ.у:, какой угодно профессии, чо т о н к о и учительской. Рассказывают, малй-'кто из- абитуриентов, имеет верное представле ние об этой профессии. Разве только те, у кого родители — учителя. - Если представить, себе идеальную вступительную .сессию, то в пединститу те унте сейчас должны знать, с кем они "встретятся в августе 'будущего года. Но Командированные в школы, преподавате ли возвращаются нн с чем, потому что даже • у десятиклассников нет никакой ясности, кем им быть. Наступит весна. Окончатся выпуск ные экзамен^ в школах, снова .разно-, рятся «страсти пятибалльные», поиски ву за для сына или дочери. Снова придут в Липецкий педагогический: одни — по тому что этот ,вуз «дома», в родном го роде, другие — по причине меньшего, чем в технических вузах, конкурса, третьи — наивно полагая, ч т о / имеют право 'стать учителем... В. ШИРЯЕВ. тального подтверждения (характеристик,, „рекомендации) его педагогическим) при ]| I 1 В Н[О '' , ГО■* Вс II, I IIЪ» 110 ,1 но, что лишний балл (а то и два, и три) может оказаться или случайностью, или результ атюхт-лучшей”, -чем у других, под, готовлешюсти зейкзАмена м, а / не мери-' лом способностей. Гсгь и д \гач г рйи"ойь ,-'Лг (т 1ъ'ецг /со Спортивным разрядом, пользуется прет им^йтё^бщж^ед '-'ттсдофтомёйо 'й . Вла- деющий музыкальным .инструментом ' — перед тем, кто не знает, с какой сторо- В Ленинском уГЬлкё Vодип-;.-саё|ааклях.:-'. рв$ь* Владимира надцатой/средней #школы VЛ и - , Ильича Ленина. Актер расска- пецяа прошло открытое комсо- зал ребятам о /том ,/как он ра- мольское собрание. Комсо- ботал над ролью вождя миро- мольцы . пригласили к себе в вого пролетариата, гости артиста Липецкого теаг- На снимке: Леонид Ваентье- ра Леонида Васильевича Смир- вид Смирнов среди ребят, лова, который играл во многих Фото Н. Тарасова. I Ш к о л а б у д ущ е г о | ! ком сомольца ♦ X В воскресные дни в шк|ле ♦ : Л» 39 у ребят больше дел, | *чем в обычные: спортивные { ♦соревнования пионерских ог-* | рядов, вожатские диспуты,: | подготовка к праздникам. ; 5 * А во второе и четвертое; 1 воскресенья месяца здесь | $ проходят занятия' '.шКолс!.|у- . * дущего. комсомольца. Норь-♦ | миклассннцы Галя Рябова| и { | Валя Пзтрова т.ртовяг к'вет|п- ♦ X лению в комсомол евнпх ♦ : младших товарищей — пйо- ‘ 1 неров. О герои ческомнуги яо-1 * лодежй каждый из них'у.ша-. * ет из книжек, рекомендован- 1 ^ ных Галей и Вален, у кино-: | фильмов — их реВ-яй Ттгрят • * вместе — или во время экс- • 1 кур.сййв музей. ; * Часто в гости к ребятам; * приходят ветераны. Пионфы • | узнают от них о том, какчии • | идеями жили колсомолщы | : двадцатых, тридцатых и со- ♦ : роковых годов^ г. КАРЛИНА. * 2 брала проходной балл») и — новое кру- ; Ига О В в О О в П Е 1 | ~ шопие'надежд: не приняли..; * * и» е в 1 1 П ‘ Дуг Теперь'она дала волю чувствам,, посы- -Дй/, пились обиды на тех, кто «принимает в - . 5 институт людей, /не имеющих к нему ни- Е какого отношения», ^ктй ей т с з ^ я п Й отобрать способных ребят, ко- Е КРЫЛЬЯ* и ык далсе- торые прежде нередко отсеивались на Г Конечно, Оля Внукова в институт по- письменных .экзаменах. В работе прйем- д ступит; — в этом нет сомнения,— как до- ной комиссии принимают участие пред- 2 бивались своего десятки таких, как она, ставители.-общественыости. 2 настойчивых. Узнав,- что охотнеек;веего Е берут в институт сельских абитуриещор, «• не потому, что ччет. предела,срое;р- 2 она уехала в деревенскую школу §гор- шеиству/ хочется, чтобы система приема 2 шей пионервожатой, временами подме- в пединститут была более тщательной, - няет заболевших учителей й-снова того- тоньше, п е т иной профессии, к которой 2 вится, готовится, готовится... / :. | | . предъявттлись бы столь высокие требо- Е Но речь не о ней одной.-Потому что вания, как к учительской. Не отвергая к места ее и ей подобных в институте за-' ныне существующую систему, многие ви- 2 нимают порой люди, не имеющие ничего Дят в ней немало сторон, нуждающихся Е общего .с делом воспитания. Сколько не- в ччзменецин. - 2 добрых •слов летит в адрес института, Получается так, что в вуз педагогнче-. Е когда ряды учительства пополняют люди ский принимают не будущих учителей, а 2 бесцветные, инертные, не любящие, ни литераторов, физиков, историков, ибо 5 'у гей, ли свою работу. . основным критерием является зияние 2 В прежние-годы приемный конкурс в предмета. Скажем, некто А., набравший Е Липецком пединституте был в сравне- энное количество баллов, в инстигугпо- 2 нии с другими вузами до того незначи- ступит, хотя никакими педагогическими Е тельный, что стать студентом мог прак- способностями не обладает и на этом 2 тически любой абитуриент, успешно поприще себя еще никак не проявил. А 2 сдавший экзамены. Й конечно же, из вот В., в течение нескольких лет прора- Е этого «любого» сделать умного, насгоя- ботавший отрядным вожатым, коль на- 2 щего учителя не всегда удавалось. Но брал на один' балл меньше, пользуется 2 теперь положение изменилось. Конкурс преимуществом лишь перед О;, у которо- :Е' Вполне достаточсй, чтобы выбрать дей- го баллов столько же, но-.нсТ'Доку;мен- Я 111 Ги!!! 111 !«П! 1 иТПГНИ 1 !НТ 1 НП»Н««ГП!Е!!ПППН 1 Ы 1 !ШЫ 1111 ПИ 1 ПЫ!И?''', 'Г 1 >>Ы 1 | 1 К приходится трудно. Особенно в длительные снегопады или гололедицу. Попробуй отыщи под снежной шубой или кор кой льда пищу.- Вот тут-то и нужна добрая помощь челове- Лучшим укрытием от непо годы могут стать сделанные из дощечек и укрепленные на шестах н деревьях синичники. Выручат пернатых и кормуш ки. Обед из зерен, хлебных крошек, крупы, остатков каши — для них лакомство. А для синичек — кусочки несоленого сала, развешанные прямо на В разгаре зима. Давно на дворе хозяйничает мороз, снег засылал пушистым ковром землю. Плохо в это время пернатым. И те, кто остался зимовать в разных краях, пе реселяются кз. леса поближе к паркам, садам, теплому Школа № 39 г. Липецка. . Дружный ансамбль баяли., сто-в в составе Любы Панфе ровой, Юры Колобашкина, Зи ны (Дуровой, /Вовы Пешкова, Тани Кривоносовой и Вали Соломыкииой не раз выступал перёд тракторозаводнанамн и всегда пользовался большим успехом. Фото В. Ельшаева. « Л Е Н И Н В Т Е Б Е . . .» . Усмапский Дом пионеров проводит декаду ли тературного творчества школьников. Ребята из многих школ района представят на обсуждение, свои сочинения. Лучшие работы будут опублико ваны в районной газете. Декада посвящается 100-летию со дня рожде ния В.. И. Ленина, V А. САВВИНА. Издавна пернатые — надеж ные друзья человека. Особен но—садоводов. Как заботливые «лекари» уничтожают они пол чища вредных насекомых, пор тящих неокрепшие деревца. Только пара трудолюбивых си ничек со своим потомством может сохранить от повреж дений до сорока плодовых д е ревьев. За год синица истреб ляет д о шести с половиной миллионов яичек вредителей. Не прекращает свою «работу» она и зимой. С утра до вечера обыскивает ветки, кусты, забо ры, уничтожая окоченевших гусениц и их куколки. Не отстают в трудолюбии и скворец, воробей, горихвостка. Поэтому пернатые — всегда для людей желанные гости са дов и парков. Но зимой им Птицы умеют ценить заботу человека. Привыкнув к саду или парку, пережив зимнюю стужу, они обязательно оста нутся здесь и на лето. Об этом надо знать и пом нить всегда. Многое могут сделать для наших друзей юн наты, школьники. Наш город насчитывает 17 садоводческих товариществ, включающих до 800 гектаров садов. Немало и парков. Есть где разместить кров птицам. Помните о пернатых, наших друзьях! П. ДЯТЧИН, зам. председателя президиума Правобережного райсовета общества охраны природы. МЕСЯЧНИК ШЕФСТВА По решению совета пионерской организации Задонского района среди восьмилетних и сред них школ объявлен месячник шефства над начальными школами. Ребята в подарок своим младшим друзьям собирают книги. Библиотеч ки начальных школ пополнятся во время зим них каникул, когда пионеры совершат агиткульт- походы, чтобы вручать свои подарки и расска зать малышам о Ленине — большом друге детво ры, устроить для них маленькие концерты. Итоги месячника будут подведены на районном смотре пионерских дружин в канун 100 -летия со дня рождения В. И. Ленина. Г. ИВАНОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz