Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Говорил он просто, бе з громких слов и восклица­ ний, о задачах победившей революции, о необходимо­ сти, не жалея сил, защи­ щать от врагов, внешних и внутренних, молодую рес­ публику Советов. «Будущее за нами!»—пророчески ска- В ЛЕНИНГРАДЕ га на­ бережной Н е в ы стоит величествен­ ное здание с белыми колоннами, бывшее Ми­ хайловское юнкер с к о е училище. Гости Ленингра­ да часто останавливаются около него и с волнением читают надпись на мемори­ альной доске: кВ этом зда­ нии 31 декабря 1917 года |13 января 1918 г.) высту­ пал Владимир Ильич Ленин на новогоднем ве­ чере перёд рабочими и красногвардейцами Вы­ боргской стороны». Декабрь' 1917 года... Первый Новый - год Со­ ветской власти... Выступле­ ние Ленина... Наверное, нет в нашей стране человека, которого бы оставила рав­ нодушным эта надпись. Как же произошла встре­ ча Нового года в то дале­ кое славное время! По­ чему Ленин приехал на праздник именно сюда, к выборжцам! Дело в том, что как раз в те дни группа выборг­ ских красногвардейцев го­ товилась к отъезду на фронт, и всем им очень хотелЬсь на прощание встретиться с вождем, по­ говорить с ним. Свое при­ глашение выборжцы ре­ шили передать через Н. К. Крупскую, которая рабо­ тала тогда в отделе народ­ ного образования Выборг­ ского района. «Отъезжаю­ щим товарищам, да и всем выборжцам хотелось по­ видать Ильича, — вспомина­ ла Надежда Константи­ новна, — и я стала соблаз­ нять его поехать туда, встретить первый Совет­ ский Новый год е рабочи­ ми. Ильичу этот проект по­ нравился. Мы двинулись. Еле выбрались е площади. По случаю упразднения дворников, никто снег не расчищал, и нужно было большое искусство со сто­ роны шофера, чтобы про­ браться через наваленные горы снега...». На Выборгской стороне машину увидел рабочий патруль с «Нового Яессне- ра» (ныне завод имени Кар­ ла Маркса}. Среди патру­ лирующих был и кузнец член КПСС с 1917 года Ми­ хаил Воробьев. Он расска­ зывает: «На наших глазах автомобиль забуксовал, а затем заглох. Пассажир; в черной ушанке тщетно пы­ тался его раскачать и выта­ щить из сугроба. Мы быст­ ро пришли к нему на Пс­ кова и решительно напра­ вилась к Ленину. Она хо­ тела поведать Ильичу о боевой дружбе выборжцев,. о том, что думала она, .слу­ шая его речь. Но подойдя к Ленину, Валя растерялась и неожиданно для себя вы- смеха последний акт опе­ ры «Сорочинская ярмарка», которую поставила наша самодеятельность, как вдруг в зал вошли запорошенные снегом Владимир Ильич и Надежда Константиновна. Ленин пришел запросто в рабочую семью, и семья дц», — сказал в ответ на поздравление вождя моло­ дой красногвардеец Гвкь- шин. «Верно, очень верно сказано, товарищ», — под­ твердил Владимир Ильич, усаживаясь в машину, ко­ торая тут же тронулась дальше». БУДУЩЕЕ ЗА НАМИ! Как встречал В. .И. Ленин первый Новый год Советской власти . — Владимир Ильич, пой­ демте танцевать! Ленин быстро обернулся к ней и от души расхохо-' тался. — Я бы с удовольствием, но, простите, не сумею, — сказал он. Увидев смущение девуш­ ки; Лепин взял ее за руки й, пообещав найти кавалера, повел к дирижеру оркестра. В это время к Вале подбе­ жал один из затейников ве­ чера и пригласил ее на Возле дома № 21 на Сим­ бирской улице, где до ре­ волюции размещалось Ми­ хайловское юнкерское учи­ лище, автомобиль остано­ вился. Владимир Ильич и Надежда Константиновна поднялись, наверх. Один из организаторов новогоднего вечера, быв­ ший казначей Выборгского райсовета И. М. Гордиенко так вспоминает об этой встрече с вождем: «Только что мы прХтводили взрывом зал великий вождь. Огром­ ный зал с затаенным дыхани­ ем слушал ленинскую речь. Несокрушимая воля ленин­ ских слов, его вера пере­ давались людям, пересту­ пившим порог сурового 1913 года. А когда Ленин закончил речь, ему снова была устроена овация. Затем начался новогод­ ний бал. В разгар его от группы девушек отделилась молоденькая работница ни­ точной фабрики Валя Чура- эта, шумно ликуя, встрети­ ла своего дорогого гостя. Но вот Владимир Ильич поднял руку, стало тихо, все подались вперед, с эст­ рады зазвучало родное ле­ нинское слово: «Здравствуйте, товарищи, с Новым годом! — поздра­ вил выборжцев Ленин. — Извините,, что запоздали. Дела. Да и не сразу разыс­ кали вход. 1 нк Как пишет Н. К. Крупская, аудитория «зажгла» Ленина. мощь и, когда машина очу­ тилась на. ровном месте, пассажир обернулся к нам. «С наступающим Новым го­ дом, товарищи красногвар­ дейцы!» — проговорил он удивительно знакомым нам голосом и крепко пожал каждому руку. Перед нами стоял Владимир Ильич. «Сегодняшняя новогодняя ночь особенная. Ее озаряет счастье Октябрьской побе- рабочими и незаметно для остальных участников вече­ ра покинули бывшее Ми­ хайловское юнкерское учи­ лище. Воспоминание об этом ;вечере осталось у Ленина очень хорошее. М. ШУМИЛОВ, г. Ленинград. НА СНИМКЕ: здание в Ленинграде, где В. И. Ленин встречал первый Советский Новый год. Фото автора. вальс. Веселье продолжалось. А Владимир^. Ильич и На­ дежда Константиновна про­ шли в соседнюю с залом комнату, где их ожидал го­ рячий чай и богатое по то­ му времени угощение — ржаные сухари и конфеты- подушечки. Закончив чаепитие, Вла­ димир Ильич и Надежда Константиновна тепло рас­ прощались с выборгскими НАШЕ - ПАРТИЙНОЕ ПОРУЧЕНИЕ :Н11Л11!!11!!Н!!Ц!!ПаН11ии11НННН!!!1Т.НМПППи:П1И1ги1ЩН1|1{11!!((1ЩПТ!П|!ащЦ1111!Н111!)НЛ1ПП1и111т1111П!!иП11!11и1111и11111П11Н!НН111!11Н111111!11111)1иН11! ; ЛЮ к-знаю дайпо. 'Ещ ё девяти- ствителъно достойных. Сират'ДЙ;:Б 0 с п 1 • к.таоешщей она писала н т э т у рада, нужно сказать-, что ректорат, 1е-; : : . ‘йВбдатднйе ' заметки, - радовалась канаты и. кафедры института в леслед- ■ каждой, публикации и твердо мс-г;ила псе время для этого сделали немал.). : стать журналисткой/ И — н а г р у з к а 'к о - , Цйститут стая .^гораздо популярнее* у ’ : магйа^к<»гсс$^№а'-—фа'бдтала вожатой школьников — это результат бодее креп- » в отряде. II эн)-т\) обстоятельство си- кий связи с ними студентов. ФпЛолот- : грело и ее жизни г.кшнио роль. В на- таская юкола .помогает выявить лнгера- 3 чйлё/десятого класса пришла в штаб турные таланты. Преподана тела час го » э к сп ед и ци он н о г о кл уб а «Неунываки», выезжают в районы области, что также занимались в пресс центре', потом ей до- а мест целью привлечь в институт наибо- « веряти ваШ тййЪ '"С 0 аег музея, а молодежь / Е етошшое участие :> расах п.шашш все-' ' _ ГТрЪду манпее стала оргайй аодя всту- 2 возможных педагогических «узелк'он», пителышх' экзаменов. В июне — июле 2 коими жизиь клуба была переполнена,' ректор," деканы и преподаватели прыво- ; окончательно . сформировало желание дят собеседования . с абитуриентами. 3 после школ!.! ил ги в п ё й ^ . : . р : ' ’р ;; Или, наиримерэ, у историков первым сде- » Вполне понятно се огорчение, когда в ляли устный экзамен по истории — это со своими слушателями. Как видим, бы­ вает и такое отношение к /поручению. Анализируя эти и другие подобные примеры, ясно видишь, какие именно ошибки совершили мы еще в начале учебного года. Отдельные организации не обеспечены учебными пособиями и методической литературой. Запись слу­ шателей, подбор пропагандистов,, нако­ нец, сам выбор формы учебы прово­ дился ко.е-где произвольно. Мол, есть такие-то и такие кружки, семинары — давайте выберем «Кругозор» (или «Мо­ лодежь и общественный прогресс»,, или «Беседы о партии»). А почему этот, а не какой-либо другой? Со­ ответствует ли программа его уровню подготовки слушателей? Не будет ли скучно и бесполезно людям со средним или даже высшим образованием слу­ шать беседы, рассчитанные на окончив­ ших . семь — восемь классов, или, на­ против, — полностью ли доступен ре­ бятам, не закончившим пока что деся­ тилетку, сложный материал теоретиче­ ского семинара «Молодежь и общест­ венный •прогресс»? Везде ли учли это обстоятельство? Нет. Отсюда — развал кружков, срочная, как говорится, на хо­ ду, перестройка программы, неизбеж­ ные при этом нервозность, издержки. Как раз названные мною ошибки и привели к тревожнейшему положению с политической учебой в тресте «Жил- строй», в некоторых цехах : НЛМЗ, в горпромторге. И еще одна довольно-таки характер­ ная недоработка ряда комитетов дать своим членам -нечто большее: по­ знакомить их с ленинскими заветами молодежи, с биографией славного ком­ сомола, его боевыми и трудовыми тра­ дициями, его ролью в жизни советско­ го общества и международном моло­ дежном движении. И делать это можно и должно не только с помощью одних .бесед. Тут тебе и встречи с ветеранами ВЛКСМ, участниками революции и Оте­ чественной войны, и обсуждение книг о комсомольцах-героях, и экскурсии в му­ зей, и просмотры фильмов на молодеж­ ные темы. Жаль, что всего этого нет. Жаль, что мы так и не добились, что­ бы кружки эти вели старшекурсники Липецкого пединститута... В выступлении Л. И. Брежнева на пленуме ЦК ВЛКСМ есть слова, прямо перекликающиеся с ленинскими: «учить­ ся коммунизму!» Вот они: «Без твер­ дых знаний научных основ коммунизма молодому человеку практически невоз­ можно разобраться во всех сложностях современной политики». Несомненно, высказывание это хорошо известно большинству пропагандистов, комсо­ мольским -активистам, работникам рай­ комов ВЛКСМ. Хотелось бы; чтоб, они: еще раз. вдумались в глубокий. Смысл их, осознали, себя бойцами самых пе­ редовых рубежей идеологического фронта, прониклись бы ответственно­ стью за выполнение одного- из почет­ нейших поручений партии... В. НИКОЛАЕВ, секретарь Липецкого горкома ВЛКСМ. опыт, умение разбираться в людях, в их .чувств аХ;и стремя епиях помогл и бы и самим ребятам еще раз оцени гь нра- витьвость выбора будущей профессии. Или, скажем, изменить официальное пра­ вило оформления документов в институт и потребовать от абитуриента письменно­ го обстоятельного объяснения мотивов настоящего выбора. При определенной заинтересованности можно начинать' ра­ боту приемной комиссии не в августе,' а значительно раньше. . Давно существует система рекомен- ; даций в вуз. Но в архивах пединститута : хранятся вороха безликих, формальных | характеристик. «Любит литературу (чи­ тай: физику, химию, -./ математику)»,:1 .«принимал участие в общественной жиз ­ ни », «был комсоргом». Мало' толку в : подобных поверхностных. . оценках, но, ; ’к сожалению, они типичные.- Более т-ого;« члены приемной комиссии часто, с го- ;речью отмечали, что эти похвальные от­ зывы нё: отвечали ..действительности. . В- свое.-время представители педин­ ститута не раз обращались за помощью в ■различите комсомольские.: органы'. — ждали , хот елищ р ’0, чтобы к ним ' на­ правляли бы на учебу но своеобразным комсомольским путевкам лучших юно­ шей и девушек. Ныне рекомендации райкомов комсомола порой ничем не отличаются от худших образцов школь­ ных. Несмотря на то, что' работа учителя .вся. на виду у .каждого, мало кто цз ре-, бят знает о ее, так сказать, тайных пру­ жинках. В мероприятиях школ по проф­ ориентации можно встретить,дафбпафатщ.у:, какой угодно профессии, чо т о н к о и учительской. Рассказывают, малй-'кто из- абитуриентов, имеет верное представле­ ние об этой профессии. Разве только те, у кого родители — учителя. - Если представить, себе идеальную вступительную .сессию, то в пединститу­ те унте сейчас должны знать, с кем они "встретятся в августе 'будущего года. Но Командированные в школы, преподавате­ ли возвращаются нн с чем, потому что даже • у десятиклассников нет никакой ясности, кем им быть. Наступит весна. Окончатся выпуск­ ные экзамен^ в школах, снова .разно-, рятся «страсти пятибалльные», поиски ву­ за для сына или дочери. Снова придут в Липецкий педагогический: одни — по­ тому что этот ,вуз «дома», в родном го­ роде, другие — по причине меньшего, чем в технических вузах, конкурса, третьи — наивно полагая, ч т о / имеют право 'стать учителем... В. ШИРЯЕВ. тального подтверждения (характеристик,, „рекомендации) его педагогическим) при ]| I 1 В Н[О '' , ГО■* Вс II, I IIЪ» 110 ,1 но, что лишний балл (а то и два, и три) может оказаться или случайностью, или результ атюхт-лучшей”, -чем у других, под, готовлешюсти зейкзАмена м, а / не мери-' лом способностей. Гсгь и д \гач г рйи"ойь ,-'Лг (т 1ъ'ецг /со Спортивным разрядом, пользуется прет им^йтё^бщж^ед '-'ттсдофтомёйо 'й . Вла- деющий музыкальным .инструментом ' — перед тем, кто не знает, с какой сторо- В Ленинском уГЬлкё Vодип-;.-саё|ааклях.:-'. рв$ь* Владимира надцатой/средней #школы VЛ и - , Ильича Ленина. Актер расска- пецяа прошло открытое комсо- зал ребятам о /том ,/как он ра- мольское собрание. Комсо- ботал над ролью вождя миро- мольцы . пригласили к себе в вого пролетариата, гости артиста Липецкого теаг- На снимке: Леонид Ваентье- ра Леонида Васильевича Смир- вид Смирнов среди ребят, лова, который играл во многих Фото Н. Тарасова. I Ш к о л а б у д ущ е г о | ! ком сомольца ♦ X В воскресные дни в шк|ле ♦ : Л» 39 у ребят больше дел, | *чем в обычные: спортивные { ♦соревнования пионерских ог-* | рядов, вожатские диспуты,: | подготовка к праздникам. ; 5 * А во второе и четвертое; 1 воскресенья месяца здесь | $ проходят занятия' '.шКолс!.|у- . * дущего. комсомольца. Норь-♦ | миклассннцы Галя Рябова| и { | Валя Пзтрова т.ртовяг к'вет|п- ♦ X лению в комсомол евнпх ♦ : младших товарищей — пйо- ‘ 1 неров. О герои ческомнуги яо-1 * лодежй каждый из них'у.ша-. * ет из книжек, рекомендован- 1 ^ ных Галей и Вален, у кино-: | фильмов — их реВ-яй Ттгрят • * вместе — или во время экс- • 1 кур.сййв музей. ; * Часто в гости к ребятам; * приходят ветераны. Пионфы • | узнают от них о том, какчии • | идеями жили колсомолщы | : двадцатых, тридцатых и со- ♦ : роковых годов^ г. КАРЛИНА. * 2 брала проходной балл») и — новое кру- ; Ига О В в О О в П Е 1 | ~ шопие'надежд: не приняли..; * * и» е в 1 1 П ‘ Дуг Теперь'она дала волю чувствам,, посы- -Дй/, пились обиды на тех, кто «принимает в - . 5 институт людей, /не имеющих к нему ни- Е какого отношения», ^ктй ей т с з ^ я п Й отобрать способных ребят, ко- Е КРЫЛЬЯ* и ык далсе- торые прежде нередко отсеивались на Г Конечно, Оля Внукова в институт по- письменных .экзаменах. В работе прйем- д ступит; — в этом нет сомнения,— как до- ной комиссии принимают участие пред- 2 бивались своего десятки таких, как она, ставители.-общественыости. 2 настойчивых. Узнав,- что охотнеек;веего Е берут в институт сельских абитуриещор, «• не потому, что ччет. предела,срое;р- 2 она уехала в деревенскую школу §гор- шеиству/ хочется, чтобы система приема 2 шей пионервожатой, временами подме- в пединститут была более тщательной, - няет заболевших учителей й-снова того- тоньше, п е т иной профессии, к которой 2 вится, готовится, готовится... / :. | | . предъявттлись бы столь высокие требо- Е Но речь не о ней одной.-Потому что вания, как к учительской. Не отвергая к места ее и ей подобных в институте за-' ныне существующую систему, многие ви- 2 нимают порой люди, не имеющие ничего Дят в ней немало сторон, нуждающихся Е общего .с делом воспитания. Сколько не- в ччзменецин. - 2 добрых •слов летит в адрес института, Получается так, что в вуз педагогнче-. Е когда ряды учительства пополняют люди ский принимают не будущих учителей, а 2 бесцветные, инертные, не любящие, ни литераторов, физиков, историков, ибо 5 'у гей, ли свою работу. . основным критерием является зияние 2 В прежние-годы приемный конкурс в предмета. Скажем, некто А., набравший Е Липецком пединституте был в сравне- энное количество баллов, в инстигугпо- 2 нии с другими вузами до того незначи- ступит, хотя никакими педагогическими Е тельный, что стать студентом мог прак- способностями не обладает и на этом 2 тически любой абитуриент, успешно поприще себя еще никак не проявил. А 2 сдавший экзамены. Й конечно же, из вот В., в течение нескольких лет прора- Е этого «любого» сделать умного, насгоя- ботавший отрядным вожатым, коль на- 2 щего учителя не всегда удавалось. Но брал на один' балл меньше, пользуется 2 теперь положение изменилось. Конкурс преимуществом лишь перед О;, у которо- :Е' Вполне достаточсй, чтобы выбрать дей- го баллов столько же, но-.нсТ'Доку;мен- Я 111 Ги!!! 111 !«П! 1 иТПГНИ 1 !НТ 1 НП»Н««ГП!Е!!ПППН 1 Ы 1 !ШЫ 1111 ПИ 1 ПЫ!И?''', 'Г 1 >>Ы 1 | 1 К приходится трудно. Особенно в длительные снегопады или гололедицу. Попробуй отыщи под снежной шубой или кор­ кой льда пищу.- Вот тут-то и нужна добрая помощь челове- Лучшим укрытием от непо­ годы могут стать сделанные из дощечек и укрепленные на шестах н деревьях синичники. Выручат пернатых и кормуш­ ки. Обед из зерен, хлебных крошек, крупы, остатков каши — для них лакомство. А для синичек — кусочки несоленого сала, развешанные прямо на В разгаре зима. Давно на дворе хозяйничает мороз, снег засылал пушистым ковром землю. Плохо в это время пернатым. И те, кто остался зимовать в разных краях, пе­ реселяются кз. леса поближе к паркам, садам, теплому Школа № 39 г. Липецка. . Дружный ансамбль баяли., сто-в в составе Любы Панфе­ ровой, Юры Колобашкина, Зи­ ны (Дуровой, /Вовы Пешкова, Тани Кривоносовой и Вали Соломыкииой не раз выступал перёд тракторозаводнанамн и всегда пользовался большим успехом. Фото В. Ельшаева. « Л Е Н И Н В Т Е Б Е . . .» . Усмапский Дом пионеров проводит декаду ли­ тературного творчества школьников. Ребята из многих школ района представят на обсуждение, свои сочинения. Лучшие работы будут опублико­ ваны в районной газете. Декада посвящается 100-летию со дня рожде­ ния В.. И. Ленина, V А. САВВИНА. Издавна пернатые — надеж­ ные друзья человека. Особен­ но—садоводов. Как заботливые «лекари» уничтожают они пол­ чища вредных насекомых, пор­ тящих неокрепшие деревца. Только пара трудолюбивых си­ ничек со своим потомством может сохранить от повреж­ дений до сорока плодовых д е ­ ревьев. За год синица истреб­ ляет д о шести с половиной миллионов яичек вредителей. Не прекращает свою «работу» она и зимой. С утра до вечера обыскивает ветки, кусты, забо­ ры, уничтожая окоченевших гусениц и их куколки. Не отстают в трудолюбии и скворец, воробей, горихвостка. Поэтому пернатые — всегда для людей желанные гости са­ дов и парков. Но зимой им Птицы умеют ценить заботу человека. Привыкнув к саду или парку, пережив зимнюю стужу, они обязательно оста­ нутся здесь и на лето. Об этом надо знать и пом­ нить всегда. Многое могут сделать для наших друзей юн­ наты, школьники. Наш город насчитывает 17 садоводческих товариществ, включающих до 800 гектаров садов. Немало и парков. Есть где разместить кров птицам. Помните о пернатых, наших друзьях! П. ДЯТЧИН, зам. председателя президиума Правобережного райсовета общества охраны природы. МЕСЯЧНИК ШЕФСТВА По решению совета пионерской организации Задонского района среди восьмилетних и сред­ них школ объявлен месячник шефства над начальными школами. Ребята в подарок своим младшим друзьям собирают книги. Библиотеч­ ки начальных школ пополнятся во время зим­ них каникул, когда пионеры совершат агиткульт- походы, чтобы вручать свои подарки и расска­ зать малышам о Ленине — большом друге детво­ ры, устроить для них маленькие концерты. Итоги месячника будут подведены на районном смотре пионерских дружин в канун 100 -летия со дня рождения В. И. Ленина. Г. ИВАНОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz