Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
В комитете комсомола го иау совхоза «Елец-Лозовский» щнваш хранится папка с личными сказыв обязательствами комсо- лекател мольцев, принятыми в После честь 100-летия со дня рож- дошел дения В. И. Ленина. Все дать е* 'бни заканчиваются сокро- только венными и ответственными ции. словами: «...Обязуюсь быть __ активным строителем ком- сат. мунизма». И прежде чем он поставить под ними свое . имя, каждый еще и еще 'раз * сверил свои дела с теми знако требованиями, которые аолж ' предъявлял к молодежи го н В. и : Ленин. ва пр Я хочу рассказать сегодня ^ТКТУ о парнях и девчатах этого л ^т 1 хозяйства, занятых обыч- 0 с< ным, будничным трэдом в ™ на мастерских, на полях, биб- лиотеках, школах. ния я степень культуры. А у нас, О том, как создавали в в Воробьевке, работать со- /Калининском сельском нлу. всем не трудно, потому что бе самодеятельность, рас- очень здесь хорошие люди. Указали позже сами девча- Прйходишь совсем-к чужо- та. Сначала участников бы- му человеку в дом, так 'он но совсем немного. Не бы- тебя встречает, будто веет- ло хорошего руководи геля, да знал и ждал. Я люблю А тут повезло. По распре делить.-Соберу пачку книг делению Чаплыги н с к о г о и журналов и ношу по селу, сельскохозяйственного тех- Или в мастерскую заверну, никумд приехал в село мо- Там мои комсомольцы. Ког- лодой специалист Нина да пойдут на обед, застав- Щербакова. На второй день лю парней вымыть руки но- пришла в клуб. Послушала, чище и самые новые книги как поют девчата, отобрала достгуо. А у Асадова не все самых голосистых и попро- стихи хорошие, — переводит сила остаться. С тех пор и она разговор снова к по- начались репетиции. Нина эзии. — Есть такие, где на- оказалась не только знаю- чинает заниматься анатоми- щим специалистом-хорови- ей чувств. Вроде бы челове- ком, но и неплохим органи ка от дурного предостерета- затором. Сумела уговорить ег, а сам это дурное, не в Даже многих парней. А мс- обиду ему, смакует. Это сяда через два агитбригада плохо, правда? Малининского клуба побы- вала не только во кге* от - Обсуждаем статью „О „счастливчиках' и „вечных абитуриентах" по выра- не у всех хватает терпения. И рас- У Леонида хватило. В- этом так ув- году заканчивает, десятый нтересно. класс заочной школы, ду шил по- м-а^'т поступить в сельскохо- попросил зяиутвенный институт, рукопись' Это программа на буду щей лек- щее. А пока он руководит звеном по выращиванию са- Кое-что нс успел запи- хариой свеклы. Начал за- — смущенно пояснил ниматься этим четыре- года назад. Довел урожай с этого и качалось их гектаРа от 100 до 270 цент- )мство, которое про- ,,еР°в- Считает — мало. В :ается до сих пор. Ча- НОвом гадУ взяа обязатсль- ш имя Леонида Сгуро- ство получить с каждого риходят письма с ин- гектаРа по 300 центнеров. И Г у ОПРОСЫ, поставленные в статое <0 «счастливчиках» и «вечных аби гуриентах», заслуживают то го, чтобы их обсудить на страницах 'га зеты. Спору нет: система отбора моло дежи в педагогические вузы должна быть, как пишет автор статьи, «более тщательной н тоньше». Но в этом тон-' к.п! ювелирном- деле; важнее всего — выработать ■нс рецептурные «положе ния» («мерила способностей»), а общий теоретический ориентир, дающий воз можность в любых обстоятельствах принять правильное решение. Например, автор . заботится о- гем, чтобы «проходной балл» не заслонил нам «педагогические способности при- рождешшго воспитателя». Д о том, что врожденные педагогические способ ности существуют, у автора, видимо, нет никакого сомнения., , Действительно, многие видающиеся педагоги высказывали мысль, о том, что «учителем нужно родиться», а сделать ся им, якобы, нельзя. Как известно, А. С. Макаренко не разделял эту точку, зрения и всю жизнь докатывал, что каждый нормальный че ловек, 'если, он того захочет, сможет стать учителем н наспи га гелем-масте ром, Сам А. С. Макаренко; стал учите лем; не «по призванию», а по воле отца. Мы более склонны согласиться с А. С. Макаренко н не разделяем ни на чем не обоснованное утверждение других выдающихся авторитетов в том, ' что Д а, нм в чем-то все-таки должны иметь склонность абитуриенты, доступа, ющие именно в педвуз? Во-первых, на конкурсных экзаменах в педвузе, видя -1 мо, нужно при равных баллах отдать предпочтение юношам и девушкам, наи более нравственно воспитанным (нрав ственные чувства, идеалы, взгляды, убеждения). Как известно, тот же А. С. Макаренко отдал предпочтение «чистей шему существу» Лидочке (см. «Педаго. гичеекую поэму»), которая, одним своим присутствием прививала такую же прав, стенную чистоту своим воспитанникам. И вот здесь члены приемной комиссии, люди с опытом и наметанным :. глазом, могут, отличить человека более воспитан- ного от менее воспитанного.- Это не лак уж трудно сделать хотя бы потому, что не только абитуриенты, но и все люди” хоть И стараются «прикрасить» сною главную нравственную сущность,. тем не менее «выдают» себя в мелочах. Скажем, абитуриент, который уже был пионервожатым в лагер® , (его, конечно, рекомендую: школа и комитет комсомо ла) делает волевые повелительные же сты и ведет себя как поистине «одарен ный» педагог. Видно, он уже: привык комамдовать ребятами и усвоил «педа гогическую» лжеаксиому о том, что де ти — это только объект его авторитар ного воздействия. Он не видит в этом «объекте» мыслящего, чувствующего, ] переживающего субъекта. И не извест но, сможет ли он за 5 лет учения в В. И. Ленин в группе членов С.-Петербургско го «Союза борьбы за ос вобождение р а боч е г о класса». 1897 год. ‘* (Фотохроника ТАСС). Мечта Леонида Стурова Вторая наша встреча со стоялась летом, в горячее время уборки. Наш «газик» обогнал на проселочной до роге конную повозку. В ней сидела Нина. Теперь она показалась мне старше и строже. Она спешила на полевой стан и поговорить удалось только вечером. Рассказала работает, труда, ч В Д НЕ, молодому члену партии, IV !вы п а л о огромное счастье в го ды революции - работать под непосредственным руководствам’ Вла. диктора Ильича, Исполняя десятки текущих поручений Владимира Ильича, я имел возможность близко, изо дня в день наблюла :ь его рабо- Современники и соратники об Ильиче — Усилить работу отдела Законо дательных предположений Наркомю- ста, е тем, чтобы, все декреты и по становления поступали в Совнарком я более проработанном, согласован, ном виде и не решались бы наспех. ■г Специально следить и ;всячески: помогать развитию радмо-телефшиюй связи. ■ *• Выяснить, почему коллегия . Нефтеуправленищ дала рабочим но 8 аришн мануфактуры вместо отцу, темных 36 аршищ “)> — -Выписать из Америки, Герма нии и Ацгдин литературу'по тейло- рнзации и научней организации тру да. Заняться этим вопросом. — Выяснить вопрос об использова нии ветряных двигателей для осве щения деревни... Я нарочно привел этот :список .раз.: личных поручений для того, чтобы показать, как разностороння и разно образна била текущая работа Вла димира Ильича. Нужно иметь в ви- кую неаккуратность, небрежность, выводил виновников на чистую воду, не уставал,; тысячи раз указывать на расхлябанность, неумение работать, беспорядочность, г г. р.ч.ыгь Но Владимир Ильич умел это об лекать в такую форму, что никогда никто не чувствовал себя обиженным, даже в тех случаях, когда на голову его Владимир Ильич, призывал вся кие •кары, до ареста включительно. Занимаясь. важнейшими полити. вескими вопросами, часто мирового масштаба, Владимир Ильич никогда не отрывался и от - текущих дел , был 'чрезвычайно доступен . и живо отзывался на согни и тысячи срав нительно мелких вопросов. Это да- вале ему возможность быть всегда в Одним и з , самых порази гельных свойств многогранного гениального ума Владимира Ильича было уме- вие Пристально следить, даже не выходя из своего кабинета, ,за биени ем жизни не только в России, но и во всем мире. Он умел, но незамет ным для другого . глаза явлениям, верно и безошибочно схватывать и определять малейшие изменения вза- вмоот.чошений классовых сил. Дости гал да этого путем огромного коли чества .связей; как с организациями,' так и с отдельными лицами. Рядом чем смысл ее _ успевает и что .. ................... >.......... . | не успевает сделать. Хло- / пот у нее, как оказалось, по В пазговопе незаметно горло- Если Рабочий день пролетело время. Началось мвха, 1 Изат°Ра заканчивался, смеркаться/Валентина не- " « ,ятьи вечера- т0 ее-~еще терпеливо посматривала на ™ \ поднимается ЧУТЬ часы. Потом не выдержала: в * в тот денв и вовсе испортилось настроение с Извините, спешу «Кро- самого утра. Оказалось, что кодил» выпускать. Погово- у комбайна, которому пред- рите еще с комсомольцами... стояло убирать самый слож- И убежала. Я еще долго иый Участок, сразу «поле- вспоминал наш разговор. С тели? две веРь«зные дета- чем-то соглашался, с чем- ли‘ А там еще обнаружн- то - нет... Не переставая Л^„ья ” еурядИДЬ1 в норме думать об этой встрече. в«Работки у механизаторов, которые начали пахать зябь, д Так что; дел агроному не- Л г р о м о м впроворот. Не знала Нина тогда, как будет и с уро- Впервые я увидел ее на жаем. Уборка-то только на- районном смотре самодея- чалась. Правда, позже стало тельности. Она что-то горя- известно, что в Малинин- чо объясняла обнулившим ском отделении получен са- ее девчатам. Потом, уже в мый высокий урожай в сов- зале, слушал русские на- хозе. родные песни в ее. исполне- Последний раз я видел НИИ. Члены жюро ВЫСОКО Нину на районном комсо оценили выступление Ни- Мо л Й к о ^ ^ е ^ 1 Г о к а з а - ны Щербаковой. Одно из лось, что комсомольцы Ма- первых мест заслужил и хор лининского малининских девчат, €о то- брали ее своим секретарем, рым, как оказалось, руко- ———-------- --------- водила Нина. А. СТАРЧЕНКОВ. тека не пустует. Читатели идут и идут... Только после закрытия удалось познако миться с заведующей —' Валентиной Есиковой. Би ография ее коротка. «За кончила библиотечный тех никум. Приехала в совхоз. Работаю. А как — смотри те сами...». У нее много читателей, проводятся конференции, дне- "ты, вечера. Так что «с . роизводственной сто роны» наш герой вне вся ких сомнений. Я ревниво осматриваю стены в бесчисленных пла катах, книжные неровные ряды. Мне всегда казалось, что в сельских" библиотеках мало литературы. Но в этом маленьком храме культуры при умелой работ®, оказы ваете®, можно многое еде- о н К Н # О Н А ~ Ш О Р А Б О Т А Л По примеру Т. Ахуновой Все тридцать семь сельских профессионально- технических училищ Узбекистана приступили к приему учащихся. Примечательная новь — осваи вать специальность механизаторе нынче по при меру знатного водителя хлопкоуборочных машин Т. Ахуновой будет свыше 1200 девушек. (ТАСС). — Сейчас все любят сти хи, — говорит она, листая какой-то томик. — Почему? >— Это уже не мода, а курсе текущей жизни. Доведению до конца какого-нибудь мелкого дела практического характера Владимир Ильич придавал иногда большее значение, чем десятку выносимых и остающихся затем на бумаге «прин- •цнпмальных» решений. " Вот некоторые образцы поручений Владимира Ильича, которые он да вал нам ежедневно десятками. Взя. •пле примеры относятся к январю — февралю 1921 года; формулировка почти дословная: — Припять все меры, чтобы прось ба крестьян с. Горки и дер. Сиянова помочь им устроить у себя электри ческое освещение была выполнена в кратчайший срок. — Заняться делом Гидроторфа и :двинуть его, так как специалисты, там работающие, не могут до сих пещ приспособиться к условиям со ветской работы н достаточно беспо мощны. Дело это очень важное. — Проследить и нажать на дело разгрузки Москвы от лишних, менее необходимых для работы централь ных и московских ,органов, учрежде ний. Сократить распухшие и распро странившиеся ведомства. Все, что можно, выселить из Москвы или уп лотнить. Нужно добиться того, чтобы Москва, в-смысле приема приезжаю. . щих, была образцом для всей Рос сии. ' ч ■— Начать пейТоТовительную рабо ту но организации совета экспертов при Совете Труда и Обороны. В пер вую Ючередь наметить группу инже неров и агрономов, абсолютно добро совестных и хорошо знающих дело, крупных специалистов, широко обра зованных, с государственным круго зором, способных плодотворно рабо тать в советских условиях. простых вопросов ои умел прове рить серьезность данных своего со беседника, критически их проанали зировать, быстро,ухватить суть дела, выделить нужные факты, казавшиеся порой, на первый взгляд, незначи тельными. и маловажными; во этим фактам он строил свои. , гениальные выводы и прогнозы. Вопросы Влади мира Ильича иногда ставили в тупик даж е очень'хорошо подготовленных собеседников. Товарищи не .раз говорили, что после беседы с Влади миром Ильичем они ясно начинали понимать то, что было для них скры- у ВЯЧЕСЛАВАКИСЛЫХ (снимок слева) очень «тон кая» специальность. Он — заварщик электроаио- оптических систем. В этом деле нужны не только зна ния, но и большой опыт. Несмотря на то, что Вячеслав 'работает на' заводе «Эльта» всего один год, он хорошо освоил свою профессию. Сменные' нормы .он, как пра вило, перевыполняет при отличном качестве изделий. Т^РУДОВОЙстаж Валентины Кобзевой, прессовщицы 4 цеха-оправ Елецкого завода мед-оборудования— не так велик. Но за-три с небольшим года работы де вушка сумела завоевать авторитет и уважение в кол лективе. Лучшую молодюу производственницу товарищи избрали комсоргом участка. Фото В. Ельшаева. ' Часто бывало так,:что товарищи, считавшие себя .специалистами в дан ном вопросе, после беседы с Влади миром Ильичем обнаруживали, что в сущности онц совершенно не охва тили предмета. Каждый приходив ший и беседовавший с Владимиром Ильичем, приобретал что-то новое и ценное, какие-то новые широкие го ризонты, уверенность и твердую ос нову в .своей работе. Путем таких бесед и путем какой- то особенной, свойственной только ему одному ‘•интуиции Владимир Ильич впитывал в себя коллективную мысль и опыт зцасс, прорабатывал их в своем поразите^ьмом, мозгу и пре творял в великие лозувги, которые, как снопы света, освещали пути ре волюцию . В-работе Владимир Ильич был требователен^ до чрезвычайности, ’с поразительной настойчшшстью до бивался доведения до конца даже самых мелких дел, десятки раз про верял исполнение, лично созванивал ся по телефону, чтобы проверить, на пример, получение послан погони па кета, беспощадно преследовал вся. Н. ГОРБУНОВ, управляющий делами Совнаркома. Филатов, бригадир слесарей по ре монту промышленного оборудования на «Эльте» Н.- И. Свинцов. На строи тельстве Белоярской/ТРЭС в Сибири работает прорабов питомец Виктора Николаевича В. П. Архипов. За заслуги в области профессио нально-технического образования В. Н. Дорофееву присвоено почет ное звание «Заслуженный мастер профессионально-технического обра зования РСФСР», А. КРИВСКИЙ. Мало кто из ребят, поступающих в группу будущих слесарей по ремон. ту промышленного оборудования, верил, что через несколько месяцев они сами, своими руками будут из готовлять станки. Но вот первая встреча с мастером Виктором Нико лаевичем Дорофеевым. От «старич ков» ребята узнали, что он — один из лучших умельцев области. Вот уже двадцать лет работает в техническом училище № 2 Виктор Николаевич. На предприятиях обла сти трудится более четырехсот вы пускников групп, где он был масте ром. Половина из них, работая на заводах, окончила вузы и техникумы й стала технологами, инженерами, конструкторами. Среди них ин женер-конструктор завода «Гидро привод» А. П. Атаманов, техник-ис пытатель элементного завода И. Н. I способности воспитателя скрыты чуть ли педвузе «перестроиться» и преодолеть д не в генах абитуриента. уже сформировавшуюся педагогическую 5 о самом деле, какой обязательный косность. Из такой 4 юной «педагогиче- = минимум «педагогической одаренности» ской бестии» (Макаренко), видимо " должен иметь абитуриент, чтобы стать очень трудно будет сделать настоящего педагогом? Говорят, чго для этого пуж- воспитателя. При всех равных показа- но любить детей. А разве инженеру, аг. телях, в число студентов педвуза лучше роному, врачу любовь к детям не езой- взять ббдее вдумчивого и скромного ственна. Кто же их не любит, кроме абитуриента, который;еще не успел при. Люден, дурно воспитанных? вить себе вредные черты педагога-авто- __ Какие еще качества нужно , считать' -риториста. = специфическими педагогическими каче- Но следует ли специалистам из при- ствами. Учитель должен быть хорошим ечной комиссии при наборе студентов _ гражданином, патриотом, честным, глу- -полагаться только на свой личный опыт - боко порядочным, гуманным и обрачо- или они все же должны считаться с а ваш!ьш человеком. А кому можно иметь рекомендациями школы и комсомола? По й противоположные качества? мнению тов. Ширяева (он тут абсолют. “ “ ыходит> для того> чтобы стать учи- но прав), рекомендации педагогических - телем> Равн° как и другим специалистом коллективов бывают бесцветны по- 5 с высшим образованием, абитуриенту .Овальные отзывы в них часто не сорт- - нУжен минимум образованности и нрав- ветствуют действительности, а рекомен. 5 ственд°й воспитанности. А дальше про- дадии райкомов комсомола порой «пи. » ' цесс формирования учителя и воспитате. чем не отличаются от худших образцов ш ля продолжается уже в педвузе. школьных».'Как же быть? I К Й Г т,к- ,,оби = Это, во-первых, глубокие знания того Д о / е з а / / реК 0 'МвНДУ' - предмета, к преподаванию которого сту- ечали 33 св°и слова и, если они ■ дент готовится (будущий учитель и всю ” Уверены в человеке, не рекомендова. ■ м « • »»• = тор, химик, историк), а также знание и осооьш РазГ»вар. • мастерство.методики преподавания сво- Итак' Г|о нашему мнению, всякое ; его предмета. Во-вторых, — это знание *колдов^тво» вокруг «педагогической ; и масгерство., («искусство») организато. одаРенностИ1' ничем не оправдано. Нуж. Г ра практического воспитательного дела 0 ПРеделять не степень одаренности Е Но этим еще не ограничивается подго- ^«туриента , а степень его нравствен- тов«а учителя и воспитателя. Для того ной в°опита№ности («чистейшее сущест. - чтобы студент получил солидную педа- и теоретической подготовленности : готическую (инженерную) подготовку, («проходной балл»), = он в педвузе изучает теорию и историю с э.той задачей не так уж ^трудно Г педагогики. Овладеть этим теоретиче- справиться при-условиях наличия объ- : ским и практическим педагогическим активных критериев и элементарной от. ; курсом — дело, всем доступное. ветственности. Там, где этих условий 5 Выходит, нет никакой педагогической нет, их нужно создавать. ; одаренности и никаких врожденных пе- Г. ЛЕГЕНЬКИЙ Е даг° гичсских способностей, .а есть обра. кандидат педагогических наук’ 5 анность и нравственная воспитан- старший преподаватель Елецкого : ность абитуриента. 1 Ш 11111111 Ш | | | 1 | | 11 т | 1 | 1 | |Ш | | | | 11 П 111111111 Ш т П 111 Ш 1 Ш 1 Ш 1т:1н п ш ш ш ц ш ш ш ш й УСПЕХ БОКСЕРОВ О ГОРОДЕ Губкине проводились традиционные с о -* ревнрвания боксеров на приз Героя Советского * Союза Николая Скворцова. В соревнованиях приняли $ участие боксеры Харькова, Тулы, Рязани, Белгорода, | В результате упорных боев победителями мемориала | а своих весовых категориях стали липчане В. Двуречен- | ский, А. Шаталов, А. Козлов, Б. Бобров и В. Харин. | Чемпионы награждены почетными грамотами, диплома ми первой степени и памятными подарками. ? К. ПРОКОФЬЕВ. одаренность, (а воспитанность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz