Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

В комитете комсомола го иау совхоза «Елец-Лозовский» щнваш хранится папка с личными сказыв обязательствами комсо- лекател мольцев, принятыми в После честь 100-летия со дня рож- дошел дения В. И. Ленина. Все дать е* 'бни заканчиваются сокро- только венными и ответственными ции. словами: «...Обязуюсь быть __ активным строителем ком- сат. мунизма». И прежде чем он поставить под ними свое . имя, каждый еще и еще 'раз * сверил свои дела с теми знако требованиями, которые аолж ' предъявлял к молодежи го н В. и : Ленин. ва пр Я хочу рассказать сегодня ^ТКТУ о парнях и девчатах этого л ^т 1 хозяйства, занятых обыч- 0 с< ным, будничным трэдом в ™ на мастерских, на полях, биб- лиотеках, школах. ния я степень культуры. А у нас, О том, как создавали в в Воробьевке, работать со- /Калининском сельском нлу. всем не трудно, потому что бе самодеятельность, рас- очень здесь хорошие люди. Указали позже сами девча- Прйходишь совсем-к чужо- та. Сначала участников бы- му человеку в дом, так 'он но совсем немного. Не бы- тебя встречает, будто веет- ло хорошего руководи геля, да знал и ждал. Я люблю А тут повезло. По распре­ делить.-Соберу пачку книг делению Чаплыги н с к о г о и журналов и ношу по селу, сельскохозяйственного тех- Или в мастерскую заверну, никумд приехал в село мо- Там мои комсомольцы. Ког- лодой специалист Нина да пойдут на обед, застав- Щербакова. На второй день лю парней вымыть руки но- пришла в клуб. Послушала, чище и самые новые книги как поют девчата, отобрала достгуо. А у Асадова не все самых голосистых и попро- стихи хорошие, — переводит сила остаться. С тех пор и она разговор снова к по- начались репетиции. Нина эзии. — Есть такие, где на- оказалась не только знаю- чинает заниматься анатоми- щим специалистом-хорови- ей чувств. Вроде бы челове- ком, но и неплохим органи­ ка от дурного предостерета- затором. Сумела уговорить ег, а сам это дурное, не в Даже многих парней. А мс- обиду ему, смакует. Это сяда через два агитбригада плохо, правда? Малининского клуба побы- вала не только во кге* от - Обсуждаем статью „О „счастливчиках' и „вечных абитуриентах" по выра- не у всех хватает терпения. И рас- У Леонида хватило. В- этом так ув- году заканчивает, десятый нтересно. класс заочной школы, ду­ шил по- м-а^'т поступить в сельскохо- попросил зяиутвенный институт, рукопись' Это программа на буду­ щей лек- щее. А пока он руководит звеном по выращиванию са- Кое-что нс успел запи- хариой свеклы. Начал за- — смущенно пояснил ниматься этим четыре- года назад. Довел урожай с этого и качалось их гектаРа от 100 до 270 цент- )мство, которое про- ,,еР°в- Считает — мало. В :ается до сих пор. Ча- НОвом гадУ взяа обязатсль- ш имя Леонида Сгуро- ство получить с каждого риходят письма с ин- гектаРа по 300 центнеров. И Г у ОПРОСЫ, поставленные в статое <0 «счастливчиках» и «вечных аби гуриентах», заслуживают то ­ го, чтобы их обсудить на страницах 'га­ зеты. Спору нет: система отбора моло­ дежи в педагогические вузы должна быть, как пишет автор статьи, «более тщательной н тоньше». Но в этом тон-' к.п! ювелирном- деле; важнее всего — выработать ■нс рецептурные «положе­ ния» («мерила способностей»), а общий теоретический ориентир, дающий воз­ можность в любых обстоятельствах принять правильное решение. Например, автор . заботится о- гем, чтобы «проходной балл» не заслонил нам «педагогические способности при- рождешшго воспитателя». Д о том, что врожденные педагогические способ­ ности существуют, у автора, видимо, нет никакого сомнения., , Действительно, многие видающиеся педагоги высказывали мысль, о том, что «учителем нужно родиться», а сделать­ ся им, якобы, нельзя. Как известно, А. С. Макаренко не разделял эту точку, зрения и всю жизнь докатывал, что каждый нормальный че­ ловек, 'если, он того захочет, сможет стать учителем н наспи га гелем-масте­ ром, Сам А. С. Макаренко; стал учите­ лем; не «по призванию», а по воле отца. Мы более склонны согласиться с А. С. Макаренко н не разделяем ни на чем не обоснованное утверждение других выдающихся авторитетов в том, ' что Д а, нм в чем-то все-таки должны иметь склонность абитуриенты, доступа, ющие именно в педвуз? Во-первых, на конкурсных экзаменах в педвузе, видя -1 мо, нужно при равных баллах отдать предпочтение юношам и девушкам, наи­ более нравственно воспитанным (нрав­ ственные чувства, идеалы, взгляды, убеждения). Как известно, тот же А. С. Макаренко отдал предпочтение «чистей­ шему существу» Лидочке (см. «Педаго. гичеекую поэму»), которая, одним своим присутствием прививала такую же прав, стенную чистоту своим воспитанникам. И вот здесь члены приемной комиссии, люди с опытом и наметанным :. глазом, могут, отличить человека более воспитан- ного от менее воспитанного.- Это не лак уж трудно сделать хотя бы потому, что не только абитуриенты, но и все люди” хоть И стараются «прикрасить» сною главную нравственную сущность,. тем не менее «выдают» себя в мелочах. Скажем, абитуриент, который уже был пионервожатым в лагер® , (его, конечно, рекомендую: школа и комитет комсомо­ ла) делает волевые повелительные же­ сты и ведет себя как поистине «одарен­ ный» педагог. Видно, он уже: привык комамдовать ребятами и усвоил «педа­ гогическую» лжеаксиому о том, что де­ ти — это только объект его авторитар­ ного воздействия. Он не видит в этом «объекте» мыслящего, чувствующего, ] переживающего субъекта. И не извест­ но, сможет ли он за 5 лет учения в В. И. Ленин в группе членов С.-Петербургско­ го «Союза борьбы за ос­ вобождение р а боч е г о класса». 1897 год. ‘* (Фотохроника ТАСС). Мечта Леонида Стурова Вторая наша встреча со­ стоялась летом, в горячее время уборки. Наш «газик» обогнал на проселочной до­ роге конную повозку. В ней сидела Нина. Теперь она показалась мне старше и строже. Она спешила на полевой стан и поговорить удалось только вечером. Рассказала работает, труда, ч В Д НЕ, молодому члену партии, IV !вы п а л о огромное счастье в го­ ды революции - работать под непосредственным руководствам’ Вла. диктора Ильича, Исполняя десятки текущих поручений Владимира Ильича, я имел возможность близко, изо дня в день наблюла :ь его рабо- Современники и соратники об Ильиче — Усилить работу отдела Законо­ дательных предположений Наркомю- ста, е тем, чтобы, все декреты и по­ становления поступали в Совнарком я более проработанном, согласован, ном виде и не решались бы наспех. ■г Специально следить и ;всячески: помогать развитию радмо-телефшиюй связи. ■ *• Выяснить, почему коллегия . Нефтеуправленищ дала рабочим но 8 аришн мануфактуры вместо отцу, темных 36 аршищ “)> — -Выписать из Америки, Герма­ нии и Ацгдин литературу'по тейло- рнзации и научней организации тру­ да. Заняться этим вопросом. — Выяснить вопрос об использова­ нии ветряных двигателей для осве­ щения деревни... Я нарочно привел этот :список .раз.: личных поручений для того, чтобы показать, как разностороння и разно­ образна била текущая работа Вла­ димира Ильича. Нужно иметь в ви- кую неаккуратность, небрежность, выводил виновников на чистую воду, не уставал,; тысячи раз указывать на расхлябанность, неумение работать, беспорядочность, г г. р.ч.ыгь Но Владимир Ильич умел это об­ лекать в такую форму, что никогда никто не чувствовал себя обиженным, даже в тех случаях, когда на голову его Владимир Ильич, призывал вся­ кие •кары, до ареста включительно. Занимаясь. важнейшими полити. вескими вопросами, часто мирового масштаба, Владимир Ильич никогда не отрывался и от - текущих дел , был 'чрезвычайно доступен . и живо отзывался на согни и тысячи срав­ нительно мелких вопросов. Это да- вале ему возможность быть всегда в Одним и з , самых порази гельных свойств многогранного гениального ума Владимира Ильича было уме- вие Пристально следить, даже не выходя из своего кабинета, ,за биени­ ем жизни не только в России, но и во всем мире. Он умел, но незамет­ ным для другого . глаза явлениям, верно и безошибочно схватывать и определять малейшие изменения вза- вмоот.чошений классовых сил. Дости­ гал да этого путем огромного коли­ чества .связей; как с организациями,' так и с отдельными лицами. Рядом чем смысл ее _ успевает и что .. ................... >.......... . | не успевает сделать. Хло- / пот у нее, как оказалось, по В пазговопе незаметно горло- Если Рабочий день пролетело время. Началось мвха, 1 Изат°Ра заканчивался, смеркаться/Валентина не- " « ,ятьи вечера- т0 ее-~еще терпеливо посматривала на ™ \ поднимается ЧУТЬ часы. Потом не выдержала: в * в тот денв и вовсе испортилось настроение с Извините, спешу «Кро- самого утра. Оказалось, что кодил» выпускать. Погово- у комбайна, которому пред- рите еще с комсомольцами... стояло убирать самый слож- И убежала. Я еще долго иый Участок, сразу «поле- вспоминал наш разговор. С тели? две веРь«зные дета- чем-то соглашался, с чем- ли‘ А там еще обнаружн- то - нет... Не переставая Л^„ья ” еурядИДЬ1 в норме думать об этой встрече. в«Работки у механизаторов, которые начали пахать зябь, д Так что; дел агроному не- Л г р о м о м впроворот. Не знала Нина тогда, как будет и с уро- Впервые я увидел ее на жаем. Уборка-то только на- районном смотре самодея- чалась. Правда, позже стало тельности. Она что-то горя- известно, что в Малинин- чо объясняла обнулившим ском отделении получен са- ее девчатам. Потом, уже в мый высокий урожай в сов- зале, слушал русские на- хозе. родные песни в ее. исполне- Последний раз я видел НИИ. Члены жюро ВЫСОКО Нину на районном комсо оценили выступление Ни- Мо л Й к о ^ ^ е ^ 1 Г о к а з а - ны Щербаковой. Одно из лось, что комсомольцы Ма- первых мест заслужил и хор лининского малининских девчат, €о то- брали ее своим секретарем, рым, как оказалось, руко- ———-------- --------- водила Нина. А. СТАРЧЕНКОВ. тека не пустует. Читатели идут и идут... Только после закрытия удалось познако­ миться с заведующей —' Валентиной Есиковой. Би­ ография ее коротка. «За­ кончила библиотечный тех­ никум. Приехала в совхоз. Работаю. А как — смотри­ те сами...». У нее много читателей, проводятся конференции, дне- "ты, вечера. Так что «с . роизводственной сто­ роны» наш герой вне вся­ ких сомнений. Я ревниво осматриваю стены в бесчисленных пла­ катах, книжные неровные ряды. Мне всегда казалось, что в сельских" библиотеках мало литературы. Но в этом маленьком храме культуры при умелой работ®, оказы­ ваете®, можно многое еде- о н К Н # О Н А ~ Ш О Р А Б О Т А Л По примеру Т. Ахуновой Все тридцать семь сельских профессионально- технических училищ Узбекистана приступили к приему учащихся. Примечательная новь — осваи­ вать специальность механизаторе нынче по при­ меру знатного водителя хлопкоуборочных машин Т. Ахуновой будет свыше 1200 девушек. (ТАСС). — Сейчас все любят сти­ хи, — говорит она, листая какой-то томик. — Почему? >— Это уже не мода, а курсе текущей жизни. Доведению до конца какого-нибудь мелкого дела практического характера Владимир Ильич придавал иногда большее значение, чем десятку выносимых и остающихся затем на бумаге «прин- •цнпмальных» решений. " Вот некоторые образцы поручений Владимира Ильича, которые он да­ вал нам ежедневно десятками. Взя. •пле примеры относятся к январю — февралю 1921 года; формулировка почти дословная: — Припять все меры, чтобы прось­ ба крестьян с. Горки и дер. Сиянова помочь им устроить у себя электри­ ческое освещение была выполнена в кратчайший срок. — Заняться делом Гидроторфа и :двинуть его, так как специалисты, там работающие, не могут до сих пещ приспособиться к условиям со­ ветской работы н достаточно беспо­ мощны. Дело это очень важное. — Проследить и нажать на дело разгрузки Москвы от лишних, менее необходимых для работы централь­ ных и московских ,органов, учрежде­ ний. Сократить распухшие и распро­ странившиеся ведомства. Все, что можно, выселить из Москвы или уп­ лотнить. Нужно добиться того, чтобы Москва, в-смысле приема приезжаю. . щих, была образцом для всей Рос­ сии. ' ч ■— Начать пейТоТовительную рабо­ ту но организации совета экспертов при Совете Труда и Обороны. В пер­ вую Ючередь наметить группу инже­ неров и агрономов, абсолютно добро­ совестных и хорошо знающих дело, крупных специалистов, широко обра­ зованных, с государственным круго­ зором, способных плодотворно рабо­ тать в советских условиях. простых вопросов ои умел прове­ рить серьезность данных своего со­ беседника, критически их проанали­ зировать, быстро,ухватить суть дела, выделить нужные факты, казавшиеся порой, на первый взгляд, незначи­ тельными. и маловажными; во этим фактам он строил свои. , гениальные выводы и прогнозы. Вопросы Влади­ мира Ильича иногда ставили в тупик даж е очень'хорошо подготовленных собеседников. Товарищи не .раз говорили, что после беседы с Влади­ миром Ильичем они ясно начинали понимать то, что было для них скры- у ВЯЧЕСЛАВАКИСЛЫХ (снимок слева) очень «тон­ кая» специальность. Он — заварщик электроаио- оптических систем. В этом деле нужны не только зна­ ния, но и большой опыт. Несмотря на то, что Вячеслав 'работает на' заводе «Эльта» всего один год, он хорошо освоил свою профессию. Сменные' нормы .он, как пра­ вило, перевыполняет при отличном качестве изделий. Т^РУДОВОЙстаж Валентины Кобзевой, прессовщицы 4 цеха-оправ Елецкого завода мед-оборудования— не так велик. Но за-три с небольшим года работы де­ вушка сумела завоевать авторитет и уважение в кол­ лективе. Лучшую молодюу производственницу товарищи избрали комсоргом участка. Фото В. Ельшаева. ' Часто бывало так,:что товарищи, считавшие себя .специалистами в дан­ ном вопросе, после беседы с Влади­ миром Ильичем обнаруживали, что в сущности онц совершенно не охва­ тили предмета. Каждый приходив­ ший и беседовавший с Владимиром Ильичем, приобретал что-то новое и ценное, какие-то новые широкие го­ ризонты, уверенность и твердую ос­ нову в .своей работе. Путем таких бесед и путем какой- то особенной, свойственной только ему одному ‘•интуиции Владимир Ильич впитывал в себя коллективную мысль и опыт зцасс, прорабатывал их в своем поразите^ьмом, мозгу и пре­ творял в великие лозувги, которые, как снопы света, освещали пути ре­ волюцию . В-работе Владимир Ильич был требователен^ до чрезвычайности, ’с поразительной настойчшшстью до­ бивался доведения до конца даже самых мелких дел, десятки раз про­ верял исполнение, лично созванивал­ ся по телефону, чтобы проверить, на­ пример, получение послан погони па­ кета, беспощадно преследовал вся. Н. ГОРБУНОВ, управляющий делами Совнаркома. Филатов, бригадир слесарей по ре­ монту промышленного оборудования на «Эльте» Н.- И. Свинцов. На строи­ тельстве Белоярской/ТРЭС в Сибири работает прорабов питомец Виктора Николаевича В. П. Архипов. За заслуги в области профессио­ нально-технического образования В. Н. Дорофееву присвоено почет­ ное звание «Заслуженный мастер профессионально-технического обра­ зования РСФСР», А. КРИВСКИЙ. Мало кто из ребят, поступающих в группу будущих слесарей по ремон. ту промышленного оборудования, верил, что через несколько месяцев они сами, своими руками будут из­ готовлять станки. Но вот первая встреча с мастером Виктором Нико­ лаевичем Дорофеевым. От «старич­ ков» ребята узнали, что он — один из лучших умельцев области. Вот уже двадцать лет работает в техническом училище № 2 Виктор Николаевич. На предприятиях обла­ сти трудится более четырехсот вы­ пускников групп, где он был масте­ ром. Половина из них, работая на заводах, окончила вузы и техникумы й стала технологами, инженерами, конструкторами. Среди них ин­ женер-конструктор завода «Гидро­ привод» А. П. Атаманов, техник-ис­ пытатель элементного завода И. Н. I способности воспитателя скрыты чуть ли педвузе «перестроиться» и преодолеть д не в генах абитуриента. уже сформировавшуюся педагогическую 5 о самом деле, какой обязательный косность. Из такой 4 юной «педагогиче- = минимум «педагогической одаренности» ской бестии» (Макаренко), видимо " должен иметь абитуриент, чтобы стать очень трудно будет сделать настоящего педагогом? Говорят, чго для этого пуж- воспитателя. При всех равных показа- но любить детей. А разве инженеру, аг. телях, в число студентов педвуза лучше роному, врачу любовь к детям не езой- взять ббдее вдумчивого и скромного ственна. Кто же их не любит, кроме абитуриента, который;еще не успел при. Люден, дурно воспитанных? вить себе вредные черты педагога-авто- __ Какие еще качества нужно , считать' -риториста. = специфическими педагогическими каче- Но следует ли специалистам из при- ствами. Учитель должен быть хорошим ечной комиссии при наборе студентов _ гражданином, патриотом, честным, глу- -полагаться только на свой личный опыт - боко порядочным, гуманным и обрачо- или они все же должны считаться с а ваш!ьш человеком. А кому можно иметь рекомендациями школы и комсомола? По й противоположные качества? мнению тов. Ширяева (он тут абсолют. “ “ ыходит> для того> чтобы стать учи- но прав), рекомендации педагогических - телем> Равн° как и другим специалистом коллективов бывают бесцветны по- 5 с высшим образованием, абитуриенту .Овальные отзывы в них часто не сорт- - нУжен минимум образованности и нрав- ветствуют действительности, а рекомен. 5 ственд°й воспитанности. А дальше про- дадии райкомов комсомола порой «пи. » ' цесс формирования учителя и воспитате. чем не отличаются от худших образцов ш ля продолжается уже в педвузе. школьных».'Как же быть? I К Й Г т,к- ,,оби = Это, во-первых, глубокие знания того Д о / е з а / / реК 0 'МвНДУ' - предмета, к преподаванию которого сту- ечали 33 св°и слова и, если они ■ дент готовится (будущий учитель и всю ” Уверены в человеке, не рекомендова. ■ м « • »»• = тор, химик, историк), а также знание и осооьш РазГ»вар. • мастерство.методики преподавания сво- Итак' Г|о нашему мнению, всякое ; его предмета. Во-вторых, — это знание *колдов^тво» вокруг «педагогической ; и масгерство., («искусство») организато. одаРенностИ1' ничем не оправдано. Нуж. Г ра практического воспитательного дела 0 ПРеделять не степень одаренности Е Но этим еще не ограничивается подго- ^«туриента , а степень его нравствен- тов«а учителя и воспитателя. Для того ной в°опита№ности («чистейшее сущест. - чтобы студент получил солидную педа- и теоретической подготовленности : готическую (инженерную) подготовку, («проходной балл»), = он в педвузе изучает теорию и историю с э.той задачей не так уж ^трудно Г педагогики. Овладеть этим теоретиче- справиться при-условиях наличия объ- : ским и практическим педагогическим активных критериев и элементарной от. ; курсом — дело, всем доступное. ветственности. Там, где этих условий 5 Выходит, нет никакой педагогической нет, их нужно создавать. ; одаренности и никаких врожденных пе- Г. ЛЕГЕНЬКИЙ Е даг° гичсских способностей, .а есть обра. кандидат педагогических наук’ 5 анность и нравственная воспитан- старший преподаватель Елецкого : ность абитуриента. 1 Ш 11111111 Ш | | | 1 | | 11 т | 1 | 1 | |Ш | | | | 11 П 111111111 Ш т П 111 Ш 1 Ш 1 Ш 1т:1н п ш ш ш ц ш ш ш ш й УСПЕХ БОКСЕРОВ О ГОРОДЕ Губкине проводились традиционные с о -* ревнрвания боксеров на приз Героя Советского * Союза Николая Скворцова. В соревнованиях приняли $ участие боксеры Харькова, Тулы, Рязани, Белгорода, | В результате упорных боев победителями мемориала | а своих весовых категориях стали липчане В. Двуречен- | ский, А. Шаталов, А. Козлов, Б. Бобров и В. Харин. | Чемпионы награждены почетными грамотами, диплома­ ми первой степени и памятными подарками. ? К. ПРОКОФЬЕВ. одаренность, (а воспитанность

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz