Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Сын стал дерзить, «Это я и без тебя знаю. Надо* ели твои советы», — отве­ тил он однажды на замеча­ ние матери. Потом Володь- ка хлопнул дверью и ушел, не сказав, куда и когда вернется. Такое Нина Владимиров, на услышала впервые. Ночью она не сомкнула глаз. Что происходит с сы­ ном? Почему он стал непо­ слушным? Володька попал в ватагу дворовых «смельчаков». По вечерам «смельчаки» простаивали в подъездах или на лестничных площад. ках, по-взрослому покури, вали, поругивались. Мно­ гим из них было невдомек, что их заводила — парень по кличке Сыч, прикры­ ваясь в общем-то безобид­ ным озорством мальчишек, совершал преступления. — Надо в милицию за. явить, — участливо совето­ вали соседи. Нина Владимировна за­ думалась: идти с жалобой на сына — значит, распи. саться в своем бессилии. Да и не хотелось ей в плохом свете представлять дру­ гим Володьку. Но благора­ зумие взяло верх, и она решилась. И вот Володька стоит пе. ред столом комиссии. Ря­ дом сидит мать — грустная, срезу какая-то постаревшая. — С Сычем дружу? Ну и что же? Мы ведь ничего особенного... — А лампочки в парад­ ной кто вывернул? А клум- - бу кто испортил?.. Вовка краснеет, пересту. пает с ноги на ногу, пы­ тается что-то сказать в оп­ равдание, но молчит и опу­ скает голову. Да, надо занять мальчиш. ку чем-то полезный. Ичем быстрее, тем лучше. — К нам на завод пой­ дешь? — встал из-за сто­ ла Юрий Викторович, — Работа интересная, много ребят, есть свой клуб, спортивные секции. — На завод? — тянет па­ рень и нехотя кивает голо- добавить и другое. Новолипецких конверторщиков по праву называ­ ют первопроходцами. Сравнение вполне точное. Им первым в стране, да п, пожалуй, в мире, пришлосыюй- ти на заведомый риск, отказаться от разливки стали по изложницам, сме­ ло начать осваивать разливку ее на УНРС. Что ни день, то в конверторном новая делегация. Только в этом году здесь побывало более 60 делегаций из различных стран мира. В том чис­ ле из Японии, Америки, Франции, ФРГ. Однако новолипецкие конвертор, щики- не 'успокаиваюкч ча дисгш- нутом. И рационализаторы; и лауреа­ ты трудятся сегодня' над новыми техническими проблемами, над раз­ работкой ' технологии производства .новых марок сталей, ищут пути увеличения стойкости футеровки кон­ верторов до 700 и 800 плавок, созда­ ния новых, наиболее прочных огне­ упоров. — Всем нам, — говорит начальник технического отдела завода, канди­ дат технических наук, лауреат Го­ сударственной премии Л. И. Тедер,— предстоит в ближайшее время ос­ воить проектную мощность стана «2000» и в кратчайший: срок " дать стране полосу для производства труб большого диаметра, работающих при высоких давлениях в условиях Край­ него Севера. Непрерывным потоком такой прокат будет поступать на Волжский трубный завод, на автомо­ билестроение. Вот почему высокую оценку нашего труда мы-'принимаем как аванс, за который еще предстой г поработать. Комиссар семнадцатилетних сов, говорит Александр Чеграхчи.'— Два- года назад на эту операцию времени требовалось в 8—И) раз больше. Помог новый вид связи, а также вычислительные машины. У старшего конверторщц^а время загружено до предела. То тут, то там мелькает его белая каска. Ребя­ та довольны своим Антонычев. Так в бригаде называют Александра Че- грахчи. Злой в работе, балагур и весельчак в компании, он в любых условиях не теряет чувства самооб­ ладания, Постоянно спокойный, урав­ новешенный, находчивый. Даже ;:■когда совсем не клеится■дело, Анто- кыч остается неуязвим. А если из себя выходят сами ребята, подбадри­ вает: «Пустяки. Переживем. Главное — без паники». Чеграхчи не может стоять на ме­ сте, он всегда в движении. О себе Александр Антонович рассказал весьма скромно. Жил в Днепропет­ ровске, сюда приехал, по вызову как специалист. 10 лет назад окончил техучилище по специальности под­ ручного сталевара.. .Мечтает об и н - ; статуте. — Когда больше всего устаете?— спрашиваю у ребят. — Когда сделаешь за смену 16 плавок вместо 20 по заданию, — от­ вечают они и заключают: —■Ни пла, на, ни настроения. Но такое в цехе — редкость. А если и случается; то рассматривается как «411*. В эти дни не только в бригаде Чеграхчи, но и у коллектива всего кислородно-конверторного комплек­ са отличное настроение: спорится ра­ бота. Уже выполнены, многие пункты ленинских юбилейных обязательств, дополнительно страна получила де­ сятки тысяч тонн первосортной стали. А недавно в цех пришла новая радо­ стная весть: группе специалистов з а . вода, в том числе начальнику цеха : С. В. Колпакову и главному кон­ верторщику И. Д. Чиграю, присуж­ дена Государственная премия. У .любого рабочего спроси — за что, и каждый с гордостью расскажет, как в удивительно короткий срок, благо- ; даря смелости творческого замысла, были освоены установки непрерыв­ ной разливки стали. Цех всего за 14 месяцев достиг проектной мощно­ сти,' тогда как проектировщики от­ водили па это 30. ; Что же позволило молодому кол­ лективу добиться стабильной работы, выплавить 645 плавок на одном из конверторов без замены его футеров­ ки, не прерывая процесса'разлить на установке столько стадо, что общая длина всёх полученных слябов: пре­ высила 1100 метров? . На этот вопрос лауреат Государ­ ственной. премии Серафим Василье­ вич Колпаков отвечает кратко: — Прежде всего — научный под­ ход к организации труда, внедрение новой техники, усовершенствование технологии. В конверторном отделе­ нии, например, механизированы си­ с и мы транспортировки ферроспла­ вов, подачи сыпучих материалов, ре. монт сталевыпускных отверстий. —- Ощутимые изменения произо­ шли, на установках непрерывной раз­ ливки стали, — продолжает свой рассказ начальник цеха. — Дштаточ- но сказать, что отдельные узлы и механизмы,, их претерпели до 600 пе­ ределок. Ко всему сказанному хотелось бы щика. Виктор Широкожухов *■» тоже его ученик. Да каждый из вось­ ми человек, что орудуют сейчасвнн- эу у конверторов, может в любую минуту заменить машиниста. Быстро и четко, одна за другой сменяются операции. Старший кон­ верторщик Александр: Чеграхчи по­ стоянно посматривает на .часы. До­ рога каждая минута. А его бригаде — особенно. Коллектив борется за право участвовать в юбилейной' вах- сборочном цехе, говорил—С «шефом» Коли Черешнева — мастером Борисом Ива­ новичем Самохиным, инте­ ресовался парнем. Утеши­ тельного мало: работает плохо, школу посещает не. регулярно. Приходько недоволен со­ бой. Может, он слишком строг с парнями? «Слиш­ ком» — тоже нехорошо..) Потом он начинает думать, что скоро зима. Хорошо бы махнуть с мальчишками в двухдневный поход на лы­ жах. А потом... Это будет завтра. Он соберет завод­ ской совет подростков: у Нины Мамкиной что-то не­ ладное творится дома... Как и в любом деле, вос­ питатель подводит итоги. связь с ними не прекра­ щается. Пишут те, кого он провожал но так давно — вручал подарки, говорил напутственные слова. По- прежнему письма полны секретов, которые он один может выслушать и не за­ смеяться. И неуклюжих слов благодарности, кото­ рые он старается не читать. Но как ни крути — все рав­ но приятно. Вот только Юрка Копы­ лов, из автоматного, самый выдержанный, самый спо- . койный парень, от кого уж не ждал беды, подвел. А пришлось выступать в суде, и писать письма, и доказы, вать, что Юрка случайно по­ пал в дурную компанию. Нет, кому Приходько нами и молодежью. Вот уже четвертый год ведет Юрий Викторович эту необычную работу. А взялся за нее неожиданно для себя самого. После армии все шло по порядку. Спорт, комсомольская ра. бота, станок. И вдруг — воспитатель. По его инициативе в за­ водском клубе собрались как-то комсомольские во. Жаки, мастера, работники отдела милиции. Разговор получился обстоятельный, деловой. Все пришли к единому мнению: надо со­ здать на заводе клуб для подростков. Сначала сколо. тить прочное ядро буду­ щего ребячьего коллектива и, опираясь на него, приоб­ щить к полезным делам «трудных». Но помогать им на пер. вых порах оказалось не­ легко. Горькие мысли все чаще стали приходить в голову. Юрий вспоминает про­ делки ребят, их «шуточки» и смеется. Сейчас-то ему смешно, а вначале... Как. то спрашивает он одного парнишку, почему его брат на работу не вышел. А тот доверительно сообщает: «Си, было, вышел, да увидел —дождь за окном, плюнул и спать пошел». А другой с первой получ­ ки «загулял». И на работу два дня не выходил. Кто-то хочет только ве­ чером работать, говорит — дайте мне отоспаться. А кто-то только утреннюю смену просит — вечером у него учеба. Со всеми надо разобраться, каждого уго­ ворить, каждому помочь. И так изо дня в день, И все меньше свободного времени оставалось у Ю. В. Приходько. С о с т а в л я л план работы с подростками, комплектовал кружки, под­ бирал руководителей, про­ водил торжественные вече­ ра первой получки, при­ своения разряда, посвяще­ ния в рабочие. А там — спортивные соревнования, семинары — занятия с «ше- фамия-воспитателями. Уходят ребята в армию, а те. 22 апреля 1970 года бригада обя­ залась работать полностью на сэко- номленном сырье и материалах ; и сварить в эту смену 20 плавок высо- кокачественной стали. ' > Только что конверторщик Анато­ лий Жуков отобрал пробу. А сей­ час проехал на электрокаре з а раски- слителями для металла. Позже я "ви­ дел его за пультом управления. Он накренял конвертор, а Юра Констан­ тинов — самый младший в коллек­ тиве, длинной ложкой доставал из дышущего огнем агрегата стакан и, остудив, ловким движением выбро­ сил на пол малиновый цилиндрик металла. Затем по пневмопочте он отправляет его на анализ. — Через три-четыре минуты будет готов анализ, —г постукивая указа­ тельным пальцем по циферблату ча- Анатолшо Семеновичу — средних лет машинисту с матросским телосложе­ нием и его 'напарнику молодому ко­ ренастому пареньку Виктору Ши- рокожухову, можно покурить или обменяться последними новостями. Внизу, на рабочей площадке, рядом с первым конвертором, идет загруз­ ка второго и слив стали из третьего. От машинистов-дистрибуторов тре­ буется максимум знаний, : выдержки, хладнокровия. Просчетов быть не должно. Даже малейших. В против- ном случае произойдет непоправи­ мое. Но когда на вахте А. С. Гага­ рин, можно не сомневаться, все бу­ дет в порядке. 12 лет варит он сталь. Сначала—в Днепропетровске, теперь здесь, в Ли­ пецке, З а это время вводного обу­ чил сложной профессии днетрибутор- В гигантском конверторе бушует пламя. Время от времени оно выры­ вается из горловины грушеобразно­ го тела, как бы пытаясь учинить расправу- над . укротившими его людьми. Но, «лизнув» прикрываю­ щий сверху колпак, вновь прячется за толстостенной огнеупорной бро­ ней. И тогда наружу устрем­ ляется фейерверк,, ярких - маленьких звездочек. Конвертор похож на ми­ ниатюрный вулкан. Дистрибуторщик А. С. Гагарин плавно нажимает одну из несколь­ ких ' десятков кнопок на длинном пульте управления. Сбоку от нее вспыхивает табло «Идет продувка кислородом»: Нарастает страшной силы рокот. Минут 20—25 будет длиться реакция расплавления ме­ талла , Но это вовсе не значит, что Н. ЛЫСАЧЕНКО. трудновато было. Только ведь собрались не неженки, не маменькины сынки. Че­ рез неделю фундамент поднялся, потом стены' вы­ росли. Припечёт солнце — долой рубахи — по всей стройке бронзовые спины склонились. Кирпичи кла­ дешь, а стена все растет и растет. Спустишься, со сто­ роны глянешь — глазам не верится. Ведь все сами сде­ лали: фундамент, стены. За два месяца свершилось чу­ до — вырос новый детский сад. — Вот пройдет, год, два, три, — вспоминают сейчас девочки. — Мы вырастем, кончим школу, пойдем ра- ботать. А однажды приедем в гости к «Солнышку-43». В садике тепло,' малыши будут играть, ступать по иолу, ко­ торый настилала вторая бригада. А ведь это здорово — приносить пользу, чувство­ вать радость вместе с това­ рищами, друзьями. А вече­ ром, бывало, сядут на дуб­ ки возле Дона. Вода, как зеркало. В воду глянешь, а там звездочки, на.небо —• ГЛДНАЖДЫ , года , два ' - 'н а з а д , по школе про­ шла молва: из старшеклас­ сников создаются комсо­ мольские строите л ь п ы е бригады. Желающие могут записаться в комитете ком­ сомола. С этого объявления и началась история строи­ тельного отряда сорок третьей школы. Й вот нака­ нуне областного слета стройотрядов я беседую с комсоргом школы Володей Черниковым. Разговор идет о прошедшем лёте, о том, как ребята строили колхоз­ ный детский сад. — Нашему отряду—два года, — улыбается Володя. — Мы уже не новички, мно­ гому научились. А с этого лета почувствовали себя взрослыми людьми. Гордо звучит, да? Что ж, они имеют на это право. Ребята часто вспоминают первый трудо­ вой день: пришли на строй­ ку, а рабочие подшучивают: «Детишек в помощнички прислали». От этих слов, конечно, немножко не ро себе стано­ вилось. В первые дни без привычки ТВОРИТЬ Так в заводскую семью влился еще один «трудный» подросток. Таких, как Вов. ка, у Ю. В. Приходько не­ мало. Одни из них в мень­ шей, другие в большей сте. пени поддались плохому влиянию. Им-то и отдает он все свое время, силы и спо­ собности. Такая уж у него должность инженер-ме. тодист по работе с подрост- НА СНИМКЕ: Юра Лапыгин, шлифовщик инструментального цеха еж пен комитета комсомола, депутат горсовета, передовик производства. г |ЧЕАТР принял к постановке новую комедию. Чем , I он при этом,'руководствовался? Опыт показыва­ ет, что если формулировка: «развлечь, повесе­ лить» — превращается в единственную цель-создателей-; будущего спектакля и всецело определяет и выбор пье­ сы, и цель постановки («смешить—и никаких гвоздей!»), то результаты бывают не слишком радующими. Иное дело, ко!да творческий коллектив увидел в про­ изведении возможность в рамках действительно люби­ мого зрителем комедийного жанра поставить какую-то важную общественную проблему, использовать оружие смеха для борьбы с вредными явлениями. Тут- ус- .- пех вполне вероятен, ибо настоящее творчество начи­ нается не с конъюнктурных расчетов («на театральной афише нет слов «комедия», значит надо, чтоб оно появилось»), а во т е это г о желания сказать людям нечто важное, нужное и волнующее. Хочется надеяться, что за комедию Э. Рязанова и Э. Брагинского «С легким паром» наш театр взялся именно поэтому. И все-таки, посмотрев новый спектакль, я не могу избавиться от досадного чувства:'ж елание только по­ смешить зрителя помешало театру одержать полную творческую' победу. Э. Рязанов и Э. Брагинский — ярко талаг вые и... очень «опасные» комедиографы. Когда-то они затеяли постановку смешного фильма, главный (лоложитёль-- ный!) горой которого... воровал (!) автомобили. Правда, похищал он автомашины исключительно у людей, за­ имевших их на нечестно заработанные деньги. Многие тогда высказали сомнение, что сей странный, по сути, своей — анекдотический сюжет, до добра не доведет. Может, смешно и получится, а вот что касается идеи, то... Фильм «Берегись автомобиля!» появился на экранах и имел редкий успех. Это было удивительно смешное и в то же время глубокое, нравственно-философское про­ изведение, блестящая сатира, основное содержание ко­ торой можно кратко сформулировать так: «Лк5ди доб­ рые, у нас еще. есть, к сожаленью, жулики и проходим- ные, им пользу и необходимость стандартизации в ар­ хитектуре объяснять не надо! Их беспокоили стандарты совсем другого рода — стандарты в человеческих вза­ имоотношениях, стереотипы- в мышлении, шаблоны чувств. Как раз носителями всех этих стандартов и яв­ ляются в пьесе Ипполит и Галя. Это люди, у которых Есе заранее разложено по полочкам, все ясно, все оп­ ределено и распределено. Став, как и их антиподы —• Женя и Надя, жертвами курьезной случайности, они действуют (а главное — мыслят) в необычных ситуаци­ ях по готовым шаблонам и схемам. Например: Женя цы. Воюйте с ними, товарищи, никто за вас с ними бороться не будет!». Конечно; попади сценарий «Берегись автомобиля!» в руки:добросовестного, но недостаточно чуткого и муд­ рого режиссера, история, рассказанная в нем, в самом деле, превратилась бы всего-навсего в анекдот о чудаке, бескорыстно похищающем автомашины. ~ Собственно говоря, эта же опасность грозит л пьесе «С легким паром!», потому что она тоже, на первый взгляд, только, анекдотичная. Судите сами: авторы ее берут под комедийный обстрел... стандартизацию. Они вало, на наш взгляд, прочертить особенно отчетливо. К сожалению, тут а подвело режиссера Ф. А. Пухо- вича стремление лишь рассмешить. Он, увлекшись внешними перипетиями, не сумел добиться в глав­ ном достаточной четкости, договоренности. Традицион­ ная водевильная кутерьма как-то заслонила, размыла грань, отделяющую людей-схем от живых людей. А жаль! Жаль, потому что драматургия давала мате­ риал для большего. Жаль , потому что художник А. Д. Нестеров очень интересно и изобретательно оформил спек 1 акль. Жаль, потому что актеры М. Ильин и С. Лисовская, исполняющие роли Нади и Жени, все- таки сумели убедить нас в яркости, интересности своих героев, Верно передали приподнятость над бытом воз­ никшего между ними чувства. Правда, М Ильин не всегда органично чувствует себя в экстравагантных си­ туациях, складывающихся по ходу действия, не всегда оправдывает психологическое поведение своего героя, но это, видимо, продолжение того основного недостатка, о котором мы уже говорили. Неплохо, а порой прямо- таки интересно сыграли; свой роли В. Боков: (Ипполит),, М. Шестаковская (мать Нади), Н. Найденова (Галя) и другие. - И, повторяю, досадно, что все эти компоненты не сложились в целостный спектакль, не объединены чет­ кой режиссерской концепцией. На сей раз программа- минимум: «пусть только будет смешно!» — оказала режиссеру плохую услугу. И тем не менее — спектакль этот, не став стопроцен­ тной удачей, знаменует собой определенный сдвиг те­ атра в области созданнц комедийного спектакля. «С легким паром», несомненно, заслуживает внимания ли­ пецкого зрителя. д МЕЛБШК0 рые крутят. И решили мы вечер организовать. По­ весили объявление. А на следующий день молодежи собралось полный зал. Зна­ комились, рассказывали им о своей жизни; а они — о себе, словно старые друзья беседовали. Накануне отъезда костер был. Вместе с краснинцами пели, танцевали. .. Да, такое у человека ос­ тается на всю жизнь. Р а . дость общения. с людьми, которым ты нужен, совмест­ ный труд, единые заботы и цели рождают настоящих друзей. Наверное, поэтому им ин­ тересно учиться в своей школе, что за любое дело они берутся все вмёсте, по­ тому что любят труд, пони­ мают его высокий смысл. В маленькой комнатке, в которой едва разместятся двадцать человек, в центре переходящее Красное знамя райкома комсомола. — Оно у нас уже три го­ да, —■ с гордостью говорит секретарь Юра Коханенко. — Конечно, пришлось здо­ рово потрудиться. Помню, началось все с того, что в школу пришло письмо от ребят деревни Двуречки. Пи- ■ шут, что читать любят, а книг мало. Библиотеки нет. Собрался комитет, письмо прочитали, и каждый день— и старший и младший—т а ­ щили пачки книг, а потом отослали в село, НЕ ТОЛЬКО СМЕШИТЬ Долго искал комитет вы­ ход. И тут как-то пришла мысль: а что, если органи­ зовать комсомольскую ко­ пилку. Будем работать на заводе после уроков. Решили — сделали. Рабо­ тать никого не принуждали. Совесть есть — пойдешь со всеми. И шли. В школе—выпускной бал. Провожали ; десятиклассни­ ков. На заработанные день­ ги купили подарки и вручи­ ли лучшим комсомольйам- танцорам, певцам, спортсме­ нам, На лето строительный, отряд организовали. Пять- десят с лишним человек — это огромная сила, гордость школы. Работали в селе Красное на строительстве консервного - комбината. Шутка ли уложили 105 ку­ бометров бетона, расчисти­ ли 800 кубометров грунта с железнодорожного полотна, разгрузили и- перевезли 3 вагона щебня, 5 вагонов шлака, 12— кирпича и пес­ ка, 200 кубометров грунта вынули из траншей, выпол­ нив объем работ на 30 ты­ сяч рублей. — Что там говорить, — вспоминает бригадир, — по­ потеть пришлось. Но это словами не передать. Одни вечера чего стоят. А фут­ бол? А концерты? — Пришли мы как-то в клуб, — вспоминает Нина Маликова, — а там скука невыносимая. Фильмы ста- полюбил Надю, а Надя — Женю. Ага — возмущаются Ипполит п Галина, — низкие создания, изменники, нич- тожества. То, что 'любовь не подчиняется расписаниям и регламентации, — выше их понимания. Не умея глу­ боко чувствовать и переживать (у них все чувства, переживания — только «от» и «до», «как у людей», не: меньше, но и не больше), они не хотят понять; что хоть встреча Надежды и Евгения — случайна, но любовь, вспыхнувшая между ними — закономерна, ибо эти два умных, своеобразных, глубоко порядочных человека дав ­ но искали друг друга и, наконец, — нашли. Именно любовь Надежды и Жени и является внутрен­ ней (в отличие от внешней — чисто водевильной) пру­ жиной пьесы. Именно противопоставление их, живых людей, людям-схемам и определяет, в сущности, ее конфликт. Поэтому в показе взаимоотношений Нади и Жени и надо было избежать водевильной легковесно­ сти, фарсового флирта. Поэтому-то линию противопо­ ставления Нади и Жени — Галине и Ипполиту следо­ озорно изобретают невероятную интригу, возникающую из-за стандартов: стандартных “домов,- стандартных квартир, стандартной мебели и т. п. Из-за этой самой тг иной стандартизации быта герой комедии милейший Женя Лукашин оказывается, сам о том не подозревая, в чужой квартире, как две капли воды похожей на его собственную, переживает множество приключений, встречается с Надей, влюбляется в нее— а у Нади уже есть жених Ипполит, Впрочем, как и у Жени — невеста Галя... Короче, закручивается тугая пружина остроумного сценического действия. При поверхностном прочтении пьесы можно поставить по ней смешной, даже приятный спектакль и — все! Эта — если "режиссер взял за основу изложенную выше -пржрамму-минимум. Но — это значит обеднить ав­ торский замысел, выхолостить у пьесы как раз то, ради чего она писалась. А писали-то ее Э. Рязанов и Э. Брагинский не для того, чтобы добродушно пошутить насчет стандартных домов , и городов — они люди ум- Вот, например, раньше как было. Собираются стар­ шеклассники в поход — па­ латок не хватает, к вечер)? готовятся — динамик ба­ рахлит, лотерею придума­ ют устроить — денег нет. 10-я школа, г. Липецк, Т Е А Т Р

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz