Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
Сын стал дерзить, «Это я и без тебя знаю. Надо* ели твои советы», — отве тил он однажды на замеча ние матери. Потом Володь- ка хлопнул дверью и ушел, не сказав, куда и когда вернется. Такое Нина Владимиров, на услышала впервые. Ночью она не сомкнула глаз. Что происходит с сы ном? Почему он стал непо слушным? Володька попал в ватагу дворовых «смельчаков». По вечерам «смельчаки» простаивали в подъездах или на лестничных площад. ках, по-взрослому покури, вали, поругивались. Мно гим из них было невдомек, что их заводила — парень по кличке Сыч, прикры ваясь в общем-то безобид ным озорством мальчишек, совершал преступления. — Надо в милицию за. явить, — участливо совето вали соседи. Нина Владимировна за думалась: идти с жалобой на сына — значит, распи. саться в своем бессилии. Да и не хотелось ей в плохом свете представлять дру гим Володьку. Но благора зумие взяло верх, и она решилась. И вот Володька стоит пе. ред столом комиссии. Ря дом сидит мать — грустная, срезу какая-то постаревшая. — С Сычем дружу? Ну и что же? Мы ведь ничего особенного... — А лампочки в парад ной кто вывернул? А клум- - бу кто испортил?.. Вовка краснеет, пересту. пает с ноги на ногу, пы тается что-то сказать в оп равдание, но молчит и опу скает голову. Да, надо занять мальчиш. ку чем-то полезный. Ичем быстрее, тем лучше. — К нам на завод пой дешь? — встал из-за сто ла Юрий Викторович, — Работа интересная, много ребят, есть свой клуб, спортивные секции. — На завод? — тянет па рень и нехотя кивает голо- добавить и другое. Новолипецких конверторщиков по праву называ ют первопроходцами. Сравнение вполне точное. Им первым в стране, да п, пожалуй, в мире, пришлосыюй- ти на заведомый риск, отказаться от разливки стали по изложницам, сме ло начать осваивать разливку ее на УНРС. Что ни день, то в конверторном новая делегация. Только в этом году здесь побывало более 60 делегаций из различных стран мира. В том чис ле из Японии, Америки, Франции, ФРГ. Однако новолипецкие конвертор, щики- не 'успокаиваюкч ча дисгш- нутом. И рационализаторы; и лауреа ты трудятся сегодня' над новыми техническими проблемами, над раз работкой ' технологии производства .новых марок сталей, ищут пути увеличения стойкости футеровки кон верторов до 700 и 800 плавок, созда ния новых, наиболее прочных огне упоров. — Всем нам, — говорит начальник технического отдела завода, канди дат технических наук, лауреат Го сударственной премии Л. И. Тедер,— предстоит в ближайшее время ос воить проектную мощность стана «2000» и в кратчайший: срок " дать стране полосу для производства труб большого диаметра, работающих при высоких давлениях в условиях Край него Севера. Непрерывным потоком такой прокат будет поступать на Волжский трубный завод, на автомо билестроение. Вот почему высокую оценку нашего труда мы-'принимаем как аванс, за который еще предстой г поработать. Комиссар семнадцатилетних сов, говорит Александр Чеграхчи.'— Два- года назад на эту операцию времени требовалось в 8—И) раз больше. Помог новый вид связи, а также вычислительные машины. У старшего конверторщц^а время загружено до предела. То тут, то там мелькает его белая каска. Ребя та довольны своим Антонычев. Так в бригаде называют Александра Че- грахчи. Злой в работе, балагур и весельчак в компании, он в любых условиях не теряет чувства самооб ладания, Постоянно спокойный, урав новешенный, находчивый. Даже ;:■когда совсем не клеится■дело, Анто- кыч остается неуязвим. А если из себя выходят сами ребята, подбадри вает: «Пустяки. Переживем. Главное — без паники». Чеграхчи не может стоять на ме сте, он всегда в движении. О себе Александр Антонович рассказал весьма скромно. Жил в Днепропет ровске, сюда приехал, по вызову как специалист. 10 лет назад окончил техучилище по специальности под ручного сталевара.. .Мечтает об и н - ; статуте. — Когда больше всего устаете?— спрашиваю у ребят. — Когда сделаешь за смену 16 плавок вместо 20 по заданию, — от вечают они и заключают: —■Ни пла, на, ни настроения. Но такое в цехе — редкость. А если и случается; то рассматривается как «411*. В эти дни не только в бригаде Чеграхчи, но и у коллектива всего кислородно-конверторного комплек са отличное настроение: спорится ра бота. Уже выполнены, многие пункты ленинских юбилейных обязательств, дополнительно страна получила де сятки тысяч тонн первосортной стали. А недавно в цех пришла новая радо стная весть: группе специалистов з а . вода, в том числе начальнику цеха : С. В. Колпакову и главному кон верторщику И. Д. Чиграю, присуж дена Государственная премия. У .любого рабочего спроси — за что, и каждый с гордостью расскажет, как в удивительно короткий срок, благо- ; даря смелости творческого замысла, были освоены установки непрерыв ной разливки стали. Цех всего за 14 месяцев достиг проектной мощно сти,' тогда как проектировщики от водили па это 30. ; Что же позволило молодому кол лективу добиться стабильной работы, выплавить 645 плавок на одном из конверторов без замены его футеров ки, не прерывая процесса'разлить на установке столько стадо, что общая длина всёх полученных слябов: пре высила 1100 метров? . На этот вопрос лауреат Государ ственной. премии Серафим Василье вич Колпаков отвечает кратко: — Прежде всего — научный под ход к организации труда, внедрение новой техники, усовершенствование технологии. В конверторном отделе нии, например, механизированы си с и мы транспортировки ферроспла вов, подачи сыпучих материалов, ре. монт сталевыпускных отверстий. —- Ощутимые изменения произо шли, на установках непрерывной раз ливки стали, — продолжает свой рассказ начальник цеха. — Дштаточ- но сказать, что отдельные узлы и механизмы,, их претерпели до 600 пе ределок. Ко всему сказанному хотелось бы щика. Виктор Широкожухов *■» тоже его ученик. Да каждый из вось ми человек, что орудуют сейчасвнн- эу у конверторов, может в любую минуту заменить машиниста. Быстро и четко, одна за другой сменяются операции. Старший кон верторщик Александр: Чеграхчи по стоянно посматривает на .часы. До рога каждая минута. А его бригаде — особенно. Коллектив борется за право участвовать в юбилейной' вах- сборочном цехе, говорил—С «шефом» Коли Черешнева — мастером Борисом Ива новичем Самохиным, инте ресовался парнем. Утеши тельного мало: работает плохо, школу посещает не. регулярно. Приходько недоволен со бой. Может, он слишком строг с парнями? «Слиш ком» — тоже нехорошо..) Потом он начинает думать, что скоро зима. Хорошо бы махнуть с мальчишками в двухдневный поход на лы жах. А потом... Это будет завтра. Он соберет завод ской совет подростков: у Нины Мамкиной что-то не ладное творится дома... Как и в любом деле, вос питатель подводит итоги. связь с ними не прекра щается. Пишут те, кого он провожал но так давно — вручал подарки, говорил напутственные слова. По- прежнему письма полны секретов, которые он один может выслушать и не за смеяться. И неуклюжих слов благодарности, кото рые он старается не читать. Но как ни крути — все рав но приятно. Вот только Юрка Копы лов, из автоматного, самый выдержанный, самый спо- . койный парень, от кого уж не ждал беды, подвел. А пришлось выступать в суде, и писать письма, и доказы, вать, что Юрка случайно по пал в дурную компанию. Нет, кому Приходько нами и молодежью. Вот уже четвертый год ведет Юрий Викторович эту необычную работу. А взялся за нее неожиданно для себя самого. После армии все шло по порядку. Спорт, комсомольская ра. бота, станок. И вдруг — воспитатель. По его инициативе в за водском клубе собрались как-то комсомольские во. Жаки, мастера, работники отдела милиции. Разговор получился обстоятельный, деловой. Все пришли к единому мнению: надо со здать на заводе клуб для подростков. Сначала сколо. тить прочное ядро буду щего ребячьего коллектива и, опираясь на него, приоб щить к полезным делам «трудных». Но помогать им на пер. вых порах оказалось не легко. Горькие мысли все чаще стали приходить в голову. Юрий вспоминает про делки ребят, их «шуточки» и смеется. Сейчас-то ему смешно, а вначале... Как. то спрашивает он одного парнишку, почему его брат на работу не вышел. А тот доверительно сообщает: «Си, было, вышел, да увидел —дождь за окном, плюнул и спать пошел». А другой с первой получ ки «загулял». И на работу два дня не выходил. Кто-то хочет только ве чером работать, говорит — дайте мне отоспаться. А кто-то только утреннюю смену просит — вечером у него учеба. Со всеми надо разобраться, каждого уго ворить, каждому помочь. И так изо дня в день, И все меньше свободного времени оставалось у Ю. В. Приходько. С о с т а в л я л план работы с подростками, комплектовал кружки, под бирал руководителей, про водил торжественные вече ра первой получки, при своения разряда, посвяще ния в рабочие. А там — спортивные соревнования, семинары — занятия с «ше- фамия-воспитателями. Уходят ребята в армию, а те. 22 апреля 1970 года бригада обя залась работать полностью на сэко- номленном сырье и материалах ; и сварить в эту смену 20 плавок высо- кокачественной стали. ' > Только что конверторщик Анато лий Жуков отобрал пробу. А сей час проехал на электрокаре з а раски- слителями для металла. Позже я "ви дел его за пультом управления. Он накренял конвертор, а Юра Констан тинов — самый младший в коллек тиве, длинной ложкой доставал из дышущего огнем агрегата стакан и, остудив, ловким движением выбро сил на пол малиновый цилиндрик металла. Затем по пневмопочте он отправляет его на анализ. — Через три-четыре минуты будет готов анализ, —г постукивая указа тельным пальцем по циферблату ча- Анатолшо Семеновичу — средних лет машинисту с матросским телосложе нием и его 'напарнику молодому ко ренастому пареньку Виктору Ши- рокожухову, можно покурить или обменяться последними новостями. Внизу, на рабочей площадке, рядом с первым конвертором, идет загруз ка второго и слив стали из третьего. От машинистов-дистрибуторов тре буется максимум знаний, : выдержки, хладнокровия. Просчетов быть не должно. Даже малейших. В против- ном случае произойдет непоправи мое. Но когда на вахте А. С. Гага рин, можно не сомневаться, все бу дет в порядке. 12 лет варит он сталь. Сначала—в Днепропетровске, теперь здесь, в Ли пецке, З а это время вводного обу чил сложной профессии днетрибутор- В гигантском конверторе бушует пламя. Время от времени оно выры вается из горловины грушеобразно го тела, как бы пытаясь учинить расправу- над . укротившими его людьми. Но, «лизнув» прикрываю щий сверху колпак, вновь прячется за толстостенной огнеупорной бро ней. И тогда наружу устрем ляется фейерверк,, ярких - маленьких звездочек. Конвертор похож на ми ниатюрный вулкан. Дистрибуторщик А. С. Гагарин плавно нажимает одну из несколь ких ' десятков кнопок на длинном пульте управления. Сбоку от нее вспыхивает табло «Идет продувка кислородом»: Нарастает страшной силы рокот. Минут 20—25 будет длиться реакция расплавления ме талла , Но это вовсе не значит, что Н. ЛЫСАЧЕНКО. трудновато было. Только ведь собрались не неженки, не маменькины сынки. Че рез неделю фундамент поднялся, потом стены' вы росли. Припечёт солнце — долой рубахи — по всей стройке бронзовые спины склонились. Кирпичи кла дешь, а стена все растет и растет. Спустишься, со сто роны глянешь — глазам не верится. Ведь все сами сде лали: фундамент, стены. За два месяца свершилось чу до — вырос новый детский сад. — Вот пройдет, год, два, три, — вспоминают сейчас девочки. — Мы вырастем, кончим школу, пойдем ра- ботать. А однажды приедем в гости к «Солнышку-43». В садике тепло,' малыши будут играть, ступать по иолу, ко торый настилала вторая бригада. А ведь это здорово — приносить пользу, чувство вать радость вместе с това рищами, друзьями. А вече ром, бывало, сядут на дуб ки возле Дона. Вода, как зеркало. В воду глянешь, а там звездочки, на.небо —• ГЛДНАЖДЫ , года , два ' - 'н а з а д , по школе про шла молва: из старшеклас сников создаются комсо мольские строите л ь п ы е бригады. Желающие могут записаться в комитете ком сомола. С этого объявления и началась история строи тельного отряда сорок третьей школы. Й вот нака нуне областного слета стройотрядов я беседую с комсоргом школы Володей Черниковым. Разговор идет о прошедшем лёте, о том, как ребята строили колхоз ный детский сад. — Нашему отряду—два года, — улыбается Володя. — Мы уже не новички, мно гому научились. А с этого лета почувствовали себя взрослыми людьми. Гордо звучит, да? Что ж, они имеют на это право. Ребята часто вспоминают первый трудо вой день: пришли на строй ку, а рабочие подшучивают: «Детишек в помощнички прислали». От этих слов, конечно, немножко не ро себе стано вилось. В первые дни без привычки ТВОРИТЬ Так в заводскую семью влился еще один «трудный» подросток. Таких, как Вов. ка, у Ю. В. Приходько не мало. Одни из них в мень шей, другие в большей сте. пени поддались плохому влиянию. Им-то и отдает он все свое время, силы и спо собности. Такая уж у него должность инженер-ме. тодист по работе с подрост- НА СНИМКЕ: Юра Лапыгин, шлифовщик инструментального цеха еж пен комитета комсомола, депутат горсовета, передовик производства. г |ЧЕАТР принял к постановке новую комедию. Чем , I он при этом,'руководствовался? Опыт показыва ет, что если формулировка: «развлечь, повесе лить» — превращается в единственную цель-создателей-; будущего спектакля и всецело определяет и выбор пье сы, и цель постановки («смешить—и никаких гвоздей!»), то результаты бывают не слишком радующими. Иное дело, ко!да творческий коллектив увидел в про изведении возможность в рамках действительно люби мого зрителем комедийного жанра поставить какую-то важную общественную проблему, использовать оружие смеха для борьбы с вредными явлениями. Тут- ус- .- пех вполне вероятен, ибо настоящее творчество начи нается не с конъюнктурных расчетов («на театральной афише нет слов «комедия», значит надо, чтоб оно появилось»), а во т е это г о желания сказать людям нечто важное, нужное и волнующее. Хочется надеяться, что за комедию Э. Рязанова и Э. Брагинского «С легким паром» наш театр взялся именно поэтому. И все-таки, посмотрев новый спектакль, я не могу избавиться от досадного чувства:'ж елание только по смешить зрителя помешало театру одержать полную творческую' победу. Э. Рязанов и Э. Брагинский — ярко талаг вые и... очень «опасные» комедиографы. Когда-то они затеяли постановку смешного фильма, главный (лоложитёль-- ный!) горой которого... воровал (!) автомобили. Правда, похищал он автомашины исключительно у людей, за имевших их на нечестно заработанные деньги. Многие тогда высказали сомнение, что сей странный, по сути, своей — анекдотический сюжет, до добра не доведет. Может, смешно и получится, а вот что касается идеи, то... Фильм «Берегись автомобиля!» появился на экранах и имел редкий успех. Это было удивительно смешное и в то же время глубокое, нравственно-философское про изведение, блестящая сатира, основное содержание ко торой можно кратко сформулировать так: «Лк5ди доб рые, у нас еще. есть, к сожаленью, жулики и проходим- ные, им пользу и необходимость стандартизации в ар хитектуре объяснять не надо! Их беспокоили стандарты совсем другого рода — стандарты в человеческих вза имоотношениях, стереотипы- в мышлении, шаблоны чувств. Как раз носителями всех этих стандартов и яв ляются в пьесе Ипполит и Галя. Это люди, у которых Есе заранее разложено по полочкам, все ясно, все оп ределено и распределено. Став, как и их антиподы —• Женя и Надя, жертвами курьезной случайности, они действуют (а главное — мыслят) в необычных ситуаци ях по готовым шаблонам и схемам. Например: Женя цы. Воюйте с ними, товарищи, никто за вас с ними бороться не будет!». Конечно; попади сценарий «Берегись автомобиля!» в руки:добросовестного, но недостаточно чуткого и муд рого режиссера, история, рассказанная в нем, в самом деле, превратилась бы всего-навсего в анекдот о чудаке, бескорыстно похищающем автомашины. ~ Собственно говоря, эта же опасность грозит л пьесе «С легким паром!», потому что она тоже, на первый взгляд, только, анекдотичная. Судите сами: авторы ее берут под комедийный обстрел... стандартизацию. Они вало, на наш взгляд, прочертить особенно отчетливо. К сожалению, тут а подвело режиссера Ф. А. Пухо- вича стремление лишь рассмешить. Он, увлекшись внешними перипетиями, не сумел добиться в глав ном достаточной четкости, договоренности. Традицион ная водевильная кутерьма как-то заслонила, размыла грань, отделяющую людей-схем от живых людей. А жаль! Жаль, потому что драматургия давала мате риал для большего. Жаль , потому что художник А. Д. Нестеров очень интересно и изобретательно оформил спек 1 акль. Жаль, потому что актеры М. Ильин и С. Лисовская, исполняющие роли Нади и Жени, все- таки сумели убедить нас в яркости, интересности своих героев, Верно передали приподнятость над бытом воз никшего между ними чувства. Правда, М Ильин не всегда органично чувствует себя в экстравагантных си туациях, складывающихся по ходу действия, не всегда оправдывает психологическое поведение своего героя, но это, видимо, продолжение того основного недостатка, о котором мы уже говорили. Неплохо, а порой прямо- таки интересно сыграли; свой роли В. Боков: (Ипполит),, М. Шестаковская (мать Нади), Н. Найденова (Галя) и другие. - И, повторяю, досадно, что все эти компоненты не сложились в целостный спектакль, не объединены чет кой режиссерской концепцией. На сей раз программа- минимум: «пусть только будет смешно!» — оказала режиссеру плохую услугу. И тем не менее — спектакль этот, не став стопроцен тной удачей, знаменует собой определенный сдвиг те атра в области созданнц комедийного спектакля. «С легким паром», несомненно, заслуживает внимания ли пецкого зрителя. д МЕЛБШК0 рые крутят. И решили мы вечер организовать. По весили объявление. А на следующий день молодежи собралось полный зал. Зна комились, рассказывали им о своей жизни; а они — о себе, словно старые друзья беседовали. Накануне отъезда костер был. Вместе с краснинцами пели, танцевали. .. Да, такое у человека ос тается на всю жизнь. Р а . дость общения. с людьми, которым ты нужен, совмест ный труд, единые заботы и цели рождают настоящих друзей. Наверное, поэтому им ин тересно учиться в своей школе, что за любое дело они берутся все вмёсте, по тому что любят труд, пони мают его высокий смысл. В маленькой комнатке, в которой едва разместятся двадцать человек, в центре переходящее Красное знамя райкома комсомола. — Оно у нас уже три го да, —■ с гордостью говорит секретарь Юра Коханенко. — Конечно, пришлось здо рово потрудиться. Помню, началось все с того, что в школу пришло письмо от ребят деревни Двуречки. Пи- ■ шут, что читать любят, а книг мало. Библиотеки нет. Собрался комитет, письмо прочитали, и каждый день— и старший и младший—т а щили пачки книг, а потом отослали в село, НЕ ТОЛЬКО СМЕШИТЬ Долго искал комитет вы ход. И тут как-то пришла мысль: а что, если органи зовать комсомольскую ко пилку. Будем работать на заводе после уроков. Решили — сделали. Рабо тать никого не принуждали. Совесть есть — пойдешь со всеми. И шли. В школе—выпускной бал. Провожали ; десятиклассни ков. На заработанные день ги купили подарки и вручи ли лучшим комсомольйам- танцорам, певцам, спортсме нам, На лето строительный, отряд организовали. Пять- десят с лишним человек — это огромная сила, гордость школы. Работали в селе Красное на строительстве консервного - комбината. Шутка ли уложили 105 ку бометров бетона, расчисти ли 800 кубометров грунта с железнодорожного полотна, разгрузили и- перевезли 3 вагона щебня, 5 вагонов шлака, 12— кирпича и пес ка, 200 кубометров грунта вынули из траншей, выпол нив объем работ на 30 ты сяч рублей. — Что там говорить, — вспоминает бригадир, — по потеть пришлось. Но это словами не передать. Одни вечера чего стоят. А фут бол? А концерты? — Пришли мы как-то в клуб, — вспоминает Нина Маликова, — а там скука невыносимая. Фильмы ста- полюбил Надю, а Надя — Женю. Ага — возмущаются Ипполит п Галина, — низкие создания, изменники, нич- тожества. То, что 'любовь не подчиняется расписаниям и регламентации, — выше их понимания. Не умея глу боко чувствовать и переживать (у них все чувства, переживания — только «от» и «до», «как у людей», не: меньше, но и не больше), они не хотят понять; что хоть встреча Надежды и Евгения — случайна, но любовь, вспыхнувшая между ними — закономерна, ибо эти два умных, своеобразных, глубоко порядочных человека дав но искали друг друга и, наконец, — нашли. Именно любовь Надежды и Жени и является внутрен ней (в отличие от внешней — чисто водевильной) пру жиной пьесы. Именно противопоставление их, живых людей, людям-схемам и определяет, в сущности, ее конфликт. Поэтому в показе взаимоотношений Нади и Жени и надо было избежать водевильной легковесно сти, фарсового флирта. Поэтому-то линию противопо ставления Нади и Жени — Галине и Ипполиту следо озорно изобретают невероятную интригу, возникающую из-за стандартов: стандартных “домов,- стандартных квартир, стандартной мебели и т. п. Из-за этой самой тг иной стандартизации быта герой комедии милейший Женя Лукашин оказывается, сам о том не подозревая, в чужой квартире, как две капли воды похожей на его собственную, переживает множество приключений, встречается с Надей, влюбляется в нее— а у Нади уже есть жених Ипполит, Впрочем, как и у Жени — невеста Галя... Короче, закручивается тугая пружина остроумного сценического действия. При поверхностном прочтении пьесы можно поставить по ней смешной, даже приятный спектакль и — все! Эта — если "режиссер взял за основу изложенную выше -пржрамму-минимум. Но — это значит обеднить ав торский замысел, выхолостить у пьесы как раз то, ради чего она писалась. А писали-то ее Э. Рязанов и Э. Брагинский не для того, чтобы добродушно пошутить насчет стандартных домов , и городов — они люди ум- Вот, например, раньше как было. Собираются стар шеклассники в поход — па латок не хватает, к вечер)? готовятся — динамик ба рахлит, лотерею придума ют устроить — денег нет. 10-я школа, г. Липецк, Т Е А Т Р
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz