Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Галина Григоренко. В далеком далеке, В стране открытий, под названьем Детство; Увидела впервые иа стекле Я зимний лес: глядеть — не наглядеться. Мороз алтайский любит рисовать Все — от болот до непролазной чащи. Лес у него был только не звучащий. А как его заставить зазвучать? И потянуло в настоящий лес, В дремучий бор. И утешала ' мама: «Вот погоди, придет с войны отец».., И я ждала, и верила упрямо. И вот теперь мне грустно оттого, Что встреча с лесом состоялась поздно. Мне так любили рисовать его Свирепые, по добрые морозы. ОСЕНЬ Мне нравится осенняя пора, Пронизанная творческою думкой, За щедрость кисти, за полет пера, За редкую отчетливость рисунка. Природа, как стареющий художник, Поняв', что впереди немного дней, Ведет мечт/., светло, восторженно И молодо торопится за ней, Как будто хочет высказать себя Всю, до последней сокровенной тайны И красотой своей необычайной Спешит обнять все сущее, любя. ■ Мне нравится осенняя пора, Пронизанная творческою думкой, За зрелость кисти, за полет За детскую отчетливость рисунка. в тот синий край Отсюда, с Украины, из России. Так и моя здесь родина, считай, II оттого так сердце бьется сильно. А если разобраться — вся страна Для нас не только мать, но и праматерь. Порой осмыслишь, как она сильна, И радость горло комом перехватит. И захлестнет все. сердце,, как волна,, Го.рячая любовь к земле родимой... Здесь все как матери — * и свет, и седина— Неповторимо, светло и любимо, Обзор почты стихов Путешествие в детство не откликнулся не смену времен года. Ко ведь и в этих стихах нужна своеобыч­ ность, своя неведомая грань в магическом кри­ сталле поэзии. А пока из стихотворения в стихотворение кочуют штампы, примелькавшиеся образы и рифмы типа: «осень — просинь», Тут и «облетают послед­ ние листья», и «затяжные дожди», и «рябина алеет», и «лужи холодные», и «кар­ канье ворон» и т. д. - Тоске, закованная в медь, — Осенняя пора Устала листьями греметь И пылью у двора.., Или: Октябрь улез до губ в доху И холод, словно хлыст, И ветер гнул дубы в дугу И зол, и голосист,,. Галина Григоренко, врач Чаллыгинской районной поликлиники, родилась и выросла на рудном Алтае (рудник Ретивый]. На руднике добывали зо­ лото, но лучшим кладом были люди — честные, тру­ долюбивые, неунывающие, несмотря на трудное воен­ ное время. Первое стихотворение (вернее, два рифмованных четверостишия) сложились у Галины в третьем классе. Директор школы А. И. Хо­ рохорин, сам литератор, воспитывал в детях интерес к литературному творчест­ ву. Однако в школе и в медицинском институте Га­ лина стихов почти не писа­ ла, по крайней мере серь­ езно, но интерес к ним ни­ когда не угасал. Дебют молодой поэтес­ сы состоялся в газете «Рудный Алтай», затем пе­ чаталась в саратовской «За­ ре молодежи», Вниманию ч и т а т е л е й предлагается подборка ее стихов. Я в первый раз попала в зимний лес, И, кажется, вошла в него - вся' сразу, Легко и осязательно, как в сказку, Певучую и полную чудес. Как пушкинской строкой завороженный Темнеет дуб, в раздумье погруженный. Осинки дремлют чутко п светло, Зимою убаюканы тепло. И- жду: сейчас вон Нежней полоски розовой рассвета, Покажется боярышней ' одета Снегурочка. А с нею ■ Дед-Мороз. Но ум душе подсказывает внятно, Что это все мне - грезилось когда-то. Но где? Когда? Я выросла в горах. А там у нас не лес, а мелколесье. Д а степь еще негромкая, как песня, Что сам себе поет в пути казах. О, вспомнила... Я в Казахстане выросла, но здесь Себя" по сути ощутила русской. Рязанский край, ромашковый расплеек, Поля, леса задумчивы и грустны. И травы здесь свежи и изумр.удны До сентября и даже октября. И там, в моем краю,. скалистом, рудном, В июле горы полымем горят. Похожи горы . на верблюжьи кочКи Ковыль седеет, аксакал-трава, И лишь в горах, как образные строчки В стихах, цветет до осени листва. Но для меня тот край до всхлипа мил И полон, притягательною силой Не потому ль, что светом озарил, Что дедов там полынные могилы? А прадеды пришли вот это — восклицает Виктор Ба- *еть свою Диков из Чаллыгинского «сограж- Рай° на' С ним солидарна и чь харак- Куликова из села Частая энной со- Дубрава, отсветы Победы в космосе — встреча- победы на земле! Молодые юизведе- поэты хорошо знают, что тероа, но вывести на орбиту космиче- |щих, мо- ские корабли можно было 5. Клей- лишь при дружных усилиях оизм и всего народа. Вот почему >ие и хан- А. Кибальниченко свои сти- |рывается хи посвящает сталеварам, простор, строителям, листопрокат- ,ая чело- чикам: , ее не- Горновые шагают устало <видуаль- Мимо домен, где один© и огненный шквал,,. Большой поэзии атланты Добры в суждениях своих «Как эти мальчики талантливы», — Твердят они о молодых. А мальчики и впрямь талантливы. И стих их грамотен и смел. Из них не вылепили ангелов, А каждый пел так, как умел, Хоть не столпы в судейских мантиях Им точку зрения дают, И все ж светловскую романтику Они, как ^старшие, несут, И отвергая скепсис франтов, Отцам становятся под стать, Чтоб быть поэзии атлантами, Чтоб на плечах ее держать. Совет клуба „Радуга" приглашает НЕДАВНО ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» РЕДАКЦИИ СОБРАЛИСЬ МОЛОДЫЕ ПОЭТЫ И ПРОЗАИКИ И ЗАВЕЛИ РАЗГОВОР О СВОИХ ПРОБЛЕМАХ: О ЛИ ­ ТЕРАТУРНОЙ УЧЕБЕ, ОБ ОТСУТСТВИИ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПОМОЩИ, О РАЗОБЩЕННОСТИ. И ДОГОВОРИЛИСЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ СОЗДАТЬ ПРИ РЕ ­ ДАКЦИИ ГАЗЕТЫ «ЛЕНИНЕЦ» СОВЕТ КЛУБА «РАДУГА». В СОВЕТ ВОШЛО ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК. ПРЕЗИДЕНТОМ КЛУБА СТАЛА СВЕТЛАНА МЕКШЕН, ОДИН ИЗ АВТОРОВ ВЫШЕДШЕЙ НЕДАВНО В ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОМ ИЗДА­ ТЕЛЬСТВЕ КНИГИ СТИХОВ «ГОЛОСА ПЯТИ ГОРОДОВ». . СОВЕТ КЛУБА ОБРАЩАЕТСЯ КО ВСЕМ, КТО ПРОБУЕТ СВОИ СИЛЫ НА ЛИТЕРАТУРНОМ ПОПРИЩЕ: ШЛИТЕ НАМ СВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. У НАС ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ И ПОДДЕРЖ ­ КУ. СОВЕТ КЛУБА ПОМОЖЕТ ВАМ ДОРАБОТАТЬ ВАШЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ПО­ МОЖЕТ И СЛОВОМ, И ДЕЛОМ . повторимую инди ность, любовь к Рс своему народу. Неудивительно что большинство присланных в наи «Радуга», в той или иной степени перекликаются по тематике. Это стихи о Ро­ дине, ее успехах, о славном историческом прошлом, о будущем. Стихи о любви и природе в нашей обшир­ ной поэтической почте не стоят самостоятельно, они дополняют Вячеслав Ф ролов , Вольнее жить, Смелей и проще — Дерзновенней думы Только пожелай однажды, Чтоб стучались, В сердце вспархивали легче снов Милые навек Сиреневые дали, Ранних поездов. волшебным Пролиться, Только ты позови, ' Позови... Опадают последние Листья, Словно письма нз первой ' любви. открыто нюатвШа? НМ1Р1Р11И гражданственные, публици­ стические. П П А « П То ли тучи падают В ■ Ц Щ В_я| 8 ^ То ли мачты к ним Д Ж я СЖЖЖЖ р уносятся опять) Не привыкли мы о трудностях судачить: ........ ■ ■ — ЕсЛи шторм—то будем штормовать... После жаркого спора — пишет Алексей Власов. с металлом Видимо, бывший моряк, он Горновые скупы вправе сказать, что о «штор- на слова- мах мы знаем не по кни- Но чтобы мирный труд не гам». Кстати, есть одна был нарушен: характерная особенность По тревоге учебной у почты «Радуги». Авторы уходим, стихов — люди самых раз- ^ я. ___ _ нообразных профессий. Чтобы не 6 б“” вых . В. Фалин, написавший не­ плохие стихи «Елецкий, па- А Валентина Бобылева из рень» и «Улетают грачи»,— села Троекурово написала рабочий елецкого завода тепль|е строчки о своем «Прожекторные угли», ав- Учителе, который выводит тор стихов «У Мавзолея Ле- на Я°Р°Г-У жизни своих пи- нина», А. Бирюкова — ра- томцев. Такой же скромный ботница элементного за- Учитель занимался и с кос- вода. Прислали свои произ- монавтвми, и со сталевара- ведения Лида Горбунова _ жи — с будущими героями ученица школы № 25 горо- Отчизны, да Липецка, А. Кибальни- Не все стихи равноценны ченко — сотрудник газеты по качеству. Многим аето- «Металлург», и Т. Псковских рем не хватает поэтической — студентка Московского зоркости, слаба и техника института культуры, стихосложения: избитые Но всех их объединяет РИФМЫ» любовь к литературе, же- лание по-своему выразить чувства, мысли, радости и сомнения. Тамара С. своим стихам предпослала небольшое вступление: «Дорогая «Ра­ дуга»! Я очень люблю сти­ хи и сама пробую писать, Вчера вечером у меня по­ лучилось стихотворение «В тихий вечер». Я его посвя­ тила любимому, который сейчас служит в рядах Со­ ветской Армии...». Что ж, мы вместе с сол­ датом порадуемся успехам Тамары и пожелаем ей дальнейшей литературной О премиях Ленинского комсомола РОДИНА Милые навек Сиреневые дали, Песни сонных, Ранних поездов, На которых мы Уехать опоздали От своей беды, От городов, Что сковывает души От случайных дней, Ненужных встреч, К той единственной И выстраданной всел К той, Которая нас любит, К ней... Бюро областного ко­ митета комсомола при­ няло постановление о продлении конкурса на соискание Ленинской премии обкома ВЛКСМ в области литературы и искусства за 1969 год. Итоги конкурса будут подведены в апреле 1970 года в канун Ленин­ ского юбилея. Срок подачи работ на конкурс продлен до 1 февраля 1970 года. Н а незаказаиных ■ - - дорогах По незаказанной судьбе Я встречу ныне - - счастья много И много принесу тебе... Пускай я где-то неудачлив. Не все еще найти сумел. Но свет надежды не растрачен, Не все свои я песни спел... Нас очень ждут На тропах ветры, Нас солнце манит К сини гор. И этот мир Так чист .и светел, Как взгляд твой, Как сосновый бор. Или , И ты, сейчас ты Но энамо (?) наперед...». Здесь, помимо всего про­ чего, чувствуется, что автор не в ладах с русским язы­ ком. Стилистические и грам­ матические погрешности дают все основания посове­ товать автору посерьезней засесть за учебники. К сожалению, и у многих других авторов встречаются неуклюжие, а подчас и неграмотные строчки: «Душа моя дышать не сможет...» «Склонив себя к электросвету...э «Чтоб душу или, может, спину В людские волны окунуть.,,» Причем тут душа и спина? Я брожу меж кустарников голых, Среди тихих осенних Как созревшее яблоко, слово О тебе Упадет в эту синь... Тишиной не утешить обманной. Я грущу, никого не вин: В этот вечер Ненастный, туманный, Каждый шаг мой, Как выстрел ’ в меня. Песням сердца ВЯЧЕСЛАВ ' ФРОЛОВ, инструктор отдела куль­ турно-массовой работы об­ ластного совета профсою­ зов, поэзией заинтересовал, ся в старших классах шко­ лы. По-настоящему занялся творчеством, будучи студен­ том Липецкого пединститу- та. Берез неоновые рощи И снегов целинные пласты. С ней в душе настоящее время гото- еббрник стихов. IV- за. «Отговорила роща золотая» картина В. Руднева, экспонируемая на диционной весенней выставке произведений художников столицы. [Фотохроника ТАСС), шения человека и природы... Но традиционность и простота этих стихов («Слагают тост...», «Од­ нажды видела я ' тундру...», «По­ сочувствую: не судьба...» и дру­ гие) создает ощущение той высо­ кой сложности, которая доступна все только аналитику. Поэтесса стремится придать стихам народный колорит, * звуч­ ность, красоту и зримость. И по­ лучается это удивительно естест­ венно и живо. Без натяжек, Не ходи ко мне весною —. Ходи осенью. Не гляди на меня комом — Гляди россыпью. ■ Не у брода ты ищи меня -* У проруби. Жить — не жили, А полжизни вроде прожили. Оглянусь: мое — не ваше, Так уж водится, Говорят, не всяк, кто важен, В люди годится... Уверен, читателю понравятся «ЭКРАН-69» А . Тамбовская . Н. БАДУЛИН, многословие, рит- . . . „ ........-....... — разбросанность. Видимо, автор «спину» при- Некоторые авторы не уме- ТЯНУЛ « слову «покину» для ют пока работать над ело- рифмы, вом, не ищут одного, един- Встречаются и стихи, ко- ственно-нужного, отсюда - торые вообще на. строчки получаются вялые, звать стихами> В НИХ1 как невыразительные. Вот зна- правило, много риторикИ1 комимся со стихотворени- прописных исти„ и ВИдИ. ем «Рябина»: мость стихов только „ Т0М| Разукрашены красными что строчки-расположены ® бусами, столбик. Многих авторов Затаившись средь сосен сбивает с толку расхожее густых, мнение, что стихи может Вы стоите, как девушки написать каждый, стоит зусы6 взять чистый лист бумаги 1 ' и шариковую авторучку. Но ведь не всякий же человек 5дых... СЯдет за фортепьяно и без «бусы», какой-либо подг о т о в к и «парни вдруг исполнит 1-й кон­ евольно церт Чайковского. Надо вспоминаются строчки из знать ноты, потом отрабо- 1 состихами поэтичной по-настоящему тать технику, потом необхо- шиТатьяны песни «Тонкая рябина». Это, димы тренировки каждый !дяни «Вьет- конечно, не значит, что о день. •ужна...», рябине нельзя писать, но ю многих если уж писать, то не по- Такого же ТРУА® требует - страстное вторяться, не перепевать и поэзия: напряженной уче- еймолоде- того, что сказано до тебя, бы, эрудиции, безукориз- Много стихов «сезонных», ненного знания языка, авторы ра- Весной клуб получает сти- успехам хи о весне, летом—летний, В- з о р и “ > I техники, зимой — зимние. Почти нет член союза писателей Люди взрослеют по-разному. Одни — медленно, шаг з а ша­ гом входят в жизнь, как в спокой­ ное синее море. Осторожно попро­ бовал пальцем воду, зашел по щиколотку, по пояс, по грудь... Вот и поплыл. Других с золотого пляжа юно­ сти вдруг смывает штормовая волна, разрывая в клочья алые паруса романтики. Всю жизнь я кочую по свету, А все о нем знаю примерно... Эти строчки из нового (треть­ его) Сборника стихов липецкой поэтессы Аиды Федоровой «Пе­ ремены», недавно вышедшего в Центрально-Черноземном изда­ тельстве. Да, в пути художник еще глуб­ же и серьезнее осмысливает дей­ ствительность, ее многообразие. Мне понятен неутомимый интерес поэтессы к людям суровых и ро­ мантических профессий: геоло­ гам, морякам, летчикам, строите­ лям. Шли сильные люди сквозь ад бурелома, Сквозь злые атаки восставшего грома, Сквозь дни, комариным забитые гудом, В новом двухсерийном широкоэкран­ ном фильме «Крах» по роману В. Ар­ даматского «Возмездие» показана одна, из ярких, но малоизвестных страниц ис­ тории: дело Бориса Савинкова, Опера­ ция «Синдикат-2», проведенная чекиста­ ми против вождя белой эмиграции, бы­ ла одной из самых смелых и крупных операций молодой советской разведки в начале двадцатых годов. В фильме поднята большая политиче­ ская проблема превращения анархиче­ ских элементов в прямых контрреволю­ ционеров, врагов Советской власти, проблема истинной революционности и псевдореволюционного авантюризма. Чекисты, во главе с Ф. Дзержинским и В. Менжинским стре/ я захватк Савинкова живым, судить разоблачи, его как вдохновителя контрреволюции. Выполнение задания поручено челове­ ку исключительной храбрости, изобре­ тательности и хладнокровия — Андрею Павловичу Федорову. В фильме, в каждой сцене, в каждом эпизоде чувст­ вуется глубокий драматизм, постоян­ ная напряженность, высокий накал борьбы двух умов, двух носителей по­ лярных идеологий. В роли Федоро­ ва выступает народный артист РСФСР Юрий Яковлев. Зрители видели его I ’” фильмах «Идиот», «Необыкновенное ле­ то», «Человек ниоткуда», «Гусарская баллада», «Русский лес», «Анна Карени- К урановым рудам, к урановым рудам. («Баллада о геологах») Или: Был дождь, был снег, был град. Был каждый вопль, как стон: «Прораб! 1 прораб! прораб! «Моя родная сторона» — Мы говорим об отчем крае, Где вешний ветер, Как струна, Свои мелодии играет* Где ивы встали У пруда, Где травы стелются под небом... Но вот приехал ты туда, Где за всю жизнь Ни разу не был. И хоть ты всем — Желанный друг; Везде встречают хлебосольно, Ты вспомнишь, край любимый вдруг И загрустишь о нем невольно. Лишь зазвенит здесь, Как струна, Знакомый ветер- иепоседа, Шепнешь: «Родная сторона, Я все равно к тебе приеду». сытости плода на столе» это запоминается надолго, Я читаю стихи Аиды Федоровой — и вижу русскую природу, чув­ ствую любовь • поэтессы к ней, вновь и вновь убеждаюсь в широ. те натуры ее лирического героя, умеющей и ненавидеть, и про­ щать, умеющей верить и не те­ рять надежды па счастье, даже Д аже в песне поется, что на землю спускаются боги. Предают они небо,' но не ставят им это в вину,' И идут по земле, и возводят такие - чертоги, На которых года в море счастья выводят страну. Вам-не щелкать, как в сказке, свинцовые пули , орешками, Но растут ваши зданья, ваши улицы, ваши края. Боги слишком святые, а вы в меру злые и грешные. Вопи веяно скорбят, в ы — хохочете, смех не-тая. На ладонях у вас города, достижения, планы. '(Где найти мне слова, чтобы высказать все без прикрас?) Сухопутные люди, большого-большого вам плаванья! И скажу я всем людям: пусть молятся ТОЛЬКО на вас. Мнение читателя о книге липецкого автора Поджидая парней Давай, прораб, бетой!». («Прораб»). Когда Аида Федорова пишет об угловатых лесорубах, о неизве­ данных тропах Теологов и их подчас неудачных поисках, о стремлении найти свою вершину, открыть свои дали, почувствовать себя причастным к Большому де­ лу '— она находит очень точные, суровые и в тоже время нежные слова. Когда, она говорит о тру­ де крестьянском, о це'ие «румяной если жизнь в какую-то минуту становится трудной и мало рас­ полагает к оптимизму. Творчество Аиды Федоровой значительно потому, что Федоро­ ва — талант очень добрый и чело­ вечный. Поэтесса обращается к многосложной действительности, без ложного пафоса, не скрывая ее противоречий. Основа большинства последних стихотворений ее — так называе­ мые «вечные темы»: сложности и превратности любви, вэаимоотно-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz