Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ Т УХОДЯ из лучезарного V детс'тва, мы расстаем­ ся с добрыми сказка, ми. Жизнь — увы! — сов­ сем не похожа на них. Про­ ходят годы, и мы начисто забываем своих старых дру­ зей, но они время от вре­ мени сами напоминают о себе. Судьба привела человека на перекресток с легендар­ ным камнем. Куда пойти? Налево — тебя ждут сытое спокойствие и тупость, на­ право — блестящая карье­ ра (правда, без гарантии) и глубокая неудовлетворен­ ность собой, прямо—труд­ ный подъем, которому не видно ни конца, ни края. Человек задумался на пе­ репутье и... пошел напря- Так было у нее шесть лет тому назад... Давным-давно, семилет­ кой, подошла она однажды к матери и, решительно тряхнув косичками, заяви. А дома — голос незамет. о подошедшей матери: — Неужели боишься? Ты о, хуже других? И она сделала первый преисполненное глубочай­ шего смысла выражение: «Только выполнение собст. венного долга позволяет человеку чем-то стать». И решила для себя проблему «хочу и должен»: поступила в институт на филологиче­ ский факультет. Здесь по- настоящему раскрылись для нее Блок, Лермонтов, Есе­ нин. Здесь она получила первую квалифицированную оценку своим детским вир. шам. Зачастила на литера­ турные вечера. В газетах со- стоялась проба пера. И вот институт позади. В тот день она сидела в горкоме, рассказывала о прощальном вечере, гадала, куда получит ..назначение. — Хочешь быть вожатой? — спросили ее. ...Быть вожатой? Быть за­ водилой, запевалой, верхо­ водом, командиром... Или быть ремесленником, неиз­ вестно зачем • повязавшим на шею кумачовый тре­ угольник? И вспомнилось детство. Родное село Чернава. Зима. Коньки не хотели слушать­ ся, в ногах была противная слабость. А лед сверкал и манил, и ватаги ребят неслись по не­ му с гиканием и смехом... Однако профессия — не ледяная горка, где покатал, ся полчаса и ушел. А впро. ПРАВДИВОСТЬ И она стала вожатой. Первый день работы был ее черным днем. Он начал­ ся не с романтики, а с эко­ номики. Куда-то пропали горны и барабаны. Затем ее усадили в кабинете ди­ ректора и долго читали уто. мительную,. но довольно абстрактную лекцию о пла­ нах, .стендах, списках, дис- циплине-и, наконец, успева­ емости, на которую надо «обращать особое внима­ ние». Первый день подхо. дил к концу, а она еще ни­ чего не сделала, и с чего начинать — не знала. Хоте­ лось плакать от бессилия. ...Высокая стройная де­ вушка идет по школьному коридору. Белокурые воло­ сы рассыпаны по плечам, в глубоких озорных глазах пляшут веселые огоньки. — Витя, поди сюда, — го. ворит она торжественно. Витя знает, что вожатая любит делать сюрпризы, и ...Сцена изображала коридор Смоль­ ного. Солдаты-фронтовики расположи­ лись со своим нехитрым скарбом прямо на полу у стен. Торопливым, деловым шагом один за другим проходят люди. Видавший виды Иван Шадрин и тот рас. терялся: никого не удается остановить, все заняты, все спешат... И вдруг он увидел: прямо- на него шел из глубины коридора невысокий плотный человек. «Его-то я спрошу», — мгновенно созре­ ло решение в голове Шадрина —- там­ бовского крестьянина, самовольно ушедшего из окопов империалистиче­ ской войны в Питёр. Но не успевает он произнести: «Уважаемый, где бы тут чайку мйе?..», как в зрительном зале вспыхивают горячие аплодисменты... Приехавший лишь вчера с передовой Шадрин еще не знал, кто шел ему на- повесть о последних месяцах жизни Ильича «Зимний перевал». Эта повесть строго документальна, еще в большей мере, чем предыдущая;,— «Черные су­ хари», основанная на совершенно кон­ кретных реальных фактах. Писательница не стремится «приукрасить» факты, «рас­ цветить» их, но сами по себе эти факты настолько эмоционально насыщены, что воздействуют на читателя сильнее мно­ гих и многих беллетризированных иллю­ страций к историческим ' событиям. В этом плане немалый интерес для чита­ теля, особенно юного, представляет не­ давно изданная «Советской Россией» по­ весть Лидии Фоменко «Один из семи». Герой этой повести — рабочий-боль­ шевик Василий Андреевич Шелгунов. В девяностых годах прошлого века он познакомился с Владимиром Ильичом, по его конопатому лицу широко расплывается осле­ пительная улыбка. — Дай палку, ты же в школе, — это уже спокой­ но и серьезно. Мальчишка густо покрас. нел, но в душе благодарен за то, что ему не «читают мораль». И без того стыд» А в школьном буфете завтракают малыши. Возня, шум да беспрерывный стук. Учительница время от вре. мени покрикивает на шалу­ нов, раздраженно и — бес­ полезно. Входит вожатая и, пере­ крывая гвалт, шутливо при­ ветствует по слогам: — Дети, приятного ап-пе- ти-та! Курносые лица улыбают­ ся. Смотрят на нее, и -про шалость забыли. И так в каждом, пусть мелком, пусть обыденном деле. Она ненавидит фор. мализм, казенщину. Посто­ янно ищет новые формы. Оттого и каждый сбор - ее не похож на другой и обя­ зательно оставляет после себя восторженные воспо­ минания ребят. — Главное, чтоб все бы­ ло искренним, — говорит пионервожатая. —А это так трудно. Нужен, к примеру, отличный монтаж. Вот и вы­ бираешь крохи из груды журналов и газет. Литературные монтажи она готовит сама. Не толь­ ко подбирает, но и сама со. чиняет. Организовала с ре­ бятами поэтический клуб «Колокольчик». И мальчиш­ ки, девчонки подолгу про­ сиживают в пионерской Юность на юбилейной вахте — Главное, они поняли И прочувствовали то, что хо­ тела я им донести, На сборе присутствовали лучшие липецкие учителя, Когда стали поздравлять во­ жатую, не поверила: неуж­ то же все хорошо? Но се- дая заслуженная учительни­ ца обняла ее: — Ты — молодец1 Слы­ шишь?.. О пионерской работе она говорит: — Я понимаю это как осуществление Советской власти среди детей. И учит их не ораторство­ вать, а делать. Работает Ва­ лентина Купавых в школе № 31, работает с таким чувством, будто всю жизнь вожатая, будто бы родилась с этим званием. А еще Валя—поэтесса. Рекомендована к изданию книжка ее стихов, где она обращается к людям: «Человек, подари мне чайку, подари вечный шум прибоя...» И еще раз к ней из дет­ ства пришла сказка о пере­ крестке, на котором стоит, камень ,с надписью: поэзия — работа — человек. А. ТАМБОВСКАЯ. комнате, обсуждая свое творчество. А когда уходят, по этажам рассыпается смех: вожатая критикует е юмором, сочиняет на ходу пародию —самому смешно, ...Шестой год ее дом — общежитие. В маленькой комнатке ничего лишнего. Море и каравелла — над кроватью. Да Гамлет с фа­ келом в руке приклеен на радио. А еще книги, много книг. Ленин, Толстой, Хе­ мингуэй, Вознесенский, Ми­ хаил Кольцов- Блок — самый 'любимый, — Он очень ’ искренний, У него какое-то доброе внимание к людям. А глав­ ное— он поэт. И это сразу — Мам, я буду писатель- — Захочешь—будешь, — мягко ответила мать. Шли годы. Проверка способно­ стей не давала радужных надежд. Прочитала как-то у Экзюпери суховатое, но Рабочие многих заво­ дов Ельца с гордостью говорят: «Наше пред, приятие молодежное. Средний возраст...» И начинают рассказывать об успехах парней и дев­ чат, об их энтузиазме и напористости, пытливо­ сти и глубоких знаниях. И действительно. Сто­ ит зайти в любой цех «Эльты»; элементного, завода медоборудова, ния, и вы словно попа­ даете в страну юности. Рабочему у станка — во. семнадцать, бригадиру— девятнадцать, начальнику цеха — двадцать - трид­ цать лет. Молодежь ре­ шает судьбу производст­ венных заданий и пла- щицей ТАМАРА ТЮРИ­ НА (снимок справа). Ныне комсомолка Тюри­ на—мастер смены. Мно­ гим новичкам она пере­ дала свой богатый опыт. И сегодня наш репортер застал ее. в момент, ког­ да она приоткрывала для юной Ани Алябьевой тайны профессии. Да к сама Тюрина не останав­ ливается на достигнутом, Тамара— студентка ше­ стого курса Ленинград­ ского института текстиль­ ной промышленности. Разные люди, разные судьбы, на разных пред­ приятиях работают эти трое. Но мы не случайно объединили их в одном репортаже. При всей са­ мобытности в них много общего. И, пожалуй, больше всего объединя­ ет их сознательное, твор­ ческое отношение к тру. ду, стремление достойно встретить вековой юби­ лей со дня рождения В. И.-Ленина. А. ВОЛОДИН. Фото М. Манаенкова -н Л. Антошкина. на снимке вверху, во. семь месяцев назад при­ шла ученицей в пятый цех завода «Гидропри- вод». Сегодня Валя—од­ на из лучших шлифов, щиц. Со сменными зада­ ниями справляется хоро­ шо. Девушка сдружилась С коллективом, завоева. ла авторитет среди това­ рищей. Недавно ее из­ брали заместителем се­ кретаря комсомольской организации. АЛЕКСАНДР СОЛО- МЕНЦЕВ (снимок вни­ зу) ежедневно выда­ ет в полтора раза боль­ ше продукции, чем пре­ дусматривается планом. Когда необходимо вы. полнить особо точную «ювелирную» токарную работу, обращаются к Александру. Знают, у парня золотые руки. Пять лет назад впер­ вые переступила порог трикотажной фабрики и стала работать вязаль- О браз Ильича в советской прозе встречу. Люди, заполняющие залы теат­ ров на спектаклях «Человек с ружьем», знают: навстречу Шадрину идет Ленин- Николай Погодин в своей первой пье­ се о Владимире Ильиче, написанной бо­ лее тридцати лет назад, удивительно точно представил процесс постижения «человеком с ружьем» величия ленин­ ской личности, Иван Шадрин «раскрыл, ся» душой в беседе с Ильичем, почув­ ствовав исключительную доверитель­ ность и сердцем поняв, что этому че­ ловеку можно «открыться без остатка». Потому-то он становится горячим про­ водником ленинских идей и своим рас­ сказом о встрече с Лениным убеждает в; необходимости служить революции, народному делу солдат, еще продол­ жавших подчиняться Временному прави­ тельству. Каждый, кто постигал суть ленинских идей, словно сам соприкасался с буду­ щим, обогащался, вбирая свет ленин­ ской лйчноётй. Очень верно сказал об одном из современных писателей — ав. торе произведений о Ленине — Нико­ лай Тихонов: «Когда Казакевич в своих произведениях изображал Владимира Ильича Ленина, он, стараясь передать образ великого вождя революции, ис­ кал в нем прежде всего высокую чело­ вечность и предельную правдивость пе­ ред собой и людьми». Никогда прежде не обращались так широко советские писатели к . образу Ленина, как в последние годы. Особен­ но заметно, как к новым творческим свершениям в разработке ленинской те. мы идут современные прозаики. Успеш­ но продолжает свои исследования сре­ ды и обстановки, в которой формиро­ валась личность юнруо Ленина, старей­ шая советская писательница Мариэтта Шагинян. Ее романы-хроники «Первая Всероссийская» и «Семья Ульяновых» — произведения своеобразные и содержа­ тельные. Исторической достоверностью, художественным своеобразием привле­ кают романы Афанасия Коптелова, осо­ бенно вторая часть его трилогии о вож. де — «Возгорится пламя», В самое последнее время (в конце 1968 года) было опубликовано новое произведение Елизаветы Драбкиной — писательницы, которая, много и плодо­ творно работает над ленинской темой,— работал под его руководством в «Сою­ зе борьбы за освобождение рабочего класса», был членом Екатеринославско- го, затем Бакинского комитетов партии, редактировал большевистскую газету «Звезда», сотрудничал в «Правде». Ран. няя слепота не помешала ему продол­ жать работу большевика-подпольщика... Аресты. Ссылки... Особенно приме­ чательно дана в повести сцена первой встречи В. А. Шелгунова с Владимиром Ильичем. Через много лет старый боль. встречи старался вести беседу об эко­ номике и политике. Но Ленину хотелось побольше знать о жизни рабочих, и он засыпал собеседника вопросами о ра­ бочем быте, о семье, о товарищах. И Шелгунов не заметил, как разоткровен. ничался, как потекла безрадостная по­ весть о горькой судьбе подростка: нуж­ да, непосильный труд, смерть матери, нетрезвая жизнь отца. Все это Владимир Ильич жадно Впитывал, всем интересо­ вался и был удивительно участлив. «Всю мою жизнь, — признавался Эм­ мануил Казакевич в заметках «Как я пи. сал «Синюю тетрадь», — меня больше, чем все другие люди на свете, интере­ совал Ленин. Я знаю, что в этом смыс­ ле я не одинок, что он интересовал все* мое поколение, что миллионы людей думали о нем с пристальным жгучим интересом... Он ' был олицетворением справедливости и правды». Такое пони­ мание ленинского образа и большой писательский талант Казакевича опреде­ лили успех его «Синей тетради». Разумеется, Лениниана, разработка ленинской темы означает не только обя­ зательное обращение писателей к прош­ лому.. Ленинская тема в искусстве свя­ зана в неменьшей мере и с днем ны­ нешним, и с днем завтрашним. «Каждый день жизнй нашей Родины приносит но­ вые замечательные примеры героизма, гражданского мужества, заслуживающие подражания, — говорил, выступая на Всесоюзном съезде учителей, Генераль­ ный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. — Сокровищница ленинских идей —это огромное духовное богатство, из кото­ рого уже не одно поколение людей черпает знания и вдохновение для ве­ ликих свершений». Л. ЗАМАНСКИЙ. ...Искренность. Это то, что приносит ей радость. Она бесконечно верит в ребят, даже в двоечников, даже в отпетых. Надо, чтобы и они обрели веру в себя. — Я должна им помочь в Но сегодня нам хочет, ся рассказать о юношах и девушках более мел­ ких предприятий древне­ го города. ВАЛЯ МИТРОФАНО­ ВА, которую вы видите Удача пришла к ней не сразу, но пришла. И не слу­ чайно считает она радост­ ным день пионерского сбо­ ра «Ленин— вождь, това­ рищ и человек». Ребята бы­ ли великолепны. рядок, неблагополучно с посещаемостью лекций^ Комитет устремляется в этот прорыв. А там, понятно, еще и взносы, подписка, распростране­ ние лотерейных, билетов. А то свалятся подряд несколько личных драм .— и "нужно устраивать чьи-то судьбы.... Спору нет, никто не снимет с комитета эти заботы. Но они должны быть, ну, как личная гигиена, что ли, для уважающего себя человека. Кроме, этого, есть большая работа, большая жизнь, полноводное течение.' А вот такого-то' бод­ рого настроя в институтской комсойрльской ор­ ганизации создать не смогли. :'А то, что к Ленин­ скому-зачету в комитете отнеслись, как к рядо­ вому, очередному делу, лишило его могучей силы, кою другие черпают именно в этом. Еще и еще раз перебираю подробности про­ шедшей в институте отчётно-выборной конферен­ ции. На память приходит выступление Федора Жиляева, бывшего командира стройотряда «Энергия». Почему, спрашивал -он, строгая прин­ ципиальность'бойцов стройотряда, высокое чув-. ство романтики, .которое переполняет их, пока они на стройке, исчезает, едва студенты снова переступают порог вуза? Ленинская стипендиатка Людмила Чурсина сетовала на то, что к выпуск­ ному курсу студенты все еще не научены орга­ низовывать других на большие дела. Многие го­ ворили о том, что и те успехи, которыми могут похвастать институтские комсомольцы — всего лишь «пятна оптимизма на грустной физионо­ мии», как выразился один, из студентов. А нужна буря, могучая река,- которая растворила бы мел­ кие неустроенности студенческого бытия. Многое волнует студентов, конференция к кон­ цу разбушевалась массой проблем и предложе­ ний. Подумалось: почему так вот страстно гово­ рят- порой лишь на конференциях? Где же были эти критики в течение года? Наконец почему ко­ митет не изучает общественное мнение, довольст­ вуясь лишь тем, что успеют высказать за т р и - четыре шумных часа конференции?.. И еще раз о Ленинском зачете. Новому коми- . тету нужно непременно восполнить недоработки прежнего. И тогда множество, на первый внг.пяд, неразрешимых проблем решится в институтской комсомольской организации гораздо проще и правильнее. , В. ШИРЯЕВ. Липецкий государственный педагогический институт. школа рабочей молодежи однажды, как говорит- ' скажите, когда же, как не сейчас, будущие учи- ся, приказала долго жить, сник «Алый парус», теля должны овладеть этой трудной наукой, где, «Радуга? потухла, последующие поколения сту- как не в практическом деле воспитания подраста- дентов ни возро'дили традиции синеблузников, ни кяцего поколения? Многие руководители школ нашли взамен что-то равноценное. предъявляют претензии институту за то, что мо- Весьма похвально, что комитет комсомола су- лодые учителя, выпускники Липецкого педвуза, мел найти множество интересных форм-политиче- слабо знают методику Комсомольской и пионер­ ского образования студентов — на факультете ско“ работы в школе, беспомощны порой даже и общественных проф'ессий, в клубе «Международ- таких простейших вещах, как проведение собра­ нный обозреватель за круглым столом» и т. д. ний'-или сборов. Конечно, большое дело — и та тысяча лекций, Нельзя сказать, что в институте не решают эту которые прочитали за год в селах и городских проблему. Но выпускники тех же факультетов об . общежитиях институтские лекторы. Но разве щественных профессий не подкрепляют теорети-1 Разговоры слишком частные, местные, что ли... : Топчемся в мелкой воде... В записке гое * .лось: «Товарищи }аршёкурс- пики, мы ждем, -..о вы будете заниматься не' выяснением отношений, а передадите, нам знамя,’! «которое .мы понесли бы сТордостью...». Кажет­ ся, эта записка- отрезвила многих — выступаю­ щие стали предъявлять комитету ■ и еебё более ' строгий счет и затрагивать,проблемы более глу­ бокие. Но инерция так и не позволила дойти до главного... Это главное нынче для всех комсомольских ор­ ганизации '— Ленинский зачёт, умение? связать теоретические положения работ Владимира Иль­ ича с жизнью, ибо ничто не предъявляет нам бо­ лее; строгий, более высокий счёт,, чем ленинские заветы молодежи. И то, что комитет комсомола не смог «зажечь молнию» в делах институтской' комсомолии, совершенпо не случайно. Уже был готов отчетный доклад, когда выяс­ нилось, что вопрос о Ленинском зачете вынесен в самый конец и что говорится о нем вскользь и весьма неконкретно. Сделанная наспех вставка не пролила света на то, как проходит он в инсти­ туте, что .хорошего в его организации и какие не­ достатки. А говорить было о чем. Зачет практи­ чески свели к сдаче на кафедрах программных работ по истории, партии и философии. В числе главиейг : заповедей ьича есть н такая: «...Нужно, эы Коммуни. ческий союз молодежи... не запирался в свой школы и не ограничивался лишь чтением коммунистических книг и брошюр. Только в труде вместе с рабочи­ ми и крестьянами можно стать настоящими ком­ мунистами». Многое изменилось бы в пединсти­ туте, сверяй студенты по ним дела свои... Помнится, лет несколько назад пединститут удивлял город интересными делами. Это они, комсомольцы-студенты, пришли к комсомольцам- рабочим на завод «Свободный сокол» и органи­ зовали там на общественных началах вечернюю школу. Это они были инициаторами' и организа­ торами первого в городе подросПФВого объеди­ нения — циркового коллектива «Алые паруса». Это их детище — вожатский клуб «Радуга». Это их «Синяя блуза» гремела по всей области. Но О тч еты и выборы КОГДА БЕЗ КОМПАСА связь с рабочей аудиторией не может быть посто­ янной, чтобы не по. одной лекции в год, а регу­ лярно читали бы их студенты? Можно найти и другие формы связи институт­ ской комсомолии с производственными коллекти­ вами. Вот, -скажем, традиционная помощь совхо­ зу «Атроном» в уборке урожая яблок. Ежегодно 1 там работает в течение 15—30 дней до полуты- сячи студентов. Но упрямые факты говорят о том, что для подавляющего большинства эти не­ дели — лишь вынужденная «отработка». Так, к примеру, нынешней осенью из ста студентов-ис- гориков, посланных в совхоз, к концу работы осталось лишь тридцать семь. Остальные под разными предлогами уехали домой. Комитет ог­ раничился лищв тем, что назвал в отчетном до­ кладе несколько нерадивых, вместо, того, чтобы возвести саму помощь студентов совхозу в ранг важного практического дела и солидно строить работу в соответствии с этим. Разве нельзя было вменить группам, например, какие-то культур­ но-просветительские функции? А разве не мог­ ли студенты за это время оказать какую-то по ­ мощь окрестным сельским школам?.. Учитель — это прежде всего человековед. Но, ческих знаний практическими навыками работы с детьми. А тут тоже простор безбрежен. Девяно­ сто тренеров, подготовленных за прошлый учеб­ ный год, — это, по идее, десятки спортивных сек­ ций в школах и домах культуры. Полсотнй тур- оргаиизаторов — это сотни походов дорогами отцовской славы. Мастера'художественного слова — это... Д а что там!.. Любая школа, любое вне­ школьное учреждение встретит студентов с рас­ простертыми объятиями. Представьте:' на каждо­ го из стоящих на учете в детских комнатах ми­ лиции подростков приходится по два студента! Да, множество мелких проблем решилось бы в институте, если бы комитет сделал законов; каждый комсомолец должен «решать практически ту или .иную задачу общего труда, пускай- са ­ мую маленькую, пускай самую простую». Это, кстати, тоже одно из главных указаний Ильича молодежи на третьем съезде комсомола. На первый взгляд трудно определить, беда или вина комитета, что-не смог он оторваться от раз­ решения мелких проблем и поднятый до высо­ кой романтики по-настоящему интересных комсо­ мольских дел. В самом деле, как не вмешаться, если в некоторых комнатах общежития — беспо- ХЕЛЬСИНКИ. Корр. ТАСС В. Лескинен передает: «Ленин и стратегия клас­ совой борьбы» — этой те­ ме был посвящен очеред­ ной ленинский Семинар, организованный Демокра­ тическим союзом молоде­ жи Финляндии (ДСМФ). В зале Дома культуры, где проходила работа се­ минара, собрались сотни представителей не только молодежных организаций Финляндии, но и ветераны рабочего движения, ком­ мунисты, представители де­ мократических организаций страны. Собравшиеся с большим вниманием вы­ слушали доклад председа- нимающей участие в ра­ боте ленинских семинаров в Финляндии, Алексея Ни­ кольского. Он был посвя­ щен теме «Ленинские прин­ ципы внешней политики советского государства». Глава делегации ЦК ВЛКСМ, принимающей уча­ стие в работе ленинских семинаров в Финляндии, секретарь ЦК ЛКСМ Латвии В. А. Рапопорт передала представителям ДСМФ — организатору ленинских семинаров — бюст и порт­ рет — эстамп В. И. Ленина. В заключение участники семинара просмотрели ки­ нофильм Д. Вертова «Три песни о Ленине». теля Коммунистической пар­ тии Финляндии Аарне Са­ аринена «Ленинская стра­ тегия и КПФ». «Великой заслугой В. И. Ленина, — сказал А. Саари­ нен, — была дальнейшая разработка вопросов стра­ тегии борьбы междуна­ родного рабочего движе­ ния, тщательный анализ соотношения классовых сил и противоречий капита­ лизма на его последней стадии — стадии империа­ лизма». С докладом «Общность национальных и междуна­ родных интересов комму­ нистического движения» выступила главный редак­ тор общественно-полити­ ческого и теоретического органа КПФ журнала «Ком­ мунистка Инкери Лехтинен. Теме «В. И. Ленин, классо­ вая борьба, вопросы куль­ туры и искусства» был по­ священ доклад секретаря ДСМФ по вопросам поли­ тического образования Хан­ ну Вуорио. С большим интересом участники семинара про­ слушали доклад члена де­ легации ЦК ВЛКСМ, при-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz