Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ Т УХОДЯ из лучезарного V детс'тва, мы расстаем ся с добрыми сказка, ми. Жизнь — увы! — сов сем не похожа на них. Про ходят годы, и мы начисто забываем своих старых дру зей, но они время от вре мени сами напоминают о себе. Судьба привела человека на перекресток с легендар ным камнем. Куда пойти? Налево — тебя ждут сытое спокойствие и тупость, на право — блестящая карье ра (правда, без гарантии) и глубокая неудовлетворен ность собой, прямо—труд ный подъем, которому не видно ни конца, ни края. Человек задумался на пе репутье и... пошел напря- Так было у нее шесть лет тому назад... Давным-давно, семилет кой, подошла она однажды к матери и, решительно тряхнув косичками, заяви. А дома — голос незамет. о подошедшей матери: — Неужели боишься? Ты о, хуже других? И она сделала первый преисполненное глубочай шего смысла выражение: «Только выполнение собст. венного долга позволяет человеку чем-то стать». И решила для себя проблему «хочу и должен»: поступила в институт на филологиче ский факультет. Здесь по- настоящему раскрылись для нее Блок, Лермонтов, Есе нин. Здесь она получила первую квалифицированную оценку своим детским вир. шам. Зачастила на литера турные вечера. В газетах со- стоялась проба пера. И вот институт позади. В тот день она сидела в горкоме, рассказывала о прощальном вечере, гадала, куда получит ..назначение. — Хочешь быть вожатой? — спросили ее. ...Быть вожатой? Быть за водилой, запевалой, верхо водом, командиром... Или быть ремесленником, неиз вестно зачем • повязавшим на шею кумачовый тре угольник? И вспомнилось детство. Родное село Чернава. Зима. Коньки не хотели слушать ся, в ногах была противная слабость. А лед сверкал и манил, и ватаги ребят неслись по не му с гиканием и смехом... Однако профессия — не ледяная горка, где покатал, ся полчаса и ушел. А впро. ПРАВДИВОСТЬ И она стала вожатой. Первый день работы был ее черным днем. Он начал ся не с романтики, а с эко номики. Куда-то пропали горны и барабаны. Затем ее усадили в кабинете ди ректора и долго читали уто. мительную,. но довольно абстрактную лекцию о пла нах, .стендах, списках, дис- циплине-и, наконец, успева емости, на которую надо «обращать особое внима ние». Первый день подхо. дил к концу, а она еще ни чего не сделала, и с чего начинать — не знала. Хоте лось плакать от бессилия. ...Высокая стройная де вушка идет по школьному коридору. Белокурые воло сы рассыпаны по плечам, в глубоких озорных глазах пляшут веселые огоньки. — Витя, поди сюда, — го. ворит она торжественно. Витя знает, что вожатая любит делать сюрпризы, и ...Сцена изображала коридор Смоль ного. Солдаты-фронтовики расположи лись со своим нехитрым скарбом прямо на полу у стен. Торопливым, деловым шагом один за другим проходят люди. Видавший виды Иван Шадрин и тот рас. терялся: никого не удается остановить, все заняты, все спешат... И вдруг он увидел: прямо- на него шел из глубины коридора невысокий плотный человек. «Его-то я спрошу», — мгновенно созре ло решение в голове Шадрина —- там бовского крестьянина, самовольно ушедшего из окопов империалистиче ской войны в Питёр. Но не успевает он произнести: «Уважаемый, где бы тут чайку мйе?..», как в зрительном зале вспыхивают горячие аплодисменты... Приехавший лишь вчера с передовой Шадрин еще не знал, кто шел ему на- повесть о последних месяцах жизни Ильича «Зимний перевал». Эта повесть строго документальна, еще в большей мере, чем предыдущая;,— «Черные су хари», основанная на совершенно кон кретных реальных фактах. Писательница не стремится «приукрасить» факты, «рас цветить» их, но сами по себе эти факты настолько эмоционально насыщены, что воздействуют на читателя сильнее мно гих и многих беллетризированных иллю страций к историческим ' событиям. В этом плане немалый интерес для чита теля, особенно юного, представляет не давно изданная «Советской Россией» по весть Лидии Фоменко «Один из семи». Герой этой повести — рабочий-боль шевик Василий Андреевич Шелгунов. В девяностых годах прошлого века он познакомился с Владимиром Ильичом, по его конопатому лицу широко расплывается осле пительная улыбка. — Дай палку, ты же в школе, — это уже спокой но и серьезно. Мальчишка густо покрас. нел, но в душе благодарен за то, что ему не «читают мораль». И без того стыд» А в школьном буфете завтракают малыши. Возня, шум да беспрерывный стук. Учительница время от вре. мени покрикивает на шалу нов, раздраженно и — бес полезно. Входит вожатая и, пере крывая гвалт, шутливо при ветствует по слогам: — Дети, приятного ап-пе- ти-та! Курносые лица улыбают ся. Смотрят на нее, и -про шалость забыли. И так в каждом, пусть мелком, пусть обыденном деле. Она ненавидит фор. мализм, казенщину. Посто янно ищет новые формы. Оттого и каждый сбор - ее не похож на другой и обя зательно оставляет после себя восторженные воспо минания ребят. — Главное, чтоб все бы ло искренним, — говорит пионервожатая. —А это так трудно. Нужен, к примеру, отличный монтаж. Вот и вы бираешь крохи из груды журналов и газет. Литературные монтажи она готовит сама. Не толь ко подбирает, но и сама со. чиняет. Организовала с ре бятами поэтический клуб «Колокольчик». И мальчиш ки, девчонки подолгу про сиживают в пионерской Юность на юбилейной вахте — Главное, они поняли И прочувствовали то, что хо тела я им донести, На сборе присутствовали лучшие липецкие учителя, Когда стали поздравлять во жатую, не поверила: неуж то же все хорошо? Но се- дая заслуженная учительни ца обняла ее: — Ты — молодец1 Слы шишь?.. О пионерской работе она говорит: — Я понимаю это как осуществление Советской власти среди детей. И учит их не ораторство вать, а делать. Работает Ва лентина Купавых в школе № 31, работает с таким чувством, будто всю жизнь вожатая, будто бы родилась с этим званием. А еще Валя—поэтесса. Рекомендована к изданию книжка ее стихов, где она обращается к людям: «Человек, подари мне чайку, подари вечный шум прибоя...» И еще раз к ней из дет ства пришла сказка о пере крестке, на котором стоит, камень ,с надписью: поэзия — работа — человек. А. ТАМБОВСКАЯ. комнате, обсуждая свое творчество. А когда уходят, по этажам рассыпается смех: вожатая критикует е юмором, сочиняет на ходу пародию —самому смешно, ...Шестой год ее дом — общежитие. В маленькой комнатке ничего лишнего. Море и каравелла — над кроватью. Да Гамлет с фа келом в руке приклеен на радио. А еще книги, много книг. Ленин, Толстой, Хе мингуэй, Вознесенский, Ми хаил Кольцов- Блок — самый 'любимый, — Он очень ’ искренний, У него какое-то доброе внимание к людям. А глав ное— он поэт. И это сразу — Мам, я буду писатель- — Захочешь—будешь, — мягко ответила мать. Шли годы. Проверка способно стей не давала радужных надежд. Прочитала как-то у Экзюпери суховатое, но Рабочие многих заво дов Ельца с гордостью говорят: «Наше пред, приятие молодежное. Средний возраст...» И начинают рассказывать об успехах парней и дев чат, об их энтузиазме и напористости, пытливо сти и глубоких знаниях. И действительно. Сто ит зайти в любой цех «Эльты»; элементного, завода медоборудова, ния, и вы словно попа даете в страну юности. Рабочему у станка — во. семнадцать, бригадиру— девятнадцать, начальнику цеха — двадцать - трид цать лет. Молодежь ре шает судьбу производст венных заданий и пла- щицей ТАМАРА ТЮРИ НА (снимок справа). Ныне комсомолка Тюри на—мастер смены. Мно гим новичкам она пере дала свой богатый опыт. И сегодня наш репортер застал ее. в момент, ког да она приоткрывала для юной Ани Алябьевой тайны профессии. Да к сама Тюрина не останав ливается на достигнутом, Тамара— студентка ше стого курса Ленинград ского института текстиль ной промышленности. Разные люди, разные судьбы, на разных пред приятиях работают эти трое. Но мы не случайно объединили их в одном репортаже. При всей са мобытности в них много общего. И, пожалуй, больше всего объединя ет их сознательное, твор ческое отношение к тру. ду, стремление достойно встретить вековой юби лей со дня рождения В. И.-Ленина. А. ВОЛОДИН. Фото М. Манаенкова -н Л. Антошкина. на снимке вверху, во. семь месяцев назад при шла ученицей в пятый цех завода «Гидропри- вод». Сегодня Валя—од на из лучших шлифов, щиц. Со сменными зада ниями справляется хоро шо. Девушка сдружилась С коллективом, завоева. ла авторитет среди това рищей. Недавно ее из брали заместителем се кретаря комсомольской организации. АЛЕКСАНДР СОЛО- МЕНЦЕВ (снимок вни зу) ежедневно выда ет в полтора раза боль ше продукции, чем пре дусматривается планом. Когда необходимо вы. полнить особо точную «ювелирную» токарную работу, обращаются к Александру. Знают, у парня золотые руки. Пять лет назад впер вые переступила порог трикотажной фабрики и стала работать вязаль- О браз Ильича в советской прозе встречу. Люди, заполняющие залы теат ров на спектаклях «Человек с ружьем», знают: навстречу Шадрину идет Ленин- Николай Погодин в своей первой пье се о Владимире Ильиче, написанной бо лее тридцати лет назад, удивительно точно представил процесс постижения «человеком с ружьем» величия ленин ской личности, Иван Шадрин «раскрыл, ся» душой в беседе с Ильичем, почув ствовав исключительную доверитель ность и сердцем поняв, что этому че ловеку можно «открыться без остатка». Потому-то он становится горячим про водником ленинских идей и своим рас сказом о встрече с Лениным убеждает в; необходимости служить революции, народному делу солдат, еще продол жавших подчиняться Временному прави тельству. Каждый, кто постигал суть ленинских идей, словно сам соприкасался с буду щим, обогащался, вбирая свет ленин ской лйчноётй. Очень верно сказал об одном из современных писателей — ав. торе произведений о Ленине — Нико лай Тихонов: «Когда Казакевич в своих произведениях изображал Владимира Ильича Ленина, он, стараясь передать образ великого вождя революции, ис кал в нем прежде всего высокую чело вечность и предельную правдивость пе ред собой и людьми». Никогда прежде не обращались так широко советские писатели к . образу Ленина, как в последние годы. Особен но заметно, как к новым творческим свершениям в разработке ленинской те. мы идут современные прозаики. Успеш но продолжает свои исследования сре ды и обстановки, в которой формиро валась личность юнруо Ленина, старей шая советская писательница Мариэтта Шагинян. Ее романы-хроники «Первая Всероссийская» и «Семья Ульяновых» — произведения своеобразные и содержа тельные. Исторической достоверностью, художественным своеобразием привле кают романы Афанасия Коптелова, осо бенно вторая часть его трилогии о вож. де — «Возгорится пламя», В самое последнее время (в конце 1968 года) было опубликовано новое произведение Елизаветы Драбкиной — писательницы, которая, много и плодо творно работает над ленинской темой,— работал под его руководством в «Сою зе борьбы за освобождение рабочего класса», был членом Екатеринославско- го, затем Бакинского комитетов партии, редактировал большевистскую газету «Звезда», сотрудничал в «Правде». Ран. няя слепота не помешала ему продол жать работу большевика-подпольщика... Аресты. Ссылки... Особенно приме чательно дана в повести сцена первой встречи В. А. Шелгунова с Владимиром Ильичем. Через много лет старый боль. встречи старался вести беседу об эко номике и политике. Но Ленину хотелось побольше знать о жизни рабочих, и он засыпал собеседника вопросами о ра бочем быте, о семье, о товарищах. И Шелгунов не заметил, как разоткровен. ничался, как потекла безрадостная по весть о горькой судьбе подростка: нуж да, непосильный труд, смерть матери, нетрезвая жизнь отца. Все это Владимир Ильич жадно Впитывал, всем интересо вался и был удивительно участлив. «Всю мою жизнь, — признавался Эм мануил Казакевич в заметках «Как я пи. сал «Синюю тетрадь», — меня больше, чем все другие люди на свете, интере совал Ленин. Я знаю, что в этом смыс ле я не одинок, что он интересовал все* мое поколение, что миллионы людей думали о нем с пристальным жгучим интересом... Он ' был олицетворением справедливости и правды». Такое пони мание ленинского образа и большой писательский талант Казакевича опреде лили успех его «Синей тетради». Разумеется, Лениниана, разработка ленинской темы означает не только обя зательное обращение писателей к прош лому.. Ленинская тема в искусстве свя зана в неменьшей мере и с днем ны нешним, и с днем завтрашним. «Каждый день жизнй нашей Родины приносит но вые замечательные примеры героизма, гражданского мужества, заслуживающие подражания, — говорил, выступая на Всесоюзном съезде учителей, Генераль ный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. — Сокровищница ленинских идей —это огромное духовное богатство, из кото рого уже не одно поколение людей черпает знания и вдохновение для ве ликих свершений». Л. ЗАМАНСКИЙ. ...Искренность. Это то, что приносит ей радость. Она бесконечно верит в ребят, даже в двоечников, даже в отпетых. Надо, чтобы и они обрели веру в себя. — Я должна им помочь в Но сегодня нам хочет, ся рассказать о юношах и девушках более мел ких предприятий древне го города. ВАЛЯ МИТРОФАНО ВА, которую вы видите Удача пришла к ней не сразу, но пришла. И не слу чайно считает она радост ным день пионерского сбо ра «Ленин— вождь, това рищ и человек». Ребята бы ли великолепны. рядок, неблагополучно с посещаемостью лекций^ Комитет устремляется в этот прорыв. А там, понятно, еще и взносы, подписка, распростране ние лотерейных, билетов. А то свалятся подряд несколько личных драм .— и "нужно устраивать чьи-то судьбы.... Спору нет, никто не снимет с комитета эти заботы. Но они должны быть, ну, как личная гигиена, что ли, для уважающего себя человека. Кроме, этого, есть большая работа, большая жизнь, полноводное течение.' А вот такого-то' бод рого настроя в институтской комсойрльской ор ганизации создать не смогли. :'А то, что к Ленин скому-зачету в комитете отнеслись, как к рядо вому, очередному делу, лишило его могучей силы, кою другие черпают именно в этом. Еще и еще раз перебираю подробности про шедшей в институте отчётно-выборной конферен ции. На память приходит выступление Федора Жиляева, бывшего командира стройотряда «Энергия». Почему, спрашивал -он, строгая прин ципиальность'бойцов стройотряда, высокое чув-. ство романтики, .которое переполняет их, пока они на стройке, исчезает, едва студенты снова переступают порог вуза? Ленинская стипендиатка Людмила Чурсина сетовала на то, что к выпуск ному курсу студенты все еще не научены орга низовывать других на большие дела. Многие го ворили о том, что и те успехи, которыми могут похвастать институтские комсомольцы — всего лишь «пятна оптимизма на грустной физионо мии», как выразился один, из студентов. А нужна буря, могучая река,- которая растворила бы мел кие неустроенности студенческого бытия. Многое волнует студентов, конференция к кон цу разбушевалась массой проблем и предложе ний. Подумалось: почему так вот страстно гово рят- порой лишь на конференциях? Где же были эти критики в течение года? Наконец почему ко митет не изучает общественное мнение, довольст вуясь лишь тем, что успеют высказать за т р и - четыре шумных часа конференции?.. И еще раз о Ленинском зачете. Новому коми- . тету нужно непременно восполнить недоработки прежнего. И тогда множество, на первый внг.пяд, неразрешимых проблем решится в институтской комсомольской организации гораздо проще и правильнее. , В. ШИРЯЕВ. Липецкий государственный педагогический институт. школа рабочей молодежи однажды, как говорит- ' скажите, когда же, как не сейчас, будущие учи- ся, приказала долго жить, сник «Алый парус», теля должны овладеть этой трудной наукой, где, «Радуга? потухла, последующие поколения сту- как не в практическом деле воспитания подраста- дентов ни возро'дили традиции синеблузников, ни кяцего поколения? Многие руководители школ нашли взамен что-то равноценное. предъявляют претензии институту за то, что мо- Весьма похвально, что комитет комсомола су- лодые учителя, выпускники Липецкого педвуза, мел найти множество интересных форм-политиче- слабо знают методику Комсомольской и пионер ского образования студентов — на факультете ско“ работы в школе, беспомощны порой даже и общественных проф'ессий, в клубе «Международ- таких простейших вещах, как проведение собра нный обозреватель за круглым столом» и т. д. ний'-или сборов. Конечно, большое дело — и та тысяча лекций, Нельзя сказать, что в институте не решают эту которые прочитали за год в селах и городских проблему. Но выпускники тех же факультетов об . общежитиях институтские лекторы. Но разве щественных профессий не подкрепляют теорети-1 Разговоры слишком частные, местные, что ли... : Топчемся в мелкой воде... В записке гое * .лось: «Товарищи }аршёкурс- пики, мы ждем, -..о вы будете заниматься не' выяснением отношений, а передадите, нам знамя,’! «которое .мы понесли бы сТордостью...». Кажет ся, эта записка- отрезвила многих — выступаю щие стали предъявлять комитету ■ и еебё более ' строгий счет и затрагивать,проблемы более глу бокие. Но инерция так и не позволила дойти до главного... Это главное нынче для всех комсомольских ор ганизации '— Ленинский зачёт, умение? связать теоретические положения работ Владимира Иль ича с жизнью, ибо ничто не предъявляет нам бо лее; строгий, более высокий счёт,, чем ленинские заветы молодежи. И то, что комитет комсомола не смог «зажечь молнию» в делах институтской' комсомолии, совершенпо не случайно. Уже был готов отчетный доклад, когда выяс нилось, что вопрос о Ленинском зачете вынесен в самый конец и что говорится о нем вскользь и весьма неконкретно. Сделанная наспех вставка не пролила света на то, как проходит он в инсти туте, что .хорошего в его организации и какие не достатки. А говорить было о чем. Зачет практи чески свели к сдаче на кафедрах программных работ по истории, партии и философии. В числе главиейг : заповедей ьича есть н такая: «...Нужно, эы Коммуни. ческий союз молодежи... не запирался в свой школы и не ограничивался лишь чтением коммунистических книг и брошюр. Только в труде вместе с рабочи ми и крестьянами можно стать настоящими ком мунистами». Многое изменилось бы в пединсти туте, сверяй студенты по ним дела свои... Помнится, лет несколько назад пединститут удивлял город интересными делами. Это они, комсомольцы-студенты, пришли к комсомольцам- рабочим на завод «Свободный сокол» и органи зовали там на общественных началах вечернюю школу. Это они были инициаторами' и организа торами первого в городе подросПФВого объеди нения — циркового коллектива «Алые паруса». Это их детище — вожатский клуб «Радуга». Это их «Синяя блуза» гремела по всей области. Но О тч еты и выборы КОГДА БЕЗ КОМПАСА связь с рабочей аудиторией не может быть посто янной, чтобы не по. одной лекции в год, а регу лярно читали бы их студенты? Можно найти и другие формы связи институт ской комсомолии с производственными коллекти вами. Вот, -скажем, традиционная помощь совхо зу «Атроном» в уборке урожая яблок. Ежегодно 1 там работает в течение 15—30 дней до полуты- сячи студентов. Но упрямые факты говорят о том, что для подавляющего большинства эти не дели — лишь вынужденная «отработка». Так, к примеру, нынешней осенью из ста студентов-ис- гориков, посланных в совхоз, к концу работы осталось лишь тридцать семь. Остальные под разными предлогами уехали домой. Комитет ог раничился лищв тем, что назвал в отчетном до кладе несколько нерадивых, вместо, того, чтобы возвести саму помощь студентов совхозу в ранг важного практического дела и солидно строить работу в соответствии с этим. Разве нельзя было вменить группам, например, какие-то культур но-просветительские функции? А разве не мог ли студенты за это время оказать какую-то по мощь окрестным сельским школам?.. Учитель — это прежде всего человековед. Но, ческих знаний практическими навыками работы с детьми. А тут тоже простор безбрежен. Девяно сто тренеров, подготовленных за прошлый учеб ный год, — это, по идее, десятки спортивных сек ций в школах и домах культуры. Полсотнй тур- оргаиизаторов — это сотни походов дорогами отцовской славы. Мастера'художественного слова — это... Д а что там!.. Любая школа, любое вне школьное учреждение встретит студентов с рас простертыми объятиями. Представьте:' на каждо го из стоящих на учете в детских комнатах ми лиции подростков приходится по два студента! Да, множество мелких проблем решилось бы в институте, если бы комитет сделал законов; каждый комсомолец должен «решать практически ту или .иную задачу общего труда, пускай- са мую маленькую, пускай самую простую». Это, кстати, тоже одно из главных указаний Ильича молодежи на третьем съезде комсомола. На первый взгляд трудно определить, беда или вина комитета, что-не смог он оторваться от раз решения мелких проблем и поднятый до высо кой романтики по-настоящему интересных комсо мольских дел. В самом деле, как не вмешаться, если в некоторых комнатах общежития — беспо- ХЕЛЬСИНКИ. Корр. ТАСС В. Лескинен передает: «Ленин и стратегия клас совой борьбы» — этой те ме был посвящен очеред ной ленинский Семинар, организованный Демокра тическим союзом молоде жи Финляндии (ДСМФ). В зале Дома культуры, где проходила работа се минара, собрались сотни представителей не только молодежных организаций Финляндии, но и ветераны рабочего движения, ком мунисты, представители де мократических организаций страны. Собравшиеся с большим вниманием вы слушали доклад председа- нимающей участие в ра боте ленинских семинаров в Финляндии, Алексея Ни кольского. Он был посвя щен теме «Ленинские прин ципы внешней политики советского государства». Глава делегации ЦК ВЛКСМ, принимающей уча стие в работе ленинских семинаров в Финляндии, секретарь ЦК ЛКСМ Латвии В. А. Рапопорт передала представителям ДСМФ — организатору ленинских семинаров — бюст и порт рет — эстамп В. И. Ленина. В заключение участники семинара просмотрели ки нофильм Д. Вертова «Три песни о Ленине». теля Коммунистической пар тии Финляндии Аарне Са аринена «Ленинская стра тегия и КПФ». «Великой заслугой В. И. Ленина, — сказал А. Саари нен, — была дальнейшая разработка вопросов стра тегии борьбы междуна родного рабочего движе ния, тщательный анализ соотношения классовых сил и противоречий капита лизма на его последней стадии — стадии империа лизма». С докладом «Общность национальных и междуна родных интересов комму нистического движения» выступила главный редак тор общественно-полити ческого и теоретического органа КПФ журнала «Ком мунистка Инкери Лехтинен. Теме «В. И. Ленин, классо вая борьба, вопросы куль туры и искусства» был по священ доклад секретаря ДСМФ по вопросам поли тического образования Хан ну Вуорио. С большим интересом участники семинара про слушали доклад члена де легации ЦК ВЛКСМ, при-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz