Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
Каждое- воскресное ут ро Дом культуры строи телен наполняется звон-;' ними голосами —- это ре бята пришли в свой. дет. скяй кинотеатр. Весело-и. бойко продают, билеты .Лида Курдюкова и Таня Ильина, Обе они учатся в «ось юм классе трид цать восьмой школы. Сча стливчики . с .билетами спешат наверх, в зри тельный зал. У входа То ма -Безрукова и Света Коетырпна строго прове ряют билеты. Зал быстро наполняется. Киномеханики Игорь Иванов н Коля Аксенов , уже готовы. Пленка за ряжена. А рядом с ним еще около десятка по мощников. Игорь коман дует: «Погасить свет!». Шум утихает, и по экра н а поплыли любимые ге рои ребят: Маугли из мультфильма «Человек среди волков», Заяц из фильма «Медведь-лесни чий»... - Таков детский киноте атр по первому впечатле- -нию. А чем он отличает- - ся от обычного? , Если - только фильмами, то это не новость, скажете вы. В■том-то и дело, -что ки нотеатр «Искорка» при Доме культуры строите лей — настоящее дет ское царство. Директор кинотеатра Таня Никире- - ева, ученица восьмого класса школы № 35. Ки номеханики тоже ребята из этой школы: • Игорь Пирожков, Игорь Ива нов, Катя Аксенов, Воло дя Лукьянов. Кассиры и контролеры, дежурные и билетеры — все школь ники. Впервые идея создания ; детского кинотеатра воз- никла у Галины Федо ровны Карасевой, заве дующей детским секто ром Дома культуры. Об ратилась за поддержкой; к киномеханику Михаилу Андрияновичу Никйре- . еву. Уже не первый год; он ведет кружок юных;: киномехаников. Этот кру жок и стал базой для; создания кинотеатра! В нем двадцать любозна тельных и. старательных; ребят. .!-"!Душа.и инициатор всех начинаний в театре — Галина Федоровна. До начала сеанса перед за лом, благодаря ее стара ниям,. обязательно. кто-то выступает. Так, напри мер, ребята встречались с известным летчиком, имеющим -много 'боевых; наград, ветераном войны, Андреем Игнатьевичем Вылегжаниным, с '. пере довиком и ударником коммунистического труда Виктором Вощаш!КШ 1 ЫМ. Сейчас Галича Федо ровна и Михаил Андрия нович вынашивают идею создания широкой сети детских кинотеатров в подшефных -школах . До ма культуры: седьмой, двадцать девятой, .трид цать девятой, тридцатой!; Это легко можно сде лать на базе имею щихся; при школах узко пленочных аппаратов «Украина». ; - ; Что можно пожелать кинотеатру? Больше фан тазии и смекалки прояв лять при /оформлении- ’ зрительного зала. Орга низовать здесь выставку кружка юных художни ков: Обязательно завести красочно оформленную витрину киноактеров и стенную газету детского актива кинотеатра. Словом, «Искорке» —- гореть! В. ФРОЛОВ, инструктор по кино Липецкого областного совета профсоюзов. ^ЛТ’ИЛ-БЫЛ на све 1 е человек, ./IV чтил и мрчйЖть^ *■хотелось вывести формулу, но которой все люди были бы счастли вы. Много хорошего придумал этот человек, а вот с формулой не лади лось.. И только став седым и мудрым, он понял,""что не может быть такой формулы, потому что у счастья свои неписаные законы. И главное,; жаж дав — сам творец своей формулы счастья. сыну или дочке райскую жизнь, уби равшие каждый камешек, каждую со ломинку с их пути. Только бы не споткнулись, только бы не ушиблись. Хватит, мол, мы в свое время хлеб нули забот,, пусть хоть дета пожи вут под безоблачным небом. Шло время, и горестно разводили руками, пана с мамой. Ни часы, купленные в пятом классе, ни капроновая ки пень платья для выпускного бала не помогли. Выросли сын или дочка эго К А Ж Д Ы Й — С А М Т В О Р Е Ц ...Когда у старшего сына Слуки- ных, студента четвертого курса выс шего технического училища имени Баумана, был день рождения, Таисия Ивановна увезла ему в Москву при бор для измерений, о котором тот давно мечтал. Не нейлоновую рубаш ку, не свитер с арабской вязыо, а именно тестер. А чтобы понять этот подарок, нужно понять формулу, на которой строит свою жизнь обыкно венная семья. Семья, где нет ничего; необычного и все-таки по-своему при метная семья. Петр Александрович — старший мастер доменного цеха завода «Сво бодный сокол», Таисия Ивановна — нормировщик фасоннолитейного це ха. Оба знатоки своего дела. Их про фессиональное мастерство отшлифо вано годами. Оба привязаны к заво ду, не мыслят себя без людей, без производственных забот каждого дня, словом без того, что мы назы ваем счастьем труда. Поэтому и под растающие дети Геннадий и Саша жили всегда в атмосфере радостей, волнений и тревог трудовой - жизни своих родителей. Для отца с матерью ребенок всег да остается ребенком, даже еслиему малы отцовские • рубахи, а матери, чтобы погладить волосы сына, нуж но встать на носочки. Можно по-раз ному любить своих детей. Сколько, ошибок-сделали родители, создавшие нотами, не способными пи сами быть счастливыми^ ни дать счастья другим, В семье Слукиных детей не просто любят. Здесь уважают их интересы. Увлечение старшего радиотехникой (а ведь это и комнаты, опутанные проводами, и чад от паянья, и стол в бесценном радиолюбительском хламе) никогда не встречало упреков, Таисия Ивановна говорит: «Порой удивляюсь. Выйдет какая-нибудь ма ма и зовет домой Колю или Лену. Раз позовет, второй, третий. Не до зовется, махнет рукой или ругать ся начнет. У нас так не было». Не так, а как? В чем секрет послу шанья одних детей и упрямства дру гих? Оказывается, в родительском такте. «Прежде, Чем «скомандовать», Таисия Ивановна мудро оценит об становку. Вот сейчас: подошла оче редь сына играть в настольный тен нис, который, 'как эпидемия, скосил всю улицу. Позвать — пойдет, но с. каким сердцем.:И переждет, кликнет попозже. "Мелкая деталь, о чем, ка жется, думать? Да и, некогда-.Но из- за маленьких просчетов складывают ся большие ошибки, ; Для многих семей, где взрослеют -дети, проблема—как быть с деньгами. Нужно дать на завтрак, на кино, па какую-нибудь покупку. У Слукиных над копейкой не дрожат, по уваже ние к деньгам, как оплате за труд, привито ребятам крепко. Иногда, чтобы похвалить родите лей, мы говорим: «Ну, у этих вся жизнь- в детях». И не задумываемся, насколько это неправильно, когда отец и мать так суживают круг сво их интересов, обделяют себя в каких- то нормальных человеческих радо-' стях ради покоя и:благополучия де тей. А в результате - обделенными оказываются и те, и другие. Слукины — люди с общественной стрункой в характере, Петр' Алек сандрович, почетный металлург, удар ник коммунистического труда, не раз избирался членом партийного бюро. Таисия Ивановна — заместитель се кретаря партбюро, председатель за водского совета; содействия семье и школе. Дети приняли по наследству гражданскую активность родителей. Окончивший школу с золотой ме далью комсомолец Геннадий Слукин и десятиклассник школы № 3 комсо молец Александр Слукин видели в общественных поручениях начало своей службы на благо людям. Теперь вопрос, а как же все это успеть? В доме заботы не делятся на «мужские» и «женские». Просто существуют на свете обязательные вещи, которые нужно делать. Вот их и делают все вместе,, потому что так сподручней. И, если порой кто ус мехнется, видя, как Петр Александ рович идет с базара, то он сумеет быть выше таких недалеких людей. Материнской любви, трудно' быть объективной. Для этого ей нужно быть не только самоотверженной, но й ,'умной. Приглядываясь к друзьям сыновей, Таисия Ивановна примеча ет, что тот приятней держится, этот лучше; следит за собой. И потихонь ку старается привить своим' лучшее от других. Мне не -хочется, чтобы о семье Слукиных создалось сусальное впе чатление. Как н у всех, здесь быва ют и свои бури, и свои волнения. Да мало ли случается неурядиц,’ боль ших и маленьких. Но, если в маль чишках, которые вчера рвали штаны на Заборах, сегодня видны черты на стоящего человека, значит, семья вы держала испытание на прочность и экзамен на счастье. Е. САРАЕВА. г- ОБРЕЧЕННЫХ липецкой сцене—спектакль-документ • Время — вещь • необычайно длинная. Были времена— .. . прошли былинные. Ни былин, ни эпосов, .ни эпопей — Телеграммой - лети, строфа. ■Воспаленной: губой ..: припади и попей Иа реки по имени Факт, Поэт знал, что имен но «река по имени Факт» станет для советского ху дожника источником творче ства и вдохновения, что именно история современно- . сти даст ему богатейший ма териал для создания инте ресных и ярких произведе- . ний искусства. Одним из таких произве дений является пьеса Д. Аля «Правду! Ничего, кроме • правды!!!» Построенная на строгой -документальной ос- лове, она воскрешает собы тия /первых лет революции, когда империалистические правительства у прилагали громадные усилия к тому, :: чтобы уничтожить, - истре бить, стереть; с лица земли государство победившего народа. Автор поведал о пресло вутой комиссии'сената Сое диненных Штатов, которая -С. должна была доказать не доказанное: установить‘без законность Советской вла сти и выработать юридиче ские основания для оправ дания американской интер венции против первой в ми ре республики рабочих л крестьян. . Стенограмма подлинных событий, исторически досто верный материал в руках художника стал произведе нием искусства, страстным, взволнованным обличением, призывом задуматься над уроком истории, оглянуться в прошлое, соотнести его -с современностью. Драматург распахнул на стежь двери той кухни, где сановными поварами фаль сифицируется история. Итак, публицистика на сцене Липецкого драматиче ского театра- Принимая к постановке пьесу Д. Аля, театр шел на известный риск, потому что, несмотря на всю ее истори ческую достоверность и зло бодневность, она слишком статична, В ней-нет- дина- мики, нет развития действия. Пьеса относится к разря ду тех произведений, в ос нову которых положена не драма людей, а драма идей, и -ее действующие лица — не полнокровные живые пер сонажи, а только носители этих идей — рупоры. А по тому решены они однопла ново, . умышленно; схематич но, плакатпо. - ' . "■ И нужно большое мастер ство, чтобы сделать- инте ресным, -захватывающим спектакль без острой интри ги, без героев в привычном смысле слова. Надо отди.„ должное творческому коллективу те атра, который с этой зада чей справился успешно. Зритель попадает в зал заседания специальной се натской комиссии 1919 года. Действием на сиене-руково дит Историк. Он то преры вает, останавливает заседа ние,' чтобы дать необходи мый исторический коммента рий, то вступает в спор с сенаторами, говоря е ними от имени нашего современ ника. А. Т. Найденов, исполня ющий роль Историка, нашел верный тон, точную манеру игры, чтобы иметь одинако во прочную связь с актера ми на сцене и со зрителем. Он не стал резонером. Перед нами интересное решение сложной, своеобразной ро ли. Ищущий, думающий со временник-очень; органичен н своеобразной атмосфере спектакля. Спектакль идет в задан ном ритме, очень ровно, от эпизода к эпизоду нараста ет эмоциальный накал. И главная мысль его! история беспощадно осуждает на забвение комендантов от политики, — полностью до несена до зрителя. Хочется сказать несколько теплых слов о режиссере. То,-что сенаторы однолики, как- отблески "одной грани государственной поли гики: империалистической держа вы,!.то, что свидетели, до-! прощенные в комиссии чет ко разделены на два лаге ря, то, что . исторические .чинности даны условно, как на политическом плакате,— заложено н самой пьесе. А то, что они, несмотря на весь предопределенный схематизм их поведения, живут на сцене, вступают в горячий, полный страстного накала спор, конфликтуют, борются — в этом бесспор ная заслуга; постановщиков А. 'Г. Найденова и Г. А. Бессчетнова. На примере исполнения заслуженной - а р т и с т к и РСФСР Н. А. Плюсневой роли русской эмигрантки Брешко-Брешкрвской мы еще раз убеждаемся, что на стоящий актер способен вдохнуть жизнь даже в са мую маленькую роль. — Ярко, впечатляюще испол няет роль американского посла — Френсиса артист И. С. Захаров. Интересно раскрывает об раз прогрессивной журнали стки, сторонницы русской революции мисс Брайент актриса 3. Г. Горячева. Она тонко ставит акцент иронии по адресу заказных показа ний. загоняя в тупик сенат скую комиссию ссылкой на присягу, доказывая, что с правдой в кошки-мышки иг рать опасно. у; Исторические персонажи — это своеобразные шшо- счрации главной мысли спек- ■гакля^- решены удачно. Мы видим на сцене не портреты исторических лиц,, а скорее эскизы, наброски, в которых схвачен, выделен, усилен всего лишь один —главный1 — "штрих., - Режиссеру спектакля уда лось создать "‘ удивительно пластичный, ' исполненный внутренней гармонии, ан самбль. Игра: актеров : на ,На снимке: полковник Робинс, один из руководителей миссии американского Красного Креста в России (ар тист М. С Ильин), вызванный в качестве свидетеля в сенатскую комиссию, слушает мистера Симмонса—торго вого комиссионера {артист В. 11. Кобец). столько ровна, что даже трудно-выделить кого-либо особо. _ Чему же учит нас новый спектакль? Бергольд Брехт утверждал, что зритель в те атре должен не переживать, а думать. С ним можно сб- г ашатьеп или не согла шаться, но одно бесспорно: театр должен_будить мысль. И в этом, спектакле липец ким' мастерам сцены это удается. Сегодня нам с высотыше стидесятых годов, с.полуве ковой вершины советского строя хорошо понятна вся нелепость; бредовой амери канской затеи с судом Над ‘Советской властью. Однако страницы истории - перели стывать интересно.. Вдвойне интересно, если их перели стывает художник, А. МЕЛЕШКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz