Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Каждое- воскресное ут­ ро Дом культуры строи­ телен наполняется звон-;' ними голосами —- это ре­ бята пришли в свой. дет. скяй кинотеатр. Весело-и. бойко продают, билеты .Лида Курдюкова и Таня Ильина, Обе они учатся в «ось юм классе трид­ цать восьмой школы. Сча­ стливчики . с .билетами спешат наверх, в зри­ тельный зал. У входа То­ ма -Безрукова и Света Коетырпна строго прове­ ряют билеты. Зал быстро наполняется. Киномеханики Игорь Иванов н Коля Аксенов , уже готовы. Пленка за­ ряжена. А рядом с ним еще около десятка по­ мощников. Игорь коман­ дует: «Погасить свет!». Шум утихает, и по экра­ н а поплыли любимые ге­ рои ребят: Маугли из мультфильма «Человек среди волков», Заяц из фильма «Медведь-лесни­ чий»... - Таков детский киноте­ атр по первому впечатле- -нию. А чем он отличает- - ся от обычного? , Если - только фильмами, то это не новость, скажете вы. В■том-то и дело, -что ки­ нотеатр «Искорка» при Доме культуры строите­ лей — настоящее дет­ ское царство. Директор кинотеатра Таня Никире- - ева, ученица восьмого класса школы № 35. Ки­ номеханики тоже ребята из этой школы: • Игорь Пирожков, Игорь Ива­ нов, Катя Аксенов, Воло­ дя Лукьянов. Кассиры и контролеры, дежурные и билетеры — все школь­ ники. Впервые идея создания ; детского кинотеатра воз- никла у Галины Федо­ ровны Карасевой, заве­ дующей детским секто­ ром Дома культуры. Об­ ратилась за поддержкой; к киномеханику Михаилу Андрияновичу Никйре- . еву. Уже не первый год; он ведет кружок юных;: киномехаников. Этот кру­ жок и стал базой для; создания кинотеатра! В нем двадцать любозна­ тельных и. старательных; ребят. .!-"!Душа.и инициатор всех начинаний в театре — Галина Федоровна. До начала сеанса перед за­ лом, благодаря ее стара­ ниям,. обязательно. кто-то выступает. Так, напри­ мер, ребята встречались с известным летчиком, имеющим -много 'боевых; наград, ветераном войны, Андреем Игнатьевичем Вылегжаниным, с '. пере­ довиком и ударником коммунистического труда Виктором Вощаш!КШ 1 ЫМ. Сейчас Галича Федо­ ровна и Михаил Андрия­ нович вынашивают идею создания широкой сети детских кинотеатров в подшефных -школах . До­ ма культуры: седьмой, двадцать девятой, .трид­ цать девятой, тридцатой!; Это легко можно сде­ лать на базе имею­ щихся; при школах узко­ пленочных аппаратов «Украина». ; - ; Что можно пожелать кинотеатру? Больше фан­ тазии и смекалки прояв­ лять при /оформлении- ’ зрительного зала. Орга­ низовать здесь выставку кружка юных художни­ ков: Обязательно завести красочно оформленную витрину киноактеров и стенную газету детского актива кинотеатра. Словом, «Искорке» —- гореть! В. ФРОЛОВ, инструктор по кино Липецкого областного совета профсоюзов. ^ЛТ’ИЛ-БЫЛ на све 1 е человек, ./IV чтил и мрчйЖть^ *■хотелось вывести формулу, но которой все люди были бы счастли­ вы. Много хорошего придумал этот человек, а вот с формулой не лади­ лось.. И только став седым и мудрым, он понял,""что не может быть такой формулы, потому что у счастья свои неписаные законы. И главное,; жаж­ дав — сам творец своей формулы счастья. сыну или дочке райскую жизнь, уби­ равшие каждый камешек, каждую со­ ломинку с их пути. Только бы не споткнулись, только бы не ушиблись. Хватит, мол, мы в свое время хлеб­ нули забот,, пусть хоть дета пожи­ вут под безоблачным небом. Шло время, и горестно разводили руками, пана с мамой. Ни часы, купленные в пятом классе, ни капроновая ки­ пень платья для выпускного бала не помогли. Выросли сын или дочка эго­ К А Ж Д Ы Й — С А М Т В О Р Е Ц ...Когда у старшего сына Слуки- ных, студента четвертого курса выс­ шего технического училища имени Баумана, был день рождения, Таисия Ивановна увезла ему в Москву при­ бор для измерений, о котором тот давно мечтал. Не нейлоновую рубаш­ ку, не свитер с арабской вязыо, а именно тестер. А чтобы понять этот подарок, нужно понять формулу, на которой строит свою жизнь обыкно­ венная семья. Семья, где нет ничего; необычного и все-таки по-своему при­ метная семья. Петр Александрович — старший мастер доменного цеха завода «Сво­ бодный сокол», Таисия Ивановна — нормировщик фасоннолитейного це­ ха. Оба знатоки своего дела. Их про­ фессиональное мастерство отшлифо­ вано годами. Оба привязаны к заво­ ду, не мыслят себя без людей, без производственных забот каждого дня, словом без того, что мы назы­ ваем счастьем труда. Поэтому и под­ растающие дети Геннадий и Саша жили всегда в атмосфере радостей, волнений и тревог трудовой - жизни своих родителей. Для отца с матерью ребенок всег­ да остается ребенком, даже еслиему малы отцовские • рубахи, а матери, чтобы погладить волосы сына, нуж­ но встать на носочки. Можно по-раз­ ному любить своих детей. Сколько, ошибок-сделали родители, создавшие нотами, не способными пи сами быть счастливыми^ ни дать счастья другим, В семье Слукиных детей не просто любят. Здесь уважают их интересы. Увлечение старшего радиотехникой (а ведь это и комнаты, опутанные проводами, и чад от паянья, и стол в бесценном радиолюбительском хламе) никогда не встречало упреков, Таисия Ивановна говорит: «Порой удивляюсь. Выйдет какая-нибудь ма­ ма и зовет домой Колю или Лену. Раз позовет, второй, третий. Не до­ зовется, махнет рукой или ругать­ ся начнет. У нас так не было». Не так, а как? В чем секрет послу­ шанья одних детей и упрямства дру­ гих? Оказывается, в родительском такте. «Прежде, Чем «скомандовать», Таисия Ивановна мудро оценит об­ становку. Вот сейчас: подошла оче­ редь сына играть в настольный тен­ нис, который, 'как эпидемия, скосил всю улицу. Позвать — пойдет, но с. каким сердцем.:И переждет, кликнет попозже. "Мелкая деталь, о чем, ка­ жется, думать? Да и, некогда-.Но из- за маленьких просчетов складывают­ ся большие ошибки, ; Для многих семей, где взрослеют -дети, проблема—как быть с деньгами. Нужно дать на завтрак, на кино, па какую-нибудь покупку. У Слукиных над копейкой не дрожат, по уваже­ ние к деньгам, как оплате за труд, привито ребятам крепко. Иногда, чтобы похвалить родите­ лей, мы говорим: «Ну, у этих вся жизнь- в детях». И не задумываемся, насколько это неправильно, когда отец и мать так суживают круг сво­ их интересов, обделяют себя в каких- то нормальных человеческих радо-' стях ради покоя и:благополучия де­ тей. А в результате - обделенными оказываются и те, и другие. Слукины — люди с общественной стрункой в характере, Петр' Алек­ сандрович, почетный металлург, удар­ ник коммунистического труда, не раз избирался членом партийного бюро. Таисия Ивановна — заместитель се­ кретаря партбюро, председатель за­ водского совета; содействия семье и школе. Дети приняли по наследству гражданскую активность родителей. Окончивший школу с золотой ме­ далью комсомолец Геннадий Слукин и десятиклассник школы № 3 комсо­ молец Александр Слукин видели в общественных поручениях начало своей службы на благо людям. Теперь вопрос, а как же все это успеть? В доме заботы не делятся на «мужские» и «женские». Просто существуют на свете обязательные вещи, которые нужно делать. Вот их и делают все вместе,, потому что так сподручней. И, если порой кто ус­ мехнется, видя, как Петр Александ­ рович идет с базара, то он сумеет быть выше таких недалеких людей. Материнской любви, трудно' быть объективной. Для этого ей нужно быть не только самоотверженной, но й ,'умной. Приглядываясь к друзьям сыновей, Таисия Ивановна примеча­ ет, что тот приятней держится, этот лучше; следит за собой. И потихонь­ ку старается привить своим' лучшее от других. Мне не -хочется, чтобы о семье Слукиных создалось сусальное впе­ чатление. Как н у всех, здесь быва­ ют и свои бури, и свои волнения. Да мало ли случается неурядиц,’ боль­ ших и маленьких. Но, если в маль­ чишках, которые вчера рвали штаны на Заборах, сегодня видны черты на­ стоящего человека, значит, семья вы­ держала испытание на прочность и экзамен на счастье. Е. САРАЕВА. г- ОБРЕЧЕННЫХ липецкой сцене—спектакль-документ • Время — вещь • необычайно длинная. Были времена— .. . прошли былинные. Ни былин, ни эпосов, .ни эпопей — Телеграммой - лети, строфа. ■Воспаленной: губой ..: припади и попей Иа реки по имени Факт, Поэт знал, что имен­ но «река по имени Факт» станет для советского ху­ дожника источником творче­ ства и вдохновения, что именно история современно- . сти даст ему богатейший ма­ териал для создания инте­ ресных и ярких произведе- . ний искусства. Одним из таких произве­ дений является пьеса Д. Аля «Правду! Ничего, кроме • правды!!!» Построенная на строгой -документальной ос- лове, она воскрешает собы­ тия /первых лет революции, когда империалистические правительства у прилагали громадные усилия к тому, :: чтобы уничтожить, - истре­ бить, стереть; с лица земли государство победившего народа. Автор поведал о пресло­ вутой комиссии'сената Сое­ диненных Штатов, которая -С. должна была доказать не­ доказанное: установить‘без­ законность Советской вла­ сти и выработать юридиче­ ские основания для оправ­ дания американской интер­ венции против первой в ми­ ре республики рабочих л крестьян. . Стенограмма подлинных событий, исторически досто­ верный материал в руках художника стал произведе­ нием искусства, страстным, взволнованным обличением, призывом задуматься над уроком истории, оглянуться в прошлое, соотнести его -с современностью. Драматург распахнул на­ стежь двери той кухни, где сановными поварами фаль­ сифицируется история. Итак, публицистика на сцене Липецкого драматиче­ ского театра- Принимая к постановке пьесу Д. Аля, театр шел на известный риск, потому что, несмотря на всю ее истори­ ческую достоверность и зло­ бодневность, она слишком статична, В ней-нет- дина- мики, нет развития действия. Пьеса относится к разря­ ду тех произведений, в ос­ нову которых положена не драма людей, а драма идей, и -ее действующие лица — не полнокровные живые пер­ сонажи, а только носители этих идей — рупоры. А по­ тому решены они однопла­ ново, . умышленно; схематич­ но, плакатпо. - ' . "■ И нужно большое мастер­ ство, чтобы сделать- инте­ ресным, -захватывающим спектакль без острой интри­ ги, без героев в привычном смысле слова. Надо отди.„ должное творческому коллективу те­ атра, который с этой зада­ чей справился успешно. Зритель попадает в зал заседания специальной се­ натской комиссии 1919 года. Действием на сиене-руково­ дит Историк. Он то преры­ вает, останавливает заседа­ ние,' чтобы дать необходи­ мый исторический коммента­ рий, то вступает в спор с сенаторами, говоря е ними от имени нашего современ­ ника. А. Т. Найденов, исполня­ ющий роль Историка, нашел верный тон, точную манеру игры, чтобы иметь одинако­ во прочную связь с актера­ ми на сцене и со зрителем. Он не стал резонером. Перед нами интересное решение сложной, своеобразной ро­ ли. Ищущий, думающий со­ временник-очень; органичен н своеобразной атмосфере спектакля. Спектакль идет в задан­ ном ритме, очень ровно, от эпизода к эпизоду нараста­ ет эмоциальный накал. И главная мысль его! история беспощадно осуждает на забвение комендантов от политики, — полностью до­ несена до зрителя. Хочется сказать несколько теплых слов о режиссере. То,-что сенаторы однолики, как- отблески "одной грани государственной поли гики: империалистической держа­ вы,!.то, что свидетели, до-! прощенные в комиссии чет­ ко разделены на два лаге­ ря, то, что . исторические .чинности даны условно, как на политическом плакате,— заложено н самой пьесе. А то, что они, несмотря на весь предопределенный схематизм их поведения, живут на сцене, вступают в горячий, полный страстного накала спор, конфликтуют, борются — в этом бесспор­ ная заслуга; постановщиков А. 'Г. Найденова и Г. А. Бессчетнова. На примере исполнения заслуженной - а р т и с т к и РСФСР Н. А. Плюсневой роли русской эмигрантки Брешко-Брешкрвской мы еще раз убеждаемся, что на­ стоящий актер способен вдохнуть жизнь даже в са­ мую маленькую роль. — Ярко, впечатляюще испол­ няет роль американского посла — Френсиса артист И. С. Захаров. Интересно раскрывает об­ раз прогрессивной журнали­ стки, сторонницы русской революции мисс Брайент актриса 3. Г. Горячева. Она тонко ставит акцент иронии по адресу заказных показа­ ний. загоняя в тупик сенат­ скую комиссию ссылкой на присягу, доказывая, что с правдой в кошки-мышки иг­ рать опасно. у; Исторические персонажи — это своеобразные шшо- счрации главной мысли спек- ■гакля^- решены удачно. Мы видим на сцене не портреты исторических лиц,, а скорее эскизы, наброски, в которых схвачен, выделен, усилен всего лишь один —главный1 — "штрих., - Режиссеру спектакля уда­ лось создать "‘ удивительно пластичный, ' исполненный внутренней гармонии, ан­ самбль. Игра: актеров : на­ ,На снимке: полковник Робинс, один из руководителей миссии американского Красного Креста в России (ар­ тист М. С Ильин), вызванный в качестве свидетеля в сенатскую комиссию, слушает мистера Симмонса—торго­ вого комиссионера {артист В. 11. Кобец). столько ровна, что даже трудно-выделить кого-либо особо. _ Чему же учит нас новый спектакль? Бергольд Брехт утверждал, что зритель в те­ атре должен не переживать, а думать. С ним можно сб- г ашатьеп или не согла­ шаться, но одно бесспорно: театр должен_будить мысль. И в этом, спектакле липец­ ким' мастерам сцены это удается. Сегодня нам с высотыше­ стидесятых годов, с.полуве­ ковой вершины советского строя хорошо понятна вся нелепость; бредовой амери­ канской затеи с судом Над ‘Советской властью. Однако страницы истории - перели­ стывать интересно.. Вдвойне интересно, если их перели­ стывает художник, А. МЕЛЕШКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz