Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

| | Л I Я .1 Щ ©Т Р У Д О М С Л Я В Е Н Ч Е Л О В Е К | | й У Д | ] ^ • В С Т Р Е Ч А Х БО Е ВО Й Ю Н О С Т ЬЮ е СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ УЧИТЕЛЯ. ПРОБЛЕМЫ ДОСУГА И САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ • ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛИ СТРЕМЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ЛЕТ * «ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ...» Тогда ей было девятнадцать. Она на «отлично» окончила курсы электромехаников в Новосибир­ ске и была направлена в главный штаб второго Украинского фронта. Так в 1942 году начался боевой путь телефонистки Марфы Неклюдовой. Осыпающиеся окопы и сырые землянки, огни привальных костров да короткие, сухие, леденя­ щие душу очереди немецких автоматов, лица погибающих друзей и первые ромашки на скло­ нах отвоеванных высот — сколько незабываемо­ го хранит память Марфы Ивановны! Уж больше двух десятков лет прошло, а нет в душе покоя. Чуть не каждую ночь приходит во сне'боевая юность. Растут у нее дети. Не раз рассказывала она им, как брал'и Прагу и Будапешт, как она встречал* в Чехословакии долгожданный День Победы. — Мимо идут и идут длинные колонны плен, ных немцев, А мы- с подругами глядим на них, и все мысли в голове от радости путаются. То плакать хочется, то смеяться. Уж слишком доро­ гой Ценой. заплатили: мы за этот день. Сейчас Марфе Ивановне 47 лет. На меня гля­ дят добрые, чуть-чуть печальные глаза русской женщины, знающей подлинную цену счастью. Вспоминает: — На Днепре это было. Пошла я на коммута­ тор сменить телефонистку (та ушла в землянку). Вдруг — взрыв, И нет землянки. Вместо нее — котлован. Погибли все подруги. Меня контузило,.. Или вот еще. Это в последнюю весну войны было. Отстала как-то Марфа Ивановна от взвода. Видит: бегут к ней из леса измученные женщины, те, что были в немецкой неволе. Остановилась, в они, окружили ее и целуют со слезами на глазах, И пальцами щупают погоны и звездочку на пилот­ ке да никак не могут поверить, что страданиям пришел конец. 8 ноябре 1945 года вернулась Марфа Иванов­ на,: з родное сёяо Сырское. Пошла работать в школу. Следят тридцать пар любопытных глаз, как пишет она на доске «мир», «Родина»,, «детство», и не знают, отчего чздрагивает мелок в руке учительницы... Сейчас Марфа Ивановна работает в термиче­ ском отделении кузнечного цеха тракторного за­ вода. Работает она хорошо: дает каждый день 110—130 процентов нормы. Чем не пример молодым? Доброту, чуткость к людям, трудолюбие воспи­ тывает Марфа Ивановна и в своих детях. А их у нее — пятеро. Уроки ока у каждого проверит. Всякую пылин­ ку заметит: любого спроси на селе—самые оп­ рятные ее ребята. И любознательные, и упорные. И мать для них— лучший' друг. Никогда не ос­ тавит без внимания их ребячьи беды и хлопоты. Когда-то в далеком детстве прочитала Марфа Ивановна у Некрасова: «Есть женщины в русских селеньях...». Потом эти строки вдохновенно де­ кламировали ее ребята. И как-то никогда не по­ думалось, что" ведь и ей они посвящены. А. ТАМБОВСКАЯ. Проблема свободног о времени учи­ телей актуальна и остра. Действи­ тельно, в настоящее время каждый день происходят важные события в жизни: открытия в науке и технике, политические бои в странах капита­ ла, рождаются новые произведения искусства, все стремительнее стано­ вится поток- информации, и учитель, в особенности молодой, к сожале­ нию, не всегда в курсе, происходя­ щего. , Об этом «интеллектуальном голо­ де» к нам, в редакцию, написала учительница Болыие-Хому гецкой средней школы Доброрского района Л. Сметанина. Мы приглашаем . всех педагогов высказать свои мнения по этому во­ просу. .У человека часто возникает во­ прос: «Почему время-не зависит от наших желаний и дел?». Й, по-мое­ му, чаще всего его 'задают учителя, ведь их рабочий день не укладывает­ ся в обычные рамки. В самом деле, каждый день три часа уходит.- на проверку, восьмидесяти .тетрадей, пять-шесть. — на подготовку вось­ ми поурочных планов для разных классов, уроки, дополнительные за­ нятия, -педсоветы, классные часы,-бе­ седы с учениками, кружки, художе­ ственная самодеятельность... оформ­ ление стендов и прочее, Нужно вре-! |иглашаем высказаться мя, чтобы поразмыслить о питании (в школе нет столовой, а ты живешь на частной квартире) и много дру­ гих бытовых мелочей. . Когда же заниматься самообразо­ ванием? Когда же вторгаться в. об­ ласть. литературоведения и высшей -математики? .Неужели, толстые/, жу 11 - Все размышления не выдерживают столкновена я с практикой. К сожа­ лению, еще очень многое в проблеме свободного времена учителя зависит от руководства школы, которое не всегда прислушивается к просьбам педагога. - уШ.' . ж е д о л ж е н | „ в р а ч о м " ? «Зачем же копья ломать? — ска ’жут некоторые. — Раньше не хуже учила». Правильно. Но если взять во внимание совокупность всех но­ вых знаний человечества, огромный поток информации, го все, о чем я уже говорила, можйо назвать «бо­ лезнью» учи'теля. Кто же -доджей быть «врачом»? . ' Нельзя не учитывать излишнюю концелирщину, которая бытует в шко_ лах: масса отчетов, сведений, планов, бесконечные проверки роно и облоно. Все это может привести К тому, что учитель, будет стремиться к покою,: ибо ■умственная усталость—это пер. вый бич. Нужна; научная организа­ ция его труда, нужно вмешательство ученых-социологов и скорейшее ре­ шение этой важной проблемы, Л. СМЕТАНИНА, учительница Больше-Хомутецкой , средней школы Добровского района; налы и книги, читать которые на­ слаждение для. сердца- и ума, стали -для многих/ педагогов запретной зо­ ной, белыми, пятнами? - Конечно, опытным учителям на­ много легче, А как быть тем, кто.год или два назад пришел из институт-? ских аудиторий, только начал.пости . гать науку управления коллективом, -еще многое учит сам? ' «Как вы относитесь к деревенской прозе В. Шукшина и В.. Белова?» — вопрос.не вызвал никаких эмоций у моих коллег, И стало обидно, что неТ возможности знать об этом мно­ го и иметь свое мнение. Вспомни­ лись семинары в институте? $мные доклады, сокурсников н мучителыше- размышления: «Кто же Иван Карама­ зов? Кто он лермонтовскому Демб. иу? Старший брат? Да нет. он сам Демон, только в оперении красных .крыл и не в романтическом ореоле». Куда же все это ушло? Неужели это для тех, кто занят аспирантской работой? А как же учитель, которо­ го называют сеятелем 'разумного,, доброго, вечного? Фото М. Манаенкева. Девятый год в койсовом цехе Валентин Долгих. Работает он легко, но за этим — точный расчет. Крупные креп­ кие пальцы бегают по кнопкам и, подчиняясь им, заводят свою пес­ ик» моторы. Мощные «руки» по­ слушных машин легко поднимают четырехтонную чугунную дверь печи и отводят ее назад, открывая взгляду торец коксового «пиро­ га». Валентин прицеливается штан­ гой в пылающий проем печи и ба­ сит в микрофон: «Приготовиться, толкаю тридцать пять». Несколь­ ко секунд перерыва, и на другой стороне печи в фейерверке искр валится кокс в подставленный ва­ гон. Законодатель ритма работы в коксовом — график. Точно по расписанию подаются к печам по­ рожние вагоны. Поэтому, навер­ ное, перед каждым машинистом стоят часы, поэтому предельно чёткой должна быть работа каж­ дого. Неувязка на одном участке стопорит работу всего коллектива. Именно в таких критических положениях и проявляется в пол­ ную меру характер Валентина. Мне приходилось наблюдать его в трудные минуты. Помнится, не того чуть смахивающие" на сред- подали вовремя порожняк. Про- невековых рыцарей, забрасывают в стояли двадцать минут, отстали печь остатки горящего кокса. Ва- «на три печи». Все на месте авра- лентин ставит печь: «Есть тра­ ла . — и мастер, и электрики, и фик!». рабочие. Но основная тяжесть на Не так давно заболел машинист машинисте. Точность. Все зависит электровоза. Заменить его- было от нее. А вернее, оттого, насколь- некем. А это означало, что будет ко четко управляет человек сталь- стоять пятая коксовая батарея — ными помощниками. И дело-то уникальнейший комплекс сложней- вроде несложное: снял дверь, вы- ших узлов, механизмов, установок толкнул кокс в вагон и поставил Это означало, что каждые девять дверь на место. Этот процесс дол- минут комбинат недополучит по жен быть предельно отточен и восемнадцать с половиной тонн сжат. Мастер через каждые де- кокса, каждые полчаса — вагон, сять минут информирует: отстаем Тогда Валентин ушел на электро­ на 14 минут, на 10, на 8, Вален- воз, а его место у пульта занял тин, и так высокий, привстает на ученик. График выдержали, стуле, чтобы лучше видеть про- ...Точно по графику подаются в цесс, микрофон захлебывается от цех вагоны электровоза. Точно по его команд. . - графику” заполняют их похожим — Новости. Программа Я передач. ^ 17 октября. 16 55 — ^ Программа передач. 17.00 N —Новости. 17.15 — Про- ^ грамма, посвященная ^ 25-летию освобождения ^ Украины от аемецко-фа- N пшстских захватчиков. ^ Передача из Киева. По ^ окончания — «Эстафета Я новостей». 22.30 — «Клуб ^ любителей песни». 23.30 ^ — Новости. Программа ш ед 1 § Редактор Н.СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, идеоло! ический отдел АЗ 91575 ; , ~ Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2—3 - 2—28—59, отделов: комсомольской жизни — 2—136—43,: учащейся молодеж Липецк, типография областного управ пения по печати.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz