Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

догадываетесь, что пишет Вам Рая Шарикова! Прежде, чем писать о своей прось. бе, хочу сообщить об изменениях в моей жизни. 8 вышла замуж. Мой муж/учится в Казахском Госунивереитете на отде­ лении журналистики, кое-что уже пи- (№ 9). И снова мне захотелось по­ слать Вам слова привета и доброй памяти. И на журнальном фото Вас можно узнать, хотя, конечно, в памя­ ти моей стоит несколько иной облик — улыбчивой, милой, почти девочки. Пусть будут благословенны и счаст- ливы дни Вашей жизни, Мария Дмитриевна! Я счастлив и рад бес­ конечно за Вас, за то, что Вы по- прежнему несете людям светоч куль­ туры, светильник прекрасного. Гор­ жусь, что когда-то учился у Вас, обаятельная, душевная женЩина. Поклон Вам от меня и моей семьи.' С искренним уважением и любовью В. СУВОРОВ. 29 декабря 1964 г. литературу и в Вес, те же умения и навыки, знание деталей текста... За­ чем же напряжение? И без него прекрасно. Я видела-два открытых и 7 про­ стых уроков. Нет между ними грани. Я сама пробую. Каждый раз вы­ жимаю себя досуха, как мочалку. Думала, что просто у меня мал за­ пас знаний, поэтому и отдаю все до остатка. И вдруг — вы тоже работаете на предельном напряжений, с макси­ мальной отдачей. Все-таки я много­ му научилась. Ах, Мария Дмитриевна, Мария Дмитриевна! Какое же вы чудо!.. Дорогая Мария Дмитриевка! От всего сердца поздравляю Вас с праздником Великого Октября Будьте счастливы, дорогая Мария Дмитриевна! Желаю Вам отличного здоровья, долгих лет жизни, долгих лет плодотворного труда. Великий Ваш должник бесконечно уважающий Вас Владимир Славецкий. Здравствуйте, дорогие Мария Дмитриевна и Дмитрий Кирилло­ вич! Прошу извинения у Вас за то, что я так долго Вам не писал. Первое письмо, которое я Вам послал, при­ шло, наверное, не по адресу. Я на­ писал на улицу Суворова, а нужно на. Прокатную. Теперь о себе. Начну Я самого начала. Сдавал я литерату- ■ру 4 августа. Готовился очень тща­ тельно, все повторял, читал свои со­ чинения, написанные раньше. Шел на экзамен с большим волнением. На сочинение дали 3 часа, писал на тему «В жизни всегда есть место подви­ гам». Писал обо всем и, самое глав­ ное, проверку делал по словам. Сдал. Оценку ждал два дня, и за эти дни я много сделал, предположений, ' но надеялся на лучшее. Был очень рад, когда узнал, что получил—4, Конеч­ но, мне зо всем сопутствовала Ваша помощь, и я Вам очень благодарен за Вашу заботу, за все то, чему Вы ме­ ня научили. Теперь я курсант высше­ го военного училища, и этим я обя­ зан Вам и всем учителям, которые дали мне знания. Учиться очень ин­ тересно, но, конечно, трудновато. Я очень рад, что поступил в высшее училище. До свидания. Валерий. 25 сентября 1962 г. Теперь о самом важном для меня. В этом году я работаю завучем шко­ лы, веду русский язык в 7-м классе и литературу в 10-м, избрана секрета, рем первичной парторганизации и, кроме того, руковожу 10-м клае- Мария Дмитриевна, Вам не надо объяснять, как я занята, нет време­ ни как следует работать над собой, нет нужной литературы и советчи­ ков. Директор у нас тоже молодой. Если Вас не затруднит, дайте мне несколько советов, порекомендуйте какую-то литературу, скажите, как со всеми этими обязанностями спра­ виться. Меня постоянно мучает мысль, что я еще слишком молода и неопытна, чтобы руководить школой, но сейчас отступать поздно. Ведь я даже не научилась еще вести свой предмет... Так много работаю, а толку мало. Леночку почти не вижу, а по вече­ рам беру ее на всякие заседания, ибо не с кем оставить. Она уже хо­ рошо стихи читает. Поздравляю всю Вашу семью с Новым годом, желаю Вам радости, бодрости, больших успехов и дол- Увцжаемая, дорогая Мария Дмит­ риевна! Поздравляю Вас с женским днем 8 Марта. Я сейчас з школе на прак­ тике и часто с гордостью вспоминаю Вас и Ваши уроки. Мне хочется хоть чуточку быть похожим на Вас. Будьте здоровы, счастливы, бодры. Всего, всего Вам доброго! С уважением — С. Лавров. не оставила его и позже. В годы уче- бы в Крымском медицинском инсти­ туте он не только выступал в много, тиражке, но сотрудничал в «Красном Крыму», «Крымском комсомольце», а потом уже, будучи врачом в армии, писал в фронтовые газеты, печатал очерки и в союзной прессе. И все-та­ ки, несмотря на тягу литературную, остался врачом, защитил кандидат­ скую диссертацию и сейчас — на на- учном поприще. Зто все я о себе. Почему же пишу Вам? У меня хра­ нится фото литкружка, где Вы с на­ ми. О Вас—по разным причинам, но главным образом, вспоминая хоро­ ших людей. (Пишу не очень гладко, тороплюсь, да и немного волнуюсь). В августе 1964 года я отдыхал в Алуште, где работает бывшая рабфа­ ковка Минаева Лена. С ней мы вновь добрым словом вспоминали Вас. А сегодня я получил от нее вы­ резку из «Работницы» за этот год УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ твоим : ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ... Н, А. НЕКРАСОВ. Осень..; Ветер обильно мечет лист­ ву. И, видимо, оттого, что это- время натевает невеселые мысли"-о неумо­ лимом беге времени,' становится нем­ ного грустно. А для Марии Дмитри­ евны — это самые счастливые дни. Словно осенние листья, ложатся пе­ ред ней разноцветные конверты, от­ крытки. И в каждом — и самом ко­ ротеньком, и самом большом письме — слова горячей признательности, благодарности. " ' И я думаю сейчас над тем, сколько сил и священного душе т о г о огня на­ до иметь, чтобы зажечь других итак повториться в своих 8 воспитанниках! Что говорить, не каждому из нас дано, хотя бы под конец жизни, ис­ пытать это огромное счастье. Не будет никакого комментария. Будут просто письма. Будет учитель, увиденный глазами своих учеников. Но какая благородная фигура Учи­ теля-Человека зстает перед нами с этих бесхитросных, порою наивных страниц! С разрешения Заслуженной учи­ тельницы, кавалера ордена Ленина Марии Дмитриевны Кавериной мы и предлагаем нашим читателям письма ее учеников. * * * Милая Мария Дмитриевне Вы, конечно, помните Алушту, рабфак, 1934-й. Среди студентов, ко­ торых учили и Вы, был такой лобо­ тряс — Суворов (его иногда называ­ ли по отцу и Сувором). Оный лобо­ тряс учился неважно, прямо скажем, ио все же искренне любил родной язык и литературу, был в кружке, которым Вы руководили, писал вир­ ши, фельетоны. Любовь к литературе Дорогая Мария Дмитриевна, здравствуйте! К величайшему своему стыду толь­ ко сегодня узнала я, просматривая журнал «Народное образование», что Вы награждены орденом Ленина. Конечно, иначе не могло и быть, но я от радости даже всплакнула не­ много. Простите меня, ко я от всего сердца посылаю Вам свои запоздав­ шие поздравления! Горжусь, что имела счастье быть Вашей ученицей, веем нашим учите­ лям показываю Ваш снимок из жур­ нала, а они почему-то меня поздрав­ ляют! Давно собираюсь написать Вам, ко почему-то не решалась, ибо хотела просить о помощи. Вы, Мария Дмитриевна, вероятно, Благодарю Вас. За письмо, сняв­ шее тяжесть. За книгу с Вашей статьей За открыточку к 1 Мая. И Анне Ивановне спасибо за поздрав- Теперь опять о Ваших уроках. Ка­ жется, наконец, я допоняла. Ответст­ венность —- это понимала. А вот вдохновение... Действительно, на зто нужно очень много сил. ' Именно потому я не уловила су­ щественной— а то и никакой—раз­ ницы между открытыми и обычными уроками. Да ничем не хуже обыч­ ные! Вы их проводите с меньшим напряжением — это заметно. Но все остальное — на своих местах: та же искренность ребят и пытли­ вость, отсутствие шаблона в мышле­ нии и речи; та же влюбленность в У Ч И Т Е Л Ь примется с полуслова, И глаза егр однажды , загрустят — В час, когда уходят с бала выпускного «Воробьишки», превращенные в орлят.. ...Есть в бойцах, учителя, и ваша слава, Есть в героях ваше мужество и честь. Почему-то монументы вам не ставят, Но они, те монументы, все же есть. Школа, Школа, каша радостная станция, Мы уйдем, забрав багаж нехитрый свой... репортаж Щедрая сердцем, Алексамд- человек. О самых серьезных ра Николаевна учит ребят не вещах она говорит так, что только различать добро и зло, это не звучит напыщенно, пра­ йс и бороться за правду в вильио-надоедливо, а застевля- жизни, быть принципиальными ет глубоко задуматься, оценить и твердыми в своих решениях, свои поступки. «Мне пятнадцать лет, — пи- Я глубоко уважаю ее за то, шет в сочинении Галя Минае, что она не может жить сло­ ва. — За свою жизнь я ветре- койно, равнодушно относиться' чала много хороших людей. Но к происходящему вокруг, за не всегда сразу чувствуешь то, что она всегда может быть это. Способность и потреб- сама собой. Я счастлива, что ность сравнивать людей, де- встретила в Александре Нйко- лать какие-то выводы г.рихо- лаевне настоящего человека», дят гораздо позже. И если Я привела эти строки вовсе •спросят: кого я считаю настоя- не потому, что устами ребенка щим человеком, , какой он в глаголет истина, а потому, что моем представлении, то на та- в них Александра Николаевна предстает такой, какая она есть. Ее воспитанники.не толь­ ко пишут о ней искренние ело. и говорят о’ ней взвол- ■ и правдиво. Она, как которой можно разде­ лить радость и горе, удачи и поражения. За советом к Александре Николаевне идут и родители, и учителя — и для каждого она найдет время и доброе слово. Любой разговор, беседа, вы­ ступление, урок для Александ­ ры Николаевны наполнены ог­ ромной внутренней подготов­ кой, эмоциональным горением, остротой познания нового, не­ изведанного, и радостью раз. деленного чувства, радостью открытия еще одной стороны жизни. Оттого и не представляет Александра Николаевна. себя вне школы, без ребят. Про­ фессия учителя для нее — это стремление к вечному поиску, к познанию мудрости челове­ ческой, стремление прикос­ нуться к детской душе и посе­ ять в ней разумное, вечное, , доброе, бенно ценю это в других. об зтом чудесном человеке Моя первая встреча с на- и педагоГе МОЖНо рассказы, стоящим человеком произошла взть бесконечно Да, она дей- обычно: праздничный, в сол- етвительн<>1 „аст0ящий человек, нечных зайчиках класс, наряд- 0 котором можно говорить ные одноклассницы. Урок ли- только с гордостьЮ1 СЛАИренно тературы. Прошло каких-то со. преклоняя колени. рок пять минут — и все изме- В. КУЗНЕЦОВА, пилось. Школа № 12. Я удивилась: как можно так говорить в первую, встречу, так приковать к себе внимание и______ Первый урок литературы дал много, очень много. Я стала с нетерпением ожидать следую- щих. Я полюбила литературу и шШ * поняла, что мало любить читать ^ 1 ‘ нимать и очень, очень много ^ ^ ла Александра Николаевна. Она —настоящий человек, которым можно восхищаться, гордиться, брать пример и стараться под- ражать во всем. Она очень мягкий, добрый и скромный . Есть люди, общение с кото­ рыми оставляет в сердце глу­ бокий след, Оки не только по­ ражают своей сложностью, ин. дивидуальностью, необыкно­ венной яркостью души, но и заставляют по-другому взгля­ нуть на себя. Встречу с Александрой Ни­ колаевной Поспеловой мне хо­ чется назвать праздником, праздником радостным, весен- ним. Каждый час рядом с этим человеком наполняет сердце новым чувством, открытием ее достоинств, которыми невоз­ можно не восхищаться. Во всем облике этой маленькой и оба- Ц И Ф Р Ы и Ф акты Солнца лучик тянет руки к первой парте, Трепетание страниц и скрип пера. Снова в классе чья-то жизнь стоит на старте И когда-то, и сегодня, И .не очень все легко, не очень просто, И отчаянно, торопятся Сколько, вы думаете, учителей работает в на­ шей области! Оказывается, 13418 — это, пожалуй, самый многочисленный отряд специалистов. И все они отдают свои знания, опыт воспитанию подра­ стающего поколения, формированию в нем ком­ мунистического мировоззрения. Перефразируя слова Горького, поистине учи­ тель у нас — начало всех начал. Это он бережно растит будущих сталеваров и агрономов, врачей и животноводов, космонавтов и токарей, строи­ телей и ткачей, писателей и шахтеров».. Партия и правительство высоко ценят труд со­ ветских педагогов. За творческие поиски и наход­ ки, большую общественную деятельность 278 ли­ пецких учителей удостоены почетного звания Заслуженного учителя школы РСФС8, 1725 яв­ ляются отличниками народного просвещения. В этом учебном году отряд советского учи­ тельства пополнился 689 выпускниками Липец­ кого и Елецкого пединститутов, Лебедянского и Усманского педучилищ. Многие из них работа­ ют в Чувашской, Тувинской, Татарской АССР, в Чечено-Ингушетии и других районах страны. А в городах и селах кашей области трудятся молодые специалисты из Калуги, Орла, Тамбова, Московского пединститута им. Н. К. Крупской и Ленинградского имени Герцена. Государство многое делает для улучшения ус­ ловий труда и отдыха учителя. В Липецкой области только в этом году за счет местных Советов и предприятий построено 68 благоустроенных квартир. 26 новых домов по­ строили для своих учителей колхозы и совхозы. Особенно постарался колхоз «Заветы Ленина» Становяяцского района: он сдал в этом году школу-интернат на 50 мест и 4 жилых дома. Это хороший подарок ко Дню учителя. Разбираться нам с мучительным вопросом— Не по формуле придется иногда. Но спять нас уведут от серой скуки— Словно сбудется заветная мечта — Зти теплые учительские руки, И глаза, в которых светит доброта. Все однажды вдруг ВЛАСТЬ благородства нованно По статистике — учитель быстро старится, По романтике — он вечно молодой. А. ТАМБОВСКАЯ. РОНОЛОГИЧ Е С К И эта совпало с рожде. нием в институте во- 1жатского клуба «Ра- ятельной женщины столько гармоничного, что подчас не замечаешь своей угловатости, потому что находишься во вла­ сти благородства, простаты этого человека. «Человек с большой буквы» —говорят о ней в школе. Она, как воздух, необходима всем. Едва; закончится урок, как из других классов гурьбой на­ встречу ребята: « — Александра Николаевна! У нас будет семинар по ле­ нинской работе. Помогите. И тут же, на перемене, ее консультация превращается в блистательный комментарий большого знатока не только литературы, но и других на/н — Александра Николаевна! У учителей начальных классов се­ минар по выразительному чте­ нию. Выступите? -— Хорошо. — Вас в-учительской дожи­ даются студенты пединститута, просят побывать' на уроке. И она спешит к людям, кому нужна ее помощь. Идет Йи ре петиция хора, обсуждение^ ки­ нокартины, методическое объ­ единение, семинар пропаганди­ стов, родительское собрание— везде ждут с нетерпением ее доброго совета, искреннего участия,. — тех самых важных слов, которые зрели у каждого в глубинах души и которым суждено родиться в устах Александры Николаевны. Трудно сказать, кто больше любит: дети Александру Нико­ лаевну или она *|х, люди — ее, или она — людей, но одно яс­ но — любовь эта крепкая и взаимная. Она возродила «синюю . вв кв Я В а ВI блузу» ..времен двадцатых ■, |1 | М || Г Ц О | годов — с этой агитпро- I . I I I I Г Ц | граммой студенты исколе- чу? I (7 Б1 сили всю область. «Радуга» была родоначальницей пер- знания, и умения эти сту- вого в городе подростково- денты не отправляют тран- го объединения — цирково. зитом в будущие времена, го коллектива «Алый парус» а тратят щедро уже ныне, при Доме культуры завода За прошедший учебный год «Свободный сокол», а ру- одних только лекций на ле- ководителями кружков там нинскую тематику прочита- были, конечно, сами студен- ли более трехсот. Старень- ты. Потом — строительный кий институтский автобус отряд и масса других ин- все лето «развозил песни» тересных дел. — агитотряд был в Добром, Какое это имеет отноше- Боринском, в Грязях, Лебе- ние к тому, что должны дяни, Чаплыгине, в десятках знать И уметь, чем должны самых дальних сел. А строй- заниматься студенты — бу- отряд носил гордое имя— дущие учителя?.. А самое «Энергия». Сорок -тысяч непосредственное. Вот, к рублей освоили стройот. примеру, эти ребята (на рядчики на электрификации снимке слева). Это вто. сел Краснинского района. сурсники-историки Во- Большая группа студентов . дя Мамзин, Толя Шали- участвовала в работе Верх- мов и Толя Шабалин. Все не-Донской археологиче- трое — лекторы-междуна- ской экспедиции. родники. Сейчас многие в институ. - С древнейших времен одвржимы ковой идеей: рядом со словом «учитель» “ Р бятам из сель. = . . т '—л т - — г , г , г-;,,— г пропагандист.., та 7 ’ Этому ПРИМЕР н а всю жизнь... якоаского, кроме стихотворения «Това­ рищу Нетте», есть поэмы «Во весь го­ лос», «Люблю». Это прекг <ые вещи, не их нет в программе. Кс .«-то Борис Николаевич открыл мне «Войну и мир». И теперь я часто открываю эту книгу. Сотни раз перечитала многие главы и снова нахожу то, чего не увидела рань-; ФОТО НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА В. ЕЛЫПАЕВА - Она долго мне не давала покоя»моя Можно любить литературу, но не быть мечта. Шутили взрослые, подсмеивались хорошим учи1епем. Борис Николаевич/ ровесники. Но сколько помню себя - может 6ыть, сам того не зная< помогает всегда хотела стать учительницей. Лишь мне сеоим примером. один человек много лет поддерживал :этот огонек. Мой учитель, Борне Нико- Через год я стану учителем. Долго, лаевич Петелин. Сейчас я уже на поре- может быть, всю жизнь, я буду сравни­ те гоеэкзамеков в пединституте, но и вать свои мысли с его мыслями, свои •до сих пор свои мысли сверяю е его поступки с его. И я уверена, что никог- мыслями, в его словах ищу ответы на да не ошибусь. Iтрудные вопросы. Оказывается, вдруг, Г. ВЫБОЛОКИНА, : что, кроме Некрасова, Тургенева, есть и выпускница школы № 3. ! Сент-Экзюпери, Барбюс, Бёлль, а у Ма- г. Липецк. . . . . . . . . . многому друго- п ечислить все просто му, без чего учителю н.е- нево^можно. возможно обойтись, в ин- сдйтуте учат на факульте- Но не общественной ра- тах общественных профес- ботой только жив студент, сий, в кружках, клубах. И Открываем наугад любую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz