Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
УЧИТЬСЯ мыслить С нынешнего учебного года началь ная школа перешла на новые програм мы трехлетнего обучения. Надо сказать, что к этому шагу очень тщательно' го товились и ученые, и педагоги. Много было проведено экспериментов, иссле дований, результаты которых убедили в необходимости такого перехода. В част ности, в прошедшем учебном году в Лебедянском районе нашей области на чальные школы работали по новым про граммам. Сокращение срока начального обуче ния с 4 до 3 лет позволит школьнику на год раньше приступить к изучению систематических курсов русского языка, литературы, математики, естествознания. Поэтому в старших классах они будут иметь больше времени и возможностей для обстоятельного изучения сложного материала. По новым программам уже в млад ших классах усиливается внимание к развитию мышления учащихся, к вос питанию у них устойчивого интереса к изученным предметам. Что же непосредственно нового в содержании программы? Новые программы большое внимание уделяют развитию речи детей. Главная задача — научить детей самостоятель но высказывать свои мысли в устной н письменной форме. Этому будет спо собствовать работа над словом, предло жением, организация , наблюдений, а также система Письменных работ. Семья не должна слагать с себя обязанности по совершенствованию детской речи. Родители должны следить за культурой ее (постановкой ударения, употреб лением слов); помогать обогащению словарного запаса ребенка (прове рять, все ли -елова понятны ему в книге или речи, учить пользоваться сло варем); читать детям, предлагать рас сказывать то, что йм больше всего понравилось. Большое внимание теперь будет уделяться выработке у учащихся навыков сознательного, правильного и беглого чтения. л Все дети должны обязательно на учиться читать за три с половиной ме сяца, Букварь они пройдут 15 декаб ря, а потом дети перейдут к чтению рассказов из книг «Родное слово» или «Звездочка». Через день дети . будут знакомиться с новой буквой и дома читать 1—2 страницы букваря на эту букву. Курс чтения в новой программе строится в основном на литературно художественных произведениях, даю щих возможность научить детей пра вильно читать и понимать прочитанное, практически познакомить с богатством русского литературного языка, сформи ровать элементарное .умение работы с текстом.. - Немалую роль сыграет и внеклассное чтение, основная цель которого — на учить самостоятельной работе с книгой, воспитать любознательность. Как только дети научатся читать, родителям нуж но систематически следить за тем, чтобы они каждый день работали с книгой. Учителя первых классов школ Лебе дянского района говорят, что главными преимуществами работы по новым программам являются быстрое овладе ние учащимися беглым чтением, умение составлять простейшие уравнения, уста новить функциональную зависимость величин, а также овладение скорописью И необходимым запасом слов. По сути дела, впервые в школе про исходит практическое осуществление принципа развивающего обучения, пе рестройка начального образования. Б, ПИЩУЛИН, зам. директора института усовершенствования учителей. А йот . из сообщений последних дней: чикается для нее.с. долгого пути в ц.аби- трИчббщестен. 11 Ые._брлйи 1 щи'в Нью-Йор^. том людьми поезде метро, ке стоят ^ 'ред угрб^й, закрытия "из-за «Чувствуешь себя словно кусочек са- аехваткиСредств.. В одной, и.ч них уже лями, зажатой в сэндвиче. И вам всека- вынуждены лечить только детей, отка- жется, что в метро повсюду развешаны зывая н помощи взрослым... > таблички: «Никаких улыбок в публике!»' И. наконец, преступность, в . которой Старожил из Южного Бронкса,:цожи- Город Чудес тоже побивает дсе.мнроние._,тон пожарник, готов сказать большее: рекорды. По данным журнала «Луу>, «Нам, пожарникам, понадобилось 20 число краж в прошлом году удвоилось,‘ь дет^- чтобы добиться того договора о на 15 процентов «выросла» вооружённы® пенсии, который теперь заключили му- грабежи, на 2!—убийства. По вечерам в сорщики: Будто бы у них такая же тя- жилых кварталах женщины и мужчины желая работа, как у нас!.. Когда мы вы- избегают выходить Да улицу.../ езжаем по тревоге, люди из окон часто Иными словами, вторая, цеофицидль- бросают в нас чем попало. Просто так, я м е р и к н н ц ы с а м и о с е б е - д г Н И Щ Е Т Н Н ь ю - Й о р к н ная столица «супердержавы», витрина Соединенных Штатов Америки, давно уже стала не только деловым и куль турным центром страны, но и центром всех ее урбанистических - и социальных проблем, начияая е контраста между богатством и нищетой, с расовых конф ликтов и кончая загрязненностью возду ха, бедами транспорта и городского, хо зяйства. Так и должно было случиться. «Урба низированный» ■в максимальной степени гигант, словно в зеркале, отражает соз давшее его общество—с его блеском и его нищетой. -V-/ - 'Для Эсси Верден, приехавшей в Ныо- Йорк из Айовы, этот город велик и же сток. День, как и для врех горожан, на- (Продолжение. Начало в № 114). для забавы... Одному нашему парню угодили пустой бутылкой. Врачам пона добилось сделать девять' стежков, чтобы закрыть рану. Теперь уж он подумает дважды, прежде чем лезть в горящий дом и выносить на руках кого-нибудь из этих Людей из огня...» Так сказываются равнодушие, отстра ненность и даже враждебность людей друг к другу, порожденные образом жиз ни и получившее у философов и социо-, логов название «отчуждение». Это поня тие отнюдь не абстрактное. В Нью- Йорке оно способно получить и самое крайнее свое выражение.. . Несколько лет назад Америка была (в который раз!) потрясена убийством 28-летней Китти Дженовезе. Ее убили еще засветло на одной из улиц Нью- Йорка и на глазах у 38 его жителей. Она кричала, но. ни один _ из «свидете лей», глазевших из окон своих квартир или с тротуара, не только не пришел к ней на помощь, но даже не позвонил в: полицию. Этот случай привел в ужас все газеты и покрыл позором город. Д недавно дное социо к» он — Джон Дарклей из Принстонского .университета, и Биб Латане из университета , штата Огайо' — решили етециальне исслеИбвать. вопрос, готовы ли граждане Америки прийти ;яа помощь друг ' другу' в беде. Они ставили ср.едп бела дня на улицах своеобразные эксперименты: инсцениро вали ряд несчастных случаев и нападе ний «бандитов». :Результаты оказались снова сногсшибательными: как^правило, 'прохожие и свидетели проявляли пол нейшее равнодушие и просто «не заме чали» совершенного рядом ограбления или- нуждающегося ‘в медицинской 7/ по мощи человека... Манхэтгэн, кай. и весь Нью-Йорк, по- хож не на один, а на. множество остро- вор, самый малый из которых — одино кая "человеческая личность, а самые большие — расовые гетто: Гарлем пуэр-- ториканский, Гарлем негритянский, ев .* ренские, итальянские, ирландские, сла вянские кварталы. Все они изолированы друг от друга и безразличны к бедам другого. Более: того — часто враждеб ны. Жестокие законы борьбы за сущест вование и застарелая , демагогия расиз ма, всегда .получавшая поддержку, «рес., пектабельных» классов, не раз -приводит ли к острейшим вспышкам насилия я расовой ненависти. О столкновениях бе. лых : обывателей'я-полиции е борцами за гражданские ~права вое мы не раз читали в газетных сообщениях. Но вот- вам -один знаменательный штрих. Вильям Бут, бывший:-уполномо ченный ;мэра по' проблеме прав человека, ! негр, вспоминает о своем поойцтрши средней школы им Ф. Люиса. во время расовых -беспорядков весной/Утого года: «Учителя при моем появлении завопи ли: «Зиг ха'йль, Бут!». Его помощник: «Я слышал. как басто. вавшие учителя оскорбляли всякого, кто.; пересекал' лийшю пикетов: «Нефитяик' ский любовник!»-. - . - М. МАРКИН. Ленинградская молодежная газета «Смена». (Продолжение следует). ПРИЯТНО л и БЫТЬ ГОСТЕМ?.. , У каждого народа есть свои обычаи встречать почетных гостей. Происхождение многих - из . них скрыто в глубине веков. Как пи шет английский журнал «Уик энд», на острове Борнео, например, по четному гостю .мажут лицо кровью цыпленка. Иногда там в честь го стя убивают свинью или буйвола, за. которых согласно .обычаю гость. обязан заплатить. В странах Цент ральной Африки в честь гостя уби вают двух коз, и пришедшему по лагается наступить ногой на их. туши. . Встречаются и другого рода обычаи. На Суматре,, например, , убивают буйвола и предлагают го. стю попробовать его. сырую пе ченку. При этом гостя - поливают водой. В Афганистане при .встрече : гостя (там, как правило, , ездят друг к другу на лошадях) под- копыта лошади бросают тлеющие угли и при этом кричат; «Добро пожаловать!», . «Добро пожало вать!». 1 - ;// :,///; ~ у, . Не очень, пожалуй, приятно быть гостем I!ндейцев некоторых племен в Южной Америке. При. встрече почетному гостю вручает ся огромный' черный муравей; ко торый пребольно кусается. После его укусов на теле человека оста, ются долго незаживающие раны. Но этого же муравья гость при кладывает. к лицу, рукам,и ногам хозяина.: Если эта «пытка» стано вится-, последнему невмоготу, -и он просит ее прекратить, обычай тре бует, чтобы гость вежливо гово- рнл: «Еще немножко», «Еще нем ножко». Конечно,7куда приятнее побы вать в Индии или на Гавайских: островах. Там гостю при встрече вешают на шею гирлянды цветов и угощают; тропическими фрукта ми. А. ЖИГУНОВ. (ТАСС). ГАЗЕТА ВЫХОДИТ ВНОВЬ КАРАКАС, (Корр. АПН). Начиная с первого октября нынешнего года, снова будет выходить ежедневно «Трибуна популар» — печати ный орган Коммунистической партии Венесуэлы, За время правления Переса Хименеса и Ромуло Бетанкура газету закрывали шесть раз. Главный редактор вновь выходящего издания — Густаво Мачадо. „СЮРПРИЗ" И „МАТРЕШКА" о Этот однодиапазонный ра диоприемник «Сюрприз» (сни мок справа вверху) в записной книжке, выпуск которого осво ен отечественной промышлен ностью, — самый плоский из существующих малогабаритных радиоприемников. С записной книжкой и источником питания он весит всего 230 граммов и свободно помещается вместе с другим^ предметами и в дамской сумочке, и в кармане. «Сюрприз» имеет супергете- родмнную схему на 6-ти тран зисторах и одном диоде. При ем осуществляется на внутрен нюю магнитную антенну. Он работает в диапазоне длинных или средних волн (в зависимо сти от варианта изготовления). В комплект приемника входят источник питания — 3 аккуму лятора с общим напряжением 3,6 волы и устройство для под зарядки их от сети перемен ного тока. Виктор Александрович Ка занцев много лет заведует ра- диолабораторией Саратовской областной станции юных тех ников, Заботливый, чуткий пе дагог прививает ребятам лю бовь к технике, умение рабо тать самостоятельно. Дешевые транзисторные и детекторные радиоприемники, изготовлен ные по схемам В. А. Казанце ва, представляют собой искус но выполненные говорящие иг рушки-сувениры, НА СНИМКЕ: радиоприемник «Матрешка». С первого взгля да — -обыкновенная кукла. Ко заключенный внутри ее тран зисторный приемник (справа) принимает те же программы, что и обычный. Фото Е. Соколова. . (Фотохроника ТАСС). Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора —2—33—53, ответственного секретаря — 2—34—13, идеологический отдел — 2—28—59, отделов: комсомольской жизни —2—36—43, учащейся молодежи и спорта —2—33—50, писем —2—34—46. АЭ 91540. Липецк, типография областного управления ко печати. Заь. М* 6178,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz