Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

За круглым столом — руководители молодежных полит­ кружков, участники областного семинара комсомольских пропагандистов. , =1 ГОЛИТПРОСВЕТ оброс с т-V м д | ми штампами. Заговоришь о нем А . —и на я.зык так и просятся уны­ лые призывы: «Об улучшении подбора пропагандистских кадров», «О повыше­ нии посещаемости и усвояемости», «О поднятии эффективности учебы»' и т. д. Огорчает нее это не только своей сти­ листической недоброкачественностью. Бе­ да в том, что за канцеляризмами, за ка­ зенщиной языка обычно скрывается ка- зешцина в самой работе политпросвета. Ми нередко утрачиваем горячее, припод­ нятое чувство живого, .интересного, бес­ конечно творческого дела, в пбвСеднев- ной суете и будничности забываем, что комсомольский политкружок 60-х лёт овеян романтикой .революционной преем- ствениости первых рабочих кружков, чтр(| он должен воспитывать людей- борцов, должен, по словам замечатель­ ного русского революционера и велико­ лепного агитатора С. Степняка-Крапчнн- ск^го, «перевертывать, пересоздавать че­ ловеческие души». И эта Забывчивостй дорого обходится. Скучные, серые, а следовательно бес­ полезные 'занятия, организационные не- уряднцы из-за плохою кошакта между руководителями политкружков и комсо­ мольскими работниками, трудности с '.подготовкой пропагандистов —- обо всем Этом с беспокойством говйрйяи гости «Ленинца» — участники встречи . клуба «Собеседник*. „.Начинающего пропагандиста вы. звали в заводской, комитет комсомола: «Давай, Оля, хлопочи, собирай людей». Оля в растерянности: с какой стороны подступиться к совершенно. незнакомой работе? То ли будущих слушателей аги­ тировать, то ли к занятиям готовиться— а как готовиться, пепонятно, — ей не удосужились даже программы кружка дать, — то ли... Но указание! есть,, надо, выполнять. И сразу — неожидан-. -,яые трудйости- двухсменный график. Значит, на каждое занятно приходит только половина -слушателей.. Как быть? Пропагандист, скрепя сердце, ^тратит . время на повторение материала, преды­ дущих тем для тех, кто на прошлой беседе не был. Бывает и хуже: по рав­ ным причинам вообще иикто не прихо­ дит и—занятие, переносится. А комитет комсомола — в сторонке. У членов его свои заботы, политпросвет их больше ..не. волнует, они свое сдела­ ли: дали команду — «хлопотал..». . . . ! Хорошо..еще Товарищи из райкома; хоть как-то помогали, например, дого­ ворились, чтобы мастера по возможно­ сти отпускали па беседы кружковцев, ра­ ботающих во вторую смену. А уж методической помощи., совсем никакой. Если бы не советы отца — опытного партийного пропагандиста — она нряд ли справилась бы... О невеселом начале своей пропаган- диетской «карьеры» рассказали на встрече: сама Ольга Пышьева, руково­ дитель политкружка Чаплыгинского аг­ регатного завода. Заключила рассказ она не слишком, оптимистично: — В этом году прошлогодняя история повторяется. До начала занятий .— бук­ вально несколько дней, а группа еще не сформирована. Программы; /опять-та­ ки пока -нет. Не случайно разговор пропагандистов начался с организационных проблем, ка­ сающихся взаимоотношений руководи­ телей кружков и комитетов ВЛКСМ. Нередко эти отношения и становятся НА СНИМКАХ: Виктор Троянов, пропагандист четвертого механосборочного цеха Липецкого транторного завода; Александра Сметанина, пропагандист Боль- ше-Хомутецкой средней школы Добровского района. " — Иногдацросто у руки опускаюгея. От райкома комсомола ни малейшей .поддержки. Зашла я туда как-то, по­ просила у второго секретаря материалы по одной т,еме. Ведь мы, : пропаганди­ сты, как правило, в глаза не видим те разработки, Лекции, которые присылают “В райком из Липецка: райкомовцы по- . пожат их в шкафы, .и пылятся они там без.: .пользы.. Вот и на этот раз секретарь отмахнулся: «Чего тебе -вздумалось, мне некогда». Потом все-таки дал, во не преминул добавить: «И зачем тебе та­ кие толстые лекции читать? Кому это надо?». .... . .1 : . Мы понимаем: случай с Ларисой — нетипичный, это крайнее выражение формализма. Однако — пусть и не столь определенно — подобные настрое­ ния: встречаются, и в некоторых комсо­ мольских организациях, и у админист­ раторов. ; " ^ . Вот на что жаловался участник нашей встречи Виктор Быков, пропагандист кружка по изучению биографии В. И. Ленина в совхозе «Кировский» Доб­ ровского района: — Я обеими руками голосую за то, Липецкого станкостроительного завода Виталию Ильичу Севрюкову: — Вспоминаю, как я начинал. К каж­ дому занятию готовился серьезно, доб­ росовестно, а уходил — с неприятным осадком. Не по-лу-ча-лось — и все! Си­ дят люди скучающие, ни одного вопро- ' са не задают. Тоскливо. И тогда я сме­ нил тактику. Готовился к беседам по- прежнему тщательно, перерывал гору журналов, но параллельно со мной тему готовили и сами слушатели.. Л потом — не. я, а они излагали материал, ' я лишь дополнял, если требовалось — паправ- лял разговор в нужное русло. Не у всех получалось гладко, но занятия пошли живее, интереснее. Причем, что любо­ пытно: научились ребята спорить, от пассивности и следа не осталось. Спорим и о политике, и о книгах, и о делах производственных, и даже’ — о модах и танцах. Я, правда, давно не танцую, во приходится и этим интересоваться >«•» аудитория-то молодёжная. Пропаган­ дист должен быть, так сказать, «энци­ клопедистом». — Меня Тоже очень волнует это* как добиться, чтобы комсомольцы ■ не КАКИМ БЫТЬ зародышем творчества или — форма­ лизма,. успеха «ли — неудачи. Тракторозаводца Виктора Троянова, так же как и Ольгу Пышьеву, пригласи, ли фзаводской.комитет. Но.не для того,. . чтобы «дать команду». С ним серьезно поговорили, посоветовались, как лучше начать. Вместе составили списки будут одих слушателей, вместе беседовали" с -каждым. — Нам хотелось, — говорит Виктор, — чтобы люди не просто . шпили в кружок положенные часы отсиживать, а поразмыслили, поняли, что политуче­ ба для них необходима и даст много полезного. „ Гука об. руку работали пропагандист и комитет на протяжении всего учебно­ го года. Заключительное занято стало малевьким...праздником. Слушателей по­ здравили, лучшим преподнесли памят­ ные подарки, самого Виктора наградили • грамотой. Во всех мелочах чувствова­ лось доброе- внимание к кружковцам и комсомольских, и партийных работников. Разумеется, не нужно думать, что сам по себе контакт и взаимопомощь между комсомольскими вожаками и политпро- светчиками : автоматически разрешает все трудности. Есть они и у Виктора, но, песомне шо, что ему гораздо легче, чем его коллеге Ларисе Гребеньковой из Тербунов, где она возглавляет кружок на комбинате бытового обслуживания. Она с благодарностью говорила о помощи со стороны ..работников кабинета политпро- свещення при РК КПСС и районной библиотеки и в то же время призна­ лась: : . : , . ' чтобы слушатели самостоятельно чй-; тали программную литературу. Но — как этого добиться, если у нас всего яншь три кратких биографических очер­ ка о Владимире Ильиче на сорок -четы- - ре кружковца? Мало наглядных ■ по- - собий | - Действительно, это серьезный упрек и в .адрес старших товарищей, и в адрес РК ВЛКСМ. Литературы не хватает. Но все-таки там, где политпросветом занимаются по-настоящему, .нужные ■книги достают. Так же обстоит дело и с учебой про­ пагандистов. В ряде районов успешно действуют постоянные семинары. О ра­ боте такого семинара рассказала Вален­ тина Швырева, пропагандист из совхоза «Колыбельский» Чаплыгинского района. Она заметила: ' — Вообще слушала я Ольгу я удив­ лялась; У нас в совхозе все по-другому. И хотя с посещаемостью тоже трудно, но помогают нам .хорошо и поэтому рабо­ тать приятно. На занятиях часто быва­ ют коммунисты, сам секретарь парторга, низании, из райкома, приезжают... Кру­ жок,, кстати сказать, я вовсе не сама комплектовала, мне уже дали . готовые списки, на мою' долю осталась лишь готовиться и проводить беседы. Считаю, так а должно быть. Пропагандисту не следует поручать организовывать, соби­ рать и так далее. У него -и без того дел хватает... Но нот — организационные проблемы решены Теперь — все зависит от тебя, товарищ пропагандист! Слово — руководителю политкружка На снимках {сверху вниз): Виктор Быков, пропагандист совхоза «Кирова ский» Добровского района; Валентина Швырева, пропагандист совхоза «Колы­ бельский» Чаплыгинского района; В. Оеврюков, пропагандист Липецкого станко­ строительного завода; Ольга Пышьева, пропагандист Чаплыгинского агрегатного завода. Фото В. Ельжаева. . лросто : присутствовали, не просто слу* гшали, а дума ли, учились,— вновь пилю, ■шлея в разговор Виктор Троянов. -» Почему, например, у нас не всегда удач, но получаются диспуты? Помню, обсуж­ дали мы работу Ленина «Как организо­ вать соревнование?*. Туго шло! Однако едва за гронули местные вопросы, связа­ ли ленинские положения с за водгкой практикой — начался бурный разговор. Итак, слушатель*-должен мыслить. Слушатель должен быть активен и эа- иптересонан. И это ,вее-таки в -первую очередь зависит от пропагандиста, от его мастерства, от его искусства,1от то­ го, имеет ли он, как писал тот же Крав- чинский, «Власть над сердцами других». Об этом и говорила, делясь опытом собеседования 'по • ленинской речи на Ш съезде комсомола, пропагандист Больше-Хомутецкой средней школы Доб­ ровского района Александра Сметани­ на: — Первые минуты занятия. Вошли ребята в класс — увидели картину «Выступление Ленина на III съезде... Звучит песня «Мы.молодая гвардия...*. Затем — короткие отрывки из воспоми­ наний. участников съезда, в том числе-* . поэта А., Безыменского. Все — для то. Го; чтобы слушатели прониклись атмо-' сферой тех лет, чтобы нм передались чувства делегатов гнезда. И только потом—беседа по самой речи, И в заключение — предложила ребя­ там /Написать рефераты по «Задачам, союзов молодежи», ответить в них «а вопрос о том/ Что ты возьмешь из речи, в сиоф будущее... ' ' ‘.А: ■ ' ; ' ' И ТАК, каким быть комсомольскому политпросвету? Как прорваться сквозь штампы, . сквозь организа­ ционные трудности и сделать молодеж­ ный полйткружбк или семинар школой воспитания коммунистической убежден- нрети? На эти вопросы, обсуждавшие­ ся на нашей встрече, предстоит отве­ тить в начинающемся учебном году.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz