Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
Но с годами и это, Наверное, только лишь Фото И. Синицына. ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ. Бориса Дубровина Он жизнь свою назвал Он на изгиба* всех путе Чтиг вечный долг перед отвагой, Который делает людей. Старый учебник Отнимали не! Добровольно Международный фестиваль молодежной песни 28 сентября в Сочи от крывается третий междуна родный фестиваль молодеж ной, политической песни. Его организуют ЦК ВЛКСМ в Комитет молодежных ор ганизаций СССР. Этому со бытию была посвящена со. стеявшаяся пресс-конферен ция в ЦК ВЛКСМ. В фестивале примут уча. стие авторы песен, специ. ально созданных к этому празднику, молодые певцы и музыканты Советского Со юза, социалист и ч е с к и х стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Монголии, Кубы, Польши и Румынии, а так же Италии, Финляндии* ФРГ, Франции и других стран, рекомендованные для участия в фестивале ком мунистическими и прогрес- мблоде. приз ЦК ВЛКСМ и премия. Песням, получившим вто рое и третье места, прису ждается диплом и премии. : Для поощрения лучших песен и победителей кон курсов учреждены специ альные призы Министерст вом культуры СССР, Сою зом композиторов СССР, редакцией газеты «Комсо мольская правда», журнала ми «Ровесник» и «Смена» и другими молодежными из даниями. Жюри фестиваля возгла вит композитор Александра Пахмутова. (ТАСС). ч Всесоюзный смотр сочинений школьников ЦК ВЛКСМ и коллегия Министерства просвещения СССР решили провести третий Всесоюзный смотр сочинений школьников на тему: «Есть у революции начало — нет у революции конца». Смотр посвящается 100-летию се дня рождения В. И.. Ленина. Цель смотра — способствовать само стоятельному осмысливанию старше классниками ленинских заветов, опреде лению ими своей гражданской позиции в общей борьбе советского народа, претворяющего в жизнь заветы вождя. Смотр будет проходить с сентября по 22 апреля 1970 года. В нем принимают участие школьники-комсомольцы 7—16 классов общеобразовательных средних и восьмилетних школ, детсних домов и школ-интернатов, члены литературных объединений при дворцах и домах пи онеров и школьников. ' Победителей смотра определит все союзное жюри под председательством писателя Льва Кассиля. Лучшие работы будут опубликованы в печати или вой дут в сборник, который выпустит из дательство ЦК ВЛКСМ «Молодея гвар дия». (ТАСС). В Верхне-Волжском книжном издательстве в 'ближайшее время выйдет из печати новый сборник сатиры Михаила Глаэкова — «Ле гасовы усмешки». Некоторые пародии из этой книги мы предлага ем вниманию читателей. Литературные пародии Брассом в лету Сколько б лет ни пролетело •— Буду чувствовать спиной, Как е Прокофьевым купался Я в купели ледяной .- Сергей ВАСИЛЬЕВ. Сколько б кто ни сомневался— Помню, сладостно-томим, Как в Тоболе бултыхался Я с Есениным самим. — По верхам, — кричит мне,— плавай! Глыбко пусть плывет другой!— Сам болтал ногою правой, А я левою ногой. — Режь, твоя, Сережка, воля! Спит редактор — смело шпарь. Дуй-ка брассом или кролем Прямо в Лету, голубарь. . ^ И, продрогнув. будто черти, В этом чане ледяном, Тезка мой ушел. в бессмертье, Я — в ближайший «Гастровом». И© душам с Музой Может быть, стихи писать заброшу я, Оскудела, видно, голова... ...Мне тогда откровенно сказал он: — Ты, Илья, это дело бросай! Илья ВЫЛЕГЖАНИН. Признаюсь тебе, моя хорошая: Что-то скудно варит голова. Может быть, стихи писать заброшу я, Легче во сто крат колоть дрова. Кончу петь по поводу по всякому... Ну, а гы как мыслишь? Отвечай. — Что ж , Илья, коль в самом деле вакуум в голове, то, стало быть, кончай 1 МолОдо-зелев© И меня на буксир, И меня нарасхват — В институт, в интернат И в кафе-автомат. Алла СТРОИЛО. Наделили судьбою меня Неземной — >Только я из пеленок, А люди — за мной. Ямб несу в «Госиздат», А .гекзаметр в детсад. Мое мудрое слово . Берут нарасхват. Приглашений полно И заявок не счесть... Ой, когда же мне, казну-то Манную есть?! * Мих. ГЛАЗКОВ. 1Нй^Н*11И*IГ111-111II*1И1Г111ГМII11II111**ИНИIМ1-1.1 II111111.(111.^1II11111111М11ПМ111-1-11111111ПIIIГIII111191Г1111111*Г111II11II111111*II11II111»Г11.1II1111111ИГ111ИГ*ПП111*IИИ111111IIIII*IIIИ*I*1111*1Ш11*I*ИИ*111**111*И*1111111***•**I*••*<**!*►«*И**I* 11*1111***IИ* М1 Начинала занятия обычно простым во- , просом: давайте вспомним, что вы знаете о том-то и о том-то? Ребята •начинали припоминать, называли книги, где они встречали что-нибудь по инте ресующей нас теме, фильмы. Так и возникала атмосфера непринужденной Состав нашего совхозного политкруж ка довольно пестрый. Леша Сапрыкин, положим, человек с солидным багажом знаний, заочно учится в МГУ. Разнора бочая Лида Бубличенко тоже студентка, будущий историк. Некоторые слушатели окончили техникумы. А рядом сидят ре бята, которые по тем или иным причи нам пока не имеют даже семиклассно го образования. Довольно сложная за дача сделать занятие интересным для тех и для других. Тут мне помогло то, что я уже восемнадцать лет живу в совхозе и всех своих слушателей хоро шо знаю. Даешь кому-то задание — обязательно учитываешь и его способ ности и общее развитие. Одному смело предлагаешь самостоятельно довольно сложную тему разработать, другого по просишь для начала просто покопаться в иллюстрированных журналах, найти подходящие для очередного занятия репродукции, фотоснимки. Весь этот год я жила жизнью нашей комсомольской организации, ни одного собрания, ни одного вечера в клубе не пропустила- Времени на все это уходило много, но я не жалела его: ведь оно потраче но недаром. Одна подготовка к заня тиям, чтение г)кзет, журналов, подбор материала ежедневно — а пропагандист обязан готовиться ежедневно, а не за два дня до лекции, — отнимала око ло двух часов. Ну, а если в дни занятий я уходила Домой в половине девятого— девять, то была расстроена. Значит, скучно прошла беседа, не заинтересова ла я ребят. Зато если спор затягивался, — такое, к моей великой радости, ча сто случалось — оставалось довольна. Не хочу, чтобы из моего рассказа со здалось впечатление, будто наш кружок работает бз сучка и задоринки. Вероят но, трудностей и неудач у нас не мень ше, чем у большинства таких кружков. Очень тяжело с посещаемостью, Надо сказать, без помощи парткома, комсомольского комитета у меня бы ничего не вышло. Помогали мне хоро шо. Вопрос о политучебе молодежи на партбюро обсуждался, • сам парторг тов. Мальцев на занятиях бывал и с ре бятами говорил. На повестку комсо мольских собраний специально выноси ли вопросы политпросвета. И не заня тиях выступали у нас старшие товари щи. УЧИТЬСЯ УЧИТЬ Однако одной помощи партийной и комсомольской организации нам, про пагандистам,. мало. Вот хотя бы в отно шении литературы. Не секрет, что наша библиотечка не слишком богата нужны ми нам книгами. Слушала я на област ном семинаре своих городских коллег и, честно говоря, завидовала: у них есть возможность достать цовое изда ние мемуаров о Ленине, свежий номер журнала «Кругозор». Для нас это го раздо труднее. Поэтому о сельских по литкружках нужно проявить в этом пла не особую заботу. Сделать так, чтобы лекции, методические разработки, при сланные в райком ВЛКСМ, не залежи вались в шкафу второго секретаря — такое бывает весьма часто, а сразу же попадали в руки пропагандиста. Чтобы успешно учить других, надо постоянно учиться самому. И замечу откровенно: мой первый год пропаган дистской работы дал мне самой очень многое, расширил мой кругозор. В. ГОРЕЛОВА, пропагандист политкружка «Беседы о партии». Совхоз «Гагаринский» Лев-Толстовскоро района. Летят письма... Наши письма простые — Только несколько строк. • Адреса голубые, Километры дорог. ■ Пишем письма знакомым, | Пишем письма домой. _ ■ Пахнет лесом сосновым ■ Адрес наш полевой. : «Жив-здоров. : Все в порядке, : Все, как прежде, п»ка»...— : На листке из тетрадки ■ Голубеет строка. : Почтальон «постучится: : — Вот письмо вам ' опять... : Наши письма, как птицы, : тоже могут летать. . ; ...Не скучайте, родные, : Вам пишет солдат. : На посту часовые. ■ Крепко сжат автомат. ; Ю. ВДОВИН. : Т1Т1111111111ГН1И1Т1111П1и111!(||Т’Г!11Н11ГПГ11ГП11111иИ111ТТТ111и11Ги1!1ТП1П11П<П1ПТПТГГ1П!1!!Т1П11ГГ(Г1И!П'111Т1НГ111Г1Г1!ГН1Т1]ИН11Н11П11411ТЙ9|1П11М11ТПНТНН1Н1НН1НМНННП11ШПП ИIШ ПТПМШ 1 ! 1 Н 1 НЦ: А. СИНЕЛЬНИКОВА Мы имя / гордость, - Матери АниГаЯтеровой Натужно скрипнет половица; Часы пробьют, и — тишина. Как долги ночи, коль не спится, А их, бессонных, не одна. О, сколько же за четверть века В них черной вылилось тоски! А седина белее снега Легла до срока на виски. Гудят гудки ••а полустанках, |-то встречи впереди. И дома и не дома Анна: Из рамки траурной Ждут ■ глядит. А слез не видит материнских И не раскроет уст своих. ...Стоят в молчанья обелиски На всех дорогах фронтовых. Жизнь молодая оборвалась За судьбы светлые ельчан, Ну, что скажу такую малость: Твоя печ ал ь— моя печаль! В ночных огнях уснувший город, Тих звездный небосвод над ним. Как яркий свет, в сердцах храним. Ему вовеки не угаснуть, Как солнцу над родной страной. Он — кровь ее, что в зорях ясных Алеет над рекой Сосной. - ...Прости мне, мать, шаблонность слова, Нет утешенья, знаю, А где-то грохот боя Опалена земля огнем. И горе вечности разлуки Стучится у других дверей. В заломе нестерпимой Застыли руки матерей. Листва золотая с деревьев Уносится ветром в полет, Над старой сибирской I~ деревней, / Над Шушенским осень цветет. Над старой... Но это присловье, А слову — так песней звучать: Здесь нынешней яркою новью Отмечена каждая пядь. Не скорбь, не кандальные звоны Той проклятой -богом, глуши — Поют по дорогам клаксоны Бегущих в обгонку Нужна а в дорога Неволю свою коротал. сноровка, Шаг каждый сторожко Маршруты ведь так приглушен нелёгки! У памятной вехи земли, Но есть тут одна И слышно: высоко остановка, над Шушей, К ней все расстоянья Курлыча, летят журавли. близки. Летят в голубые туманы. Полвека в любую погоду Крылами о ветер шурша. И в дождь, и в мороз; И празднично смотрят и в метель — Саяны, Приходят посланцы Накинув цветастую шаль. народов Й облачность неба Недальних и дальних всторосив, земель. Как реку апрель, И вот, неподвластная тленью, Изба пятистенная та, Где в годы давнишние Одета I з ледоход, 9 весеннюю просинь, Над Шушенским осень цветет. Шла дорога песком и щебнем Сквозь колючки и тамариск... Путь мой странный — Старый учебник. Главы: Воля. Упорство. Риск. Не велела менять личины, Облучила болью невзгод — Жизнь Меня тому научила, Что в учебники не войдет. Я был с тобой счастливо молод, Казалось, жизнь тебе дарю. Нас прикрывал туманом город, Встречая раннюю зарю. И зыбкая во мгле причала, Так отрешенно далека, Твою улыбку повторяла Завороженная река. Теперь один туманной ранью Смотрю на реку с корабля... Плывут, плывут воспоминанья И возвращают мне тебя. П ропагандистский меня невелик: в октябре прош лого года я провела свое первое занятие в молодежном политкружке по изучению биографии В. И. Ленина. Слу чилось так, что на нем присутствовали товарищи из райкома комсомола и об ластного дома политпросвещения, и я, конечно, очень волновалась. Вооружи лась, как мне и советовали, технически ми средствами — фильмоскопом, про игрывателем, подробно записала все, что собиралась говорить, но — удовле творения это занятие мне не принесло, несмотря на тщательную подготовку. Позже.я поняла, почему. Диафильмы, пластинки, плакаты, разумеется, полез ны, даже необходимы, но они не помо гут тебе, если ты?не найдешь путь к сердцу слушателя. Политкружок — это не школа, не ин ститут, а следовательно, по моему мне нию, пропагандист не должен стано виться в позу всезнающего и всепони- мающего ментора, не должен давить на слушателей своей эрудицией и автори тетом. Я всегда хотела быть для своих комсомольцев равной, их товарищем, вместе с ними думать и спорить. Много дней позади. Мы привыкли к волнению сессий. Оглянувшись назад, Каждый видит свой пройденный путь. Много есть на земле Интересных, хороших профессий, Но в своей почему-то Я вижу особую суть. Я душой- металлург _ Пусть еще не пришло возмужание Только робко гляжу, Как вершатся большие дела, Но я верю: придет И ко мне мастерство и признанье, Только было б упорство И воля к победе была б. Жизнь торопит вперед. Мы шагнули от- тигля и домницы До мартенов и домен, Где плавятся тысячи тонн. 4 Я ■ , Л лЛ УШ О Й 4% МПАШРТ вспомнится, Как забытый/ давно Стеснившийся сон. Пролетят еще дни, И утихнут волнения сессий. Разлучит нас судьба, И у каждого будет свой путь. Много есть на земле > Интересных, хороших профессий, Но в своей я всегда Буду видеть особую суть. К). ЛИЗИН. Младшему брагу Я был песчинкой В наступлении, В бумаге писаря — строкой. Но младший брат мой С восхищеньем К медали тянется рукой. Когда же сдержанно ' и скупо О прошлом брату рассказал, Увидел стиснутые зубы И потемневшие глаза, Как будто он Мой путь осилил — Путь по разгромленной Как будто видел он Россию В крови, воронках и золе. Так пусть он Сердце подготовит к тем дням, » Когда, шагая вдаль, Отца свалила в Приднепровье € седла гражданская война. Сын думал, что отцовской Оплачен долг его сполна. Не сын упал на снег примятый В далекой польской стороне. И в трудной должности солдата Он научился на войне / Молчать, хоть боль его давила, Не унывать в последний час И убивать, и из могилы Вставать, коль требует приказ. Улыбавшийся корке черствой Под присмотром глухой беды, Изучил я закон сиротства И запомнил закон нужды. Проходил я урок опеки, Как щенок, еще худ и слеп, И мальчишкой совсем Копейки Зарабатывать стал В ИЮЛЕ особенно хорошо. Сра зу через Дорогу/ ПЫЛЬНЫЙ большак, начинается речка. По крутому берегу ее — старинные вет лы. И свисают они с бугра зелеными гибкими жичинками в сережках.- , Пахнут медом и горьковатым соком дерева, которое в расцвете сил. Ж ужжат пчелы, светит солнышко, а • внизу под стволами ветел — зеленый туннель. Трава плотно прошивает своими цепкими, корнями влажный дерн. И журчит роднйк., Глубокая, круглая яма с такой ■ прозрачной -.водой, что не видно дна —- отражение .мешает. Заглянешь в родник — словно в бездне побыва ешь, а наклонишься ниже,-"прильнешь губами к воде и так бы пил и пил сладкую родничковую, Бывало раз- В дедас л а в З ори » т с с к а з дурачимся, зачерпнешь горсть—брызг в товарища. Полоснет, как доброй хворостиной но телу. И стоит у меня перед глазами эго мое довоенное детство, трепетное,* светлое, как струи милой моей реч ки. Многие ли знали, что через два го да налетит сюда стая тупорылых же лезных птиц с прямыми черными • крестами под брюхом, и останутся от моста щенки. Покосят ветлы та бугре, разнесут плотину. И за три дня обмелеет наша Веточка, превра тится в тоненький ручеек, а родник пробьет с^бе выход в другом Месте, далеко от того, где был раньше. А пока светит солнышко и ласкает нас наша Веточка. Мы лежим с матерью из песочке па другом берегу от родника. Содн- / це почти, отвесными лучами обдает нас сверху. Ж арят нас. К ногам под катывается река, лижет волнами на ши пятки, щекочет их, А потом вол на с шипеньем пропадает в песке, уступая место своей подружке, иду щей ей на смену. Мать сегодня выходная. Жмурясь от удовольствия, она лениво спра- , шивает меня, чем я занимался все .э т и -дни? — Читали сказку, — отвечаю. Чи тали — говорю для важности. Я слу шал, читала сестра, конечно. Но ма„ / тори: читали. , — Что ж в эюй сказке? Я леплю из песка пирамиды и за одно вспоминаю сказку. Что был та- ; кой дед-вор,'а с ним внук, Ленько-й ’ звали. И что Ленька с дедом поби рались, потому что были бедные. И что дед в одном месте кинжал хо роший стащил и еще у девчонки пла ток новый. Ей отец привез с базара. А Ленька ругал деда н обозвал его вором. И еще Ленька не умел пла. ■— И ты вот не умеешь плавать,— перебивает мать, — а уже большой. — Не! Ленька был старше меня. Ему времени, сколько Ваське Черна- . вину. А я в школу на другой год пойду. Мать лежит на спине, подложив р> кч н!тд 10 . 10 . \ и мо ши г. Я разва. ливаю пирамиды ,^зарываюсь в пе-‘г ' сок и соплю. Мне становится жалко Леньку. Он VГи I 1 о г ц I 1 умер/;/ В грозу. Я тоже'Могу убежать. Пла кать будут. Пусть. Пусть. — Что же замолчал? - \ — Так, 1 Ленька не умел пЛзнать, а ему за хотелось в жару искупаться и дед сказан, что данай свяжем пояса и я буду тебя держать за них, а гы ку пайся. Но Ленька отказался: не удержишь, • ты старенький, свесе г вместе. И дед согласился. В небе плывут белые нитки, а я все думаю. Мне нисколечко не жалко • девчонку-растёряху. Сама потеряла платок и хнычет, как маленькая. А дедушка его не украл, а нашел на дороге. Что он знал, что ль, что пла ток этой девчонки, богатой размазни. А плавать? Это мы еще посмотрим, Я вскакиваю на ноги и теперь чую, Что даже вот сейчас поплыву, могу ПОПЛЫТЬ.; : Я сплаваю за Леньку, который был бедный и все время хотел есть и поэтому побирался. А когда вырасту большой, то найду ту девчонку и об ругаю ее, Что зря она не пожалела Леньку. Он; хороший человек,, только бедный и не умел плавать. ; / И если бы у меня был такой пла'. . ток, то я сам подарил.бы Леньке на намять, хоть он н не девчонка. По думаешь. платок... Забегаю ’в Воду, сначала по коле, но, потом по грудь, не соображаю, что делаю.: И теперь вдруг не чую дна, отчаянно,барахтаюсь, быо рука ми и ногами по воде по-собачьи. По ( дна нет, и не слушаются ноги, опу-' скаюсь вниз. Я молча захлебываюсь. Воды во рту становится все больше и больше. Она противная тепловатая и совсем-совсем пресная. И теперь она льется в нос, в глаза, уши... — Вот дурачок. Разве так" можно? — Я слышу голос матери издалека и никак не‘могу: поняТь, где я. Мать склонилась надо мной, мнет мой живот, трет ладонями грудь. Мне хо. Лодно, хотя в глаза бьет желтое солнце, а сбоку плещется теплая реч ка. Я лежу на песке и вокруг меня какие-то люди, они кричат, смеются и что-то говорят, говорят. — А ты что же рот разинула, — ругаются с матерью,—за ними,- чертя ми, глаз да глаз нужен. Тоже мне мамаша. Мать отмалчивается, улыбается мне, и с волос её на меня падают капельки воды. Вдруг я отчетливо вижу перед со бой Леньку, .лохматого, с пастушеской сумкой через плечо и кричу ему: — Это ты, Ленька? Хотел за тебя поплавать, отомстить за тебя, понял? А вырасту большой, то найду дев чонку и скажу ей все про платок и что дедушка Архип ни в чем не ви новат. ...После было много сказок и рас. сказов, но этот так и остался в па мяти на: Особом месте. Может быть, оттого, что он оказался первым на моем пути, первым, когда я себя / осознал н увидел вокруг Себя речку, людей и солнце. ~ ...В сорок втором году через наше село шли беженцы. Они несли, свои пожитки, нехитрый скарб свой, узлы и узелки. Кое-кто понуро толкал не род собой самодельные тележки. ' .. С самого утра сеял въедливый хо- - людный дождь; и вереница намокших " .фодей с трудом 'переставляла нога в грязи, втягиваясь в село, Среди узлов на V тележке сидела маленькая девочка с большими голу. , быми глазами. Тоненькими розовыми пальчиками она обнимала свою без носую куклу, заботливо кутала ее: в -новый голубой платок с белыми цве- ; точками по краям и -серьезно рас- - -■сматривала нас, деревенских сорван, цон, стоящих на обочине. Тележку с девочкой толкал своей 1 узкой, иссохшей грудью дедушка с реденько^! бородой и белыми выцвет шими глазами. Но тележка не по давалась вперед, и люди обтекали ее е двух сторон. Тележка по самую ось увязла в хлябистых колеях до- : рогн, развороченной танками, про шедших ночью туда, откуда двига лись люди. И этот голубой платок, внучка, безносая ее кукла и сам древний де. душка почему-то напоминали Лень- . ку. И мне показалось, что я узнал тот платок. И девочка /потому и не плакала, что дедушка вернул ей платок. И она смирно сидела на уз. лах и улыбнулась Н гщ когда мы всей оравой выкатили их тележку на сухое место в центр села, Какая-то неуловимая связь суше, ствовала между тем и этим. Там — голод, там — смерть, здесь — война. И то, и другое — народное бедствие. И вся Россия с Леньками, девочка ми, дедушками была на-колесах... Но платок все-таки был не похож. Я. конечно, ошибался. Но стоит мне увидеть голубой платок, как неволь но. вспоминается родное се-по; июль ский жаркий день, речка Веточка, рассказ про деда Архипа и Леньку, к^-орый читал" мне сестра в том д /ом, невс/ дтимом, довоенном дет стве... А потом развороченная плотина, пересохшая речка н девочка на те лежке с безносой куклой в руках.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz