Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Но с годами и это, Наверное, только лишь Фото И. Синицына. ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ. Бориса Дубровина Он жизнь свою назвал Он на изгиба* всех путе Чтиг вечный долг перед отвагой, Который делает людей. Старый учебник Отнимали не! Добровольно Международный фестиваль молодежной песни 28 сентября в Сочи от­ крывается третий междуна­ родный фестиваль молодеж­ ной, политической песни. Его организуют ЦК ВЛКСМ в Комитет молодежных ор­ ганизаций СССР. Этому со­ бытию была посвящена со. стеявшаяся пресс-конферен­ ция в ЦК ВЛКСМ. В фестивале примут уча. стие авторы песен, специ. ально созданных к этому празднику, молодые певцы и музыканты Советского Со­ юза, социалист и ч е с к и х стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Монголии, Кубы, Польши и Румынии, а так­ же Италии, Финляндии* ФРГ, Франции и других стран, рекомендованные для участия в фестивале ком­ мунистическими и прогрес- мблоде. приз ЦК ВЛКСМ и премия. Песням, получившим вто­ рое и третье места, прису­ ждается диплом и премии. : Для поощрения лучших песен и победителей кон­ курсов учреждены специ­ альные призы Министерст­ вом культуры СССР, Сою­ зом композиторов СССР, редакцией газеты «Комсо­ мольская правда», журнала­ ми «Ровесник» и «Смена» и другими молодежными из­ даниями. Жюри фестиваля возгла­ вит композитор Александра Пахмутова. (ТАСС). ч Всесоюзный смотр сочинений школьников ЦК ВЛКСМ и коллегия Министерства просвещения СССР решили провести третий Всесоюзный смотр сочинений школьников на тему: «Есть у революции начало — нет у революции конца». Смотр посвящается 100-летию се дня рождения В. И.. Ленина. Цель смотра — способствовать само­ стоятельному осмысливанию старше­ классниками ленинских заветов, опреде­ лению ими своей гражданской позиции в общей борьбе советского народа, претворяющего в жизнь заветы вождя. Смотр будет проходить с сентября по 22 апреля 1970 года. В нем принимают участие школьники-комсомольцы 7—16 классов общеобразовательных средних и восьмилетних школ, детсних домов и школ-интернатов, члены литературных объединений при дворцах и домах пи­ онеров и школьников. ' Победителей смотра определит все­ союзное жюри под председательством писателя Льва Кассиля. Лучшие работы будут опубликованы в печати или вой­ дут в сборник, который выпустит из­ дательство ЦК ВЛКСМ «Молодея гвар­ дия». (ТАСС). В Верхне-Волжском книжном издательстве в 'ближайшее время выйдет из печати новый сборник сатиры Михаила Глаэкова — «Ле­ гасовы усмешки». Некоторые пародии из этой книги мы предлага­ ем вниманию читателей. Литературные пародии Брассом в лету Сколько б лет ни пролетело •— Буду чувствовать спиной, Как е Прокофьевым купался Я в купели ледяной .- Сергей ВАСИЛЬЕВ. Сколько б кто ни сомневался— Помню, сладостно-томим, Как в Тоболе бултыхался Я с Есениным самим. — По верхам, — кричит мне,— плавай! Глыбко пусть плывет другой!— Сам болтал ногою правой, А я левою ногой. — Режь, твоя, Сережка, воля! Спит редактор — смело шпарь. Дуй-ка брассом или кролем Прямо в Лету, голубарь. . ^ И, продрогнув. будто черти, В этом чане ледяном, Тезка мой ушел. в бессмертье, Я — в ближайший «Гастровом». И© душам с Музой Может быть, стихи писать заброшу я, Оскудела, видно, голова... ...Мне тогда откровенно сказал он: — Ты, Илья, это дело бросай! Илья ВЫЛЕГЖАНИН. Признаюсь тебе, моя хорошая: Что-то скудно варит голова. Может быть, стихи писать заброшу я, Легче во сто крат колоть дрова. Кончу петь по поводу по всякому... Ну, а гы как мыслишь? Отвечай. — Что ж , Илья, коль в самом деле вакуум в голове, то, стало быть, кончай 1 МолОдо-зелев© И меня на буксир, И меня нарасхват — В институт, в интернат И в кафе-автомат. Алла СТРОИЛО. Наделили судьбою меня Неземной — >Только я из пеленок, А люди — за мной. Ямб несу в «Госиздат», А .гекзаметр в детсад. Мое мудрое слово . Берут нарасхват. Приглашений полно И заявок не счесть... Ой, когда же мне, казну-то Манную есть?! * Мих. ГЛАЗКОВ. 1Нй^Н*11И*IГ111-111II*1И1Г111ГМII11II111**ИНИIМ1-1.1 II111111.(111.^1II11111111М11ПМ111-1-11111111ПIIIГIII111191Г1111111*Г111II11II111111*II11II111»Г11.1II1111111ИГ111ИГ*ПП111*IИИ111111IIIII*IIIИ*I*1111*1Ш11*I*ИИ*111**111*И*1111111***•**I*••*<**!*►«*И**I* 11*1111***IИ* М1 Начинала занятия обычно простым во- , просом: давайте вспомним, что вы знаете о том-то и о том-то? Ребята •начинали припоминать, называли книги, где они встречали что-нибудь по инте­ ресующей нас теме, фильмы. Так и возникала атмосфера непринужденной Состав нашего совхозного политкруж­ ка довольно пестрый. Леша Сапрыкин, положим, человек с солидным багажом знаний, заочно учится в МГУ. Разнора­ бочая Лида Бубличенко тоже студентка, будущий историк. Некоторые слушатели окончили техникумы. А рядом сидят ре­ бята, которые по тем или иным причи­ нам пока не имеют даже семиклассно­ го образования. Довольно сложная за­ дача сделать занятие интересным для тех и для других. Тут мне помогло то, что я уже восемнадцать лет живу в совхозе и всех своих слушателей хоро­ шо знаю. Даешь кому-то задание — обязательно учитываешь и его способ­ ности и общее развитие. Одному смело предлагаешь самостоятельно довольно сложную тему разработать, другого по­ просишь для начала просто покопаться в иллюстрированных журналах, найти подходящие для очередного занятия репродукции, фотоснимки. Весь этот год я жила жизнью нашей комсомольской организации, ни одного собрания, ни одного вечера в клубе не пропустила- Времени на все это уходило много, но я не жалела его: ведь оно потраче­ но недаром. Одна подготовка к заня­ тиям, чтение г)кзет, журналов, подбор материала ежедневно — а пропагандист обязан готовиться ежедневно, а не за два дня до лекции, — отнимала око­ ло двух часов. Ну, а если в дни занятий я уходила Домой в половине девятого— девять, то была расстроена. Значит, скучно прошла беседа, не заинтересова­ ла я ребят. Зато если спор затягивался, — такое, к моей великой радости, ча­ сто случалось — оставалось довольна. Не хочу, чтобы из моего рассказа со­ здалось впечатление, будто наш кружок работает бз сучка и задоринки. Вероят­ но, трудностей и неудач у нас не мень­ ше, чем у большинства таких кружков. Очень тяжело с посещаемостью, Надо сказать, без помощи парткома, комсомольского комитета у меня бы ничего не вышло. Помогали мне хоро­ шо. Вопрос о политучебе молодежи на партбюро обсуждался, • сам парторг тов. Мальцев на занятиях бывал и с ре­ бятами говорил. На повестку комсо­ мольских собраний специально выноси­ ли вопросы политпросвета. И не заня­ тиях выступали у нас старшие товари­ щи. УЧИТЬСЯ УЧИТЬ Однако одной помощи партийной и комсомольской организации нам, про­ пагандистам,. мало. Вот хотя бы в отно­ шении литературы. Не секрет, что наша библиотечка не слишком богата нужны­ ми нам книгами. Слушала я на област­ ном семинаре своих городских коллег и, честно говоря, завидовала: у них есть возможность достать цовое изда­ ние мемуаров о Ленине, свежий номер журнала «Кругозор». Для нас это го­ раздо труднее. Поэтому о сельских по­ литкружках нужно проявить в этом пла­ не особую заботу. Сделать так, чтобы лекции, методические разработки, при­ сланные в райком ВЛКСМ, не залежи­ вались в шкафу второго секретаря — такое бывает весьма часто, а сразу же попадали в руки пропагандиста. Чтобы успешно учить других, надо постоянно учиться самому. И замечу откровенно: мой первый год пропаган­ дистской работы дал мне самой очень многое, расширил мой кругозор. В. ГОРЕЛОВА, пропагандист политкружка «Беседы о партии». Совхоз «Гагаринский» Лев-Толстовскоро района. Летят письма... Наши письма простые — Только несколько строк. • Адреса голубые, Километры дорог. ■ Пишем письма знакомым, | Пишем письма домой. _ ■ Пахнет лесом сосновым ■ Адрес наш полевой. : «Жив-здоров. : Все в порядке, : Все, как прежде, п»ка»...— : На листке из тетрадки ■ Голубеет строка. : Почтальон «постучится: : — Вот письмо вам ' опять... : Наши письма, как птицы, : тоже могут летать. . ; ...Не скучайте, родные, : Вам пишет солдат. : На посту часовые. ■ Крепко сжат автомат. ; Ю. ВДОВИН. : Т1Т1111111111ГН1И1Т1111П1и111!(||Т’Г!11Н11ГПГ11ГП11111иИ111ТТТ111и11Ги1!1ТП1П11П<П1ПТПТГГ1П!1!!Т1П11ГГ(Г1И!П'111Т1НГ111Г1Г1!ГН1Т1]ИН11Н11П11411ТЙ9|1П11М11ТПНТНН1Н1НН1НМНННП11ШПП ИIШ ПТПМШ 1 ! 1 Н 1 НЦ: А. СИНЕЛЬНИКОВА Мы имя / гордость, - Матери АниГаЯтеровой Натужно скрипнет половица; Часы пробьют, и — тишина. Как долги ночи, коль не спится, А их, бессонных, не одна. О, сколько же за четверть века В них черной вылилось тоски! А седина белее снега Легла до срока на виски. Гудят гудки ••а полустанках, |-то встречи впереди. И дома и не дома Анна: Из рамки траурной Ждут ■ глядит. А слез не видит материнских И не раскроет уст своих. ...Стоят в молчанья обелиски На всех дорогах фронтовых. Жизнь молодая оборвалась За судьбы светлые ельчан, Ну, что скажу такую малость: Твоя печ ал ь— моя печаль! В ночных огнях уснувший город, Тих звездный небосвод над ним. Как яркий свет, в сердцах храним. Ему вовеки не угаснуть, Как солнцу над родной страной. Он — кровь ее, что в зорях ясных Алеет над рекой Сосной. - ...Прости мне, мать, шаблонность слова, Нет утешенья, знаю, А где-то грохот боя Опалена земля огнем. И горе вечности разлуки Стучится у других дверей. В заломе нестерпимой Застыли руки матерей. Листва золотая с деревьев Уносится ветром в полет, Над старой сибирской I~ деревней, / Над Шушенским осень цветет. Над старой... Но это присловье, А слову — так песней звучать: Здесь нынешней яркою новью Отмечена каждая пядь. Не скорбь, не кандальные звоны Той проклятой -богом, глуши — Поют по дорогам клаксоны Бегущих в обгонку Нужна а в дорога Неволю свою коротал. сноровка, Шаг каждый сторожко Маршруты ведь так приглушен нелёгки! У памятной вехи земли, Но есть тут одна И слышно: высоко остановка, над Шушей, К ней все расстоянья Курлыча, летят журавли. близки. Летят в голубые туманы. Полвека в любую погоду Крылами о ветер шурша. И в дождь, и в мороз; И празднично смотрят и в метель — Саяны, Приходят посланцы Накинув цветастую шаль. народов Й облачность неба Недальних и дальних всторосив, земель. Как реку апрель, И вот, неподвластная тленью, Изба пятистенная та, Где в годы давнишние Одета I з ледоход, 9 весеннюю просинь, Над Шушенским осень цветет. Шла дорога песком и щебнем Сквозь колючки и тамариск... Путь мой странный — Старый учебник. Главы: Воля. Упорство. Риск. Не велела менять личины, Облучила болью невзгод — Жизнь Меня тому научила, Что в учебники не войдет. Я был с тобой счастливо молод, Казалось, жизнь тебе дарю. Нас прикрывал туманом город, Встречая раннюю зарю. И зыбкая во мгле причала, Так отрешенно далека, Твою улыбку повторяла Завороженная река. Теперь один туманной ранью Смотрю на реку с корабля... Плывут, плывут воспоминанья И возвращают мне тебя. П ропагандистский меня невелик: в октябре прош­ лого года я провела свое первое занятие в молодежном политкружке по изучению биографии В. И. Ленина. Слу­ чилось так, что на нем присутствовали товарищи из райкома комсомола и об­ ластного дома политпросвещения, и я, конечно, очень волновалась. Вооружи­ лась, как мне и советовали, технически­ ми средствами — фильмоскопом, про­ игрывателем, подробно записала все, что собиралась говорить, но — удовле­ творения это занятие мне не принесло, несмотря на тщательную подготовку. Позже.я поняла, почему. Диафильмы, пластинки, плакаты, разумеется, полез­ ны, даже необходимы, но они не помо­ гут тебе, если ты?не найдешь путь к сердцу слушателя. Политкружок — это не школа, не ин­ ститут, а следовательно, по моему мне­ нию, пропагандист не должен стано­ виться в позу всезнающего и всепони- мающего ментора, не должен давить на слушателей своей эрудицией и автори­ тетом. Я всегда хотела быть для своих комсомольцев равной, их товарищем, вместе с ними думать и спорить. Много дней позади. Мы привыкли к волнению сессий. Оглянувшись назад, Каждый видит свой пройденный путь. Много есть на земле Интересных, хороших профессий, Но в своей почему-то Я вижу особую суть. Я душой- металлург _ Пусть еще не пришло возмужание Только робко гляжу, Как вершатся большие дела, Но я верю: придет И ко мне мастерство и признанье, Только было б упорство И воля к победе была б. Жизнь торопит вперед. Мы шагнули от- тигля и домницы До мартенов и домен, Где плавятся тысячи тонн. 4 Я ■ , Л лЛ УШ О Й 4% МПАШРТ вспомнится, Как забытый/ давно Стеснившийся сон. Пролетят еще дни, И утихнут волнения сессий. Разлучит нас судьба, И у каждого будет свой путь. Много есть на земле > Интересных, хороших профессий, Но в своей я всегда Буду видеть особую суть. К). ЛИЗИН. Младшему брагу Я был песчинкой В наступлении, В бумаге писаря — строкой. Но младший брат мой С восхищеньем К медали тянется рукой. Когда же сдержанно ' и скупо О прошлом брату рассказал, Увидел стиснутые зубы И потемневшие глаза, Как будто он Мой путь осилил — Путь по разгромленной Как будто видел он Россию В крови, воронках и золе. Так пусть он Сердце подготовит к тем дням, » Когда, шагая вдаль, Отца свалила в Приднепровье € седла гражданская война. Сын думал, что отцовской Оплачен долг его сполна. Не сын упал на снег примятый В далекой польской стороне. И в трудной должности солдата Он научился на войне / Молчать, хоть боль его давила, Не унывать в последний час И убивать, и из могилы Вставать, коль требует приказ. Улыбавшийся корке черствой Под присмотром глухой беды, Изучил я закон сиротства И запомнил закон нужды. Проходил я урок опеки, Как щенок, еще худ и слеп, И мальчишкой совсем Копейки Зарабатывать стал В ИЮЛЕ особенно хорошо. Сра­ зу через Дорогу/ ПЫЛЬНЫЙ большак, начинается речка. По крутому берегу ее — старинные вет­ лы. И свисают они с бугра зелеными гибкими жичинками в сережках.- , Пахнут медом и горьковатым соком дерева, которое в расцвете сил. Ж ужжат пчелы, светит солнышко, а • внизу под стволами ветел — зеленый туннель. Трава плотно прошивает своими цепкими, корнями влажный дерн. И журчит роднйк., Глубокая, круглая яма с такой ■ прозрачной -.водой, что не видно дна —- отражение .мешает. Заглянешь в родник — словно в бездне побыва­ ешь, а наклонишься ниже,-"прильнешь губами к воде и так бы пил и пил сладкую родничковую, Бывало раз- В дедас л а в З ори » т с с к а з дурачимся, зачерпнешь горсть—брызг в товарища. Полоснет, как доброй хворостиной но телу. И стоит у меня перед глазами эго мое довоенное детство, трепетное,* светлое, как струи милой моей реч­ ки. Многие ли знали, что через два го­ да налетит сюда стая тупорылых же­ лезных птиц с прямыми черными • крестами под брюхом, и останутся от моста щенки. Покосят ветлы та бугре, разнесут плотину. И за три дня обмелеет наша Веточка, превра­ тится в тоненький ручеек, а родник пробьет с^бе выход в другом Месте, далеко от того, где был раньше. А пока светит солнышко и ласкает нас наша Веточка. Мы лежим с матерью из песочке па другом берегу от родника. Содн- / це почти, отвесными лучами обдает нас сверху. Ж арят нас. К ногам под­ катывается река, лижет волнами на­ ши пятки, щекочет их, А потом вол­ на с шипеньем пропадает в песке, уступая место своей подружке, иду­ щей ей на смену. Мать сегодня выходная. Жмурясь от удовольствия, она лениво спра- , шивает меня, чем я занимался все .э т и -дни? — Читали сказку, — отвечаю. Чи­ тали — говорю для важности. Я слу­ шал, читала сестра, конечно. Но ма„ / тори: читали. , — Что ж в эюй сказке? Я леплю из песка пирамиды и за­ одно вспоминаю сказку. Что был та- ; кой дед-вор,'а с ним внук, Ленько-й ’ звали. И что Ленька с дедом поби­ рались, потому что были бедные. И что дед в одном месте кинжал хо­ роший стащил и еще у девчонки пла­ ток новый. Ей отец привез с базара. А Ленька ругал деда н обозвал его вором. И еще Ленька не умел пла. ■— И ты вот не умеешь плавать,— перебивает мать, — а уже большой. — Не! Ленька был старше меня. Ему времени, сколько Ваське Черна- . вину. А я в школу на другой год пойду. Мать лежит на спине, подложив р> кч н!тд 10 . 10 . \ и мо ши г. Я разва. ливаю пирамиды ,^зарываюсь в пе-‘г ' сок и соплю. Мне становится жалко Леньку. Он VГи I 1 о г ц I 1 умер/;/ В грозу. Я тоже'Могу убежать. Пла­ кать будут. Пусть. Пусть. — Что же замолчал? - \ — Так, 1 Ленька не умел пЛзнать, а ему за­ хотелось в жару искупаться и дед сказан, что данай свяжем пояса и я буду тебя держать за них, а гы ку­ пайся. Но Ленька отказался: не удержишь, • ты старенький, свесе г вместе. И дед согласился. В небе плывут белые нитки, а я все думаю. Мне нисколечко не жалко • девчонку-растёряху. Сама потеряла платок и хнычет, как маленькая. А дедушка его не украл, а нашел на дороге. Что он знал, что ль, что пла­ ток этой девчонки, богатой размазни. А плавать? Это мы еще посмотрим, Я вскакиваю на ноги и теперь чую, Что даже вот сейчас поплыву, могу ПОПЛЫТЬ.; : Я сплаваю за Леньку, который был бедный и все время хотел есть и поэтому побирался. А когда вырасту большой, то найду ту девчонку и об­ ругаю ее, Что зря она не пожалела Леньку. Он; хороший человек,, только бедный и не умел плавать. ; / И если бы у меня был такой пла'. . ток, то я сам подарил.бы Леньке на намять, хоть он н не девчонка. По­ думаешь. платок... Забегаю ’в Воду, сначала по коле, но, потом по грудь, не соображаю, что делаю.: И теперь вдруг не чую дна, отчаянно,барахтаюсь, быо рука­ ми и ногами по воде по-собачьи. По ( дна нет, и не слушаются ноги, опу-' скаюсь вниз. Я молча захлебываюсь. Воды во рту становится все больше и больше. Она противная тепловатая и совсем-совсем пресная. И теперь она льется в нос, в глаза, уши... — Вот дурачок. Разве так" можно? — Я слышу голос матери издалека и никак не‘могу: поняТь, где я. Мать склонилась надо мной, мнет мой живот, трет ладонями грудь. Мне хо. Лодно, хотя в глаза бьет желтое солнце, а сбоку плещется теплая реч­ ка. Я лежу на песке и вокруг меня какие-то люди, они кричат, смеются и что-то говорят, говорят. — А ты что же рот разинула, — ругаются с матерью,—за ними,- чертя­ ми, глаз да глаз нужен. Тоже мне мамаша. Мать отмалчивается, улыбается мне, и с волос её на меня падают капельки воды. Вдруг я отчетливо вижу перед со­ бой Леньку, .лохматого, с пастушеской сумкой через плечо и кричу ему: — Это ты, Ленька? Хотел за тебя поплавать, отомстить за тебя, понял? А вырасту большой, то найду дев­ чонку и скажу ей все про платок и что дедушка Архип ни в чем не ви­ новат. ...После было много сказок и рас. сказов, но этот так и остался в па­ мяти на: Особом месте. Может быть, оттого, что он оказался первым на моем пути, первым, когда я себя / осознал н увидел вокруг Себя речку, людей и солнце. ~ ...В сорок втором году через наше село шли беженцы. Они несли, свои пожитки, нехитрый скарб свой, узлы и узелки. Кое-кто понуро толкал не род собой самодельные тележки. ' .. С самого утра сеял въедливый хо- - людный дождь; и вереница намокших " .фодей с трудом 'переставляла нога в грязи, втягиваясь в село, Среди узлов на V тележке сидела маленькая девочка с большими голу. , быми глазами. Тоненькими розовыми пальчиками она обнимала свою без­ носую куклу, заботливо кутала ее: в -новый голубой платок с белыми цве- ; точками по краям и -серьезно рас- - -■сматривала нас, деревенских сорван, цон, стоящих на обочине. Тележку с девочкой толкал своей 1 узкой, иссохшей грудью дедушка с реденько^! бородой и белыми выцвет­ шими глазами. Но тележка не по­ давалась вперед, и люди обтекали ее е двух сторон. Тележка по самую ось увязла в хлябистых колеях до- : рогн, развороченной танками, про­ шедших ночью туда, откуда двига­ лись люди. И этот голубой платок, внучка, безносая ее кукла и сам древний де. душка почему-то напоминали Лень- . ку. И мне показалось, что я узнал тот платок. И девочка /потому и не плакала, что дедушка вернул ей платок. И она смирно сидела на уз. лах и улыбнулась Н гщ когда мы всей оравой выкатили их тележку на сухое место в центр села, Какая-то неуловимая связь суше, ствовала между тем и этим. Там — голод, там — смерть, здесь — война. И то, и другое — народное бедствие. И вся Россия с Леньками, девочка­ ми, дедушками была на-колесах... Но платок все-таки был не похож. Я. конечно, ошибался. Но стоит мне увидеть голубой платок, как неволь­ но. вспоминается родное се-по; июль­ ский жаркий день, речка Веточка, рассказ про деда Архипа и Леньку, к^-орый читал" мне сестра в том д /ом, невс/ дтимом, довоенном дет стве... А потом развороченная плотина, пересохшая речка н девочка на те­ лежке с безносой куклой в руках.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz