Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

К ОГДА на одном из семинаров старших вожатых заговорили об условиях активной деятельности пионерского отряда, все в один голос сказали;— единство действий вожатого и классного руководителя. И в доказа­ тельство приводили мдссу примеров. В Хворостянской школе Добринского рай. она вся дружина в прошлом году была занята большой и важной работой — сбором материалов об односельчанах— участниках Великой Отечественной вой­ ны. Каждый отряд имел конкретное по­ ручение, ни один классный руководи- . тель не был в стороне от этого дела. Работа захватила всех. Вместе с вожа­ той, директором школы учителя проду. мали план встречи с бывшими воинами, обсудили его с ребятами, послали го­ стям приглашения в разные города. Пионеры готовили приветствия, рапорты, выступления. Школа жила радостным волнением. А когда этот день наступил, все село собралось возле школы на большой праздник. А вот другой пример. Задумали ребя­ та Никольской школы Добринского рай­ она поставить обелиск участникам граж. данской войны, погибшим за село Дем- шинку. Разыскали очевидцев тех собы­ тий, собрали материалы, даже состави­ ли эскизы проекта обелиска. И вот-вот что пионерский вожак своего рода мас­ совик-затейник. «Когда же вы придете в мой класс «проводить» пионерскую работу, а то ребятам скучно?» — эту фразу довольно часто можно услышать от учителей. Й вожатый-новичок начина­ ет бегать из отряда в отряд, так тол­ ком гам ничего и не сделав. Почти в любой средней школе до тридцати пио­ нерских классов, даже если два дня по­ бывать в каждом из них — уйдет целая четверть. Можно ли за это время наладить сложную машину пионерских дел? Ко­ нечно, нет. Да и не в этом состоит за­ дача вожатого. Он, прежде всего, поли­ тический руководитель пионеров, свое­ образный мозговой центр, если хотите, методист, действующий на отряд через ребячий актив, во всем помогающий классному руководителю. Но весь вопрос в том, как помогать? Не просто репетицией к очередному мероприятию, советом на ходу, консуль­ тацией, а практическим участием и в составлении плана, и в проведении пио­ нерского сбора, и, наконец, самое глав­ ное — повседневно помогать учителю, подсказывать ему, как он должен руко. водить пионерским отрядом. Оттого учителя иногда придержива­ ются такой точки зрения — «дела пио- Учит ь ЗАОЧНАЯ ШКОЛА СТАРШЕГО ВОЖАТОГО самостоятельности должны были приступить к его строи, тельству. Но, к сожалению, в этом их никто не поддержал. Вожатая раз обра­ тилась к директору, другой, но ему, ви­ димо, было не до этого, у классных ру­ ководителей свои заботы — конец учеб­ ного года — и в результате хорошее дело заглохло. В самом деле, может ли один вожа­ тый или классный руководитель поднять уровень работы пионерского отряда на большую высоту? И те, и другие скажут — нет. Нужны совместные усилия. Но как иногда на деле объединяются эти усилия? Наташа Воробьева из второй грязинской школы собрала актив, пио­ неры горячо обсуждали предстоящий праздник, наметили задания отрядам. Прибегает шестиклассница Нина Рудако ва к учителю — так, мол, и так, а та ей е: ответ: «Еще что выдумали, у меня сво­ их дел полно». И такой факт не единичен, он говорит о старой привычке некоторых учителей, которые считают, что пионерские дела — это обязанность вожатого. Ему-де поручил комсомол, пусть он этим и за­ нимается. .--.у. Конечно же, вожатый организует дея­ тельность пионерской дружины, забо. тится о том, чтобы жизнь ее была яр- Мкой, содержательной и носила общест­ в е н н о полезный характер. В сферу его работы входят проведение дружинных мероприятий-' и учеба пионерского акти­ ва, занятна с отрядными вожатыми и организация ребячьих клубов по инте­ ресам,- участие в районных- слетах и праздниках и*"многое другое. Согласи тесь, что не всякому вожатому это по силам, если его не поддерживают клас­ сные руководители. Неудачи в работе некоторых дружин как раз и объясняются тем, что вожа­ тые' по неопытности не могут заставить действовать сразу все отряды, и часто тратят много времени на репетицию танцев, литературных монтажей в ка­ ком-нибудь одном отряде. Это дает повод классным руководителям считать, неров — забота вожатого» — что не знают, каково должно быть их участие в работе-с пионерами. Учитель прово­ дит классный час, ругает ребят, хвалит, принимает решения и, конечно, его мнение — закон для пионеров. Но при такой позиции отряд вообще перестает действовать, и ребята утрачивают всякий интерес к пионерской организации. Они, как Говорится, боятся шага ступйть са­ мостоятельно, потому что не научены этому. - Вот и получается, что учитель превра­ щается в «няньку»: готовит сценарий праздника, заметки в газету, вопросы КВН и прочее. Случись что в классе, первым делом кто ругает виновника— классный руководитель, а иногда сразу директор школы. И ребята видят, что за все в ответе классный руководитель. Такая опеке не дает ребятам возможно­ сти почувствовать силу и волю пионерского коллектива. О ка­ кой же инициативе детей гут можно говорить, когда, по выражению А. С. Макаренко, «шлем ответственности снят с пионеров и прочно надет на классно­ го руководителя»? - Пусть ребята видят на деле, что ник­ то не заменит их собственной' мысли, их действий, тогда, если они и ошибутся, но, чувствуя ответственность, найдут вы­ ход. Поэтому учитель должен действо­ вать через вожатого, через актив, не навязывая ребятам свою волю, не командуя ими. Во всем учитель выступает в ро­ ли организатора, руководителя. Он вы­ являет интересы детей, подсказывает дела и идеи, готовит почву, на котооой вырастает ребячья самодеятельность. А для этого надо жить интересами р е ­ бят, быть в гуще пионерских дел. А долг старшего вожатого сведется тогда к тому, чтобы помочь классному руководителю разобраться в специфике пионерской работы, уяснить принцип самодеятельности организации пионе­ ров. Только при таком взаимодействии учителя и старшего вожатого видится успех работы пионерского отряда. В. КУЗНЕЦОВА, ВСТРЕЧИ В ГОСТЕПРИИМНОЙ БОЛГАРИ Вот уже несколько дней в гостеприимной Народной Республике КСМ, возглавляемая первым секретарем ЦК Е. М. Болгарии находится делегация ЦК ВЛ Ш Тяжельниковым. По приглашению ЦК Дим'итровского комсомола она прибыла на торжества по случаю 25-летия социалистической революции в Болгарии. Посланцы Ленинского комсомола посетили Варну, где присутствовали на мо, лодежном митинге в честь болгаро-советской дружбы, В Велико-Тырново делегация имела встречу с руководителями окружного н городского комитетов ДКСМ. На торжественной встрече с комсомольским ак­ тивом округа выступили первый секретарь ЦК ВЛКСМ Е. М. Тяжельников, а также герой Даманского советский пограничник Виталий Бубенин. Хлебом-солью, множеством цветов была встречена делегация на электротедь. ферном заводе «Подъем» в Габрово. (ТАСС). РАССКАЗЫ О МОЛОДЫХ ДЕПУТАТАХ 12 ЦЕХЕ Валя появилась ° неделю. назад. Неболь­ шая, хмурая — сторонилась .всех, заже Вали Киосано- Кипяток и ^ вой, групйомоорга й своей наставницы.; «Что мучает девчонку? Почему она так замкнута?» — думает комсорг. В отделе кадров сообщи­ ли лишь, что приехала Сур­ кова из деревни, что дома у нее осталась большая семья. Позже выяснилось, что ос­ тановилась Валя у сестры, в маленькой* тесной квар­ тирке, в которой и без нее повернуться негде. Разговор с начальником цеха .Геннадием Николаеви­ чем . Перфильевым удов-.; летрорепия не принес. .Вы­ слушав Кирсанову, он бес­ сильно развел руками* и по­ советовал сходить к заме­ стителю директора по быту, обещал всяческую поддерж­ ку.' Федор Иванович Богда­ нов, слушая комсорга, вспомнил свою молодость. Ему нравилась горячность Кирсановой, нравилось, что девушка взялась помочь но­ венькой. Он понял, чго Валя не остановится, пока не до­ бьется своего. Точно так же ему, тогда безусому парень­ ку, помогли комсомольцы стать на ноги... — Ладно, «кипяток». Меня убеждать не надо. Постара­ емся что-либо придумать. Через несколько дней в конце сметы Кирсанова ос­ тановила пресс. Суркова приготовилась слушать оче­ редную информацию о тон­ костях профессии, но комс­ орг неожиданно: — После смены подожди меня. Пойдем в общежитие, там тебе место приготовили. Суркова удивленно вски­ нула глаза^ «Кто им сказал, что мне трудно. живется? Откуда место в общежитии? Ведь в отделе кадров даже в; течение, года не обеща­ ли...» Новоселье справили в тот же вечер. А через месяц еще одна радость: в два раза раньше срока ее перевели на само­ стоятельную работу. Валя так и не узнала, что и этим она обязана Кирсановой. Постепенно Валя втяну, лась в/ жизнь коллектива, стала активным участником художественной самодеЯ, тедытсти, рейдов «прожен» тористов», еябртвваых со» ревнований. А у Кирсановой, что ш день — новая идея. Сего, дня, например,. она соби­ рает в обеденный перерыв группу, и заявляет: — Тренировки -кажд день. Скоро соревнован по лыжам. Отставать ‘ 8 ® имеем права. В другой раз соберет ре­ бят: V — Расход металла велик. Проверим, где у гечка. Неделю, другую . работ присматриваются к „пре су производства продукций А потом на столе начальна-, ка цеха — проект... Четыре года; назад Кирса­ нова пришла на таубйыУаа» вод. В. те дни о ней никТС ТВтчего не знал А сетодя^ Валя —член бюро цеховой комсомольской организаций, депутат городского Совета депутатов трудящихся. А. ВОЛОДИН, к ый - вне 1 ОЧр оцф / а и РАЦИОНАЛИЗАТОР рВГЕНИЙ Коновалов работает прорабом на 3-м “ участке управления «Юговостокзлектромонтаж- 1 ». Он строил конверторный цех, вторую очередь аглофаб­ рики и пятую коксохимическую батарею. И где бы ни работал молодой инженер, он всюду настойчиво ищет возможности для ускорения монтажа оборудова­ ния. На счету Евгения более десяти ценных рационали­ заторских предложений. Сейчас комсомолец трудится на стане «2000». За это время он подал два рацпредложе­ ния. которые внедрены в производство. Экономический эффект их составил свыше 14 тысяч рублей. НА СНИМКЕ: Евгений Коновалов. „ Текст и фото -В. Анпилова. По примеру 0 ТЦА В Грузинском локомо­ тивном депо все хорошо знают машиниста-кон- структора Михаила Андреевича Симонова. А сегодня рядом с его именем все чаще назы. вают имя его сына — Константина. Начинал Симонов- младший слесарем, а вечерами изучал устрой­ ство тепловоза. В прош. лом году он стал по­ мощником машиниста. Сотни тонн сверхплано­ вого груза перевезла бригада, в которой он работал. Сейчас молодой кандидат в члены КПСС Симонов — уже помощ­ ник машиниста. О том, что он успешно работает, свидетельст­ вует значок «Отличник социалистического сорев­ нования». Кроме того, к его ра­ бочему титулу теперь неизменно добавляют и еще один: депутат об­ ластного Совета депута­ тов трудящихся. О. ЯБЛОКОВ. ■ ® V М # С 0 1 Д 4 Т Г В ТОТ год был пущен в действие первый в мире кислородно-кон­ верторный цех. Требовались ра­ бочие. В наш цех из отдела кадров пришел паренек. Малообщительный, неопытный. С приемной запиской для Оформления на работу. Серафима Чуещева приняли камен­ щиком на футеровку больших стаяераз- ливочных ковшей к мастеру Шутову. Поначалу дело у парня не получалось. Научился Сима выполнять задания, и не больше. Комсомольская организация тогда упустила из виду молодого рабо­ чего,- и у него все пошло само по себе. Совершил прогул—наказали по админи­ стративной линии. Комсомольцы брига­ ды вновь не спросили с него ответа за нарушение, В это время прошло отчетно-выбор­ ное собрание. В первичной организации третьей -.бригады, где работал Серафим Чуещев, избрали ребята своим вожа­ ком Валентина Даргеля. Он-то и -заме­ тил отрешенность и замкнутость парня. И взялся за Серафима. Просил выпол­ нить комсомольские поручения, пригла­ шал на собрания. Постепенно Чуещев . стал участвовать в общественной жиз­ ни. Изменилось его отношение к рабо­ те. Появилось желание сделать что-то полезное для товарищей Купил фото­ аппарат, стал делать снимки для оформ­ ления различных стендов. Получил место в общежитии, в цехе стал все чаще появляться в нерабочее время. И вот е январе 1969 года Серафима из­ бирают членом комитета ВЛКСМ цеха. Поручили ему сектор спортивной рабо­ ты. Взялся парень за работу. А в мае -Серафима призвали в армию. И вот передо мной его письмо. Он пишет: : ..... .......... ..... «Дорогие ребята! Служба мне нра­ вится, и доверие, оказанное мне, яфги равдаю. Горжусь, что служу. . Службу несу отлично. Буду и в дальнейшем поступать- так ж б _ После демобилизации вернусь только в свой цех и буду работать честно добросовестно. Я взял обязательства К столетию со дня рождения В. И. Леки* на стать отличником воинсной подго­ товки. И свои обязательства выполню, поверьте! Спасибо вам, что вы напра­ вили меня на правильный путь». Мы Верим, что Сима Чуещев евов слово сдержит. И с радостью встретим его в своем коллективе. И ВАСИН, комсорг конверторного цеха ЛЬ 1 НЛЛ43,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz