Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
К ОГДА на одном из семинаров старших вожатых заговорили об условиях активной деятельности пионерского отряда, все в один голос сказали;— единство действий вожатого и классного руководителя. И в доказа тельство приводили мдссу примеров. В Хворостянской школе Добринского рай. она вся дружина в прошлом году была занята большой и важной работой — сбором материалов об односельчанах— участниках Великой Отечественной вой ны. Каждый отряд имел конкретное по ручение, ни один классный руководи- . тель не был в стороне от этого дела. Работа захватила всех. Вместе с вожа той, директором школы учителя проду. мали план встречи с бывшими воинами, обсудили его с ребятами, послали го стям приглашения в разные города. Пионеры готовили приветствия, рапорты, выступления. Школа жила радостным волнением. А когда этот день наступил, все село собралось возле школы на большой праздник. А вот другой пример. Задумали ребя та Никольской школы Добринского рай она поставить обелиск участникам граж. данской войны, погибшим за село Дем- шинку. Разыскали очевидцев тех собы тий, собрали материалы, даже состави ли эскизы проекта обелиска. И вот-вот что пионерский вожак своего рода мас совик-затейник. «Когда же вы придете в мой класс «проводить» пионерскую работу, а то ребятам скучно?» — эту фразу довольно часто можно услышать от учителей. Й вожатый-новичок начина ет бегать из отряда в отряд, так тол ком гам ничего и не сделав. Почти в любой средней школе до тридцати пио нерских классов, даже если два дня по бывать в каждом из них — уйдет целая четверть. Можно ли за это время наладить сложную машину пионерских дел? Ко нечно, нет. Да и не в этом состоит за дача вожатого. Он, прежде всего, поли тический руководитель пионеров, свое образный мозговой центр, если хотите, методист, действующий на отряд через ребячий актив, во всем помогающий классному руководителю. Но весь вопрос в том, как помогать? Не просто репетицией к очередному мероприятию, советом на ходу, консуль тацией, а практическим участием и в составлении плана, и в проведении пио нерского сбора, и, наконец, самое глав ное — повседневно помогать учителю, подсказывать ему, как он должен руко. водить пионерским отрядом. Оттого учителя иногда придержива ются такой точки зрения — «дела пио- Учит ь ЗАОЧНАЯ ШКОЛА СТАРШЕГО ВОЖАТОГО самостоятельности должны были приступить к его строи, тельству. Но, к сожалению, в этом их никто не поддержал. Вожатая раз обра тилась к директору, другой, но ему, ви димо, было не до этого, у классных ру ководителей свои заботы — конец учеб ного года — и в результате хорошее дело заглохло. В самом деле, может ли один вожа тый или классный руководитель поднять уровень работы пионерского отряда на большую высоту? И те, и другие скажут — нет. Нужны совместные усилия. Но как иногда на деле объединяются эти усилия? Наташа Воробьева из второй грязинской школы собрала актив, пио неры горячо обсуждали предстоящий праздник, наметили задания отрядам. Прибегает шестиклассница Нина Рудако ва к учителю — так, мол, и так, а та ей е: ответ: «Еще что выдумали, у меня сво их дел полно». И такой факт не единичен, он говорит о старой привычке некоторых учителей, которые считают, что пионерские дела — это обязанность вожатого. Ему-де поручил комсомол, пусть он этим и за нимается. .--.у. Конечно же, вожатый организует дея тельность пионерской дружины, забо. тится о том, чтобы жизнь ее была яр- Мкой, содержательной и носила общест в е н н о полезный характер. В сферу его работы входят проведение дружинных мероприятий-' и учеба пионерского акти ва, занятна с отрядными вожатыми и организация ребячьих клубов по инте ресам,- участие в районных- слетах и праздниках и*"многое другое. Согласи тесь, что не всякому вожатому это по силам, если его не поддерживают клас сные руководители. Неудачи в работе некоторых дружин как раз и объясняются тем, что вожа тые' по неопытности не могут заставить действовать сразу все отряды, и часто тратят много времени на репетицию танцев, литературных монтажей в ка ком-нибудь одном отряде. Это дает повод классным руководителям считать, неров — забота вожатого» — что не знают, каково должно быть их участие в работе-с пионерами. Учитель прово дит классный час, ругает ребят, хвалит, принимает решения и, конечно, его мнение — закон для пионеров. Но при такой позиции отряд вообще перестает действовать, и ребята утрачивают всякий интерес к пионерской организации. Они, как Говорится, боятся шага ступйть са мостоятельно, потому что не научены этому. - Вот и получается, что учитель превра щается в «няньку»: готовит сценарий праздника, заметки в газету, вопросы КВН и прочее. Случись что в классе, первым делом кто ругает виновника— классный руководитель, а иногда сразу директор школы. И ребята видят, что за все в ответе классный руководитель. Такая опеке не дает ребятам возможно сти почувствовать силу и волю пионерского коллектива. О ка кой же инициативе детей гут можно говорить, когда, по выражению А. С. Макаренко, «шлем ответственности снят с пионеров и прочно надет на классно го руководителя»? - Пусть ребята видят на деле, что ник то не заменит их собственной' мысли, их действий, тогда, если они и ошибутся, но, чувствуя ответственность, найдут вы ход. Поэтому учитель должен действо вать через вожатого, через актив, не навязывая ребятам свою волю, не командуя ими. Во всем учитель выступает в ро ли организатора, руководителя. Он вы являет интересы детей, подсказывает дела и идеи, готовит почву, на котооой вырастает ребячья самодеятельность. А для этого надо жить интересами р е бят, быть в гуще пионерских дел. А долг старшего вожатого сведется тогда к тому, чтобы помочь классному руководителю разобраться в специфике пионерской работы, уяснить принцип самодеятельности организации пионе ров. Только при таком взаимодействии учителя и старшего вожатого видится успех работы пионерского отряда. В. КУЗНЕЦОВА, ВСТРЕЧИ В ГОСТЕПРИИМНОЙ БОЛГАРИ Вот уже несколько дней в гостеприимной Народной Республике КСМ, возглавляемая первым секретарем ЦК Е. М. Болгарии находится делегация ЦК ВЛ Ш Тяжельниковым. По приглашению ЦК Дим'итровского комсомола она прибыла на торжества по случаю 25-летия социалистической революции в Болгарии. Посланцы Ленинского комсомола посетили Варну, где присутствовали на мо, лодежном митинге в честь болгаро-советской дружбы, В Велико-Тырново делегация имела встречу с руководителями окружного н городского комитетов ДКСМ. На торжественной встрече с комсомольским ак тивом округа выступили первый секретарь ЦК ВЛКСМ Е. М. Тяжельников, а также герой Даманского советский пограничник Виталий Бубенин. Хлебом-солью, множеством цветов была встречена делегация на электротедь. ферном заводе «Подъем» в Габрово. (ТАСС). РАССКАЗЫ О МОЛОДЫХ ДЕПУТАТАХ 12 ЦЕХЕ Валя появилась ° неделю. назад. Неболь шая, хмурая — сторонилась .всех, заже Вали Киосано- Кипяток и ^ вой, групйомоорга й своей наставницы.; «Что мучает девчонку? Почему она так замкнута?» — думает комсорг. В отделе кадров сообщи ли лишь, что приехала Сур кова из деревни, что дома у нее осталась большая семья. Позже выяснилось, что ос тановилась Валя у сестры, в маленькой* тесной квар тирке, в которой и без нее повернуться негде. Разговор с начальником цеха .Геннадием Николаеви чем . Перфильевым удов-.; летрорепия не принес. .Вы слушав Кирсанову, он бес сильно развел руками* и по советовал сходить к заме стителю директора по быту, обещал всяческую поддерж ку.' Федор Иванович Богда нов, слушая комсорга, вспомнил свою молодость. Ему нравилась горячность Кирсановой, нравилось, что девушка взялась помочь но венькой. Он понял, чго Валя не остановится, пока не до бьется своего. Точно так же ему, тогда безусому парень ку, помогли комсомольцы стать на ноги... — Ладно, «кипяток». Меня убеждать не надо. Постара емся что-либо придумать. Через несколько дней в конце сметы Кирсанова ос тановила пресс. Суркова приготовилась слушать оче редную информацию о тон костях профессии, но комс орг неожиданно: — После смены подожди меня. Пойдем в общежитие, там тебе место приготовили. Суркова удивленно вски нула глаза^ «Кто им сказал, что мне трудно. живется? Откуда место в общежитии? Ведь в отделе кадров даже в; течение, года не обеща ли...» Новоселье справили в тот же вечер. А через месяц еще одна радость: в два раза раньше срока ее перевели на само стоятельную работу. Валя так и не узнала, что и этим она обязана Кирсановой. Постепенно Валя втяну, лась в/ жизнь коллектива, стала активным участником художественной самодеЯ, тедытсти, рейдов «прожен» тористов», еябртвваых со» ревнований. А у Кирсановой, что ш день — новая идея. Сего, дня, например,. она соби рает в обеденный перерыв группу, и заявляет: — Тренировки -кажд день. Скоро соревнован по лыжам. Отставать ‘ 8 ® имеем права. В другой раз соберет ре бят: V — Расход металла велик. Проверим, где у гечка. Неделю, другую . работ присматриваются к „пре су производства продукций А потом на столе начальна-, ка цеха — проект... Четыре года; назад Кирса нова пришла на таубйыУаа» вод. В. те дни о ней никТС ТВтчего не знал А сетодя^ Валя —член бюро цеховой комсомольской организаций, депутат городского Совета депутатов трудящихся. А. ВОЛОДИН, к ый - вне 1 ОЧр оцф / а и РАЦИОНАЛИЗАТОР рВГЕНИЙ Коновалов работает прорабом на 3-м “ участке управления «Юговостокзлектромонтаж- 1 ». Он строил конверторный цех, вторую очередь аглофаб рики и пятую коксохимическую батарею. И где бы ни работал молодой инженер, он всюду настойчиво ищет возможности для ускорения монтажа оборудова ния. На счету Евгения более десяти ценных рационали заторских предложений. Сейчас комсомолец трудится на стане «2000». За это время он подал два рацпредложе ния. которые внедрены в производство. Экономический эффект их составил свыше 14 тысяч рублей. НА СНИМКЕ: Евгений Коновалов. „ Текст и фото -В. Анпилова. По примеру 0 ТЦА В Грузинском локомо тивном депо все хорошо знают машиниста-кон- структора Михаила Андреевича Симонова. А сегодня рядом с его именем все чаще назы. вают имя его сына — Константина. Начинал Симонов- младший слесарем, а вечерами изучал устрой ство тепловоза. В прош. лом году он стал по мощником машиниста. Сотни тонн сверхплано вого груза перевезла бригада, в которой он работал. Сейчас молодой кандидат в члены КПСС Симонов — уже помощ ник машиниста. О том, что он успешно работает, свидетельст вует значок «Отличник социалистического сорев нования». Кроме того, к его ра бочему титулу теперь неизменно добавляют и еще один: депутат об ластного Совета депута тов трудящихся. О. ЯБЛОКОВ. ■ ® V М # С 0 1 Д 4 Т Г В ТОТ год был пущен в действие первый в мире кислородно-кон верторный цех. Требовались ра бочие. В наш цех из отдела кадров пришел паренек. Малообщительный, неопытный. С приемной запиской для Оформления на работу. Серафима Чуещева приняли камен щиком на футеровку больших стаяераз- ливочных ковшей к мастеру Шутову. Поначалу дело у парня не получалось. Научился Сима выполнять задания, и не больше. Комсомольская организация тогда упустила из виду молодого рабо чего,- и у него все пошло само по себе. Совершил прогул—наказали по админи стративной линии. Комсомольцы брига ды вновь не спросили с него ответа за нарушение, В это время прошло отчетно-выбор ное собрание. В первичной организации третьей -.бригады, где работал Серафим Чуещев, избрали ребята своим вожа ком Валентина Даргеля. Он-то и -заме тил отрешенность и замкнутость парня. И взялся за Серафима. Просил выпол нить комсомольские поручения, пригла шал на собрания. Постепенно Чуещев . стал участвовать в общественной жиз ни. Изменилось его отношение к рабо те. Появилось желание сделать что-то полезное для товарищей Купил фото аппарат, стал делать снимки для оформ ления различных стендов. Получил место в общежитии, в цехе стал все чаще появляться в нерабочее время. И вот е январе 1969 года Серафима из бирают членом комитета ВЛКСМ цеха. Поручили ему сектор спортивной рабо ты. Взялся парень за работу. А в мае -Серафима призвали в армию. И вот передо мной его письмо. Он пишет: : ..... .......... ..... «Дорогие ребята! Служба мне нра вится, и доверие, оказанное мне, яфги равдаю. Горжусь, что служу. . Службу несу отлично. Буду и в дальнейшем поступать- так ж б _ После демобилизации вернусь только в свой цех и буду работать честно добросовестно. Я взял обязательства К столетию со дня рождения В. И. Леки* на стать отличником воинсной подго товки. И свои обязательства выполню, поверьте! Спасибо вам, что вы напра вили меня на правильный путь». Мы Верим, что Сима Чуещев евов слово сдержит. И с радостью встретим его в своем коллективе. И ВАСИН, комсорг конверторного цеха ЛЬ 1 НЛЛ43,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz