Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

З а в т р а—Де нь т анки с т о в О СЕ, 'рлнес: . известные образцы со» ; [ ) кётскйх и".иностранных тяжелых танков были многобапгеппыми. В ■двух, трех, а иногда и -пяти башнях’они несли :многочисленное вооружение/ Эки­ паж- обычно состоял из 10— 12 человек. Толщина же брони не превышала 30 мм, хотя из-за большого . количества башен вес доходил до~40—55 тонн. . У! Советский КВ — первый образец одно­ башенного тяжелого танка. Экипаж* его : - 5 человек. Но броня при боевом весе Ш тонн. бЫла до сих пор невиданной: 'толщина-ее-’доходила до 105 мм. Ни од­ на'из известных в-то время противотан­ ковых пушек не могла пробить такую броню даже с близких дистанций. ' К началу войны на вооружении нашей армии было всего 508 танков КВ. Но ис­ тория начального периода войны знает немало примеров мастерского использо­ вания советскими , танкистами сильней­ ших качеств;шового- тяжелого танка — .мощного огня и надёжной броневой за­ щиты. . ...В боях под.Ленинградом четыре ган­ ка КВ роты старшего лейтенанта В.Ко- лобанова перекрыли дороги, ведущие к Гатчине. Танк Колобанова занял пози­ цию среди 'домиков и хозяйственных по­ строек. усадьбы совхоза, «Войсковицы». . Впереди хорошо была видна шоссейная дорога, пересекавтоая . здесь обишрную болоФистую низину. На этой . дороге и появилась, .вскоре немецкая танковая ко­ лонна. Она хорошо охранялась: над по­ селком повис немецкий самолет-развед­ чик, видимо, поддерживавший с ней не­ прерывную связь, впереди двигались три мотоциклиста, которые через каждые 200 —300 метро® останавливались и обстре­ ливали из пулеметов придорожные ку­ сты. /.. ;СТСТ’. ’ е Фашистские машины выкатывались из леса плотной колойной. Это были легкие и средние танки, в основном Т-Ш. «Не меньше сорока»», — отметил про себя -Колобанов. Башенные люки многих ма- шин были открыты, на броне, свесив но­ ги, сидели гитлеровцы в пыльных расстег­ нутых мундирах с засученными рукава­ ми. - ■ . . ■ Зная, что броня КВ неуязвима для пу­ шек этих .танков, Колобанов дождался, когда вся вражеская колонна вышла из леса- на шоссе. Только после этого! командир орудия Усов по его команде открыл огонь, сначала по головным тан­ кам, а потом по хвосту колонны. Заго­ ревшиеся машины преградили гитлеров­ ским танкам путь вперед и назад. Те­ перь Усов ударил по танкам, -сгрудив­ шимся в середине колонны. Гитлеровцев, выскакивающих из подбитых м:ншш, на­ стигал пулеметный огонь ,■радиста-пуле- .метчика Киеелькова. :Ответный огонь гитлеровских танков был неэффективным. Многочисленные прямые попадания малокалиберных сна­ рядов оставляли на броне КВ лишь вмя­ тины и ссадины. Л мощная пушка со- 1 е.тского танка продолжала поражать Фашистские машины. Некоторые из них, пытаясь спастись, сползали с шоссе, но застревали' в. болоте. По всей .вероятности, КВ уничтожил : бы все фашистские танки до единого, но : кончились бронебойные /снаряды! * При­ шлось на глазах изумленных гитлеров­ цев, не знавших, что предпринять, отойти на окраину совхоза.; Здесь Колобанов встретил спешившие на помощь танки •лейтенанта Евдокименко, Ласточкина и ‘Сергеева. Полный разгром фашистской танковой колонны был завершен , С осени 1942 года на смену КВ-1 на­ ша промышленность начала * выпускать более скоростной и маневренный танк КВ-1с. Толщина брони - уменьшилась у него до 75—60 мм и соответственно сни­ зился вес, что позволило улучшить под­ вижность и проходимость машины. Мак-:. симальная скорость КВ-1с достигала 40 километров в час, значительно повыси­ лась надежность силовой установки и си­ ловой передачи, введение командирской башенки обеспечило командиру тайка удобный круговой обзор. Вооружение ос­ талось прежним — 76-мм пушка и три пулемёта. Эта модернизация явилась весьма своевременной, так как появление подкалиберных и куммулятивных снаря­ дов увеличило броиепробиваемость про. тивотанковых пушек. В борьбе с . ш:чя первостепенное значение приобрели ско­ ростные качества и маневренность танка! Не подлежит сомнению, что именно успехи боевого применения КВ вынуди­ ли гитлеровцев со своей стороны спешно разрабатывать и внедрять в производ­ ство тяжелые-танки. И Т-У «Пантера"»,- ' и Т-VI «Тигр» проектировались с явным воевал славу самого .мощного танка вто­ рой мировой войны. Вес у него был та­ кой же, как у КВ,—45 тонн. Но в преде­ лах того же веса конструкторам удалось создать боевую машину с несравнимо лучшими характеристиками. Вооружена она была не 76 мм пушкой, а мощным орудием калибра 122 мм. Кроме того, танк вмел 4 пулемета, нз которых один * - зенитный. По броне танк значительно превосходил, своего предшественника. Вместе с :тем. скорость его увеличилась | примерно на 30 процентов и достигала 52-х километров в час. До сих пор такую скорость имели лишь легкие и средние танки. При этом не только не снизилась, но и повысилась надежность работы всех узлов и механизмов танка. Т А Н К НА ПЬЕДЕСТАЛЕ расчетом превзойти по боевым характе­ ристикам не только Т-34, но и КВ. Белее того, гитлеровские стратеги и прежде- всего сам фюрер стал отводить тяжелым танкам роль «решающего» оружия, кото­ рым до оих пор'считалась у них авиа-: ция. Танки «молниеносной» войны Т-Ш и Т-1У надежд не оправдала, и выпуск их был прекращен. В конце лета 1943 года на танке КВ-1е была установлена литая башня с тол­ щиной брони- до 85-мм пушкой. Этот танк КВ-85 мог ус­ пешно действовать против новых фа­ шистских машин. Но- попытка гитлеровцев добиться ка­ чественного превосходства над советски­ ми: танками потерпела крах: Под руко­ водством Ж. Я. Котина и Н. Л. Духо­ ва советские конструкторы создали но- вые тяжелые танки — ИС. Первый образец этого танка (ИС- 1 ) по основным характеристикам еще. был бли­ зок к КВ-1с, отличаясь в основном у.-и- леиной броневой защитой. По .появив­ шийся вскоре танк ИС-2 справедливо за. Достигнуть этого удалось благодаря тому, что конструкторы разработали но­ вые, более компактные агрегаты, в ча­ стности, планетарный механизм поворота, более совершенную силовую передачу, усовершенствовали многие другие его узлы и механизмы.;Без преувеличения можно сказать, что наряду с Т-34, танк ИС-2 одна из самых удачных и совер­ шённых конструкций’ в истории военной техники. Следует лишь добавить, что разработан он был в сжатые сроки, в трудных условиях военного времени, Нч ;базе танка ; ИС-2 пояпилась ея-моходип- артиллеринская установка ПСУ-152 Соз­ данием этих машин советские конструк­ торы похоронили надежды -гитлеровцев на техническое превосходство их «пан­ тер» и «гигров». ,. Фирма доктора Порше разработала танк ‘Г-VI «В» («королевский тигр»). Впервые эти танки появились в августе 1944 года на Санд'омйредом!.плацдарЯе:' Танк Т-М «В» был намного тяжелее ИС-2 (его бо.евой вес 70 тин) и зпачи- . тельио уступал ему в маневренности и '' Проходимости. Что касается брони, то хотя она и доходила до 180 мм, но бы­ ла низкого качества и при попадании . бронебойных снарядов раскалывалась. О, тяжелом кризисе немецкого тачко- : строения евидетельствует характерная Для него в последние годы войны бес­ почвенная и абсурдная гигантомания! „Тог же доктор Порше по личному зада'.; нию Гитлер'а разрабатывал конструкцию 180-тонного тайка «Маус» («мышонок»). Это сверхтяжелое дитя буйной фантазии фюрера должно было появиться на моле боя летом 1943 года. Но до конца вой­ ны так и не появилось. На** Куммерс- ’дорфском полигоне под Берлином на­ ши войска захватили два опытных об­ разца, этого танка. Высокие, громоздкие, с непропорционально маленькой пешкой «мьнпонки» не способны были своим хо­ дом даже сдвинуться с места. Между тем в поисках какого-то сверхестествен- иого чудо-танка, немецкие танкостроите- - ли серьезно обсуждали совсем уже бре­ довую идею, создания 1000 -тонного тан­ ка. А советские конструкторы увенчали свою работу, в годы войны - созданием. нового, танка ИС-3. Эта машина отлича лась,оригинальным и. очень рациональ­ ным ра'спрлржеииём лобовых- листов брони! «Щучий» нос,-ИС-3 старательно копировали потом зарубежные конструк- торы. Танк ИС-3 был по своим характе. ристикам дальнейшим шагом. вперед .на пути развития советского' танкостроения: Некоторое количество этих'танков успе­ ло показать свою боевую мощь в сраже­ нии под Берлином. - Тяжелые танки ИС'и САУ участвова­ ли с Т-34 во всех крупных операциях советских войск. ' ' На полях минувшйх сражений и во многих городах Советского Союза и за рубежом стоят необычные памятники— советский танк Т-34 на пьедестале. Не­ случайно и танк ИС-2 установлен на вы- соком постаменте в столице братской Чехословакии — Праге, на площади име­ ни Советских Танкистов., Василий ВИШНЯКОВ, кандидат технических наук, инженер-полковник. (АПН). На снимках: отличник Советской Ар­ мии гвардии младший сержант В. Алек­ сеев. Воины избрали его секретарем комсомольской организации подразделе- ния. ■ Боевая учеба танкистов. Прозвучала команда «по машинам». (Фотохроника ТАСС). .. т т р ИмИрШИИдЯ МУЗЕЙ КОМСОМОЛА АРМЕНКК ЕРЕВАН. Государственный музей истории комсомола Армении создан по решению правительства республи­ ки в пригороде Еревана — поселке Гукасаван, Этот поселок — родина одного из основателей комсомола Армении Гукаса Гукасяна. В* музее собраны сотни экспонатов. Это—письма, воспоминания, дневники, документы, личные вещи вы­ дающихся деятелей революции, партии, комсомола, памятные знамена, вымпелы, фотографии, боевые и трудовые награды. Их подарили ветераны комсомола, бывшие вожаки молодежи, родственники и друзья тех, кто гордо носил у сердца комсомольский билет. Материалы и документы размещаются в семи посто­ янных разделах. Они повествуют о славной истории комсомольской организации республики и ВЛКСМ на различных этапах строительства социализма, о ' подвигах молодежи в боях и труде. Музей примет первых посетителей в знаменательный день — 22 апреля 1970 года.. ■_ (Корр. ТАСС). В С Т Р Е Ч А С МАТЕРЬЮ ГЕРОЯ В Ангарске у рабочих комсомольско-моло д е ж- ной бригады имени Ге­ роя Советского Союза летчика Юрия Гарнаева побывала в гостях его мать Валентина Иванов- на. Сердечными были встречи. Летом 1967 года после закрытия авиационной выставки в Ле-Бурже Юрий Гарнаев во главе экипёжа «МИ- 6 » соби­ рался возвратиться в Мо­ скву. В это время на юге Франции, в Провансаль­ ских лесах, вспыхнули гигантские пожары. По просьбе французск о г о правительства советские пилоты вылетели к ме­ сту бедствия. Во время поединка с огнем случи­ лось непоправимое, Ге­ рой погиб. Осенью прошлого, года строители-отделоч ни к и бригады Николая Верхо- латова из Ангарского СМУ-3, завоевавшие перо ­ вое месю в соревнова­ нии в честь 50-летия ВЛКСМ, единодушно за­ числили Ю. А Гарнаева в свою бригаду, а его заработную плату стали перечислять в фонд ми­ ра. . Валентина Ивановна рассказала комсомоль­ цам, как ее Юрий стал лётчиком. Свой трудовой путь он начал токарем. Поступил в аэроклуб. Окончив затем летную школу, служил в Забай­ калье, участвовал в раз­ громе японских милита­ ристов в 1945 году. Пос­ ле войны стал летчиком- испытателем, Валентина Ивановна передала членам бригады в подарок документаль­ ную повесть лауреата премии имени Николая Островского А, Меркуло­ ва «В путь, ' за косым дождем», посвященную жизни и подвигу ее сына.* А. ГАЙДАЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz