Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

,! / ! , !” *<И ,,,,1., ,М , ' , ” , ” " , -М-,,-, " " ’МИ?Ш ,МПТШ ,тПИМ " " " т гтП»1ГГ!Г!1|»?!пГ!тГ{Г1!ПГГП11ГП111 сказывали о бригадах коммунистическо. го труда, о жизни города и области, до­ ложили совету дружины о том, что на­ кануне отрядного сбора они окопали и побелили 100 деревьев р сквере >имени Ленина, собрали более трех тонн метал, лолома и пятьдесят пять килограммов макулатуры, дважды приняли ■участие в субботниках. . Как видно из приведенного примера, только одно мероприятие, связанное с именем Ильича, дало .нам возможность провести самую разноплановую, самую широкую работу с воспитанниками. Сбор дались в дальние походы. Мы побывали1 в Ельце, Мичуринске, Орле, Воронеже, Москве, Ленинграде. Ребята посетили музеи, где в'р аздумье стояли около со­ тен художествепных полотен, портретов с изображением Владимира Ильича. Особенно богатые: впечатления .оста­ лись у ребяч от Москвы и Ленинграда. В Москве мы несколько раз были ьв Красной площади, в Кремле, -в'музеях . Незабываемые впечатления остались 01 посещения Мавзолея.Ленина;- - ; . - • Во вред'я экскурсий ребята вели дней, ники, а после писали: с щшччия, в. кот.о- ембм, трепетом шли они' к И льичу ', что­ бы запомнить па, вею жизнь дорогие всему нчроду черты вождя. Но прежде чем они вошли в Мавзолей, перед их. . взорами . предстал ; бесконечный', поток людей, который двигался в несколько' ■колонн из глубин Длскса) 1 дровско'гб СИДЯ, с Каждый мо-свосму переживал •«вегре- . чу» с Владимиром : / Ильичом. • Клюева ; Клава; «В Москве мы узчалн много ии- тереспого. Я была а Москве, но не вез- ■деС.и. поэтому я очень рада', что мы по­ бывали в самом дорогом для:; всею на­ рода месте — в Мавзолее Ленина». То- КОГО БЫ я спР-а* V шивал мнение о по­ следнем городском слете юных техников, опти­ мистических ноток ни в чьих словах не услышал. Коллек­ тивы выставили экспонаты, подобные которым мы ви­ дели и десять, и двадцать лет назад. Макеты, резные полочки, простейшие дейст­ вующие модели. Прогресс был виден лишь в том, что появилось больше моделей, собранных из заводских деталей и узлов — прежде их было меньше. В городе, где построен мощный про­ катный стан, самая первая в мире установка непрерыв­ ной разливки стали с элек­ тронно - вычислительн к м и машинами, было бы естест­ веннее увидеть управляемые по радио действующие мо­ дели, кибернетические уст­ ройства. Короче—вещи, ко­ торые свидетельствовали бы об интенсивной, очень на­ пряженной и тонкой конст­ рукторской мысли наших ребят. Потому что "ясно лю­ бому и каждому, что соб­ рать из готовых деталей по готовым чертежам модель-— это еще не творчество. Казалось бы, нет нужды . П и дорого .каждому гражданину иа. ■ шеи страны. Но научить раетущч- п> человека только любить и бескопешо уважать Ильича — мало, Главное—-еде. лай , так, чтобы он знал и разделял идеи Ленина ,' во всем следовал примеру, его жизни и беззаветно»о служения народу. 11 в этом смысле, мне думается; самый- :большой спрос за' то, как уго. получится, - - с нас, учнп-Лей. . ' В течение многих лет, в разных клас­ сах мне, приходилось работать над этой: сложной проблемой. 11 должен с ка зать ,: что жизнь и дело Ильича дают, не толь­ ко ..бопггеншкй материал': для ‘ поспига- лля подрастающего поколения, но и ' массу форм в организации самого вое- питательного процесса. ;» Л С 1 | 0 *,П ■о 1 | 1 | 0 ч < и р | еЩ. ьи ч был классным ]о м ^ода >1 1 — - • « Л е т е :и теперь .«инее всех живых». I Нам хотелось, чтобы сбор нс оказался" книжным, оторванным от нашей бурном жизни. ■ ' > - Мы провели экскурсию в об I , та -краеведческий музей, где познакомились : с историей родного края и достижения­ ми его за юды Советской власти. По- бын. I I В I |( I |рш ' ( Ч 1I ||1>1 |ЬП)Ч ч ( Ноподинецкого металлургического -заво-' -Д'а , где каждый . воочию убедился, как во всей "Полаете претворяются в услови-- ях Липецка идеи Ленина о роли эл ы и - ' рифнкация. Ребята ознакомились с куль.1 чих; завода «Свободный сокол». Всем от . рядом прослушали -серию лекций и про­ смотрели несколько фильмов об Ильиче, перечитали массу книг о нем. Оэнакоми. лись с- работой отделов горисполкома, встречались со знатными людьми горо­ да.,: Короче, ребята изучали жизнь, кого, рая их окружает, а она, в свою о"еред», воспитывала в них интерес к прошлому, настоящему и ' будущему .-родного нрав, гордость за людей труда, веру в* то, чему учил Владимир Ильич Лепин. Подготовка к ■сбору включала в себя и; множество Других мероприятий — раз­ учивание любимых музыкальных лро- и и деши II и, 14,1, (.-мхов о нем; состав, ление .музыкалыгоущтературшш компо­ зиции бтейЗДёчйьте разговоры о том, как л учш есвязатд , в п е й все, что узна- : ли и увидели: За , два прошедших месяца ПОДГОТОВКИ. • Сбор этот незабываем, Каждый без исключения вложил в него заметную ча- стицу своего труда. Ребята волновались С большого портрета в актовый за I смотрел ласковыми прищуренными гла ­ зами Ильич. На стелах висели стенды и плакаты-картины о делах страны —. яр. кие и убедительные доказательства того, Что Ленин живет и дерзаниях- советского народа .' Тишина... Со сцены раздались мелодичные ав.уки «Барка роллы» . Чай­ ковского,,любимой. Ильичей. Ребята чи­ тали стихи, непринужденно, горячо: -рас- найти квалифицированного руководителя технического кружка? Учителя труда тали педагоги--физики успешно ведут предметные, ко они никогда не занимались кон­ структорской работой, для них самих техническое твор­ чество — тайна за семью печатями: А попробуйте; по- искать среди руководителей школьных кружков конст­ руктора — маму или папу — активного члена завод-: ского БРИ За . Нет таких. сколько дней назад, как о величайшем успехе, поведал мне о том, как удалось «выбить» на тракторном за­ воде фанерные о 1 ходы и не­ сколько килограммов ии- троэмалевой краски. Об отношении органов на­ родного образования к буду­ щим Курчатовым ярче все­ го Iовори г положение город­ ской станции.юных техников. В течение многих лет она размещалась в аварийном здании, которое из послед­ них сил держали Подпорки. Год Назад станцию наконец- то перевели в «новое» по­ мещение, Оно было-гораздо" просторнее прежнего, но опять-таки это было ава ­ рийное здание, откуда неза­ долго до того выселили дет­ ский сад. 1. ПУТЬ К СЕРДЦУ Каждая школа имеет ше­ фа. Даже если он—не кон­ структорское бюро, то почти всегда в условиях нашего города это или солидный цех или завод, или строи­ тельная организация, где немало умных инженеров, техников. Многие шефы охотно помогают школам в ремонте, благоустройстве, приобретают им культ, и хозинвентарь, выд е л я ю т транспорт, деньги. В луч-; т ем случае, активно участ- иомбг воспитать уважение'"-!! гордость за людей труда, что - -де­ лается в пашен стране, понимание, как ■нужно каждому, ответить на эту заботу,: Пионерский сбор" — - не единствен!;ан форма воспитания на примерах жизни и,-деятельнос'ги. Л.енина. В,старших клас­ сах мы проводили . па/чпогирактические конференции, серию вечеров о партии, о реводюции. о достин е ,вях Страны , Со­ ветов. Здесь-* ‘информация^' полученная ребятами ;ранее, углублялась, обобща­ лась Нетрудно догадаться, что. в дни подготовки к таким ..'мероприятиям ожи. дайне,м их жила вся школа. ". - ■1.:Каждое л ею ’ мы чЛф !4■г I ■■■ 1 << р и : рых рассказывали о- -виденном и слы­ шанном. Без волнения нельзя читать их. «Музей В. И. Л ищи а. Входишь сюда, и жизнь вмпчайшегб человека становит­ ся тебе еще блн’же и-понятнее. Вот зна.- мешыые «пила и грабли,, топор и ега’- рое весло». Этими обыкновенными" веща­ ми пользовался Ленин». «Посетили дом- .музей а Горках, где' жил и--умер В. И Ленин.' Мы видели вёщн, которь1е окру­ жали Ленина. Все это останется у меня - в сердце-на «ею жизнь».----------------- --- , Добрая половина ребят ни ризу, не быта в Москве, а некоторые - были, во но каким-то 'причиЩм-Ше ИрСетИлй. Мав­ золей. Поэтому р д-аслюччтельным пецф-. макова Света: «Вот мы,, притихшие; серьезные, входим в Мавзмсй , где ле­ жит вождь ..революции. Тихо и как-то торжественно, мы: проходили мимо чело­ века, благодаря котором^ так счастливо проходят» нйше Лдетство, и юнобть». . Ь . | | Ч I13,| 1| М1 , I I I 1‘ Ч (. I торичсскими, революционными местами,- связанными, с именем ЦЗепика. ' вились на 'плйщади'Теволюшм, па Двор­ цовой 'площади, Марсовом . поле,- около бронсдика,: с которого ^выступал Лепим, около-дворцов — Смольного? Тавриче­ ского, Ксепдо-тскоп, Зимнего, посетили П 01 вйкьвлоискVю крейрсть. , .'Г-;';/ : .Безграничные чувствауиобви, к Влади. Полгода и взрослый кол­ лектив, и кружковцы при­ водили дом в божеский вид: ставили подпорки, укрепля­ ли стены, красили, белили. К концу зимы вздохнули свободно. Но в середине мая авторитетная, комиссия, состоящая из знающих свое дело инженеров, заявила: «Здание станции юных тех­ ников находится в аварий­ ном состоянии. Капиталь­ ный ремонт нецелесообра­ зен. Здание эксплуатации не подлежит». В соответствии с этим горисполком вынес решение: «Здание горСЮТ с 1 сентября 1969 года за­ крыть как.аварийное». Эго значит, что через неделю с небольшим наш юрод ли­ шится методического центра по организации техническо­ го творчества школьников, а триста с лишним круж­ ковцев — даже и тех усло­ вий для работы, какие имс- Перед первым сентября и — отряд „Юбилейный 8 Более семидесяти тысяч рублей освоили 490 старше, класскикос Измаяковского района, работавшие в. стро­ ительных отрядах. Ребята приняли участие в соору­ жении Измаяковского Дома культуры, животноводческо, го комплекса в колхозе име­ ни Дзержинского, Никит­ ской, Лебяженской и Быков, ской восьмилетних школ. Особенно же отличился от­ ряд «Юбилейный» Николь­ ской средней школы. Все лето на кирпичном заводе работали 25 старшеклассни. ков. Их вклад в выполнение плана —- . почти .пятнадцать Это когда каникулы толь- что рядом е центральным ко начинаются, никто из ре- универмагом, — не протолк- бяг не считает дней Но вот нугься. никогда еще так будто пообожгло пламенем кое-где кроны деревьев - много ке покУпапи Аля к побежали дни все быст- школьников. К примеру, од- рее. Август. Неделя первая, на только Аия Кочетыгова вторая. Нет-нет, да и загця- , на сн>шке справа1 за день нет мной мальчишка в стол, * где лежит школьны^ ранец "Р°Я®ат канцелярских тола- — посАготрит, вздохнет, и Роа «а полторы тысячи руб- вроде бы успокоится отче- лей вместе тысячи. Краско- го-го. А девчонки - так те речивая цифрг!.. еще в конце у - -я начали посматривать » ветники— оро, совсем скоро уже какой бутончик распустится —■ он, этот день, не отме- к первому сентября, в бу- ченный красным цветом в кет любимой учительнице. . г календаре, но все же празд- Ну, а Оля Ширяева и Л>р. ним _ пе сентяб ся Горецких (на снимке еще- ва{ совсем не заметили, как А. КРИВСКНЙ. ноги сами привели в школь- • ный коридор. А школа у ! фото в - Ельшаева. , агитировать взрослых людей за развитие детского техни­ ческого творчества. Оно нужно, как ступенька в выборе будущей профес­ сии. Оно — крайне необхо­ димое звено в системе поли­ технического воспитании. Это — психологическая и практическая подготовка ' детей к труду. Н. К. Круп­ ская в свое время говорила, что детское техническое творчество — это возмож­ ность с ранних лет «расши­ рить и общеобразователь­ ный, и политехнический кругозор нашего подрастаю­ щею поколения, ибо узость общеобразовательного и по­ литехнического кругозора ограничивает свободу выбо­ ра профессии, делает этот выбор случайным»... Казалось бы, ясно, что детское техническое творче­ ство нужно развивать и поддерживать всемерно. Но пройдите по школам нашего индустриального города, по­ знакомьтесь с работой тех­ нических кружков — и вам, .наверное, .станет немножко не но себе. Во-первых, в этих кружках занимается в ! лучшем случае около пн гй- . десяти ребят в каждой шко­ ле. Помножьте на количеет- ) во школ в городе, прибавьте г около тысячи ребят, занима­ ющихся на станциях юных техников и в .технических . кружках домов пионеров и домов культуры, — и вы получите цифру, весьма • и весьма скромную. Что-то около или чуть больше трех тысяч—ато из сорока-то с лишним тысяч учащихся го­ рода!... Во-вторых, сам профиль их, сама .постановка рабо­ ты не предполагают ка­ кого-то там творчества,, изобретательства. Это или «умелые руки», или авиамо­ дельный, или радиокружкн, где, опять же по готовым чертежам, а то и вовсе без них, собирают простейшие вещи. Хотели в средней школе № 7 организовать :кружок или клуб юных ар­ хитекторов, но это жела­ ние уперлось в массу про­ блем, не разрешимых для большинства школ. Проблема -первая: где вуют в работе родительских комитетов и советов содей- ствия. А вот перешагнуть порог простого попечитель­ ства, опекунства никто пока не-решился. Конечно, и ма­ териальная помощь нужна, но ребята ждут не только этаких щедростей от шефов. Проблема вторая. Ну; по­ ложим, нашла какая-то школа энтузиаста.; Собрал он ребят, поговорили; реши­ ли сконструировать, ну, по­ ложим, какой-то там «кибер­ глаз», засучили рукава...—а в руки взять нечего. Нет ин­ струмента, нет материалов. Нет и взять негде. Магазин ■ «Снабнроса» ими не распо­ лагает, в культ товарных и хозяйственных — тоже хоть шаром покати. ' В конце позапрошлого го­ да исполком горсовета из­ дал в соответствии.с реше­ нием высших органов цир­ куляр за № 92-Р, появление на свет которого юные тех­ ники и их наставники вос­ приняли как свет после дол­ гой тьмы. В нем говорилось: «Организовать изготовление из отходов производства де­ талей и заготовок из метал­ ла и дерева, слесарных и сто­ лярных инструментов и дру­ гих приборов и изделий, кото­ рые передавать безвозмезд­ но внешкольным учрежде­ ниям, кружкам школ и до­ мов культуры». Горторгу предписывалось организо­ вать торговлю товарами для технического творчества. И хотя кружкам нужны были не только заготовки из ме­ талла и дерева, но и радио­ лампы, транзисторы, всевоз. можные реле, провода раз­ ных сечений, измерительные приборы, решение исполнит ма все же было отрадным. Но вышестоящие товарищи проследить за исполнением его не сочли нужным, а са­ ми исполнители, естествен­ но, и ухом не повели, чтобы провести его в жизнь. Ныне , кружки по-прежнему снаб­ жаются по принципу ■«где что дадут». Директор' го­ родской станции юных тех­ ников В. И. Ситников не­ правда, исполком реко­ мендовал станции размен стить кружки но школам.; Но это будет означать, что работу их отныне будет; со­ вершенно невозможно ‘ про­ контролировать. Во-вторых, кружки станции — это по­ казательные кружки, и : по­ пробуй теперь, школьный кружковод, найти. их в : го­ роде. если сам директор СЮТ не знает, 1 де они бу­ дут размещаться: школы пе­ регружены, и иподне. есге-. ственно; "что пока лишь од- на-единственная, тридна гь восьмая, выделила помеще­ ние для авиамоделистов. В решении горисполкома есть оговорка, нто-де, Моволи- пецкк#’ металлургический завод обязан выделить СЮГ помещение, т. к. он будет сносить это здание для по­ стройки на том месте.много­ этажною дома. Когда бу­ дет выделено это помеще­ ние, никому неизвестно, т. к. на него еще не готова тех­ ническая документация. Ко­ роче, через несколько дней СЮТ, как полноправное внешкольное учреждение, функционировать псреста- Мы любим труд Каникулы подходят к кон­ цу. Хорошо провели их школьники совхоза «Крас, ная Дубрава». Ребята не только отдыхали, но и по­ могали совхозу. Когда нача­ лась уборка хлеба, наши мальчишки стали работать штурвальными на комбай­ нах, возили.зерна на емный пункт в Грязи. Взрос, лые гордятся нами, и мы стараемся не подвести их. С. ПОЛУПАНОВА, . восьмиклассница Прибытковской школы Грязинского района. I,__ Р-.ЕБЯТА, Дмитрий Иванович . , *• идет! — крикнул кто-то из-ребят. Мальчики и девочки'; побежали' к-людь- .езду/'откуда выходил, улыбаясь им,' чё- ловек.... ; . Привязались к Дмитрию' Ивановичу дети чп;Двенадцатого-дома по проспекту ^оембнавтбв Неспроста: Еще равней вес. нрй он начал с ними Оборудовать дет­ скую площадку во дворе С утра да ве- •чера копал, ямки, устанавливал столыи, : скамейки..' Завидуют жильцы из других дворов, порядку.. Д. И. Яеляховский при­ дёт с работы — и сразу к ребятам. И пойдет веселая кутерьма: городки, фуг. бол или — военизированная игра. — Ты смотри, — удивляются взрос­ лые, - - как приворожил к себе дётвору, дня без него прожить не могут... Открыты двери новых школ И все это оттог’о. что Д. .И. Долях оп­ еки» •— человек бескорыстный,, сощед­ рой на ' искреннее': участие душой,. Он уже- немолод, работает в первом строи­ тельном управлений треста «Жилстрон». За сорок лет трудовой деятельности (тридцать из них «проработал камешни­ ком) ему присвоено высокое звание- ударника коммунистического, труда, его имя занесено на Доску по'чета треста. ' Дмитрий Иванович—член .объединен­ ного постройкома/-председатель, товари- Щеского суда • домоуправления, , второй год избирается заседателем»'народного судя Правобережного района Липецка. И несмотря на такую загруженность, он находит время для работы.с детьми А. БОЛОТОВ, наш нештатный корр. Аовюи Д У Ш И 1ЕДОВЕК А Такого размаха строительства Усчанскк., район еще не знал. Шутка ли, только в этом году почти тысяча -реоят первого сентября сядет за парты в десяти новых школах. До начала учебйого года 'есть еще время, но уже в полной готовности Круч-Баигорская, Девицкая, Бреславская, Евсюковская школы. Светлые, простор­ ные классы, широкие коридоры, спортивные залы ожи­ дают» своих юных хозяев. ... Правления колхозов «Победа», «Комсомолец», ;«Сб- ветская, Россия» :по-гвсударственному отнеслись к это - . му важному делу/полностью взяв иа себя заботу о строительстве зданий. Усманский раййй стал победителем областного соци- алистического соревнования по подготовке к новому учебному году. В двадцати школах с помощью хозяйств -вфоведен капитальный ремонт, а в шестидесяти — те­ кущий. В. КУВЕНЕВА. Мы пытались найти адре­ са, где еще в нашем горо­ де занимаются подростки техническим творчеством. Во дворцах культуры — все те же примитивные «умелые руки» для малышей, в пио­ нерских комнатах п^к домо­ управлениях и— они ред­ кость. И мы были недалеки от горького вывода, что кто- то в городе не хочет, чтобы нынешние подростки с дет­ ства приобщались к техни­ ке, нагружали бы не трлько руки, но и ум свой конст­ рукторскими навы к а и н . Ведь Курчатов, Королев или Туполев нс стали учеными вдруг, на склоне лет, а шли к-этому с раннего возрас та, как и все выдающиеся уче­ ные и конструкторы. В. ШИРЯЕВ. г/Липецк. ■ мостом. К нам за помощью из села никто ке обращался, поэтому мы были уверены, что у них все в по­ рядке. Разумеется, в кратчайший срои примем все меры, у жабинских р е ­ бят учебный год начнется вовремя. Ну, что ж, редакция надеется, что эти заверения не разойдутся с д е ­ лом! К тому же, дирекция совхоза «Победа» во главе с В. А. Полянским, очевидно, должна первой отклик­ нуться просьбу школьников и не­ замедлительно отремонти р о в е н . Селу нужен мост «Дорогая редакция! Школьники се. ла Жабино обращаются к вам с просьбой: помогите нам начать но­ вый учебный год вовремя. Дело в том,,что между селом Ломовое, .в котором находится наша школа, и Жабино протекает речка. Так вот через нее перекинут мостик, кото­ рый в этом году пришел в негод­ ность ; Ходить по нему просто опасно, но это никого не волнует — ни директора совхоза «Победа» В. А. Полянского, ни заведующего Чаплыгинским. роно' Н. К. Ковалева. А времени до начала учебного го­ да осталось совсем мало. Игумнова, Тырнова, Жабина и другие учащиеся». ОТ РЕДАЩИИ: Мы попросили за­ ведующего Чаплыгинским роно Н. К. Ковалева ответить на письмо школь­ ников села Жабино. — К сожалению, в данный момент я не знаю, как там обстоит дело е На т р и б ун у п л ен ум а ^ о бк ом а ВЛКСМ = К августовскому совещанию учителей ■ ■ ' ' ' " ~ 1 Л МЯ ЛЕНИНА с детства знакомо туппп-бытгшыми . . х .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz