Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
,! / ! , !” *<И ,,,,1., ,М , ' , ” , ” " , -М-,,-, " " ’МИ?Ш ,МПТШ ,тПИМ " " " т гтП»1ГГ!Г!1|»?!пГ!тГ{Г1!ПГГП11ГП111 сказывали о бригадах коммунистическо. го труда, о жизни города и области, до ложили совету дружины о том, что на кануне отрядного сбора они окопали и побелили 100 деревьев р сквере >имени Ленина, собрали более трех тонн метал, лолома и пятьдесят пять килограммов макулатуры, дважды приняли ■участие в субботниках. . Как видно из приведенного примера, только одно мероприятие, связанное с именем Ильича, дало .нам возможность провести самую разноплановую, самую широкую работу с воспитанниками. Сбор дались в дальние походы. Мы побывали1 в Ельце, Мичуринске, Орле, Воронеже, Москве, Ленинграде. Ребята посетили музеи, где в'р аздумье стояли около со тен художествепных полотен, портретов с изображением Владимира Ильича. Особенно богатые: впечатления .оста лись у ребяч от Москвы и Ленинграда. В Москве мы несколько раз были ьв Красной площади, в Кремле, -в'музеях . Незабываемые впечатления остались 01 посещения Мавзолея.Ленина;- - ; . - • Во вред'я экскурсий ребята вели дней, ники, а после писали: с щшччия, в. кот.о- ембм, трепетом шли они' к И льичу ', что бы запомнить па, вею жизнь дорогие всему нчроду черты вождя. Но прежде чем они вошли в Мавзолей, перед их. . взорами . предстал ; бесконечный', поток людей, который двигался в несколько' ■колонн из глубин Длскса) 1 дровско'гб СИДЯ, с Каждый мо-свосму переживал •«вегре- . чу» с Владимиром : / Ильичом. • Клюева ; Клава; «В Москве мы узчалн много ии- тереспого. Я была а Москве, но не вез- ■деС.и. поэтому я очень рада', что мы по бывали в самом дорогом для:; всею на рода месте — в Мавзолее Ленина». То- КОГО БЫ я спР-а* V шивал мнение о по следнем городском слете юных техников, опти мистических ноток ни в чьих словах не услышал. Коллек тивы выставили экспонаты, подобные которым мы ви дели и десять, и двадцать лет назад. Макеты, резные полочки, простейшие дейст вующие модели. Прогресс был виден лишь в том, что появилось больше моделей, собранных из заводских деталей и узлов — прежде их было меньше. В городе, где построен мощный про катный стан, самая первая в мире установка непрерыв ной разливки стали с элек тронно - вычислительн к м и машинами, было бы естест веннее увидеть управляемые по радио действующие мо дели, кибернетические уст ройства. Короче—вещи, ко торые свидетельствовали бы об интенсивной, очень на пряженной и тонкой конст рукторской мысли наших ребят. Потому что "ясно лю бому и каждому, что соб рать из готовых деталей по готовым чертежам модель-— это еще не творчество. Казалось бы, нет нужды . П и дорого .каждому гражданину иа. ■ шеи страны. Но научить раетущч- п> человека только любить и бескопешо уважать Ильича — мало, Главное—-еде. лай , так, чтобы он знал и разделял идеи Ленина ,' во всем следовал примеру, его жизни и беззаветно»о служения народу. 11 в этом смысле, мне думается; самый- :большой спрос за' то, как уго. получится, - - с нас, учнп-Лей. . ' В течение многих лет, в разных клас сах мне, приходилось работать над этой: сложной проблемой. 11 должен с ка зать ,: что жизнь и дело Ильича дают, не толь ко ..бопггеншкй материал': для ‘ поспига- лля подрастающего поколения, но и ' массу форм в организации самого вое- питательного процесса. ;» Л С 1 | 0 *,П ■о 1 | 1 | 0 ч < и р | еЩ. ьи ч был классным ]о м ^ода >1 1 — - • « Л е т е :и теперь .«инее всех живых». I Нам хотелось, чтобы сбор нс оказался" книжным, оторванным от нашей бурном жизни. ■ ' > - Мы провели экскурсию в об I , та -краеведческий музей, где познакомились : с историей родного края и достижения ми его за юды Советской власти. По- бын. I I В I |( I |рш ' ( Ч 1I ||1>1 |ЬП)Ч ч ( Ноподинецкого металлургического -заво-' -Д'а , где каждый . воочию убедился, как во всей "Полаете претворяются в услови-- ях Липецка идеи Ленина о роли эл ы и - ' рифнкация. Ребята ознакомились с куль.1 чих; завода «Свободный сокол». Всем от . рядом прослушали -серию лекций и про смотрели несколько фильмов об Ильиче, перечитали массу книг о нем. Оэнакоми. лись с- работой отделов горисполкома, встречались со знатными людьми горо да.,: Короче, ребята изучали жизнь, кого, рая их окружает, а она, в свою о"еред», воспитывала в них интерес к прошлому, настоящему и ' будущему .-родного нрав, гордость за людей труда, веру в* то, чему учил Владимир Ильич Лепин. Подготовка к ■сбору включала в себя и; множество Других мероприятий — раз учивание любимых музыкальных лро- и и деши II и, 14,1, (.-мхов о нем; состав, ление .музыкалыгоущтературшш компо зиции бтейЗДёчйьте разговоры о том, как л учш есвязатд , в п е й все, что узна- : ли и увидели: За , два прошедших месяца ПОДГОТОВКИ. • Сбор этот незабываем, Каждый без исключения вложил в него заметную ча- стицу своего труда. Ребята волновались С большого портрета в актовый за I смотрел ласковыми прищуренными гла зами Ильич. На стелах висели стенды и плакаты-картины о делах страны —. яр. кие и убедительные доказательства того, Что Ленин живет и дерзаниях- советского народа .' Тишина... Со сцены раздались мелодичные ав.уки «Барка роллы» . Чай ковского,,любимой. Ильичей. Ребята чи тали стихи, непринужденно, горячо: -рас- найти квалифицированного руководителя технического кружка? Учителя труда тали педагоги--физики успешно ведут предметные, ко они никогда не занимались кон структорской работой, для них самих техническое твор чество — тайна за семью печатями: А попробуйте; по- искать среди руководителей школьных кружков конст руктора — маму или папу — активного члена завод-: ского БРИ За . Нет таких. сколько дней назад, как о величайшем успехе, поведал мне о том, как удалось «выбить» на тракторном за воде фанерные о 1 ходы и не сколько килограммов ии- троэмалевой краски. Об отношении органов на родного образования к буду щим Курчатовым ярче все го Iовори г положение город ской станции.юных техников. В течение многих лет она размещалась в аварийном здании, которое из послед них сил держали Подпорки. Год Назад станцию наконец- то перевели в «новое» по мещение, Оно было-гораздо" просторнее прежнего, но опять-таки это было ава рийное здание, откуда неза долго до того выселили дет ский сад. 1. ПУТЬ К СЕРДЦУ Каждая школа имеет ше фа. Даже если он—не кон структорское бюро, то почти всегда в условиях нашего города это или солидный цех или завод, или строи тельная организация, где немало умных инженеров, техников. Многие шефы охотно помогают школам в ремонте, благоустройстве, приобретают им культ, и хозинвентарь, выд е л я ю т транспорт, деньги. В луч-; т ем случае, активно участ- иомбг воспитать уважение'"-!! гордость за людей труда, что - -де лается в пашен стране, понимание, как ■нужно каждому, ответить на эту заботу,: Пионерский сбор" — - не единствен!;ан форма воспитания на примерах жизни и,-деятельнос'ги. Л.енина. В,старших клас сах мы проводили . па/чпогирактические конференции, серию вечеров о партии, о реводюции. о достин е ,вях Страны , Со ветов. Здесь-* ‘информация^' полученная ребятами ;ранее, углублялась, обобща лась Нетрудно догадаться, что. в дни подготовки к таким ..'мероприятиям ожи. дайне,м их жила вся школа. ". - ■1.:Каждое л ею ’ мы чЛф !4■г I ■■■ 1 << р и : рых рассказывали о- -виденном и слы шанном. Без волнения нельзя читать их. «Музей В. И. Л ищи а. Входишь сюда, и жизнь вмпчайшегб человека становит ся тебе еще блн’же и-понятнее. Вот зна.- мешыые «пила и грабли,, топор и ега’- рое весло». Этими обыкновенными" веща ми пользовался Ленин». «Посетили дом- .музей а Горках, где' жил и--умер В. И Ленин.' Мы видели вёщн, которь1е окру жали Ленина. Все это останется у меня - в сердце-на «ею жизнь».----------------- --- , Добрая половина ребят ни ризу, не быта в Москве, а некоторые - были, во но каким-то 'причиЩм-Ше ИрСетИлй. Мав золей. Поэтому р д-аслюччтельным пецф-. макова Света: «Вот мы,, притихшие; серьезные, входим в Мавзмсй , где ле жит вождь ..революции. Тихо и как-то торжественно, мы: проходили мимо чело века, благодаря котором^ так счастливо проходят» нйше Лдетство, и юнобть». . Ь . | | Ч I13,| 1| М1 , I I I 1‘ Ч (. I торичсскими, революционными местами,- связанными, с именем ЦЗепика. ' вились на 'плйщади'Теволюшм, па Двор цовой 'площади, Марсовом . поле,- около бронсдика,: с которого ^выступал Лепим, около-дворцов — Смольного? Тавриче ского, Ксепдо-тскоп, Зимнего, посетили П 01 вйкьвлоискVю крейрсть. , .'Г-;';/ : .Безграничные чувствауиобви, к Влади. Полгода и взрослый кол лектив, и кружковцы при водили дом в божеский вид: ставили подпорки, укрепля ли стены, красили, белили. К концу зимы вздохнули свободно. Но в середине мая авторитетная, комиссия, состоящая из знающих свое дело инженеров, заявила: «Здание станции юных тех ников находится в аварий ном состоянии. Капиталь ный ремонт нецелесообра зен. Здание эксплуатации не подлежит». В соответствии с этим горисполком вынес решение: «Здание горСЮТ с 1 сентября 1969 года за крыть как.аварийное». Эго значит, что через неделю с небольшим наш юрод ли шится методического центра по организации техническо го творчества школьников, а триста с лишним круж ковцев — даже и тех усло вий для работы, какие имс- Перед первым сентября и — отряд „Юбилейный 8 Более семидесяти тысяч рублей освоили 490 старше, класскикос Измаяковского района, работавшие в. стро ительных отрядах. Ребята приняли участие в соору жении Измаяковского Дома культуры, животноводческо, го комплекса в колхозе име ни Дзержинского, Никит ской, Лебяженской и Быков, ской восьмилетних школ. Особенно же отличился от ряд «Юбилейный» Николь ской средней школы. Все лето на кирпичном заводе работали 25 старшеклассни. ков. Их вклад в выполнение плана —- . почти .пятнадцать Это когда каникулы толь- что рядом е центральным ко начинаются, никто из ре- универмагом, — не протолк- бяг не считает дней Но вот нугься. никогда еще так будто пообожгло пламенем кое-где кроны деревьев - много ке покУпапи Аля к побежали дни все быст- школьников. К примеру, од- рее. Август. Неделя первая, на только Аия Кочетыгова вторая. Нет-нет, да и загця- , на сн>шке справа1 за день нет мной мальчишка в стол, * где лежит школьны^ ранец "Р°Я®ат канцелярских тола- — посАготрит, вздохнет, и Роа «а полторы тысячи руб- вроде бы успокоится отче- лей вместе тысячи. Краско- го-го. А девчонки - так те речивая цифрг!.. еще в конце у - -я начали посматривать » ветники— оро, совсем скоро уже какой бутончик распустится —■ он, этот день, не отме- к первому сентября, в бу- ченный красным цветом в кет любимой учительнице. . г календаре, но все же празд- Ну, а Оля Ширяева и Л>р. ним _ пе сентяб ся Горецких (на снимке еще- ва{ совсем не заметили, как А. КРИВСКНЙ. ноги сами привели в школь- • ный коридор. А школа у ! фото в - Ельшаева. , агитировать взрослых людей за развитие детского техни ческого творчества. Оно нужно, как ступенька в выборе будущей профес сии. Оно — крайне необхо димое звено в системе поли технического воспитании. Это — психологическая и практическая подготовка ' детей к труду. Н. К. Круп ская в свое время говорила, что детское техническое творчество — это возмож ность с ранних лет «расши рить и общеобразователь ный, и политехнический кругозор нашего подрастаю щею поколения, ибо узость общеобразовательного и по литехнического кругозора ограничивает свободу выбо ра профессии, делает этот выбор случайным»... Казалось бы, ясно, что детское техническое творче ство нужно развивать и поддерживать всемерно. Но пройдите по школам нашего индустриального города, по знакомьтесь с работой тех нических кружков — и вам, .наверное, .станет немножко не но себе. Во-первых, в этих кружках занимается в ! лучшем случае около пн гй- . десяти ребят в каждой шко ле. Помножьте на количеет- ) во школ в городе, прибавьте г около тысячи ребят, занима ющихся на станциях юных техников и в .технических . кружках домов пионеров и домов культуры, — и вы получите цифру, весьма • и весьма скромную. Что-то около или чуть больше трех тысяч—ато из сорока-то с лишним тысяч учащихся го рода!... Во-вторых, сам профиль их, сама .постановка рабо ты не предполагают ка кого-то там творчества,, изобретательства. Это или «умелые руки», или авиамо дельный, или радиокружкн, где, опять же по готовым чертежам, а то и вовсе без них, собирают простейшие вещи. Хотели в средней школе № 7 организовать :кружок или клуб юных ар хитекторов, но это жела ние уперлось в массу про блем, не разрешимых для большинства школ. Проблема -первая: где вуют в работе родительских комитетов и советов содей- ствия. А вот перешагнуть порог простого попечитель ства, опекунства никто пока не-решился. Конечно, и ма териальная помощь нужна, но ребята ждут не только этаких щедростей от шефов. Проблема вторая. Ну; по ложим, нашла какая-то школа энтузиаста.; Собрал он ребят, поговорили; реши ли сконструировать, ну, по ложим, какой-то там «кибер глаз», засучили рукава...—а в руки взять нечего. Нет ин струмента, нет материалов. Нет и взять негде. Магазин ■ «Снабнроса» ими не распо лагает, в культ товарных и хозяйственных — тоже хоть шаром покати. ' В конце позапрошлого го да исполком горсовета из дал в соответствии.с реше нием высших органов цир куляр за № 92-Р, появление на свет которого юные тех ники и их наставники вос приняли как свет после дол гой тьмы. В нем говорилось: «Организовать изготовление из отходов производства де талей и заготовок из метал ла и дерева, слесарных и сто лярных инструментов и дру гих приборов и изделий, кото рые передавать безвозмезд но внешкольным учрежде ниям, кружкам школ и до мов культуры». Горторгу предписывалось организо вать торговлю товарами для технического творчества. И хотя кружкам нужны были не только заготовки из ме талла и дерева, но и радио лампы, транзисторы, всевоз. можные реле, провода раз ных сечений, измерительные приборы, решение исполнит ма все же было отрадным. Но вышестоящие товарищи проследить за исполнением его не сочли нужным, а са ми исполнители, естествен но, и ухом не повели, чтобы провести его в жизнь. Ныне , кружки по-прежнему снаб жаются по принципу ■«где что дадут». Директор' го родской станции юных тех ников В. И. Ситников не правда, исполком реко мендовал станции размен стить кружки но школам.; Но это будет означать, что работу их отныне будет; со вершенно невозможно ‘ про контролировать. Во-вторых, кружки станции — это по казательные кружки, и : по пробуй теперь, школьный кружковод, найти. их в : го роде. если сам директор СЮТ не знает, 1 де они бу дут размещаться: школы пе регружены, и иподне. есге-. ственно; "что пока лишь од- на-единственная, тридна гь восьмая, выделила помеще ние для авиамоделистов. В решении горисполкома есть оговорка, нто-де, Моволи- пецкк#’ металлургический завод обязан выделить СЮГ помещение, т. к. он будет сносить это здание для по стройки на том месте.много этажною дома. Когда бу дет выделено это помеще ние, никому неизвестно, т. к. на него еще не готова тех ническая документация. Ко роче, через несколько дней СЮТ, как полноправное внешкольное учреждение, функционировать псреста- Мы любим труд Каникулы подходят к кон цу. Хорошо провели их школьники совхоза «Крас, ная Дубрава». Ребята не только отдыхали, но и по могали совхозу. Когда нача лась уборка хлеба, наши мальчишки стали работать штурвальными на комбай нах, возили.зерна на емный пункт в Грязи. Взрос, лые гордятся нами, и мы стараемся не подвести их. С. ПОЛУПАНОВА, . восьмиклассница Прибытковской школы Грязинского района. I,__ Р-.ЕБЯТА, Дмитрий Иванович . , *• идет! — крикнул кто-то из-ребят. Мальчики и девочки'; побежали' к-людь- .езду/'откуда выходил, улыбаясь им,' чё- ловек.... ; . Привязались к Дмитрию' Ивановичу дети чп;Двенадцатого-дома по проспекту ^оембнавтбв Неспроста: Еще равней вес. нрй он начал с ними Оборудовать дет скую площадку во дворе С утра да ве- •чера копал, ямки, устанавливал столыи, : скамейки..' Завидуют жильцы из других дворов, порядку.. Д. И. Яеляховский при дёт с работы — и сразу к ребятам. И пойдет веселая кутерьма: городки, фуг. бол или — военизированная игра. — Ты смотри, — удивляются взрос лые, - - как приворожил к себе дётвору, дня без него прожить не могут... Открыты двери новых школ И все это оттог’о. что Д. .И. Долях оп еки» •— человек бескорыстный,, сощед рой на ' искреннее': участие душой,. Он уже- немолод, работает в первом строи тельном управлений треста «Жилстрон». За сорок лет трудовой деятельности (тридцать из них «проработал камешни ком) ему присвоено высокое звание- ударника коммунистического, труда, его имя занесено на Доску по'чета треста. ' Дмитрий Иванович—член .объединен ного постройкома/-председатель, товари- Щеского суда • домоуправления, , второй год избирается заседателем»'народного судя Правобережного района Липецка. И несмотря на такую загруженность, он находит время для работы.с детьми А. БОЛОТОВ, наш нештатный корр. Аовюи Д У Ш И 1ЕДОВЕК А Такого размаха строительства Усчанскк., район еще не знал. Шутка ли, только в этом году почти тысяча -реоят первого сентября сядет за парты в десяти новых школах. До начала учебйого года 'есть еще время, но уже в полной готовности Круч-Баигорская, Девицкая, Бреславская, Евсюковская школы. Светлые, простор ные классы, широкие коридоры, спортивные залы ожи дают» своих юных хозяев. ... Правления колхозов «Победа», «Комсомолец», ;«Сб- ветская, Россия» :по-гвсударственному отнеслись к это - . му важному делу/полностью взяв иа себя заботу о строительстве зданий. Усманский раййй стал победителем областного соци- алистического соревнования по подготовке к новому учебному году. В двадцати школах с помощью хозяйств -вфоведен капитальный ремонт, а в шестидесяти — те кущий. В. КУВЕНЕВА. Мы пытались найти адре са, где еще в нашем горо де занимаются подростки техническим творчеством. Во дворцах культуры — все те же примитивные «умелые руки» для малышей, в пио нерских комнатах п^к домо управлениях и— они ред кость. И мы были недалеки от горького вывода, что кто- то в городе не хочет, чтобы нынешние подростки с дет ства приобщались к техни ке, нагружали бы не трлько руки, но и ум свой конст рукторскими навы к а и н . Ведь Курчатов, Королев или Туполев нс стали учеными вдруг, на склоне лет, а шли к-этому с раннего возрас та, как и все выдающиеся уче ные и конструкторы. В. ШИРЯЕВ. г/Липецк. ■ мостом. К нам за помощью из села никто ке обращался, поэтому мы были уверены, что у них все в по рядке. Разумеется, в кратчайший срои примем все меры, у жабинских р е бят учебный год начнется вовремя. Ну, что ж, редакция надеется, что эти заверения не разойдутся с д е лом! К тому же, дирекция совхоза «Победа» во главе с В. А. Полянским, очевидно, должна первой отклик нуться просьбу школьников и не замедлительно отремонти р о в е н . Селу нужен мост «Дорогая редакция! Школьники се. ла Жабино обращаются к вам с просьбой: помогите нам начать но вый учебный год вовремя. Дело в том,,что между селом Ломовое, .в котором находится наша школа, и Жабино протекает речка. Так вот через нее перекинут мостик, кото рый в этом году пришел в негод ность ; Ходить по нему просто опасно, но это никого не волнует — ни директора совхоза «Победа» В. А. Полянского, ни заведующего Чаплыгинским. роно' Н. К. Ковалева. А времени до начала учебного го да осталось совсем мало. Игумнова, Тырнова, Жабина и другие учащиеся». ОТ РЕДАЩИИ: Мы попросили за ведующего Чаплыгинским роно Н. К. Ковалева ответить на письмо школь ников села Жабино. — К сожалению, в данный момент я не знаю, как там обстоит дело е На т р и б ун у п л ен ум а ^ о бк ом а ВЛКСМ = К августовскому совещанию учителей ■ ■ ' ' ' " ~ 1 Л МЯ ЛЕНИНА с детства знакомо туппп-бытгшыми . . х .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz