Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
Светлана МЕКШЕН Н. АКСЕНОВ Бывали вы и радостью, и болью, Будя воспоминания Наверно, вы с одною лишь любовью Встречаться не устали по весне. Вам, может быть, совсем не безразлично Бывать с людьми на свадьбе иль в гробу... Когда бы распознать могли вы лично В зародыше цветочную судьбу, Да мне бы рассказать, хоть по секрету, В подробностях хороших иль плохих, Когда б от вас дождаться мне ответа, Какие получились бы стихи! Но пусть никто из вас . мне не ответит, Что шлете вы проклятия войне. Я, как солдат, за все цветы на свете » В ответе, а за Родину — вдвойне. И потому, желанной и красивой; Скажу одно, тоскуя и любя: — Подснежник твой, засушенный в России, Тайком зацеловал я, как тебя. В ПРЕДДВЕРИИ юбилея все чаще Стой, печатник, у своих машин, обращаемся мы к художествен- Словно гром весенний, бросим ним произведениям, посвященным массам Ильичу, все отчетливее ощущаем, ка- г ленински* веошин кие поистине всенародные творческие т и бУРю их р силы пробудила , личность вождя, вдох- Пред могилой Ильича живою новляя тысячи людей па поэтическое „ оклянемСя клятвоя) труда, творчество. Первым по времени созда- • ния произведением о Ленине была по- Как пример, иметь перед собою $ма «Сон большевика»,-написанная в Груд его повсюду и всегда. 1907 году н тюремной камере Е.мелья. „ • ; Д; : ' , ; ном Ярославским. Десятки 'стихотворе- . -Одновременно с литературным соор- ний о Владимире Ильиче были создань ником московских печат пикон издз- еще до октябри 1917 года, но подлип к ь т о «Про д г. и п Москве выпусти, нын расцвет поэтической Ленинца:. оо в свет книгу «Ленин в европепскон . начинается в советское время. Среди поэзии. Отклики на смерть Ленина». В • многих произведений поэтов о - Ленине этой книге были представлены два ав- есть и стихотворения, созданные лите- т°Ра — уроженца нынешней Липецкой риторами—уроженцами 'Липецкого края .; области. На 44-й странице книги было Л -V ■ ,-л опубликовано стихотворение Алек- В январе -1925 года, к первой годов- сандрн Ивановны Цдышой-Сеферяац щине смерти вождя, Московский гу — ноэгесбы, родившемся в 189,6 году в ■бернский отдел'Союза рабочих полигра. городе Данкове. Впервые она выступила фнчсской ■ промышленности выпустил в печати в 1917 году,- а в 1922 . году литературный сборник «Творчество не- издала поэтическую книгу «Земляная чатпиков» Этот сборник открывался литургия». Ее маленькое, по проникно- стихотворепием Алексея Липецкого венное стихотворение о Ленине назы- 0 моей биографии Баллада о цветах Моей биографии, собственно, нет. Но есть черновик, разлинованный смело косою линейкой нетронутых лет, Заполнить который — великое дело. И если начать корчеванье пластов, еще не слежавшихся без ворошенья, то память взорвется и скажет мне: «Стоп!», включив позабытое изображенье. И я, доверяясь своей штанах и сандалиях. Родные бараки! В их щелях сквозных осталось тепла на четыре столетья. Начальной коммуной запомнить мне их, началом мужанья — когда повзрослеть мне. Здесь все на виду: ссоры, свадьбы, грехи, гармошек разливы, помины покойных, на выданье девки, на счет — женихи, вопросом глаза — если вдруг посторонний. Я верю Родине холодным утром серым, И если даже выйду в смерч свинца. И солнечной ей В чужом краю я вновь служу солдатом. Опять, как перед боем — тишина, Опять цветут сады здесь, как . когда-то Цвели они, когда была война. Опять цветут черемуха с сиренью В далекой, неродимой стороне. И просятся в мое стихотворенье Немецкие тюльпаны по весне. Цветы, цветы, как много очень верю, Ей доверяюсь до конца. Я открываюсь ей, для добрых глаз открытой. Во всем живущей н всегда одной, Как доверяется земле в бою убитый, Как теплу — боярышник весной. Когда гонимый горем иль недугом, Я начинаю уставать, — Крестом валюсь средь скошенного луга И звезды, слушаю —■ как матери слова. Где места нет ии лени, ни застою... И все-таки Душа моя поет! Я знаю: Жизнь чертовски хороша, Хотя порой трудна моя дорога, Д а я нс белоручка — слава богу! Чтоб быть при деле, совестью греша. Иду я По желанному пути Указанному детством мне когда-то, Мне б бороду с усами * отрастить, Я ж четверть века в армии солдатом! С тех пор, Когда в шестнадцать лет меня, Команда, посадив в вагон- теплушку, Вручивши автомат мне, как игрушку, Везла на фронт, на линию огня. В иную жизнь Я скоро окунусь, Работой буду занят А. БОГАТЫРЕВ Когда лежишь, прикован к койке, И над собой теряешь власть, Что б муки вынести все стойко, — Возьми ты песню про запас. Идешь в буран навстречу ветру, Не видно — выколи хоть глаз, Знай, жизнь всегда сильнее смерти, У пен есть песня про запас. Когда собираешься в дорогу В недобрый сумеречный час, Преодолей в душе тревогу, — Возьми ты песню про запас. Когда идешь тропой туристской И дышишь ветром горным всласть, А до привала путь не близкий, — Возьми ты песню про запас. Замки как условность, Ключи на гвоздях, Нечистого на руку знали заране. И жили на совесть, а реже — на страх. Считали друзей. А врагов не считали. На этой; на трудной такой борозде, с одышкою, правда, но все же дышалось. А сила от черных жмыхов на воде, как прошлое, в нас и доныне осталась. И памяти детской вовек не соврать, во всей прямоте обнажая то время, когда за гужи его правила Мать — мой главный учитель на все поколенья. Земля бережет и поныне ее, как храм доброты и нетленного света, как грань чистоты, от которой идет вся сила и мудрость, не зная запрета. У истоков поэтической Ленинианы немоте, как зритель во тьме — колдовскому экрану, вдруг вспомню, что было, как было, и где... А память встает — как река из тумана. ...Барак. Знаменитый «Рабочий» квартал. !>Три метра квадратных на душу живую. Кровать на троих. А тому, кто удал — лежанку, конечно. И ложку большую. Лежанка на зависть — когда горяча, и ложка как будто приятней к обеду. Но так .уж бывало: лежанка ничья, и ложка блестит, как подарок соседу. А детство, как детство. Дом полон гостей. Сегодня он — «школа», а завтра — «читальня», а в праздник — «театр» для больших и детей, где приицы в отцовских Листая пожелтевшие Вот другой пример подобной тужной, неестественной удали, ф сировакия поэтического голоса стихотворении «Зима». Гони, не робей! А-их, дама крестей, Не жалей вестей, Жди вестей! Полюби, Оленька, Новая книга стихов В. Зорина Мой быт Опережает мысль моя. Я даже удивляюсь, Что когда-то Смогу я Не в обличим солдата Войти в иные рамки бытия. Войду в иную жизнь И пропаду, Иль сердце разорвется вдруг на части. А здесь я у начальства на виду, И редко появляюсь я в санчасти. Здесь с петухами Старшина встает. Солдатский быт — с тревожной суетою, страницы .. ЭТИХ СТИХАХ много под. линной удали, веселой но названным стихотворением «Ут ро». Говорят, недостатки в творчестве литератора нередко являются про. должением его достоинств. «Утрен ний дождь» в этом смысле — не исключение. Да, сборник интересен своей цельностью, единством поэти ческого настроя, и в то же время он порою становится монотонен, неко торые стихотворения не развивают основную его мысль, а повторяют уже сказанное ранее. Так, иногда создается впечатление, что поэт слишком уж старательно пытается сохранить ту самую «удаль, щается размах и сила». Так отзывал ся шесть лет назад в своем докладе на Всероссийском семинаре моло. дых писателей о стихах липчанина Владислава Зорина Сергей Наровча. тов. Зорин — ныне уже автор пяти стихотворных сборников и книги но. велл — стремится быть верным се бе, каждой новой вещью подтверж дая справедливость суждения На ровчатова. Новая книга стихов «Утренний дождь» — достоверное свидетельст. во этого. Небольшая по своему объему, по количеству включенных в нее стихов, книжка эта открывает, ся стихотворением «Ох! Какая зима в том году была!» — песней о на чале любви, звучащей как воспоми. нание. Это весьма примечательно для Зорина. Он часто в своих стихах обращается к прошлому, пусть сов сем недавнему, но его воспомина ния своеобразны — они полностью в дне сегодняшнем, потому, быть может, они так страстны, яростны— об ушедшем так не говорят: Хорошо нам вдвоем, Ветлы белые все скрипят И скрипят за окном. Между ветел Луна заплуталась в ветвях, И горит ее лучик У тебя на губах... Здесь просматривается сознатель. ное стремление автора соотнести свою манеру с традициями народ, ной песни, но стилизация оказывает ся в данном случае целесообразной, ибо способствует четкому обозначе! нию характера лирического героя, Столь же осмыслен ритм многих зоринских стихотворений, веселый, даже озорной, точно впитавший в себя удалой размах русской души. Это особенно зримо обнаруживает- вас на свете, Как долго перед вами я в долгу. Под вражьим сапогом порой, как дети, Вы гибли, но не кланялись врагу. Как будто бы назло войне весною Рождались на лугу вы и в лесу, Как будто вы смеялись Малохольненького Дурака... Гораздо интереснее Зорин там, где он внешне спокоен, :д е страст ность, ярость не бросаются в глаза, и высокая напряженность чувств спрятана в глубину, где лирический герой не рвег на груди рубаху, де монстрируя свою удаль, а думает о мире, о людях, о смысле жизни. вадось «21-е января. 1924 года». Ало-черных знамен поток, И короткое имя Ленина. Кто там слез удержать не мог? Он в грядущее выломал двери нам. На странице 61-й того, же сборника на печатано было стихотворение ныне од ного. из стареишихтсов^геких* литерато ров Сергея Ивановича Малашкчна, родившегося в 1888 году в деревне Хо мяки Данцоврщэго- .уезда. Участник рево люционных боев. Г905 года, старый член партии большевиков, Сергеи Малашкин .Опубликовал в этой1книге сдое стихотво рений «Воспо'мдпаГше» . Москва, ты ныне сердце мира. А от колонн — Колонный ряд Гудит булыжником, как лира, Про Смольный и про Ленинград. Про цирк огромный Чинизелли, Про темный мраморный манеж, Где Ленина слова гремели: — «Пробьем мы в старом мире брешь...» Матросы радостно глотали (от ветра волновался клеш), И будто воздух разрывали: — Братва, Советам власть даешь! А вождь, окончив план победы И улыбаясь в черный свод, Шептал любимому соседу: — Мы завтра двинемся в поход. Москва, ты ныне сердце мира, А от колонн — Колонный ряд. Гудит булыжником, как лира, Легенды все про Ленинград. Эти СТИХИ, Если мир расколется войною, Приеду в полк без вызова. Клянусь! Доказывая жизненную суть. „МЫ ЖИВЕМ ПО УТРАМ ПРОЛОГ Как зубы первые, С особенною болью Родина прорезалась во мне. И речку, И деревню в тишине Наполнила особенной любовью. Что я могу и что хочу, родная, Узнаешь ты, поддержишь И поймешь. веселую яростность», о которой бла гожелательно отозвался его масти тый коллега. Это у него не всегда получается, и тогда возникают на тужные, не удалые, не яростные, а разухабистые строки с этаким моло децким удалым посвистом: «Гряну об пол дорожную Каблуками рассыплю И пойдет. Затрещат перерубы, Закачаются стены, звеня, А какая-то бабонька в губы Поцелует с размаху меня, И, расхристанная особа, Поплывет от меня спиной: — Ах, миленок, люби до гроба, А за гробом пущай иной». Что это? Прославление широты души, открытости русского челове ка? Да в этом ли она, эта широта души, характера? Несть ли тут очень многого от самого заурядного лите ратурного штампа, который так по душе автору и который он созна тельно протаскивает по другим стихам? Правда, иной раз философское ос мысление окружающего оборачи вается мнимым глубокомыслием, ложной, поверхностной «житейской мудростью». Это относится, в част ности, к стихотворению «По утрам в городах».., которое все сводится к банальноС 1 и: «Дети—цветы жизни». Для зоринского героя (и для са мого автора) весьма существенным представляется осознание своей органической слитности со време нем, со своим поколением. Во мно гих стихотворениях сборника обна руживается попытка выразить эту связь, но... пока только попытка. При. мечательно в этом плане стихотво рение «Педучилище» — воспомина ние ради душевного обновления. Однако концовка стихотворения, призванная выразить сгусток поэти ческих эмоций и мыслей, оказывает ся слабее замысла. Зорину еще не удалось в полной мере воссоздать образ своего поколения и выявить личностные взаимосвязи с ним. Это ему еще предстоит сделать... В. ИГРЕНЕВ. С И л ьича н а ч и н а е т с я п р авд а Надо мною кружатся птицы, Надо мною — розов рассвет.. И хлеба шумят, как страницы. Как страницы свежих газет. Строки пахнут землею и хлебом. Строки - боль к радость планет. Почтальон Под рассветным Твоя долина золотая И гибкая, и солнечная рожь. И я в ответе за стихи и стены, И детские открытые В любви к тебе бессмертье наше Ленин предвидел, предвосхитил, предсказал. ___ _......., весьма несовершенные, но вылившиеся из глубин народной души, помогают нам теперь полнее предста вить грандиозность поэтической Лени- лианы. Л. ЗАМАНСКИИ. НА ПРОСТОРАХ РОССИИ. Он пнул ногой промерзший пень Сказал: — У нас бывает Я стыну. Стыдно ехать мимо. Нет, землю ранит не снаряд, не мина. Не молния, ударившая в степь. Нет. Землю ранят с неба На хлеб. На хлеб, стоящий в поле, Ложится снег, ложится болью... Ложится снег на хлебный колос, Ложится снег на чью-то совесть. Ложится снег, как непочтение К земле, к рукам, К живущим ныне, К тем, кто ушел с земли навек. Как мимо кладбища я стыну — На хлеб, На хлеб ложится снег., Качнется «газик» на уха( И косом ткнешься в воротник. С вязанкой дров проходит баба, В квадратных валенках старик. Здесь — тишина, зимою пахнет, А за селом все — пашни, пашни... Спокойно, и лениво ' Кружится снег, ложится снег. И, вдруг, и сон, и дрема — мимо И к стеклам как притянет всех. М. Румянцева Профиль Не Труд и гони Мее утреиие Не дай нам бог привыкнуть К хлебам беспомощным под снежным небом. Не дай нам бог ие мыслить на поле том. Кто смог сегодня непочтительно .4 о хлебе, Тот непочтительно О Родине Потом... В дороге снегом В том месте, где он падает... на хлеб./ - Постой! I — Останови! Мотор отпел... Глаза слепит * от выпавшего снега. У шофера — улыбка набекрень,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz