Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Третий трудовой семестр М АШ ГАЗИК мчится по асфальт», рованной дороге, рассекающей по. ля колхоза имени Кирова. Здесь трудится дружная бригада из отряда «Связь» — студентов-третьекурсников ин. статута стали и сплавов. И вот встреча. Бригадир Генрих Мхитар'ян сразу пере­ шел к делу. — Понимаешь, — обращается он к командиру штаба строительных отрядов Аркадию Алипову, — настроение у ре. бят боевое. С восьми до восьми работа, ют. Жаль, иногда приходится простаи­ вать: шофер на бурмашине неопйтный, да и мотор все время барахлит. Потому и ставим в день по восемь столбов. А тут в проекте не разберешься. Мы должны тянуть телефонный кабель к школе, а председатель колхоза говорит, что надо поставить на одну линию школу и весо­ вую. Не знаем и как цепь Подвешивать. В проекте;одно, на деле другое. — .И еще, — вступает в разговор Ко­ ля Филиппов, — к нам. отношение здесь, - как к бедным родственникам. Прораба Н. Дыкина, который должен нам помо­ гать, мы видели только раз. Быт свой тоже сами устраиваем,'на полном само­ обслуживании. На это много времени уходит. I . Да, это так. Вспомним .первые дни июля. В этой пятерке все ребята с боль.' шим желанием записались в бригаду, досрочно сдали ' экзамены и первыми приехали в колхоз. Целый день им при. шлось просидеть без дела, потому что некому было ребятами заняться. Потом их, наконец, разместили в помещении, непригодном для жилья. Но .настроение не упало: все-таки они приехали сюда не ОТДЫХаТЬ. . Щг ! На следующий день не работали: на участке не было материалов. — Ничего, ребята,—успокаивал пред­ седатель колхоза Ё. Ф. Булгаков, — все будет хорошо. 7 ' «Ну что ж, — решили студенты,— бу. дем- действовать самостоятельно». Договорились с директором школы о жилье, нашли хозяйку^которая согласи­ лась готовить; сами ходили за продук­ тами. Правда, прежде чем их получить, бригадиру Генриху до сих пор туго при­ ходится: без подписи .председателя, .ко­ торого летом не поймать, никто в кол­ хозе не решает вопрос с питанием. Может, это кому-нибудь покажется мелочью, пусть, мол,'.привыкают к труд, постам. Но ведь и трудности бывают по разным причинам. Ребята живут здесь почти месяц, но колхоз до сих пор не обеспечил их газетами и журналами..В школе идет ремонт. На днях студенты окажутся без Жилья. Это тоже их вол. кует. • ■ 4 По договору бригада должна освоить 7,8 тысячи рублен, проложить 15,0 кило- метра кабеля и несколько километров воздушной линии. . ' Ребята уже проложили 13 километров кабеля, 6—воздушной - линии. .И если бы не эти расхождения е проектом, бы. товые неурядицы, а четкая организация с первого дня, хорошо поставленный контроль, студенты могли бы сделать больше. Очи и сейчас полны • желания остаться, работать, чтобы сверх догово­ ра" провести телефонную связь в другие •села. - ". ‘ И еще одна важная деталь. уРаботы подходят к концу, а -ребята до сих пор не знают, что они получат за свой труд, Наверное, нет необходимости доказывать значение материальной заинтересованно- ■ I I .ста. Эта «мелочь» тоже сказывается; на темпах работы. ; * * * Обо всем этом мы разговаривали а конторе СМУ-103, с которой заключен договор строительного отряда института, Его начальник Н. ГК Зеленков заверил, что в ближайшие дни эти вопросы будут решены. Конечно, молодости свойственно не. ..терпение. Впервые столкнувшись с само, стоятельной работой, не зная всех слож. •ностей и трудностей жизни, -; студенту восприняли все это очень болезненно. * Но одно дело, когда эти трудности объективны, а другое, когда они от без. ответственного; отношения к своим обя» занностям хозяйственников. «. Руководители колхоза и СМУ-103 .должны понимать, что они имеют дело не с сезонными рабочими, а с людьми, которые делают свой первый шаг в трудовую жизнь. И от того, какой бу* дет-эта первая встреча, во многом за . висит их дальнейшее отношение к ра- боте и людям. В. КУЗНЕЦОВА, Липецкий район. Г / ЕМ .быть?» — этот во- ( ( прос ежегодно задают себе, как п в других странах, миллионы советских юно­ шей и девушек, которые вступают в самостоятельную трудовую жизнь, выбирают профессию. Для .многих она становится единствен­ ной дорогой в жизни. Другие бы- 1стро загораются и столь же быст. >ро остывают, иногда разочаровы­ ваясь в избранном лути, И тогда снова поиски, нередко мучитель­ ные... \ В чем же причина? Почему од­ ин профессии правятся молодежи, ;а другие нет? Какие нравятся, а какие нет? Вопросов много, и од­ нозначный ответ на них не стоит Искать. Выбор связан с понятием престижа профессии, под которым принято понимать Оценку, давае­ мую различным видам трудовой . деятельности обществом, отдель. социологических исследований, проведенных в последнее время в ряде городов Южного Урала и автономных республик Поволжья, например, можно сделать вывод, что примерно. 30—35 процентов де­ тей служащих и интеллигенции становятся рабочими. Выполнение недавно принятого Постановления ЦК КПСС й Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифи. - цироваиных рабочих в учебных за . ведениях системы профессиональ­ но-технического образования», ре. организация училищ профтехобу. чения, несомненно, создадут целый ряд новых благоприятных предпо- иыми социальными группамиили йичностью. При' этом, естественно, содержание прсстцжа профессий Зависит от системы’ценностей, гос­ подствующих, в обществе, от си. мого его облика. ‘ В условиях капитализма пре­ стиж профессий связан с социаль­ ным неравенством. Не удивитель­ но, что в мире, где главная • цен- . (гость — деньги, основным крите­ рием' выбора специальности яв. ляется величина дохода, размер оплаты труда. Как 'показывают; социологические исследования, со. вершенно иная картина склады­ вается при ’соцйализмё.’ -'В СССР наиболее высок пре- . Стаж тех ■ профессий, которые Представляют собой передний край современного научно-техни­ ческого прогресса. Характерно, что наряду с профессиями, связан­ ными с творческим умственным трудом (научные работники, пре­ подаватели вузов, конструкторы Я т. д.), очень высоко-котируются Й творческие профессии работни­ ков физического труда: сталевара И машиниста горного комбайна, стан очника высших разрядов, на­ ладчика, настройщика машин и механизмов и другие. . |:Г О притягательной силе ведущих рабочйх профессий красноречиво свидетельствует постоянное увели­ чение- числа учащихся профессии, налыю-технкческих : училищ. . В атом году ОНО ДОСТИГЛО двух С Лишним миллионов юношей.в де­ вушек. ' I; Высокий и постоянно растущий Престиж ведущих “ профессий; фи­ зического‘труда сказывается и на характере социальных источников. формирования советского рабочего Класса, По данным...конкретных сылок для роста популярности ра. бочих профессий. ;-. .. . Формирование престижа — про­ цесс сложный и многоплановый, в котором объективные факторы тесно переплетаются с субъектив­ ными,- общественные .— с лично­ стными. Выбор профессии связан с полом, возрастом, уровнем об­ разования и общекультурного раз­ вития индивида; характером и степенью влияния микросреды, се­ мейными традициями. Однако: при всех индивидуальных различиях своих членов социалистическое об­ щество характеризуется достаточ. нр определенным, общим для ос­ новной массы людей подходом к оценке престижа профессий. Социологи выяснили, что основ, ным критерием выбора является общественная значимость труда. От 35 до 50 процентов обследо­ ванных в ходе проведения различ. них локальных конкретно-сОцио. логических исследований объясня­ ют высокий: престиж профессии именно ее большим значением для практического решения задач ком. мунистичёского строительства. На втором месте стоит содер­ жание труда, уровень его техниче­ ской оснащенности, производи­ тельности,- степень его интеллек. туального, творческого содержа­ ния (фактор, указываемый от 15 до 20 процентами опрошенных). При этом отмечается, что отдель­ ные профессии, физического, но творческого по' своему характеру и технически высоко оснащенного труда,-обладают в глазах моло­ дежи более высоким престижем*, чем некоторые профессии умствен, лого, но . вспомогательного, под. ссбного, механического труда (на­ пример, канцелярские служащие). В мотивировке престижа про-' феесий довольно большое • место :: занимает и третья Труппа крите­ риев, которые связаны с тем, что . социологи. называют Самовыраже­ нием и самоосущеетвлением. Речь идет о возможности человека в полной мере раскрыть свои спо­ собности и задатки, принести на, данном трудовом поприще макси­ мальную пользу. _ Нельзя, Конечно, игнорировать и : мотивы чисто материального свой­ ства: .величину заработной платы и другие блага, связанные с тем . или иным родом профессиональ. ной. деятельности. Но, во-первых, они связаны с характером труда, с его общественной значимостью и , . во-вторых,’ преобладают все-та- ки не они, а мотивы социально- экономического и морально-поли. тического характера., Социализм ■создал . широкие ч- неограничениые возможности под­ линно свободного профессиональ­ ного выбора. Показательно, что ,В СССР от одной трети до полови­ ны молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь,, не на. . следуют. профессию и даже соци­ альное положение родителей. В - 1966 году, при опросе 3200 человек в городах Уфе и Оренбурге выяс­ нилось, что 65,4 процента _детей . рабочих стали рабочими, а 23,1 процента — интеллигентами й слу. жащими, 11,4 процента — работ­ никами сферы обслуживания. Но это социальное завоевание социализма выдвигает новую, чрезвычайно важную и сложную проблему, а именно проблему пра­ вильной, подлинно научной поста­ новки профессиональной ориента. ции молодежи, о чем уже много писали в советской прессе. При всей своей многогранности проб­ лема профессиональной ориента­ ции, строго говоря, распадается на две взаимосвязанные части. Одна из них — система'научно-обосно­ ванных форм и методов чисто пе­ дагогической, воспитательной ра­ боты по организации правильной профессиональной ориентации- мо­ лодежи,.. Другая, и не менее важ­ ная, состоит в том, чтобы помочь учащимся средней школы, подро­ сткам и юношам достаточно глу­ боко познать сущность самых раз’, личных; профессий и видов трудо­ вой деятельности, в какой-то мере . проверить свои склонности, испы­ тать силы и способности. Лишь при 'единстве ..двух эле. ментов профессиональной ориен. ■тации и профессионального отбо­ ра можно, .будет свести до мини­ мума количество ошибочных ре­ шений 'при выборе специальности и связанных о ними разочарова­ ний в самом- начале жизненного .пути. Над этим и работают .сей­ час советские специалисты, . Семен СКЛЯ.РСК Йй, кандидат философских наук. Знакомьтесь, это Нина Рудне&а, Работает она ; шлифовщицей в третьем механосборочном цехе елецкого завода «Гидропривод». Как правило, де­ вушка ежедневно перевыполняет сменные задания при отличном качестве изготовляемых изделий. Уважают Нину в цехе. Товарищи избрали ее членом комсомольского бюро. Фото И. Александрова, 200 картин земляка Большим успехом пользуется в Ельце выставка картин художника Н. И, Москалева. Своим замечательным земляком ельчане могут по праву гордиться. Николай Иванович долго жил к работал в Ельце. На своих полотнах он взволнованно запечатлел пейзажи родного края. Уехав из Ельца, Москалев работал художником- декорачором, затем главным художником Цен­ трального Дома Советской Армий. Он — автор известных всему миру советских боевых орденов и медалей. Сегодня художника уже нет в живых. Но его творчество остаётся жить с людьми и для людей. Более 200 произведений Москалева преподнесены в дар Ельцу. Горожане с благодарностью вспоми­ нают об этом талантливом и скромном человеке. Полезная новинка На елецком механическом заводе освоено из­ готовление новой, оригинальной по конструкции, мездрильной машины для- кожевенной промыш­ ленности.: Благодаря ей значительно облегчается труд рабочих, увеличивается его производитель- ность. В создании машины участвовали люди разных профессий и возрастов. Рядом с ветеранами ра- боталФ молодые. При сборке особенно отличи­ лись .слесари А. Шалеев, С. Довмарев и Ю, Со­ болев. В. ШАЛЫГИН* Вести из Ельца

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz