Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Жизнь загородных пионерских лагерей •т; 10ВАРИЩ майор! $ районе черного отряда потшп «ди­ версант», - - докладывает ря­ довая Оля Коблякова. Ош волнуется, потому что впервые в такой ролу. И пусть майор — хорошо тевестаый ей воспитатель С. И Телегин, й главах Оли искреннее:-увйкеине к егб !Щ^йуЙЙи»а - шпо. На лесшш«пушке показаларё'йрупла' ребят. Они; напра вляются’ к’штабу «Зар­ ницы», шумно обсуждая операцию: — Гляжу, он (диверсант) как выско-; •шт из-яа кустов и за а елезяодорожную линию. Я кричу .«Стой!». Тут наши по­ дошли, н мы его схватили. . «Диверсант:* — пионер третьего. отря­ да Коля Жаворонков.. Он видит, какие’; разгоряченные, решительные лица '.-у «разведчиков», и асе равно улыбается— ведь кругом товарищи да и грозный полковник — начальник пионерского ла­ геря В. М. Шипилов. Но сейчас: Здесь нет тврмх привычных, друзей, здесь -все по-воеиному: рядовые? связные, саперы, санитары, разведчики? ножарникн. ; ' : Звучат, команды, каждое звено гото­ вится к новому 'этапу игры: За считан-' ные чЧ'ку.иды одеты противогазы. Буду­ щие воины отлично - выполняют все команды ;сколько настоящего' муже* ства проявили: Юные бойцы при Туше- нин пожара! • , Когда в небо взметнулёя столб огня, завылр сирена дожа'рнон.машины. .Витя Поляков, ком1нд1ф зЪека?'рядовой Витя Конюхов действовали быстро и четко, бесстрашно приближались- к бушующему пламени, _» . Мы не случайно подробно описали «Вечер сказки», «Бал именинников», «Малые- олимпийские игры», «Праздник леса» — прошли ■бесследно для ребят. Каталось бы, в самих названиях этих дел уже таится определенная новизна впечатлений? игровое, красочное содер­ жание. Однако они не затронули детские души. .. Думается, .это происходит- потому, что в последнее -время пионерские работники гонятся лишь за внешними эффектами. Парадно;звучат названия отрядов, де­ визы, рапорта, за которыми нередко скрынается .скука, однообразие? а глав­ ное - отсутствие определенной сйсте- ' мьТ'работы, творчества’вокруг всего это­ го. Вот пример.' Все лагеря сейчас имеют г свое название. Можно ли узнать, зайдя' В лагерь, почему он называется «Ко­ мета», «Орленок», «Лесная республи- ка»? Кто придумал эти названия? Влия­ ет ли око на традиции? Как в них' - выражается^днцо лагеря, его история? А ведь с этих вещей начинается творче­ ская работа. Лозунги н девизы — не сами по себе, они должны быть связа- ны с обычными, будничными делами, подчинены единому целенаправленному содержанию* жизни ребят в лагере. " От одного яркого названия содержа­ ние не станет творческим, если его не продумать, не спланировать. К еожале-, тшю,: 'перфективный' и календарный планы лагеря «Комета» не предполага-. тотьраечетатмероириятий на возраст. Кад говорится, в одну кучу собраны и -вопросы организации жизни' детей и вос­ питания без указания необходимости, времени И ответственных лиц. План со- . ставлен одним или в крайнем , случае двумя лицами. Может быть, это лроисхо- *дчт от того, что комплектование кадра- ■ ми воспитателей н вожатых ведется по принципу, '«ехать в поле и коня кор­ мить». Вот и получилось в этом лагере: из пяти отрядов только' три имеют, во- ВСЕГДА - г ъ «Зарницу» в лагере «Комета», потому ..что это была настоящая, а не надуман­ ная романтика. ' , Долго еще мальчишки обсуждала.-дш- , годы игры, переживая волнения и ра­ дость своего участия в ней. * Ннкто из-них, конечно, не подозревал, что эго взрослые придумали такое чудо. Разучеется, не все в «Зарнице» . было, . как .говорится, доведено до кондиции. И. Р.. Скопин, ’ преподана гель курсов . штаба гражданской обороны, руководив- . шин этой игрой, приехал буквально на­ кануне.: 'Оказывается, обще ^запланировали. Пришлось на­ стоять, в спешке объяснили ребятам их .Обязанности, основные моменты игры, познакомили, с . военним снаряжением, командами — и запустили машину: Ко­ нечно, ребята — народ сообразитель­ ный, 'податливый. Когда они увидели противогазы, измерительные приборы, дымовые шашки, они: уже почувствова­ ли остроту будущей операции. И все-таки несмотря на внешнее бла­ гополучие, на то, что дети, по вожат- скому выражению, получили «приход», это было скорее соревнование старших пионеров по военно-прикладному делу. Потому что военная игра пионеров стар­ шего возраста преследует определенную цель — штурм высоты, бой в обороне, разведка — при наличии всех компонен­ тов военного' дела; топографии, ориен­ тирования, маскировки, наблюдения, свя­ зи. Можно ли это сделать в условиях за­ городного лагеря? Практика работы по­ казывает, что обучцть ребяг ориентиро­ ванию, маскировке, топографий, мета­ нию гранаты в цель, преодолению поло­ сы препятствий может и. должен: любой физрук, любой воспитатель. Для этого надо только побольше творчества, выдумки, желания? чтобы все будничные дела пионеров сделать яркими, .красочными, романтичными. К сожалению, в загородном лагере, где возможности для воспитательных : мероприятий безграничны, где сама об­ становка — лес, речка — насыщена ро­ мантикой, чаще ощущается санаторно- курортное настроение. 4 В разговоре с ребятами о лагерной жизни выяснилось, что многим запомни­ лось лишь два события: конкурс строя я песни и ' только что закончившаяся «Зарница», которой финишировала пер­ вая смена. Остальные мероприятия — жатых, всю первую смену лагерь был без. музыкального руководителя. От этого, безусловно, пострадало качество работы. Не для того и составляется пер- спективиыйрыап, чтобы в нем .предус­ мотреть нее мелочи и заблаговременно сорномпфоватьея. ~ ЗЙ :, Любая пфепектива должна’ быть чет­ кой? ясно выраженной й отвечать на главный вопрос: для чего ребенок при­ ехал в лагерь. В «Положении о загородном пионер­ ском лагере», утвержденном Президиу­ мом ВЦСПС и бюро Центрального со­ вета Всесоюзной пионерской организа­ ции именк В. И. Ленина, говорится: «Ра­ бота в лагере является продолжением воспитательного процесса, осуществляе­ мого школой, и направлена на формиро­ вание у учащихся высоких моральных качеств человека коммунистического об­ щества». О каком продолжении воспитатель­ ного процесса 'школы в этом лагере может ид ги речь, если ни одним словом не обмолвлено •о- таком важнейшей в жизни пибйеров событии, как смотре дружин ' «Заветам Ленина верны», по- священнЬм 100-летию ‘со дня рождения вождя. О какой романтике, о каком творчестве'тут говорить!? В лагере все­ го два кружка — хоровой (!) и танце­ вальный — при отсутствии музыкально­ го работника. Что касается школы пионерского ак­ тива; то 'где же, как не в лагере, учить ребят сигналам горна и барабана, уме- ишо руководить эвеном и отрядом, вы­ пускать стенную .газету и петь пионер­ ские песни. Где же, как не на; общем лагерном сборе ребята смогут погово­ рить. о пионерской дружбе в взаимопо- мощи, о событиях, волнующих мир, И О проблемах межпланетных сообщений. И чтобы, уезжая из лагеря, пионер не только прибавил в весе, но и расширил свой кругозор, приобрел организаторские навыки и получил путевку-задание на­ учить своих товарищей в школе тому, чем сам овладел в лагере. Но ведь для этого надо отойти рт застывших санаторно-курортных форм, от готовых схем и разработок, по ко­ торым можно провести любое мероприя­ тие. Сложность педагогического труда заключается в том, что это всегда жи­ вое, творческое дело. В. КУЗНЕЦОВА, ваш корр. Двести пятьдесят мальчишек и девчо­ нок выстроились на пионерскую линейку в Детском парке. Заиграли горны, под бара­ банную дробь по флагштоку медленно поднялся алый стяг. Так началась первая смена в городских пионерских лагерях пя­ той, восьмой, девятой, двенадцатой и со­ рок четвертой школ. А потом все вместе дружно аплодировали юным артистам, по­ казывавшим свое мастерство в концерте самодеятельности. НА СНИМКАХ: группа девочек девятой школы исполняет песню, руководитель С. Попков (вверху); слева — подъем фла­ га. Фото А. Жадова. СЖЕГОДНО летом ^ уход я т десятки пионеров Добровской средней школы в мно­ годневные походы по родному краю, чтобы глубже познакомиться ; с революционным прош­ лым края, с трудовыми подвигами народа в на­ ши: дни. В этом году, как толь­ ко окончились занятия в школе, двадцать семи­ классников с преподава­ телями - физкультуры А. Т, Анцуповым и А. М, Абрамовой отправились в поход по маршруту Дубовое — Мичуринск. За четыре дня юные ту­ ристы прошли 80 кило­ метров. В походе ребята по­ бывали в поселках. Доб. рый путь, Молчановка, Иловаи-Бригадирские и НА РОДИНУ И. В. МИЧУРИНА собрали материал о жизни этих населенных пунктов. В Мичуринске юные путешественники позна­ комились с историей го­ рода, ’с его ’революцион- : ным прошлым, узнали, как в городе возникали первые партийные ячей­ ки; ^Ребята посетили мо- гилу выдающегося уче­ ного; .сад и дом, в кото­ ром жил и трудился И. В. Мичурин. В походе ребята узна­ ли о том, как во время, гражданской войны в тамбовских лесах гро­ мили белых наши крас­ ные отряды. Обо всем этом ребята написали ‘ дневник, а по окончании Л похода был оформлен • альбом. Из похода ребя­ та принесли также гер­ барии растений. На пятый день ребята были уже дома. Сейчас юные туристы готовятся к новым похо­ дам. За оставшиеся два месяца каникул ребята пройдут по дорогам к Липецку, станции Лев Толстой. и. овчинников. Благодарность : [В Е С Т И ребятам [ Ш К О Л Ученики в о с ь м ы х классов средней шко­ лы № 19 Липецка сдали экзамены, но расстались не сразу. Им захотелось на прощание поработать всем вместе на строи­ тельстве стана «2060». Сразу после получения свидетельств об оконча­ нии, сто десять мальчи­ шек и девчонок отправи­ лись на строительную площадку. Трудились всю неделю с восьми утра вместе с учителем Александром Иванови­ чем Зыковым. И хотя работа была не так уж сложна {Они очи­ щали от мусора цех], ребята остались доволь­ ны. Не каждый может похвастаться, что помо­ гал строить уникальный стан. Особенно хорошо ра­ ботал восьмой «В». А Наташа Федорова, Нине Бардина, Слава Денисов и Тамара Скуратова ста­ ли настоящими ударни­ ками труда. Строители тепло бла­ годарили ребят за сво­ евременную помощь. В. СЕРГЕЕВ. К А К т о л ь к о подхо­ дит время расста­ вания со школой, десятиклассники девят­ надцатой школы города Липецка на торжествен­ ной линейке опускают запечатанные конверты в большой почтовый ящик. На этих письмах нет адреса, стоят лишь фамилии тех, кто их опу­ стил. А на обычном тет­ радном листе, вложен­ ном в конверт, ребята пишут, кто кем хочет стать после школы. Что­ бы, вернувшись через десять лет, вспомнить детство, школьные годы. А пока конверты ждут своего часа в большом почтовом ящике, школь­ ники собрались на свой П Р О Щ А Й , Д Е Т С Т В О ! прощальный бал. Белиз­ на девичьих нарядов, как гимн светлой юно­ сти. Волнуются все: и дети, и взрослые. А кого из них больше здесь, трудно определить. Актовый зал перепол­ нен. Елена Михайловна Коваленко, директор школы, в последний раз напутствует своих воспи­ танников. Первым получает ат­ тестат зрелости — свой первый билет в жизнь Боря Аракчеев. Его учё­ ба оценивалась только хорошими и отличными отметками. А похвальная грамота говорит, что и немало полезного сде­ лал он для ' школы. За ним выходят на сцену Таня Бабанова, Саша Гу­ сев, Таня Левина... А по­ том цветы, много цветов дорогим любимым учи­ телям. ГТрощальный вальс. У выпускников впереди ночь прощания со шко­ лой, ночь как незримый мостик, перекинутый в самостоятельную жизнь; А. КЛИМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz