Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

В ЛЕНИН ГРАДЕ нахо­ дится очень много до­ рогих нам памятных мест, связанных с Ильичей. В 11 зданиях созданы му­ зеи, на 65 домах установле­ ны мемориальные доски. Знакомство с памятными ленинскими местами Ленин­ града мы начнем с Василь­ евского острова, где рядом с Центральным военно-мор­ ским музеем раскинулись корпуса старейшего в нашей стране вуза — Ленинград­ ского Государственного уни­ верситета им. А. А. Ждано­ ва. На главном здании ус­ тановлена мемориальная до­ ска с надписью: «Здесь, в -университете, в 1891 году Владимир Ильич Ленин сдавал государствен­ ные экзамены; по юридиче­ скому факультету». й Эта доска воскрешает в памяти события восьмиде­ сятилетней давности, когда в 1890 году в Петербург шательница высших жен­ ских (Бестужевских) кур­ сов. Вернувшись в Самару, Ленин принялся за усилен­ ную подготовку к экзаме­ нам. Об этой напряженной работе вспоминала сестра Ленина Анна Ильинична: «Владимир Ильич засел вплотную за работу и со­ вершенно самостоятельно подготовился в полтора го­ да к этому экзамену, кото­ рый сдал прекрасно, не от­ став при этом ни на один год от своих бднокурсников, не покидавших универси. тет». В разгар сессии, здесь, в Петербурге, Ленина постиг­ ало большое горе: его сестра «ль га — слушатель» й ц а Высших Бестужевских кур­ сов, тяжело заболела ти­ фом и умерла. Младший в семье Улья, новых, Дмитрий Ильич, го­ ворил об Ольге: «Это был самый близкий, лучший то. варищ Володи в годы дёт- Ж физического института с докладом об итогах Гу (объединительного) съезда РСДРП на собрании пар­ тийных работников — боль­ шевиков Петербурга. Это собрание проходило под ви­ дом сходки студенческого землячества. Во второй раз Ленин вы­ ступал перед студентами университета во время вы. боров во вторую Государст­ венную думу в конце янва­ ря 1907 года. Его доклад впервые приехал скромный ства и юношества. Влади- был посвящен думской двадцатилетии,, юноша из мир Ильич восхищался ее тактике большевиков волжской провинции для яе- трудолюбием и способно- „ \ реговоров с испытательной стами». этому же времени от- комиссией о сдаче экзаменов Казнь бра т носится и третье выступле. экстерном за курс юридиче- ры> переживания после „с- Т ^ енина в Университете ского факультета. ключения из Казанского^ ^ р ан и и избирателей во Исторические документы, университета Можно лишь РУ Государственную бережно хранящиеся в уни- представшгь ско^кп ДуМу’ проводившем в од- верситете, п о к а зы в а ю т , шевнь[х сил’ потребовалось аудитоРий Главного сколько трудностей, лише- молодому Лёнину для того, Д Я' нии и невзгод пришлось чтоды после всего этого ус- с именем великого вождя преодолеть молодому Лени- Пешно сдать экзамены. связаны яркие страницы ис. ну, чтобы добиться цели. к н„ аДпв 5К0. тории университета. Об После исключения Влади- ,пя ™ 189Й ГОАа выс- этом свидетельствуют ис- мира Ульянова из Казан- я до тому времени оцен' торическне документы, фо- ского университета власти *а «весьма удовлетворитель- тографии, картины, скульп- всячески препятствовали его н в стояла 80 всех графах туры, собранные в мемори- возвоашению в вуз. На “ е.н?дион”,ого. _ " альном музее университе- - - -г-------- О.ЛЫ Владимира Ильича. Таких ха. р щ прошения и ходатайства о „„„„„ разрешении поступить в ка- р ультат°в не имел ни один кой-либп п п м т а из экстернов, экзаменовав. ьслн бы был жив вели- ' л «— ,0 ™ - » горические отказы. Не мог Испытательная комиссия ™РДиться успехами универ- Владимир Ильич завершить Университета присудила ему д°торыи . недавно от. образование и за границей Диплом пеРвои степени. 1е™ д ^ 0' летнии „юбилеи я - департамент полиции от- .. Петербургский универси- „ а г р а д е -^ р д о н Г Ленина казал ему в выдаче загра- тет был близок и дорог Ле- вторую - орден Трудового ничного паспорта. нину не только потому, что Красного Знамени Оставалось одно средство ок завершил здесь свое об- т~ закончить университет- разевание, но и в память о Ьсли в годы молодости ский курс экстерном. После старшем брате, который то. Иль»ча в университете было настойчивых хлопот мате. же учился здесь. Владимир четыре факультета, не. ри Марии Александровны Ильич встретил в универси- сколько десятков профес- Ульяновой министерство тете много революционно- — Рови преподавателей, то народного просвещения со- мыслящих молодых людей, сейчас на 14 факультетах гласило» наконец допустить готовых к борьбе. Уже занимаются свыше 20 ты." Владимира Ильича к экза- тогда, в 1891 году, Ленин сяч студентов. Их обучают «гтянппы. . — . 2700 преподавателей. й » менам. уста овил связь с маркси- т л . Из В первый приезд Влади- стами- П0ЛУчал от них неле- ,шх 315 профессоров и док- мйр Ильич находился в сальную литературу, побы- ™ров наук, 1200 кандидатов Петербурге сравнительно вал на занятиях в подполь- наук- Р университете рабо. недолго - около двух меся. ных «Ружках. 1а^ ^ ° п академиков « яле’ цев. Пока не установлено, С Петербургским универ- демии^наук^СССр'* АКа‘ где жил Ильич в то время, ситетом, с его революцион- о г * « Известно лишь, что он ча- не настроенным студенчест- ' тод“ С?ветск0и вла- сто бывал на 10-й линии вом Ленин был связан и СТИ стареишии ВУ3 страны Васильевского острова, где позднее. 6 мая 1906 года в“ пустил из своих стен 80 в общежитии жила его сест- Владимир Ильич выступал в специалистов для ра Ольга Ильинична, слу. аудитории старого здания верситет стал подлинно международным центром образования и науки. Здесь проходят обучение более 800 студентов, аспирантов и стажеров из 55 зарубежных стран. М. ШУМИЛОВ. НА СНИМКАХ: главное здание Ленинградского уни­ верситета, где экстерном сдавал экзамены В. И, Ле­ нин. Мемориальная доска, установленная ' на здании университета. Фото автора. ФОРМУЛА ЖИЗНИ {----------------- * --- -------------------------- :!■ Р I Заметки о социальном портрете советской рабочей молодежи В ПОСЛЕДНЕЕ время многие со- ветские ; социологи, экономисты, журналисты, философы, . юрис­ ты, педагоги изучают жизненные планы и интересы рабочей молодежи. Это не случайно. Удельный вес работников в возрасте до тридцати лет в промыш­ ленном производстве возрастает из года в год. „ * Образовательный уровень определя­ ет степень творческой активности моло­ дежи в процессе; труда. Исследования показывают, что рабочие со средним об­ разованием, по сравнению- с : теми, 'кто не имеет его, осваивают новую технику примерно в два раза быстрее. Профессор Принстонского университе­ та (США) Аллен Каееоф в своей книге «Советская программа воспитания мо­ лодежи» пишет: «Трудно сказать, на что больше похож этот, образ нового совет­ ского рабочего:, навыдуманный. Марксом Образ раскрёишценнбй толпы или же на эрзац-человека— приземленное создание советского социалистического 'реализма». Одну аз глав, своей книги профессор це­ ликом посвятил «доказательствам», ко­ торые якобы говорят «о полном прова­ ла программы воспитания .молодого" по­ коления в СССР». Таковы выводы американского идеоло­ га. Казалось бы, и учёная Степень, и не­ посредственное; знакомство е молодыми советскими рабочими (профессор Дваж­ ды побывал в СССР) позволяли ему сделать.иные,.объективные заключения. Но факт остается фактом: профессор предпочел фикцию. Мы говорим, что наша рабочая моло­ дежь стремится к труду, который, содер.1 Ж-йт элементы творчества. "Об этом, по данным социологов, заявили 56 процен­ тов рабочих, опрошенных в Ростовской: Области. . ... По этим же данным, из большого ко­ личества опрошенных работают, над по­ вышением своей С квалификации 52 про­ цен: а молодых рабочих, 45 процентов юношей и девушек совмещают работу ■с учебой- в вузах, техникумах, в школах, на курсах повышения квалификации. В первые дни Советская власть уста­ новила для подростков шестичасовой ра­ бочий день при сохранении зарплаты восьмичасового дня. Впервые в истории трудящаяся молодежь получила полити­ ческие и социальные права. Молодежь ' имеет свободу выбора профессии, бес­ платную профессиональную подготовку. А вот в -США, по данным обследова- ння, проведенного профессором Сира­ кузского университета Куланом, суще­ ствуют: большие . различия между пред­ полагаемыми' профессиями, жизненными планами и стремлениями молодых аме­ риканцев в том, что они считают для себя доступным. Значительная часть молодежи США, по словам Кулана, по­ кидая . школу, не только ; не может получить работу по той профессии, кото­ рая ей нравится, но нередко и вообще хоть какую-нибудь работу. Совершенно противоположные наст­ роения у советской молодежи. На воп­ рос «Уверены $и вы, что сможете при- : Обрести любимую специяльшАггь и за­ тем получить по ней работу?» ‘ 94 про­ цента юношей и девущек ответили «да». Реализация жизненных, планов — деловой рост, повышение образователь- ного- и культурного уровня, улучшение материального.. благосостояния, быто­ вых 'условий — рабочая молодежь, результатам. , ростовского исследования л. связывает, прежде всего, с производст­ вом, с повышением квалификации или овладением, „девой (а также второй) профессией. . . . ' Общий подъем культурного уровня молодых рабочих способствует обогаще­ нию их духовного мира, воспитанию та­ лантов, “развитию эстетических вкусов и потребностей:' * ............. * Сот что по этому поводу говорят дан ные социологического исследования ь Ленинграде (опрошено 2566 молодых рабочих, студентов, колхозников, школь­ ников, учащихся профессионально-техни­ ческих училищ- и техникумов): : увлекается5 ивкусгтввм — 86 пропей- тов; ■ • . увлекается спортом - 77,1 процента* увлекается туризмом — 61,6 процента-" увлекается литературой — 51,6 про­ цента. . Наше время рождает своих молодых героев, чей труд и подвиги вызывают гордость всего советского народа. Именно в процессе, труда , воспитыва­ ется , классовое' самосознание и форми­ руется мировоззрение, На личном опыте „молодые рабочие убеждаются в огром­ ной практической ценности марксистско- ленинского учения и своим трудом ут ­ верждают- коммунистические идеалы. По .данным ленинградских' учёных, - на вопрос; «Что прежде всего" тебе нужно -Д л я ™ го> чтобы быть счастливым?» — из .2665 опрощенных “молодых; рабочих на первое место поставили: : иметь интересную работу — 73,6 про­ цента; ; у ; ; - : г всегда иметь цель в жизиц — •55 7 процента; ........................ .. . ’ приносить пользу людям — 54,8 про­ цента; ■ пользоваться уважением товарищей— 49,3 процента. - У обяективного. наблюдателя, иссле­ дователя (к числу которых нельзя : от­ нести упоминавшегося американского профессора А . Кассофа) не вызывает сомнении, что. 'в СССР сложился новый тип молодого рабочего человека Это; человек, как правило, работающий по избранной специальности, использую- ЩИЙ широкие возможности совершенст­ ва профессии. Он образован и высоко­ культурен, в нем развито чувство кол­ лективизма, стремление к идеалам гу­ манизма. Он овладевает идеологией марксизма-ленинизма, его цель — со­ циальное обновление мира. Такого все­ сторонне развитого, целеустремленного поколения молодых рабочих, успешно осваивающего культурные богатства народов, не было еще никогда. Т. БЕСЛАНОВ. 1Вш!!Й1 щ^ш ШШШш линдра. д ч ....... ......... ....... ...Д - Фото И. Александрова, ^ Харьковском - институте механизации и электри- ^ фикации сельского хо - § зяйства. а На снимке: Светлана я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz