Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

■ ■. - Мй. плклго | э .................. .........- ...................................... ......... - ........... - - ли, сливающейся с мечтой о подвиге в бою или в труде. Большинство т;еро§.в Леонова во всех его . книгах оду­ хотворено этой' мечтой': они совершают подвиги или :го­ товятся к их^сверщепикУ, *Герон^«Русского леса» — ду ­ ховные братья своих предшественников, особенно из романа «Дорога на Океан» и повести «Взятие Велико-' шумска». Писатель изображает людей цельных, силь-; ных и целеустремленных, с собранною волею.; и слож-, ним духовным 'миром, Он хорошо видит порывистость:;; и .запальчивость молодости, желание' судить о многих' сложных вопросах бытия; знает: благородное ' ее увле-; чение дерзостью своей мысли, стремление «познать се-: бя». «Я, конечно, маленькая, но я тоже имею право знать, — говорит Поля Вихрова своей подруге В а р е , .— кто Все леоновские герои, волевые и мужественные, стро. X гие, в свеем отношении к вопросам чести, не мыслят се- ^ бе счастливой жизни, без соединения "личного с обще- ^ народным. Они и поступают в соответствии с той п ро -^ стой истиной, «что мыслящий человек м ож ет ' у знать^ свою цену лишь через количество труда или глубину^ самоотверженности, на какие он способен».' ^ Эту высшую нравственную оценку юные герои Л е о н о р ва пёредаюг следующим поколениям, призванным тво -л рить счастье - Л. ЗАМАНСКИЙ, ^ кандидат филологических наук. !) I / I виднейшего- . советского романиста Леонида I Максимовича Леонова .вызывает в Читательском г ■ сознании представление о художнике, который всем своим существом связан с Социальным и :национальным опытом народа. Едва ли не все леоновскне довести,; романы и пьесы, насыщены радостным осознанием торжества молодости, победы светлых- чувств, мечтаний и порывов юных ге­ роев. И когда герой одного из ранних романов Леоно­ ва — «Соть» — инженер-большевик Иван Увадьев д у ­ мал 0 будущем, это . будущее представлялось ему об­ ществом света и счастья, созданного участниками ре­ волюции, для еще не родившейся. девочки Кати и ее сверстников. Сам, словно вылитый «из красного чугу­ на», равнодушный к собственному. благополучию, Ува­ дьев мечтает о счастье будущих поколений, ради этого он- беззаветно •р'аботает, руководя Сотьстроём, преобра­ зуя берега Северной лесной реки. Вслед -за. романом. «Соть» Леонов создает в 1932. го- Д р о ч и ^ С ь л I г ревскин' , в ко!ором \ж е .не"в вообра­ жении героя, а наяву появлялась комсомолка Женя , ю I |Ч д сви в .а, нр,| 1 .\с ппрч нз про ипцча.ц« 1 оШ? 1 .фо г- ка учиться физике у крупного ученого, профессора Сер- гея Скутаревск 01 -о. Именно эти девушка и молодой ученый Черимов помогли старому - профессору . выйти победителем из тягостной семейной драмы, пережить неудачу с опытами, проводимыми в набора горни. Мо- лодые герои помогли профессору «сойти с горы» его одиночества, прийти к людям и гем самым обрести ра ­ дость подлинного творческого труда во имя людей. Еще через три года Леонов напишет роман «Дорога на Океан», и в этом романе — уже не двое, а целая груп­ па юных героев: комсомольцы черемшанского депо, сотрудник газеты Алеша Иересыпкин, молодая актриса ‘.Ли за Похвиснева. Все .они иод благотворным мудрым воздействием . опытного партийною руководителя Алек­ сея Курилова обретут свое счастье, открыв для себя дорогу па Оксан — к прекрасному обществу будущего. Умирающий .от тяжелой болезни Курилов остается на­ вечно среди живых, он бессмертен и сам осознает это, видя, как много оставляет в жизни юных учеников и последователей. Герой пьесы->;«Половч анекие сады» старый садовод, директор совхоза, создавший прекрасные сады на гли- пиетой половчанской земле, «в четырнадцать рук на жизнь вышел». Сыновей у Андриана Маккавёева — «целое человечество». И вот для такого человека на­ ступают тяжелые дни: горят сады, отказывает сердце, а детей нет рядом с ним. По всей стране разъехались Посвящается светлой па­ мяти усманского поэта Героя Советского Союза Б. А. Котова. Тревожный сон спустился до утра. Отпела смерть стальными голосами. А он смотрел куда-то вдаль Днепра Такими невоенными глазами! О чем он думал перед боем с грустью В минуты предрассветного затишья! Быть может, вспоминал родную Усмань, Ту улицу, где бегал он мальчишкой! И может, степь и белые березки, И свежий ветер, и дожд! косые, . И школу на знакомом перекрестке. Врывались думы о жене и сыне... Тревожный сон продлится до утра. И в бой на крыльях алого рассвета. Где песня — жизнь, 0ст|вшись недопетой, ДегНПя будет громовым «ура»... О, Днепр! Давно забыли берега. Как пела смерть стальными голосами. Но, как и прежде, память дорога О парне с невоенными глазами, г, Усмань. ВО им я ю н о с т и ЛЕОНИДУ Л ЕОНОВУ 70 ЛЕТ данной Леоновым в труднейщие месяцы Великой Оте- я, откуда я и, наконец, зачем я... а то еще так и пом- г ' П В Н о чественной войны. Это она -обращается с призывом к решь деревяшкой!». . 8 товарищам, с которыми идет на виселицу: «Идти в но- Образ Поли Вихровой занимает, особое место в рома. л Я | Н Н | ^ ту, глядеть легко,- весело!.. Красивыми, красивыми быть, не. Пленительная сила безоблачно счастливой молодо- ВТ 1 1 И И Р >ш И Я Ц Д Д Ш 8 товарищи!». В судьбе, в подвиге-молодой учительницы еги> снявшая во всем облике девушки, по словам Лео- Ц " . ^ § Ольги Талановой- отражается ,огромная1сила духа всего иова, была подобна утренней песне веселой лесной пти . Ш , ь Ш Ш Ш Ш Ш & Ш Ш Ш Й народа, отражающего вражеркое нашествие. цы, олицетворяла само цветение жизни. Поле Вихровой, И В Ь гД . г X Юные герои романа «Русский лее» — -люди с явствен- какой мы ее видим на первых' ж естраницах романа, ШШшШт Ь но выраженным волевым складом характера, е неутоли- ’ ппеЛгТявляется ппотивоегтегтяенным желание Жашист Н 1 1М 1М ■ Ж И Н 1 8 мой- жаждой -познания, с обостренным чувством в во- представляется противоестесгвенным желание фашист. - ^ Я Н Н В : . ^ Ш 8 проса* чести, совести, долга перед:народом и Родиной. ского летчика убить именно ее. По мысли художника, Д И Г М ^ Леонид Леонов — певец человека деятельного, чело- драматичнейшее столкновение — цветущ ая ,1 как сама С века-творца. Такой человек стоит в центре внимания жизнь, как вечная-радость, Поля Вихрова и вражеский И Н Н & | ' 1 , 4 ^ "_ц- ' - писателя и освещается всей силой его поэтической мыс- летчик с печатью тления и мертвенности в лице, чем-то X, ли. Эта особенность леоновского видения, жизни позво- У лила, и в «Русском лесе» глубоко показать идеалы это- напоминавший насекомое, - является одним из глав- Я Лодых героев, Осветить их 'и знутри ясным светом мыс- ных противоречий века. ^ г — ---------г— ------------- ------- щМ — --------------- *— с - ~ ------------------------------------------------------------------------ — — ---------— девчонка, когда придется сердцу что, вспоминая свой трудно — V м я п л гшях шанпкий гшят Рвгшй Мяпкик . Париж* Зма°беьется заодно. ...А у гостиницы — , безлюдно. И смолкла музыка давно. Прощайте, худенькие Спустя полвека Спустя полвека днем весенним, Как в девятнадцатом году, Шли на субботник мы, и ЛЕНИН, Казалось, в первом шел ряду. Живой и вечно ощутимый В сердцах и помыслах людских, Он с нами был в тот день незримо, Был, как живой, среди живых. Светились лица добрым светом, Улыбной, радостью, теплом, Как будто каждый стал поэтом, Сроднившись с творческим трудом. И спорилась в руках работа И празднична, и горяча: Трудились до седьмого Как в тот субботник Ильича. Прошло полвека, но поныне Субботник первый не забыт... Ростки Великого почина Вошли к нам в жизнь, и в труд, й в быт. Е. ФИСЕНКО. У МУЗЕЙНОГО СТЕНДА В просторных залах на виду Картины, снимки, документы, А человек в наплыве дум Стоит у маленького стенда. Стоит — и в горле будто ком, И не унять в груди волненья: На этом стенде за стеклом Она! Упряжка та оленья! За тридцать с лишним лет назад Уводит память тропкой трудной. Раздвинулся музейный зал На сотни верст седою тундрой. ...Обычный день. В нем, как сейчас, Мороз и снег сыпучий, хрусткий. Торжественно притихший класс Письмо большое пишет Крупской. Мол, приезжайте в Нарьян-Мар (Далекий только он по картам). От всей души-Де шлем вам на в расписных пимах сказал бы с большим толком. не о чем-то — о самом главном говоришь. Прости, что в тишине рассвета бе з чувства ложного стыда, хоть я пока бе з партбилета, на твой вопрос отвечу: - Да! - ' Когда в суровом поединке наступит самый страшный измотан твистом в пух ни то, что Жанка — к прах, парижанка, запел с москвичкой, ни даже то, что мы на тоже рыжей, «ты», о подмосковных вечерах. Девчонка е темными Ах, вечера в садах глазами! ..М было трудно столичных! Еще не ведает она, разобраться. Я брел со спутницей Л Г н о « "ж и Г * кто в зале русский, своей. рука ОТЧоЯННО «ежна. кто француз, и все в ней было Еще пока всего я«шь Да будет светлым наше так привычно, полночь, братство! хоть' непривычны были е «Че кам Долго Д° УтРа- Даешь студенческий в ней И вдруг: союз! ни это имя — Жанна, — А рыжего , . ..... „ -------------- И рыжий парень Жанка, ты помнишь! отвожу. когда нагайки и дубинки о судьбах века, из Парижа, нм эти тонкие черты. Он наш студент, Спасибо, хрупкая тебя попробуют сломить. сверяя гулкие сердца. ■'ууууууууууууууууууууууууууууууу^уууууууууууууууууууууууууууууууул/ууууууууууууу^уу^^ууу^у/'уу/'уу^у'у^/^ууууууу^ууу^ууууу^у^/угу/г^^уу^/'ууу^ 6 .залось: с него на землю , осыпаются ле- пах, не пыль, не вода, я смогла бы на- ^ пестки, когда , девушка танцевала вальс. и».......................................... — ....................—■■■ ■ ■ ...... ... 1 ........... кормить и тебя, мальчик, и тебя, девоч- \ Старый дом покосился, бабушка А < 3 л я— я ка, и вас, папа и мама. ^ у умерла, только одна .груша по-прежне- - в ...... .. ......... _в . т т ! ; --------, . ■ Сияющий мальчик спрыгнул на землю. > й му стояла перед .домом, теперь-уже на- Девочка, еще не умеющая произносить ^ I- висая над соломенной,крышей, на к о г о - , , уШ Ш ’ ЯШ • слова с мягким знаком, надкусила груш- $ о рои грелись воробьи, ;рырыв себе ямкн. - Ж В Я т ЯШ — Я ш хе.. . ку и поморщилась: ' Ч Груша цвела весною, но .це так, как бы- 4ЯГ Ш Ш МШ Ш /Ш Л Я тш. — Кнеленкие! >5 а, вало. Д а и. все про нее забыли, потому А& ш ш ш яШ щ щ Мш Мш Я Я " N )- . что у , каждого свои здботы, а девочке *** МЯШ& ----- Штт шШЛШ? У ш я Их надо подержать в ееие, чтобы С - надо было поступать в институт В на- ШШ А ЩтЩЯШ& ШШШ М Ш оии помягчели, — объяснила, женщина, ^ чалр зимы слышались глухие удары; о МШ ЩШ ЯШ ГЩ Д — то:-да оии будут вкусные. Ну, -пой- N эАмтгй -Тг,-,,,,,., „Д.,-;... . ВШ ШШ демте на могилу, поовелаем бабулю. • к ВЕЧЕР В ГОСТИНИЦЕ «ЮНОСТЬ» Золотая виньетка и взгляд, мерцающий во мгле! Я никогда тебя не встречу на этой яростной земле. Но часто в тишмие рассвета вот с этой встречи до конца — Оставь на ужин, — говорила мама, — Голодная не болько-то уснешь. И я брала рукой дрожащей нож, Делила на три части триста граммов. Зачем-то их сушила на плите, А летнею порою — на загнетке. Был схож, казалось, с золотой виньеткой Ажур сквозной поджаренных ломтей. ,..Уж четверть века очень : часто мне Виньетка золотая эта снится. Ее бы — на заглавную страницу В неизданную книгу Зайкина беда Вот беда, — сказал зайчишка, — Износился пиджачишка. Кто мне серые заплатки На бока пришил, на лапки?.. А весна ему в ответ: — Никакой беды тут нет. Это я зверятам к маю Шерстку зимнюю меняю. КОЛЬКО лет груше, ------------- ------- Щ ---- никто Я * не знал. Почему-то груши ■ всегда стоят перед домом, Дом . д в а , .раза горел. И.ли-, стья грущи скручивались, и все лето она стояла -ры­ жая . А с новой весной выметывались тоненькие зеленые побеги. Дерево ожи­ вало. Разодранный основной ствол .спи­ лили, и груша стала похожа на пира­ мидальный тополь, покуда самый силь­ ный побег не.вырвался к небу. : , Девочка подбегала к груше. — Груша-игруша; когда же у тебя будут грушки-игрушки? Суставчатые за’тверДевшие ветви глу- хо постукивали друг об друга.. Однажды в темную полночь на речке загрохотал лсд. Льдины, выползая на берёг, засуетились. Подминая друг дру­ га под1себя, льдины шли по реке вниз, уносили с собой мощные корневища ка­ мыша, черные лунки прорубей. А потом на груше набухли почки. В 'ыи волн Рано у-фом возле ели Зайки песенки запели. Прилетели слушать птицы, Прибежал медведь с лисицей. А голодный волк — волчище Даже выпучил глазищи: — До чего ж поют искусно И запахло вкусно- . вкусно... Брюхо лапою потрогал И заплакал: «Есть хочу». Съел бы вас, но жалко— песню Вместе с вами проглочу, с. Плоское, Вглядись в летящую звезду — Планетку — домик космонавта. Оттуда слышится: — — До завтра! Спокойной ночи! Спать иду. И он уснет бе з сновидений, Как уж давно привычен спать, А на Земле в нелегком бденьи Глаз не сомкнет старушка-мать. Дерев промерзшая кора Зашебуршит в ночном затишье. И ей почудится: над крышей Летит во мгле его корабль. Тревога ей сжимает грудь. А хед часов бесстрастно Оленей маленьких и нарты. И д о деталей вспомнил он Восторг и гордость ребятишек, Когда с улыбкой почтальон Вручил ответ и стопку книжек. Благодарила как друзей, Еще писать ребят просила. Подарок, мол, сдала в музе1й — Пускай глядит народ России... ...Здесь люди, впрямь, со всех концов Земли необозримой русской. Меж них — один из тех мальцов, Что переписывались е Крупской. Экскурсовод не в двух словах Про экспонат вел речь, но только ■понце. лета:«:::ёгю;щурп^фкьщ;.цветы. -впй*»' V , , а «лвяььж — Груша-игруша, когда ж у тебя бу- ГРУК|КИ- РРЩИ Г 4 N вались пчелы. Сладкий, оду.рмашшаю- -1 а | |ь ^Л к \М - т Д р Я • дут грушки-игрушки. Пела песенку маленькая девочка, от- К ЩгЙС0К' / О I ' Голос женщины прозвучал глухо и не- став от папы, мамы и от братика. Песен- $ Груша вспоминала свою молодость, / V I радостно. Девочка О хлопала вУ л ад<ш:- ка получилась звонкой, н Г 1 >уше почуди. § когда и вокруг- нее жужжали пчелы це- I ки - А лось, что она снова молодая, цветущая, ^ лыми роями, и тогда она-радовалась это- ' I — И я теперь буду петь и я тепеоь а вокруг пёй-'Х-оровод деревенских дево- N .му хороводу, весне и сноси юности. Те- Ф. . ■ В буду петь. * чек, и ситцевых платьицах, восторженно X перь -— два-три цветка, да и те спря- Щ Ж Зр я и ‘ , , ■ пр)шлясьшающих, потому что восхищены х таны в листьях, сразу и пе заметишь. * Все засмеялись. Мальчик сосредого- пвет0Нием груши. , ^ Грустно стоять одной на иуетыре. Но енно глядел на грушу н вдруг вскрик- х'лояла осень, и груша, пожалела, что § -дерево терпеливо: доживало; свои недол- Мужчина дотронулся до ствола пру- ^ р - . ' девочка, у которой вся жизнь штереди. & Г т о Г У\ И™ €з „ Э Г к Г и Г ^ / а Г ; Г Г е л о РУКОЙ вГО * ^ деле, - удивйлся мужчи- вдруг ии^огДа, / не' увидит, Как по-ца- | л о т ом >Чт °ш г ал о . , а а к ц , П ^ ™ В° ^ % П07 дф ево!, _ зам , тИл он, ~ на, - смотри, Лиза, у г?ёе есть еще .пло . стоящему, богато цветут деревья. ^ N Теперь груше было трудно узнать ту — Д а , — отозвалась' женщина, нама- дыД . ^ . 3-й хотелось крикнуть: приезжай ко § далекую девочку,'которая ей пела песен, зывая ма«ло на хлеб, — оно росло еще: Нальчик сорвался с места и стал к а -мне весной, но, видимо, от переутомле- § ку. Но полная и проворная женщина, тогда, когда мне было щееть лет. Ах, раокатыся на дерево. ния пли от старости, а может оттого ,что Ф суетившаяся под деревом и была той де- как бежит время! Вот, детки, тут стоял — Не упади. мальчик карабкался но стволу, груша ^ вочкой. Она деловито -расстелила ска- наш дом' тут я роела... Мальчик лез вес выше-и-выше, и гру- протяжно вздохнула, и ствол, разодран- N терть под грушей, вытащила из сумки — А где же водопровод?— > пойнтере- ша обрадованно трепетала, подставляя шись надвое, рухнул на землю. Вокруг X хлеб, консервы, сыр и колбасу. совался мальчик. свои ветви мальчику. —- него толпились тоненькие, худенькие по- V —т Дети, — повелительно позвала она— Какой водопровод? У нас былко- Она была счастлива. И когда была беги. X двух малышей; мальчика и девочку, — лодец, и вода в нем—.родниковая была, сорвана последняя груща, она подума- — Груша-игруша, когда ж у тебя бу- X идите есть. самая сладкая на свете. ла: вот если бы не лед в моих трещи- дут грушки-игрушки... X Пусть сыну этой долгой ночью Ложится пухом Млечный путь! И с цепью материнских дум Сомкнулись думы всей России: Принять в ладонь рассветной сини К земле летящую звезду. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz