Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
Г ) НАЧАЛЕ ноября пр&- [ } щедщйгш; года ка- - федра литературы Л и пецкого пединститута и об- •ластной .отдел .народного Образования объявили дп- те]!атуроиедческую олимпи аду десятиклассников. Нель ее —о гобрать наиболее под- го го Г е м м \ ребят к уча- етшо в предстоящем кон - . курсе абитуриентов филоло гического ' оудёжада; паетп- . тута. Победители олимпиа ды /получат преимущество при. полгупленки в инсти тут; - ■ Олимпиада про-иод» гея в три тупа. Первый ебстоял- ся в школах облаетй;:тойо-: беднтели собрались 4 чипа- ПЕРВАЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ря в районных центрах для участия во втором туре од 1 »ш.нады. - Нам посчастливилось про водить олимпиаду в посел ке Добрёпка, где в 1888— 1889' годах жил и работал Максим. Горький.. А тема задания .посвящена имедавд. его произведению. Перед ребятами стояла 'интересная и сложная з а дача — отжгпггь .на вопрос: «Какие изменения-в содер жании и нашей!: восприятии романа Горького «Мать» проШоёгли. бы в том случае, если он бьгл Назпгл-—«Ни ловна»? О г юных любите ле»: литературы требовалось отличное звание текста ро- ВАШИМ, ТОВАРИЩ ИМЕНЕМ... Ниловну мы видим-, когда она выступает перед взро- дом на вокзале. Это не го лос женщины, у которой «вся душа страхом оброс ла», а голос женщины-ма тери, идущий от умятого сердца. Не - Ниловне, а именно матери, сыгравшей такую значительную роль в революции, - поддержавшей своих сыйов в их большом,' благородиам деле, мы мо жем сказать; «Спасибо!» Солидарна е Валей и Га ля Бутрина. В ' своей "рабб-: те она опирается на вы сказывание Долорес Ибар рури, ч то ' м а т в романе Го р ь к о го -— символ всех Гпролёгарских матерей. «В романе . «Ниловна», — пи шет .Т>л», — Горький' огра ничился бы показом жизни Ниловны, раскрытием ее /внутреннего мира. Для язе он был бы романом о про стой русской женщине и не смог бы оказать такое ре волюционизирующее влия ние, какое оказал ромам «Мать». .. .Закончился второй тур- этого интересного состяза- -ння. Приятно было созна вать , что школьники' инте ресуются вопросами лите- . ратуры и эстетики, увлека ются решениями в се в о э - ' можиых литературных з а дач, не менее важных, чем в математике и других точ ных науках. Теперь слово... за автори тетным жюри — кафедрой литературы Липецкого пед института, которая- должна подвес гм итоги и. устано вить победителей, будущих участников' третьего, за ключительного- тура. А. КЛИМОВ, е. л а в р о в , студенты Липецкого, пединститута. мала,- историко-литератур ной. позиция Горького и по нимание специфики худо жественной литературы. Выйдя из вагона на стан ции Добрянка, мы была трогательно взволнованы, увидев бюст буревестника революции,, установленный ло название этого поселка-. На следующий день в просторном актовом зале доб-ркпекой средней школы Л"» 1 собрались представи тели школ района. Объяв ляем задачу конкурса — и на ладах юных исследовате лей литературы появляется выражение заинтересован ности ' и" сосредоточенности. Через., час на нашем столе собирается стопка работ. Берем наугад некоторые ра боты. Валя Малыхййа, ученица дебринскри школы № I, отвечает: «Мать... . Нужно понимать это слово ие только в прямом его смыс ле. Оно есть ..символ всех матерей ревелюшшмеров; Если"назвать роман «Ни ловна», то он бы указывал имешто на Ниловну, кото рая.' всю жизнь жила под страхом и была далека от революционных идей. Не публикуемое ниже сочи- для всей нашей планеты лось: прочли статью Вла. нение — коллективное. Его является Владимир Ильич днмира Ильича «О госу- авторы — ученики 10-го «В» Ленин». — Так говорил о дарствен — и поняли со класса школы № 31 города вожде Максим Горький. всей глубиной, почему иа- Липецка Рая Шальнева, Лю- _ свободу * а играна такая сильная; ба Комолова, Нина Вино- _ , принес своооду /то., п совет гвадова Саша Леликова Лекмн! “ вдохновенно го- трудовой героизм совет- Люба ЛогунГа котооых мы воР И1 чернокожий малиец, народа, его сущность тооеа Логунова, которых мы жи щ й далеком бео е мы поняли, поэнакомив- полросипи написать сочине- Р шись с «Великим почи нке «Ленин в моей судь- ’ ■ бе...», — Пусть славится Ленин! ° * * - сколько раз слышали , « “ нешним летом мы ра * ... г ботали в строительном от- эти слова изуст простых ряде старшеклассников. Вы-все, конечно, помни- людей разныхстран. Потому что нам не только те: кто-то из старших вод- Согласитесь, для нас хотелось смотреть со сто или вае на руки, показал на большая гордость — жить роны, как старшие строят портрет, висевший на са- „ сгране> созданной Иль- будущее, ко уже и сей мом видном месте вашей ичем чувствовать себя час, когда мы еще шкопь- квартиры, и несколько раз причастным к его велико- ники, внести в это дело повторил: Му делу. Ленин видел из- хоть голику нашего труда. — Эго Ленин, Ленин, де - далека наш нынешний Наши воскресники... Не душка Ленин,.. день, и его мечты сбылись, всегда работа легка и при- А в голосе столько теп- Вся страна запита огнями ятиз, но мы вспоминаем, ла, столько доброты, что «лампочек Ильича», сотни как работал ИПьич, еще вы невольно проникались тысяч тракторов бороздят не оправившись от ран, на любовью, пока не осознан- паля, освоены просторы первом коммунистическом, ней, к атому унывающему- целинных и залежных зе- субботнике, и становилось ся с портрета человеку. И «ель, строятся все новые и легче. Ленин для нас при- вы с радостью произноси- новые гиганты-предприятия, мер во всем: в мужестве, ли: советские люди, пробив не- любви к Родине, верном — Дедушка Ленин... Де- бесную броню, вырвались служении людям и в том, душка Ленин... в космос — дух захватыва. как «железа тверже» вста- Да, мы еще ничего не ет от того' что «елается ва„ он к врагу. Прекрас- [С ТЙЩ ИЧКА Ж Д ш ш ш Г * СЛИ т целыми днями способен р , пропадать! в библиотеке или, за першись, ото всех на кухне, часа ми сидеть над запутанными схемами, а потом в любую стужу ехать е одного конца большого города на другой,, зна чит, дело тебя по-настоящему увлекло. — Трудишься, вундеркинд? Идем-ка Из каток, — зовет приятель. — Нет, старина, не могу, не обижай ся. /то И тот, с досадой махнув рукой, соч тет тебя «пропащим человеком». Зато тебя хорошо поймут твои единомыш ленники. У Вити Смольянинова их пятьдесят. Но сегодня они вместе в последний раз... Закончат школу, дороги разой дутся, будут теплые длинные письма*, короткие встречи, по-прежнему — радость за успех Товарища. А сейчас Владимир Константинович вручит каж дому йз них свидетельство об оконча нии клуба юных пилотов и пожелает счастлйвого пути. Владимир Константинович — руко водитель клуба. Прежде чем прийти четыре года назад к ребятам, более двадцати лет служил в морской авиа ции. На его груди восемь правительст венных наград. Воспитал на своем веку немало хороших специалистов, а ушел в отставку — не смог сидеть сложа руки. В горкоме комсомола ему пред ложили возглавить клуб школьников. С радостью ухватился за это предложе ние. Так начался в Липецке один из первых в стране клубов будущих пило тов. Мальчишки и девчонки, которые при шли'сюда первыми, жадно слушали рассказ об отважных летчиках сорок ми Харьковского высшего военного авиационного училища. „ Другие его воспитанники успешно служат теперь в десантных частях Со ветской Армии и вспоминают своего учителя — очень строгого, требова тельного. Зато многое из того, что для иных было открытием, для них оказа лось почти привычным. Клуб юных пилотов в ряду многих городских клубов — довольно не обычный. Как подводное течение: вро де бы и неприметный, а ребятам он дает много — воспитывает определен ные качества, закаляет волю, привива ет любовь к авиацию Во время перерыва мы разговори лись с Витей Смольяниновым, Леней Дадыкикым, Володей Куприяновым и Сережей Кучеровым. Они показали мне свои свидетельства. В них круглые пя терки. Ребята сказали, что им было очень интересно заниматься в клубе. Лучшие из них — наиболее Трудолю бивые и смекалистые — приняли уча стие во Всесоюзном слете юных пи лотов, и это тоже итог работы клуба. А сразу же после зимних школьных каникул в клуб придут на свое первое занятие новички. Сегодня они пригла шены сюда, как гости- рядку. Поднимались до восхода солнца — это время было отведено для пара шютных прыжков. А вечером пели лю бимые песни, вели долгие споры... Владимиру Константиновичу всегда жаль расставаться со своими питомца ми. Улетают, как ласточки, когда от- шестого гвардейского: ' комсомольско го 'авиаполка, бомбардировках враже ских объектов. Среди них были летчики- спортсмены, которые постигли азбуку «воздухоплавания» до войны в аэро- клубах Осозвиахима... Сейчас в зале тишина. Каждому вспоминаются лагерные дни. Во вре мя каникул, после теоретических замя тий по авиационному делу, выезжали «а спортивный аэродром. Жили в па латке». И учились прыгать с парашю там,, стрелять Из настоящего оружия, готовились к будущим'полетам, несли Службу стартового наряда. Жили в лагере по строгому раегто- шумят летние грозы, и потянет осен ним холодным ветром. Ой знает, что на этом не оборвется их дружба. И долго потом будет следить, ровно ли идут по жизни его воспитанники. Когда Володя Чаплыгин в прошлом году сдавал вступительные Экзамены в Московский авиационный институт, Владимир Константинович вместе ,с ним волновался и переживал радость его удачи. ‘ Счастливые, окрыленные мальчишки Коля Смирнов, Петя Шолыганов и Витя Романов, не помня себя от радости, б е жали Тоже к нему, чтобы рассказать ему первому, что зачислены курсанта- Ну. а мы сами!... Вспом- щемимым ”н*ер*С™ иге еще: вот вы стоите, всемУ в миРе ' с пор" " злнуясь, перед членами тельно мягким ОТНО" * ! Т юро райкома комсомо- ем к людям - таким пред а—вас принимают в ком. стает пеРед ”ами " эмс л, носящий имя Ле- как человек‘ Вот “ ина поводу многих происходя щих вокруг нас событий - Чем ты оправдаешь мы спрашиваем себя и дру- зание ленинца! — спра- ги)(. !ивают у тебя. _1 д что бы сказал на Перед тем ты почти на- это Владимир Ильич! зусть выучил речь Ильи- <1Пяьшут пароходы, бегут а на третьем съезде. Да, поездз ’ в неЯрах гигант- го моя программа набли- ских ускориТелей рожда- аишие годы, отвечаешь №тея новые частицЫг в Тн- I, — «учиться, учиться и ши лабораторий химики гиться». Это право и эту выдумывают новые веще- Зязанность дал нам Ле- стзо, колосятся поля, текут <н. Сегодня наша учеба— ПО новым руслам реки. Мы шад в общее дело. Завт- счвстл„вы бесконечно, что а страна доверит нам гимне Ильичу вот- юю судьбу. Мы должны * ' .1ТЬ сильными. Наша сила вот зазвучат и каши голо- :ть знания. Наша отлич- са. Мы счастливы, что в м учеба — ответ на за - ленинском деле тосозида- ’ТЫИльича. ння нужны и каши руки. >щеГствоведенТие,И “ближе Мы ечастливы' что жил гакомиться с другими ра- Ильич' что имя его и Депа >тами вождя. И вдруг все его будут жить и после ‘круг словно преобрази- нас. л е н и н с к и й м у з е и в в о с ь м и л е т н е и ш к о л е № 39 Г . ЛИПЕЦКА ОТКРЫТ БОЛЕЕ ГОДА НА ЗАД . ЗДЕСЬ ПРОВОДЯТСЯ БЕСЕДЫ О ЖИ ЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛЬИЧА , ОБ ИСТОРИИ КОМСО МОЛА. НА СНИМКЕ: ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЕ. Фото В. Ельшаева. ай|й 1 » МЫ— АРТИСТЫ! На фермах п полевых станах, где чаще пееп приходится выступать с концертами, нас припи вают, как сшшчныя артистов, йаверцие,' тшлыго для худадсеетвеныго руководителя колхвзапке Дома культуры м к — просто 'члены кружка ху- :д;ожеств:енв« самодеятельное!и. Каждую, новую улыбку, приготовленную для .мехдпизаторов и животноводов, приносш сначала, в!наш маленй кий коллектив Иван Семенович Аверин. А по этому и на школьных вечерах, и на конкурсах, и в гостях, у колхозник»» мы — еажые весе лые. X БЕВЗ. К«гаоз> «Маяк коишуиш*»*», Уемашжий райои. Измалковского, Доброзского, Елецкого и Данковского райо нов. Лишь встреча С Пионера ми Задонска закончилась с о счетом 3:2 а пользу юных липчан. Набрав 28 очков из 30, команда 44-й средней школы вышла в финал областных со ревнований. Во второй группе финали стом стала команда пионер ской дружины им. Зои Космо демьянской 1-й школы с. Тер- буны, набравшая в своей груп пе 14 очков из 20. Итак, в финале встречались команды Правобережного рай она г. Липецка и Тербунского Г | АКОНЧИЛСЯ о б л а е т . ®&ной турнир по шахма- ^ ^ т а м среди пионерских дружин. Эти соревнования были третьим этапом Все союзного шахматного тур нира пионерских дружин на приз чемпионов мира, органи зованного Министерством про свещения СССР, ЦК ВЛКСМ и редакцией газеты «Пионер ская правда». Команде-побе- дительнице последнего, пято го этапа соревнований (всесо юзного финала, в котором при мут участие 18 сильнейших команд], будет вручен 1 -й «Приз чемпионов мира» — | НА СТАТЬЮ «ДВОЙКА В КОСМИЧЕ- 1 СКОМ ВЕКЕ», ОПУБЛИКОВАННУЮ В • ПРЕДЫДУЩЕМ ВЫПУСКЕ, ОТКЛИКНУ- } ЛИСЬ: М. ЧИСТЯКОВА, родительница: У меня есть целевое предложение. Мне кажется, необходимо в каждой школе н комитете комсомола иметь специальный коллектив комсомольцев-отличников. Имен но они смогут й имеют право систематиче ски проверять успеваемость в классах. Нужно чаще проводить собрания по вопро сам успеваемости, намечать конкретные ме ры , как повысить ее. Занятия с отстающи ми должны проводиться по строгому гра фику. Этот метод применялся до космического ; века — когда я училась. Пробовали; еде- ; лать так ж е и в Липецке, — в школе № Г ; в 10 м «А» классе в позапрошлом году. У Ё.них не было неуспевающих, учеников. Все успешно окончили школу. € . ГАЙДУКОВ, учитель; Многие могут водумать: «А 'ч то может сделать пионерский' отряд, в чем сумеют помочь комсомольцы?». А}школьники сами могут сделать многое-... Почему бы в классах нс организовать соревнование на лучшее по успеваемости,; звено? Игоги этих сорезиоианий подводить в конце педели. Двойки, как правило ,;; бывают \ р-б 11 ,: которые, по, тем или ш и л причинам запус тили предмет, потеряли к нему интерес. Обычно, если ученик увлекается предметом,; то охотно участвует в работе предметного кружка. И успехи поэтому у него отлич-.; кые.. А двоечник? Сказать, что он ничем | не интересуется, нельзя. Но в кружок его • не пускают. ; —. Исправишь двойку, — говорят, — тор - ; да приходи. А разве это правильно? г | Большую роль должны играть посты все- ; ■обуча, весь классный и школьный коллек-1 ти в . 'И роль поста всеобуча н®' должна; сводиться к тому, .что он выявляет тех, к т о ' ие выучил уроки, и докладывает об этом ; учителю. Одновременно о» должен позабо- < титься, чтобы всякая- двойка считалась ; чрезвычайным праиешестивем, и немедлен-; ко о ней было известно всем. - :. \ У к а ж д о г о свое хобби. . приз чемпионов м и р а Будто упала с неба снежинка и застыла — так тонки и изящны были линии на узоре... ...Кружевницы. Старейшая- профессия руко дельниц. Слава о елецких кружевах идет дале ко за пределы этого древнего города. Нынче в кружевные мастерские пришли новые темы, но вые образы. На последней выставке в Елецком ГПТУ № 17 среди традиционных узоров экспо нировались и такие: «Луна и космос», «Слава труду», «XXIII съезд КПСС». На снимке вверху вы видите кружевную салфетку Вали Гудиной У Славы Малахова,, учащегося технического училища № 7 — другое увлечение. Его, каран дашный рисунок «Бросок» (снимок слева): не конкурсе,. посвященном 58-летию комсомола^ завоз вал первое место. Разные у людей пути в искусство. Отговарива ли Тоню Некрасова: — Ну что тебе духовой инструмент? Запишись лучше в эстрадный оркестр... Но Толя остался вереи своему увлечению. В актовом зале двадцатого профтехучилища, где о«; учится, его можно застать почти каждый ве- райока. Борьба была напря женной. Однако и здесь ли пецкие пионеры 44-й средней выгравированными на нем ав тографами советских чемпио нов мира .. Областному командному 'первенству предшествовали соревнования среди пионеров в школах и между командами дружин — в районах и горо дах. В областном турнире уча ствовали команды тринадцати районов и городов нашей об- ное превосходство. Итог фи нальной встречи—5:01 Команда пионерской дружины им. Ри харда Зорге средней школы № 44 г. Липецка получила право участвовать в республи канских соревнованиях пио нерских дружин на приз чем пионов мира. Честь команды- победительницы отстояли Са ша Холмецкнй (капитан], Се режа Минц, Сережа Долгих, Аркадий Долгих и Люда Пол тавская. Неманда-п обе дхтеяь- Памятник Ильичу будет открыт на центральной усадьбе- колхоза имени Ле нина в апреле 1970 года. Средства на его сооруже ние будут собраны комсо мольцами Оберецкой и Преображенской школ. Для этого организованы комсо мольские трудотряды, ко торые будут работать на полях и фермах колхоза. Они были разбиты на две группы. В первой отличного результата добились шахмати сты пионерской дружины им. Рихарда Зорге 44-й сред ней школы Правобережного района г. Липецка, возглавляе мые учеником 6 -го класса пер воразрядником Сашей Хел- мецким. Оки с «сухиц» счетом (5:0] победили команды пио нерских дружин из Данкова, граждены грамотами об лоно. Н. ЕБСЮКОВ, главный 1 судья соревнований, судья республиканской полезные Глотовсчой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz