Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Еще через неделю крестьянин сообщил, что умерли все осталь­ ные куры. — Как жаль, как жаль! — всплеснул руками мудрец. — А у меня еще столько было советов!..» Я к тому тебе пересказала эту притчу, что почти любой человек в твоем положении будет подобен этому мудрецу. В нашем деле главное — это голос сердца, без настоящего призвания, без горя­ чей любви к детям лучше не идти в педагоги. Я знаю многих пар. ней и девчат, которые уходили из института и после первой сессии, и перед самыми госэкзаменамй, потому что поняли это слишком поздно. Поэтому вот тебе мой друже­ ский совет: думай и решай сама, думай долго — решай один раз. Не надумаешь — лучше подожди. С дружеским приветом — Г. ВЫВОЛОКИНА, студентка Липецкого государственного педагогического института. месту жительства. Каждое лето отправляется в походы и экспеди­ ции с ребятами-школьниками, бы­ ла делегатом IV слета победите­ лей Всесоюзного похода молоде­ жи по местам революционной, боевой и трудовой славы совет­ ского народа. Словом, для нее каждый шаг жизни — новый шаг в будущую профессию учителя. Вот что она ответила: Дорогая Люба! Я начну свое письмо с одной старой притчи. «К мудрецу пришел крестьянин и пожаловался, что у него мрут куры. — Чем ты их кормишь? — спро­ сил мудрец. — Пшеничным зерном. — Попробуй кормить пшеном,— посоветовал мудрец. Через неделю крестьянин при­ шел снова: — Еще две умерли... — Попробуй кормить конопля­ ными зернами, — дает новый со­ вет мудрец. ловеком, да, именно добрейшим, потому что она нас никогда не наказывала. Навер­ ное, наша любовь и уважение к ней были настолько велики, что мы боялись делать такие шалости, за которые наказывают в школе. Мы буквально хвастались ею во дворе знакомым и дома родителям. Ну, разве ж тут вытерпишь, если она внезапно придет на твой день рожде­ ния и подарит тебе книжку или карандаш с блокнотиком. Смотришь на эти подарки, и ликование переполняет все твое сущест­ во. И стоишь ты, молча, не находя слов выразить всю радость и благодарность. ...А время все летело и летело. И вот в яркий весенний день апреля, в день, ког­ да родился Ленин, на нашей груди заалели пионерские галстуки, — Я, юный пионер Советского Союза... Мы поклялись Родине, партии, Ленину и, конечно, своей учительнице. По ка- Каждый в нашем классе делился с нею всем, что волновало. Она понимала и по­ могала. Помню, как однажды в третьем классе Вовка Гвоздев вместо упражнения написал в тетради: «Анна Григорьевна! Вы сильная, прошу Вас — *верните папу!» Этот случай взволновал и наших родителей. Не помню, что было дальше, но знаю, что отец Вовки вернулся. Почти в каждого из нас перешли хоро. шие черты'нашей учительницы — доброта, необыкновенная -отзывчивость и любовь к людям, справедливость и честность. Быст­ ро промчался этот замечательный год, и вот пришло прощание. Заходящее майское солнце золотисто­ лиловым светом окрасило окна. В этот день все были необычно молчаливы. Мы шли тесной стайкой, словно воробышки. В это время нам каждому хотелось дойти до ее дома рядом с ней. Наш путь кончился необычно скоро. В вечерних сумерках Анна Григорьевна стоя­ ла на пороге с ярко-красными пионами в руках. И мы застыли в каком-то особом праздничном ожидании, глядя на ее улыб- Вчер<Г около трехсот выпускников' с р е д н и х школ Воловского района собрались па свой тра­ диционный слет, который открылся у памятника самого дорогого челове­ ка, е кого каждый юный с г р е м и т с я «делать -жизнь» — у памятника В. И. Ленину. Ребята возложили к подйожью памятника живые цветы. А затем в Доме куль­ туры выпускников при­ ветствовал председатель райисполкома С. Д . Тя­ желев. Он рассказал о перспективах района, призвал молодых прило­ жить свои силы и знания! на практической работе в селе. О том, как па село пришла мехаййзация, рассказал председатель колхоза «Свобода» А. П. Новиков. Выпускница Воловской средней школы Таисия Селищева сообщила, что десять девушек из 10 «в» класса решили приобре­ сти профессию механиза­ тора, самую нужную, са­ мую популярную сегодня на селе. ' С приветствием перёд1 выпускниками выступил! первый секретарь райко-< ма КПСС И. Ф. Вблогов.! М. ФЕДОТОВ. . Здравствуй, дорогая редакция! Я ученица десятого класса. До конца учебного года времени ос­ талось совсем немного, но я ни­ как не могу выбрать себе профес­ сию. Еще с пятого класса у меня появилось желание стать учите, тем. Мне очень нравится эта про­ фессия, потому что я очень люб­ лю детей. А порой так разоча­ руюсь, что совсем не хочу быть никем. Порой мне кажется, что я не справлюсь с учениками. Дома мне тоже советуют стать педаго­ гом. А некоторые говорят, что я совсем не гожусь для этого, пото­ му что у меня «нет сердца». Я не могу закричать на ученика, как, э т а делают другие. Я ежедневно слушаю передачи радиостанции «Юность», там то- Р а з д у м ь я перед дорогой же дают советы, но и это мне не помогает в выборе. Люба ПЕНЬКОВА. Долгоруковский район, д. Исаевка. ОТ РЕДАКЦИИ: Ознакомив, шись с этим письмом, мы переда­ ли его студентке 3 курса Липец­ кого педагогического института Гале Выволокиной. Она сама все­ го три года назад стояла перед выбором пути. Теперь — студент­ ка, принимает активное участие в организации подростковых объе­ динений. Работает в отряде по • О НАШЕЙ школе последний звонок. Об | | этом даже подумать боязно. Послед­ ний... Прозвенит — и оборвется на­ всегда что-то родное, привычное... Последний звонок... Пока будет звенеть его назло веселая трель, наверное, каждая из нас, если не успеет пробежать в воспоми­ наниях через все десять школьных лет, то, по крайней мере, подумает о самом-самом дорогом... Для меня это — моя первая учительни­ ца. Звали ее Анна Григорьевна Скрибцова. В этой беленькой, молодой, неунывающей женщине мы увидели свою вторую мать, свою защиту и помощника, верного и на­ дежного. Мы, первоклашки, не могли себе представить без нее свою жизнь. Специ­ ально приходили за час раньше в школу и ждали Анну Григорьевну у дороги. Вот она показалась у перекрестка — и мы мчимся ей навстречу, и над улицей эхом несется: — Анна Григорьевна идет!!! Мы отнимали друг у друга ее сумку с нашими школьными тетрадями, волоча ее по асфальту, и тот, кому она все же доста­ валась, ходил весь день, словно именинник. Теплым, ласковым голосом она читала нам про Филиппка, е е голос заставлял нас верить в хорошие сказки. От нее многие из нас впервые услышали об Ильиче. Ча­ сто, затаив дыхание, сидели и слушали в который раз про детство и учебу Володи Ульянова. Перед нашими глазами начинали быстро С Л О В О ОБ УЧИТЕЛЕ О чем она думала в ту минуту? Навер­ ное, о том, что ее кропотливый труд не пропал даром. Наверное, пыталась увидеть в нас взрослых людей, которые вот так же, как- и она, когда-нибудь будут с; боль­ шой верой и надеждой, смотреть на свои дела. На секунду в ее глазах мелькнули слезинки, которые упали на нежные лепе- стхи пионов, А мы плакали навзрыд, хором, не стес^ няясь никого, плакали с огромной обидой на кого-то, плакали, как плачут малыши. Пожалуй, каждый в это время дал слово быть таким, какими хотела нас видеть са­ мый близкий человек — первая учитель­ ница. И это олово алы спрятали в самый надежный и самый дальний уголочек свое­ го сердца, чтобы пронести через всю кораблики Отцы их улыбаются, а . мамы Уже сейчас немножечко . , грустны. Слова В. Орлова и В. Кострова. Музыка В. Боганова. Без лоции, без компаса, без карты Вдоль улиц городских, среди нолей Плывут, качаясь, белые эскадры : Мальчишеских : бумажных кораблей. Припев: Поважнее президентов, Поглаинее королей Капитаны, капитаны 'Бумажных кораблей. Они стоят, курносы и упрямы, Открытые любым ветрам ресны. Но капитаны. незнакомы с грустью, Не побоятся шквала и огня, И волны всех широт разрежет грудыо Упорная бумажная броня. мелькать ледяная горка, валенки, вишни в их саду и многое другое, что мы могли только понять и увидеть за свои семь лет жизни. Незаметно шло время. Мы уже стали са­ ми читать по слогам и писать первые пре­ красные слова: «Мир», «Мама», «Родина». Приходя в школу каждое утро, мы пони­ мали, как велика наша любовь ко всему, что нас теперь здесь окружало, а главное — к нашей учительнице. Порою кажется тебе, что она волшебница нашей жизни. Может, из нас поэтому никто никогда не врал, боялись, что все равно по глазам уэ- кой-то причине ее не было с нами в это время. Потому, едва кончились незабывае­ мые минуты первого для нас пионерского торжества, мы все, как один, помчались к Анне Григорьевне домой, чтобы поделить­ ся впечатлениями. Она встретила нас на улице. В ее глазах зажглась и как-то по-особому заискрилась часть нашей радости и нашего счастья, а на губах заиграла добрая жемчужная улыбка. Больше всего мы любили петь песни под Виталькин аккордеон. Но в лю­ бом бурном веселье, мы помнили, что все для нас сделала она, дорогой и близкий нам человек, и мы старались платить ей Плыви, корабль, отчаянно рискуя, На солнце ослепительно белей. В большую жизнь — тревожную, мужскую Уходят капитаны кораблей. Экзамены, экзамены... Фотоэтюд В. Ельшаева. Школа №!7, г. Липецк. Анна Григорьевна была добрейшим ДАВНО МЫ СТАЛИ ВЗРОСЛЫМИ Последний п р о щ а л ь н ы й . . . Г - | О КЛКОИ-ТО нико - I I му не известной при- 1 * чине наш .выпуск, а тем более 10 «б» класс, не привык собираться но: праздникам.. Но это не .значит, что мы не . помним нашей школы, Наоборот, и м старше мы становимся, тем острее чувствуем все, что связано с ней. . Но мы все-таки собра­ лись в школе на ■традици­ онном вечере. Мы .даже попробовали вспомнить, -как• это было раньше... Звонок. В класс входит учитель. Мы в самых жи- вописных позах, дожевывая пирожки с повидлом, вста­ ем. Садимся. — Сегодня спрашивать не буду. Мы по-разному, чо еди­ нодушно вираж,- свой восторг. ' — Перехожу к объясне­ нию. Алюминий приме­ няется в быту.;. Артемов, /~ Ч ОСТОЯЛСЯ очередной выпуск; Г . учащихся вечернего ! класса ^ Борипской средней школы. В селе увеличилось число рабочих со среднием образованием. Среди выпускников — рабочие «Сельхозтехники» А. Хрипунков, В. Болдырев, электрик сахарного з а ­ вода С. Слукин и многие другие. О каждом и з : них можно сказать много хорошего, но особенной похва. лы заслужила повар детского дома II, Бондарева. Ни работа по сменам, ни большие трудности по уходу за грудным ребенком не могли умень­ шить ее стремления к знаниям. И вот все трудности позади. Успешно сданы экзамены. Старательная уче­ ница получила аттестат с хорошими и отличными оценками. После трудового дня приходили в школу работник Боринского отделе­ ния! милиции В. Бабенков, инспектор ГАИ А. Вобликов. Их упорству мож­ но позавидовать. называется по-разному, а я даже и не знаю как. И смотрели самодеятельный школьный концерт. И раз­ говаривали с нашими быв­ шими учителями. Уже;когда вечер закон­ чился н я пришла домой,- в памяти встала еще одна -картина: я захожу на пере­ менке в учительскую (за мелом или журналом, пото­ му что дежурная), В „углу — географические карты, свернутые в трубку, похо­ жие на серые, истрепанные паруса после бури... Только что у нас был тоже своеоб­ разный, урок', экскурсия в прошлое.-И я очень пожа­ лела, что так мало запоми­ нала тогда в 'школе эти ра ­ достные, счастливые кар­ тинки «школьного' бытия»... О. КЛЕКОВКИНА. АаТ> .Приносил такие задач­ ники и учебники, о сушест- вовашш которых мы и-Не знали Он говорил: :— Мало ли что Пал Сер- геич придумает! У него, вообще была своя система выставления оце­ нок. В ней. были: «двойка с двумя минусами», «четверка ; и полтора плюса». Учебни­ ки и конспекты мы знали почти наизусть. А в ин- . статуте, услышав, что аби­ туриент учился у того само­ го Павла Сергеевича, аби­ туриента отпускали без во­ просов, с миром и пятер­ кой-. . ' „ - . . Я забыла сказать, что . в перерывах между' воспоми­ наниями мы, конечно, тан­ цевали под наш школьный эстрадный оркестр’ Популяр­ ный теперь танец, который го языка, и в школьном ко­ ридоре можно было вволю посмеяться "над строками «шедевра». Я не знаю, верно ли это, но мне кажется, что всем нам больше всех запомнил­ ся тот год, когда физику у Нас преподавал Павел Сер­ геевич Ширинский. Он го­ ворил, примерно, так: — Ну, сейчас, ребятки, мы с вами все это, в тетрадоч­ ку запишем, и тогда мы бу-. дем просто танцевать в от­ ношении понятия первой космической скорости. (В тот день тема такая была: «Первая космическая ско­ рость»). Он проводил контрольные работы вечером, днем, на уроке, после уроков, ставил двойки и пятерки (в жур­ нал они попадали не всег- встаць!.. А когда окислишь­ ся, тьфу, окисляется... Под- лииаев, где твое место?.. С гены бывшего нашего класса чуть не •обрушились от хохота. Школа окончена, а у нас все равно сохранились свои школьные секреты. Наша учительница по литературе до сих пор не знает, поче­ му при каких-то почти де­ тективных обстоятельствах, прямо из класса, прямо с урока исчезли ученики, у которых по литературе бы­ ли почти одни пятерки. А дело в том, что эта самая «гуманитарная» половина написала, на ; уроке «неви­ данный шедевр в истории детективной литературы» — «Трактор уходит в пол­ ночь»—по мотивам упраж­ нения из учебника русско- В минувшую субботу в школах.. прозвучали прощальные звонки для десятиклассников. Этот день был торжественным и немного грустным и в сорок шестой. На снимке (слева) вы видите первоклассников, которые пришли проводить своих старших това­ рищей. Они завидуют Сереже Муханову, потому что он большой и сильный и может вот так взять Лилю Двуреченскую на руки ' - " ' С теплыми напутственными словами перед де­ сятиклассниками выступили учителя, директор школы С. И. Ш маров, инженер Дома техники С. 3. Капорский. Теперь перед ребятами открываются светлые дороги в самостоятельную жизнь. Радостны Лю­ да Титова и Саша Абалдуев (на снимке справа). Счастливых дорог вам, дорогие десятиклас­ сники! Фото В. Ельшаева. Текст В. Кравцовой. ! Школа № 46. г. Липецк. чему. Жаль, что учителя Лнофа излишне нас опекали, а порой относились к нам,' кйк к, малым детям. Может, поэтому нам не всегда хватает энтузиазма, все ждем какогО-то толчка. А надо «Аце в школе проверить себя на зрелость: потрудиться там, где ты всего , нужнее. Тогда людей ближе узнаешь, поймешь, что значит быть обязанным перед товарищами». Теперь с десятой сту­ пеньки яснее видятся ошибки, поэтому так хочется каждому из них предостеречь свою смену, чтобы они увереннее распахнули окно в завтрашний день. Дороги, которые мы выбираем... У одних — это институт, у других — завод, у третьих — училище. Уверенно смотрят сегодняшние десятиклассники в бу­ дущее. Вуз перестал быть для них чем-то фатальным. Леша Репин шутит: «Для меня вуз, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения». Хочется «по­ пробовать бури» Наташе Золотаревой: «Буду поступать в технический вуз. Если провалюсь — второй, третий раз попробую, но своего добьюсь». Они понимают, что в жизни им придется трудно, но спокойствия никому из них не хочется. Грустно расставаться с родной школой. Даже не ве­ рится, что уже не «пошухаришь» на уроках, не увидишь дорогие лица учителей. А вот и прощальная трель. Им сегодня цветы, нежные улыбки, теплые слова. На­ путствия, прощания. А вот и первоклассник Игорек Се­ менов проносит прощальную трель школьного звонка, которого никому никогда не забыть... В. КУЗНЕЦОВА. Средняя школа № 1. г. Липецк. ФОТОРАССКАЗ КЧ ТА минута всегда волнует, тревожит. Как будто ты долго-долго ехал и вдруг — стоп! . • « Открыты двери вагона и тебя просят выйти на остановке, которую ты ждал, за­ мирая от неизвестности. Вот она, эта минута! Все, что было до этого времени обычным, буднич­ ным: школьные классы, «старушкй»-парты, острый пронзительный звонок — вдруг становится бесконечно дорогим, близким, но с которым предстоит расстаться навсегда. Старый знакомый актовый зал... Сиреневый аромат, приглушенные голоса, чуть растерянные взгляды, ожи­ дание неизбежного. Холодок сжимает сердце, и оно начинает биться гулко и грепётно. Как таблетка, за- ревают в горле невысказанные слова, и только взор —астилает мягкая волна. Ты виновато смотришь на сво­ их учителей; в их потеплевшие от грусти глаза, и. неко­ торые из них там, в толпе, украдкой смахивают слезу. А рядом с тобой твои товарищи, друзья. Когда-то робким малышом вместе с ними ты переступил порог школы. Давно ли это было?! Задумалась Наташа Золотарева, сосредоточилась Га­ ля Корнева, повзрослела Оля Фурсова,- ушел в себя Леша Репин. О чем думают эти ребята? С какими мыслями они вступают в самостоятельную жизнь? Оля Фурсова растерянно смотрит на всех,- как будто Самый старший по возрасту ере. ди выпускников — заведующий ба­ зой Боринского совхозрабкоопа Иван Петрович Александров. За его пле­ чами годы войны, солдатская дорога от Москвы до Берлина, большой трудовой путь. Однако Иван Петро­ вич, несмотря на свой далеко не школьный возраст, сел за парту и окончил среднюю школу с* отличны­ ми оценками. Получив аттестат о среднем обра­ зовании, многие из выпускников бу­ дут учиться дальше. Так, 3 . Ереми­ на и Л . Панченкова готовятся к по­ ступлению в библиотечный институт, А. Хрипункова и С. Слукин — в тех­ никум, А. Вобликов и. В. Бабенков— в юридический институт. А. ФУРМЕНКО.ВА, учительница Боринской средней школы. только теперь почувствовала приближение разлуки ’ и грустно шутит: — Остаться на второй год, что ли? Так быстро время пролетело! Хоть бы еще один годик, тогда успела бы сделать все, что не смогла, как-то иначегпосмотрела бы на себя, на свою школьную жизнь, . Галя Корнева завидует своим младшим товарищам, Они счастливые. У них есть еще возможность пораз­ мыслить, поспорить, о чем они, выпускники, не успели договорить. Только не терять зря времени, потому что увлекаться можно многим в жизни; но искать надо.са­ мое главное — чтобы от тебя была польза людям. Нелегко найтй себя в огромном мире, а еще труднее это сделать в одиночку. «Пока ты молод, полон сил, у тебя столько друзей-одноклассников, — учись разби­ раться в жизни, не жди, пока за тебя решат взрослые — действуй! — рассуждает Леша Репин со своими ребятами. — Сейчас как раз наступил такой момент, когда мы можем проявить себя, потому что очень важно на себе испытать, прочувствовать, понять что к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz