Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
Еще через неделю крестьянин сообщил, что умерли все осталь ные куры. — Как жаль, как жаль! — всплеснул руками мудрец. — А у меня еще столько было советов!..» Я к тому тебе пересказала эту притчу, что почти любой человек в твоем положении будет подобен этому мудрецу. В нашем деле главное — это голос сердца, без настоящего призвания, без горя чей любви к детям лучше не идти в педагоги. Я знаю многих пар. ней и девчат, которые уходили из института и после первой сессии, и перед самыми госэкзаменамй, потому что поняли это слишком поздно. Поэтому вот тебе мой друже ский совет: думай и решай сама, думай долго — решай один раз. Не надумаешь — лучше подожди. С дружеским приветом — Г. ВЫВОЛОКИНА, студентка Липецкого государственного педагогического института. месту жительства. Каждое лето отправляется в походы и экспеди ции с ребятами-школьниками, бы ла делегатом IV слета победите лей Всесоюзного похода молоде жи по местам революционной, боевой и трудовой славы совет ского народа. Словом, для нее каждый шаг жизни — новый шаг в будущую профессию учителя. Вот что она ответила: Дорогая Люба! Я начну свое письмо с одной старой притчи. «К мудрецу пришел крестьянин и пожаловался, что у него мрут куры. — Чем ты их кормишь? — спро сил мудрец. — Пшеничным зерном. — Попробуй кормить пшеном,— посоветовал мудрец. Через неделю крестьянин при шел снова: — Еще две умерли... — Попробуй кормить конопля ными зернами, — дает новый со вет мудрец. ловеком, да, именно добрейшим, потому что она нас никогда не наказывала. Навер ное, наша любовь и уважение к ней были настолько велики, что мы боялись делать такие шалости, за которые наказывают в школе. Мы буквально хвастались ею во дворе знакомым и дома родителям. Ну, разве ж тут вытерпишь, если она внезапно придет на твой день рожде ния и подарит тебе книжку или карандаш с блокнотиком. Смотришь на эти подарки, и ликование переполняет все твое сущест во. И стоишь ты, молча, не находя слов выразить всю радость и благодарность. ...А время все летело и летело. И вот в яркий весенний день апреля, в день, ког да родился Ленин, на нашей груди заалели пионерские галстуки, — Я, юный пионер Советского Союза... Мы поклялись Родине, партии, Ленину и, конечно, своей учительнице. По ка- Каждый в нашем классе делился с нею всем, что волновало. Она понимала и по могала. Помню, как однажды в третьем классе Вовка Гвоздев вместо упражнения написал в тетради: «Анна Григорьевна! Вы сильная, прошу Вас — *верните папу!» Этот случай взволновал и наших родителей. Не помню, что было дальше, но знаю, что отец Вовки вернулся. Почти в каждого из нас перешли хоро. шие черты'нашей учительницы — доброта, необыкновенная -отзывчивость и любовь к людям, справедливость и честность. Быст ро промчался этот замечательный год, и вот пришло прощание. Заходящее майское солнце золотисто лиловым светом окрасило окна. В этот день все были необычно молчаливы. Мы шли тесной стайкой, словно воробышки. В это время нам каждому хотелось дойти до ее дома рядом с ней. Наш путь кончился необычно скоро. В вечерних сумерках Анна Григорьевна стоя ла на пороге с ярко-красными пионами в руках. И мы застыли в каком-то особом праздничном ожидании, глядя на ее улыб- Вчер<Г около трехсот выпускников' с р е д н и х школ Воловского района собрались па свой тра диционный слет, который открылся у памятника самого дорогого челове ка, е кого каждый юный с г р е м и т с я «делать -жизнь» — у памятника В. И. Ленину. Ребята возложили к подйожью памятника живые цветы. А затем в Доме куль туры выпускников при ветствовал председатель райисполкома С. Д . Тя желев. Он рассказал о перспективах района, призвал молодых прило жить свои силы и знания! на практической работе в селе. О том, как па село пришла мехаййзация, рассказал председатель колхоза «Свобода» А. П. Новиков. Выпускница Воловской средней школы Таисия Селищева сообщила, что десять девушек из 10 «в» класса решили приобре сти профессию механиза тора, самую нужную, са мую популярную сегодня на селе. ' С приветствием перёд1 выпускниками выступил! первый секретарь райко-< ма КПСС И. Ф. Вблогов.! М. ФЕДОТОВ. . Здравствуй, дорогая редакция! Я ученица десятого класса. До конца учебного года времени ос талось совсем немного, но я ни как не могу выбрать себе профес сию. Еще с пятого класса у меня появилось желание стать учите, тем. Мне очень нравится эта про фессия, потому что я очень люб лю детей. А порой так разоча руюсь, что совсем не хочу быть никем. Порой мне кажется, что я не справлюсь с учениками. Дома мне тоже советуют стать педаго гом. А некоторые говорят, что я совсем не гожусь для этого, пото му что у меня «нет сердца». Я не могу закричать на ученика, как, э т а делают другие. Я ежедневно слушаю передачи радиостанции «Юность», там то- Р а з д у м ь я перед дорогой же дают советы, но и это мне не помогает в выборе. Люба ПЕНЬКОВА. Долгоруковский район, д. Исаевка. ОТ РЕДАКЦИИ: Ознакомив, шись с этим письмом, мы переда ли его студентке 3 курса Липец кого педагогического института Гале Выволокиной. Она сама все го три года назад стояла перед выбором пути. Теперь — студент ка, принимает активное участие в организации подростковых объе динений. Работает в отряде по • О НАШЕЙ школе последний звонок. Об | | этом даже подумать боязно. Послед ний... Прозвенит — и оборвется на всегда что-то родное, привычное... Последний звонок... Пока будет звенеть его назло веселая трель, наверное, каждая из нас, если не успеет пробежать в воспоми наниях через все десять школьных лет, то, по крайней мере, подумает о самом-самом дорогом... Для меня это — моя первая учительни ца. Звали ее Анна Григорьевна Скрибцова. В этой беленькой, молодой, неунывающей женщине мы увидели свою вторую мать, свою защиту и помощника, верного и на дежного. Мы, первоклашки, не могли себе представить без нее свою жизнь. Специ ально приходили за час раньше в школу и ждали Анну Григорьевну у дороги. Вот она показалась у перекрестка — и мы мчимся ей навстречу, и над улицей эхом несется: — Анна Григорьевна идет!!! Мы отнимали друг у друга ее сумку с нашими школьными тетрадями, волоча ее по асфальту, и тот, кому она все же доста валась, ходил весь день, словно именинник. Теплым, ласковым голосом она читала нам про Филиппка, е е голос заставлял нас верить в хорошие сказки. От нее многие из нас впервые услышали об Ильиче. Ча сто, затаив дыхание, сидели и слушали в который раз про детство и учебу Володи Ульянова. Перед нашими глазами начинали быстро С Л О В О ОБ УЧИТЕЛЕ О чем она думала в ту минуту? Навер ное, о том, что ее кропотливый труд не пропал даром. Наверное, пыталась увидеть в нас взрослых людей, которые вот так же, как- и она, когда-нибудь будут с; боль шой верой и надеждой, смотреть на свои дела. На секунду в ее глазах мелькнули слезинки, которые упали на нежные лепе- стхи пионов, А мы плакали навзрыд, хором, не стес^ няясь никого, плакали с огромной обидой на кого-то, плакали, как плачут малыши. Пожалуй, каждый в это время дал слово быть таким, какими хотела нас видеть са мый близкий человек — первая учитель ница. И это олово алы спрятали в самый надежный и самый дальний уголочек свое го сердца, чтобы пронести через всю кораблики Отцы их улыбаются, а . мамы Уже сейчас немножечко . , грустны. Слова В. Орлова и В. Кострова. Музыка В. Боганова. Без лоции, без компаса, без карты Вдоль улиц городских, среди нолей Плывут, качаясь, белые эскадры : Мальчишеских : бумажных кораблей. Припев: Поважнее президентов, Поглаинее королей Капитаны, капитаны 'Бумажных кораблей. Они стоят, курносы и упрямы, Открытые любым ветрам ресны. Но капитаны. незнакомы с грустью, Не побоятся шквала и огня, И волны всех широт разрежет грудыо Упорная бумажная броня. мелькать ледяная горка, валенки, вишни в их саду и многое другое, что мы могли только понять и увидеть за свои семь лет жизни. Незаметно шло время. Мы уже стали са ми читать по слогам и писать первые пре красные слова: «Мир», «Мама», «Родина». Приходя в школу каждое утро, мы пони мали, как велика наша любовь ко всему, что нас теперь здесь окружало, а главное — к нашей учительнице. Порою кажется тебе, что она волшебница нашей жизни. Может, из нас поэтому никто никогда не врал, боялись, что все равно по глазам уэ- кой-то причине ее не было с нами в это время. Потому, едва кончились незабывае мые минуты первого для нас пионерского торжества, мы все, как один, помчались к Анне Григорьевне домой, чтобы поделить ся впечатлениями. Она встретила нас на улице. В ее глазах зажглась и как-то по-особому заискрилась часть нашей радости и нашего счастья, а на губах заиграла добрая жемчужная улыбка. Больше всего мы любили петь песни под Виталькин аккордеон. Но в лю бом бурном веселье, мы помнили, что все для нас сделала она, дорогой и близкий нам человек, и мы старались платить ей Плыви, корабль, отчаянно рискуя, На солнце ослепительно белей. В большую жизнь — тревожную, мужскую Уходят капитаны кораблей. Экзамены, экзамены... Фотоэтюд В. Ельшаева. Школа №!7, г. Липецк. Анна Григорьевна была добрейшим ДАВНО МЫ СТАЛИ ВЗРОСЛЫМИ Последний п р о щ а л ь н ы й . . . Г - | О КЛКОИ-ТО нико - I I му не известной при- 1 * чине наш .выпуск, а тем более 10 «б» класс, не привык собираться но: праздникам.. Но это не .значит, что мы не . помним нашей школы, Наоборот, и м старше мы становимся, тем острее чувствуем все, что связано с ней. . Но мы все-таки собра лись в школе на ■традици онном вечере. Мы .даже попробовали вспомнить, -как• это было раньше... Звонок. В класс входит учитель. Мы в самых жи- вописных позах, дожевывая пирожки с повидлом, вста ем. Садимся. — Сегодня спрашивать не буду. Мы по-разному, чо еди нодушно вираж,- свой восторг. ' — Перехожу к объясне нию. Алюминий приме няется в быту.;. Артемов, /~ Ч ОСТОЯЛСЯ очередной выпуск; Г . учащихся вечернего ! класса ^ Борипской средней школы. В селе увеличилось число рабочих со среднием образованием. Среди выпускников — рабочие «Сельхозтехники» А. Хрипунков, В. Болдырев, электрик сахарного з а вода С. Слукин и многие другие. О каждом и з : них можно сказать много хорошего, но особенной похва. лы заслужила повар детского дома II, Бондарева. Ни работа по сменам, ни большие трудности по уходу за грудным ребенком не могли умень шить ее стремления к знаниям. И вот все трудности позади. Успешно сданы экзамены. Старательная уче ница получила аттестат с хорошими и отличными оценками. После трудового дня приходили в школу работник Боринского отделе ния! милиции В. Бабенков, инспектор ГАИ А. Вобликов. Их упорству мож но позавидовать. называется по-разному, а я даже и не знаю как. И смотрели самодеятельный школьный концерт. И раз говаривали с нашими быв шими учителями. Уже;когда вечер закон чился н я пришла домой,- в памяти встала еще одна -картина: я захожу на пере менке в учительскую (за мелом или журналом, пото му что дежурная), В „углу — географические карты, свернутые в трубку, похо жие на серые, истрепанные паруса после бури... Только что у нас был тоже своеоб разный, урок', экскурсия в прошлое.-И я очень пожа лела, что так мало запоми нала тогда в 'школе эти ра достные, счастливые кар тинки «школьного' бытия»... О. КЛЕКОВКИНА. АаТ> .Приносил такие задач ники и учебники, о сушест- вовашш которых мы и-Не знали Он говорил: :— Мало ли что Пал Сер- геич придумает! У него, вообще была своя система выставления оце нок. В ней. были: «двойка с двумя минусами», «четверка ; и полтора плюса». Учебни ки и конспекты мы знали почти наизусть. А в ин- . статуте, услышав, что аби туриент учился у того само го Павла Сергеевича, аби туриента отпускали без во просов, с миром и пятер кой-. . ' „ - . . Я забыла сказать, что . в перерывах между' воспоми наниями мы, конечно, тан цевали под наш школьный эстрадный оркестр’ Популяр ный теперь танец, который го языка, и в школьном ко ридоре можно было вволю посмеяться "над строками «шедевра». Я не знаю, верно ли это, но мне кажется, что всем нам больше всех запомнил ся тот год, когда физику у Нас преподавал Павел Сер геевич Ширинский. Он го ворил, примерно, так: — Ну, сейчас, ребятки, мы с вами все это, в тетрадоч ку запишем, и тогда мы бу-. дем просто танцевать в от ношении понятия первой космической скорости. (В тот день тема такая была: «Первая космическая ско рость»). Он проводил контрольные работы вечером, днем, на уроке, после уроков, ставил двойки и пятерки (в жур нал они попадали не всег- встаць!.. А когда окислишь ся, тьфу, окисляется... Под- лииаев, где твое место?.. С гены бывшего нашего класса чуть не •обрушились от хохота. Школа окончена, а у нас все равно сохранились свои школьные секреты. Наша учительница по литературе до сих пор не знает, поче му при каких-то почти де тективных обстоятельствах, прямо из класса, прямо с урока исчезли ученики, у которых по литературе бы ли почти одни пятерки. А дело в том, что эта самая «гуманитарная» половина написала, на ; уроке «неви данный шедевр в истории детективной литературы» — «Трактор уходит в пол ночь»—по мотивам упраж нения из учебника русско- В минувшую субботу в школах.. прозвучали прощальные звонки для десятиклассников. Этот день был торжественным и немного грустным и в сорок шестой. На снимке (слева) вы видите первоклассников, которые пришли проводить своих старших това рищей. Они завидуют Сереже Муханову, потому что он большой и сильный и может вот так взять Лилю Двуреченскую на руки ' - " ' С теплыми напутственными словами перед де сятиклассниками выступили учителя, директор школы С. И. Ш маров, инженер Дома техники С. 3. Капорский. Теперь перед ребятами открываются светлые дороги в самостоятельную жизнь. Радостны Лю да Титова и Саша Абалдуев (на снимке справа). Счастливых дорог вам, дорогие десятиклас сники! Фото В. Ельшаева. Текст В. Кравцовой. ! Школа № 46. г. Липецк. чему. Жаль, что учителя Лнофа излишне нас опекали, а порой относились к нам,' кйк к, малым детям. Может, поэтому нам не всегда хватает энтузиазма, все ждем какогО-то толчка. А надо «Аце в школе проверить себя на зрелость: потрудиться там, где ты всего , нужнее. Тогда людей ближе узнаешь, поймешь, что значит быть обязанным перед товарищами». Теперь с десятой сту пеньки яснее видятся ошибки, поэтому так хочется каждому из них предостеречь свою смену, чтобы они увереннее распахнули окно в завтрашний день. Дороги, которые мы выбираем... У одних — это институт, у других — завод, у третьих — училище. Уверенно смотрят сегодняшние десятиклассники в бу дущее. Вуз перестал быть для них чем-то фатальным. Леша Репин шутит: «Для меня вуз, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения». Хочется «по пробовать бури» Наташе Золотаревой: «Буду поступать в технический вуз. Если провалюсь — второй, третий раз попробую, но своего добьюсь». Они понимают, что в жизни им придется трудно, но спокойствия никому из них не хочется. Грустно расставаться с родной школой. Даже не ве рится, что уже не «пошухаришь» на уроках, не увидишь дорогие лица учителей. А вот и прощальная трель. Им сегодня цветы, нежные улыбки, теплые слова. На путствия, прощания. А вот и первоклассник Игорек Се менов проносит прощальную трель школьного звонка, которого никому никогда не забыть... В. КУЗНЕЦОВА. Средняя школа № 1. г. Липецк. ФОТОРАССКАЗ КЧ ТА минута всегда волнует, тревожит. Как будто ты долго-долго ехал и вдруг — стоп! . • « Открыты двери вагона и тебя просят выйти на остановке, которую ты ждал, за мирая от неизвестности. Вот она, эта минута! Все, что было до этого времени обычным, буднич ным: школьные классы, «старушкй»-парты, острый пронзительный звонок — вдруг становится бесконечно дорогим, близким, но с которым предстоит расстаться навсегда. Старый знакомый актовый зал... Сиреневый аромат, приглушенные голоса, чуть растерянные взгляды, ожи дание неизбежного. Холодок сжимает сердце, и оно начинает биться гулко и грепётно. Как таблетка, за- ревают в горле невысказанные слова, и только взор —астилает мягкая волна. Ты виновато смотришь на сво их учителей; в их потеплевшие от грусти глаза, и. неко торые из них там, в толпе, украдкой смахивают слезу. А рядом с тобой твои товарищи, друзья. Когда-то робким малышом вместе с ними ты переступил порог школы. Давно ли это было?! Задумалась Наташа Золотарева, сосредоточилась Га ля Корнева, повзрослела Оля Фурсова,- ушел в себя Леша Репин. О чем думают эти ребята? С какими мыслями они вступают в самостоятельную жизнь? Оля Фурсова растерянно смотрит на всех,- как будто Самый старший по возрасту ере. ди выпускников — заведующий ба зой Боринского совхозрабкоопа Иван Петрович Александров. За его пле чами годы войны, солдатская дорога от Москвы до Берлина, большой трудовой путь. Однако Иван Петро вич, несмотря на свой далеко не школьный возраст, сел за парту и окончил среднюю школу с* отличны ми оценками. Получив аттестат о среднем обра зовании, многие из выпускников бу дут учиться дальше. Так, 3 . Ереми на и Л . Панченкова готовятся к по ступлению в библиотечный институт, А. Хрипункова и С. Слукин — в тех никум, А. Вобликов и. В. Бабенков— в юридический институт. А. ФУРМЕНКО.ВА, учительница Боринской средней школы. только теперь почувствовала приближение разлуки ’ и грустно шутит: — Остаться на второй год, что ли? Так быстро время пролетело! Хоть бы еще один годик, тогда успела бы сделать все, что не смогла, как-то иначегпосмотрела бы на себя, на свою школьную жизнь, . Галя Корнева завидует своим младшим товарищам, Они счастливые. У них есть еще возможность пораз мыслить, поспорить, о чем они, выпускники, не успели договорить. Только не терять зря времени, потому что увлекаться можно многим в жизни; но искать надо.са мое главное — чтобы от тебя была польза людям. Нелегко найтй себя в огромном мире, а еще труднее это сделать в одиночку. «Пока ты молод, полон сил, у тебя столько друзей-одноклассников, — учись разби раться в жизни, не жди, пока за тебя решат взрослые — действуй! — рассуждает Леша Репин со своими ребятами. — Сейчас как раз наступил такой момент, когда мы можем проявить себя, потому что очень важно на себе испытать, прочувствовать, понять что к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz