Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
". ж м .1 в '■Т с . Среди соген новаторов Липецкого тракторного завода много девушек. Нина Кораблика, Валя Смирнова, Валя Егорова, которых вы видите на этом снимке, работают в центральной заводской лаборатории. На их счету десятки ценных рацио нализаторских предложений. Девчата внесли не малый вклад в создание Ленинской комсомоль ской колонны из 500 тракторов. Фото В. Ельшаева. „ л т м м т - м е ж ш ж ш ш т е о р е т ж ж * * Эта книга дает возможность всесторонне понять, какой вклад внес В. И. Ленин в развитие марксизма. В своих трудах Ленин дал ответы на все коренные вопро сы, которые поставила новая эпоха перед рабочим классом, перед всем человечеством. В книге вы прочтете о том, как В. И. Ленин от стаивает чистоту марксистской теории, непримиримо бо рется против ревизионизма, раскрывает всю его опас ность, показывает его социальные корни. А . КОНОФЬЕВА, библиотекарь областного Дома политического просвещения. Ему 28 лет. Десять из них он'про работал слесарем на «Йрожекторньгх углях»,. два последних года возглав ляет здесь: же физкультурную орга низацию. Когда-то был перворазряд ником по боксу. Сейчас в нем от боксера немного — разве только манера держаться, да этахаязепаль- чивость в спорах. И убеждение, что «в жизни, как и на ринге, на рожон лезть глупо». На прощание он сказал: — Поверь, хочу, чтобы было луч ше,.. Может, упрямства во мне не хватает, не знаю. Но вряд ли и на стойчивость здесь поможет... Верю, что Виктор Шимаренков ис кренне хочет добра заводским спортсменам. За два года работы он впервые организовал на заводе сек цию бокса, сам тренирует команду по ручному мячу, приспособил под спортивный зал чердачное помеще ние в одном из цехов, набил кла довку спортинвентарем, добился ре шения о строительстве комплексной площадки. И все он — Виктор Щи- меренксв. А дела на заводе неважные, /За весь минувший год спортсмены «Прожекторных углей» лишь дважды выходили не старты областной спар такиады, не часто их. видели и на городских соревнованиях. А между .тем, на заводе около семидесяти разрядников, некоторые из них но сят или носили титулы чемпионов Ельца. И опять, кто же, как не Виктор Шимаренков, в. том повинен? Он, только он... Вот и в бблссеете ДСО «Труд» говорят: — Одиннадцатое место в области! Стыдно должно быть Шимаренкову! Такой коллектив, а в хвосте плетет ся. А в завкоме профсоюза говорят: — Наконец-то у нас появился ин структор, который душой болеет за порученное дело. .- Целиком принимаю характеристи ку, данную Виктору в завкоме. Не ошиблись и в облсовете: Шимарен кову, действительно, стыдно за по ложение физкультурных дел на заво де. И получается, если суммировать два этих мнения, то «добросовест ному, честному» Шимаренкову долж но быть Стыдно. Понятно, инструктор физкультуры отвечает за состояние спортивно-оз доровительной работы. Он должен быть заинтересован в -том, чтобы Как можно большее число рабочих участвовало в соревнованиях, посе щало секции, группы здоровья! Лю бят на заводе спорт — честь тебе и хвала, дорогой инструктор. Но ведь о предназначении физкультур ного работника можно сказать ины ми словами. Скажем: «На .Луган ском тепловозостроительном заводе им. Октябрьской революции массо вая спортивная работа позволила снизить потери рабочего времени по болезни не 14 процентов и увели-, чить производительность 'труда на 8—10 процентов». В данном случае вряд ли будет справедливым петь дифирамбы только в адрес физкуль турных работников. И слава тем, кто не забыл, о главном — об организа ции культурного отдыха для своих рабочих. А на «Прожекторных углях» что... Виктор Шимаренков хлопочет, суе тится, в чем-то ошибается, но со ревнования проводит, походы устра ивает, тренирует ручников, боксеров, легкоатлетов, помогает волейболи стам, теннисистам... А коснись д е поскольку в лесу много приятней, чем на стадионе, соревнования сры ваются. Никто не спорит, массовки—дело хорошее, Но если сами отдыхающие не догадались прихватить с собой пару мячей и волейбольную сетку, то ведь в комитете комсомола, на верное, заранее планируют распоря док выходного дня, можно было бы подумать о чем-нибудь и кроме бу фета. Секретарь комитета ВЛКСМ' б. Хорьков при мне пытался вспом нить, были ли случаи, чтобы в соб ственно комсомольских Мероприяти ях отводилось место спортивным со стязаниям. И не вспомнил. Не бегло такого. Комитет — сам по себе, Ши маренков — сам по себе... Я не случайно в начале этого Жизнь не зря ЗОВУТ БОРЬБОЮ ло . организации первенств завода, когда его усилий становится явно недостаточно, — сказывается один, как перст. «Завком профсоюза свои обязан ности знает, комитет комсомола — тоже, будь добр и ты, Шимаренков, свои знать, тебе за это деньги пла- тят». Да, знает он свои обязанности! И выполняет их, цэк .может. Сам и признает: «Спорт — это красивый праздник, а мне прихо дится соревнования организовывать в обеденные перерывы. Ребята в грязных спецовках, уставшие... Поки дают мяч и разойдутся. И ни призов для них, ни подарков... Разве такими «праздниками» привлечешь нович ков?». Действительно, завком и комитет комсомола не особенно балуют сво их спортсменов. Я не говорю уж о премировании лучших, хоть бы гра- моту, книжку какую вручили завод скому чемпиону. А то бывало так. Шимаренков до говаривается с ребятами провести в воскресенье соревнования, а коми тет комсомола вдруг где-то раздо был машины и спешно организовы вает массовый выезд в лес (причем Шимаренкову об этом ни слова). А разговора подчеркнул, что «добро совестный, честный» Шимаренков — беда для «Прожекторных углей». Были до него всякие инструкторы—и проходимцы встречались, — и адми нистрация завода голову ломала, что бы такое придумать, чтобы оздоро вительная работа оживилась. Ин структора вызывали к начальству, корили, советовали, помогали. Иног да просто выполняли за нерадивого инструктора его же обязанности. Но вот пришел Шимаренков. Забегал, засуетился — заработал. «Ну и хо рошо», — облегченно вздохнули на заводе й о существовании Шйма- ренкова забыли, надеясь, что Вик тор («добросовестный, честный, наш, заводской») поставит дело как нель зя'лучше. ’ А он не поставил. Потому что од ной добросовестности тут мало» Нужна еще и помощь, дружеское участие комсомольских, профсоюз ных работников, и, конечно, настой»! чивость, упрямство самого Шимарен- кова. И еще — это уже лично Виктора касается — никогда не надо забы вать, что не зря жизнь борьбою на зывают. «На рожон лезть» не всегда бывает «глупо». В. САВЕЛЬЕВ. г. Елец. ПОРТРЕТЫ и ЭСКИЗЫ Комедия А Штейна «Последний ла - _ “д », поставленная з нашем драматиче ском театре, вырастает из верного на блюдения к усопшим товарищам мы полны чуткости, той самой чуткости, ко. . торой им порой недоставало при жизни. ■' Человек нуждается в добром слове, но «что толку:, если оно звучит ли.чн, над его прахом? ...Клавдия Сенежина, капитан-дирек тора рыболовецкого сейнера, сняли с должности. Проштрафился, собственно, не сам Клавдий, а его радист, но ведь должен был как-то реагировать ответе! - венный товарищ Понедельник из «Оке. аносельди»* Все заслуги Сенежина ока зались в забвении. Даже любимая от. вернулась от опального Клавдия И тут капитан-директор сделал., как говорят, ход конем.. ■■ Когда в американских газетах появи лись :прёждевремеЙ 1 ше некрологи, .памяти - М. Твена, великий сатирик сделал краг, кое заявление: «Слухи о моей смерти оказались преувеличенными*: Клавдий .Сенежйн в аналогичной ситуации про- I молчал. И вскоре читал на’ 'траурных' рентах те самые слова, которых жаждал' «при жизни»: «выдающемуся капитану», «бесстрашному покорителю морских глубин». Бюрократическая машина то варищи Понедельника немедленно дала ход в сторону чуткости. Все-таки, быть перестраховщиком — хлопотное, ия. фарктное и удивительно неблагодарное дело. ■ ■ На мой взгляд, комедия А. Штейна — сатира. Режиссер В. Пухович расцепил пьесу иначе.; «Последний парад» в его постановке — новогодний розыгрыш, озорная шутка, словом — оперетта. При этом в спектакле, конечно, смягчились сатирические характеристики. Но в кон це концов, право художника на собст венное прочтение пьесы неоспоримо, и эти строки — не попытка навязать ре жиссеру нечто чужое. Можно спорить, . сузил ли режиссер рамки своей граждан ской, задачи, но бесспорно, что в этих рамках, им самим очерченных, Ф. Пухо. внч оказался последовательным. Оперет та же, как известно, издавна пользуется любовью и призванием липецкой публи ки. «Последний парад» не стал В этом- смысле исключением. Разыгранный в лег. ■ ком и ярком оформлении худой; пика А. Нестерова, и сопровождении музыки, *со вкусом подобранной (а частично и созданной) В. Борисоглебским^ спектакль выглядит празднично и идет ло д сплош ной,, хохот, и аплодисменты зала. Так: . что в-отношении жанра ■ претензий к. режиссеру .быть не. может. . А вот. при сравненииактерских работ видно, что, внимание к ним режиссера-, было неодинаковым. Если г сравнить за конченную актерскую работу, где ха рактер героя ясно очерчеще портретом, то можно сказать, что. в спектакле, кро ме портретов, есть неподвижные маски н даже .просто наброски, эскизы. Наибольший вклад в успех спектакля, внес Леонид'Ильин. Сейчас; конечно, - рано говорить о нём, как" о сложившемся актере — он играет спой первый сезоп. . Гротескную ситуацию «Последнего’ наэ рада»;. Ильин принимает с волной .серь-: еэносТыо и свободно в пей* существует. ~ Его Сецейсйн,. просоленный морской волк,: в сущности, по-детски простодушен. Он ■ ищет признания, но это .не тщеславие карьериста, а мальчишеская жажда по хвалы. Именно поэтому он симпатичен зрителям, а его, что пи говори, риско ванная шутка встречает наше понимание и сочувствие. Став «покойником» и убе дившись во всеобщей любви к себе, Сенежйн почувствовал себя счастливым и, как говорится, «зажил полной жизнью». С каким удовольствием распо ряжается он погребальной суматохой, дает справки о собственных, похоронах! Почти без нажима, вдохновенно прово ди т , Ильин лучшую в спектакле сцену «доступа к телу». Журналист Марич в трактовке И! Ко- чержинского— неглупый, но безвольный н пугливый человек. Сенежйн берет в свои руки управление событиями, Марич ■плывет п о :течению, озабоченный больше всего тем, как бы не вылететь из редак ции за нечаянно пущенную «утку». Товарищ Понедельник (Л . Бляхер) когда-то был заслуженным штурманом. Его беда не в том, что кабинет с селек- , тором показался ему удобнее штурман ской рубки. В этом нет ничего страшно го. ' Но Понедельник считает, будто в этом кабинете находится не заслуг сво их ради, а цо милости вышестоящих то варищей. И бедняга на все готов, лишь ■бы удержаться в мягком кресле. Л уч ш им способом для' этого, по его мнению, янляек я \падывание с почуслова жела ний начальства. ■ Таковы портреты в спектакле. В. Су мин, в; роли .милиционера Геращенко — уже .маед.а,.;-Удивительное дело.. Актер, чгя стихия— движение,. танец, выглядит скованным. Л , Бляхер и В: Сумин могли . бы. составить интересную комическую -I пару, но этого ве случилось; потому что они ,не:дополняют, а копируют друг . друга.! . . , Л . Власов— тралмейстер Шомполов— : тоже маска. Не простак, а маска проета- О СПЕКТАКЛЕ Л И П Е Ц К О ГО д р а м т е а т р а « п о с л е д н и й п а р а д » на. Что это за человек в действительно, ети. нам так и не удается узнать. Вре менами маска словно спадает, и прореГ застоя лицо свойского парня, друга до гроба. Но это очень мимолетное виде ние. , И уж совсем я теряюсь в попытках рассказать о Женских ролях. Даша, в которую влюблен. .Сенежйн (ее иг рает А. Егорова), носит платье в горошек, Юля 43. Горячева) — розовое, а Настя (М. Якушкина) — черное. Других различий я не обнаружил.к Есть общий порок в игре всего ан самбля. Уже говорилось, что хозгот в за ле не смолкает. Но исполнителям, види мо, этого мало. У КочержинСкого по являются интонации плохого конферан сье, он усиленно смакует выигрышные реплики, словно опасаясь, что они не «дойдут» до зрителей. Л . Бляхер и В. Сумик. при виде «воскресшего» Сене жина имитируют ужас при помощи не натуральных гримас. Кстати, этот ужас -психологически не обоснован: Ведь ми- лшшонер Геращенко видел в окно «по койника» беседующим по телефону и доложил Понедельнику, так что оба друга" были в какой-то мере подготовле ны к мысли о том,/ что Сенежйн жив. Все это возникает из желания выда вить из публики еще немножко смеха, еще немножко аплодисментов. Порою эта цепь достигается. Но, по-моему, она не оправдывает средства. Все-таки вкус — это прежде всего чувство меры. И вее же недостатки не лишают спек такль его. главного достоинства— ве селья. За эго — спасибо театру. Пае комедиями балуют не часто, Н. ЯКОВЛЕВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz