Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

". ж м .1 в '■Т с . Среди соген новаторов Липецкого тракторного завода много девушек. Нина Кораблика, Валя Смирнова, Валя Егорова, которых вы видите на этом снимке, работают в центральной заводской лаборатории. На их счету десятки ценных рацио­ нализаторских предложений. Девчата внесли не­ малый вклад в создание Ленинской комсомоль­ ской колонны из 500 тракторов. Фото В. Ельшаева. „ л т м м т - м е ж ш ж ш ш т е о р е т ж ж * * Эта книга дает возможность всесторонне понять, какой вклад внес В. И. Ленин в развитие марксизма. В своих трудах Ленин дал ответы на все коренные вопро­ сы, которые поставила новая эпоха перед рабочим классом, перед всем человечеством. В книге вы прочтете о том, как В. И. Ленин от­ стаивает чистоту марксистской теории, непримиримо бо­ рется против ревизионизма, раскрывает всю его опас­ ность, показывает его социальные корни. А . КОНОФЬЕВА, библиотекарь областного Дома политического просвещения. Ему 28 лет. Десять из них он'про­ работал слесарем на «Йрожекторньгх углях»,. два последних года возглав­ ляет здесь: же физкультурную орга­ низацию. Когда-то был перворазряд­ ником по боксу. Сейчас в нем от боксера немного — разве только манера держаться, да этахаязепаль- чивость в спорах. И убеждение, что «в жизни, как и на ринге, на рожон лезть глупо». На прощание он сказал: — Поверь, хочу, чтобы было луч­ ше,.. Может, упрямства во мне не хватает, не знаю. Но вряд ли и на­ стойчивость здесь поможет... Верю, что Виктор Шимаренков ис­ кренне хочет добра заводским спортсменам. За два года работы он впервые организовал на заводе сек­ цию бокса, сам тренирует команду по ручному мячу, приспособил под спортивный зал чердачное помеще­ ние в одном из цехов, набил кла­ довку спортинвентарем, добился ре­ шения о строительстве комплексной площадки. И все он — Виктор Щи- меренксв. А дела на заводе неважные, /За­ весь минувший год спортсмены «Прожекторных углей» лишь дважды выходили не старты областной спар­ такиады, не часто их. видели и на городских соревнованиях. А между .тем, на заводе около семидесяти разрядников, некоторые из них но­ сят или носили титулы чемпионов Ельца. И опять, кто же, как не Виктор Шимаренков, в. том повинен? Он, только он... Вот и в бблссеете ДСО «Труд» говорят: — Одиннадцатое место в области! Стыдно должно быть Шимаренкову! Такой коллектив, а в хвосте плетет­ ся. А в завкоме профсоюза говорят: — Наконец-то у нас появился ин­ структор, который душой болеет за порученное дело. .- Целиком принимаю характеристи­ ку, данную Виктору в завкоме. Не ошиблись и в облсовете: Шимарен­ кову, действительно, стыдно за по­ ложение физкультурных дел на заво­ де. И получается, если суммировать два этих мнения, то «добросовест­ ному, честному» Шимаренкову долж­ но быть Стыдно. Понятно, инструктор физкультуры отвечает за состояние спортивно-оз­ доровительной работы. Он должен быть заинтересован в -том, чтобы Как можно большее число рабочих участвовало в соревнованиях, посе­ щало секции, группы здоровья! Лю­ бят на заводе спорт — честь тебе и хвала, дорогой инструктор. Но ведь о предназначении физкультур­ ного работника можно сказать ины­ ми словами. Скажем: «На .Луган­ ском тепловозостроительном заводе им. Октябрьской революции массо­ вая спортивная работа позволила снизить потери рабочего времени по болезни не 14 процентов и увели-, чить производительность 'труда на 8—10 процентов». В данном случае вряд ли будет справедливым петь дифирамбы только в адрес физкуль­ турных работников. И слава тем, кто не забыл, о главном — об организа­ ции культурного отдыха для своих рабочих. А на «Прожекторных углях» что... Виктор Шимаренков хлопочет, суе­ тится, в чем-то ошибается, но со­ ревнования проводит, походы устра­ ивает, тренирует ручников, боксеров, легкоатлетов, помогает волейболи­ стам, теннисистам... А коснись д е ­ поскольку в лесу много приятней, чем на стадионе, соревнования сры­ ваются. Никто не спорит, массовки—дело хорошее, Но если сами отдыхающие не догадались прихватить с собой пару мячей и волейбольную сетку, то ведь в комитете комсомола, на­ верное, заранее планируют распоря­ док выходного дня, можно было бы подумать о чем-нибудь и кроме бу­ фета. Секретарь комитета ВЛКСМ' б. Хорьков при мне пытался вспом­ нить, были ли случаи, чтобы в соб­ ственно комсомольских Мероприяти­ ях отводилось место спортивным со­ стязаниям. И не вспомнил. Не бегло такого. Комитет — сам по себе, Ши­ маренков — сам по себе... Я не случайно в начале этого Жизнь не зря ЗОВУТ БОРЬБОЮ ло . организации первенств завода, когда его усилий становится явно недостаточно, — сказывается один, как перст. «Завком профсоюза свои обязан­ ности знает, комитет комсомола — тоже, будь добр и ты, Шимаренков, свои знать, тебе за это деньги пла- тят». Да, знает он свои обязанности! И выполняет их, цэк .может. Сам и признает: «Спорт — это красивый праздник, а мне прихо­ дится соревнования организовывать в обеденные перерывы. Ребята в грязных спецовках, уставшие... Поки­ дают мяч и разойдутся. И ни призов для них, ни подарков... Разве такими «праздниками» привлечешь нович­ ков?». Действительно, завком и комитет комсомола не особенно балуют сво­ их спортсменов. Я не говорю уж о премировании лучших, хоть бы гра- моту, книжку какую вручили завод­ скому чемпиону. А то бывало так. Шимаренков до­ говаривается с ребятами провести в воскресенье соревнования, а коми­ тет комсомола вдруг где-то раздо­ был машины и спешно организовы­ вает массовый выезд в лес (причем Шимаренкову об этом ни слова). А разговора подчеркнул, что «добро­ совестный, честный» Шимаренков — беда для «Прожекторных углей». Были до него всякие инструкторы—и проходимцы встречались, — и адми­ нистрация завода голову ломала, что бы такое придумать, чтобы оздоро­ вительная работа оживилась. Ин­ структора вызывали к начальству, корили, советовали, помогали. Иног­ да просто выполняли за нерадивого инструктора его же обязанности. Но вот пришел Шимаренков. Забегал, засуетился — заработал. «Ну и хо­ рошо», — облегченно вздохнули на заводе й о существовании Шйма- ренкова забыли, надеясь, что Вик­ тор («добросовестный, честный, наш, заводской») поставит дело как нель­ зя'лучше. ’ А он не поставил. Потому что од­ ной добросовестности тут мало» Нужна еще и помощь, дружеское участие комсомольских, профсоюз­ ных работников, и, конечно, настой»! чивость, упрямство самого Шимарен- кова. И еще — это уже лично Виктора касается — никогда не надо забы­ вать, что не зря жизнь борьбою на­ зывают. «На рожон лезть» не всегда бывает «глупо». В. САВЕЛЬЕВ. г. Елец. ПОРТРЕТЫ и ЭСКИЗЫ Комедия А Штейна «Последний ла - _ “д », поставленная з нашем драматиче­ ском театре, вырастает из верного на­ блюдения к усопшим товарищам мы полны чуткости, той самой чуткости, ко. . торой им порой недоставало при жизни. ■' Человек нуждается в добром слове, но «что толку:, если оно звучит ли.чн, над его прахом? ...Клавдия Сенежина, капитан-дирек­ тора рыболовецкого сейнера, сняли с должности. Проштрафился, собственно, не сам Клавдий, а его радист, но ведь должен был как-то реагировать ответе! - венный товарищ Понедельник из «Оке. аносельди»* Все заслуги Сенежина ока­ зались в забвении. Даже любимая от. вернулась от опального Клавдия И тут капитан-директор сделал., как говорят, ход конем.. ■■ Когда в американских газетах появи­ лись :прёждевремеЙ 1 ше некрологи, .памяти - М. Твена, великий сатирик сделал краг, кое заявление: «Слухи о моей смерти оказались преувеличенными*: Клавдий .Сенежйн в аналогичной ситуации про- I молчал. И вскоре читал на’ 'траурных' рентах те самые слова, которых жаждал' «при жизни»: «выдающемуся капитану», «бесстрашному покорителю морских глубин». Бюрократическая машина то­ варищи Понедельника немедленно дала ход в сторону чуткости. Все-таки, быть перестраховщиком — хлопотное, ия. фарктное и удивительно неблагодарное дело. ■ ■ На мой взгляд, комедия А. Штейна — сатира. Режиссер В. Пухович расцепил пьесу иначе.; «Последний парад» в его постановке — новогодний розыгрыш, озорная шутка, словом — оперетта. При этом в спектакле, конечно, смягчились сатирические характеристики. Но в кон­ це концов, право художника на собст­ венное прочтение пьесы неоспоримо, и эти строки — не попытка навязать ре­ жиссеру нечто чужое. Можно спорить, . сузил ли режиссер рамки своей граждан­ ской, задачи, но бесспорно, что в этих рамках, им самим очерченных, Ф. Пухо. внч оказался последовательным. Оперет­ та же, как известно, издавна пользуется любовью и призванием липецкой публи­ ки. «Последний парад» не стал В этом- смысле исключением. Разыгранный в лег. ■ ком и ярком оформлении худой; пика А. Нестерова, и сопровождении музыки, *со вкусом подобранной (а частично и созданной) В. Борисоглебским^ спектакль выглядит празднично и идет ло д сплош­ ной,, хохот, и аплодисменты зала. Так: . что в-отношении жанра ■ претензий к. режиссеру .быть не. может. . А вот. при сравненииактерских работ видно, что, внимание к ним режиссера-, было неодинаковым. Если г сравнить за­ конченную актерскую работу, где ха­ рактер героя ясно очерчеще портретом, то можно сказать, что. в спектакле, кро­ ме портретов, есть неподвижные маски н даже .просто наброски, эскизы. Наибольший вклад в успех спектакля, внес Леонид'Ильин. Сейчас; конечно, - рано говорить о нём, как" о сложившемся актере — он играет спой первый сезоп. . Гротескную ситуацию «Последнего’ наэ рада»;. Ильин принимает с волной .серь-: еэносТыо и свободно в пей* существует. ~ Его Сецейсйн,. просоленный морской волк,: в сущности, по-детски простодушен. Он ■ ищет признания, но это .не тщеславие карьериста, а мальчишеская жажда по­ хвалы. Именно поэтому он симпатичен зрителям, а его, что пи говори, риско­ ванная шутка встречает наше понимание и сочувствие. Став «покойником» и убе­ дившись во всеобщей любви к себе, Сенежйн почувствовал себя счастливым и, как говорится, «зажил полной жизнью». С каким удовольствием распо­ ряжается он погребальной суматохой, дает справки о собственных, похоронах! Почти без нажима, вдохновенно прово­ ди т , Ильин лучшую в спектакле сцену «доступа к телу». Журналист Марич в трактовке И! Ко- чержинского— неглупый, но безвольный н пугливый человек. Сенежйн берет в свои руки управление событиями, Марич ■плывет п о :течению, озабоченный больше всего тем, как бы не вылететь из редак­ ции за нечаянно пущенную «утку». Товарищ Понедельник (Л . Бляхер) когда-то был заслуженным штурманом. Его беда не в том, что кабинет с селек- , тором показался ему удобнее штурман­ ской рубки. В этом нет ничего страшно­ го. ' Но Понедельник считает, будто в этом кабинете находится не заслуг сво­ их ради, а цо милости вышестоящих то­ варищей. И бедняга на все готов, лишь ■бы удержаться в мягком кресле. Л уч ­ ш им способом для' этого, по его мнению, янляек я \падывание с почуслова жела­ ний начальства. ■ Таковы портреты в спектакле. В. Су ­ мин, в; роли .милиционера Геращенко — уже .маед.а,.;-Удивительное дело.. Актер, чгя стихия— движение,. танец, выглядит скованным. Л , Бляхер и В: Сумин могли . бы. составить интересную комическую -I пару, но этого ве случилось; потому что они ,не:дополняют, а копируют друг . друга.! . . , Л . Власов— тралмейстер Шомполов— : тоже маска. Не простак, а маска проета- О СПЕКТАКЛЕ Л И П Е Ц К О ГО д р а м т е а т р а « п о с л е д н и й п а р а д » на. Что это за человек в действительно, ети. нам так и не удается узнать. Вре­ менами маска словно спадает, и прореГ застоя лицо свойского парня, друга до гроба. Но это очень мимолетное виде­ ние. , И уж совсем я теряюсь в попытках рассказать о Женских ролях. Даша, в которую влюблен. .Сенежйн (ее иг­ рает А. Егорова), носит платье в горошек, Юля 43. Горячева) — розовое, а Настя (М. Якушкина) — черное. Других различий я не обнаружил.к Есть общий порок в игре всего ан­ самбля. Уже говорилось, что хозгот в за­ ле не смолкает. Но исполнителям, види­ мо, этого мало. У КочержинСкого по­ являются интонации плохого конферан­ сье, он усиленно смакует выигрышные реплики, словно опасаясь, что они не «дойдут» до зрителей. Л . Бляхер и В. Сумик. при виде «воскресшего» Сене­ жина имитируют ужас при помощи не­ натуральных гримас. Кстати, этот ужас -психологически не обоснован: Ведь ми- лшшонер Геращенко видел в окно «по­ койника» беседующим по телефону и доложил Понедельнику, так что оба друга" были в какой-то мере подготовле­ ны к мысли о том,/ что Сенежйн жив. Все это возникает из желания выда­ вить из публики еще немножко смеха, еще немножко аплодисментов. Порою эта цепь достигается. Но, по-моему, она не оправдывает средства. Все-таки вкус — это прежде всего чувство меры. И вее же недостатки не лишают спек­ такль его. главного достоинства— ве­ селья. За эго — спасибо театру. Пае комедиями балуют не часто, Н. ЯКОВЛЕВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz