Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

§ -г Т Е Д А ВНО в Белго- Й > О Р ° Дском краевед- § ^ ческом музее по* о к. явился - новы» экспонат. ^ К Но новым он был только л N для музея, посетители § С которого его хорошо зна- Й ^ ли. Много лет назад в С ^ Белгороде был установ- 8 N лен памятник Владнми- ^ § ру Ильичу, один из пер- 8 Й вух в стране. Его адто- N Й ром являлся художник § Й Георгий Д м и т р и е в и ч О Й Алексеев. Участник ре- О -8 волюциенного движения ^ N с 1905 года, Алексеев еще N Я в ту пору создал серию N § литографий о первых лю- N Й дях революции, вылепил V 8 одии-из самых ранних о 8 бюстов Карла-Маркса. ^ Й После Октябрьской ре- 8 N волюции Алексеев за- N Й дался целью создать X Й скульптурный портрет Й Й Владимира Ильича. Пер- 8 $ вый из них он вылепил в О 8 начале 1918 года. А в N Й, ноябре того же года х Ч Алексеев был принят Ле- N 8 ниным в Кремле и еде- Й 8 лал во время этой ветре- о 8 чи ряд зарисовок с нату- N § ры. Они легли в основу 8 й дальнейших творческих N Й поисков художника. Ме- Я Ч сяца два назад в акто- Й 8 вом зале Осташковского О Особое место в коллекций Рехлова занимает образ бессмертного Ленина. Сотни оригиналов произведений ис­ кусств — дар художников, бОлеё Двух тысяч репродукций, десятки почтовых марок, юбилейных медалей, множество книг и брошюр, посвященных жизни и деятельности Владимира Ильича, в ви. АР тематических выставок экспониру­ ются в пионерских комнатах школ, в красных уголках цехов и рудников, в дворцах культуры. И в других странах экспонировались выставки из собрания Рехлова «Ленине Сибири», «В. И. Ленин в творчестве на­ родного Художника СССР Н. Н. Жуко­ ва», и отовсюду идут в Норильск теплые слова благодарности. Вот что пишут друзья из ГДР: «Мы раДы Вашему со. глаеию отправить нам работы советских художников кЬ. Я. Лёнин в изобрази­ тельном искусстве». Выставка будет от­ крыта к ленинским дням в музее Лин- денау в Альтенбурге. Канав, директор издательства «Зееманн». Человек щедрой души, Иван Рехяов — неутомимый собиратель и страстный пропагандист произведений . передового искусства. Иван Варламович теперь уже на пенсии. Но он полон энергии, твор­ ческих замыслов, неустанных поисков. Особенно многое им задумано и готО= вится к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, с портрета которого за­ родилась его уникальная коллекция. Владимир КОРШУНОВ. (АПН). У н и к а л ь н а я к о л л е к ц и я он почтальоном, продавцом в магазине. Незаметно пролетели три десятилетия труда в Заполярье. И все эти годы Иван Рехлов стремился помочь людям «о. знать и полюбить прекрасное. НачалЬсь все с приобретения репродукции изве­ стной картины -Александра Герасимова «В. И. Ленин на трибуне»! Тогда и роди­ лась у юноши мысль собрать коллек­ цию репродукций лучших произведений искусства. На письма рабочего охотно откликались сотрудники советских и за. рубежных музеев, картинных галерей, издательств. Коллекция создавалась усилиями сотен и даже тысяч людей. И теперь она настолько обширна, что позволяет организовать выставку почти на любую тему из истории изобрази­ тельного искусства, познакомиться с. творчеством мастеров кисти и графики различных Эпох и народов, увидеть продукцию издательств десятков стран. Листы репродукций, альбомы, эстам­ пы, гравюры и оригиналы работ худож. ников уже превысили семьдесят ты­ сяч." И эти прекрасные творения не за­ леживаются на стеллажах и книжных полках в квартире коллекционера. Ты­ сячи жителей Крайнего Севера могут видеть шедевры «Третьяковки» и Рус­ ского музея, Эрмитажа и Дрезденской галереи, Лувра и других сокровищниц. Собраны произведения В. И. Ленина на 100 языках народов мира Таймыр-'— край вечной мерзлоты, по. лярных сияний, суровой, долгой зимы и короткого незакатного лета. Здесь, за 69-й параллелью, раскинулся один из самых северных городов мира, крупный промышленный центр Заполярья — Норильск, насчитывающий немногим более тридцати лет со дня основания. В дом на улице с несколько необычным для этого края названием «Южная» почтальоны часто несут письма, банде­ роли, посылки. Штемпеля на корреспон­ денциях — многих советских городов и других стран, адрес обычно предельно краток: «Норильск, И. В. Рехлову». Присланное не залеживается дома у Рехлова. В читальном зале городской библиотеки имени Ленинского комсомо­ ла жители Норильска рассматривают альбом о сегодняшней Москве, о ме­ стах, связанных с пребыванием в сто­ лице В. И. Ленина, произведения Вла­ димира Ильича, изданные на многих языках народов мира. На некоторых ленинских трудах короткие, но волную­ щие надписи: привет трудящимся Но­ рильска от Генерального секретаря ЦК Французской коммунистической партии Вальдека Роше; на одном из томов Хо Ши Мин написал о том, как Ленин по­ могает бороться против колонизато­ ров. Есть труды Ильича, полученные в свое время Рехловым из Италии от Пальмиро Тольятти, из Берлина от Виль. гельма Пика и Вальтера Ульбрихта, из Венгрии от Яноша Кадара... Уникальная коллекция, содержащая произведения Владимира Ильича, из­ данные почти ыа 100 языках народов мира, красноречиво свидетельствует о победоносном шествии - идей бессмерт­ ного Ленина по планете. Владелец такого редкого богатства рабочий, бывший дробильщик Нике­ левого завода Норильского горноме­ таллургического комбината Иван Рех­ лов по путевке комсомола тридцать лет назад приехал на Крайний Север. Был (Фотохроника ТАСС). N горсовета был обнаружен 8 N скульптурный портрет 8 Й Ленина, выполненный N V Алексеевым в начале § 8 1919 года. , § Й В 1924—25 годах Алек- С ЧТОБЫ ПЛЫТЬ В РЕВОЛЮЦИЮ ДАЛЬШЕ § сеев выполнил ~ несколь- ^ л ко вариантов статуи Вла- 8 § дймира Ильича. Одна из 8 V них — с порядковым но- § § мерой девять, то есть V Й одним из наиболее ран- о N них — была установлена ^ 8 более сорока лет назад в 8 N Белгороде. Ленин изобра- Я Й жен во весь рост, взгляд .Й й его устремлен вперед, Й Й большой палец правой о Й руки заложен в проем § тех пор Ленина имя стало для меня священным. ЛИНА ЯНУШКОВСКАЯ: С именем Ленина в сердце идут в бой и празднуют великие победы советские люди. С самых первых шагов маленький человек узнаёт о Ленине, чтобы на всю жизнь сохранить в душе светлый образ вождя, чтобы мысленно обращать­ ся к нему в трудные и радостные минуты. Н. САЛЬНИКОВА: Ленин дал нам все. Без него не было бы ни нащей ' великой страны, ни строи­ тельства коммунизма, ни космо, пактов. Он в каждой нашей побе­ де, в каждом нашем деле. Н. КАТАСОНОВА: Наша жизнь и Ленин—это понятия, неотдели­ мые друг от друга. Пусть Ле­ нина нет среди нас, но есть его идеи и мысли, воплощенные в Жизнь, в ту жизнь, которой мы ОТВЕТ БЕЗ ПОДПИСИ: Ле­ нин. Мы росли, и рядом постоянно был умный и чуткий человек с добрыми, лучистыми глазами. И теперь, Когда мы стали взрослы­ ми, мы поняли, что каждой сча­ стливой минутой обязаны тебе, наш Ильич... Так думают люди,: которым: се­ годня двадцать,. подтверждая верность ленинским Идеям — де- Мысль эта звучит во всех анке- А вот — слова девушки, кото, рой сегодня. столько же лет, сколько было Хаве Юрьевне,. Ког­ да впервые прозвучала чеканная формулировка Ильича. Она — студентка, будущий пе- — «Ленин — это призма, сквозь которую рассматриваются все на­ ши действия, поэтому в каждом из Нас он присутствует незримо, он верховный судья всех наших дел. Д аж е когда мы не' упомина­ ем вСлиКОго вождя, каждый из нас незримо чувствует его присут­ ствие рядом. Для меня Лёнин — это всё лучшее, что есть в нашей стране, это еще и все то, что свя­ зано с личным счастьем. Мы ды­ шим Лениным и живем им, по­ этому важно изучать его работы. Это невидимая нить между прош­ лым, настоящим и будущим». Говорит наша современница. Строки эти взяты из анкеты, предложенной нами студентам Липецкого педагогического инсти­ тута. Анкета так и называлась: «Лёнин в-моей судьбе». Вот несколько ответов да; пер­ вый! ее вопрос: «Лепин в твоей судьбе, Ленин в тебе и во мне.... Как вы понимаете эти слова?». ЛЮБА БАЧУРИНА: Впервые Ленин вошел в мою жизнь, когда мне было чёш р е года. Отец при­ нёс мне букварь, раскрыл его , по­ казал портрет большелобого чело­ века и сказал: «Это — Ленин». С и в его родное село пришли гит-: леровцы, он стал разведчиком. Од­ нажды, -во время выполнения бое­ вого задания, его схватили фаши­ сты. На допросах Володя молчал. Враги расстреляли его. Героическое начало в человеке — результат высокой преданности Родине и народу. Готовность к подвигу — типично ленинская Черта в характере советских, лю­ дей. Это подчеркивает, отвечая на вопрос анкеты, о том, какие черты Ильича как человека вы хо­ тели бы воспитать в себе В. СКАКОВА: Преданность де­ лу партии, революции, стойкость в борьбе с классовыми врагами... Именно Эти качества Прояви­ лись в подвиге Володи Бачури­ на. Именно эти качества прояви­ лись в подвиге его земляков — двухсот комсомольцев, . которые в труднейших условкях в неви­ данно короткий срок достроили участок железной дороги к Кур­ ской дуге, когда готовилась круп­ нейшая операция Великой Отече-: ственной войны. Именно эти каче­ ства проявились в подвиге комсо- мОльцев-пограничников, давших достойный отпор китайским про­ вокаторам на острове Даманский. ...Подтверждать свои убеждения — делом. Грудиться неустанно и упорно. Строить взаимоотношения с людьми на основе доверия, про- •етоты и чуткости, Этому- мы по­ стоянно. учимся у Ильича —- ре­ волюционера, ученого, человека. отношения к делу. А сколько та- ких'примеров встречаем мы в на­ шей повседневной жизни н рабо­ те! Ленин с нами... — Очень часто в трудные мину­ ты своей жизни я спрашиваю се­ бя: а как бы поступил Ильич?' И это мне помогает избрать верное решение. Изучая ленинские рабо­ ты, начинаешь глубже понимать сущность классовой борьбы, твер­ же и прочнее становится мировоз­ зренческая позиция. Это — один из ответов на по­ следний вопрос анкеты: «Как ча­ сто вы советуетесь с Лениным? Что дает вам изучение ленинских работ?». А вот другие- 11. КАТАСОНОВА: Ленинские работы помогают мыслить серьез­ но и глубоко... НИНА ГАЛКИНА: Учусь у Ле­ нина умению обращать внимание на суть явлений. ОТВЕТ БЕЗ ПОДПИСИ: Не­ смотря на то, что эти работы написаны в прошлом, они инте­ ресны, необходимы нам сегодня, потому чур в них Ленин обра­ щается к людям будущего, то есть к каждому из нас... Д а, Ильич обращался к будуще­ му. Потому он так нам близок и дорог, что.мы. воспринимаем его. жизнь, его труд, как наш сегод­ няшний день, как день грядущий. А. ВЛАДИМИРОВ, И. Рб ЗЁЙФЁЛЬД . НАЕДИНЕ С СОБОЙ А. СТУПИНА: Хочу воспитать в себе такие ленинские качества, как гармонию между духовным миром, словами, мыслями и дейст­ вием; правдивость, скромность и простоту, энергичность и твер­ дость в осуществлении дела пар- ■ртЕНИН в моей судьбе.. Рано I |и л и поздно над этим ' заду- * ' ..щвзетс.я каждый. Вождь пролетарской революции опреде­ лил судьбы целых государств, . на­ родов, всего человечеств'а. Его имя стало знаменем двадцатого столетия. ™Для сельского паренька Толи .Пашкова самой большой мечтой было стать -учителем. Трудно ска­ зать, сбылась бы она, если,бы он . родился на десять-пятнадцаТь Дет.: раньше. Но его юность совпала с великой революцией. Он был де­ легатом I II съ е зд а ' комсомола. Секретарь недавно созданного Елецкого укома РКСМ .услышал ленинский призыв: «Учиться,: учиться коммунизму!». ЩЩ Прошли годы. Сегодня Анато­ лий Игнатьевич—^доктор экономи­ ческих наук, круйный советский ученый, чьи работы переведены на многие языки мира. Хава Юрьевна Зархнна — одна из создателей, елецкого комсомола —так ответила на вопрос, Почему она стала инженером-энергети- — Владимир Ильич сказал, что коммунизм -— это есть Советская власть, плюс электрификация всей страны. Типичные биографии первого ■поколения комсомольцев. ВАЛЯ СОБОЛЕВА: Удивитель­ но ленинское внимание к людям, его простота, ж ажда учиться всег­ да й везде. Г, ПАРШИНА: Умение трудить­ ся, а также — оптимизм и гуман­ ности Л. ГРИШИНА: Как хотелось бы позаимствовать у Ильича его умение работать, желание рабо­ тать всегда, везде, несмотря ни на какие трудности! Трудиться по-ленински — зна- “ ит, прежде всего, трудиться твор­ чески, находить в работе неис­ черпаемый Источник радости. Б представление советских людей о счастье понятие «труд» входит : как важнейшее, неотъемлемое ус­ ловие. Творческий труд строителен Л и - , пецкой Магнитки. Творческий труд молодежи Долгоруковского рай­ она, выступившей *зачинателем большого, государственной важ­ ности дела — механизации живот­ новодческих ферм. Почин Николая Санталова, подхваченный комсо­ мольцами всей области. Это лишь несколько примеров ленинского N жилета, леваярука в N § кармане брюк. а Ч Статуя много лет ук- ч Й рашала площадь у город- Ч 8 ского сквера и стала 8 а неотъемлемой частью о N города.. N Ч Но грянула война. В, N V Белгород ворвались фа- V Й шисты. Первый их отряд Й Й с хода обстрелял намят- с Й ник, н десятки пуль из-, ^ ранили статую. Той же 8 Й ночью группа рабочих, Й Й рискуя жизнью, унесла ч Й памятник и спрятала его Ч й в заброшенном сарае на е > товарной станции. о N Все старания оккупан- 8 N тов и их пособников-пре- § Й дателей разыскать памят- Ч Й ник оказались безуспеш- V Й ными, и после освобож- ^ 8 дения Белгорода он сне- 8 N ва встал на прежнем ме- К § сте. § Й Следы пулевых ране- Ч Й ний и залеченные пробои- 8 Й ны рассказывают теперь й N посетителям музея о 8 Й том, как сложилась судь- Й Й ба статуи... N V ...Ничем не был особо Й ^ примечателен скромный ^ К бюст Владимира Ильи- 8 8 ча, украшавший до вой- § — -___ .................................................Н Ц Я Ц Ц1_________ Ч ны Рудковский кирпич- Й днт экскурсии, беседы и диспуты (снимок внизу справа). Й ный завод на Львовши- ч Здесь же проходил однодневный семинар воспитателей Й не- Мы даже не знаем о , детдомов центральных областей нашей страны, который й имени его автора. Но е был посвящён теме: «Ленин жил, Ленин жнв, Ленин 8 установленный вскоре N будет жить». N после освобождения За- ч 8 падкой Украины, он стал Й. В гостях у ребят побывали старый большевик-рево- й для заводских рабочих Й люционер, участник штурма Зимнего — С. Ф. Бородин Й символом новой жизни. Й и .один из первых комсомольцев Липецка М. Н. Фа- ч Поэтому, когда немцы 8 рафоноа, участник Великой Отечественной войны, бывший Й захватили Львовскую ч летчик, Герой Советского Союза Н. И. Звонарев и сидев- $ ^ " р е Г т и л щ ' с ^ о '- ^ шая в одной камере с молодогвардейцами А. Конопат- ^ мощью нескольких ра- Й кина, Герой Социалистического Труда, горновой НЛМЗ ^ бочих, надежно спрятал с М .'А. Котов. Очень интересной была встреча с учи- ^ бюст.__ Кто-то предал а тельницей-пенснонеркой, в прошлом много лет работав- 8 деТаГельс^а” ^ ^ ^ ^ ^ § шей с Н. К. Крупской в комиссариате просвещения о мужественного комсо- Ч В. :Г. Вйянш. ю мольца. Он не выдал V ; Наконец, здесь в музее можно Побыть одному с | сТка0^ Ул“ ГереИб н еФ|ерну - ^ близким товарищем или подругой, подумать, взвесить ч лись на з а вод и те, кто N прожитое ила только что свершившееся (снимок слева Ч помогал Решетило спря- Ч внизу), N тать бюст. Ч г КУП Ик о к д 8 Так получилось, что § 1. КУДИНОВА. Ч на заводе знали, что ч г. Липецк. , К бюст спрятан, но где — ч Фото В. Ельшаева. 8 оставалось неизвестным Ч ...Володя Бачурин,' учился _ в ■ школе, носил алый галстук пион’е- ра-ленинца. Когда началась война к 100-летию Ильича ряд книг, посвящен­ ных его пребыванию в Нижнем Новго­ роде. Уже вышел из печати путеводи­ тель по ленинским местам. Вскоре вый­ дет книга воспоминаний нижегородцев о В. И.'Ленине, готовится к изданию книга-сувенир,- в которой собраны вос­ поминания о В. И. Ленине выдающихся деятелей международного рабочего дс ..-Дйя: Клары Цеткин, Марселя Ка- шена, Антонина Запотоцкого, Мартина Андерсена-Нексе и других. Педагогической деятельности отца Ленина посвящена готовящаяся к печа- И Л Ь И Ч У посвящается Жизнь и деятельность. Владимира Ильича Ленина, семьи Ульяновых, тесно связаны с Нижним Новгородом —, горо­ дом Горьким. Родители В. И. Ленина, Мария Алек, сандровна и Илья Николаевич Ульяно­ вы, приехали в этот большой волжский город в августе 1863 года вскоре после свадьбы и жили тут до осени 1869 года. Здесь складывались семейные тра­ диции, здесь родились старшие дети Ульяновых — Анна и Александр. Пять раз приезжал Владимир Ильич в этот старинный волжский город, ветре, чался с местными марксистами. Волго- Вятское книжное издательство выпустит личных этнографических предметов, которые были в обиходе в годы сибир­ ской ссылки Владимира Ильича Ленина. Рядом с мемориаль­ ным комплексом соору­ жается современный го­ род Шушенское. Его пло­ щадь — триста гектаров. В архитектурном ан­ самбле особое место займет административ­ ный центр, куда, кроме! учреждений, войдут 8-; этажная гостиница, биб-; лиотека, универсальный - ■клуб-театр. На центральной, пло­ щади города будет от­ крыт памятник В. И; Л е - , нину с барельефами на гранитном Постаменте. Город-памятник соору­ жается молодыми стро­ ителями, приехавшими с комсомольскими путев­ ками на ударную строй­ ку со всех концов стра- она. Недавно с улицы Ленина, 71, в эту запо- едную зону «переехал» дом крестьянина Блохи, а, который в годы ссыл- и посещал Владимир Ильич. Такое же «путе­ шествие» совершило здание волостного прав- ёния. По монетам, зало­ женным под фундамен­ тами этих домов, строи­ теля определили их воз- >аст: оба были построе­ на в первой половине 9-го века. В Шушенском уже на­ чались основные работы по реконструкции мемо­ риальной зоны. На 7 гек­ тарах разместятся 33 крестьянских дома. 20-й век уступит здесь место 9-му веку. Будет вос­ создана обстановка, в которой жил в годы городе» горьковской журналистки Аг­ лаи Анисёкковой и профессора Дмит­ рия Балика. В этой книге собран бога­ тый фактический материал, многие до­ кументы публикуются впервые. Владимир МАЛЮГИН. (АПН). ВАШИМ, ТОВАРИЩ, СЕРДЦЕМ И ИМЕНЕМ Ленин. В южных районах Красноярского края сей­ час ведется сбор раз- Всс началось с поездки ребят в Ленинград. Там, в колыбели революции, загорелись они Желанием изучать жизнь и деятельность Ильича. На общем собрании ре­ шили сделать музей; Стали собирать газеты, журналы, книги о вожде и картины, установили связи с музеями. Письма разлетались в разиые концы нашей страны и за границу. В детдом начали поступать посылки* бан­ дероли.. .. ■ , . . . . . . Еще раньше ребята написали соратникам Ильича с просьбой рассказать хоть в нескольких словах о совме­ стной работе и встречах с вождем. Быстро проходили дни. Наконец, получили первое письмо. Это было не только радостью, но и признанием: если старые рево­ люционеры считают нужным отвечать, значит,' действи­ тельно ребята делают полезное дело. Притихшие, слуша­ ли они письмо М. Н. Алексеева о его встречах с Л е ­ ниным: «Я стоял, как завороженный, рядом с В. И. Лениным. У меня не хватило смелости, решимости что- либо спросить у Владимира Ильича. Я только всматри­ вался в его лицо, вслушивался в его слова, в его речь. Я был потрясен этой счастливой возможностью быть возле Ленина, слушать его спокойную мудрую речь»,— писал старый большевик. А вскоре пришло письмо от Е. Д . Стасовой. Оно бы­ ло нежным, сердечным и напутственным: «Дорогие ре­ бята! Охотно выполняю вашу просьбу и посылаю для музея воспоминания свои о встречах и работе с В. И. Лениным, а также фотографию, на которой я снята с В. И. Лёниным в 1920 году». Много писем получали из музеев Ленинграда, Мо­ сквы, Ульяновска, Казани, Куйбышева, Шушенского. Скоро детдомовцы стали обладателями копии инеем В. И. Ленина в ЦК накануне вооруженного восстания, фотографий участников штурма Зимнего, моряков ле- гендарного крейсера «Аврора». Сердечные и теплые слова привета с самыми нанлучшими пожеланиями полу­ чили из Германии, Румынии, Польши, Финляндии, Че. хосдовакии. Много интересного материала прислали за­ рубежные друзья.. И среди них видный деятель комму­ нистического движения Морис Торез. Ребята под руко­ водством воспитателей, тщательно ознакомились с при­ сланными. документами, систематизировали их, состави­ ли пояснительные тексты. Не раз приходилось об. ращаться к произведениям Ильича ,. учебникам истории и политическим брошюрам. Ребята приготовили подарки музею — альбомы, макеты, стенды (снимок вверху). . И- вот музей открыт. Ребята застыли в торжественной тишине. И пой сводами детского дома звучит Торже­ ственная клятва пионеров своему другу, учителю и вождю: Клянемся так на свете жить, -как вождь великий жил, И так же Родине служить, как Ленин ей служил! Жан КАЦЕР, корреспондент АПН. ^ чей, случайно была обна- ^ N ружена замурованная в 8 5 ней скульптура. Завод- § « ской коллектив решил Й ^ передать ее в дар мест- § ^ ному школьному обще- с N ственному музею, как 8 8 память о событиях, Оте- N явственной войны. ЙС- § § тория скромного бюста Я ^ рассказывает о любви к у 8 Ленину и о героизме тех, ^ § кто спас бюст от титле- ^ 8 ровцев— 8 Й Две истории, две жиз- § ^ ни памятников. И каж- Й ^ дая — рассказ о том, как й ; близко и дорого имя Вла- 8 димира Ильича всем ^ N трудящимся людям. 8 § Л. ГУРВИЧ. §

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz