Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
В о й н а в 5 - м *В% Еще за дверями учитель- " скан она услышала: - — Скажите же — пот по добрались!:. В этом 5-м «В» учиться сонертешю не хо т я т . Замечание сделаешь —- ; в отпет такое скажут... — Это не дети, а... (От крыла дг.ерь — все как по' команде обернулись).—Ага,. Мария Михайловна. Ну, се. годпя ваши и устроили •вой-. ну. Что же они на перемеие делали - - ужас! Вскочили вес на парты н. давай чем попало бросаться. ' «Так и знала, — думала Мария Михайловна. — Одно : й то же каждый день». • Дверь в класс была от крыта. Еще с порога: — Марь Михална! У Га- ' ли ручка -прЬлала! — Галя, ты внимательно посмотрела? Может, ты ее дома забыла? - — Нет, я же ею—писала на литературе. Хватит тебе ныть-ю, «писала»... Растеряша,..---это Сережшш. голос. . Приглашение цвиркать <св- ' тору1ку все" восприняли с удовольствием: мальчишкам правятся такие паузы! Зако пошились^ усердствуют, хло- У. плот крышками, смотрят в - портфели.' : «Чудаки, думают, не до гадываюсь, кто взял ручку. ' Стоит посмотреть прямо в глаза - - стыдятся... Нет, пусть сами скажут». — Ребята, .что мы зря время-то теряем, скажите, у кого ручки? Тишина... — Ну ладно, поговорим в другой раз. V,. - Вышла, с урока, как будто сама получила двойку., На душе было ..отвратительно, по сдаваться не хотелось. . В этот же день Мария Михайловна пригласила ро дите,чей. Долго и озабочен но говорили, о том окруже нии,'в котором живут, ребя та, об их увлечениях, спо рили, стоит ли наказывать детей и как необходимо быть .к ним внимательным, о родительском, достоинстве, и силе Примера взрослого для подростка. : . Поздним вечером возвра щалась они домой, неся груз ^ а то го , тяжелого и длинного дня В самых далеких угол ках Памяти, кац. маяки, воз никали удачные, даже сча стливые дни прошлого года,- Всплывал выпускной бал: белые .платья,-нежные улыб ки, и она — радостная и по-, чти /такая же юная,—в кру- «иа девочек " своего класса, ЛР<ого из лучших в школе. Дикие эго были выдумщики, умницы!.. Вот е темн все можно было ... сделать, "а . эгц... Мысленно перебирала все! го, что удавалось ей за одиннадцать л ет . работы в школе,.. Она понимала, ‘что сейчас надо действовать Как-то иначе, но как? По пробовала со всем классом поговорить — ничего не вы шло, так и не сказали, кто взял ручку. И что удивительно, на Всякие выходки такая спло ченность, прямо горой друг за друга! Нет, тут определенно есть ребята, которые чем-то бе рут и держат всех в своих :: руках. Пожалуй,- самый замет ный — Сережа. Ребята воз ле него так и вьются, каж- шэе его слово подхватывают ^■кажется , гордятся друж б о й с Ним. На уроках сооб ражает лучше всех, а учит ся плохо. То вдруг замол чит, то вспылит неожидан но. ..... Пет, надо узнать, что Лам, внутри, у каждого,' и как можно лучше, а тогда уж думать обо всех. Сережка, Петька и Сашка — Сережа, я к тебе в го-! стй.. Можно? Встревоженно: — Да как хотите, Марь Михалн... По дороге Сережка сме ялся, но иногда внезапно смолкал, тогда на его лице мелькала тренога. А вот и Сережьйя-дом. Ах, вот оно что! Пьяный отец... В доме беспорядок, грязь, валяются опрокину ть!е стулья. Мальчик опу скает глаза. Магерн дома нет. Она работает няней в детском саду,' и смена ее не кончилась. Сережа быстро стал убирать, неловко глядя на учительницу. Мария Михайловна со бралась было ему помочь — . ман. Понимаешь, Петь, у меня сестра тяжело болеет, я ей вот рецепт лекарства посылаю,; надо очень быст ро» а тут, видишь, беда-то какая! Кто же это умудрил ся? Сразу смешался: — Марь Михалн! Если бы. я знал, что вы... в общем ваше письмо, это... Я сейчас его исправлю, правда! Стыдно стало Петьке: рассуждал, _ думая о кда'с^ сном - руководителе: ‘ «Вот человек, -— скажет слово — сам себе противен будешь. Другие вон накричат — и все проходит. А она какая- то не такая». л ! Т Классный руководитель чет так и говорил с каж дым, стараясь поднять до стоинство ребячьей души, пытаясь за детскими ша лостями разглядеть сопро тивление безделью, сделать судьей самого ‘ виновника проступка. - Вот Саша Д., хороший, милый мальчик, такой ти хни, скромный. Надо было присмотреть за Игорем Л., Т г , п Л Т 1 г 1 ' А П 0 Т 0 М ВАРУГ я ^"аш- классный руководи- хуже других? лута.еПШ1ДеМГе ”В УЛИЦУ Пйрту- Сначала все было” М ^ ь ^ \ \ н Т а л н а Т - это"^-’ ^ л а : я - д а , „ о 1 Ну ничегоПГ г» 3аМе“аНИЯ У ™ сй/ Смотрите, какой класс V щий раз приду ’ Мария Михайловна одау нас грязный, неуютный, А - Нет, Марь Михалн вы *аПНСЧу родител8М- ДРУУ» кто его убирает? к нам больше не приходите. пР»ходит. В Дежурные девочки, , обе- "Все равно он напьетея, - ^ собралась ронянсь: спросить у, Саши-.~ вдруг хмурясь сказал мальятш. мгть. яВДлась. - — 1де--'Он -Работает Се- , , режа? — Ну, как тут мои. сы- а они не слушаются, — Какая там оеботч! — ,10к? А 10 я >ж дав,!0 У саготся бумажками, хо ть ‘ не зло ответил он — с “\гпа Еас ,1с бь’лз. “ обращается говори Пока Сережку не -напьется и валяется целый 083 к оассиомУ №Ф<Ш- позовешь - не выйдут из день. Деньги у мамы отбе. ТеЛЮ, (масса. : рет — и потел Мы ~ А разв? БЬ1 Диевник — Ну вот, видите, сами же «профессор» есть, вот его и будут: разбирать». ; — Иди, Саша, успокойся, -после линейки поговорим. Выстроились отряды. 8 мальчишка стоит перед /все ми,хоть и храбрится, а все- таки стыдно — столько ре бят едштрят на пего, да еще ругают крепко. " Мария Михайловна взгля дом стала искать среди сво- * их Сашу. Вдруг встретились ’глазами. Взгляд ее говорил: «Вот видишь, как стыдно!». Тот в ответ низко опустил: голову. " \ ' ' 'ч: «Марь Михална— это да-л!..» . ...Как-то на пионерской пятнице классный руково дитель; , заговорил о том, Что все отряды в школе , участвуют в соревновании, готовятся к юбилею В. И. Ленина, а вот. 5-й «В» в сто- роне, да и как соревновать ся, когда'в классе восемь неусневяющнх, и совет от ряда бездействует?! Что мы, ■ -на третьем месте в дружи, не, братцы! Радость была так велика, что все ребята сидели на уроках нозбужде и и: ы е, взъерошенные, а Сережка получал . замечания чаще других. •’ • И тут на одном уроке .чредседа течь отряда огово рился с учителем. Вместе о криком и бранью в лицо Сергея полетело оскорбле ние: «Бандит ты!». Паренек - „ отмены грубостью. : товарищ. 1 ебята светлели Срачу же собрался о гряд, на глазах. ^ припасили чать, “классного В любом споре малыш- руководителя и начали шек. звучали дорогие каж- «прорабатывать» мальчика, дому учителю слова/ «Вот . «Боже мой, ка'к же это у пойдем у Марь Михалпы нее так вышло?».— думала спросим, тогда ты учна- Мария Михайловна. А А ■ребята возмущаются. Они бежали к ней жало- буквально насели на Г него, — Да/Марь Михалн! Мы ьагься, и ждали от нее Он стоит: такой растерян. н а в с ж р е ч з с о л и . ц » па перемену всех выгоняем, Т0Л1,К0 ПРавДы. Хитрое это ньщ, слези на глазах; как-то ’ Дело — разъяснять детям раза два посмотрел на клас- ошибки взрослого, не уро- сного руководителя, как бы нив его авторитета и не ища защиту, и выскочил из убив в ребятах стремление класса, искать правду: ’ «Весь . день его искала. Вот они все стоят перед Прихожу под вечер к себе Сколько0 его не смотрите? ж ен е уважаем друг друга, тобой и ждут только такого домой,-разбитая окончателен - Как же, смотрю! У не- а разве можно так — • ......- - - - - - - - когда нас :д^™ нетРДа0еще ^ дам все хорошо; пятерки, нибудь сдедаГь? что- совета, который уже заполя «о. Муж- газету читает: нил их сердце: и осталось ь| что заболела?». «Со драться лезет ~Навду^аЛтя~ четверки. Молчат. только утвердить и о -. режка пропал. Не знаю, что МУ застхшатьёя а он мне „ “ Как хорошо? Ну-ка, - В «Пионерской прайде» Не сказать им правду, топерь Дглать?»,^Ну в о т , - как. дает Вот' посмотрите СаШа’ ид,1С,ода-. Покажи читали про тракторную ко- знам'йт, не ^ © ш р а Ш ч а Л юдохнул — опять твои На плече у м аШ к а о а^ ввой дневник... лопну? Все пионеры страны добро и зло, быть справед. ^орон ие налверили. Пои-: плылся сипяк Сашка то ;краснел,; то собирают металлолом па. ливыми- и требовательными дем поищ.ем»* Мария Михайловна при- бледнел, долго конался в "ее А мы что не можем друг к. другу’,, значит,' не .на- Н енова по тому же жала его к себе.'ставшего сУмке — никак ие мощнцн. собрать три тонны? Как ты учить уважать‘ человеческое маршруту. Нигде его пет, внезапно родным’ а он уТ. ти дневника. думаешь, Сережа? - го достоинства, значит, 'иЙ Потом вдруг она вепомнилад кнувшись в рукщ. вьЦьтаки-Раскрыла Мария Михай- ~ Дам’1ето там; з а Ц ^ т о ' быть учителю нх старшим ^А'-а. он" же цирком увлек вал ей свое горе. ‘ - ловна -д№внйк Ъах«Йг.Й ' - •'М9Ж11^ . Надочтолькр, чтоб товарищем. А это самое каетсячь Доме- культуры!»,;: ...Долго в этот вечер Ма- новые странички, а в них вс« "РИ'ОДИ.'Ш, а то прош- важное Для Марии Михай-' Прибежали туда, открыла рия Михайловна говорила с пятерки, четверки и под- лыи раз 11горь увильнул с ловны. Вот почему ей легко дверь в зал - - стоит ее Се* Сережей о хороших людях, писи учителей, нрумедо скб- ®<зркр?сннка- 3 ;е|п« звепь&; стало говорить с‘ М'алвчиш- режка па ецёпе, такой сок о -верных друзьях. И по. дарованные детской рукой. В01.', . к а т * иа пиШТебеких часах? бранный,нужный здесы ко-: -сдапённо ч т о - т о хорошее и Мать нанего: «Ах. ты, Договорились: за любое Шумят, ёпорят-'друг с Дру? му-то. Слезы; побежал» еа- дело браться; всем вместе, том;' а классный руководи ми-собой, а он вдруг увидел Тут же .выбрали актив от- тель молча наблюдает, кто ее, весь встрепенулся и ряда: .звеньевые — мала- как говорит, кого ^ребята фтыбиулся- ей, как самому чищки, а председателе» .-со- ругают, ка кого это действу- дорогому человеку; ? Вета стал Сережка. ет,’ а кто еще не цеяит’"то- . ...Она шла домой, пере- А уже на следующие та- варишества: Вмешивается полненная усталостью, но в кие сборы классный руково. она только тогда, , когда душе было легко и светло, дитель старался меньше- го- мальчишки впадают в край. Радостньге мысли заполняла сердце, оставляя в нем лишь маленькое место для тоже Опять С е р е ж к а . . . ' тревога. Однажды “Петька С. Ре- С аш ^ стоял, всхлипывая, - ^ V - - , г- В. КУЗНЕЦОВА, ; шил поразвлечься на улице: боясь поднять глаза на учи- **.•’. р?!и|зть многое, из гр«- ; !Ура-а! Сережка ко- средняя школа № 30. • .. . . . . т» . .. г- _ . . - - с - . л ГП А1ТА ил’ . ( * т : ? т н т н ; п п л т л я в : кхтчлл--. АЛч» ЛйПвЦК " ‘ - радостное объединяло их. такой-сякой, ты что же это Простились овд' друзьями, делаещь'? Тебя учителя доб- Он теперь радостна ветре, ру-разуму учат, а ты над чал ее, старался опередить ним'и издеваешься! Нет, Ма. других, чтобы выполнить рия Михайловна, ' вы всё /Любое поручение учителыш- ребятам расскажите,' пусть цы. Уборка в классе — и они его, дурака, образумят. Сережа за старшего. Идут в А я ему дома добавлю». , „ , , кино - начеку! ’ - Как же это так. Вот ^ а ^ ; т Ясе 6 л ' Ы|М * * !* ! Мальчишки слушали его досада! Что же . теперь де- с ^ ^ ь е н ^ м И они Ч® СЬ беспрекословно. лать будем? с их мнением, и они распечатывал почтовые яши- тельннцу. - ьи. Откуда ни возьмись — - «Как быть? — думает Мария Михайловна. Бежать классный “ руководитель. — поздно. Сказать всем — ребята его — Ты что здесь делаешь? «съедят». Промолчать — — Да так, ничего, — он может подумать, что я рассеянно произнес Петька] его одобряю, раз ие наказы. Мария Михайловна ио- ваю. О! Есть выход: се- смотрела на ящик. .. годня будет школьная _ди- — Ох, хотела . письмо нейка, вчера же говорили опустить, а тут ящик ело- учителя, в седьмом да кой Нашей дружбе крепнуть Однажды на совете дружины Веша- ловской «осьмилетней школы ребята за говорили о том, как хорошо было бы подружиться с липецкими мальчишками и девчонками. — Давайте-ка напишем письмо в ]тридцать восьмую школу, — предложил КП1-ТО. ]• — Вы знаете, а дружина их тоже ■носит имя Валентины Терешковой! — : подсказала вожатая, бывшая ученица Гэтой школы. И вот первое письмо отправлено. Ре- гбита ответили, что согласны приехать в ■гости к вешаловцам на весенних канику л а х . ■; , ' Наконец, долгожданная встреча. На линейке липчане рассказали новым -друзьям о своей жизни и делах школы, подарили библиотечку книг о В. И. Ле нине, о пйонерах-гёроях. Потом все вместе гуляли по селу, побывали на птицеферме совхоза «Крас ный колос». И, конечно, пели песни. Как же хорошим друзьям обойтись без них?! Встреча принесла много радости ребя там. Липчане увозили с собой подарок вешаловцев — альбом с историей села, которую они написали сами, и новые впечатления. Теперь сельские школьники готовятся к ответному визиту, Н. ПОПОВ, завуч Вешаловской восьмилетней школы Липецкого района.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz