Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

В о й н а в 5 - м *В% Еще за дверями учитель- " скан она услышала: - — Скажите же — пот по­ добрались!:. В этом 5-м «В» учиться сонертешю не хо ­ т я т . Замечание сделаешь —- ; в отпет такое скажут... — Это не дети, а... (От­ крыла дг.ерь — все как по' команде обернулись).—Ага,. Мария Михайловна. Ну, се. годпя ваши и устроили •вой-. ну. Что же они на перемеие делали - - ужас! Вскочили вес на парты н. давай чем попало бросаться. ' «Так и знала, — думала Мария Михайловна. — Одно : й то же каждый день». • Дверь в класс была от­ крыта. Еще с порога: — Марь Михална! У Га- ' ли ручка -прЬлала! — Галя, ты внимательно посмотрела? Может, ты ее дома забыла? - — Нет, я же ею—писала на литературе. Хватит тебе ныть-ю, «писала»... Растеряша,..---это Сережшш. голос. . Приглашение цвиркать <св- ' тору1ку все" восприняли с удовольствием: мальчишкам правятся такие паузы! Зако­ пошились^ усердствуют, хло- У. плот крышками, смотрят в - портфели.' : «Чудаки, думают, не до­ гадываюсь, кто взял ручку. ' Стоит посмотреть прямо в глаза - - стыдятся... Нет, пусть сами скажут». — Ребята, .что мы зря время-то теряем, скажите, у кого ручки? Тишина... — Ну ладно, поговорим в другой раз. V,. - Вышла, с урока, как будто сама получила двойку., На душе было ..отвратительно, по сдаваться не хотелось. . В этот же день Мария Михайловна пригласила ро­ дите,чей. Долго и озабочен­ но говорили, о том окруже­ нии,'в котором живут, ребя­ та, об их увлечениях, спо­ рили, стоит ли наказывать детей и как необходимо быть .к ним внимательным, о родительском, достоинстве, и силе Примера взрослого для подростка. : . Поздним вечером возвра­ щалась они домой, неся груз ^ а то го , тяжелого и длинного дня В самых далеких угол­ ках Памяти, кац. маяки, воз­ никали удачные, даже сча­ стливые дни прошлого года,- Всплывал выпускной бал: белые .платья,-нежные улыб­ ки, и она — радостная и по-, чти /такая же юная,—в кру- «иа девочек " своего класса, ЛР<ого из лучших в школе. Дикие эго были выдумщики, умницы!.. Вот е темн все можно было ... сделать, "а . эгц... Мысленно перебирала все! го, что удавалось ей за одиннадцать л ет . работы в школе,.. Она понимала, ‘что сейчас надо действовать Как-то иначе, но как? По­ пробовала со всем классом поговорить — ничего не вы­ шло, так и не сказали, кто взял ручку. И что удивительно, на Всякие выходки такая спло­ ченность, прямо горой друг за друга! Нет, тут определенно есть ребята, которые чем-то бе­ рут и держат всех в своих :: руках. Пожалуй,- самый замет­ ный — Сережа. Ребята воз­ ле него так и вьются, каж- шэе его слово подхватывают ^■кажется , гордятся друж­ б о й с Ним. На уроках сооб­ ражает лучше всех, а учит­ ся плохо. То вдруг замол­ чит, то вспылит неожидан­ но. ..... Пет, надо узнать, что Лам, внутри, у каждого,' и как можно лучше, а тогда уж думать обо всех. Сережка, Петька и Сашка — Сережа, я к тебе в го-! стй.. Можно? Встревоженно: — Да как хотите, Марь Михалн... По дороге Сережка сме­ ялся, но иногда внезапно смолкал, тогда на его лице мелькала тренога. А вот и Сережьйя-дом. Ах, вот оно что! Пьяный отец... В доме беспорядок, грязь, валяются опрокину­ ть!е стулья. Мальчик опу­ скает глаза. Магерн дома нет. Она работает няней в детском саду,' и смена ее не кончилась. Сережа быстро стал убирать, неловко глядя на учительницу. Мария Михайловна со­ бралась было ему помочь — . ман. Понимаешь, Петь, у меня сестра тяжело болеет, я ей вот рецепт лекарства посылаю,; надо очень быст­ ро» а тут, видишь, беда-то какая! Кто же это умудрил­ ся? Сразу смешался: — Марь Михалн! Если бы. я знал, что вы... в общем ваше письмо, это... Я сейчас его исправлю, правда! Стыдно стало Петьке: рассуждал, _ думая о кда'с^ сном - руководителе: ‘ «Вот человек, -— скажет слово — сам себе противен будешь. Другие вон накричат — и все проходит. А она какая- то не такая». л ! Т Классный руководитель чет так и говорил с каж­ дым, стараясь поднять до­ стоинство ребячьей души, пытаясь за детскими ша­ лостями разглядеть сопро­ тивление безделью, сделать судьей самого ‘ виновника проступка. - Вот Саша Д., хороший, милый мальчик, такой ти­ хни, скромный. Надо было присмотреть за Игорем Л., Т г , п Л Т 1 г 1 ' А П 0 Т 0 М ВАРУГ я ^"аш- классный руководи- хуже других? лута.еПШ1ДеМГе ”В УЛИЦУ Пйрту- Сначала все было” М ^ ь ^ \ \ н Т а л н а Т - это"^-’ ^ л а : я - д а , „ о 1 Ну ничегоПГ г» 3аМе“аНИЯ У ™ сй/ Смотрите, какой класс V щий раз приду ’ Мария Михайловна одау нас грязный, неуютный, А - Нет, Марь Михалн вы *аПНСЧу родител8М- ДРУУ» кто его убирает? к нам больше не приходите. пР»ходит. В Дежурные девочки, , обе- "Все равно он напьетея, - ^ собралась ронянсь: спросить у, Саши-.~ вдруг хмурясь сказал мальятш. мгть. яВДлась. - — 1де--'Он -Работает Се- , , режа? — Ну, как тут мои. сы- а они не слушаются, — Какая там оеботч! — ,10к? А 10 я >ж дав,!0 У саготся бумажками, хо ть ‘ не зло ответил он — с “\гпа Еас ,1с бь’лз. “ обращается говори Пока Сережку не -напьется и валяется целый 083 к оассиомУ №Ф<Ш- позовешь - не выйдут из день. Деньги у мамы отбе. ТеЛЮ, (масса. : рет — и потел Мы ~ А разв? БЬ1 Диевник — Ну вот, видите, сами же «профессор» есть, вот его и будут: разбирать». ; — Иди, Саша, успокойся, -после линейки поговорим. Выстроились отряды. 8 мальчишка стоит перед /все­ ми,хоть и храбрится, а все- таки стыдно — столько ре­ бят едштрят на пего, да еще ругают крепко. " Мария Михайловна взгля­ дом стала искать среди сво- * их Сашу. Вдруг встретились ’глазами. Взгляд ее говорил: «Вот видишь, как стыдно!». Тот в ответ низко опустил: голову. " \ ' ' 'ч: «Марь Михална— это да-л!..» . ...Как-то на пионерской пятнице классный руково­ дитель; , заговорил о том, Что все отряды в школе , участвуют в соревновании, готовятся к юбилею В. И. Ленина, а вот. 5-й «В» в сто- роне, да и как соревновать­ ся, когда'в классе восемь неусневяющнх, и совет от­ ряда бездействует?! Что мы, ■ -на третьем месте в дружи, не, братцы! Радость была так велика, что все ребята сидели на уроках нозбужде и и: ы е, взъерошенные, а Сережка получал . замечания чаще других. •’ • И тут на одном уроке .чредседа течь отряда огово­ рился с учителем. Вместе о криком и бранью в лицо Сергея полетело оскорбле­ ние: «Бандит ты!». Паренек - „ отмены грубостью. : товарищ. 1 ебята светлели Срачу же собрался о гряд, на глазах. ^ припасили чать, “классного В любом споре малыш- руководителя и начали шек. звучали дорогие каж- «прорабатывать» мальчика, дому учителю слова/ «Вот . «Боже мой, ка'к же это у пойдем у Марь Михалпы нее так вышло?».— думала спросим, тогда ты учна- Мария Михайловна. А А ■ребята возмущаются. Они бежали к ней жало- буквально насели на Г него, — Да/Марь Михалн! Мы ьагься, и ждали от нее Он стоит: такой растерян. н а в с ж р е ч з с о л и . ц » па перемену всех выгоняем, Т0Л1,К0 ПРавДы. Хитрое это ньщ, слези на глазах; как-то ’ Дело — разъяснять детям раза два посмотрел на клас- ошибки взрослого, не уро- сного руководителя, как бы нив его авторитета и не ища защиту, и выскочил из убив в ребятах стремление класса, искать правду: ’ «Весь . день его искала. Вот они все стоят перед Прихожу под вечер к себе Сколько0 его не смотрите? ж ен е уважаем друг друга, тобой и ждут только такого домой,-разбитая окончателен - Как же, смотрю! У не- а разве можно так — • ......- - - - - - - - когда нас :д^™ нетРДа0еще ^ дам все хорошо; пятерки, нибудь сдедаГь? что- совета, который уже заполя «о. Муж- газету читает: нил их сердце: и осталось ь| что заболела?». «Со­ драться лезет ~Навду^аЛтя~ четверки. Молчат. только утвердить и о -. режка пропал. Не знаю, что МУ застхшатьёя а он мне „ “ Как хорошо? Ну-ка, - В «Пионерской прайде» Не сказать им правду, топерь Дглать?»,^Ну в о т , - как. дает Вот' посмотрите СаШа’ ид,1С,ода-. Покажи читали про тракторную ко- знам'йт, не ^ © ш р а Ш ч а Л юдохнул — опять твои На плече у м аШ к а о а^ ввой дневник... лопну? Все пионеры страны добро и зло, быть справед. ^орон ие налверили. Пои-: плылся сипяк Сашка то ;краснел,; то собирают металлолом па. ливыми- и требовательными дем поищ.ем»* Мария Михайловна при- бледнел, долго конался в "ее А мы что не можем друг к. другу’,, значит,' не .на- Н енова по тому же жала его к себе.'ставшего сУмке — никак ие мощнцн. собрать три тонны? Как ты учить уважать‘ человеческое маршруту. Нигде его пет, внезапно родным’ а он уТ. ти дневника. думаешь, Сережа? - го достоинства, значит, 'иЙ Потом вдруг она вепомнилад кнувшись в рукщ. вьЦьтаки-Раскрыла Мария Михай- ~ Дам’1ето там; з а Ц ^ т о ' быть учителю нх старшим ^А'-а. он" же цирком увлек вал ей свое горе. ‘ - ловна -д№внйк Ъах«Йг.Й ' - •'М9Ж11^ . Надочтолькр, чтоб товарищем. А это самое каетсячь Доме- культуры!»,;: ...Долго в этот вечер Ма- новые странички, а в них вс« "РИ'ОДИ.'Ш, а то прош- важное Для Марии Михай-' Прибежали туда, открыла рия Михайловна говорила с пятерки, четверки и под- лыи раз 11горь увильнул с ловны. Вот почему ей легко дверь в зал - - стоит ее Се* Сережей о хороших людях, писи учителей, нрумедо скб- ®<зркр?сннка- 3 ;е|п« звепь&; стало говорить с‘ М'алвчиш- режка па ецёпе, такой сок о -верных друзьях. И по. дарованные детской рукой. В01.', . к а т * иа пиШТебеких часах? бранный,нужный здесы ко-: -сдапённо ч т о - т о хорошее и Мать нанего: «Ах. ты, Договорились: за любое Шумят, ёпорят-'друг с Дру? му-то. Слезы; побежал» еа- дело браться; всем вместе, том;' а классный руководи ми-собой, а он вдруг увидел Тут же .выбрали актив от- тель молча наблюдает, кто ее, весь встрепенулся и ряда: .звеньевые — мала- как говорит, кого ^ребята фтыбиулся- ей, как самому чищки, а председателе» .-со- ругают, ка кого это действу- дорогому человеку; ? Вета стал Сережка. ет,’ а кто еще не цеяит’"то- . ...Она шла домой, пере- А уже на следующие та- варишества: Вмешивается полненная усталостью, но в кие сборы классный руково. она только тогда, , когда душе было легко и светло, дитель старался меньше- го- мальчишки впадают в край. Радостньге мысли заполняла сердце, оставляя в нем лишь маленькое место для тоже Опять С е р е ж к а . . . ' тревога. Однажды “Петька С. Ре- С аш ^ стоял, всхлипывая, - ^ V - - , г- В. КУЗНЕЦОВА, ; шил поразвлечься на улице: боясь поднять глаза на учи- **.•’. р?!и|зть многое, из гр«- ; !Ура-а! Сережка ко- средняя школа № 30. • .. . . . . т» . .. г- _ . . - - с - . л ГП А1ТА ил’ . ( * т : ? т н т н ; п п л т л я в : кхтчлл--. АЛч» ЛйПвЦК " ‘ - радостное объединяло их. такой-сякой, ты что же это Простились овд' друзьями, делаещь'? Тебя учителя доб- Он теперь радостна ветре, ру-разуму учат, а ты над чал ее, старался опередить ним'и издеваешься! Нет, Ма. других, чтобы выполнить рия Михайловна, ' вы всё /Любое поручение учителыш- ребятам расскажите,' пусть цы. Уборка в классе — и они его, дурака, образумят. Сережа за старшего. Идут в А я ему дома добавлю». , „ , , кино - начеку! ’ - Как же это так. Вот ^ а ^ ; т Ясе 6 л ' Ы|М * * !* ! Мальчишки слушали его досада! Что же . теперь де- с ^ ^ ь е н ^ м И они Ч® СЬ беспрекословно. лать будем? с их мнением, и они распечатывал почтовые яши- тельннцу. - ьи. Откуда ни возьмись — - «Как быть? — думает Мария Михайловна. Бежать классный “ руководитель. — поздно. Сказать всем — ребята его — Ты что здесь делаешь? «съедят». Промолчать — — Да так, ничего, — он может подумать, что я рассеянно произнес Петька] его одобряю, раз ие наказы. Мария Михайловна ио- ваю. О! Есть выход: се- смотрела на ящик. .. годня будет школьная _ди- — Ох, хотела . письмо нейка, вчера же говорили опустить, а тут ящик ело- учителя, в седьмом да кой Нашей дружбе крепнуть Однажды на совете дружины Веша- ловской «осьмилетней школы ребята за­ говорили о том, как хорошо было бы подружиться с липецкими мальчишками и девчонками. — Давайте-ка напишем письмо в ]тридцать восьмую школу, — предложил КП1-ТО. ]• — Вы знаете, а дружина их тоже ■носит имя Валентины Терешковой! — : подсказала вожатая, бывшая ученица Гэтой школы. И вот первое письмо отправлено. Ре- гбита ответили, что согласны приехать в ■гости к вешаловцам на весенних канику­ л а х . ■; , ' Наконец, долгожданная встреча. На линейке липчане рассказали новым -друзьям о своей жизни и делах школы, подарили библиотечку книг о В. И. Ле­ нине, о пйонерах-гёроях. Потом все вместе гуляли по селу, побывали на птицеферме совхоза «Крас­ ный колос». И, конечно, пели песни. Как же хорошим друзьям обойтись без них?! Встреча принесла много радости ребя­ там. Липчане увозили с собой подарок вешаловцев — альбом с историей села, которую они написали сами, и новые впечатления. Теперь сельские школьники готовятся к ответному визиту, Н. ПОПОВ, завуч Вешаловской восьмилетней школы Липецкого района.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz