Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)

Х ОРОШО в Урусове! И зимой, и летом ты находишься тут во ала- сти красоты русской природы. Другая гордость урусовских ребят — школьный участок. Заботливо выбелены и обвязаны ветошью и бумагой, чтоб не обожгло ярким весенним солнцем, де­ ревья в саду. Готова к работе теплица, дышат запахом ожившей земли несколь­ ко рядов парников. Еще неделя — дру­ гая, и школа наполнятся хлопотами и заботами весенней страды. Как будет— загадать трудно, но зато в/ восйоминани. ях каждого — множество подробностей о том, как было... - Ночью по' тревоге были разбужены старшеклассники. Вместе с ними, как на пожар, бежали к школе и малыши. Ожи­ дался утренний заморозок. Нужно спа­ сать цветущий сад и недавно высажен­ ную рассаду помидоров и капусты; Каждый знал, что будущий урожай — это труд многих дней, это бесплатное Весив в ученических производственных ко человек и кого конкретно пошлют будущим летом... Все это надо любить, в этом — осо­ бая романтика, сельской жизни... Но есть и другая сторона. Поэзия, очарова­ ние сельского труда может, как дым, развеяться, когда ребята сталкиваются, так сказать, с прозой работы на земле. И тогда лишь у немногих останется хлеборобская верность ей .. Норой и любит свое, село и труд хле­ бороба выпускник, а что-то заставляет его расставаться с тем, к чему прпёык с детства, уходит в город, не имея ни це­ ли, ни призвания,- Как убедить таких, что они нужны именно здесь — хлебо­ робами, садоводами, зоотехниками; ме­ ханизаторами, вооруженными знаниями сельскохозяйственных наук? . У ПОРОГА ЗРЕЛОСТИ питание ребятам, живущим в школьном интернате, это наглядные пособия в ка­ бинеты и новый культинвентарь, походы по родному краю и экскурсии в города. Поэтому до самого утра мальчишки и девчонки жгли костры, укутывая от мороза свежую поросль дымом... А сама посадка!.,. Делается это на .вечерней заре, когда солнышко уже цеп­ ляется краем за горизонт. До наступле­ ния темноты нужно успеть высадить и водить слабенькие: ростки.. Тут не до разговоров. Грядка, другая, третья. Уже в полной темноте всё. бредут па речку смывать пыль и усталость, а потом — кому же после этого своеобразного праздника захочется так вот сразу рас­ ходился -— песни и песни, пока глубо­ кая,ночь не поглотит в окнах огоньки и последние звуки трудового дня... Или — осень... Снят- урожай; На больших переменках в школьном вести­ бюле появляются Два ящика с румяны­ ми, ароматными яблоками. Малыши : со­ средоточенно хрустят спелыми сочными плодами и слушают, о чем говорят стар­ шие. " , А те заговорят о выпускниках, близ­ ких каждому людях. К гордости всех, к зависти, любого старшеклассника,, более трети выпускников Урусовской школы учится в вузах и техникумах. Получил Володя Волков письмо от Ольги, стар­ шей сестры, студентки- Тимирязевской академии, — содержание его на другой день известно, всем. Послал совхоз " по путевкам учиться в Рязанский сельско- хозяйственный институт двоих выпуск­ ников — строятся предположения, сколь­ Конечио, отпето» много, проблема крайне сложная. Нельзя не согласиться с таким мнением самих ребят: , — На заводе — машины, автоматика, научная организация труда, а здесь — ручной труд— Оии видят большие перемены в сель­ ском производстве, но было бесполез­ ным трудом убедить их, что они могут сами решить многие исключительно важные проблемы села, приблизить пер­ спективу завтрашнего дня. Ребята от­ кровенно говорили: — Ну-у, когда еще это будет?.. Конечно, тот факт, что пришкольный участок приносит в год шесть-семь ты­ сяч рублей дОхрда, — явление панно.ю- жительнейшее, но оно заслонило другое предназначение его. Здесь должны.в са- мых массовых масштабах закладывать разнообразные агротехнические опы­ ты, будить творческое отношение к ра­ боте на земле, а школа в последние го­ ды свернула их до минимума. В соседней, Троекуронской средней школе, эта беда еще более показательна. Несколько лет назад здесь опытническая работа стояла во главе всего. Проверя­ ли действие минеральных удобрений, влияние сроков высева на урожай раз­ личных культур и т. д. Результаты мно­ гих успешных опытов были использова­ ны на полях совхоза «Троекуровекий». Но это прежде. А вот прошлым, летом опыт был заложен всего один — выра­ щивание картофеля без применения руч­ ного труда, — к тому же весь агротех­ нический комплекс был осуществлен сов­ хозными механизаторами, ; Имели прежде школы и технику — тракторы и прицепной инвентарь. Те- перь вполне естественно, что без опю- ; нательной материальной базы школьни­ ки могут быть лишь ■вспомогательной силой, применимой'для ручной работы. Быть хозяином земли — значит, хо­ зяйничать и над результатами труда. Ми в той,» ни в другой названных школах ученики не принимают участия в плани­ ровании расходов заработанных ими средств. Казалось бы, куда проще: осенью собираются активисты произ­ водственной бригады — и вместе с ди­ ректорш. решают, куда, деньги истратить. В стороне оказались и школьные ко­ митеты комсомола. 1фактически уча­ стия в'работе производственных бригад они не- принимают: А разве ц ё ^ х дело, например, организация лет»!их лагерей труда и отдыха, организация соревнова­ ния между звеньями' воспитательная .работа в летний период?.. Собственно, такой опыт в Троекуропской школе был, но в прошлом году открывать лагерь почему то не захотели. : ' ■ Сравнение «было — стало» не случаи, но. Кое-где в последнее время намети­ лась тенденция к свертыванию произ­ водствен™* . бригад. Это особенно за­ метно па примере Троекуровсьон шко­ лы. Прежде ученическая производствен­ ная бригада на таких же правах, как и совхозные, имела иоле в несколько де­ сятков гектаров. Составлялась техноло­ гическая карта, школьники, принимая не­ посредственное участие в выращивании овощей”и зерновых, знакомились с пол­ ным комплексом агротехнических меро­ приятий, могли применить ;результаты опытничества в массовых масштабах. Теперь от такого участия школьников в совхозном производстве отказались. — Мы считаем, — сказал директор школы Василий Захарович Нечитаев, — что главное — это учеба. А работать ре-., бята пусть будут летом.'' в совхозе. Несомненно, у.чеба—Это главное, и уча. -стие ребят в производственной бригаде должно помогать ; глубже, овладевать знаниями, одновременно прививая ребя­ там вкус к земле, к труду земледельца. Да, совхоз охотно берет школьников на летние работы. Но . организованной, целенаправленной воспитательной рабо­ ты при такой постановке дела нет и не может быть, ибо со школой, со сво­ им ученическим коллективом ребята не связаны. Нужно сохранить участие школьников р производстве, но — че- рез_ ученическую бригаду. Нужен боль, шон размах опытничества. Нужно ре­ бячье самоуправление в бригаде. Лагеря труда и отдыха. Именно на это указало недавно принятое постановление ЦК ВЛКСМ и коллегии двух союзных Мини­ стерств — просвещения и сельского хо­ зяйства «Об улучшении работы учени­ ческих производственных бригад в кол­ хозах и совхозах». Нужно научить на­ ших ребят не только полюбить землю, но и творить, создавать на ней богатства. * . В. ШИРЯЕВ. с. Урусове — с, Троекурово. |Т ИОНЕРЫ Хмелинец- В школе создан музей ** кой средней школы В. И. Ленина. Здесь прохо- деятельно готовятся к зна- дят пионерские сборы, зке- менательной дате — 500-ле- курсии. К о м с о к о л ьц ы- ™ю со дня рождения В. И. десятиклассники проводят Ленина. беседы о Ленине. Первое место держит сей- В период летних кавнкул час отряд «Космос». Из 32 пионеры соберуют 15 тонн пионеров нет нн одного от- металлолома, 3 тонны маку- етающеге. латуры, высадят в деревне И ОД А Р ОЖ И Л Ь И Ч У - У Ч Е Е Б Л . =1! 1ишшц.. г Т йдьйо .шорох страниц. Ин­ тересный книжный мнр обступил юных читателе! Девочка держит в руках книжкуоб Ильиче. Первое знакомство с жизнью великого вождя, чьи заветы навесгда войдут в ее жизнь. . НА (ЛИШКЕ: юные книголюбы пио­ неры Люба Ходырева н Костя Фролов в Ленинском уголке Чашгыгинеетй рай­ онной детекойбиблиотеки. Фото ,11. Зодукоча. !111И111П1ШШ11ШШ!ШШ[1ШШШШШШ:Ш1Н1аШ1ШтПШ1!Ш1К Линовке тысячу декоратив­ ных деревьев. Каждый отряд . собирает книги для Ленинской биб­ лиотеки, которую решено создать в школе. 3. ПЕСТРИКОБА, сотрудник газеты «Донская правда». г. Задонск. Ракетный кружРк - областной станции юных техников готовится к областным соревнованиям школьников, посвящен­ ным Дню космонавтики. На снимке: кружковцы Виктор Диэд­ ра и .Коля Кайлив ведут испытательный запуск. Фото Ю. Клюева. ШШШШШ1ШШШЛ ПОЧЕМУ ОДНИ ЛЮДИ СЧАСТЛИВЫ, ДРУГИЕ— НЕТ? € П ОРОГАЯ РЕДАКЦИЯ! Я ’гА часто думаю о своем ушедшем детстве. Когда я пи­ сала вам, то плакала. Вы, на­ верное, подумаете: с чего бы это вдруг? Мне не с кем по­ делиться своими мечтами, мыслями, нет рядом настоя­ щего, верного товарища. А мне очень хочется иметь его, но еще не встретила такого человека. Вы извините меня, что пишу такое. Я учусь в 9-м классе. Мой любимый предмет — литера­ тура. Очень люблю читать книги, даже не столько чи­ тать, сколько рыться в них. Придешь в библиотеку — й глаза разбегаются, ничего перёд собой не видишь — только книги. Мне нравятся Горький, Лев Кассиль, Чингиз Айтматов. А еще я очень люблю де­ тей. Ну до чего они чудесны, до чего смешны! Когда гля­ дишь на них, видишь себя. Вы, наверное, подумаете, что все в моей жизни хорошо, все ров­ но, гладко. Нет. Иногда бывает так тяжело, что готова совсем не жить. Сядешь и думаешь: «ПОЧЕМУ ОДНИ ЛЮДИ СЧА­ СТЛИВЫ, ДРУГИЕ—НЕТ?» Отец мой странно считает: счастье — это прежде всего любимая работа, а раз любимая рабо­ та, значит, будут и деньги. Он тракторист, работа ему не по душе, потому что мало получает. А оттого дома бе­ сконечные ссоры. До чего же становится тяжело, горько от таких слов... Раньше мы жили в сибир­ ском поселке, недалеко от Братска, а потом приехали сюда. Не нравится мне здесь, люди, и то какие-то другие, не то, что наши, сибиряки. Сколько жадных, ненавистных! Как они мешают! Я хочу после 10 классов по­ ехать туда, где мы жили раньше. Мечтаю встретить своих товарищей. А главное — мою учительницу: Она—един­ ственный мой настоящий друг. Ока живет в Братске, учит 5-6 классы, трудно ей, но она не замечает этого, потому что она свое счастье видит в настоящей работе. Она нас научила видеть и понимать прекрасное в жизни. Разве это не радость, когда зимой дома распускаются клейкие листочки- березы? Или когда передают по радио любимую песню, стихотворение? А раз­ ве мы не бываем счастливы, когда встретили в жизни чело­ века с чистой душой? Жизнь —• это счастье, только, навер­ ное, надо знать, как и где найти его. Вот и написала вам о сво­ ей жизни, о том, как я ее по­ нимаю. Извините меня за все. До свидания, Зина». Вот такое письмо получила на днях «Бригантина». Снача­ ла мы хотели просто ответить Зине, что-то посоветовать ей. Но нам кажется, что за внешним лиризмом откровен­ ного письма скрыт более глу­ бокий смысл. ПОЧЕМУ ОДНИ ЛЮДИ СЧАСТЛИВЫ, ДРУГИЕ— НЕТ! ГДЕ ОНА, ЭТА АКСИО­ МА СЧАСТЬЯ! В этих вопро­ са* поиск себя, смысла своей жизни, стремление посмот­ реть на себя со стороны и спросить: «КТО 8 НА НАШЕЙ БУРНОЙ ПЛАНЕТЕ. В НАШ БУРНЫЙ ВЕК! ЕСТЬ ЛИ У МЕ­ НЯ ТОЧКА ОПОРЫ И РЫЧАГ АРХИМЕДА!». Все это было, остается и будет свойственно юности всех поколений. Поэто­ му мы решили вынести это письмо на суд наших читате­ лей, сверстников Зины. Как вы, юные друзья «Бригантины», ответите на главный вопрос письма школьницы из Усман- сиого района! . Ведь волнует он не одну Зину: многие старшеклассники ищут на него ответ. «Бригантина» ждет ваших писем, друзья!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz