Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
Х ОРОШО в Урусове! И зимой, и летом ты находишься тут во ала- сти красоты русской природы. Другая гордость урусовских ребят — школьный участок. Заботливо выбелены и обвязаны ветошью и бумагой, чтоб не обожгло ярким весенним солнцем, де ревья в саду. Готова к работе теплица, дышат запахом ожившей земли несколь ко рядов парников. Еще неделя — дру гая, и школа наполнятся хлопотами и заботами весенней страды. Как будет— загадать трудно, но зато в/ восйоминани. ях каждого — множество подробностей о том, как было... - Ночью по' тревоге были разбужены старшеклассники. Вместе с ними, как на пожар, бежали к школе и малыши. Ожи дался утренний заморозок. Нужно спа сать цветущий сад и недавно высажен ную рассаду помидоров и капусты; Каждый знал, что будущий урожай — это труд многих дней, это бесплатное Весив в ученических производственных ко человек и кого конкретно пошлют будущим летом... Все это надо любить, в этом — осо бая романтика, сельской жизни... Но есть и другая сторона. Поэзия, очарова ние сельского труда может, как дым, развеяться, когда ребята сталкиваются, так сказать, с прозой работы на земле. И тогда лишь у немногих останется хлеборобская верность ей .. Норой и любит свое, село и труд хле бороба выпускник, а что-то заставляет его расставаться с тем, к чему прпёык с детства, уходит в город, не имея ни це ли, ни призвания,- Как убедить таких, что они нужны именно здесь — хлебо робами, садоводами, зоотехниками; ме ханизаторами, вооруженными знаниями сельскохозяйственных наук? . У ПОРОГА ЗРЕЛОСТИ питание ребятам, живущим в школьном интернате, это наглядные пособия в ка бинеты и новый культинвентарь, походы по родному краю и экскурсии в города. Поэтому до самого утра мальчишки и девчонки жгли костры, укутывая от мороза свежую поросль дымом... А сама посадка!.,. Делается это на .вечерней заре, когда солнышко уже цеп ляется краем за горизонт. До наступле ния темноты нужно успеть высадить и водить слабенькие: ростки.. Тут не до разговоров. Грядка, другая, третья. Уже в полной темноте всё. бредут па речку смывать пыль и усталость, а потом — кому же после этого своеобразного праздника захочется так вот сразу рас ходился -— песни и песни, пока глубо кая,ночь не поглотит в окнах огоньки и последние звуки трудового дня... Или — осень... Снят- урожай; На больших переменках в школьном вести бюле появляются Два ящика с румяны ми, ароматными яблоками. Малыши : со средоточенно хрустят спелыми сочными плодами и слушают, о чем говорят стар шие. " , А те заговорят о выпускниках, близ ких каждому людях. К гордости всех, к зависти, любого старшеклассника,, более трети выпускников Урусовской школы учится в вузах и техникумах. Получил Володя Волков письмо от Ольги, стар шей сестры, студентки- Тимирязевской академии, — содержание его на другой день известно, всем. Послал совхоз " по путевкам учиться в Рязанский сельско- хозяйственный институт двоих выпуск ников — строятся предположения, сколь Конечио, отпето» много, проблема крайне сложная. Нельзя не согласиться с таким мнением самих ребят: , — На заводе — машины, автоматика, научная организация труда, а здесь — ручной труд— Оии видят большие перемены в сель ском производстве, но было бесполез ным трудом убедить их, что они могут сами решить многие исключительно важные проблемы села, приблизить пер спективу завтрашнего дня. Ребята от кровенно говорили: — Ну-у, когда еще это будет?.. Конечно, тот факт, что пришкольный участок приносит в год шесть-семь ты сяч рублей дОхрда, — явление панно.ю- жительнейшее, но оно заслонило другое предназначение его. Здесь должны.в са- мых массовых масштабах закладывать разнообразные агротехнические опы ты, будить творческое отношение к ра боте на земле, а школа в последние го ды свернула их до минимума. В соседней, Троекуронской средней школе, эта беда еще более показательна. Несколько лет назад здесь опытническая работа стояла во главе всего. Проверя ли действие минеральных удобрений, влияние сроков высева на урожай раз личных культур и т. д. Результаты мно гих успешных опытов были использова ны на полях совхоза «Троекуровекий». Но это прежде. А вот прошлым, летом опыт был заложен всего один — выра щивание картофеля без применения руч ного труда, — к тому же весь агротех нический комплекс был осуществлен сов хозными механизаторами, ; Имели прежде школы и технику — тракторы и прицепной инвентарь. Те- перь вполне естественно, что без опю- ; нательной материальной базы школьни ки могут быть лишь ■вспомогательной силой, применимой'для ручной работы. Быть хозяином земли — значит, хо зяйничать и над результатами труда. Ми в той,» ни в другой названных школах ученики не принимают участия в плани ровании расходов заработанных ими средств. Казалось бы, куда проще: осенью собираются активисты произ водственной бригады — и вместе с ди ректорш. решают, куда, деньги истратить. В стороне оказались и школьные ко митеты комсомола. 1фактически уча стия в'работе производственных бригад они не- принимают: А разве ц ё ^ х дело, например, организация лет»!их лагерей труда и отдыха, организация соревнова ния между звеньями' воспитательная .работа в летний период?.. Собственно, такой опыт в Троекуропской школе был, но в прошлом году открывать лагерь почему то не захотели. : ' ■ Сравнение «было — стало» не случаи, но. Кое-где в последнее время намети лась тенденция к свертыванию произ водствен™* . бригад. Это особенно за метно па примере Троекуровсьон шко лы. Прежде ученическая производствен ная бригада на таких же правах, как и совхозные, имела иоле в несколько де сятков гектаров. Составлялась техноло гическая карта, школьники, принимая не посредственное участие в выращивании овощей”и зерновых, знакомились с пол ным комплексом агротехнических меро приятий, могли применить ;результаты опытничества в массовых масштабах. Теперь от такого участия школьников в совхозном производстве отказались. — Мы считаем, — сказал директор школы Василий Захарович Нечитаев, — что главное — это учеба. А работать ре-., бята пусть будут летом.'' в совхозе. Несомненно, у.чеба—Это главное, и уча. -стие ребят в производственной бригаде должно помогать ; глубже, овладевать знаниями, одновременно прививая ребя там вкус к земле, к труду земледельца. Да, совхоз охотно берет школьников на летние работы. Но . организованной, целенаправленной воспитательной рабо ты при такой постановке дела нет и не может быть, ибо со школой, со сво им ученическим коллективом ребята не связаны. Нужно сохранить участие школьников р производстве, но — че- рез_ ученическую бригаду. Нужен боль, шон размах опытничества. Нужно ре бячье самоуправление в бригаде. Лагеря труда и отдыха. Именно на это указало недавно принятое постановление ЦК ВЛКСМ и коллегии двух союзных Мини стерств — просвещения и сельского хо зяйства «Об улучшении работы учени ческих производственных бригад в кол хозах и совхозах». Нужно научить на ших ребят не только полюбить землю, но и творить, создавать на ней богатства. * . В. ШИРЯЕВ. с. Урусове — с, Троекурово. |Т ИОНЕРЫ Хмелинец- В школе создан музей ** кой средней школы В. И. Ленина. Здесь прохо- деятельно готовятся к зна- дят пионерские сборы, зке- менательной дате — 500-ле- курсии. К о м с о к о л ьц ы- ™ю со дня рождения В. И. десятиклассники проводят Ленина. беседы о Ленине. Первое место держит сей- В период летних кавнкул час отряд «Космос». Из 32 пионеры соберуют 15 тонн пионеров нет нн одного от- металлолома, 3 тонны маку- етающеге. латуры, высадят в деревне И ОД А Р ОЖ И Л Ь И Ч У - У Ч Е Е Б Л . =1! 1ишшц.. г Т йдьйо .шорох страниц. Ин тересный книжный мнр обступил юных читателе! Девочка держит в руках книжкуоб Ильиче. Первое знакомство с жизнью великого вождя, чьи заветы навесгда войдут в ее жизнь. . НА (ЛИШКЕ: юные книголюбы пио неры Люба Ходырева н Костя Фролов в Ленинском уголке Чашгыгинеетй рай онной детекойбиблиотеки. Фото ,11. Зодукоча. !111И111П1ШШ11ШШ!ШШ[1ШШШШШШ:Ш1Н1аШ1ШтПШ1!Ш1К Линовке тысячу декоратив ных деревьев. Каждый отряд . собирает книги для Ленинской биб лиотеки, которую решено создать в школе. 3. ПЕСТРИКОБА, сотрудник газеты «Донская правда». г. Задонск. Ракетный кружРк - областной станции юных техников готовится к областным соревнованиям школьников, посвящен ным Дню космонавтики. На снимке: кружковцы Виктор Диэд ра и .Коля Кайлив ведут испытательный запуск. Фото Ю. Клюева. ШШШШШ1ШШШЛ ПОЧЕМУ ОДНИ ЛЮДИ СЧАСТЛИВЫ, ДРУГИЕ— НЕТ? € П ОРОГАЯ РЕДАКЦИЯ! Я ’гА часто думаю о своем ушедшем детстве. Когда я пи сала вам, то плакала. Вы, на верное, подумаете: с чего бы это вдруг? Мне не с кем по делиться своими мечтами, мыслями, нет рядом настоя щего, верного товарища. А мне очень хочется иметь его, но еще не встретила такого человека. Вы извините меня, что пишу такое. Я учусь в 9-м классе. Мой любимый предмет — литера тура. Очень люблю читать книги, даже не столько чи тать, сколько рыться в них. Придешь в библиотеку — й глаза разбегаются, ничего перёд собой не видишь — только книги. Мне нравятся Горький, Лев Кассиль, Чингиз Айтматов. А еще я очень люблю де тей. Ну до чего они чудесны, до чего смешны! Когда гля дишь на них, видишь себя. Вы, наверное, подумаете, что все в моей жизни хорошо, все ров но, гладко. Нет. Иногда бывает так тяжело, что готова совсем не жить. Сядешь и думаешь: «ПОЧЕМУ ОДНИ ЛЮДИ СЧА СТЛИВЫ, ДРУГИЕ—НЕТ?» Отец мой странно считает: счастье — это прежде всего любимая работа, а раз любимая рабо та, значит, будут и деньги. Он тракторист, работа ему не по душе, потому что мало получает. А оттого дома бе сконечные ссоры. До чего же становится тяжело, горько от таких слов... Раньше мы жили в сибир ском поселке, недалеко от Братска, а потом приехали сюда. Не нравится мне здесь, люди, и то какие-то другие, не то, что наши, сибиряки. Сколько жадных, ненавистных! Как они мешают! Я хочу после 10 классов по ехать туда, где мы жили раньше. Мечтаю встретить своих товарищей. А главное — мою учительницу: Она—един ственный мой настоящий друг. Ока живет в Братске, учит 5-6 классы, трудно ей, но она не замечает этого, потому что она свое счастье видит в настоящей работе. Она нас научила видеть и понимать прекрасное в жизни. Разве это не радость, когда зимой дома распускаются клейкие листочки- березы? Или когда передают по радио любимую песню, стихотворение? А раз ве мы не бываем счастливы, когда встретили в жизни чело века с чистой душой? Жизнь —• это счастье, только, навер ное, надо знать, как и где найти его. Вот и написала вам о сво ей жизни, о том, как я ее по нимаю. Извините меня за все. До свидания, Зина». Вот такое письмо получила на днях «Бригантина». Снача ла мы хотели просто ответить Зине, что-то посоветовать ей. Но нам кажется, что за внешним лиризмом откровен ного письма скрыт более глу бокий смысл. ПОЧЕМУ ОДНИ ЛЮДИ СЧАСТЛИВЫ, ДРУГИЕ— НЕТ! ГДЕ ОНА, ЭТА АКСИО МА СЧАСТЬЯ! В этих вопро са* поиск себя, смысла своей жизни, стремление посмот реть на себя со стороны и спросить: «КТО 8 НА НАШЕЙ БУРНОЙ ПЛАНЕТЕ. В НАШ БУРНЫЙ ВЕК! ЕСТЬ ЛИ У МЕ НЯ ТОЧКА ОПОРЫ И РЫЧАГ АРХИМЕДА!». Все это было, остается и будет свойственно юности всех поколений. Поэто му мы решили вынести это письмо на суд наших читате лей, сверстников Зины. Как вы, юные друзья «Бригантины», ответите на главный вопрос письма школьницы из Усман- сиого района! . Ведь волнует он не одну Зину: многие старшеклассники ищут на него ответ. «Бригантина» ждет ваших писем, друзья!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz