Ленинец. 1969 г. (г. Липецк)
улыбалась от всей души, потому что по- настоящему любит своего Сережку и всей душой радуется его малейшим ус- ' пехам. Иначе ока не может. Это е е ; жизнь. Ее боль. Ее радость. Ошибается Саша Власов, отождеств ляя Сергея Петрова и В. Титова. Это не автобиография на сцене, а художе ственное произведение. В своих оценках спектакля ребята показали очень тонкий художествен ный вкус. К их серьезным, глубоким мыслям, суждениям надо прислушаться актерам, художнику и режиссеру. Ребя та не терпят фальши. Это хорошо. В оценке подвига есть разные мысли, разные высказывания. Часто долг, обя занность приравнивают к подвигу. Я думаю, всем ясно, что уступить в трам вае место старушке и броситься под поезд, чтобы спасти ребенка, — по ступки несоизмеримые. У Александра Матросова было два пути—вперед, к дзоту, и путь назад. И не было одного: времени на размыш ление, какой путь выбрать. Но перед броском грудью на амбразуру, перед; броском в бессмертие, у него была вся жизнь. И человек мелкий, слабоволь ный, привыкший выбирать в жизни путь наименьшего сопротивления, жить только ради себя, забыл бы о первом пути, он для него просто не существо вал бы. Заставить себя выучить урок, решить трудную задачу, усидеть за учебником, когда на улице гоняют в футбол, — еще не подвиг, но непременный путь к нему. Качало к тому, чтобы в трудную ; минуту, за считанные мгновения, отде ляющие человека от героя и труса, ; выбрать именно первый путь. — путь вперед, на амбразуру. Героев не рож дают мгновения, их рождает вся про житая жизнь. И если у тебя сегодня не хватит воли усидеть за учебником, то помни, завтра у тебя не хватит воли преодолеть страх. Тот страх, который делает человека трусом и предателем. Человеческий характер складывается из малых поступков так же, как море начинается е капли... С искренней любовью, ваш — ( * [ ЗНАЮ .^ч ^ ; ; йам не и даж е самого; ав- у 1 удалось . срзда'ть с о - т о р а повести Титова (Люба верщеЩше драматур-,'Ородоля ,' 28-я школа), гическое -произведение, мно- " / Сердце бьстря учащенно, го недостатков в постановке когда читаешь рассуждении спектакля, ; но иценно-эуш- о жизни начинающих жить дистальный посыл, кажет- людей. Я-радовался за вар, ся, н аш ел , своего адресата, дорогие юноши.и, : Почти все ребята-рецен- пбтому что уверен:, ыл пони. |щв|*тьгЯ правильно пеня- маете, в чем смысл. жизни, Ли, что т хотел ' сказать зинете, что - такое ■бш'-ьшое, . н а т р своим , с 1 Щ 1 ЙЯ.клем, а ..человеческое ;счастье .и . как . э т о ' "для нас большое, сча- оно Добывается. Пз вас-то стье...‘ а . > ' е - а ; , у ж не Гпо-лучатся Ппустдр Ребята ^иалнеали^интерес- порожние . пустоцветы, . ло- ные рецензии к спектаклю: ботрясы; т е -оч ен ь задумы- еегь глубокие, немного оши- вающиеся, куда .применить Сочные, но все. они напнеа- свои молодые силы, а, _ ны не равнодушными людь- Таня Авраменко- из 88-й ми. .За - каждой строчкой школы пишет. шпрммс.р: чувствуется живое биение «Жизнь... Сколько труда в юношеских сердец, чистота этом слове! Жизнь... Как ты и искренность. сложна! Как сделать гебя БЫЛ тронут, читая высказывания ребят. Некоторые из них наетоль- . ко глубоки, искренни и непосред ственны, что нельзя остаться спокой ным, изучая их. Как человек и как писатель, я по- настоящему счастлив оттого, что труд наш не пропал даром, не оставил рав нодушным зрителя, того зрителя, которого мы всегда, неотступно имели в виду. И если этот зритель,;посмотрев спектакль, задумался над своей жизнью, соразмерил ее с той, которую видел< иа сцене, и стал чище душой, мужествен нее сердцем, то о большем счастье мы, создатели спектакля, не мечтали. Значит, мы тоже недаром ходим по этой земле. ПОДВИГ ГЛАЗАМИ литературы ЮНОСТИ Т. И. Толмачева (7-я школа); Н. С. Шинковская (15-я школа); И. А. Рус ских (28-я школа); И. В. Зверева, В. И. Данилова (38-я школа); И. Ф. Овеш- кова (46-я школа) и другие. Для того, чтобы спектакль не превратился в простое развлечение, чтобы приучить ребят задумываться над проблемами спектакля, разви вать самостоятельное суждение о виденном и слышанном, мы пред ложили ребятам написать свои от зывы о спектакле. Рецензии в пяти школах писали более пятисот уче ников. Я знаю, как это трудно—в 15—17 лет верно определить главное в про исходящих событиях. Но отзывы ре бят еще и еще раз свидетельствуют о том, что спектакль, герои, собы тия, развернувшиеся на сцене, близ ки и понятны им, современны. Со всей своей юношеской непо средственностью рассказывают о своих впечатлениях мальчишки и девчонки. Сейчас, держа в руках эти рецензии, я думаю: если такой богатый воспитательный материал дает один спектакль,■;то какую ог ромную помощь окажет школе си стематическая дружбе с театром! п. ПЛОХИХ, руководитель секции эстетического воспитания Липецкого областного отделения педагогического общества РСФСР. ГА СЕМ известно, что ребят при- влекает герой, который про являет спокойствие и мужест во в опасной обстановке. Простой, незаметный, порою внешне непри влекательный человек, он в нужную минуту правильно определяет свое место в событиях, свое поведение. Театр всеми своими сценически ми средствами помогает увидеть на сцене такого героя, вызывает по- ность увидеть молодых героев своих современников, прообразами кото рых явились конкретные, живые лю ди. Причем, один из них, Владислав Титов,—их земляк. Он же вместе с режиссером Липецкого областного драматического театра, заслуженным артистом РСФСР К. Миленко—автор героической драмы. Кроме того, автор и его жена Рита несколько раз приезжали в Липецк для непосред- . ВЛКСМ Е. М.: Тяжельников, секретари ЦК ВЛКСМ, секретари правлений' Союза писателен СССР и РСФСР. . Открывая совещание, секретарь правления Союза - писателей; СССР В. М Кожевников „выразил, уверен- К - ност.ь, что .молодые,-литераторы будут, достойными пре- В- емниками и .продолжателями, всех лучших традиций со- 2 ветежои ,литературы, верной принципам партийности и 2 . народности. 2 . .Д о б р ы м напутствием, молодой, литературной смене г прозвучало выступление первого секретаря правления « Союза писателей СССР К. А. Федина. 5 . — Вы. прпехали,;— сказал о н , ,— е надеждой, на “ обогащение своего писательскою искусства. Одно это 2 - очень, много -говорит о возможностях нашей ^литературы. С - Вы будете работать, на семинарах, будете разбирать , г свои труды, которые вы привезли с собою. Будете го- 2 2 воригь о специфических вещах — о средствах выраже- ^ В ния своих мысл-|й . в худржёствённрй ф орм е , ' Начнется - Е перечисление литературоведческих термитов, без кого- 2 2 рых мы не можем-жить. Начнется перебирапис' жеччу- 2 2 га и простой гальки. Начнется критика. Это хорошо. Я 2 2 уверен В этом — предшествовавшим опыт показал. це- 2 2 лесоо.бразность; . полезность такого рода больших 2 ц встреч. , 2 2 С большей првдшкцМШнной,. речью, ■полной,-раздумий 5 Е о судьбах родной- литературы, ее будущем обратился к 2 2. участникам совещания секретарь правлении Союза пИ-‘ 5 : сателен СССР Н. С. Тихонов. ;; Е Д лЩ Ь этов , и пдозацков, подчеркнув он, долг и выс- ; шар честь — создать произведения, воспевающие народ, м Щдийу, | Н ■яркими С1радиц1ми :Лени- ; шшму еовёт&ото'й? 25 Ш :ва. « Мо»лодому советскому писателю есть что сказать со- 5 . временному читателю — созидателю нового мира, пре- « образоватслю . природы, проникшему в космос н в нсд- 1 I ра земли. Е . ::-С: й ^ о ^ а я ^ с о в С т - 5 ская литература® выступил секретарь ЦК ВЛКСМ ! А. И. Камшалов. . -: - . ; - - ; Сегодня;- как- и -всегда,- сказал он, старшее поколение 5 писателей 'следует замечательной, идущей от Максима : 1 орького, Традиции — любовно заботиться о своей 3 смене,. щеЖро делиться" с Нею своим жизненный и гвор- : ческйм ойытом,- зажигать молодые сердца чистым пла- 8 менем революции, нерушимой верности идеалам комму- ; инзма, делу'шелИкого Ленина. : В эти дни, когда весь советский народ готовится д о " 3 сгоипо встретить 100 летне со дня рождения вождя 5 революции, мысли н чувства всех советских людей обра- ; щепы к Л енину ,В -б орьб е 'з а победу-'комм'унизтйа мы ; , ■ постоянно' черпаем ., силу й вдохновение в .могучих лё- • 3 нинскнх идеях. 3 Дружеская помощь молодым писателям, открытие но- ; вых талантов — старые и добрые традиции комсомола- ! • ских организаций. ,--■■■■: 1 3 Всесоюзные- совещания — не только университеты 3 профессионального мастерства; но и — что особенно ! ; валено — они обращают молодых литераторов к гене- 5 ральным проблемам .нашей жизни. Они наполняют гду- 5 боким смыслом понятие социального заказа комсомола 3 писателям. Существо его состоит в том, чтобы всегда 2 ; - быть в гущ е ‘молодёжи, жить и - творить' по законам Я : большевистской правды, искренне и взволнованно ото- 2 ■. бражая героику вашей жизни, помогая формированию Я ; подлинно коммунистического характера. : Характеризуя современную международную обстанов- 2 • ку, А. И. Камшалов говорит об обострении идеологйче- Я 3 ' ской .борьбы двух миров, нарастании открытой агрессии- Я : пости империализма, угрозе расизма и неофашизма. И 2 ; это с особой остротой ставит перед каждым писателем Я ! проблему чистоты и твердости идейных позиций , , . Я : " Советские, писатели создали немало ярких талантли- а • вых книг о рабочем классе. Но до сих пор у пас ощу- Я ! щается явный недостаток значительных произведении на 2 ; эту тему, высоких по своему эмоциональному н идейно- ; 2 ■ .му звучанию. Глубокого творческого осмысления тре- Я : буют сегодня процесс!.., происходящие « современной 2 деревне. 1 „ . Я | ^Ленинский комсомол всегда считал одной из самых 9 I почетных и ответственных своих задач подготовку мо- г • лодежй к защите социалистического отечества. Я | Скоро вся наша страна, все прогрессивное человеке- 2 | стпо -торжественно отметят 100-летие со дня рождения - ■ вождя мирового прр л ет |§§ |т а , основателя первого в Я ! мире социалистического государства Владимира Ильича ! Ленина. Для советского народа, для нашей молодеж-п, | говорит А. И. Камщало», ' это большой и радостный • праздник. Леи'ипскнй Комсомол рассматривает его как ; ... I з:ш.менателы 1 ий -рубеж в своей работе по ком.чу кисти- - « ческо.му воспитанию; молодежи. От имени ЦК ВЛКСМ [ : А. Н. Ка.мшалон шаражает уверенность, что молодые : ! литераторы отдадут всю силу своего таланта делу | ; воснитання нового человека. ■ ; 26 марта совещание молодых писателей продолжало 2 | работу. - - - - .. ’ я 1 : , . (ТАСС). 2 Вы буд ете настоящими лю д ьм и ВОЛНУЮЩАЯ ВСТРЕЧА I ' л .К ^ /1 ^ , 1 1 Н н н 1 Очень радуют серьезные размышле ния ребят о жизни, и не только о той, которая прошла перед ними, но и о своей, о своем месте в жизни, о' цели жизни, о ее смысле. Теперь конкретнее о высказываниях, мнениях ребят... Очень ошибается в своих .суждениях Светлана Дорофеева. Плохо и горько, если она действительно думает так о людях, о женщинах. Она пишет: «На месте Тани любая другая женщина, не задумываясь, бросила бы его. Зачем калечить свою жизнь!». А. С. Мирош ниченко впадает в другую крайность. Она не понимает, что не надо было Та не принуждать себя улыбаться. ©на прекрасной и жизнерадост ной?». А. Козлов из 38-й школы говорит, что крепко у него засела мысль: «Какую все- таки надо иметь силу воли, чтобы побороть в себе ■мысль, что ты ненужный, че ловек, лишний' на земле». Хорошо о своих мыслях и чувствах рассказали и ; мно гие другие ребята. Так много мыслей и рас- суждений я узнал от вас, друзья , причем много новых и неожиданных для меня— обо всём не рассказать. Ска жу только одно: перечиты вая ваши взволнованные строки, я как бы заново пережил, всю эпопею от з а мысла пьесы до создания спектакля. Спасибо вам, дорогие друзья! К., МИЛЕНКО, ре жиссер, Липецкого об- , ластного драматиче ского театра, заслу женный а р т и с т РСФСР. К ребятам обращается ток эмоций, заставляет их быть как бы соучастниками событий, происхо дящих на сцене: В прошлом году Липецкий област ной драматический театр подготовил к постановке по пьесе В. Титова и К. Миленко спектакль «Всем смер тям назло». Героическая драма — так назвали его авторы — вызвала большой интерес у старшеклассни ков. Им предоставлялась возмож- ственного участия в подготовке спек такля. Секция эстетического воспитания областного отделения педобщества РСФСР решила организовать коллек тивный просмотр этого спектакля старшеклассниками города. Актив ное участие в этой работе приняли учителя города Ю. И. Перелето- ва, Н. И. Шацких, Б. Э. Левина, ...трону 1 ь н а с . , , , „ Галя Куликова, ученица 9-го «Б» класса ,28-й школы: — Больше всего мне по- нравидся эпизод, когда Сер гей впервые за дни болезни встает с постели: Смотри те! Он с большими усилия- :ми поднимается, вскакивает рывком и... падает. Какая боль на его лице! Но он не останавливается Ои повто рил и второй, и третий раз! - И вот эта долгожданная секунда! Встал!.. Вы пб- трудно было ей,,Тане!.. Саша Воротникову уче ник 8-го «Г» класса 38-й школы; — Вспомните: в больницу заходит незнакомый, он уз нает, что чёловеку, попав шему в беду, нужна кровь. Это Петренко, он не знает Сергея, Сергей не знает его. Незнакомец не расспраши вает,’ что случилось с Сер геем. он знает, что кровь нужна как можно быстрее. Я тоже отдал бы свою глазами , вдаль,- говорит: «Мы будем жить всем смер тям назло». Понравилась именно потому,.что это был своеобразный отпор болез ни, беспомощности н, нако нец, смерти. Галя Пожидаева, учени ца 9-го «В» класса 16-й школы: — Вот эпизод, когда Сер- гей решает броситься под поезд, но сто останавливает шофер. Здесь прибегает Таня, жена Сергея. Она Эю второй Николай Ост ровский! Наташа Тукачева, ученица. 9-го «Б» класса 7-й .школы: — После этого спектакля долго еще жили разговоры между нами. Особенно 1 сто вспоминали подвиг, с вершенный простим совет ским человеком. Я думаю, что Сергей останется надол го жить в наших сердцах. И если-надо будет, то' мы, как и он, постоим за жизни людей! ; 1 ( 1ожНО Г») Ы <_ ;ния читать эпиграфы к ре цензиям. Все они но-разно- му, но точно определяют идею произведения. Честно говоря, не думалось даже , что ребята возьмут себе «на вооружение» Вольтера (Нина Жирова, 15-я шко л а ) , Шекспира. (Витя Бо чаров, 7-я школа) , . Галя КУЛИКОВА Тоня БИРЮКОВА Наташа Жулькова, уче ница 9-го «Б» класса 28-й школы: , .' .V .л . Прочтя повесть «Всем смертям назло», я .как бы заново посмотрела иа лю дей, на мир, в моей душе все остановилось. Я. д ум а л а - о герце повести Сергее Пет- рове и .его жене Тане, когда шла в школу и гуляла. Когда приходилось трудно, я опять вспоминала Ташо и Сергеи, их любовь, пре данность, их мужество... Тоня Бирюкова, ученица 9-го «А» класса 28-й школы: —• Мне надолго врезалась в память сцена, где старик Егорыч просил свои руки Люба СТОДОЛ Я Виктор ШАЛАВ ИН лё, потому что я не могла молчать. ■ Оля Патрушева, ученица 8-го «В» класса 38-й шкалы: ~~ Спасибо автору и всём, кто создал образы героев повести, за все хорошее. По сле спектакля мне захоте- лось сделать что-нибудь стоящее, чтобы: принести хорошее людям. Таня Поповичева, учени ца 8-го «Б» класса 38-й школы: - — Настроение было от личное. Я думала: если б все люди стали такими- муже ственными и честными, как Сергей, а - девушки — вер ными своим ^любимым пар ням, как Таня, то наша пла нета стала бы еще красивей, а страна быстрее бы при- шла к победе коммунизма. КАК ПТИЦА ДЛЯ ПОЛЕТА На снимке: К. Миленко. Старшеклассники о героях повести и спектакля „Всем смертям назло' отдать Сергею. Чувства бла годарности,: любви охвати ли меня; когда я слушала эти слова. Умирающий че ловек думал не о себе, а - о постороннем человеке! Вся эта сцена пронизана боль- - ними человеческими , чувст вами, которые не могут не бросается к Сергею, обни- мае?; но I ' I ' отступает от него и со словами: «Пре датель! »- -ч—. дает ему поще чину,-Снова обнимает его, говорит ему ласковые слова. Во время этой сцепы я очень волновалась, пережи вала и даже, плакала. Как смотрите, какая « улыбка на его лице, какое счастье! Сергей делает первые ша- кровь, если она нужна была человеку, который попал : в беду. • Таня Авраменко, учени ца .,8-го «В» класса 38-й шко лы: Тамара Кос тона, ученица 8-го «Г» класса 28-й школы: — Мне больше. всего - по нравилась последняя сцена: .Сергей, глядя, сверкающими —• Вот она, современная •молодежь! Вот еще два ; самых лучших воспитанника комсомола! Вот живой при мер героической жизни. Приветствуем делегатов IV областной конференции педагогического общества РСФСР! Сцена из спектакля. Сле ва — Егорыч (артист Д. Корсаков), справа — Остап Иосифович (артист И. Захаров). Фото Л. Черкашина. Сцена из спектакля. Слева г - Таня (артистка 3.~ Г рячева); с п р а в а '-г Сергей Петров (артист В. Звон). Фото Л. Черкашина,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz