Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

5 ли .«летучку». Кто будет читать пер­ вую 'лекцию? Доверили мне. Клуб гудит. Завалубом; розово­ щекая молодая девушка, услокаива- е.г.меип и моих товарищей, пришед­ ших «поболеть». ■ - Началась лекция. Замечаю в гла­ зах внимание, интерес. Кончаю лек­ цию под аплодисменты. Кто-то жмет мне руку, кто-то хлопает по плечу, но ничего первое время не пойму. Возвращаемся, радуясь;успеху, об­ суждая реплики ц мои, промахи. Че­ рез йолчаса сидим в тепло натоплен­ ном классе и вкушаем «королевский удеин»'но случаю первого успеха. Несколько отвлекусь от дальней­ ших событий и попробую проаналн- •проншь, иодв-сы итог *первым» трем дням. ' Для жителей сел, по которым мы проходили, турпегы—не новость. Другое дело, когда по селу проле­ тала весть о гем, что пришли тури­ сты-агитаторы, Люди менялись на глазах. Из разговоров можно было понять, что такими посещениями не только туристы, но и лекторы штат­ ные их не балуют. Все спят. Устали ребята, да и как ,че устль; двтдцать киломигрой ьо- задн, из них добрая ?йШшнЙа^без!! доро I к , .л шил \ > 1 ром—шгои .1 В' ■ ’путь. - ' ' - ' Интересный случай произошел на . ферме в селе Поддубовка. 1ам но плану мы должны ’были прочиТагь лекцию. Пока собирался народ, сне- ли десятка три песен. Мы пели, ни­ как не л\мая, -ио л о .1 б^д. I при­ чиной бй^ого Внимания к нам. Галя Пенькова кончила лекцию, а народ продолжал сидеть на своих местах.' Сначала мы не поняли, чем это вызвано, но потом сообразиЛн— рабочие совхоза ждут художесчвен- ЧТО У ВАС Р Е БЯ ТА , в рюкзаках' У «Моднки» — свои «жизнен­ ные принципы» и устав, где за­ писано: «Если ты хочешь решить проб­ лемы, которые еще не решены, если ты хочешь ответить на во­ просы, которые еще никто не за­ дал, можешь стать членом моло­ дежного клуба». Примечание к уставу: «О возрасте твоем не сообщай, ибо он не ограничен, будь тебе даже сто лет, лишь бы у тебя было юное сердце». Клуб с таким уставом уже при кома комсомола, Юрий Грабилин, Петр Конрненко, Геннадий Крик. Изобрели и свою эмблему. Решили: пусть все в «Модике» будет лишено шаблона! Спорить — так спорить! Смеяться — так смеяться! Петь — так петь! Спорили. Смеялись. Пели. А уже рождались новые планы, идеи. «Модика»— дискуссионный молодежный клуб возник как плод всеобщего интереса и горя­ чего энтузиазма. Г. КУЗЯ НИН, наш нешт. корр. денческого очага». Правда, преж­ де чем эго произошло, создате­ лям «Модики» пришлось поло­ мать голову. Временный комитет из девяти человен предложил рождении мог рассчитывать на успех: кому же из современных молодых не хочется получить удостоверение, которое, хотя и (так шутили организаторы) «не дает права проезда в автобусе «зайцем» и не служит докумен­ том, освобождающим от работы», зато зачисляет тебя в разря д лю­ дей думающих, ищущих? В «Модику» влился «дух сту- провссти анкету, «чтобы сразу было ясно, чего ребята хотят от нового клуба». Потом . избрали совет. В него вошли Виктор Худошин, бывший инженер, а теперь секретарь гор- Зто начиналось Так. В воскресные дни ребята в «штормовках» собира­ лись у стен педагогического : инсти­ тута, затем уходили в лее, учились туристским . а р с муд рост я м. В эти дни .и возникла идея много­ дневного похода. Было много спо­ ров о том, как провоста-..его лучше, но в конце концов пришли к общему решению — посвятить поход няТиде-■ ;сяталспаю Советской \рм •, Iро и тать 10,5.110-13.41.1,1 Но л ы , 4 10 - рим Вооруженных ( .ы I ю, ьомола Как всегда бывает перед большим делом, было много суеты, иолпмкш. В который раз проварки снаряже­ ние, запасы провизии и здоровье ■каждого члена «оперногоДесанта». — Группа готова-выйти на марш- рут, —коротко 1..1 П' 1 1 ЙМ комиссар Юр .я 1шеи. Пролгельйгудн йоследЩие» 'доми®! поселка тракторвдЩтоацада; Срлош- нюй стеной по обе стороны дороги встал заснеженный' лее. | Тишина. Лишь изредка пронесется мимо гру­ зовик, гремя на снежных ухабах, и снова тихо. Немного жутковато по­ гружаться в безмолвие леса. Быстро темнеет. Лес наливается чернильным сумраком. /у''" .у-:Р^уВуУ! .Комиссар высылает вперед развед­ ку. Вскоре мы встречаем ее: ночевка есть. Спаливаем рюкзаки п красном уголке леоного кордояа, переодена- емся в сухое, вытаскиваем спальные мешки. : Все успокаивается, . н- та.рнст берет первые аккорды,"и вот уже -.1 1е(I I 1!„■14,—ИV,?МО 1Р\ 1 I ыч Отбой. Д олго ле затихают- разго­ воры — ведь так много впечатлений. Утро, легкий морозен, чуть брез­ жит рассвет. Батальон «снежного де­ санта» уходит в самый далекий и самый трудный переход длиною в тридцато два километра. По плану припал в Ямайском лесничестве. На­ чался второй нелегкий день. Потяну­ лись длинные до бесконечности кило­ метры. Единственный, но, пожалуй, самый высокий фактор в поднятии духа — лес, снег и синее безоблач­ ное небо. На десятиминутных, прчгва- . 1.1 т всматриваешься в лица говари- Но, может, мы попадем и на иное собрание... Идет разговор о мораль­ ном облике комсомольца: Па очереди говорят Вася, Света и Коля, заглядывая в бумажки, говорят гладко, правильно, то и дело пере­ сыпая речь словами: «Ком­ сомольцы — .строители са­ мого светлого общества, авангард молодежи». Все соглашаются, потому что возразить, действительно, нечего. А назавтра в класс пришло задание райкома; Школьные годы совпада­ ют с юностью — временем формирования граждан­ ской зрелости у старше­ классников. Й комсомоль­ ская группа, чтобы сохра­ нить за собой право назы­ ваться средой воспитания- активистов, должна иметь чуткого и очень умного дирижера. Это несомненно. Но. кто может быть им? Ученик (а чаще всего ученица) деся­ того —девятого класса, из­ бранный комсоргом? Конеч- И ДЕТ в классе комсо м о л ь-. ское собрание. Обсужу а ю т -идорова, не­ исправим о г о лодыря. С «Камчатки»' встает ученик на голову выше учителя. — Почему ты имеешь двойки? — спрашивает ди- В ответ — молчание. — Почему? — задает во­ прос классный руководи- уроки даю прилично да классные часы провожу». Но что стоит это субъек­ тивное мнение, если жизнь показывает, что классному руководителю без комсо­ мола не обойтись. В одной из сельских средних ш к о л (шко- дожественная самодеятель- ность и вечера. А ведь комсоргу первый советчик — классный руководитель, к нему прежде всего он должен идти за помощью. Заведующий отделом уча­ щейся молодежи райкома на 20—30 школ один. Ве­ роятно, можно посовето­ вать провести собрание, как юноши готовят себя к службе в аралии. Да тут и поговорить с теми, кто плохо учит математику: ар­ мия сегодня богата техни­ кой, и без знаний шагу не ступишь, об организации кружков по военно-техни­ ческим видам спорта. А чем плохая в том же пла­ не повестка: «Умеешь ли ты стрелять?» А разве лиш­ ним будет разговор о ры­ царском достоинстве юно- И, наконец, последний вопрос. Вряд ли на каком совещании или семинаре вопросы работы классного руководителя с комсомоль­ ской группой удостаива­ лись внимания. В лучшем случае о них говорится вскользь, между строк до­ кладов. На семинарах не говорится, в педагогиче­ ских институтах лекций на эту тему не читается. Нынешняя педагогика нас, ; студентов, пичкает всем и всеми, начиная от Аристоте­ ля, Коменского, Лесталоц- ци, до Ушинского. Студент сдает экзамен на «отлич­ но», здесь он как орешки щелкает разные педагоги­ ческие системы, а прихо­ дит в школу, и, что греха таить, не представляет, как провести комсомольское собрание. Уж говорилось в печати, что педагогика оторвалась от сегодняшних проблем нашей ; школы. Нисколько не умаляя наследия вели­ ких педагогов прошлого, хочу только напомнить, что сейчас на планета двадца­ тое столетие, век атома й космических скоростей, со- циалогии и кибернетики. Не пора ли и педагоги­ ческой науке сменить сред­ невековый шарабан на сов­ ременный автомобиль? Кто за? Прошу подать голос. гом эта самостоятельность была доведена до блестя­ щего совершенства как ин­ струмент воспитания в каж­ дом колонисте граждан­ ского «я». А сам процесс доведения как раз не ума­ ляет, а, наоборот, подни­ мает роль воспитателя, классного руководителя. Чтобы эти мысли не по­ казались бесплодным ре- зонерстврм дилетанта, при­ веду несколько примеров. Со сколькими бы классны­ ми руководителями не Тоже по инициативе заву­ ча. Причем вопрос стоял не иначе, как быть данно­ му математику в школе или выдворить его. И не стесняясь, при воспитанни­ ках выливали на своего коллегу ушаты грязи. По­ становили (под «чутким» руководством завуча): та­ кому педагогу не место в школе. Добавим, что сегодня эта учительница вновь .работа­ ет в той же самой школе, встречается каждый день ступки, гражданского са­ мосознания.' Этак ведь про­ ще: воспитательная работа — сама по себе, комсо­ мольская — тоже. Тем бо­ лее, есть возможность объ. яснить свое невнимание к комсомольским делам пре­ словутой самостоятельно­ стью. Дело дошло до курье­ зов в этой игре: кое-где начали избирать комсорга на неделю, старосту назна­ чать на месяц, избирать казателям») классный ру­ ководитель был против приема ученика в комсо­ мол: парень плохо учился, грубил товарищам, учите­ лям. Класс голосовал —не „СНЕЖНЫЙ Д Е С Л Н Т “ Ответ тот же. — Безучастный класс тоже молчит. — Ты позоришь кол­ лектив, из-за твоих двоек мы потеряли первое ме­ сто ' в соревновании и поездку в Москву, — гово­ рит комсорг. ...За окнами пламенеют клены, забавно тянут ши­ рокие листья-л а д о н и. Сомкнулись черные на багровом осеннем небе Откуда-то издали вры­ вается голос классного руководителя: —- Вот ты, Петр, как думаешь, сдержит он свое слово — исправит двойки '%ли нет? Петр пожимает плеча­ ми. Его больше занимали клены за окном, нежели двоечник Васька Сидоров. Как собрание, так обяза­ тельно о нем. Надоело. Но Петр (тоже, наверное, не в первый раз) равно­ душно бросает: — Исправит... -— Ну что, товарищи, —- говорит комсорг, — запи­ шем обещание Сидорова? А через месяц проверим... Садись, Сидоров..’. щей и авдншь, что за веселой улыб­ кой сквозит усталость, хочется пить, н но кругу начинает бродить термос с черным кофр. Но • самое интерес-’* нос, что'вызывает смех и шов. чож- ные курьезы, связано с рюкзаками. (ЛИ! 11 I «Ш ЫГУ И11,1,1\Н, как выясняются, что ходить без рюк­ зака, не так-то просто: тянет вперед. ■.Время привала проходит незамет- но, хотя ег.о 'долго ждут. - Легкий обед, кофе с бутербродом. Часовой отдых, я небо заволакивает туча­ ми, идет .мелкий влажный снег. Гак, облепленные снегом с ног до головы, мы вступаем в Карамышевр. Тут нас подстерегают.первые неприятности. Ие получается с организацией лек­ ции. Настроение падает. Одежда по­ чти насквозь промокла. В доверше­ ние всего на плше сгорели лыжные ботики. Срочно надо выходить из положен»!. В ход пущена вся то- бретатодьцо'СТр, «физиков» и ' все умайие «лириков». Через несколько. минут обыкновенные подшитые ва- лешш была прилажены к жестким креплениям. Село Ве.рбнлово выросло перед нами неожиданно. Оно раскинулось на высоком берегу реки Воронеж. Оставалось два километра. Вперед уходит разведка с заданием: найти ночлег, сельсовет, председателя, зав- клубом. Когда основная группа по­ дошла к центру села, все было еде- лано, Разместились в школе, откры- Где ие пропадал наш брат, ту­ рист! Каждый номер нашего импро­ визированного концерта вызывал бу­ рю аплодисментов. .Миновали еще двадцать километ­ ров. Село Мсдовка. Поле, встречный ветер. «Снежный десант» заканчивает маршрут. Впс- 'рели последние15 километров.-11од самой Усманью есть село Песковат- . ка, .здесь наша последняя лекция и оста’новжа. Вот гут-то нас и поджи-. дало еамое_ неожиданное. Нам в знак . благодарности ■. преподнесли... молодого барашка. Несколько минут никто слова ие мог вымолвить. Мы поблагодарили за подарок, но ба­ рашка оставили на ферме — пусть растет и набирается сил. А вот и Усмаиь. За шесть дней мы отвыкли от городского транспор- Мерный перестук колес. Возвра­ щаемся домой. Снова звенит гитара. И очень грустно, когда группа на­ чинает таять на глазах. Ребята разъезжаются ро домам, но что-то остается, что-то связывает нас не­ видимой нитью; т В. АНДРОЩУК, студент Пединститута, приходилось беседовать, никто толком не мог рас­ сказать, как соприкасается его работа с жизнью ком­ сомольской группы. Одни откровенно жаловались: «Не те ребята пошли. Бы­ вало, вопросы наметишь, а комсорг уже сам расшеве­ лит. За активом весь класс». Смотрите, как легко бы­ ло: не тонко и вниматель­ но путем тактичного руко­ водства комсомольской группой вести воспитатель­ ный процесс, а лишь «на­ метить вопросы». Другие откровенно удив­ лялись, будто бы их гла­ зам открывалась десятая по счету Америка: «Зачем нам комсомол? Обходи­ лись без него, да и сама я не была в нем. Спасибо, принимать. Дело дошло до вступил, а ему нельзя? Бе­ зобразие! Что там думает классный руководитель? Довели мнение послед­ него до завуча. — Чепуха. Исправится. На следующем собрании двоечника и грубияна в комсомол приняли: • завуч настоял, и группа проголо- с завучем. Охотно допус­ каем, что учительница мог­ ла быть в чем-то неправа, могла серьезно ошибаться, допускаем даже, что она не соответствовала своей должности. Но это вовсе не значит, что классный руководитель должен сме­ щаться и назначаться на комсомольском собрании поднятием рук: «Кто за?» Этак ведь можно «доиг­ раться» до того, что заву­ чей, директоров школ (уже не общественных, а настоя­ щих) пойдет мода избирать на ученических собраниях, а там, глядишь, дойдет очередь и до заведующе­ го районо. Кто же виноват в том, что комсомольская группа занялась несвойственным ей делом? Конечно, стар­ шие товарищи, педагоги. Приведенный пример—сво­ его рода феноменальный парадокс. Но то, что в большинстве случаев клас­ сные руководители, воспи­ татели не знают азов ком­ сомольской работы, зача­ стую не умеют использо­ вать силу ’комсомольского влияния, что работа ком­ сомольской группы и пе­ дагога не сливается в еди­ ный воспитательный про­ цесс,— факт неоспоримый. Посмотрите, как бедна те­ матика классных комсо­ мольских собраний: успе­ ваемость и дисциплина, ху- нештаткых д и р е к т о р о в школ из учеников и т, д, И невдомек организато­ рам игры, что во всей су­ ете переизбраний и пере­ назначений нет ни капли настоящей активности, а есть лишь обманчивая ви­ димость ее. Я глубоко убеждена, что невозмож­ но со взрослыми людьми шутить, превращать такое серьезное дело, как выбо­ ры комсорга, в игру. Нет, я тоже за самостоя­ тельность, но не мнимую, а серьезную. За самостоя­ тельность, которая подни­ мает ответственность, ак­ тивность, за такую, какой она была у коммунаров А. С. Макаренко. Но в том-то и секрет, что вели­ ким психологом и педаго- всем выйти на' запивку катка для розыгрыша, при;- эа «Золотая шайба». На воскресник пришло несколько человек. Осталь­ ные заявили: «Кто катает­ ся, тот пусть и заливает, А мы туда не ходим». (Потом, после школы, пойдут ребята в институ­ ты, на предприятия, строй­ ки. И вот так же молча и безучастно будут сидеть на комсомольских собра­ ниях, так же скептически будут относиться ко всем но, нет. Им должен быть старший товарищ, клас­ сный руководитель. Но мы уже слышим воз­ ражения ретивых сторон­ ников модной игры в так называемую «самостоя­ тельность». Как же-де, так? Комсомольская группа должна развивать свою инициативу, ей нельзя на­ вязывать мнение старших, убивая тем самым всякую самодеятельность. Кажется, что порой под так называ­ емой самостоятельностью кроется неумение да и не­ желание, работать с ком­ сомольской группой. Не­ умение прежде всего ис­ пользовать мнение едино­ го комсомольского коллек­ тива старшеклассников в качестве тонкого инстру- :■ Счастлив, кому знакомо ./■.Щемящее чуаетоо дороги. - Ветер рвет горизонты • • 11 раздуваем рассвет... * А в углу за бильярдным столи­ ком размесил.■л I» 'Шн"пая группа. Со стороны это выглядят ’ несколько странно: слов неслышно, видно толь­ ко, как водят по столу пальцами, жестикулируют, сердятся, а со всех отофон пеаня; ■. ^ . у Но самые лучшие лесин Ласкают сухие губы вился, почему с такой бес­ принципностью комсомоль­ цы голосуют и «за», и «про­ тив». Не тревожный ли это симптом равнодушия? Пар­ ня приняли, потом пожале­ ли. В итоге — еще одно Директор: Почему двой­ ка? Комсорг: Ты позоришь коллектив! И т. д. (см. вы- ИсключилИ из комсомо­ ла. Руки подняли все. — Исключайте... Мне от этого ни жарко, ни хо- Такова сила воздействия комсомольского коллекти­ ва класса. А, между прочим, в этой школе была тоже в почете самостоятельность, И игра в демократизм шла с оше­ ломляющими ставками. На4 одном из комсомольских собраний обсуждался... сам классный руководитель. секрет такой о очевиден мере перехе- комсомольцеа Они в рюкзаках несут. Наконец, маршрут уточнен. II мят: не вызвано ли это тем, что :комнате появились повара ;с■а:шей но пахнущими макаронами, заир; ЛОПНЫНЧ 1уНЦМКОЙ? ИДУЩИЕ К ЛЕНИНУ Поляна, шалаш, застывшие ветви деревьев. Макет шалаша в Разливе!изготовили учащиеся Лебедянского педучилища и поместили его в свой музей. Здесь же кремлевский кабинет вождя в миниатюре, книги, фото­ графии, копии исторических документов, стенды. Стра­ ница за страницей предстают жизнь'и труд Д е п н Щ г ■ ’;Верность революционным традициям получила в учи­ лище постоянную прописку: Кружок «Красная гвозди­ ка» изучает жизнь и деятельность Карла Маркса, ребя­ та из кружка «Родина»—-авторы летописи о своей ком­ сомольской организации,- К ГРИГОРЬЕВ, г. Лебедят Три конкурса С НАЧАЛА едва слышно откуда-то издалека, наплывает в зал песня. И вот уже «Полюшко-ноле» рас­ стилается широко и "вольно.- Старая и вместе с тем не состарившаяся песня! Когда-то ее певали наши отцы, а се­ годня исполняют участники конкурса боевой и революционной песни—учащи­ еся Усмаздкого педучилища.. : На поверку вышла и фронтовая поэ­ зия. Читала поэмы «Сын артиллериста» Константина Симонова и «Зоя» Марга­ риты Алигер, М Ы ДОЛЖНЫ были работать в девятой школе, а попали в дру­ гую. Весь вечер обсуждали этот «сюрприз». Трма Тонких, Таня Тарина и Тома Данковцева получили восьмой класс. Наши мальчики во главе с Сере­ жей Воробьевым не решились пойти ту­ да и «захватили» ребят поменьше. У меня тоже восьмой. Сорок человек. Сорок пар любопытных глаз. Мы н са­ ми еще не свыклись с ролью учителей. Нина Несмеянова ■все спрашивала: — Похожа я на учительницу? Как будто да... — Я же всегда улыбаюсь. —• Не улыбнешься... От страха себя забудешь. Приняли нас настороженно. — А вы разве правда учительница? И двойки ставить будете? Й» Если Заслужите... Недб.пб слушали, смотрели, волнова­ лись, ббй'невались. Сумеем ли провести урок так, как Мария Яковлевна Верей- А ВЫ ПРАВДА УЧИТЕЛЬНИЦА? Художественным дополнением ’ кон­ курса стала демонстрация рисунков на воешю-патриотическую тему. Лучшими признаны работы «Черноморцы» Сера- фмча Соколикова и «Павка Корчагин на «онё» ;Галмны Чяк’упрвой.:' А. КИТАЕВ, зам. секретаря комсомольской организации Усманского педагогического училища. кина или Вера Васильевна Капельника? Хотелось. Но чудес не бывает. И на пер­ вом же моем уроке «казус»: не хватило времени. Так увлеклась, что не слышала звонка. А ребята сидели молча и слу­ шали. Именно в этот момент я поняла, что они же переживают за меня, хотят, чтобы урок прошел хорошо. Они же ви­ дели, что на меня смотрят студенты, методист,, учительница. Даже отвечали лучше, чем обычно. Для них все про­ шло гладко. А сама-то я чувствовала, что ошибки были, от Досады плакать Хотелось. Но общалось, что плакать н е ­ когда, пора ухГё ЙЙТЙ йа Другой урок. Первые сочинения, «Мои» еще не пи­ сали. Зато писали «шестиклашки» Раи Литвиновой. вот — новые «сюрпри­ зы». Один напишет о своем друге с чувством, с толком, с недетской какой- то осведомленностью в житейских де­ лах, другой выскажется неожиданно, невпопад (откуда что берется?), смеш­ но и странно. Мальчики наши так и ходят в окру­ жении семиклассников. Только и слы­ шишь: ; . ■- ' : ~ Сергей Сергеевич, а «КВИ» когда? Побыстрее бы. — Не спешите. Кто спешит — тот редко Побеждает. . С Сережкой победят! Это же капитан нашей команды находчивых. И здесь он нашел себя. Настоящий учитель. Осан­ ка, серьезность. Шутит, но сам не улы­ бается. Валера Андрощук — в институ­ те главный шутник; ни одна веселая сценка или юмористический фильм, что ребята снимают, без него не обходятся. А здесь он — Валерий Степанович. Первое наше мероприятие — кокк, драматизированной песни, посвященной Дню Советской Армии. Спорили, крича­ ли, но нашли хорошую песню «Землян­ ка», за день раздобыли «оружие*,1одеж­ ду. И уж такие были партизаны! На­ стоящие бойцы на привале. Вот так мы входим .» жизнь школы. Нам верят. Саша; Иванов, кажется, з а ­ был про свой вопрос, а мне нет-нет да и вспомнится: — А вы разве правда учительница?’ Очень хочется доказать, что’ ошибки не произошло', что правда. Не ради’ это- то ли плохо сплю по ночам, сижу над учебниками, вздрагиваю при звуке школьного звонка (мне опять на урогё)? В. МЕЩЕРЯКОВА. Липецк. Пединститут. фАЛЛИНСКИЙ педагогический институт имени Эдуарда Вильде готовит пре- * подавателей для средних эстонских и русских школ. В 1968 году вуз выпу­ стит 250 специалистов—преподавателей физики, химии, математики, языка, пе­ ния, музыки. НА СНИМКЕ: старший лаборант кабинета фонетики И. Сепп на занятиях по немецкому языку со студентами I! курса А. Гречишкиной и И. Белянкиной (справа). . Фото В, Кунова. (Фотохроника ТАСС). и т п /гъ « п Р о д с т у д е н ч е с к и й . к У ж 1 • Проблемы, поиски, раздумья

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz