Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)
5 ли .«летучку». Кто будет читать пер вую 'лекцию? Доверили мне. Клуб гудит. Завалубом; розово щекая молодая девушка, услокаива- е.г.меип и моих товарищей, пришед ших «поболеть». ■ - Началась лекция. Замечаю в гла зах внимание, интерес. Кончаю лек цию под аплодисменты. Кто-то жмет мне руку, кто-то хлопает по плечу, но ничего первое время не пойму. Возвращаемся, радуясь;успеху, об суждая реплики ц мои, промахи. Че рез йолчаса сидим в тепло натоплен ном классе и вкушаем «королевский удеин»'но случаю первого успеха. Несколько отвлекусь от дальней ших событий и попробую проаналн- •проншь, иодв-сы итог *первым» трем дням. ' Для жителей сел, по которым мы проходили, турпегы—не новость. Другое дело, когда по селу проле тала весть о гем, что пришли тури сты-агитаторы, Люди менялись на глазах. Из разговоров можно было понять, что такими посещениями не только туристы, но и лекторы штат ные их не балуют. Все спят. Устали ребята, да и как ,че устль; двтдцать киломигрой ьо- задн, из них добрая ?йШшнЙа^без!! доро I к , .л шил \ > 1 ром—шгои .1 В' ■ ’путь. - ' ' - ' Интересный случай произошел на . ферме в селе Поддубовка. 1ам но плану мы должны ’были прочиТагь лекцию. Пока собирался народ, сне- ли десятка три песен. Мы пели, ни как не л\мая, -ио л о .1 б^д. I при чиной бй^ого Внимания к нам. Галя Пенькова кончила лекцию, а народ продолжал сидеть на своих местах.' Сначала мы не поняли, чем это вызвано, но потом сообразиЛн— рабочие совхоза ждут художесчвен- ЧТО У ВАС Р Е БЯ ТА , в рюкзаках' У «Моднки» — свои «жизнен ные принципы» и устав, где за писано: «Если ты хочешь решить проб лемы, которые еще не решены, если ты хочешь ответить на во просы, которые еще никто не за дал, можешь стать членом моло дежного клуба». Примечание к уставу: «О возрасте твоем не сообщай, ибо он не ограничен, будь тебе даже сто лет, лишь бы у тебя было юное сердце». Клуб с таким уставом уже при кома комсомола, Юрий Грабилин, Петр Конрненко, Геннадий Крик. Изобрели и свою эмблему. Решили: пусть все в «Модике» будет лишено шаблона! Спорить — так спорить! Смеяться — так смеяться! Петь — так петь! Спорили. Смеялись. Пели. А уже рождались новые планы, идеи. «Модика»— дискуссионный молодежный клуб возник как плод всеобщего интереса и горя чего энтузиазма. Г. КУЗЯ НИН, наш нешт. корр. денческого очага». Правда, преж де чем эго произошло, создате лям «Модики» пришлось поло мать голову. Временный комитет из девяти человен предложил рождении мог рассчитывать на успех: кому же из современных молодых не хочется получить удостоверение, которое, хотя и (так шутили организаторы) «не дает права проезда в автобусе «зайцем» и не служит докумен том, освобождающим от работы», зато зачисляет тебя в разря д лю дей думающих, ищущих? В «Модику» влился «дух сту- провссти анкету, «чтобы сразу было ясно, чего ребята хотят от нового клуба». Потом . избрали совет. В него вошли Виктор Худошин, бывший инженер, а теперь секретарь гор- Зто начиналось Так. В воскресные дни ребята в «штормовках» собира лись у стен педагогического : инсти тута, затем уходили в лее, учились туристским . а р с муд рост я м. В эти дни .и возникла идея много дневного похода. Было много спо ров о том, как провоста-..его лучше, но в конце концов пришли к общему решению — посвятить поход няТиде-■ ;сяталспаю Советской \рм •, Iро и тать 10,5.110-13.41.1,1 Но л ы , 4 10 - рим Вооруженных ( .ы I ю, ьомола Как всегда бывает перед большим делом, было много суеты, иолпмкш. В который раз проварки снаряже ние, запасы провизии и здоровье ■каждого члена «оперногоДесанта». — Группа готова-выйти на марш- рут, —коротко 1..1 П' 1 1 ЙМ комиссар Юр .я 1шеи. Пролгельйгудн йоследЩие» 'доми®! поселка тракторвдЩтоацада; Срлош- нюй стеной по обе стороны дороги встал заснеженный' лее. | Тишина. Лишь изредка пронесется мимо гру зовик, гремя на снежных ухабах, и снова тихо. Немного жутковато по гружаться в безмолвие леса. Быстро темнеет. Лес наливается чернильным сумраком. /у''" .у-:Р^уВуУ! .Комиссар высылает вперед развед ку. Вскоре мы встречаем ее: ночевка есть. Спаливаем рюкзаки п красном уголке леоного кордояа, переодена- емся в сухое, вытаскиваем спальные мешки. : Все успокаивается, . н- та.рнст берет первые аккорды,"и вот уже -.1 1е(I I 1!„■14,—ИV,?МО 1Р\ 1 I ыч Отбой. Д олго ле затихают- разго воры — ведь так много впечатлений. Утро, легкий морозен, чуть брез жит рассвет. Батальон «снежного де санта» уходит в самый далекий и самый трудный переход длиною в тридцато два километра. По плану припал в Ямайском лесничестве. На чался второй нелегкий день. Потяну лись длинные до бесконечности кило метры. Единственный, но, пожалуй, самый высокий фактор в поднятии духа — лес, снег и синее безоблач ное небо. На десятиминутных, прчгва- . 1.1 т всматриваешься в лица говари- Но, может, мы попадем и на иное собрание... Идет разговор о мораль ном облике комсомольца: Па очереди говорят Вася, Света и Коля, заглядывая в бумажки, говорят гладко, правильно, то и дело пере сыпая речь словами: «Ком сомольцы — .строители са мого светлого общества, авангард молодежи». Все соглашаются, потому что возразить, действительно, нечего. А назавтра в класс пришло задание райкома; Школьные годы совпада ют с юностью — временем формирования граждан ской зрелости у старше классников. Й комсомоль ская группа, чтобы сохра нить за собой право назы ваться средой воспитания- активистов, должна иметь чуткого и очень умного дирижера. Это несомненно. Но. кто может быть им? Ученик (а чаще всего ученица) деся того —девятого класса, из бранный комсоргом? Конеч- И ДЕТ в классе комсо м о л ь-. ское собрание. Обсужу а ю т -идорова, не исправим о г о лодыря. С «Камчатки»' встает ученик на голову выше учителя. — Почему ты имеешь двойки? — спрашивает ди- В ответ — молчание. — Почему? — задает во прос классный руководи- уроки даю прилично да классные часы провожу». Но что стоит это субъек тивное мнение, если жизнь показывает, что классному руководителю без комсо мола не обойтись. В одной из сельских средних ш к о л (шко- дожественная самодеятель- ность и вечера. А ведь комсоргу первый советчик — классный руководитель, к нему прежде всего он должен идти за помощью. Заведующий отделом уча щейся молодежи райкома на 20—30 школ один. Ве роятно, можно посовето вать провести собрание, как юноши готовят себя к службе в аралии. Да тут и поговорить с теми, кто плохо учит математику: ар мия сегодня богата техни кой, и без знаний шагу не ступишь, об организации кружков по военно-техни ческим видам спорта. А чем плохая в том же пла не повестка: «Умеешь ли ты стрелять?» А разве лиш ним будет разговор о ры царском достоинстве юно- И, наконец, последний вопрос. Вряд ли на каком совещании или семинаре вопросы работы классного руководителя с комсомоль ской группой удостаива лись внимания. В лучшем случае о них говорится вскользь, между строк до кладов. На семинарах не говорится, в педагогиче ских институтах лекций на эту тему не читается. Нынешняя педагогика нас, ; студентов, пичкает всем и всеми, начиная от Аристоте ля, Коменского, Лесталоц- ци, до Ушинского. Студент сдает экзамен на «отлич но», здесь он как орешки щелкает разные педагоги ческие системы, а прихо дит в школу, и, что греха таить, не представляет, как провести комсомольское собрание. Уж говорилось в печати, что педагогика оторвалась от сегодняшних проблем нашей ; школы. Нисколько не умаляя наследия вели ких педагогов прошлого, хочу только напомнить, что сейчас на планета двадца тое столетие, век атома й космических скоростей, со- циалогии и кибернетики. Не пора ли и педагоги ческой науке сменить сред невековый шарабан на сов ременный автомобиль? Кто за? Прошу подать голос. гом эта самостоятельность была доведена до блестя щего совершенства как ин струмент воспитания в каж дом колонисте граждан ского «я». А сам процесс доведения как раз не ума ляет, а, наоборот, подни мает роль воспитателя, классного руководителя. Чтобы эти мысли не по казались бесплодным ре- зонерстврм дилетанта, при веду несколько примеров. Со сколькими бы классны ми руководителями не Тоже по инициативе заву ча. Причем вопрос стоял не иначе, как быть данно му математику в школе или выдворить его. И не стесняясь, при воспитанни ках выливали на своего коллегу ушаты грязи. По становили (под «чутким» руководством завуча): та кому педагогу не место в школе. Добавим, что сегодня эта учительница вновь .работа ет в той же самой школе, встречается каждый день ступки, гражданского са мосознания.' Этак ведь про ще: воспитательная работа — сама по себе, комсо мольская — тоже. Тем бо лее, есть возможность объ. яснить свое невнимание к комсомольским делам пре словутой самостоятельно стью. Дело дошло до курье зов в этой игре: кое-где начали избирать комсорга на неделю, старосту назна чать на месяц, избирать казателям») классный ру ководитель был против приема ученика в комсо мол: парень плохо учился, грубил товарищам, учите лям. Класс голосовал —не „СНЕЖНЫЙ Д Е С Л Н Т “ Ответ тот же. — Безучастный класс тоже молчит. — Ты позоришь кол лектив, из-за твоих двоек мы потеряли первое ме сто ' в соревновании и поездку в Москву, — гово рит комсорг. ...За окнами пламенеют клены, забавно тянут ши рокие листья-л а д о н и. Сомкнулись черные на багровом осеннем небе Откуда-то издали вры вается голос классного руководителя: —- Вот ты, Петр, как думаешь, сдержит он свое слово — исправит двойки '%ли нет? Петр пожимает плеча ми. Его больше занимали клены за окном, нежели двоечник Васька Сидоров. Как собрание, так обяза тельно о нем. Надоело. Но Петр (тоже, наверное, не в первый раз) равно душно бросает: — Исправит... -— Ну что, товарищи, —- говорит комсорг, — запи шем обещание Сидорова? А через месяц проверим... Садись, Сидоров..’. щей и авдншь, что за веселой улыб кой сквозит усталость, хочется пить, н но кругу начинает бродить термос с черным кофр. Но • самое интерес-’* нос, что'вызывает смех и шов. чож- ные курьезы, связано с рюкзаками. (ЛИ! 11 I «Ш ЫГУ И11,1,1\Н, как выясняются, что ходить без рюк зака, не так-то просто: тянет вперед. ■.Время привала проходит незамет- но, хотя ег.о 'долго ждут. - Легкий обед, кофе с бутербродом. Часовой отдых, я небо заволакивает туча ми, идет .мелкий влажный снег. Гак, облепленные снегом с ног до головы, мы вступаем в Карамышевр. Тут нас подстерегают.первые неприятности. Ие получается с организацией лек ции. Настроение падает. Одежда по чти насквозь промокла. В доверше ние всего на плше сгорели лыжные ботики. Срочно надо выходить из положен»!. В ход пущена вся то- бретатодьцо'СТр, «физиков» и ' все умайие «лириков». Через несколько. минут обыкновенные подшитые ва- лешш была прилажены к жестким креплениям. Село Ве.рбнлово выросло перед нами неожиданно. Оно раскинулось на высоком берегу реки Воронеж. Оставалось два километра. Вперед уходит разведка с заданием: найти ночлег, сельсовет, председателя, зав- клубом. Когда основная группа по дошла к центру села, все было еде- лано, Разместились в школе, откры- Где ие пропадал наш брат, ту рист! Каждый номер нашего импро визированного концерта вызывал бу рю аплодисментов. .Миновали еще двадцать километ ров. Село Мсдовка. Поле, встречный ветер. «Снежный десант» заканчивает маршрут. Впс- 'рели последние15 километров.-11од самой Усманью есть село Песковат- . ка, .здесь наша последняя лекция и оста’новжа. Вот гут-то нас и поджи-. дало еамое_ неожиданное. Нам в знак . благодарности ■. преподнесли... молодого барашка. Несколько минут никто слова ие мог вымолвить. Мы поблагодарили за подарок, но ба рашка оставили на ферме — пусть растет и набирается сил. А вот и Усмаиь. За шесть дней мы отвыкли от городского транспор- Мерный перестук колес. Возвра щаемся домой. Снова звенит гитара. И очень грустно, когда группа на чинает таять на глазах. Ребята разъезжаются ро домам, но что-то остается, что-то связывает нас не видимой нитью; т В. АНДРОЩУК, студент Пединститута, приходилось беседовать, никто толком не мог рас сказать, как соприкасается его работа с жизнью ком сомольской группы. Одни откровенно жаловались: «Не те ребята пошли. Бы вало, вопросы наметишь, а комсорг уже сам расшеве лит. За активом весь класс». Смотрите, как легко бы ло: не тонко и вниматель но путем тактичного руко водства комсомольской группой вести воспитатель ный процесс, а лишь «на метить вопросы». Другие откровенно удив лялись, будто бы их гла зам открывалась десятая по счету Америка: «Зачем нам комсомол? Обходи лись без него, да и сама я не была в нем. Спасибо, принимать. Дело дошло до вступил, а ему нельзя? Бе зобразие! Что там думает классный руководитель? Довели мнение послед него до завуча. — Чепуха. Исправится. На следующем собрании двоечника и грубияна в комсомол приняли: • завуч настоял, и группа проголо- с завучем. Охотно допус каем, что учительница мог ла быть в чем-то неправа, могла серьезно ошибаться, допускаем даже, что она не соответствовала своей должности. Но это вовсе не значит, что классный руководитель должен сме щаться и назначаться на комсомольском собрании поднятием рук: «Кто за?» Этак ведь можно «доиг раться» до того, что заву чей, директоров школ (уже не общественных, а настоя щих) пойдет мода избирать на ученических собраниях, а там, глядишь, дойдет очередь и до заведующе го районо. Кто же виноват в том, что комсомольская группа занялась несвойственным ей делом? Конечно, стар шие товарищи, педагоги. Приведенный пример—сво его рода феноменальный парадокс. Но то, что в большинстве случаев клас сные руководители, воспи татели не знают азов ком сомольской работы, зача стую не умеют использо вать силу ’комсомольского влияния, что работа ком сомольской группы и пе дагога не сливается в еди ный воспитательный про цесс,— факт неоспоримый. Посмотрите, как бедна те матика классных комсо мольских собраний: успе ваемость и дисциплина, ху- нештаткых д и р е к т о р о в школ из учеников и т, д, И невдомек организато рам игры, что во всей су ете переизбраний и пере назначений нет ни капли настоящей активности, а есть лишь обманчивая ви димость ее. Я глубоко убеждена, что невозмож но со взрослыми людьми шутить, превращать такое серьезное дело, как выбо ры комсорга, в игру. Нет, я тоже за самостоя тельность, но не мнимую, а серьезную. За самостоя тельность, которая подни мает ответственность, ак тивность, за такую, какой она была у коммунаров А. С. Макаренко. Но в том-то и секрет, что вели ким психологом и педаго- всем выйти на' запивку катка для розыгрыша, при;- эа «Золотая шайба». На воскресник пришло несколько человек. Осталь ные заявили: «Кто катает ся, тот пусть и заливает, А мы туда не ходим». (Потом, после школы, пойдут ребята в институ ты, на предприятия, строй ки. И вот так же молча и безучастно будут сидеть на комсомольских собра ниях, так же скептически будут относиться ко всем но, нет. Им должен быть старший товарищ, клас сный руководитель. Но мы уже слышим воз ражения ретивых сторон ников модной игры в так называемую «самостоя тельность». Как же-де, так? Комсомольская группа должна развивать свою инициативу, ей нельзя на вязывать мнение старших, убивая тем самым всякую самодеятельность. Кажется, что порой под так называ емой самостоятельностью кроется неумение да и не желание, работать с ком сомольской группой. Не умение прежде всего ис пользовать мнение едино го комсомольского коллек тива старшеклассников в качестве тонкого инстру- :■ Счастлив, кому знакомо ./■.Щемящее чуаетоо дороги. - Ветер рвет горизонты • • 11 раздуваем рассвет... * А в углу за бильярдным столи ком размесил.■л I» 'Шн"пая группа. Со стороны это выглядят ’ несколько странно: слов неслышно, видно толь ко, как водят по столу пальцами, жестикулируют, сердятся, а со всех отофон пеаня; ■. ^ . у Но самые лучшие лесин Ласкают сухие губы вился, почему с такой бес принципностью комсомоль цы голосуют и «за», и «про тив». Не тревожный ли это симптом равнодушия? Пар ня приняли, потом пожале ли. В итоге — еще одно Директор: Почему двой ка? Комсорг: Ты позоришь коллектив! И т. д. (см. вы- ИсключилИ из комсомо ла. Руки подняли все. — Исключайте... Мне от этого ни жарко, ни хо- Такова сила воздействия комсомольского коллекти ва класса. А, между прочим, в этой школе была тоже в почете самостоятельность, И игра в демократизм шла с оше ломляющими ставками. На4 одном из комсомольских собраний обсуждался... сам классный руководитель. секрет такой о очевиден мере перехе- комсомольцеа Они в рюкзаках несут. Наконец, маршрут уточнен. II мят: не вызвано ли это тем, что :комнате появились повара ;с■а:шей но пахнущими макаронами, заир; ЛОПНЫНЧ 1уНЦМКОЙ? ИДУЩИЕ К ЛЕНИНУ Поляна, шалаш, застывшие ветви деревьев. Макет шалаша в Разливе!изготовили учащиеся Лебедянского педучилища и поместили его в свой музей. Здесь же кремлевский кабинет вождя в миниатюре, книги, фото графии, копии исторических документов, стенды. Стра ница за страницей предстают жизнь'и труд Д е п н Щ г ■ ’;Верность революционным традициям получила в учи лище постоянную прописку: Кружок «Красная гвозди ка» изучает жизнь и деятельность Карла Маркса, ребя та из кружка «Родина»—-авторы летописи о своей ком сомольской организации,- К ГРИГОРЬЕВ, г. Лебедят Три конкурса С НАЧАЛА едва слышно откуда-то издалека, наплывает в зал песня. И вот уже «Полюшко-ноле» рас стилается широко и "вольно.- Старая и вместе с тем не состарившаяся песня! Когда-то ее певали наши отцы, а се годня исполняют участники конкурса боевой и революционной песни—учащи еся Усмаздкого педучилища.. : На поверку вышла и фронтовая поэ зия. Читала поэмы «Сын артиллериста» Константина Симонова и «Зоя» Марга риты Алигер, М Ы ДОЛЖНЫ были работать в девятой школе, а попали в дру гую. Весь вечер обсуждали этот «сюрприз». Трма Тонких, Таня Тарина и Тома Данковцева получили восьмой класс. Наши мальчики во главе с Сере жей Воробьевым не решились пойти ту да и «захватили» ребят поменьше. У меня тоже восьмой. Сорок человек. Сорок пар любопытных глаз. Мы н са ми еще не свыклись с ролью учителей. Нина Несмеянова ■все спрашивала: — Похожа я на учительницу? Как будто да... — Я же всегда улыбаюсь. —• Не улыбнешься... От страха себя забудешь. Приняли нас настороженно. — А вы разве правда учительница? И двойки ставить будете? Й» Если Заслужите... Недб.пб слушали, смотрели, волнова лись, ббй'невались. Сумеем ли провести урок так, как Мария Яковлевна Верей- А ВЫ ПРАВДА УЧИТЕЛЬНИЦА? Художественным дополнением ’ кон курса стала демонстрация рисунков на воешю-патриотическую тему. Лучшими признаны работы «Черноморцы» Сера- фмча Соколикова и «Павка Корчагин на «онё» ;Галмны Чяк’упрвой.:' А. КИТАЕВ, зам. секретаря комсомольской организации Усманского педагогического училища. кина или Вера Васильевна Капельника? Хотелось. Но чудес не бывает. И на пер вом же моем уроке «казус»: не хватило времени. Так увлеклась, что не слышала звонка. А ребята сидели молча и слу шали. Именно в этот момент я поняла, что они же переживают за меня, хотят, чтобы урок прошел хорошо. Они же ви дели, что на меня смотрят студенты, методист,, учительница. Даже отвечали лучше, чем обычно. Для них все про шло гладко. А сама-то я чувствовала, что ошибки были, от Досады плакать Хотелось. Но общалось, что плакать н е когда, пора ухГё ЙЙТЙ йа Другой урок. Первые сочинения, «Мои» еще не пи сали. Зато писали «шестиклашки» Раи Литвиновой. вот — новые «сюрпри зы». Один напишет о своем друге с чувством, с толком, с недетской какой- то осведомленностью в житейских де лах, другой выскажется неожиданно, невпопад (откуда что берется?), смеш но и странно. Мальчики наши так и ходят в окру жении семиклассников. Только и слы шишь: ; . ■- ' : ~ Сергей Сергеевич, а «КВИ» когда? Побыстрее бы. — Не спешите. Кто спешит — тот редко Побеждает. . С Сережкой победят! Это же капитан нашей команды находчивых. И здесь он нашел себя. Настоящий учитель. Осан ка, серьезность. Шутит, но сам не улы бается. Валера Андрощук — в институ те главный шутник; ни одна веселая сценка или юмористический фильм, что ребята снимают, без него не обходятся. А здесь он — Валерий Степанович. Первое наше мероприятие — кокк, драматизированной песни, посвященной Дню Советской Армии. Спорили, крича ли, но нашли хорошую песню «Землян ка», за день раздобыли «оружие*,1одеж ду. И уж такие были партизаны! На стоящие бойцы на привале. Вот так мы входим .» жизнь школы. Нам верят. Саша; Иванов, кажется, з а был про свой вопрос, а мне нет-нет да и вспомнится: — А вы разве правда учительница?’ Очень хочется доказать, что’ ошибки не произошло', что правда. Не ради’ это- то ли плохо сплю по ночам, сижу над учебниками, вздрагиваю при звуке школьного звонка (мне опять на урогё)? В. МЕЩЕРЯКОВА. Липецк. Пединститут. фАЛЛИНСКИЙ педагогический институт имени Эдуарда Вильде готовит пре- * подавателей для средних эстонских и русских школ. В 1968 году вуз выпу стит 250 специалистов—преподавателей физики, химии, математики, языка, пе ния, музыки. НА СНИМКЕ: старший лаборант кабинета фонетики И. Сепп на занятиях по немецкому языку со студентами I! курса А. Гречишкиной и И. Белянкиной (справа). . Фото В, Кунова. (Фотохроника ТАСС). и т п /гъ « п Р о д с т у д е н ч е с к и й . к У ж 1 • Проблемы, поиски, раздумья
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz