Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)
■ В ЭТОМ МУЗЕЕ РЕБЯТА НЕ ТОЛЬКО ПОСЕТИТЕЛИ, НО И ХО- ; ЗЯЕВА. СЫРСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ПЕРВЫМИ СТАЛИ СОБИРАТЬ МА ТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ. СЕЙЧАС В МУЗЕЕ СОТНИ ИН ТЕРЕСНЫХ ЭКСПОНАТОВ. ЕГО С ИНТЕРЕСОМ ПОСЕЩАЮТ МЕСТНЫЕ ; ЖИТЕЛИ. ' Фото А. Гирева. СЕМЬЯ И ШКОЛА В ЦБ Е Д Я Н- /% СКАЯ средняя / V школа № 1 —- районе одна нз самых луч. ших. Здесь :выше, чем в большинстве других, успе ваемость. Самый, перзый в районе памятник силами учащихся был сооружен (здесь — учителям й выпу скника'! згой, школы, пр- .тибшим на фронтах Вели кой . Отечественной войны. Строительный отряд стар шеклассников за лето «зоз- ?вел» утебкый корпус в во семь классных комнат. По бедительница в районном сотешгоншIии «Зарницы» прочно держит первенство но многим видам спорта. Сюда приходят и приезжа ют учиться старшие пио нервожатые не только сель ских, но и городских школ. Здесь даже есть маленькая ■знаменитость: ч е т в е р о - кдассшша — кандидат в •мастера спорта по гимна стике. к читательской конферен ции но роману Марины Прилежаевой «Над Вол гой», Что-то посоветовала. Зашел пригласить старшую вожатую н а . заседание рай онного штаба «Зарницы» офицер запаса Василий Михайлович Шавырин, за одно встретился со старше классниками —■ он, кроме: руководства военной- игрой, ведет в школе драмкру жок, : ...Обычный, нормальный, похожий на сотни других, рабочий день... Они здесь не гости, а са мые -заинтересованные лю ди. Поочередно посещают уроки в классах, где не благополучно сложилось де ло: с успеваемостью по ка кому-то предмету. Присут ствуют на педсоветах. Без них не обходится ни одно внеклассное мероприятие. Самые •верные помощники ...Короче, школа сся ' в движении, в поисках. И очень замечательно, что а ряду е такими . причинами этого, как слаженность кол лектива, высокая требова тельность педагогов друг к другу и каждого к само му себе, начитают а к т и рую помощь родительской •общее гве-нпое: и. ■■Когда-то здесь дблго ис кала точку приложения -сил общественников: пытались # организовать в школе кружки » иных началах, закрепить -в пио нерских отрядах и октяб ря хкнх «звездочках» во жатых .с производства. Но «РУжки, не успев вза 1 ь раз бега, чахли, а- вожатым яв- . но не хватало ни знания, ни навыков пионерской ра боты. Тогда и решили, что, как говорится, лучше иметь синицу в руках, чем жу равля в небе, и стали ис- '•У кать помощников среди ро дителей. О том, как нынче обсто ит дело, мне кажегеч, ярче всего скажет такая деталь. ^ Незадолго до' моего прихе- в школу сюда с очеред ным визитом пришла Линз • Семеновна Ефанова, мать восьми* л-а е он нц ы Нины Ефзновой. Она обошла во время перемен все клас сы: чисто ли, проверила меню в школьном буфете, посмотрела, как подготов лены домашние задания в - нескольких классах. Не ус пела ш а уйти — раздается телефоввый звонок. Одна из родительниц ицтеаесова- лась, как идет подготовка Даже, казалось бы, такие мелочи, как проведение но вогодних елок .для малы шей, «оговьков» для стар ших ребят, непременно об говариваются на родитель ском комитете. Все родите ли заняты, но почти каж дый день в школе можао встретить инженера-хиыика Елену Тимофеевну Якуш и ну, медсестру Клавдию] . Ин,лионцу Иноземцеву, м )- шштегку . Людмилу Ива новну Иншакову. Заговорили на .родитель ском собрания о том, что учителя не успевают из-за загруженности вести круж ки — родителя внесли свои предложения. Поднялся ин женер из «Сельхозтехники» Николай Алексеевич По темкин; —Каждый из нас мог бы научить ребят многому... Мы имеем профессии са мые разные. Конечно, мои дочери Галя и Наташа Вряд ли будут за нимзться в кружке автомобилистов, во если я такой кружок буду вести для других ре бят, то кто-нибурь наверня ка поможет найти дело по душе и моим девочкам. .. Спустя несколько дней в школьном коридоре, появи лось объявление: «Жела ющие изучать устройство автомобиля смогут зани маться . у...». А рядом — другие: «К !50.летаю со дня рождения Тургенева драматический кружок то троит... Объявляется д-эвод- нительный набор», «Нау чаться многому вы сможете в кружке «Умелые руки*;.. Очень специфична работа пионерской организации. Но и тут в школе нашли воз- можлосхь участия родите лей, Вдруг; посыпались гра дом двойки на шестиклас сника Ж«зю Сальникова — н совете дружины перепо лох. Пришла на совет его мать, несколько часов к : присутствии самого. /Жени и без него решали, что де лать.' Советы членов роди тельского комитета, при :ут- ствующих при сем, были очень кстати. Начался но вый тур военно-спортивной игры «Зарница» — вместе с члеиамтт совета . п три офицера запаса из ро дителей составили карту «военных операций», выез жали на местность, где предстояло проводят игру. Практикуются совместные заседания совета дружины и родительского комитета. Просьбы родителей я старшей вожатой друг к друту взаимны. Понадо бился пионерам брезент для изготовления буденовок к утреннику]— старшая во жатая Людмила Полякова идет на завод яетоборудо- вания, вместе с председа телем комитета содействия школе Александрой Василь евной Часошшковой просит директора: — Помогите... Возвращается не е пу стыми руками. Разыскала Людмилу мать Вити Раздабарива: — Играет мальчонка мой на баяне, а сказать вам сам стесняется... Поговори ли б .вы е ним. А то очень уж у него времени свобод ного много. Неровен час— найдет другое увлечение... Конечно, нельзя пока сказать, что участие , роди телей в школьной жизни постоянно идеально. Но в их помощи в школе заин тересованы, стараются сде лать ее более весомой. Именно поэтому здесь .от казались от- траднцонных фррй обучения родителей педагогическим азамл В плане лектория для роди телей не только разговоры об успеваемости и дисцип лине, о режиме дня и тру довом воспитании в семье. 1 1 еред родителями: ‘ высту пают врачи — об особен ностях физиологического развития детей и разном возрасте, : инспектор дет ской комнаты милиции — о том, к чему приводя? «а- лейшие отклонения от нор мального -поведения, стар шая пионервожатая — о воспитании уважения к традициям :1 вивиерсквй ер- •гаиизации. И учителя, и. старшая вожатая в один голос го ворили, что без участия ро дителей невозможно отла дить, как следует, ни учеб ный; процесс, ни воспита тельную работу. — Родители, — говорили они, — наша самые верные помощники... V: : ] Е . Ш И Р Я Е В .1 г. Лебедянь. ]•- ЗВОНЯТ-ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ I I I «Когда ваш взвод вошел в село, Еще хатенки низкие дымились, И сквозь пожара дымное крыло Спешил вперед зеленый «виллис». А мы присели отдохнуть. Глотнуть е о д ы , проверить автоматы, И тут пришлось нам на него взглянуть — На мальчика, убитого у хаты». (Из- фронтовой тетради Антонины Алексеевны Мироновой). Нет, не так. Сначала я узнала не о том парне по имени' Сереже, которого видела убитым в Румынии Антонина Алексеевна. И не о фронтовой ее тет ради. Сначала постучали в дверь. Ти хонечко, как будто мышка поскреб лась. Открываем — на пороге девочка лет девяти: , — У вас комсомольцы тридцатых го- дов есть? Антонина Алексеевна, только что приехавшая в Липецк, стояла посреди вещей, расставленных по комнате кое- как. Девочка продолжала: — Нам вожатая сказала, чтоб мы принесли биографию и фотографию- какого-нибудь старого комсомольца. Альбом оформить- Быстренько объясняем ей, что ком сомольцы у нас есть, но сейчас Анто нина Алексеевна занята, а как только устроится на новом месте, расскажет и о тридцатых годах, и о сороковых. О сороковых.:. Но лйсточек с биографией нужен был именно сейчас, чтоб аль бом был 'оформлен непременно завт ра. Позже рассказ о фронтовых днях никого уже не интересовал. — Извините. Я смотрела на потемневшее лицо Антонины Алексеевны и думала, что, может быть, пионеры школы, где оформлялся альбом, также вот сту чатся в дверь, когда км нужен, напри мер, металлолом. Может, пионерво жатой из той школы все равно, что «собирают» ее пионеры... Почему-то мне показалось, что- Ан тонина Алексеевна фумает об этом же. ...Она ушла на фронт на второй день войны. Добровольцем. Ей было 25 лет, она уже закончила автодорожный тех никум и работала автоинспектором в Петропавловске-на-Кэмчатке. В танковой бригаде Антонина Алек сеевна' командовала автовзводом. ...Один из рейсов в сорок первом, у Северного Донца, закончился не как обычно. Взвод вез продукты. Одну из машин вела Антонина Алексеевна. У реки немцы заметили колонну, начался обстрел. Машины остановились. Шо феры, молодые ребята, залегли, при жали головы к земле. Тогда встала То ня и крикнула: — А ну, хлопцы, ко мне! Незачем было долго говорить. Ко ломна вот-вот будет взята. Решили вы вести машины из строя и прорываться к своим. Тогда Юлия Друнина еще не напит сала этих строк: " «Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне...», Антонине Алексеевне" и сейчас страшно вспомнить это. Она была ра нена в том бою. Их осталось совсем мало. Живых немцы затолкали в ма шину. Потом была колючая проволока фашистского концлагеря. Среди ночи И ним врывались пьяные немцы. Стреля ли. Шли бесконечные осенние дожди. Из лагеря они бежали вдвоем: Анто нина Алексеевна и Щура Ярошенко, Решили переплыть Северный Донец, но Щура плохо плавала, а единственный' моет был разрушен во время боя, за вален трупами. Шура пошла по кирпич ным осколкам, Антонина поплыла. На другом берегу они встретились... За участие в прорыве обороны про тивника под Сталинградом, на Курской дуге, за отличные боевые действия пй овладению городами Будапешт, Секеш. фехервар, Вена гвардии технику-лейте- нанту Антонине Алексеевне Мироновой объявлено 9 благодарностей. Она на граждена двумя орденами Красной Звезды и медалями. В третьем взводе было тридцать два человека: пять комсомольцев, тринад цать коммунистов. О каждом можно писать книгу. Попробуй уместить это в страничку собственной биографии... ...Можно сказать, что дважды два —» четыре. Можно сказать, что такой-то человек — герой. Все правильно. Но если мы перепутаем таблицу умноже ния, в худшем случае нам поставят двойку. С героями иначе. Тут одним неосторожным словом можно прине сти человеку незаживающую боль. Сохранилась фронтовая тетрадь по следних дней войны. В очерке одного дальневосточного журналиста сказа но, что эта тетрадь «сохранила зала* бензина и сладковатого порохового ды ма». Ему хотелось романтики военных пет. Это был взрослый человек. Он взял у Антонины Алексеевны фото снимки военных лет, тетрадь. И исчез. Однажды встретил ее. И перешел на другую сторону улицы. Антонина Алек сеевна звонила; писала, ездила в ре . дакцию. Просила, чтоб ей вернули ее тетрадь. А потом на несколько недель' слегла... Такого-то числа, в ' такой-то школе появился на свет альбом. Оформлен ный. В елочках. С фотографиями и би-' ографиями. И была поставлена печаль но известная «галочка»... О. КЯЕКОБКИНА. г. Липецк. наш кешт. норр. СНЕГ ИДЕТ Почему, когда енег идет, Я подолгу смотрю в окно, Будто жду а кого дттно. Или кто постучит( позовет, Или просто откроет дверь, Отряхнется от снежной т е м ^ Но лишь время доносит «не Колокольчика звон с дорог и А на тройке Сам Пущин —- ух! — Грусти метельной ЖЙУГ. Наяву или это сои?„ Снег идет. Тишина вокруг. И в ушах серебристый звеа — То он ближе, то гаснет он... В. КУПАВЫХ, старшая пионервожатая. • школы & 31. г. Липецк. 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz