Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

■ В ЭТОМ МУЗЕЕ РЕБЯТА НЕ ТОЛЬКО ПОСЕТИТЕЛИ, НО И ХО- ; ЗЯЕВА. СЫРСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ПЕРВЫМИ СТАЛИ СОБИРАТЬ МА­ ТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ. СЕЙЧАС В МУЗЕЕ СОТНИ ИН­ ТЕРЕСНЫХ ЭКСПОНАТОВ. ЕГО С ИНТЕРЕСОМ ПОСЕЩАЮТ МЕСТНЫЕ ; ЖИТЕЛИ. ' Фото А. Гирева. СЕМЬЯ И ШКОЛА В ЦБ Е Д Я Н- /% СКАЯ средняя / V школа № 1 —- районе одна нз самых луч. ших. Здесь :выше, чем в большинстве других, успе­ ваемость. Самый, перзый в районе памятник силами учащихся был сооружен (здесь — учителям й выпу­ скника'! згой, школы, пр- .тибшим на фронтах Вели­ кой . Отечественной войны. Строительный отряд стар­ шеклассников за лето «зоз- ?вел» утебкый корпус в во­ семь классных комнат. По­ бедительница в районном сотешгоншIии «Зарницы» прочно держит первенство но многим видам спорта. Сюда приходят и приезжа­ ют учиться старшие пио­ нервожатые не только сель­ ских, но и городских школ. Здесь даже есть маленькая ■знаменитость: ч е т в е р о - кдассшша — кандидат в •мастера спорта по гимна­ стике. к читательской конферен­ ции но роману Марины Прилежаевой «Над Вол­ гой», Что-то посоветовала. Зашел пригласить старшую вожатую н а . заседание рай­ онного штаба «Зарницы» офицер запаса Василий Михайлович Шавырин, за­ одно встретился со старше­ классниками —■ он, кроме: руководства военной- игрой, ведет в школе драмкру­ жок, : ...Обычный, нормальный, похожий на сотни других, рабочий день... Они здесь не гости, а са­ мые -заинтересованные лю­ ди. Поочередно посещают уроки в классах, где не­ благополучно сложилось де­ ло: с успеваемостью по ка­ кому-то предмету. Присут­ ствуют на педсоветах. Без них не обходится ни одно внеклассное мероприятие. Самые •верные помощники ...Короче, школа сся ' в движении, в поисках. И очень замечательно, что а ряду е такими . причинами этого, как слаженность кол­ лектива, высокая требова­ тельность педагогов друг к другу и каждого к само­ му себе, начитают а к т и ­ рую помощь родительской •общее гве-нпое: и. ■■Когда-то здесь дблго ис­ кала точку приложения -сил общественников: пытались # организовать в школе кружки » иных началах, закрепить -в пио­ нерских отрядах и октяб­ ря хкнх «звездочках» во­ жатых .с производства. Но «РУжки, не успев вза 1 ь раз­ бега, чахли, а- вожатым яв- . но не хватало ни знания, ни навыков пионерской ра­ боты. Тогда и решили, что, как говорится, лучше иметь синицу в руках, чем жу­ равля в небе, и стали ис- '•У кать помощников среди ро­ дителей. О том, как нынче обсто­ ит дело, мне кажегеч, ярче всего скажет такая деталь. ^ Незадолго до' моего прихе- в школу сюда с очеред­ ным визитом пришла Линз • Семеновна Ефанова, мать восьми* л-а е он нц ы Нины Ефзновой. Она обошла во время перемен все клас­ сы: чисто ли, проверила меню в школьном буфете, посмотрела, как подготов­ лены домашние задания в - нескольких классах. Не ус­ пела ш а уйти — раздается телефоввый звонок. Одна из родительниц ицтеаесова- лась, как идет подготовка Даже, казалось бы, такие мелочи, как проведение но­ вогодних елок .для малы­ шей, «оговьков» для стар­ ших ребят, непременно об­ говариваются на родитель­ ском комитете. Все родите­ ли заняты, но почти каж­ дый день в школе можао встретить инженера-хиыика Елену Тимофеевну Якуш и ­ ну, медсестру Клавдию] . Ин,лионцу Иноземцеву, м )- шштегку . Людмилу Ива­ новну Иншакову. Заговорили на .родитель­ ском собрания о том, что учителя не успевают из-за загруженности вести круж­ ки — родителя внесли свои предложения. Поднялся ин­ женер из «Сельхозтехники» Николай Алексеевич По­ темкин; —Каждый из нас мог бы научить ребят многому... Мы имеем профессии са­ мые разные. Конечно, мои дочери Галя и Наташа Вряд ли будут за нимзться в кружке автомобилистов, во если я такой кружок буду вести для других ре­ бят, то кто-нибурь наверня­ ка поможет найти дело по душе и моим девочкам. .. Спустя несколько дней в школьном коридоре, появи­ лось объявление: «Жела­ ющие изучать устройство автомобиля смогут зани­ маться . у...». А рядом — другие: «К !50.летаю со дня рождения Тургенева драматический кружок то троит... Объявляется д-эвод- нительный набор», «Нау­ чаться многому вы сможете в кружке «Умелые руки*;.. Очень специфична работа пионерской организации. Но и тут в школе нашли воз- можлосхь участия родите­ лей, Вдруг; посыпались гра­ дом двойки на шестиклас­ сника Ж«зю Сальникова — н совете дружины перепо­ лох. Пришла на совет его мать, несколько часов к : присутствии самого. /Жени и без него решали, что де­ лать.' Советы членов роди­ тельского комитета, при :ут- ствующих при сем, были очень кстати. Начался но­ вый тур военно-спортивной игры «Зарница» — вместе с члеиамтт совета . п три офицера запаса из ро­ дителей составили карту «военных операций», выез­ жали на местность, где предстояло проводят игру. Практикуются совместные заседания совета дружины и родительского комитета. Просьбы родителей я старшей вожатой друг к друту взаимны. Понадо­ бился пионерам брезент для изготовления буденовок к утреннику]— старшая во­ жатая Людмила Полякова идет на завод яетоборудо- вания, вместе с председа­ телем комитета содействия школе Александрой Василь­ евной Часошшковой просит директора: — Помогите... Возвращается не е пу­ стыми руками. Разыскала Людмилу мать Вити Раздабарива: — Играет мальчонка мой на баяне, а сказать вам сам стесняется... Поговори­ ли б .вы е ним. А то очень уж у него времени свобод­ ного много. Неровен час— найдет другое увлечение... Конечно, нельзя пока сказать, что участие , роди­ телей в школьной жизни постоянно идеально. Но в их помощи в школе заин­ тересованы, стараются сде­ лать ее более весомой. Именно поэтому здесь .от­ казались от- траднцонных фррй обучения родителей педагогическим азамл В плане лектория для роди­ телей не только разговоры об успеваемости и дисцип­ лине, о режиме дня и тру­ довом воспитании в семье. 1 1 еред родителями: ‘ высту­ пают врачи — об особен­ ностях физиологического развития детей и разном возрасте, : инспектор дет­ ской комнаты милиции — о том, к чему приводя? «а- лейшие отклонения от нор­ мального -поведения, стар­ шая пионервожатая — о воспитании уважения к традициям :1 вивиерсквй ер- •гаиизации. И учителя, и. старшая вожатая в один голос го­ ворили, что без участия ро­ дителей невозможно отла­ дить, как следует, ни учеб­ ный; процесс, ни воспита­ тельную работу. — Родители, — говорили они, — наша самые верные помощники... V: : ] Е . Ш И Р Я Е В .1 г. Лебедянь. ]•- ЗВОНЯТ-ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ I I I «Когда ваш взвод вошел в село, Еще хатенки низкие дымились, И сквозь пожара дымное крыло Спешил вперед зеленый «виллис». А мы присели отдохнуть. Глотнуть е о д ы , проверить автоматы, И тут пришлось нам на него взглянуть — На мальчика, убитого у хаты». (Из- фронтовой тетради Антонины Алексеевны Мироновой). Нет, не так. Сначала я узнала не о том парне по имени' Сереже, которого видела убитым в Румынии Антонина Алексеевна. И не о фронтовой ее тет­ ради. Сначала постучали в дверь. Ти­ хонечко, как будто мышка поскреб­ лась. Открываем — на пороге девочка лет девяти: , — У вас комсомольцы тридцатых го- дов есть? Антонина Алексеевна, только что приехавшая в Липецк, стояла посреди вещей, расставленных по комнате кое- как. Девочка продолжала: — Нам вожатая сказала, чтоб мы принесли биографию и фотографию- какого-нибудь старого комсомольца. Альбом оформить- Быстренько объясняем ей, что ком­ сомольцы у нас есть, но сейчас Анто­ нина Алексеевна занята, а как только устроится на новом месте, расскажет и о тридцатых годах, и о сороковых. О сороковых.:. Но лйсточек с биографией нужен был именно сейчас, чтоб аль­ бом был 'оформлен непременно завт­ ра. Позже рассказ о фронтовых днях никого уже не интересовал. — Извините. Я смотрела на потемневшее лицо Антонины Алексеевны и думала, что, может быть, пионеры школы, где оформлялся альбом, также вот сту­ чатся в дверь, когда км нужен, напри­ мер, металлолом. Может, пионерво­ жатой из той школы все равно, что «собирают» ее пионеры... Почему-то мне показалось, что- Ан­ тонина Алексеевна фумает об этом же. ...Она ушла на фронт на второй день войны. Добровольцем. Ей было 25 лет, она уже закончила автодорожный тех­ никум и работала автоинспектором в Петропавловске-на-Кэмчатке. В танковой бригаде Антонина Алек­ сеевна' командовала автовзводом. ...Один из рейсов в сорок первом, у Северного Донца, закончился не как обычно. Взвод вез продукты. Одну из машин вела Антонина Алексеевна. У реки немцы заметили колонну, начался обстрел. Машины остановились. Шо­ феры, молодые ребята, залегли, при­ жали головы к земле. Тогда встала То­ ня и крикнула: — А ну, хлопцы, ко мне! Незачем было долго говорить. Ко­ ломна вот-вот будет взята. Решили вы­ вести машины из строя и прорываться к своим. Тогда Юлия Друнина еще не напит сала этих строк: " «Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне...», Антонине Алексеевне" и сейчас страшно вспомнить это. Она была ра­ нена в том бою. Их осталось совсем мало. Живых немцы затолкали в ма­ шину. Потом была колючая проволока фашистского концлагеря. Среди ночи И ним врывались пьяные немцы. Стреля­ ли. Шли бесконечные осенние дожди. Из лагеря они бежали вдвоем: Анто­ нина Алексеевна и Щура Ярошенко, Решили переплыть Северный Донец, но Щура плохо плавала, а единственный' моет был разрушен во время боя, за ­ вален трупами. Шура пошла по кирпич­ ным осколкам, Антонина поплыла. На другом берегу они встретились... За участие в прорыве обороны про­ тивника под Сталинградом, на Курской дуге, за отличные боевые действия пй овладению городами Будапешт, Секеш. фехервар, Вена гвардии технику-лейте- нанту Антонине Алексеевне Мироновой объявлено 9 благодарностей. Она на­ граждена двумя орденами Красной Звезды и медалями. В третьем взводе было тридцать два человека: пять комсомольцев, тринад­ цать коммунистов. О каждом можно писать книгу. Попробуй уместить это в страничку собственной биографии... ...Можно сказать, что дважды два —» четыре. Можно сказать, что такой-то человек — герой. Все правильно. Но если мы перепутаем таблицу умноже­ ния, в худшем случае нам поставят двойку. С героями иначе. Тут одним неосторожным словом можно прине­ сти человеку незаживающую боль. Сохранилась фронтовая тетрадь по­ следних дней войны. В очерке одного дальневосточного журналиста сказа­ но, что эта тетрадь «сохранила зала* бензина и сладковатого порохового ды­ ма». Ему хотелось романтики военных пет. Это был взрослый человек. Он взял у Антонины Алексеевны фото­ снимки военных лет, тетрадь. И исчез. Однажды встретил ее. И перешел на другую сторону улицы. Антонина Алек­ сеевна звонила; писала, ездила в ре . дакцию. Просила, чтоб ей вернули ее тетрадь. А потом на несколько недель' слегла... Такого-то числа, в ' такой-то школе появился на свет альбом. Оформлен­ ный. В елочках. С фотографиями и би-' ографиями. И была поставлена печаль­ но известная «галочка»... О. КЯЕКОБКИНА. г. Липецк. наш кешт. норр. СНЕГ ИДЕТ Почему, когда енег идет, Я подолгу смотрю в окно, Будто жду а кого дттно. Или кто постучит( позовет, Или просто откроет дверь, Отряхнется от снежной т е м ^ Но лишь время доносит «не Колокольчика звон с дорог и А на тройке Сам Пущин —- ух! — Грусти метельной ЖЙУГ. Наяву или это сои?„ Снег идет. Тишина вокруг. И в ушах серебристый звеа — То он ближе, то гаснет он... В. КУПАВЫХ, старшая пионервожатая. • школы & 31. г. Липецк. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz