Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)
ГГНЕАТРАЛЬНЫЕ РЕЖИС- I СЕРЫ не часто берутся за постановку произведе ний, уже использованных киг нематографом. А. Найденов поставил «Ти хий Дон»,: не убоявшись ни конкуренции со. знаменитой грехсерийной кин о э Ло л е е й С. Герасимова, ни того, что спектакль может не получить ся, и зрителям* конечно,запом нятся первая неудача. Сообра жения «здравого смысла» не остановили режиссера, для ко торого творческий поиск ока зался дороже легкого успеха. , И потому работа Найденова третьего пути не существовало, и сначала Григорий вместе с белыми убивал красных, потом в рядах красной конницы .ру бал белых, — но ни к одному лагерю не примкнул безраз дельно, всей душой. Вот поче му победа большевиков не ста ла победой Григория, хотя он добивался того же, что и они: мира и земли. Жизнь сурово наказала Григория за попытку нейтралитета. Человек, наде ленный разумом, добротой и отвагой, достойный украсить свою землю, оказался на этой земле посторонним, лишним. Чужим. х Гплощенный в личности. Дви жущей силой спектакля стала непримиримая вражда Григо рия и Михаила, она придала постановке эмоциональнуй ок раску. Новая композиция потребо вала: поисков от оформителей спектакля. Музыка (музыкаль ное оформление В. Борисоглеб ского) возникает еще в осве щенном зрительном зале, по степенно" и ненавязчиво вводя вас в атмосферу спектакля. Она звучит и потом, по ходу действия, всегда вовремя и всегда тактично оставаясь на втором плане, лишь подчеркн- иллюстративного характера. К ним, на мой взгляд, относится сцена гибели Аксиньи. Спек такль вообще к концу замед ляет ритм, и названная сцена, и следующая за ней финальная прокручиваются вхолостую, ли шенные внутреннего напряже ния. Дело не в игре актеров. Просто действие спектакля, по сути, заканчивается бегством Григория с Аксиньей из родно го хутора. В глазах Советской власти Григорий, если и не яв ный враг, то все же возмож ная «контра». И нет ему ме ста на своей земле. Стержне вая мысль спектакля этим ПОИСК „ Тихий Д о н “ на с ц е н е Л и п е ц к о г о т е а т р а заслуживает серьезного раз говора без скидок на объек тивные трудности, сопровож давшие рождение спектакля. Форма, в которую отлит спек такль ныне, далась Не сразу; Вначале была попытка найти удачу на проторенной дорожке. Не мудрствуя лукаво, эпизоды двух последних книг шолохов ской эпопеи, отобранные для ин сценировки, превратили в сце ны. Персонажи' романа, став действующими лицами пьесы, произносили те же фразы, со вершали те же поступки... но художественный эффект был невысок. Первый вариант спек такля оказался всего лишь ил люстрацией. И режиссеру пришлось сно ва задаться вопросом: а что, собственно, хочет он сказать своим спектаклем? Итак, судьба Григория Ме лехова. В годы великого раз лома, когда история предоста вила людям на выбор лишь два цвета—красный или белый, — Григорий пытался прожить иод собственным флагом. Но" Спектакль теперь начинается с того, чем заканчивается ро ман. С жизненного итога. Мы знакомимся с Григорием, когда бури его жизни отшуме ли, уступив место тишине оди ночества. Все уже позади: друзья, битвы, любовь и смерть любимой. Одно лишь осталось усталому седому человеку: до казать победителям, что не зря все-таки прошла эта трудная жизнь. Сцены спектакля стали теперь фрагментами воспомина ний Григория, которые он, словно гири на весы, бросает в споре с Кошевым. И, как бы отождествляясь с большевиком первых лёт Советской власти, зритель вершит суд над Григо рием, и его жизнью. Но имел ли режиссер право на такую перекройку классиче ского произведения? Думается, что нынешняя композиция спектакля имеет право на жизнь. Спор Мелехова с Ко шевым не противоречит мысли Шолохова, больше того, — он в самой природе романа. Воз ник и настоящий конфликт, во- вает действие, ио не прерыва ет его. Художник А, Кляузер отвел все пространство сцены людям. На сцене минимум вещей и ми нимум места для них. Отказав шись от рисованного задника, художник получил превосход ный фон для актеров. Кроме того, тот же задник; различно освещаемый, становится нёбом, то безоблачно-голубым, то ба гровым, а то и черным — в сцене гибели Аксиньи, напоми ная о знаменитом черном солн це в романе Шолохова. Так сквозной замысел худо жественного оформления — че ловек и его небо — смыкается с основной темой спектакля — человек и его судьба. К сожалению, даже отлич ный замысел никдго не гаран тирует от просчетов. Лишь сце ны первого акта до конца по следовательно выдержаны как фрагменты воспоминаний Гри гория и окрашены его видени ем, его пониманием людей и событий. Чем ближе к финалу, тем чаще встречаются сцены завершается, и две последние сцены ничего к ней не прибав ляют, а потому и не волнуют. Можно рассказать лишь о двух актерских работах, хотя превосходная игра Н. Плюско- вой, образы, созданные, напри мер, И. Захаровым, Л. Зубо вой, сами по себе могли. бы стать предметом большого разговора. Большевик Михаил Коше вой в исполнении Н. Четверго- ва — человек необычайной цельности. Его мир делится по линии фронта — на друзей и врагов. Жизнь Михаила спая на с красным знаменем, мета ния Григория емух непонятны. Отсюда и его враждебность к брату жены. Четвергов не скрывает трудного характера Михаила, "его некоторой огра ниченности. Зрителю ясно, что в случае с Григорием по дозрительность Кошевого не обоснованна. Кошевой же не прощает Мелехову не только прошлое, но недобро глядит и на «незаконную» его любовь. И в этот, казалось бы, про стой рисунок роли Четвергов вдруг вносит неожиданный штрих. Вот он врывается на сцену в погоне за Григорием, а тот уже скрылся, предупреж денный Дуняшкой. Дуняшка с вызовом глядит на мужа, гор дая тем, что спасла брата, и ожидая, если не ареста, то по крайней мере подзатыльника. А этот сухарь, что и улыбать- ся-то, кажется, разучился, вдруг ласково обнимает же ну, и весь он в этом жесте — нежность и понимание. Григорий Мелехов, создан ный М. Соболевым, по сути своей глубоко невоенный че ловек. Такому бы землю па хать да детей растить. А жизнь заставила его убивать, и Григорий добросовестно свершает кровавое свое ре месло, исполняясь в то же вре мя отвращением к себе. Однако герою М. Соболева недостает мужественности и цельности, отличающих героя М. Шолохова. Глядя на не сколько «штатского» Григория — Соболева, трудно поверить, что такой человек был возне сён на гребень казачьей воль ницы, что именно в него, вот • такого, беззаветно верили ка заки. Этот пробел снижает цен ность в общем-то добротной актерской работы. Но при всех издержках, больших и малых, спектакль А. Найденова интересен, ибо в нем присутствует мысль, актуальная и по-своему выска занная. И это делает его пред почтительнее любого спектакля. А недостатки — дело поправи мое, и, насколько можно судить о Найденове, работа над спек таклем будет продолжаться столько же времени, сколько на театральных афишах мы будем видеть слова: «М. Шо лохов. «Тихий Дон». Н. ЯКОВЛЕВ. И столовая, и кинотеатр... Для студенческих городков специали сты московского института «Гипроторг» - предлагают проект трехэтажной столо вой, где в течение двадцати минут смо гут пообедать более пятисот4человек. В проекте по-новому решен вопрос об использовании зала "общего питания. Вечером здесь можно будет демонстри ровать широкоэкранные фильмы, про водить собрания, устраивать концерты. Для этого потребуется лишь убрать столы и стулья а соседнее помещение, а на их место поставить шестьсот кре- :сел. Первое такое здание намечено возве сти в Усть-Каменогорске на территории строительно-дорожного института. МШМЕТЪЖ ж » ш ж л ш з о м л м м Хорошо поработали по распространению билетов молодежной лотереи ак тивисты Воловекого, Доброаского, Долгоруковского, Краснинского районов. 22—23 декабря они закончили реализацию билетоз. Новый художествен ный фильм «Скуки ради» поставлен по одноимен ному рассказу М. Горь кого режиссером А. Вой- тецким на киностудии имени А. П. Довженко. Авторы сценария А. Вой- тецкнй, Ю. Ильенко, Ю. Пархоменко, Е. Хри- нюк. Главный оператор — В. Башкатов. Перед зрителем раз вертываются картины страшной действитель ности дореволюционной России. Жестоки)), хан жеский мир мещанства, отупевшего от беспро светной скудости жиз ни. Мир равнодушных обывателей, в котором скуки ради можно до вести человека до са моубийства. НА СНИМКЕ: кадр из фильма. Гомозов — артист Всеволод Сана ев, Арина — артист;: Маня Булгакова. (Фотохроника ТАСС) ■ Ш Ш Ш Ш Ш Ш Л ЩШг* I ш ш -тзЧиШ1Ш111НШШ]ШШ!1Н111Ш11ИП1Ш11]ПИ11П!НМ111II!1IIIII1.1111111111111НТ14111!Н!II1ЛIГ!>11111!II- Е 24 декабря. 48.00. — Е «Стандартизация и" про се треёс». Телевизионный Сельские труженики Черниговской области хорошо знают женский вокаль ный ансамбль Великозагоровского совхоза—техникума. Его выступления пользу ются неизменным успехом, _ НА СШШКЕ (слева направо): на репетиции солистки Наташа Передня, Полина Батуренко, Мария Юденок, Валя Рожок, Надя Грипа, Галя Жибер и аккомпанирует Александр Завгородний Фото Ю. Олейника. , / (Фотохроника ТАСС). Е журнал 18.30 — Первен- X сгво СССР по волейболу Е «Радиотехник» (Рига) Е — ЦСКА. Передача из = Риги. 20.30 — «Время». Е Информационная . про- Е грамма. 21.15 — Онерет- Е та К. Кацман «Марков Е камень». Е 25 декабря. 17.45 — Е «Пионерия». Киножур. = нал для школьников. 18.00 — Для школьни ков; «Жаворонок». Му зыкальная программа. Передача из Таллина. 18.30 — Программа цвет. ’ ного^телевидения. 1 . Ки нозал цветного телеви- . Дания." 2 , «Мультипанора ма». 20.00 — «Знакомст во с оперой». П , Чайков ский — «Черевя я к ,и». Спектакль Пермского Государсгвешюго теат ра оперы и балета. Пе редача из Перми. 771(11111Ш11(1ШШ111Ш111ШШШ1Ш1!1111111|11111Ш1<111111111Ш1Ш Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. идеологический*' оГает - Ком”Унальная пл- 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора - 2 - 3 3 - 5 3 , ответственного секретаря - 2 - 3 4 - 1 3 , зам. редактора, -— ------------ - Ае 2 35 38, тделов: комсомольской жизни—2—36—.43, учащейся молодежи и спорта — 2— 38—50, писем—2—34—46, бухгалтерии-» 2—28—59. АЭ 87007 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 9105. 11ШШ11ШНШШЖ11Ш1ШШ1ШЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz