Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

ГГНЕАТРАЛЬНЫЕ РЕЖИС- I СЕРЫ не часто берутся за постановку произведе­ ний, уже использованных киг нематографом. А. Найденов поставил «Ти­ хий Дон»,: не убоявшись ни конкуренции со. знаменитой грехсерийной кин о э Ло л е е й С. Герасимова, ни того, что спектакль может не получить­ ся, и зрителям* конечно,запом­ нятся первая неудача. Сообра­ жения «здравого смысла» не остановили режиссера, для ко­ торого творческий поиск ока­ зался дороже легкого успеха. , И потому работа Найденова третьего пути не существовало, и сначала Григорий вместе с белыми убивал красных, потом в рядах красной конницы .ру­ бал белых, — но ни к одному лагерю не примкнул безраз­ дельно, всей душой. Вот поче­ му победа большевиков не ста­ ла победой Григория, хотя он добивался того же, что и они: мира и земли. Жизнь сурово наказала Григория за попытку нейтралитета. Человек, наде­ ленный разумом, добротой и отвагой, достойный украсить свою землю, оказался на этой земле посторонним, лишним. Чужим. х Гплощенный в личности. Дви­ жущей силой спектакля стала непримиримая вражда Григо­ рия и Михаила, она придала постановке эмоциональнуй ок­ раску. Новая композиция потребо­ вала: поисков от оформителей спектакля. Музыка (музыкаль­ ное оформление В. Борисоглеб­ ского) возникает еще в осве­ щенном зрительном зале, по­ степенно" и ненавязчиво вводя вас в атмосферу спектакля. Она звучит и потом, по ходу действия, всегда вовремя и всегда тактично оставаясь на втором плане, лишь подчеркн- иллюстративного характера. К ним, на мой взгляд, относится сцена гибели Аксиньи. Спек­ такль вообще к концу замед­ ляет ритм, и названная сцена, и следующая за ней финальная прокручиваются вхолостую, ли­ шенные внутреннего напряже­ ния. Дело не в игре актеров. Просто действие спектакля, по сути, заканчивается бегством Григория с Аксиньей из родно­ го хутора. В глазах Советской власти Григорий, если и не яв­ ный враг, то все же возмож­ ная «контра». И нет ему ме­ ста на своей земле. Стержне­ вая мысль спектакля этим ПОИСК „ Тихий Д о н “ на с ц е н е Л и п е ц к о г о т е а т р а заслуживает серьезного раз­ говора без скидок на объек­ тивные трудности, сопровож­ давшие рождение спектакля. Форма, в которую отлит спек­ такль ныне, далась Не сразу; Вначале была попытка найти удачу на проторенной дорожке. Не мудрствуя лукаво, эпизоды двух последних книг шолохов­ ской эпопеи, отобранные для ин­ сценировки, превратили в сце­ ны. Персонажи' романа, став действующими лицами пьесы, произносили те же фразы, со­ вершали те же поступки... но художественный эффект был невысок. Первый вариант спек­ такля оказался всего лишь ил­ люстрацией. И режиссеру пришлось сно­ ва задаться вопросом: а что, собственно, хочет он сказать своим спектаклем? Итак, судьба Григория Ме­ лехова. В годы великого раз­ лома, когда история предоста­ вила людям на выбор лишь два цвета—красный или белый, — Григорий пытался прожить иод собственным флагом. Но" Спектакль теперь начинается с того, чем заканчивается ро­ ман. С жизненного итога. Мы знакомимся с Григорием, когда бури его жизни отшуме­ ли, уступив место тишине оди­ ночества. Все уже позади: друзья, битвы, любовь и смерть любимой. Одно лишь осталось усталому седому человеку: до­ казать победителям, что не зря все-таки прошла эта трудная жизнь. Сцены спектакля стали теперь фрагментами воспомина­ ний Григория, которые он, словно гири на весы, бросает в споре с Кошевым. И, как бы отождествляясь с большевиком первых лёт Советской власти, зритель вершит суд над Григо­ рием, и его жизнью. Но имел ли режиссер право на такую перекройку классиче­ ского произведения? Думается, что нынешняя композиция спектакля имеет право на жизнь. Спор Мелехова с Ко­ шевым не противоречит мысли Шолохова, больше того, — он в самой природе романа. Воз­ ник и настоящий конфликт, во- вает действие, ио не прерыва­ ет его. Художник А, Кляузер отвел все пространство сцены людям. На сцене минимум вещей и ми­ нимум места для них. Отказав­ шись от рисованного задника, художник получил превосход­ ный фон для актеров. Кроме того, тот же задник; различно освещаемый, становится нёбом, то безоблачно-голубым, то ба­ гровым, а то и черным — в сцене гибели Аксиньи, напоми­ ная о знаменитом черном солн­ це в романе Шолохова. Так сквозной замысел худо­ жественного оформления — че­ ловек и его небо — смыкается с основной темой спектакля — человек и его судьба. К сожалению, даже отлич­ ный замысел никдго не гаран­ тирует от просчетов. Лишь сце­ ны первого акта до конца по­ следовательно выдержаны как фрагменты воспоминаний Гри­ гория и окрашены его видени­ ем, его пониманием людей и событий. Чем ближе к финалу, тем чаще встречаются сцены завершается, и две последние сцены ничего к ней не прибав­ ляют, а потому и не волнуют. Можно рассказать лишь о двух актерских работах, хотя превосходная игра Н. Плюско- вой, образы, созданные, напри­ мер, И. Захаровым, Л. Зубо­ вой, сами по себе могли. бы стать предметом большого разговора. Большевик Михаил Коше­ вой в исполнении Н. Четверго- ва — человек необычайной цельности. Его мир делится по линии фронта — на друзей и врагов. Жизнь Михаила спая­ на с красным знаменем, мета­ ния Григория емух непонятны. Отсюда и его враждебность к брату жены. Четвергов не скрывает трудного характера Михаила, "его некоторой огра­ ниченности. Зрителю ясно, что в случае с Григорием по­ дозрительность Кошевого не­ обоснованна. Кошевой же не прощает Мелехову не только прошлое, но недобро глядит и на «незаконную» его любовь. И в этот, казалось бы, про­ стой рисунок роли Четвергов вдруг вносит неожиданный штрих. Вот он врывается на сцену в погоне за Григорием, а тот уже скрылся, предупреж­ денный Дуняшкой. Дуняшка с вызовом глядит на мужа, гор­ дая тем, что спасла брата, и ожидая, если не ареста, то по крайней мере подзатыльника. А этот сухарь, что и улыбать- ся-то, кажется, разучился, вдруг ласково обнимает же­ ну, и весь он в этом жесте — нежность и понимание. Григорий Мелехов, создан­ ный М. Соболевым, по сути своей глубоко невоенный че­ ловек. Такому бы землю па­ хать да детей растить. А жизнь заставила его убивать, и Григорий добросовестно свершает кровавое свое ре­ месло, исполняясь в то же вре­ мя отвращением к себе. Однако герою М. Соболева недостает мужественности и цельности, отличающих героя М. Шолохова. Глядя на не­ сколько «штатского» Григория — Соболева, трудно поверить, что такой человек был возне­ сён на гребень казачьей воль­ ницы, что именно в него, вот • такого, беззаветно верили ка­ заки. Этот пробел снижает цен­ ность в общем-то добротной актерской работы. Но при всех издержках, больших и малых, спектакль А. Найденова интересен, ибо в нем присутствует мысль, актуальная и по-своему выска­ занная. И это делает его пред­ почтительнее любого спектакля. А недостатки — дело поправи­ мое, и, насколько можно судить о Найденове, работа над спек­ таклем будет продолжаться столько же времени, сколько на театральных афишах мы будем видеть слова: «М. Шо­ лохов. «Тихий Дон». Н. ЯКОВЛЕВ. И столовая, и кинотеатр... Для студенческих городков специали­ сты московского института «Гипроторг» - предлагают проект трехэтажной столо­ вой, где в течение двадцати минут смо­ гут пообедать более пятисот4человек. В проекте по-новому решен вопрос об использовании зала "общего питания. Вечером здесь можно будет демонстри­ ровать широкоэкранные фильмы, про­ водить собрания, устраивать концерты. Для этого потребуется лишь убрать столы и стулья а соседнее помещение, а на их место поставить шестьсот кре- :сел. Первое такое здание намечено возве­ сти в Усть-Каменогорске на территории строительно-дорожного института. МШМЕТЪЖ ж » ш ж л ш з о м л м м Хорошо поработали по распространению билетов молодежной лотереи ак­ тивисты Воловекого, Доброаского, Долгоруковского, Краснинского районов. 22—23 декабря они закончили реализацию билетоз. Новый художествен­ ный фильм «Скуки ради» поставлен по одноимен­ ному рассказу М. Горь­ кого режиссером А. Вой- тецким на киностудии имени А. П. Довженко. Авторы сценария А. Вой- тецкнй, Ю. Ильенко, Ю. Пархоменко, Е. Хри- нюк. Главный оператор — В. Башкатов. Перед зрителем раз­ вертываются картины страшной действитель­ ности дореволюционной России. Жестоки)), хан­ жеский мир мещанства, отупевшего от беспро­ светной скудости жиз­ ни. Мир равнодушных обывателей, в котором скуки ради можно до­ вести человека до са­ моубийства. НА СНИМКЕ: кадр из фильма. Гомозов — артист Всеволод Сана­ ев, Арина — артист;: Маня Булгакова. (Фотохроника ТАСС) ■ Ш Ш Ш Ш Ш Ш Л ЩШг* I ш ш -тзЧиШ1Ш111НШШ]ШШ!1Н111Ш11ИП1Ш11]ПИ11П!НМ111II!1IIIII1.1111111111111НТ14111!Н!II1ЛIГ!>11111!II- Е 24 декабря. 48.00. — Е «Стандартизация и" про­ се треёс». Телевизионный Сельские труженики Черниговской области хорошо знают женский вокаль­ ный ансамбль Великозагоровского совхоза—техникума. Его выступления пользу­ ются неизменным успехом, _ НА СШШКЕ (слева направо): на репетиции солистки Наташа Передня, Полина Батуренко, Мария Юденок, Валя Рожок, Надя Грипа, Галя Жибер и аккомпанирует Александр Завгородний Фото Ю. Олейника. , / (Фотохроника ТАСС). Е журнал 18.30 — Первен- X сгво СССР по волейболу Е «Радиотехник» (Рига) Е — ЦСКА. Передача из = Риги. 20.30 — «Время». Е Информационная . про- Е грамма. 21.15 — Онерет- Е та К. Кацман «Марков Е камень». Е 25 декабря. 17.45 — Е «Пионерия». Киножур. = нал для школьников. 18.00 — Для школьни­ ков; «Жаворонок». Му­ зыкальная программа. Передача из Таллина. 18.30 — Программа цвет. ’ ного^телевидения. 1 . Ки­ нозал цветного телеви- . Дания." 2 , «Мультипанора­ ма». 20.00 — «Знакомст­ во с оперой». П , Чайков­ ский — «Черевя я к ,и». Спектакль Пермского Государсгвешюго теат­ ра оперы и балета. Пе­ редача из Перми. 771(11111Ш11(1ШШ111Ш111ШШШ1Ш1!1111111|11111Ш1<111111111Ш1Ш Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. идеологический*' оГает - Ком”Унальная пл- 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора - 2 - 3 3 - 5 3 , ответственного секретаря - 2 - 3 4 - 1 3 , зам. редактора, -— ------------ - Ае 2 35 38, тделов: комсомольской жизни—2—36—.43, учащейся молодежи и спорта — 2— 38—50, писем—2—34—46, бухгалтерии-» 2—28—59. АЭ 87007 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 9105. 11ШШ11ШНШШЖ11Ш1ШШ1ШЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz