Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

отличной оценкой сына или дочери! Представьте себе, когда комитет ре­ шил проследить, всё ли ученики делают записи в дневниках,' никто не возражал; И теперь обычное дело: еще в разде­ валке всех предупреждают, что идет проверка дневников, — и на лестнице дежурным остается , лишь удостоверить, ся, что все в порядке. Каждую, каза­ лось бы, мелочь, каждую возможность используют комсомольцы школы, чтобы успеваемость была лучше. Когда это выступление готовилось, наши юнкоры из Липецкой восьмилет­ ней школы № 39 сообщили, что ни один из ста комсомольцев этой 'ш колы не -имеет в четвертях не только двоек, но даже и троек. Правда, здорово? Но как сделать, чтобы так же было во всех школах? Чтобы стояли вопросы не о второгодниках и двоечниках, а о все более глубоком овладении .знаниями? Чтобы даже тройка считалась Для ком­ сомольца величайшим позором? В. 'ШИРЯЕВ. ЧТО ДУМАЕШЬ ОБ ЭТОМ ТЫ, НАШ ЧИТАТЕЛЬ! НЕ НАЗЫВАЙ УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕД­ СТВО (ЕГО НЕТ), ВНЕСИ ХОТЯ БЫ ОД­ НО ДЕЛОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ШКОЛЬНЫЙ КОМСОМОЛ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ДВОЕЧ­ НИКОВ И ВТОРОГОДНИКОВ! кой «Знания — твое оружие» или «Как ты оправдываешь звание комсомольца в учении». Редко встретишь на заводе фотовитрины и газеты с рассказами сб учебе школьников. — Опять грЫзуха й скучища, — ска­ жет иной., В Липецкой средней школе Л1» 3 счи­ тают иначе. С помощью интересных, по­ рой по-настоящему романтичных, форм» Е СЛИ БЫ меня ис­ ключили из комсо­ мола, я бы нс смог дальше жить. Мне незачем было бы жить... Слова эти, сказанные од­ ним из моих друзей—ком­ сомольцев двадцатых го­ дов — навсегда врезались в память. Это была не краси­ вая фраза, он высказал то, что чувствовал в те удиви­ тельные годы каждый из нас. О нашей далекой юности можно рассказывать много. Мне, например, очень доро­ го воспоминание о пионер­ ской организации, создан­ ной на заводе «Свободный сокол». Весной 1926 года бюро ячейки ВЛКСМ на­ значило меня там вожатым, Жили мы весело. Завод­ ские комсомольцы и комму- ; цисты, в первую очередь с о - . Кольский ветеран председа­ тель завкома профсоюза Степан Иванович Поляков, > кету. Ответы на вопрос «Что ты счита­ ешь главнейшей, заботой школьного ком­ сомола?» очень глубоки, очень пра­ вильны. «Воспитывать комсомольцев в духе преданности Родине»; «насытить жизнь школы, трудовыми делами», «до­ биться того, чтобы не было равнодуш. ных», «изжить формализм и казенщи­ ну»,— перечисляли ребята. Все это важ ­ но. Но почему-то лишь трое назвали в Л Д О И СОБЕСЕДНИКИ - мальчиш­ к у | к и пятнадцати лет. Они с увлече- 1 , 1 ицем рассказывают о своих делах. Очень остроумные и любознательные мальчишки. Поделились и планами на будущее. Один мечтает строить дороги, другой спит и видит себя геологом, третьего мечта занесла на необитаемую планету, четвертый... Короче, каждый наметил себе добрую, вполне опреде. ленную тропинку в жизнь. Молчал лишь один. На вопрос, почему, пожал плеча­ ми: 1 — Не знаю... У меня — двойки... Взгляды остальных мгновенно потух­ ли. Они — тоже двоечники. И хорошо понимают, что это означает... Забегая вперед, скажу, что мальчиш­ ки эти —- нынче всё успешно учатся — кто в вечерке, кто в профтехучилище. Тогда меня занимал вопрос: чём По­ мочь* им. Незачем ' приводить примеры того, через какие трудности выкарабка. лись на вершины знаний многие ученые. Незачем говорить о том, что эти ребя­ та, (как, впрочем, и подавляющее боль- шинство двоечников) Обеспечены всём самым необходимым для хорошей уче­ бы; учителя уделяют им, как правило, гораздо больше внимания, чем осталь­ ным. Сами ребята говорили вполне от. кровеннб: — Лень заела.;. , — У Иванова будет двойка по анг­ лийскому. — Но ведь по остальным предметам он успевает. Нужно С ним поработать дополнительно... И начинается в школе целая кампа­ ния. Вызовы на педсовет и в комитет комсомола, рейды, «проработки», нота­ ции. Лентяи дают обещание исправить­ ся, в ряде случаев даже исправляются, — Мог бы учиться лучше... . Каждый согласен, что от нынешнего двоечника р будущем и людям пользы будет мало, да и самого его : в век электроники, автоматики положёние неу­ ча вряд ли устроит. Вдумайтесь и в такие цифры; В про­ шлом учебном году из двухсот двадца­ ти четырех тысяч школьников нашей об­ ласти более четырех тысяч остались на числе основных задач борьбу за успе­ ваемость (заметьте, не за глубокие и прочные знания, а за успеваемость!). Факт этот настраивает на грустные размышления. Мы смотрели планы работы многих комсомольских организаций. В них и всевозможные «огоньки», и клубы ' по интересам, и встречи с замечательными людьми, и множество трудовых дел-. Но и них не найдёшь, например, тематиче­ ских комсомольских собраний с повеет. второй год. Если говорить о проценте неуспевающих, то он.не очень высок-— 1,7. Но из года в год второгодники об. ходятся государству в полмиллиона рублей. Ц если на производстве люди борются с браком, с потерями, то поче­ му терпят подобный брак школьники- комсомольцы?.. Загляните в конец четверти почта в \ любую школу, и вы станете свидетеля­ ми примерно одинаковых разговоров. В учительской: решают уже несколько лет подряд эту сложнейшую проблему. Вместо «прора. боток» — весомая помощь слабым уче-, никам. Кстати, исполнено это с . завид­ ным остроумием, настоящей ребячьей выдумкой. Тут тебе н «Школа молодого учителя»; где* преподаватели -—сами ре­ бята, и школьный телеграф, математи­ ческие и географические вечера, исто, ричесиие «КВН»—всего не перечтешь. Сколько радости приносят в семьи те­ леграммы-поздравления с хорошей или но через определенное время снова по­ вторяется этот своего рода аврал. ~ Ничего, тройку натянут... С двоечниками борются, двоечников перевоспитывают, в любой школе вам расскажут, какая большая работа ведет­ ся -в гэтом- направлении. И все-таки дво­ ечники остаются, второгодничество — тоже. ^ А давайте посмотрим на эту пробле­ му с такой стороны. Недавно мы пред­ ложили комсоргам липецких школ ан. и про Анин лог. В конце XVIII века в селе было на­ родное восстание, кото­ рым руководила женщина по имени Анна, прозван­ ная в народе «царицей Ан­ ной». Восставшие скрыва­ лись в глубоком логу, из­ рытом пещерами, совершая дерзкие налеты на окрест­ ных помещиков. Отряд был окружен и разбит, Ан­ на повешена на воротах, но память народная и- по­ ныне хранит и передает из уст в уста рассказ о смелых бунтарях. В селе липчане обрели -много новых друзей. У ре­ бят из Баловневской сред­ ней ; школы есть хорошая традиция: перед выпуск­ ным вечером поработать в поле. Строительный от­ ряд решил помочь им. Встали на два часа раньше и вместе с сельскими ребя­ тами отправились полоть морковь. И на выпускном балу танцевали до рассвета. ШАГ К АТТЕСТАТУ И еще одну радость ис­ пытали ребята. То, что сде­ лали они за несколько не­ дель работы, — добрая о них память селу. Но не только это . важно. Какое радостное, неповторимое чувство переполняло их души, когда они получали первую в жизни зарплату. •Они'как бы встали вровень со старшими, испытывая настоящую рабочую гор­ дость, Ведь это не подарок, не мамин рубль — это ме­ рило собственного труда, собственной усталости, соб­ ственной гордости за ре­ зультаты этого труда! Сейчас они «грызут на­ уки» последнего школьно­ го года, Кто-то станет хи­ миком, кто-то физиком, кто-то литейщиком, врачом, учителем, токарем, шофе­ ром. Но все они останутся строителями — творц а м и завтрашнего дня. Это они доказали. Г. ФИЛИНА. Выпускник нашей школы, рабочий Липецкого трактор­ ного завода Виктор Шуклов — делегат Всемирного фе­ стиваля молодежи и сту­ дентов в Софии. Об этом ребята нашей, Нижне-Ма- тренской школы узнали сразу же. С интересом чи­ тали газеты, елушали радио, следя за ходом фестива­ ля. Но, конечно, ничто не заменит рассказа очевидца, Недавно по приглашению ребят Виктор Шуклов по­ бывал в родной школе. С интересом слушали ребята его рассказ о теплой встре­ че болгарским народом со- ветской делегации, о почет­ ных гостях фестиваля—пер­ вом секретаре ЦК Комму, мистической партии Болга­ рии Хедере Живкове, от­ крывшем Всемирный фе- Вдоль всего лестничного крупная надпись: «Я хочу ли, посерьезнели у обелис- марша висит стенд — от- домой!». ка, где почти 600 лет назад чет о работе строительного Ливень прошумел быст- русское войско Дмитрия отряда средней школы ро, появилось- солнце. Все Донского одержало бле- № 43. В центре стенда — высунулись в окна и вдруг стящую победу. «Очень грамота от дирекции совхо- обнаружили, что попали в приятно было ступить на за имени В. И. Ленина. Во чудесное место. Вид умы- землю, где каждая песчин- время перемен здесь по- того дождем школьного са- ка, умей она говорить, по­ стоянно толпятся ребята, да, кусты цветущей белой ведала бы о незабываемом Особенно внимательны де- сирени под окнами и купо- подвиге», — записали лето- вятиклассники — они уже ла старинной, будто из ка- писцы в отрядном дневни- Мечтают о будущем лете, о менного кружева, церкви ке. С Куликова поля девя- своей стройке. вдали — вызвали восхищен тиклассники привезли в ...В конце учебного годе ние. В еще больший вое- школу горсть священной Василий Федорович Тон- 'торг вёех привел подог земли. ких, завуч по воспитатель- -спевший ужин. Старый ло- Ребята заинтересовались Ной работе, предложил зунг с окна куда-то исчез, историей села Баловнево. ученикам девятых классов зато появился другой: «Ос- Многое узнали' они от ста- организовать строительный таюсь на сверхсрочную!». рожилов и от местного ле- отряд. Предложение Яо Первую неделю бригада тописца С. Н. Ульянова, сначала встретил* с недо- девоч<- - работала на стро- Совхозное, зернохранили- верием. Но по; когда итель клуба, мальчиков Щ®. например, расположено подумали, что придется (в послали ЛОмать старый сви- в той самой церкви, что который раз!) вместе с пя- нарник. Самым трудным привлекла внимание ребят тиклашками все дето ко* было послеобеденное вре- еще в день приезда. Ока­ паться на клумба* около мя. немилосердно пекло залось, что церковь эта школы, захотелось прове- СоЛНце, ныли плечи и ру- построена по проекту архи- рить себя на настоящей ра- ' тектора Баженова. А брига- боте. Поэтому, когда из н0 чем больше ребята ДИР «Дядя Жора» расска- совхоза пришла заявка на уставали на работе, тем ве- зал мальчикам удивитель- тридцать человек, приш- селее были дома. До ужи- ную легенду, лось устраивать конкурс, на непременно гоняли ‘в В церкви шла служба Из двух девятых классов фуТбоЛ, играли в теннис, по случаю троицы. Напро- отобрали самых крепких, купались, загорали. тив алтаря стоял мест- самых умелых ребят. Навсегда запомнят Таня ный помещик, а крестьяне Село Баловнево было Капорская и Толя Браков, стояли по сторонам, остав- всего в ста километрах от как встречали они свое со- ляя между ним и алтарем дома, и строительный от- вершеннолетие. На торже- свободный коридор, что. ряд там давно ждали. ственной линейке друзья бы не мешать барину. Разместили ребят в шко- поздравили растроганных Вдруг в церковь вошел му­ ле. Из двух классов убрали таким вниманием именинни- жик, в лаптях, в холщовой парты, девчонки вымыли ков, вручили подарки и рубахе, и стал- посреди полы, окна, панели. За цветы. этого коридора. Управля- хозяйственными заботами В одно из воскресений ющий подбежал к нему и все порядком проголода, совхоз выделил отряду ма- велел отойти в сторону, лись. К тому же загрохота- шину для поездки на Кули- Но незнакомец грозно ла гроза, разразился ли- ново поле. По пути все с спросил: «А разве это ме- вень. Настрое мало- интс ом рассматривали сто куплено?». Управляю- помалу упало. На одной из старинные церкви, сохра- щий растерялся. «Если газет, висевшей вместо нившиеся в селениях, без нужно—я могу заплатить», шторы на окне, появилась устали пели. И сразу затих- — и незнакомец назвал крупную сумму. Но едва управляющий подошел сно­ ва, как незнакомец пред­ ложил еще большую сум­ му, чтобы ему только не мешали слушать. Вконец ошарашенный управляющий рассказал об этом разгне­ ванному помещику. До конца службы незнакомец так и простоял посреди ко­ ридора. Это был Лев Ни­ колаевич Толстой. Пришлось потом поме­ щику самому ехать в Яс­ ную Поляну извиняться перед гордым графом. Не менее интересную легенду услышали ребята часто бывали на наших сбо­ рах и вечерах. С каким подъемом пели юные пио­ неры революционные песни: «Смело мы в бой пойдем», «И будет гадам помниться, как травы шелестят,, когда несется конница рабочих и крестьян». Свои' сборы посвящали беседам о жизни, деятель­ ности Владимира Ильича Ленина, о вреде религии и законах юного пионера. С помощью старших ребята готовили концерты, в кото­ рые включали песни, стихи, небольшие сценки, Прием в пионеры у нас проходил торжественно и строго. Очень часто прихо­ дили ребята «с улицы» и просили запирать их в наш отряд... Сегодня, когда я встре­ чаю на заводе кого-нибудь из тех, кто когда-то был в моем ртрядё, я с гордостью думаю, что именно тогда начал ом формироваться как гражданин нашей страны и что в этом есть и моя доля труда, рядового армии ком­ сомола 20-х годов. Н. ЛИТВИНОВ, член ВЛКСМ с 1925 года. О самом человечном произведений о жизни и деятельно­ сти Ильича. В лучших из них образ «самого человечного человека» вы­ рисовывается как величественный монумент гениальности, историче­ скому предвидению и в то же время — простоте, скромности, человеко­ любию. С книгами -о В. И. Лени­ не мы знакомимся с юных лет. И потом они сопутствуют н%м всю жизнь, помогая жить, советуя и поддерживая. В этом году для детей и юноше­ ства издательство «Детская лите, ратура» выпустило серию художест­ венных произведений, посвященных жизни и деятельности вождя миро­ вого пролетариата и лучшего друга детей. Повести писательницы 3 . Воскре­ сенской «Сквозь ледяную мглу» и «Утро» — живые рассказы о жизни Владимира Ильича. Первая из них посвящена жизни Владимира Ильи­ ча и Надежды Константиновны Крупской в период первой русской революции. В основу первой легли беседы автора с людьми, имевшими счастье видеть Ильича и быть с ним рядом. Это — старые большевики, студенты, рабочие, учителя. О драматических, необычайно на­ пряженных ста десяти днях, прове­ денных В. И. Лениным на станции Разлив, рассказывается в другой по­ вести 3 . Воскресенской — «Утро». Здесь показывается гигантская рабо­ та, проводимая Ильичей в период подготовки к вооруженному восста­ нию, его деятельность по укреплению и сплочению рядов партии. Автор книги «Баллада о больше­ вистском подполье» 3 . Драбкина бы­ ла хорошо знакома с Владимиром Ильичей и его соратниками. Она «сочла своим долгом рассказать все, что о них помнит, а также и то, что узнала, читая и перечитывая их соб­ ственные воспоминания..'.» Шестнадцатилетней девушкой бе­ жала Софья Виноградская от белых в Москву. Будущая писательница на­ чала работать в «Правде». В сбор­ нике ее рассказов «Искорка» чита­ тель видит не только Ленина-вождя. Человек, безгранично отдающий все­ го себя людям, живущий их делами и помыедами, простой и отзывчивый, шагает по страницам книги вечно живой Ильич. В. ТРЕФИЛОВА, зав. детской библиотекой им. Ленина. ‘ г.' Липецк. ТУ1ОНВЕРТБ1 со штампом «международное» часто приносит в Крутогорскую среднюю школу? сельский почтальон.. Ребята из Бол­ гарии, Венгрии, ГДР пишут своим русским друзьям об интересных делах и задум. ках, делятся-, впечатлениями о новых книгах и картинах. Вера Анохина, которую ви­ дите на снимке, ■ получила, сегодня : письмо из Софии. Сначала; конечно, надо про­ честь самой, а затем с пись­ мом может познакомиться каждый из одноклассников. Фото А. Гирева. ковой-Николаевой, о мате­ ри двух Героев Советского Союза Л. Т. Космодемьян­ ской, об интересных встре­ чах в Софии. Высокая честь — быть делегатом Всемирного фе­ стиваля. Виктор Шуклов по праву заслужил ее. Он — отличный производствен, ник, секретарь комсомоль­ ской организации корпуса сборки тракторов, активный участник художественной самодеятельности. Несколь­ ко концертных номеров, с которыми Виктор выступал в Софии, он показал ребя­ там — исполнил на вккор- деоке музыкальные пьесы, пел. Дружно аплодировали ре­ бята своему гостю. В за­ ключение встречи Виктор подарил школе ценный су­ венир — запись речи Геор­ гия Димитрова, замечатель. ного сына болгарского на­ рода. Встреча с делегатом ф е­ стиваля надолго запомнит, ся ребятам. И. КАЗАНСКИЙ, директор Н.-Матренскон средней школы. Добринекий район. ВОСЬМИКЛАССНИЦУ ОЛЮ МАМОНОВУ ШКОЛЫ № 39 ЛИПЕЦКА И ДЕВОЧЕК ИЗ КЛУБА «ВОДА. ТЕНОК», КОТОРЫМ ОНА РУКОВОДИТ,- СЕГОДНЯ УЖЕ БЕСПОКОЯТ ПРЕДНОВОГОДНИЕ ЗАБОТЫ. листочки, читают какие-нибудь про осень стишки... Но праздник оказался совсем иной. В эти дни детдом напоминал муравейник. Ни один человек не сидел на месте. Во дворе стояли кадки, и девчонки безжа­ лостно хлестали по ним березовыми вениками. Клубился облаком пар. Маль­ чишки еле успевали подтаскивать горя­ чую воду. Другие в, это время разгру­ жали машину с крупными белыми ка- чанами капусты. От нее к столовой вы­ тянулась ниточка живого конвейера. В столовой бойко стучали ножи, четверо­ классники проворно обдирали каждый качан, и за минуту девчонки постарше превращали качаны в меленькие кусоч­ ки. Когда закончилась работа, уселись к праздничному столу. И радость о» того, что поработали, как Ттолагаетея, наполняла каждого. Сережку —- тоже... Г. САВИНА. . г. Липецк, детдом № 2. тупать ремонтной бригаде. Но и так сэкономили около четырех тысяч руб­ лей. Самые активные побывали в Ле­ нинграде. А Лене Черноситову, Игорю Дюкареву и Жене Артеменко совет командиров на память от коллектива часы подарил. В общем, жить в детском доме было интересно. Уж на что у Иванова укоре­ нилась привычка отовсюду удирать, и он не помышлял об этом. Михаил Ми­ хайлович его предупредил: — Ты когда побежишь, мне скажи. — А что? — насторожился тот. — Продуктов тебе дадим на дорогу. — А мне и здесь нравится,— скснфу. женно пробубнил тот, понимая, что над ним подшучивают. ...Наступила осень. В детдоме ждали с нетерпением праздника урожая. Что уж в этом особенного? Видел Се(эежка сто раз эти праздники: на сцене кру­ жатся и „падают опавшие с «деревьев» ют. Но чтобы так к нему относились ребята — это Ново. Михаил Михайло­ вич, директор детдома, не ругал, а все как будто присматривался к ту. Он был мало похож на директоров в Се- режкином понимании. Не навязывал своего мнения ребятам. Но с каждым днём у него вызывало все большую досаду, что Михаил Ми­ хайлович, как ему казалось, не обращав ет на него никакого внимания'; Другой на его месте кое за какие Сережкины проделки такую б головомойку устро­ ил, что помнилось бы долго. Нервы у него, что ли, железные? А однажды — тогда все и началось— совет командиров ни с того ни с сего поручил ему, Сергею, человеку «отпе­ тому», командовать дежурными поста­ ми. Сергей принялся вовсю «командо­ вать». Но почти тотчас же прибежал к Михаилу Михайловичу и в крайнем отчаянии выпалил: — Они меня не слушаются!!! — ПОЧЕМУ ТЫ НА КУХНЕ? Ведь по графику завтра дежуришь? — спросил Надю Дремову вахтенный командир. — Я же не просто так. Я разрешения попросила... «Вот чудная», — подумал Сережка. Сама себе работу ищет. «Я разрешения попросила»...— передразнил он ее. В этом детском доме он недавно, и ему все кажется странным. Узнал, что ребята сами моют полы,— удивился еще больше: — Видали их?.. Меня не заставите! — Как это «не заставите»? А как же ты жить среди нас собираешься? — удивлялись в свою очередь ребята. — Так вот! Детский труд у нас за­ прещен. Слышали про это? — Ха! Может, тебя кормить полагает­ ся с ложечки? Ты еще не разузнал? Нелегко живется Сережке. Взрослые говорят, что у него «трудный характер». Впрочем, он давно уже привык к тому, что не слушаются, не уважают, — посочув­ ствовал Михаил Михайлович, а потом усадил его рядом с собой. Разговор крепко запал в душу. Незаметно для самого себя Сережка привязался к Михаилу Михайловичу и асе больше старался поступать так, что­ бы ему былО' приятно. Когда в детский дом со всех 'областей республики при­ ехали гости, и Сережке выпало ответ­ ственное дежурство, он очень боялся подвести Михаила Михайловича. Но на­ до сказать, порядок был отменный. Впервые Сережка заслужил похвалу и чувствовал себя именинником. Все меньше ему здесь что-то каза­ лось странным. „.Еще во время каникул, когда при­ шла пора позаботиться о своем доме, как хорошие хозяева, ребята облицо­ вывали кафельной плиткой стены, бето­ нировали дорожки во дворе и жалели, что работу посложнее приходится ус- всегда его в чем-нибудь укоря-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz