Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)
отличной оценкой сына или дочери! Представьте себе, когда комитет ре шил проследить, всё ли ученики делают записи в дневниках,' никто не возражал; И теперь обычное дело: еще в разде валке всех предупреждают, что идет проверка дневников, — и на лестнице дежурным остается , лишь удостоверить, ся, что все в порядке. Каждую, каза лось бы, мелочь, каждую возможность используют комсомольцы школы, чтобы успеваемость была лучше. Когда это выступление готовилось, наши юнкоры из Липецкой восьмилет ней школы № 39 сообщили, что ни один из ста комсомольцев этой 'ш колы не -имеет в четвертях не только двоек, но даже и троек. Правда, здорово? Но как сделать, чтобы так же было во всех школах? Чтобы стояли вопросы не о второгодниках и двоечниках, а о все более глубоком овладении .знаниями? Чтобы даже тройка считалась Для ком сомольца величайшим позором? В. 'ШИРЯЕВ. ЧТО ДУМАЕШЬ ОБ ЭТОМ ТЫ, НАШ ЧИТАТЕЛЬ! НЕ НАЗЫВАЙ УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕД СТВО (ЕГО НЕТ), ВНЕСИ ХОТЯ БЫ ОД НО ДЕЛОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ШКОЛЬНЫЙ КОМСОМОЛ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ДВОЕЧ НИКОВ И ВТОРОГОДНИКОВ! кой «Знания — твое оружие» или «Как ты оправдываешь звание комсомольца в учении». Редко встретишь на заводе фотовитрины и газеты с рассказами сб учебе школьников. — Опять грЫзуха й скучища, — ска жет иной., В Липецкой средней школе Л1» 3 счи тают иначе. С помощью интересных, по рой по-настоящему романтичных, форм» Е СЛИ БЫ меня ис ключили из комсо мола, я бы нс смог дальше жить. Мне незачем было бы жить... Слова эти, сказанные од ним из моих друзей—ком сомольцев двадцатых го дов — навсегда врезались в память. Это была не краси вая фраза, он высказал то, что чувствовал в те удиви тельные годы каждый из нас. О нашей далекой юности можно рассказывать много. Мне, например, очень доро го воспоминание о пионер ской организации, создан ной на заводе «Свободный сокол». Весной 1926 года бюро ячейки ВЛКСМ на значило меня там вожатым, Жили мы весело. Завод ские комсомольцы и комму- ; цисты, в первую очередь с о - . Кольский ветеран председа тель завкома профсоюза Степан Иванович Поляков, > кету. Ответы на вопрос «Что ты счита ешь главнейшей, заботой школьного ком сомола?» очень глубоки, очень пра вильны. «Воспитывать комсомольцев в духе преданности Родине»; «насытить жизнь школы, трудовыми делами», «до биться того, чтобы не было равнодуш. ных», «изжить формализм и казенщи ну»,— перечисляли ребята. Все это важ но. Но почему-то лишь трое назвали в Л Д О И СОБЕСЕДНИКИ - мальчиш к у | к и пятнадцати лет. Они с увлече- 1 , 1 ицем рассказывают о своих делах. Очень остроумные и любознательные мальчишки. Поделились и планами на будущее. Один мечтает строить дороги, другой спит и видит себя геологом, третьего мечта занесла на необитаемую планету, четвертый... Короче, каждый наметил себе добрую, вполне опреде. ленную тропинку в жизнь. Молчал лишь один. На вопрос, почему, пожал плеча ми: 1 — Не знаю... У меня — двойки... Взгляды остальных мгновенно потух ли. Они — тоже двоечники. И хорошо понимают, что это означает... Забегая вперед, скажу, что мальчиш ки эти —- нынче всё успешно учатся — кто в вечерке, кто в профтехучилище. Тогда меня занимал вопрос: чём По мочь* им. Незачем ' приводить примеры того, через какие трудности выкарабка. лись на вершины знаний многие ученые. Незачем говорить о том, что эти ребя та, (как, впрочем, и подавляющее боль- шинство двоечников) Обеспечены всём самым необходимым для хорошей уче бы; учителя уделяют им, как правило, гораздо больше внимания, чем осталь ным. Сами ребята говорили вполне от. кровеннб: — Лень заела.;. , — У Иванова будет двойка по анг лийскому. — Но ведь по остальным предметам он успевает. Нужно С ним поработать дополнительно... И начинается в школе целая кампа ния. Вызовы на педсовет и в комитет комсомола, рейды, «проработки», нота ции. Лентяи дают обещание исправить ся, в ряде случаев даже исправляются, — Мог бы учиться лучше... . Каждый согласен, что от нынешнего двоечника р будущем и людям пользы будет мало, да и самого его : в век электроники, автоматики положёние неу ча вряд ли устроит. Вдумайтесь и в такие цифры; В про шлом учебном году из двухсот двадца ти четырех тысяч школьников нашей об ласти более четырех тысяч остались на числе основных задач борьбу за успе ваемость (заметьте, не за глубокие и прочные знания, а за успеваемость!). Факт этот настраивает на грустные размышления. Мы смотрели планы работы многих комсомольских организаций. В них и всевозможные «огоньки», и клубы ' по интересам, и встречи с замечательными людьми, и множество трудовых дел-. Но и них не найдёшь, например, тематиче ских комсомольских собраний с повеет. второй год. Если говорить о проценте неуспевающих, то он.не очень высок-— 1,7. Но из года в год второгодники об. ходятся государству в полмиллиона рублей. Ц если на производстве люди борются с браком, с потерями, то поче му терпят подобный брак школьники- комсомольцы?.. Загляните в конец четверти почта в \ любую школу, и вы станете свидетеля ми примерно одинаковых разговоров. В учительской: решают уже несколько лет подряд эту сложнейшую проблему. Вместо «прора. боток» — весомая помощь слабым уче-, никам. Кстати, исполнено это с . завид ным остроумием, настоящей ребячьей выдумкой. Тут тебе н «Школа молодого учителя»; где* преподаватели -—сами ре бята, и школьный телеграф, математи ческие и географические вечера, исто, ричесиие «КВН»—всего не перечтешь. Сколько радости приносят в семьи те леграммы-поздравления с хорошей или но через определенное время снова по вторяется этот своего рода аврал. ~ Ничего, тройку натянут... С двоечниками борются, двоечников перевоспитывают, в любой школе вам расскажут, какая большая работа ведет ся -в гэтом- направлении. И все-таки дво ечники остаются, второгодничество — тоже. ^ А давайте посмотрим на эту пробле му с такой стороны. Недавно мы пред ложили комсоргам липецких школ ан. и про Анин лог. В конце XVIII века в селе было на родное восстание, кото рым руководила женщина по имени Анна, прозван ная в народе «царицей Ан ной». Восставшие скрыва лись в глубоком логу, из рытом пещерами, совершая дерзкие налеты на окрест ных помещиков. Отряд был окружен и разбит, Ан на повешена на воротах, но память народная и- по ныне хранит и передает из уст в уста рассказ о смелых бунтарях. В селе липчане обрели -много новых друзей. У ре бят из Баловневской сред ней ; школы есть хорошая традиция: перед выпуск ным вечером поработать в поле. Строительный от ряд решил помочь им. Встали на два часа раньше и вместе с сельскими ребя тами отправились полоть морковь. И на выпускном балу танцевали до рассвета. ШАГ К АТТЕСТАТУ И еще одну радость ис пытали ребята. То, что сде лали они за несколько не дель работы, — добрая о них память селу. Но не только это . важно. Какое радостное, неповторимое чувство переполняло их души, когда они получали первую в жизни зарплату. •Они'как бы встали вровень со старшими, испытывая настоящую рабочую гор дость, Ведь это не подарок, не мамин рубль — это ме рило собственного труда, собственной усталости, соб ственной гордости за ре зультаты этого труда! Сейчас они «грызут на уки» последнего школьно го года, Кто-то станет хи миком, кто-то физиком, кто-то литейщиком, врачом, учителем, токарем, шофе ром. Но все они останутся строителями — творц а м и завтрашнего дня. Это они доказали. Г. ФИЛИНА. Выпускник нашей школы, рабочий Липецкого трактор ного завода Виктор Шуклов — делегат Всемирного фе стиваля молодежи и сту дентов в Софии. Об этом ребята нашей, Нижне-Ма- тренской школы узнали сразу же. С интересом чи тали газеты, елушали радио, следя за ходом фестива ля. Но, конечно, ничто не заменит рассказа очевидца, Недавно по приглашению ребят Виктор Шуклов по бывал в родной школе. С интересом слушали ребята его рассказ о теплой встре че болгарским народом со- ветской делегации, о почет ных гостях фестиваля—пер вом секретаре ЦК Комму, мистической партии Болга рии Хедере Живкове, от крывшем Всемирный фе- Вдоль всего лестничного крупная надпись: «Я хочу ли, посерьезнели у обелис- марша висит стенд — от- домой!». ка, где почти 600 лет назад чет о работе строительного Ливень прошумел быст- русское войско Дмитрия отряда средней школы ро, появилось- солнце. Все Донского одержало бле- № 43. В центре стенда — высунулись в окна и вдруг стящую победу. «Очень грамота от дирекции совхо- обнаружили, что попали в приятно было ступить на за имени В. И. Ленина. Во чудесное место. Вид умы- землю, где каждая песчин- время перемен здесь по- того дождем школьного са- ка, умей она говорить, по стоянно толпятся ребята, да, кусты цветущей белой ведала бы о незабываемом Особенно внимательны де- сирени под окнами и купо- подвиге», — записали лето- вятиклассники — они уже ла старинной, будто из ка- писцы в отрядном дневни- Мечтают о будущем лете, о менного кружева, церкви ке. С Куликова поля девя- своей стройке. вдали — вызвали восхищен тиклассники привезли в ...В конце учебного годе ние. В еще больший вое- школу горсть священной Василий Федорович Тон- 'торг вёех привел подог земли. ких, завуч по воспитатель- -спевший ужин. Старый ло- Ребята заинтересовались Ной работе, предложил зунг с окна куда-то исчез, историей села Баловнево. ученикам девятых классов зато появился другой: «Ос- Многое узнали' они от ста- организовать строительный таюсь на сверхсрочную!». рожилов и от местного ле- отряд. Предложение Яо Первую неделю бригада тописца С. Н. Ульянова, сначала встретил* с недо- девоч<- - работала на стро- Совхозное, зернохранили- верием. Но по; когда итель клуба, мальчиков Щ®. например, расположено подумали, что придется (в послали ЛОмать старый сви- в той самой церкви, что который раз!) вместе с пя- нарник. Самым трудным привлекла внимание ребят тиклашками все дето ко* было послеобеденное вре- еще в день приезда. Ока паться на клумба* около мя. немилосердно пекло залось, что церковь эта школы, захотелось прове- СоЛНце, ныли плечи и ру- построена по проекту архи- рить себя на настоящей ра- ' тектора Баженова. А брига- боте. Поэтому, когда из н0 чем больше ребята ДИР «Дядя Жора» расска- совхоза пришла заявка на уставали на работе, тем ве- зал мальчикам удивитель- тридцать человек, приш- селее были дома. До ужи- ную легенду, лось устраивать конкурс, на непременно гоняли ‘в В церкви шла служба Из двух девятых классов фуТбоЛ, играли в теннис, по случаю троицы. Напро- отобрали самых крепких, купались, загорали. тив алтаря стоял мест- самых умелых ребят. Навсегда запомнят Таня ный помещик, а крестьяне Село Баловнево было Капорская и Толя Браков, стояли по сторонам, остав- всего в ста километрах от как встречали они свое со- ляя между ним и алтарем дома, и строительный от- вершеннолетие. На торже- свободный коридор, что. ряд там давно ждали. ственной линейке друзья бы не мешать барину. Разместили ребят в шко- поздравили растроганных Вдруг в церковь вошел му ле. Из двух классов убрали таким вниманием именинни- жик, в лаптях, в холщовой парты, девчонки вымыли ков, вручили подарки и рубахе, и стал- посреди полы, окна, панели. За цветы. этого коридора. Управля- хозяйственными заботами В одно из воскресений ющий подбежал к нему и все порядком проголода, совхоз выделил отряду ма- велел отойти в сторону, лись. К тому же загрохота- шину для поездки на Кули- Но незнакомец грозно ла гроза, разразился ли- ново поле. По пути все с спросил: «А разве это ме- вень. Настрое мало- интс ом рассматривали сто куплено?». Управляю- помалу упало. На одной из старинные церкви, сохра- щий растерялся. «Если газет, висевшей вместо нившиеся в селениях, без нужно—я могу заплатить», шторы на окне, появилась устали пели. И сразу затих- — и незнакомец назвал крупную сумму. Но едва управляющий подошел сно ва, как незнакомец пред ложил еще большую сум му, чтобы ему только не мешали слушать. Вконец ошарашенный управляющий рассказал об этом разгне ванному помещику. До конца службы незнакомец так и простоял посреди ко ридора. Это был Лев Ни колаевич Толстой. Пришлось потом поме щику самому ехать в Яс ную Поляну извиняться перед гордым графом. Не менее интересную легенду услышали ребята часто бывали на наших сбо рах и вечерах. С каким подъемом пели юные пио неры революционные песни: «Смело мы в бой пойдем», «И будет гадам помниться, как травы шелестят,, когда несется конница рабочих и крестьян». Свои' сборы посвящали беседам о жизни, деятель ности Владимира Ильича Ленина, о вреде религии и законах юного пионера. С помощью старших ребята готовили концерты, в кото рые включали песни, стихи, небольшие сценки, Прием в пионеры у нас проходил торжественно и строго. Очень часто прихо дили ребята «с улицы» и просили запирать их в наш отряд... Сегодня, когда я встре чаю на заводе кого-нибудь из тех, кто когда-то был в моем ртрядё, я с гордостью думаю, что именно тогда начал ом формироваться как гражданин нашей страны и что в этом есть и моя доля труда, рядового армии ком сомола 20-х годов. Н. ЛИТВИНОВ, член ВЛКСМ с 1925 года. О самом человечном произведений о жизни и деятельно сти Ильича. В лучших из них образ «самого человечного человека» вы рисовывается как величественный монумент гениальности, историче скому предвидению и в то же время — простоте, скромности, человеко любию. С книгами -о В. И. Лени не мы знакомимся с юных лет. И потом они сопутствуют н%м всю жизнь, помогая жить, советуя и поддерживая. В этом году для детей и юноше ства издательство «Детская лите, ратура» выпустило серию художест венных произведений, посвященных жизни и деятельности вождя миро вого пролетариата и лучшего друга детей. Повести писательницы 3 . Воскре сенской «Сквозь ледяную мглу» и «Утро» — живые рассказы о жизни Владимира Ильича. Первая из них посвящена жизни Владимира Ильи ча и Надежды Константиновны Крупской в период первой русской революции. В основу первой легли беседы автора с людьми, имевшими счастье видеть Ильича и быть с ним рядом. Это — старые большевики, студенты, рабочие, учителя. О драматических, необычайно на пряженных ста десяти днях, прове денных В. И. Лениным на станции Разлив, рассказывается в другой по вести 3 . Воскресенской — «Утро». Здесь показывается гигантская рабо та, проводимая Ильичей в период подготовки к вооруженному восста нию, его деятельность по укреплению и сплочению рядов партии. Автор книги «Баллада о больше вистском подполье» 3 . Драбкина бы ла хорошо знакома с Владимиром Ильичей и его соратниками. Она «сочла своим долгом рассказать все, что о них помнит, а также и то, что узнала, читая и перечитывая их соб ственные воспоминания..'.» Шестнадцатилетней девушкой бе жала Софья Виноградская от белых в Москву. Будущая писательница на чала работать в «Правде». В сбор нике ее рассказов «Искорка» чита тель видит не только Ленина-вождя. Человек, безгранично отдающий все го себя людям, живущий их делами и помыедами, простой и отзывчивый, шагает по страницам книги вечно живой Ильич. В. ТРЕФИЛОВА, зав. детской библиотекой им. Ленина. ‘ г.' Липецк. ТУ1ОНВЕРТБ1 со штампом «международное» часто приносит в Крутогорскую среднюю школу? сельский почтальон.. Ребята из Бол гарии, Венгрии, ГДР пишут своим русским друзьям об интересных делах и задум. ках, делятся-, впечатлениями о новых книгах и картинах. Вера Анохина, которую ви дите на снимке, ■ получила, сегодня : письмо из Софии. Сначала; конечно, надо про честь самой, а затем с пись мом может познакомиться каждый из одноклассников. Фото А. Гирева. ковой-Николаевой, о мате ри двух Героев Советского Союза Л. Т. Космодемьян ской, об интересных встре чах в Софии. Высокая честь — быть делегатом Всемирного фе стиваля. Виктор Шуклов по праву заслужил ее. Он — отличный производствен, ник, секретарь комсомоль ской организации корпуса сборки тракторов, активный участник художественной самодеятельности. Несколь ко концертных номеров, с которыми Виктор выступал в Софии, он показал ребя там — исполнил на вккор- деоке музыкальные пьесы, пел. Дружно аплодировали ре бята своему гостю. В за ключение встречи Виктор подарил школе ценный су венир — запись речи Геор гия Димитрова, замечатель. ного сына болгарского на рода. Встреча с делегатом ф е стиваля надолго запомнит, ся ребятам. И. КАЗАНСКИЙ, директор Н.-Матренскон средней школы. Добринекий район. ВОСЬМИКЛАССНИЦУ ОЛЮ МАМОНОВУ ШКОЛЫ № 39 ЛИПЕЦКА И ДЕВОЧЕК ИЗ КЛУБА «ВОДА. ТЕНОК», КОТОРЫМ ОНА РУКОВОДИТ,- СЕГОДНЯ УЖЕ БЕСПОКОЯТ ПРЕДНОВОГОДНИЕ ЗАБОТЫ. листочки, читают какие-нибудь про осень стишки... Но праздник оказался совсем иной. В эти дни детдом напоминал муравейник. Ни один человек не сидел на месте. Во дворе стояли кадки, и девчонки безжа лостно хлестали по ним березовыми вениками. Клубился облаком пар. Маль чишки еле успевали подтаскивать горя чую воду. Другие в, это время разгру жали машину с крупными белыми ка- чанами капусты. От нее к столовой вы тянулась ниточка живого конвейера. В столовой бойко стучали ножи, четверо классники проворно обдирали каждый качан, и за минуту девчонки постарше превращали качаны в меленькие кусоч ки. Когда закончилась работа, уселись к праздничному столу. И радость о» того, что поработали, как Ттолагаетея, наполняла каждого. Сережку —- тоже... Г. САВИНА. . г. Липецк, детдом № 2. тупать ремонтной бригаде. Но и так сэкономили около четырех тысяч руб лей. Самые активные побывали в Ле нинграде. А Лене Черноситову, Игорю Дюкареву и Жене Артеменко совет командиров на память от коллектива часы подарил. В общем, жить в детском доме было интересно. Уж на что у Иванова укоре нилась привычка отовсюду удирать, и он не помышлял об этом. Михаил Ми хайлович его предупредил: — Ты когда побежишь, мне скажи. — А что? — насторожился тот. — Продуктов тебе дадим на дорогу. — А мне и здесь нравится,— скснфу. женно пробубнил тот, понимая, что над ним подшучивают. ...Наступила осень. В детдоме ждали с нетерпением праздника урожая. Что уж в этом особенного? Видел Се(эежка сто раз эти праздники: на сцене кру жатся и „падают опавшие с «деревьев» ют. Но чтобы так к нему относились ребята — это Ново. Михаил Михайло вич, директор детдома, не ругал, а все как будто присматривался к ту. Он был мало похож на директоров в Се- режкином понимании. Не навязывал своего мнения ребятам. Но с каждым днём у него вызывало все большую досаду, что Михаил Ми хайлович, как ему казалось, не обращав ет на него никакого внимания'; Другой на его месте кое за какие Сережкины проделки такую б головомойку устро ил, что помнилось бы долго. Нервы у него, что ли, железные? А однажды — тогда все и началось— совет командиров ни с того ни с сего поручил ему, Сергею, человеку «отпе тому», командовать дежурными поста ми. Сергей принялся вовсю «командо вать». Но почти тотчас же прибежал к Михаилу Михайловичу и в крайнем отчаянии выпалил: — Они меня не слушаются!!! — ПОЧЕМУ ТЫ НА КУХНЕ? Ведь по графику завтра дежуришь? — спросил Надю Дремову вахтенный командир. — Я же не просто так. Я разрешения попросила... «Вот чудная», — подумал Сережка. Сама себе работу ищет. «Я разрешения попросила»...— передразнил он ее. В этом детском доме он недавно, и ему все кажется странным. Узнал, что ребята сами моют полы,— удивился еще больше: — Видали их?.. Меня не заставите! — Как это «не заставите»? А как же ты жить среди нас собираешься? — удивлялись в свою очередь ребята. — Так вот! Детский труд у нас за прещен. Слышали про это? — Ха! Может, тебя кормить полагает ся с ложечки? Ты еще не разузнал? Нелегко живется Сережке. Взрослые говорят, что у него «трудный характер». Впрочем, он давно уже привык к тому, что не слушаются, не уважают, — посочув ствовал Михаил Михайлович, а потом усадил его рядом с собой. Разговор крепко запал в душу. Незаметно для самого себя Сережка привязался к Михаилу Михайловичу и асе больше старался поступать так, что бы ему былО' приятно. Когда в детский дом со всех 'областей республики при ехали гости, и Сережке выпало ответ ственное дежурство, он очень боялся подвести Михаила Михайловича. Но на до сказать, порядок был отменный. Впервые Сережка заслужил похвалу и чувствовал себя именинником. Все меньше ему здесь что-то каза лось странным. „.Еще во время каникул, когда при шла пора позаботиться о своем доме, как хорошие хозяева, ребята облицо вывали кафельной плиткой стены, бето нировали дорожки во дворе и жалели, что работу посложнее приходится ус- всегда его в чем-нибудь укоря-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz