Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)
ВЕЯ ... человек сдуелее шел яв завод, оя должея ходояуоаяаув свое дело. ^Гогдая учил ся, то каждая яз яас хотел работать лучше другого. ТГаждыя хотел, есля оя токарь, быть хорошял^ токареду, есля оя слесарь, то хорошятя слесарелт. Заводская работа—яятересяая рабо та, садуа яо себе увлекает, а сеячас ояа еще более яятересяа, чем была раяьше,—условия другие. Раяьше всего добивались руками, дто имело очень большое зна чение, яо как бы яя были руки искусны, все таки станки, ма шины лучше. Ях раньше было мало. Сейчас наши заводы я фаб рики оснащены огромным количеством машинного оборудования. дто делает работу на наших заводах интереснее, но и требует зато больше, знаний и уменья... ...Я хотел бы, чтобы у вас скорее зародилась нрофессиональ- ная гордость, а зто высокая гордость. Ясли ваши отды были хоро шими рабочими, так вы должны быть во всяком случае не хуже их. М. и. КАЛИНИН. (Из ))Счи 4<а Т 1 ЧМКМТВРЧШ 0 Мсибрзими учащихм и работников ремесленных железнодорожных учили)ц и нмол Ф!ЮMl^rквы, пмпященнзм Й^-летию Великой Пдтябрнекой (.'о][идлистической рев1'ЛЮ](ии). м ю ж и ю м о а и с Л € ^ ж е p A d o v e j T o л сл А с с ^ Мы рады такому пополнению Новолипецкий металлургическим завод ныне зани мает одно из ведущих мест среди крупных предприя тий министерства черной метаппургии. На нашем заводе можно встретить все самое новое, самое пере довое. Здесь производятся кокс и агломерат, чугун и ферросплавы, сталь и прокат, продукты химии. Новое оборудование действует во всех цехах, обслу- живанчо его требует от рабочих солидных технических знаний. болоо половины специалистов для строящихся объ ектом завод готовит сам. Однако этого мало, и мы за интересованы, чтобы к нам пришли грамотные специа листы из технических училищ. На заводе нет такого цеха, где бы не трудились вы пускникн профтехучилищ. Многие из иих известны да леко за пределами завода. Это сталевар В. Степаненко, конверторщики В. Купченко, А. Беляев, А. Бородин, вальцовщики В. Анохин и Н. Татьянин, термист В. Ко- ремевский и многие другие. Успешно трудятся на стро ительстве стана ч2000ч воспитанники ТУ-10 В. Харланов, В. Прянншнннов, А. Лавров, В. Аржаных, Ю. Родионов. Выпускникам зтого же технического училища Евгению Зубареву, Станислаеу Полякову, Юрию Двуреченскому и Анатолию Мурашкину было доверено сварить пер вую сталь в конверторном цехе. Стали умелыми руководителями производства С. В. Карлин — главный ревизор железнодорожного транс порта, А. И. Тормышеа — заместитель начальиима тех нического отдела ТЭЦ, Н. И. Гончаренко — старший мастер модельного цеха. Недавно были награждены орденом чЗнак почетач два вылусиннка училищ — машинист мостовых кранов Валентина Ходарииа и злектрослесарь Иван Коротаев. С полным правом можно сказать, что технические училища готовят для нас замечательные кадры. И мы всегда рады такому пополнению. В нынешнем году Новолипецкнй металлургический завод совместно с <ПТУ-10 нескольно перестроил си стему подготовки кадров. В течение трех лет в учили ще молодые люди получат среднее образование и профессию металлурга. Эта форма подготовки в неда леком будущем станет основной, так как она открывает перед каждым выпускником большие возможности для дальнейшей учебы н творчесного роста. Т. ЛЯПИН, начальник отдела кадров Новояипецкого ! металлургического завода. а)итн§иии)ииин<ии4яияид[!игииижииииии!пхичашиии!ниииииии S Т Т А СЦЕНЕ — будущий рабочий... Е ! ж Дяя нас это обыденно. Мы к это- С му привыкли и считаем, что по- g иному и быть не может. Участники ан- 5 самбля чТрудовые резервы^ и сами ло- S настоящему оценили это только тогда, g когда выступали нынешним летом в Е международном молодежном лагере, g Возможно, французам, знатокам и лю- 5 бнтелям легкой эстрадной музыки, не е асе было понятно в русском нацнональ- g ном искусстве. Но их удивило другое: — Это — дети рабочих? — недовер- g чиво спрашивали одни после концерта, g ** Эти прекрасные исполнители—сами С будущие рабочие?.. — недоумевали g другие. ф г а д ы с у щ с с т ц ц в а я м я . ! и - нециой области в училищах под готовлено 75 тысяч сисцнали- стов. ф Строитель и кулинар,метал лург и швея, монтажник и кру жевница... В системе профтехоб разования можно получить 109 специальностей. ф Только в прошлом году подготов лено без малого 14.000 спортсменов- разрядников. 1500 общественных ин структоров и судей. ф В кружнах технического творчества занимаются 3000 че ловек. Ф о т о р е п о р т а ж А81РА оии станут хозяевами "^строек и заводских цехов, ма стерами резца и ксиней мол- нииж. Но и сейчас они не просто мальчшики. Чтобь! в этом убедить ся, достаточно увидеть один день жизни этой необычной креспубли- ким. Говорят, что училище начинается с производственных мастерских и ла бораторий. Попробуй не поверь, если твоим гидом будет Славка Петрухин, самьж рядовой и типич- нь(й гражданин креспубликим. И у этого типичного гражданина есть мечта стать инженером. По лучив среднее образование, он не сразу направил документы в ин ститут. Петрухин объясняет это по-взрослому логично: «Нужна еще одна школа...я. Так говорит не только Славка. Его сверстники Володя Шелестов, Се- режа Куль!гин, Саша Чубаров, Сла ва Дорофеев, да и другие ребята, действительно пришли в ГПТУ, что бы пройти другую школу — школу рабочей закалки. Многие из их наставников когда- то тоже начинали с простого. А те перь... ОЛНУЯСЬ, Федор ЗФ^новьевич питомцем Юрой Бирюковым ж электромонтажной лаборатории. Г ) ^^AБИHETE черчения (снимок справа) Надежда Сергеевна Клетицкая рассказывает о штриховых линиях и видах изобра жения деталей. Ребята внимательно слушают ее объяснение. Медленно ползет по бумаге грифедь циркуля. И на ватман ложится «вид сбокуи и «вид сверхуд. Женя Скворцов на минуту от. влекся. Смотрит в окио. Березы еще не сбросили листву. Квадраты газонов в золотистом обрамлении У комплексной бригады Михаил Иноземцев. ел и сейчас заглянуть в другие Г классы и мастерские учили ща, можно встретить еще не мало интересного. Но «республикам^ столь велика, что надо увидеть и другую сторону ее жизни. Мудрость в наш век несут книги. Спросите у Володи Мещерякова, (снимок внизу), какую часть свобод, ного времени он проводит в биб лиотеке. Можно быть увереннь(м, что он затруднится ответить на этот вопрос, потому что библиотека ж училище — одно из самых обита- емь(х мест. Для Анатолия Некрасова и его товарищей по оркестру любимым ЗАВТРА ОНИ СТАНУТ ХОЗЯЕВАМИ в распечатал конверт. Весель(е, как и сам автор письма, озор- нь!е буквы разбежались по бумаге. Ващенко невольно зауль(бался, уз нав почерк Сережи Медведчикова. «...Как только закончится коман дировка в Волжском и вернусь в Липецк, обязательно приеду в учи. лище. Я многим обязан вам...я. Двадцать лет подряд провожает мальчишек в большую жизнь Федор Зиновьевич. Их письма — награда за труд. Элементь) проблемного обучения, которые использует Федор Зиновь евич, прививают будущим рабочим навыки творческого отношения к профессии. И, наверное, уже се годня здесь выковываются будущие рационализаторы и изобретатели. На снимке слева вь! видитб колле гу Федора Зиновьевича Михаила Ивановича Хренникова со своим кустарника напоминают несложный орнамент... Юрий Гагарин, думает Женя, начал свой путь тоже в тех ническом. А потом дерзко шагнул к звездам... Пройдет несколько лет, и может бь!ть, он, Женя, или кто- то из его товарищей, тоже найдут применение своим знаниям в кос- мосе. Или законна* институт и ста нут первоклассными инженерами, как бывший воспитанник Липецкого ГП1У Владимир Медведев, А кто то из них, возможно, будет прославленным бригадиром, как депутат горсовете Алексей Никола евич Голиков, выпускник пятнадца того училища, бригадир комплекс, ной бригады «Промстроян. Или, как Герой Социалистического Труда, известиь)й всему городу своими трудовыми успехами бригадир делом являются занятия музьжои. И пусть сейчас состав музыкантов далеко не полный, репетиция идет полным ходом. Победь! на конкурсах лучшего по профессии, на выставках техниче. ского творчества — еще не все победы. Спортивные трофеи уча щихся ТУ-20 могут составить целый музей. Говорить о кубках и почет ных грамотах тут вовсе излишне. Ведь в «республике» каждый — спортсмен, каждый второй — раз рядник (снимок справа внизу). [ОЗДНО вечером «республика» ' на несколько часов погружает- "ся а тишину, чтобь! завтра вновь зажечь рабочее солнце. Г. СОКОЛИНСКАЯ. Техн41ческое училище № 20. г. Липецк. Фото В. Епьшаежа. П: Лагерь бодрости Мальчишки из села !!ово-!]нкольскее ирихадили сюда рано утрим и расходились'пс домам поадио вечером. Им все Ныло интересно в*этом лагере труда н отдыха ребит иа Данкова: и военная ди.c^^^^^^.^^^нa, и четкий режим суток, и то, как вееело курсанты лагеря отды хают. !(у, а о самих ребятах из нрофтехучи.чира М 22 и говорить нечего — ведь этот палаточный городок на ЖЧВ 0 НИС.НОМберегу Дона они нострочли своими руками. За две смены .цесь отдыхали и работали на строитель, стве нового ко.мнлекга щ)офтсхучиливга около 2<J0 не хорошо отдохну.' 1 и. занимались спортом и иоенным делом, кроме того, они зарабога.чи около тысячи рублей, которые чойдут на покупку инвентаря для лагеря. в. АЛЕКСЕЕВ. г. Даикоп. И И ! И И И И Ч И И И И Ш И И И И е М И Ч И П И И ! ) : : П И И И И И Л ! ! И И И И И И И Я И И Ш И И И И П Я И Ч И И И И Ч И < И И Ч И И И И П И Ш И И И И ! Т И И Д Наши ребята терпеливо отвечали на асе вопросы, недоумевая, а разве мож- .иижчиииг; но не пустить на сцену человека, на деленного каким-то талантом? В конце разговора один из молодых французов сказал с нескрываемой завистью: Какая счастливая советская мо лодежь! Учится, работает и имеет та кую замечательную возможность бес платно заниматься любимым делом!.. Мы тогда долго рассказывали фран цузам о том, что в этом мы заинтересо ваны, что в этом направлении ведется большая работа. В нашем распоряжении — прекрас ные залы, музыкальные инструменты. Имеющий в руках Вветы... костюмы. Ребят учат квалифицирован ные педагоги-музыканты, концертмей стеры, хореографы. Мы знакомим ре бят с прекрасным, вводим их в чарую щий мир искусства. И как раз это-то и вызывает зависть их зарубежных свер стников. Ансамблю аплодировали в Брюсселе н Кремлевском Дворце съездов, в разных городах страны, на колхозных токах и новостройках. В жизнь будущих металлургов и строителей прочно вошло искусство. Много добрых воспоминаний связа но у тех, кто, заканчивая училище, ухо дит из ансамбля. Мы ведь не пытаем ся воспитать из ребят профессионалов, g Поэтому считаем, что сцена для них— S не сама^лавное . Мы А^отимся, что- g бы у ч ф ж к и хорошо ^^жись, успеш- S но проходили практЯу, постоянно g поддерживали связь с мастерами, пре- 5 подавателями, воспитателями. И, как g правило, активные участники ансамб- g ля — самые лучшие и в труде, и в уче- Е бе. Вот уж когда поистине - начинаешь g понимать смысл слов поэта Солоухина: Е €Имеющий в руках цветы плохого со- g вершить не может...ь. g 3. МИСТЮКОВА, S художественный руководитель Z ансамбля чТрудовые резервы*, g Я П Я И Н И И И И Ш И < и п И И И И Н И Ш И Я И Х И И И М Ш И И И Ш И М ! М И Ч М Я М И П Ш Ш Ш Ш И И Ё М Ш И И И И М И Я и Х Н Н И Ц Щ И И И И И И ) И Ш И И Ш ! Ч И И Ш И И И И т ш п И И И Ч И И И И И Ш Ш И И И Ч И Ш И Ч Ш И Т : с Ч.\Ч .\Л .\ гочорили об , этом если не как о чуде, то, по крайней мере, как о диковинке. Чото.м [[])нвыклн. Но и до сих пор кабинет автох!атики , и электроники — одна из ]лав- иы.х достопримечательностей учи лища. Войдешь в аудиторию, и на тебя уставится дву.мя зелеными глазами иастояищй робот. Вертя головой, он начнет рассказывать о техническом тдорчестве ребят. Роботу — несколько месяцев от роду. Он пока езнает* очень ма ло. Но пройдет несколько меся цев—м электронный мозг позволит ему взять на себя часть обязан ностей преподавателя. Робот на учится объяснять многие темы, станет экскурсоводом по кабине ту электроники. Сейчас он делает несколько движений — осматри вается по сторонам, поворачивает ся влево и вправо, поднимает хжазку. А скоро сумеет, объясняя материал, как частдящнй учитель, прохаживаться вдоль рядов. В представлении многих людей, в технические училища идут не от хорошей жизни. Те, кто в ин ституте провалился на вступи тельных, в техникум по конкурсу' не прошел. В техпическом-де знании не требуют. А тут — вду майтесь только! — сложнейшая электроника! И робот — всего лишь малая толика чудес, кото рые повергнут любого скептика, посетившего десятое училище. Несколько лет назад ребята из группы электрослесарей по копт- рольпо-пзмерительным приборам смонтировали действующую схе му токарио-вииторезпого станка. Получилось удачно. Затем изгото вили модель доменной печи. Но эго 6tJ.'iH лщпь первые шаги. На заводе нельзя останонить ни при боры, ИИ регуляторы. Останови один на самое малое время—мо жет пойти насмарку работа цело го коллектива. .А. будунгне элект- рослесари должны наглядно ви деть принцип действия приборов. Так возникла в училище идея ско пировать пульт кон'грольно-н.зме- рительного оборудования домен ной нечн. Несколько месяцен дли лась работа. Доменная печь сег-о- дия это ггарство автоматики и блежи ггриборов, робот,—не только облегчает труд нренодавателя. Магнина программированного обу чения позиоляст более объектиичо оценивать знания учащихся. Все здесь, от НИЧТИКОИ до сложней ших схем, сделано руками ребят. Н нет ничего удичительиого, что выпускникам группы элсктросле- сарей с nepai.ix дгшй работы на заводе доверяют весьма отвегст- веииые участки. Ньщешиим летом Анатолий Федоров и Виктор Го ряйнов Э31ЦЧЩИЛИ дипломную ра- ]1ие о технических училищах. Рассказ этот был бы не иол- ггым, если бы я упустил енге од- ио обстоятельство. Мы еще не ус пели как следует познакомиться с М. А. Яворским — он заведует кабинетом, ведет спецкурс по электронике и автоматике, — а он предупредил: — Об одном прошу, не ставьте все это в заслугу мне. Ну, рабо тали ребята под моим началом это верно. Но главное в том, что Обыкновенное чудо электроники. Так что об урочне зиаггий и широте технического кругозора воснитанггиков училища как нельзя ясно свидетельствует успех, которым увенчалась работа юных конструкторов. Спустя некоторое время ребята под руководством мастера Л^нха- и.та Афанасьевича Яворского ув леклись другим делом. И сегодня действующая схема работы элект ронного усилителя настолько на глядно показывает сущность ра боты электронов в радиолампе, что любой не посвященный в ра диотехнику человек поймет это без особого труда. Все, что есть в удивительной комнате — действующие схемы, боту по элекгропиому потенцио метру. Квалифчкациоиная комис сия единодушно ирисвочла им шестые разряды. Обычно такую квалификацию получагот после не- скольких лет работы. К сказанному нужно добавить, что в группы электрослесарей обычно поступают выпускники средних школ с оценками но фи зике и математике не чиже <чег- верки*. Конкурс здесь выше, чем в большинстве технических вузов. Вог вам подлинное лицо наших профтехучилищ! И, знакомясь с кабинетом электроники и автома тики ТУ-)0, я с грустью подумал о том, что в жизни, к сожалению, еще бытует неверное предетавле- тенерещние училища — не преж ние ФЗУ, чго технический про гресс для пас не только слова... С удовольствием выполняю просьбу Михаила Афанасьевича. Замечу лишь, что биография это го человека как нельзя лучше подтверждает его же слова о ны нешнем лице профтехучилищ. Здесь, в ТУ-!0, он учился. За кончил техникум. Пого.м институт. И не забрось судьба его сюда, он был бы, наверное, одним из самых нужггых и уважаемых спещгалн- стов на заводе. В. ШИРЯЕВ. Техническое училище № №. г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz