Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)
— Какова повестка л»я собрания? — Перевыборы, парторга и персональное дело напильни ка цеха Истомина. — Так.;. Но упите, Лев ПисательницаОльга Кравцова рабе аетнад романом о ли- мучительно боится того- чуй- пецнихметаллургах. В кем онарассказывает о наших севре- ства одиночества и беспри-- меннинах, о героях пятилетии, о тех, чьим трудом создаются гУлы‘ости, которое он пережил новые страницы славной истории нашей Магнитки, Ниже мы сегрдпя 8 цехе- печатаем отрывок из романа. Собрание началось, ■ когда начальник, волнуясь, . тихо вошел и сел в ' зритель- - ном зале. Его снова не заме- и наглостью поступка, тили. Будто его здесь нет. ------ ----------- - ..... Будто он сторонний наблю- месгах. дагель, пустое место. Он жаром ды- смотрит на молодых рабочих.;. - ----- яр- стараясь делать это незаметно. змеей ползет Они делают вид, что не заме чают его, но они все видят, Нее. знают. Слишком красно речивы их безмолвные нзгля- ,а, не здоро- ды. /..';/.А ' ллу ^ : Комсомольцы слушают’ се годня сварщика Сурова. Он только что вернулся из Мо сквы, где проходило Всесоюз ное совещание бригад ком мунистического труда. — Расскажи, Суров, как идет сам процесс создания бригад? —, обращается к нему ' Доска объявлений первого в о п ью ___________ ___ „ листопрокатного цеха висит у Ом решает сходить в цех. входа в столовую. Это своего В цехе все на своих --------- рода историческое место. Здесь Громыхает стан, н разные времена и годы ра- ишг методическая печь, сыгрывались свои заводские кой, огненной " ‘ , , драмыйруМ^ металл’, рлзбрдсьшад вокруг IО 1 1Г-ЧИIIII л I 1 I>,(Ы .и куски окалины. Игра- 0 премиях и награждениях, и ет прйятный‘''<«кврЙ 1 яцок. -ругались, . : Мийо _йач1)рй1Нк_ „ г говора и предупреждения.: й аж ь , '^0М дй 5 ^Ш ЙШ - ;;У ч и ^ Помнят -црркатчики п таксшЯ;;щвр|;:’х д ^ 1 I > ,1 г о I ■ инженер. Л ев- , Ф> I I I1-о >.. 1 ьу <I ^ , 1 „ | о ;^у к , ’дЫже ‘сЫ>к_ «одадшау / ! цдаД ш щ|*к!у, учй- 1|НIИ Н ( IГ II I(1( | , СО I 1К\ 1КI I I И /- (■I рвал с головы шапку, \дарил _ эго ему вджется), что Федчр- I: сю о цементный ИОЛИ „I Ч<- КОIIпр >Жп> IО)П|1А,нь ,|1 I I , чал истерическим голосом; к нему боком и тоже делает //*Й0 |<фв|^ _ вид, что не видит начальника. Единственный. О, этот гихоня-хохол где-то /юрый никогда нс оеганавли- переплюнул рго- и .давно,<удей- вается перед доской обьявле- етвует Через голову. С некото- иий и не выражает .никаких рых пор... рабочие только’ к эмоций,-это сам начальник нему и’ обращщбТс^с'вопро- цеха Анатолий Петрович Ие- сами- Ои >кс. Истомин, чувег- , томил. /Он составляет графики вУет себя не, хозяином, а чу- уотйусйрв,ч-иишет выговора и Ж.аком. предупреждения, а молодень- '* с,шва 0,1 8 дабйнете. Му кая секретарша Верочка при- нительно припоминает собы- крепляет их кнопочками... тад последних дней. Да, давно. '- учуял он эту новую атмосферу. Но сегодня Анатолий Пегро- „ цехе. Атмосферу вражды, пич невольно ■обращает вни- Казалось, что все, начиная от мание на доску. Она дидет Федченко н -.кончая учепикоы- черной пустотой. Это так же подростком, готовятся к ре-, странно, как если/бы белью титсльной схватке. Дй, он стены его кабинета вдруг ока- знал, чувствовал ото и, пом- залиеь-бы. выкрашейными В нится даже пытался смягчить черный цвет. ! де привычная отношения. Пытал(:я играть, белизна? Белые у . бумажки- Заискивал С этим всезнайкой, выговора? Их было целых че- хамом Костроминым. Но лот гыре — обер-мастеру Ра.дько, прямо заявил, ...что готовит механику цеха Панову, на- против него дёло; А эти по- чальнику смены Костромнну и пыпог перестроиться на .ходу электрику четвертой бригады _ жалкие потуги, которые де- Суров, парень-атлет, само- Строкову? Как все это объяс- лают его противным самому се- уверенный, насмешливый. : нить? Случай хулиганства? бе. Как старый, обшарпанный — Говорили, чго нельзя из Или бойкот? паровоз, спускаясь с ' горы, разных/бригад выбирать:; луч- Начальник быстро подин- не может остановиться, потому ших, а надо своих перевоспи тается к себе в кабинет. Слу-: что у него стерты тормоза, так тывать. Тех, же, кто оступится, чилось такое, что .оп не может. и он, Истомин, идет род гору вовремя поддерживать, пи понять, ни объяснить, .на .прежней; скорости... _ д ’ част0 оступаются? V - Голько спокойно! Почему, Однако'нет. Надо что-то спросил кто-то •«из рабочих, собственно, он так взвотвован’ предпринять Немедленно. Они Суров улыбнулся. В кабинете привычная мир- имели право обжаловать вы- _ Все больше как у нас, по мая обстановка Письменный говора, по срывать их с до- пьянке. Один шахтер рйсска- стол, диван, стулья. Все пред- ски... Плохо то, чго он один. ЗЫвал случай. Пришел к нему меты, которые его окружают;■ Один, как педст^А они — кол- в бригаду парень, и говорит: совсем новенькие, будто ими лектив Сила) ■ • возьмите меня к себе, никогда не пользовались. Истомин ждет конца смены,;. Ребята мнутся: ты же,"гово- Истомии неподвижно , сидит чтобы переговорить с партор- •рят выпиваешь за столом, потом начинает хо- гом. Но тот. передает через _1 я ’ гп и пп т . . . ,ь что дить по кабинету. Он не зна- секретаршу, -что. задерживает- б - и бооейть Н у взяли ей» ет, что предпринять. Привыч- ся, у него, сегодня комсомоле- ■Р., * Р° ' - мая выдержка,1/деловитость и ское собрание. . Сорвется!^ выкрикнул, смекалка на этот раз ему Истомин тоже идет в крас- весельчак Кайдаров. .отказывают.,Он. огорошен сме- ныи уподок^на бобфЙнйщ^&я — Если решил сам с собой, А. Тамбовская. Острова доброй с л а в ы Даже больше, чем синий май. Так мила мне тихая старость Этих кленов, этих берёз. Ни листа на них не осталось: Шелолутный ветер унес. Обожжен дуновеньем новым, Непонятной тревогой полн, Вон закат колесом багровым Укатился за серый холм. И неправда, что в детстве где-то Мне казалось в желтом краю: Проводив зеленое лето, Провожаю нежность свою. Шум ручьев мне совсем не нужен И предмайских гроз водолей, А милее — холодные лужи С отражением в них журавлей. Жаль мне тех, кто не понял хмурость Добрых лип над старым прудом. " В сентябре тревожная мудрость Входит листьями в каждый дом. И с волненьем ее встречая Я уйду в обнаженный сад. В желтизну этих рощ печальных, В промелькнувший за холм закат, В колдовскую прохладу просек И в небес непочатый край... Мне впервые нравится осень Даже больше, чем синий май. Когда мне в жизни станет трудно слишком, Уйду я к неизвестным островам, Где пишут письма взрослые мальчишки Задумчивым седым учителям. Туда попасть не просто и не близко, Но я уйду на добрый разговор О тех, кому не ставят обелисков, О тех, кого не ищет репортер. Там в гулкий парус барабанит ветер, Стобалльный шторм взбегает на мостки, Там обитают выросшие дети — Колумбы, Гулливеры, смельчаки. Они давно из школы улетели — Такая, видно, им пришла пора. Одни туда, где вечные метели, А те туда, где вечная жара. Там айсберги ломаются на части, Гниют болота, желтый чад клубя... Учитель, если я спрошу о счастье, Они стихи напишут... про тебя. И я вернусь в минуты, дни и годы, В шум коридорный, зная навсегда. Когда матросы сочиняют оды, Мои невзгоды — просто ерунда. Мои невзгоды--это просто слишком, Трудней уйти к безвестным островам. Где пишут письма взрослые мальчишки Задумчивым седым учителям. Памятник И. С. Тургеневу, открытый н 150- летию со дня рождения писателя на его родине в гор. Орле. - Фото В. Кунова. (Фотохроника 1 ЛСС). ляясь к двери, он свиной чув ствовал десятки глаз, устрем ленных на него. Он ждал парт орга у себя в кабинете. Раньше, вызывая Морозова к себе, он заранее знал точно, что парторг Лев Морозов, не очень недалекий, но честный малый, в стане врагов. Ждать от него поддержки бесполезно;/ 'Й все-таки-’ он ждал его, иа- ■'деялся»и -волновался. — Кто снял выговор с ДО СКИ объявлений? — спросил Истомин у Морозова, когда тот; вошел. — Я ие знаю. — Вы лжете. Объясните мне, что происходит в цехе. — Я считаю,' что разговор надо отложйп, до пятницы, : когда будет перевыборное партийное собрание. .Там все : решится. Беречь ее от угасанья надо, Когда метет житейская пурга,- И человеку тяжело бывает! Надежда терпеливо, ■ как слуга. Шагать ему по. жизни , помогает. Она влечет уверенно вперед, Как Сила воли, как непримиренье. И тот, кто с нею к цели не идет. Тот неизбежно терпит пораженье. Мне без горенья не прожить и дня. И сам я весь, как искорка в тумане, И если есть надежда А около Днем и ночью, в стужу и зной Взрывы ахают над Сосной. Там, в карьере — щебенка да камень, Там земля гудит под ногами. Солнце медное движется медленно Среди грохота, среди лязга. Там от пыли серы медведи На кабинах огромных «Язов». Так уже повелось, от века: На могучих плечах человека Ежедневно одна забота: До мозолей работа, до пота. А работа не терпит слабых, А такая достойна славы! ...Догорает заката кумач. Есть местечко в Ельце — Аргамач, Есть местечко такое, __ а около Днем и ночью, в стужу и/зной Взрывы охают над Сосной. От тоски забыться. Понимаешь, осень? Может, птицы гордые принесут привет От лесного эха, от тиши и сосен. Подари мне радость. Я хочу До слез В край, где каждой елке пожимала лапку. Сквозь гудки услышу, через сотни верст, Как туманы сонные бродят вперевалку. Закружусь от счастья ветра веселей, Буду самой нежной, буду самой доброй, Подари мне только песню журавлей, Ту, что птицы милые принесли из дома. Я в окошко к осени столько дней стучусь, Но закрыты окна у хозяйки рыжей. Опадают листья, желтые, жак грусть... ...Ну, а, может, осень все-таки услышит? ...Нет, не плачу. Лишь только ночами Взгляд твой будит, до боли родной: Смотрит тополь твоими глазами, Смотрит небо твоими глазами, Сыплет желтые звезды в окно. Я хочу твоей нежности кроху, Ласку пальцев и глаз чистоту. Только встала преградой ■ '/'- ; дорога, круговорот, Пошлякам, невеждам и нытикам Быстро здесь затыкают рот. Если ж вдруг не рождается истина, Не хватает знаний иль слов, Пролистают все книги до листика, Доберутся до нужных основ. И громят друг друга стихами. Аргументами бьют в упор, Дым табачный стоит ” слоями, Накурили — вешай топор. Уж рассвет наступает скоро — Недоспоренного — гора. Значит, будем и завтра спорить, Может быть, опять до утра. Колдовская прохлада просек И небес непочатый край... Мне впервые нравится осень вы, друзья мой — земляне! Недавно в беседе с корреспон дентом «Литературной газеты» известный поэт Ярослав Смеля- ков признался:.. «Я очень рад, что сейчас, к юбилею комсомола, предложили мне сделать книгу «Товарищ комсомол». Конечно, мне, человеку, так сказать, пре клонного возраста, неудобно на зывать себя комсомольским по этом. Однако я считаю себя именно комсомольским поэтом: Оттого-то за годом год, не слабея от испытанья, до сих пор еще в нас живет комсомольское воспитакье. Это комсомольское воспитание определило пафос творчества Смеляксва, лирическую взвол нованность и глубину его поэмы «Строгая любовь», недавних по этических’ книг- «День России» (отмеченной Государственной премией) и «Декабрь». Комсо мольским воспитанием подготов лена новая работа поэта, посвя щенная юбилею ВЛКСМ, — «Молодые люди», с чрезвычайно ирония в обозначении себя лето характерным подзаголовком — писцем героических дел комсо- «Кемсомсльская поэма». молии помогает сохранять лири- Версятнее всего, подзаголовок ческую интонацию в самых пате- »тот определяет не жанр, а тических местах и постоянно вы- смысл произведения, его внут- зывает в памяти смепяковское реннюю сущность так же, как «Я» даже тогда, когда гпавы- например, «Педагогическая поз- стихотворения посвящены собы- ма» А. С. Макаренко. А вместе с ™ям, непосредственно с лично- тем двадцать шесть стихотворе- етью лирического героя не ний, объединенных названием связанным. Впрочем, лирический «Молодые люди», представляют герой, его переживания, его собой несомненное лирическое сценка происходящего и изобра- единство, целостное произведе- жаемого составляют основу каж- нке, каждая из частей которого Л°й главы. Этим-то объясняется взаимосвязана с предшествующей Целостность произведения, как и последующей. Каждое стнхо- бы скрепленного образом сме- теорение — глава единого лири- ляковского лирического героя. В веского повествования «о време- его судьбе отразилась судьба по- Книги л а у р е а т о в ком сомола ряющие заключительную и самую поэтическую главу поэмы «С не ба падает снег зимы». Естествен вывод из всех поэм, к которо му приходит Смепяков в этой главе, вывод, перекликающийся с хрестоматийными строками Ма яковского: «Я себя под Лениным чищу...». От имени поколений, от имени всех своих современников, говоря о самом главком в на шей жизни, поэт. утверждает: «вся страна день и ночь хранит правду Ленинского наследства». Это признание подготовлено всем опытом жизни поэта, и лучше всего о сути своей поэзии сказал он сам: «Я не принадлежу к тем людям, которые могут писать то Чб этом, то о гом, то так, то эдак. Тема рабочей молодости «сама выбрала» меня, и всему лучшему я обязан ей. У меня есть стихотворение: 2 не мог, писать по пустякам, Как словно бы мальчишка желторотый. Икая есть, нелегкая работа. Иное назначение стихам. Вот это иное. тенями были и те безвестные сверстники, что побеждали в классовых боях, «платя за все предельной мерой» и герой-лет чик Чухновский, который «по Совнаркома'" директивам... высту пал перед активом и к пионерам приезжал». В каждом таком упо минании об учителях, в каждом имени и образе предстоят сама терное для той поры слово рождают в читательском пред ставлении образ рабочего под ростка, для которого главным мерилом жизненных ценностей, главным критерием красоты был труд и все, что « трудом связа но. «Молодые люди» — название, точно выражающее суть поэмы. ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ чиной, пожизненным чувством стал комсомольский энтузиазм и для Ярослава Смелякова: Я окопы копал и выкладывал зданья, Исполнял мастеров и сержантов урок. Мы нынче параллельны-» нам Опять идти, спешить к/да-то.» Дела... делами... по делам.» Опять не встретиться. / А — недр. Ну что за жизнь, Такая жизнь: Дела, занятия, зачеты?» Живем, ругаемся о чем,-то — И снова некогда сойтись* Дела заели, ну дела! Мы жаждем полноты и жжения. Мы окунаемся в движение, Мы закусили удила — Летим, опережая ночи. Живем и любим на ходу. Дороги! Слышите, дороги?! Я много вас еще пройду... Но где-то в сердце тает нежность, И кто-то третий нас винит. Близка ли эта бесконечность, , Которая соединит?» Дожди, дожди и вечером, и днем В окно стучатся злыми кулачками. И тучи к солнцу рвутся напролом С косматыми, недобрыми глазами. Еще мгновенье — скользкие тела Задавят солнце жадно и бездушно. Я не хочу, чтоб серенькая мгла Вползала в окна, спутывала души. Я не хочу бояться темноты, Я не хочу, чтоб сосны голосили, Верните солнце чистым Верните небо ласковым и синим! Стучит тревога в тысячи сердец, И, как всегда, готовы руки к бою, Чтоб никогда ни тучи, ни свинец Не закрывали солнце над землею. Только сердце скрутила тревога, Даже писем холодная строгость Не доносит твою теплоту. Отчего ты молчишь и не пишешь? ...Только ветер в осенней тиши Сыплет звезды на мокрые крыши, Небо кажется строже и выше... Напиши мне, любимый мой, слышишь, О любви мне своей напиши! ВЫСОКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И пусть она не каждому - ’ дана, Но там, где цель, гам рядом и надежда, Надежда греет — добрая она. И все-таки надежда, не одежда! Ее не комбинируют, ’ как нить Дешевого и моднрго наряда. Надежду недостаточно любить, О н о в о м с б о р н и к е Я р о с л а в а С м е л я к о в а „ М о л о д ы е л ю д и Есть местечко в Ельце— Аргамач. Там церквушка белеет на круче — До чего ж старина живуча! Там порою заката кумач Пламенеет квадратами окон, И вздыхает гармошка. история, героика победного дви жения революции во все уголки страны и человеческих сердец. Революция — школа. Так по стигали ее сверстники лириче ского героя и он сам, прошед ший комсомольскую школу в то сложное время, когда Моск ва... еще жила и прежним днем и в новом стиле... «Судьба, лири ческого героя вобрала в себя все то, что создавало неповтори мый облик его поколения. ...И мне учиться срок настал: оставив гранки и селькоров, я в типографию попал по фезеушному набору. Один штрих эпохи, одно харак- в которой история страны «про сматривается» по ее вершинам — подвигам молодых героев. Имен но героев, пусть даже они безы мянны, но сильны тем, что их «труд вливается в труд... респуб лики». Потому лирическое пове ствование о «Комсомольцах са мой России» продолжают главы «Типография», «Приз ыв н и. к», «Монтажники». Трудовой геро изм сегодняшней комсомолии сливается с боевой славой древ него Смоленска и с подвигами борющегося Вьетнама — со сти хами о комсомольцах 30-х, 40-х, 60-х годов составляют органиче ское единство главы «Смоленск», и «Штаты из Вьетнама», претао- Подари мне п е с н ю журавлей Опадают листья, желтые, как грусть, Под ноги прохожим и машинам. Я в окошко к осени постучусь: «Подари мне песню журавлиную. Я хочу забыться от житейских бед, Вся поэма — взволнованная ис поведь ровесника и строителя страны, познававшего «суровую любовь», черпавшего силу в единстве с эпохой, со своим клас сом. Это поэма об учителях, о тех, кому обязан лирический ге рой своим комсомольским вос питанием, своим пусть нелегким, но от этого еще более ощути мым счастьем. Среди его учите лей Сергей Есенин, пробудивший талант своего видения мира, учивший за «комсомолом бе жать по улицам страны». Учи- высокое назначе ние и определяет сущность сме- ляковской поэзии — глубокого и точного слова о нашем прошлом, настоящем и будущем. Л. ЗАМАНСКИЙ, кандидат филологических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz