Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

О 5 0 -летии ВЛКСМи задачах коммунистического воспитание молодежи (Окончание. Начало к 4 стр.). Долг партийных организаций — при­ влечь к работе с молодежью лучшие кадры партии, людей, обладающих глу­ бокими знаниями и жизненным опытом. Совместно с ведущими специалистами научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, деятелями культуры всесторонне разрабатывать проблемы коммунистического воспитания подра­ стающего поколения. 3. Партийным комитетам и ЦК ВЛКСМ постоянно развивать и направлять инте­ рес молодежи к политическим знаниям, Стремление к глубокому осмысливанию процессов общественной жизни. Доби­ ваться, чтобы каждый комсомолец, все юноши и девушки систематически изуча­ ли основы марксистско-ленинской тео­ рии, понимали законы общественного развития, разбирались в сложностях со­ временной политики. Необходимо осуществить меры по дальнейшему совершенствованию ком­ сомольского политического просвеще­ ния, рассматривая его как важнейшее средство идеологической работы партии и комсомола среди молодежи. Основ­ ным содержанием занятий в кружках и семинарах должно быть изучение исто­ рии КПСС и ВЛКСМ, марксистско-ле­ нинской философии и политэкономии, современных проблем коммунистическо­ го строительства, мирового коммунисти­ ческого, рабочего, молодежного и на­ ционально-освободительного движения. Подготовка к 100-летию со дня рожде­ ния В. И. Ленина требует от партийных и комсомольских организаций уделить особое внимание еще более глубокому изучению молодежью ленинского теоре­ тического наследия. В политической уче­ бе молодежи шире использовать такие активные формы, как семинары и собе­ седования, теоретические конференции и- творческие дискуссии. Партийные- ко­ митеты обязаны значительно улучшить подбор и подготовку пропагандистов комсомольского- политического просве­ щения, наладить их систематическую теоретическую и методическую учебу в домах и кабинетах" политического про­ свещения, в университетах марксизма- ленинизма, на кафедрах общественных наук. Провести в 1969—1970 гг. конкур­ сы на создание учебников и наглядных пособий в помощь слушателям комсо­ мольских кружков и семинаров. Эффективность идеологической рабо­ ты среди молодежи во многом зависит от партийной направленности и опера­ тивности политической информации. Каждый коммунист, партийный, государ­ ственный, хозяйственный руководитель обязаны регулярно встречаться с ком­ сомольцами и молодежью, разъяснять им политику КПСС и Советского прави­ тельства, аргументированно и правдиво отвечать на волнующие их вопросы. Б коммунистическом воспитании мо­ лодежи следует лучше и целенаправлен­ ней использовать все средства массовой информации — печать, радио, телевиде­ ние. Редакциям газет «Правда», «Из­ вестия», «Сельская/Жизнь», «Советская Россия», «Труд», журналов «Коммунист»,, «Партийная жизнь», «Агитатор)?,. «Поли­ тическое самообразование»; республи­ канских, краевых, областных газет и журналов систематически освещать проблемы коммунистического воспита­ ния молодежи, работу комсомольских организаций, практику партийного руко­ водства комсомолом. Комитету по ра­ диовещанию и телевидению при Совете Министров СССР улучшить качество и расширить объем вещания для молоде­ жи, Комитету по печати при Совете Ми­ нистров СССР, ЦК ВЛКСМ повысить уро­ вень комсомольской печати, политиче­ ской, художественной, научно-популяр^ ной и научно-фантастической латерату- ры для детей и молодежи, разработать меры п 0 расширению выпуска книг и брошюр, тематических библиотечек, но­ вых общественно-политических изданий и укреплению материальной базы моло­ дежных издательств. 4. Современный этап развития нашего общества характеризуется глубоким и непрерывным научно-техническим про­ грессом, внедрением в производство комплексной механизации и автоматиза­ ции, коренными изменениями в характе­ ре труда. Необходимо активнее привле­ кать комсомольские организации к ра­ боте по повышению эффективности об­ щественного производства, освоению и внедрению . новой техники, к практиче­ скому осуществлению хозяйственной ре­ формы, рассматривая это как прямую, конкретную задачу участия комсомола в осуществлении экономической полити­ ки партии и государства. Комсомольцы и молодежь призваны вместе с комму­ нистами выступать инициаторами социа­ листического соревнования и движения за коммунистический труд, борьбы за повышение производительности труда и улучшение качества продукции, за луч- П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Ц К К П С С шее использование резервов производ­ ства, досрочное выполнение пятилетнего 1 Па| 8 тийньтм, комсомольским, профсо­ юзным организациям и хозяйственным руководителям больше проявлять забо­ ты о профессиональной подготовке юношей и девушек, их производствен­ ном росте, создании необходимых усло­ вий для творческого, высокопроизводи­ тельного труда, прививать любовь к своей профессии. Всемерно развивать у юношей и девушек^?' интерес к технике, исследованиям, рационализации и изоб­ ретательству. Активнее вовлекать молот дых рабочих, колхозников и служащих в вечерние и заочные школы, техникумы и высшие учебные заведения. Обратить особое внимание на создание условий для повышения образования, приобре­ тения профессии и совершенствования квалификации сельской молодежи. В решении задач научно-технического прогресса важная роль принадлежит молодым ученым и специалистам. Необ­ ходимо больше'уделять внимания повы­ шению их идейно-политического уровня, содействовать росту квалификации, до­ биваться широкого участия в творческом обсуждении актуальных вопросов науки и техники, теоретических конференциях и методологических семинарах, укреп­ лять связи молодых научных работников с производственными коллективами. ЦК КПСС выражает уверенность в том, что Ленинский комсомол сумеет развернуть действительно массовое дви­ жение советской молодежи за овладе­ ние достижениями науки и техники. 5. Партийным и комсомольским орга­ низациям, педагогическим коллективам, профессорско-преподавательскому со­ ставу необходимо улучшить учебную и воспитательную работу в школах, выс­ ших и средних специальных учебных за­ ведениях. Обучение и воспитание долж­ ны формировать у студентов и учащих­ ся марксистско-ленинское мировоззре­ ние, творческое мышление, интерес к науке и технике, навыки общественной деятельности, готовить их к созидатель­ ному труду на благо народа. Постоянно совершенствовать преподавание обще­ ственных наук, имея в виду, что без глу­ бокого изучения марксистко-ленинской теории, без ясного понимания политики партии и государства не может быть хорошего советского специалиста, актив­ ного строителя коммунизма. Поддерживать стремление к созданию студенческих конструкторских и техно­ логических бюро, строительных отрядов, школьных научных кружков, учениче­ ских производственных бригад, активи­ зировать научные исследования студен- тоз и учащихся, поощрять их за лучшие работы. Партийным и комсомольским организациям, хозяйственным руководи­ телям, органам народного образования больше оказывать помощи юношам и девушкам, прежде всего.из числа моло­ дых рабочих и тружеников села, в под­ готовке к поступлению в высшие и сред­ ние специальные учебные заведения. ЦК ВЛКСМ, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР выработать Меры по повышению роли комсомольских организаций в учебной и воспитательной работе, их участия в решении вопросов приема в вузы и техникумы, распределения специ­ алистов, назначения стипендий,' органи­ зации" производственной практики, быта и отдыха студентов и учащихся, во всей общественной жизни. Комитетам ВЛКСМ, педагогическим коллективам больше уделять внимания Пионерским организациям, Стремиться < тому, чтобы жизнь каждой дружины и отряда была идейно насыщенной, увле­ кательной и разнообразной, воспитывать у пионеров стремление к знаниям и труду. В работе с пионерами следует полнее учитывать психологические осо­ бенности и интересы детей. Улучшить подбор и подготовку кадров вожатых. 6 , Защита социалистического Отечест­ ва — священный долг советской моло­ дежи. В условиях усиления агрессивно­ сти империализма и обострения между­ народной обстановки воспитание у каж­ дого молодого человека готовности обе­ регать и отстаивать завоевания социа­ лизма приобретает особое значение. Комсомол призван и впредь укреплять шефские связи с Советской -Армией и Военно-Морским Флотом, активно уча­ ствовать в осуществлении военного обу­ чения, подготовке допризывников, во­ влекать юношей и девушек в работу ДОСААФ, содействовать выполнению Закона «О всеобщей воинской обязан­ ности». Служба в рядах Вооруженных Сил СССР для миллионов советских людей сУаг - . о я щ е й ^ шой героизма, фор­ мирования цельных и мужественных ха­ рактеров. Комсомольские организации воинских частей и подразделений долж­ ны повседневно помогать командирам и политорганам воспитывать, патриотов и интернационалистов^ стойких и отваж­ ных защитников социалистического Оте­ чества, повышать боевую и политиче­ скую подготовку молодых воинов, доби-: ваться, чтобы они в совершенстве овла­ девали современным оружием и техни­ кой. 1. Важная задача партийных и комсо­ мольских организаций — всестороннее развитие личности молодого человека, воспитание коммунистической нравст­ венности, повышение общей культуры юношей и девушек. Необходимо учить молодежь и помогать ей разумно ис­ пользовать свое свободное время для духовного и физического совершенст­ вования. Министерству культуры СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ принять меры к то­ му, чтобы деятельность клубов, домов культуры, библиотек, парков и других культурно-просветительных учреждений наиболее полно отвечала возросшим за­ просам современной молодежи, способ- ствоё.Ма развит^ 5активных интересов к художественному творчеству, раскры­ тию талантов' и способностей. Широко знакомить юношей и девушек с бога­ тейшим культурным наследием народов нашей страны, развивать массовую ху­ дожественную самодеятельность, прово­ дить смотры, конкурсы, выставки и фе­ стивали, улучшать организацию отдыха молодежи по месту жительства. Партий­ ным, профсоюзным, комсомольским ор­ ганизациям, хозяйственным руководите­ лям всемерно поддерживать инициативу юношей и девушек по строительству в колхозах и совхозах культурно-бытовых и спортивных сооружений, развертыва­ нию массового движения молодежи за подъем культуры советской деревни. ЦК КПСС обращается с призывом к писателям, художникам, композиторам, деятелям кино и театров создавать но­ вые яркие художественные произведе­ ния, которые утверждали бы в сознании молодежи непоколебимую веру в идеа­ лы коммунизма, отображали" лучшие черты советского челозека, воспитывали ненависть к классовым врагам, их идео­ логии и морали. Рекомендовать творче­ ским союзам и ЦК ВЛКСМ систематиче­ ски проводить конкурсы на лучшие про­ изведения для ..юношества, семинары молодых литераторов, выставки изобра­ зительного творчества, фестивали музы­ ки и кино. Комитетам ВЛКСМ улучшить политическую работу среди молодой творческой интеллигенции, помогать ее идейному и профессиональному росту, укреплению связей с рабочими, крестья­ нами, воинами, студентами и учащимися, активно поддерживать и пропагандиро­ вать произведения, достойные нашей молодежи. 8 . Необходимо усилить заботу о фи­ зическом воспитании детей и молоде­ жи. Массовая физическая культура и спорт должны служить укреплению здо­ ровья, подготовке молодежи к труду и обороне. Комсомол обязан быть веду­ щей силой развития физкультуры и спорта, а комсомольцы — активными участниками физкультурного движения. ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, Центральному со­ вету Союза спортивных обществ и ор­ ганизаций ;СССР совместно с другими ведомствами разработать систему тра­ диционных спортивных и туристских ме­ роприятий в учебных заведениях, ча предприятиях, в колхозах, совхозах, уч­ реждениях, районах и городах. Предус­ матривать на стадионах, в спортивных залах, бассейнах и парках культуры вы­ деление инструкторско-тренерских кад. ров и инвентаря для работы с детьми и подростками. Исполкомам Советов де­ путатов трудящихся с участием комсо­ мола, профсоюзов, физкультурных ор­ ганизаций и комитетов ДОСААФ обес­ печить максимальное использование спортивных баз и сооружений, поощ­ рять стремление комсомольцев и моло­ дежи к овладению военно-техническими специальностями, созданию спортивно- оздоровительных лагерей и оборонно­ технических клубов. 9. Решение стоящих перед нашей страной задач требует еще выше -под­ нять роль ВЛКСМ как массовой, само­ деятельной, общественно-политической организации, резерва партии, ее бли­ жайшего помощника в коммунистиче­ ском воспитании подрастающего поко­ ления и в строительстве нового общест­ ва. ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ Союзных рес­ публик, крайкомы и обкомы ВЛКСМ -комы, г ркомы, райкомы партии под­ должны уделить особое внимание даль- нять уровень руководства комсомоль- хейшему организационно-политическому скими организациями, делом коммунй- укреплению и повышению боевитости стического воспитания подрастающего комсомольских организаций, усилению поколения. Глубже анализировать повсе- их идейного влияния на все слои моло- дневную жизнь комсомольских оргачи- дежи. Необходимо значительно улуч- заций, процессы, происходящие в среде шить индивидуальную работу с людьми, молодежи, поддерживать и направлять постоянно изучать и учитывать интересы деятельность комитетов ВЛКСМ, не до- и настроения, формировать взгляды и пускать при этом мелочной опеки и рег- убеждения молодежи, чутко откликаться ламентации,-предостерегать от оши- на ее запросы, помогать в осуществле- бок, учить преодолевать трудщсти, ид- нии жизненных планов. Развивать внут- ти в ногу с жизнью. Партийнйе'Комите- рисоюзную демократию, принципиаль- ты должны .постоянно координировать ную критику и самокритику, укреплять^деятельность. всех ведомств и организа- дисциплину и организованность в рядах ций, призванных заниматься воспитани- ВЛКСМ, вести дело так, чтобы каждый ем молодежи. комсомолец активно участвовал в рабо- обратить внимание на подбор, ряс­ те своей организации, был ответствен- становку и воспитание кадров комсомо- ным за результаты ее деятельности и ла> ПОВЫШение их марксистско-ленин- комсомола в целом. ской закалки, укрепление партийного Повышение роли комсомола предпо- ядра в комсомольских организациях.- лагает более широкое участие его в хо- Начиная с текущего года, организовать зяйственном, культурном и государств регулярную переподготовку комсомоль- венном строительстве. ЦК КПСС считает ских работников на базе ВПШ при ЦК необходимым, чтобы Советы депутатов КПСС, высших партийных школ и кур- трудящихся, министерства и ведомства, сов при обкомах, крайкомах партии и профсоюзные и другие общественные ЦК компартий союзных республик. Счи- организации решали вопросы воспига- тать необходимым создание при ЦК ния, образования, профессиональной ВЛКСМ высшей комсомольской школы, подготовку, труда, быта и отдыха моло- Ввести в практику • работы райкомов, дежи с участием комитетов ВЛКСМ, горкомов, окружкомов, обкомов, край- внимательно относились к предложени- комов партии, ЦК компартий союзных ям комсомольских организаций, окаэы- республик регулярный созыв совеща- вали им повседневную практическую по- ний комсомольского актива для инфор- мощь. Комитеты комсомола должны мйрования их по важнейшим вопросам совместно с профсоюзными и хозяйст- политики партии и правительства, меж- венными органами участвовать в реше- дународного положения, а также для нии вопросов, связанных с приемом на обсуждения вопросов работы комсомо- работу и увольнением молодежи, ггре- ла. Смелее выдвигать хорошо зареко- мированием молодых рабочих, колхоз- мендовавших себя комсомольцев, ком- ников, служащих, охраной труда подро- сомольских работников и активистов на стков, распределением жилья, мест в самостоятельную хозяйственную и адми- общежитиях, использованием средств, нистративную работу, в правления кол- предназначенных на развитие культур- хозов, в Советы депутатов трудящихся, но-массовой и спортивной работы. Ком- выборные органы партийных,, профсо- сомольским организациям широко про- юзных и других общественных органи- являть инициативу в обсуждении и по- заций. становке перед соответствующими ор- ЦК КПСС выражает уверенность в ганизэциями вопросов работы пред- том, что комсомольцы, наша славная приятий, колхозов и учреждений. молодежь всем сердцем воспримут за- Признать целесообразным создание дачи, выдвигаемые партией. Идя не­ постоянных депутатских комиссий по це- встречу юбилею ВЛКСМ и 100-летию со лам молодежи в Верховном Совете дня рождения Владимира Ильича Лени- СССР, Верховных Советах союзных и на, юноши и девушки еще выше подни- автономных республик, краевых, обласг- мут трудовую и политическую актив­ ных, окружных, городских и районных ность, теснее сплотят свои ряды вокруг Советах депутатов трудящихся. Коммунистической партии, будут само- 10. Обязать ЦК компартий союзных отверженно трудиться на благо комму- республик, крайкомы, обкомы, окруж- низма, на благо советского народа. П П А КО ГО многочислен» | ного комсомольского собрания в Демкин- ской восьмилет ме:1 школе, пожалуй, еще никогда не было. Более ста человек присутствовало на нем, в три раза больше, чем ком­ сомольцев в организации. Сюда пришли учителя, председатель исполкома $ сельсовета, управляющий отделением, ветераны ком­ сомола И. А. Даншин, Н. Е. » Иноземцев, Н. Н. ШвЫрев. ' Собрались представители всех трех поколений. Взволнованно прозвучали слова рапорта комсомоль­ цев партии, своим отцам И дедам. Они все успевают, среди них нет таких, кто бы не выполнял обществен- ? ную работу. Ребята помога- | ли выращивать и убирать у урожай на полях родного 1 совхоза, собрали и сдали десятки тонн металлолома, посадили сотни деревьев. КЛЯТВА ВЕРНОСТИ Участники собрания еди­ ногласно решили направить в адрес Центрального Ко­ митета нашей партии пись­ мо. В нем они клянутся в своей верности революци­ онным, боевым и трудовым традициям, заветам Ильи­ ча, рассказывают, что они наметили сделать к 100 -ле­ тию со дня его рождения. На собрании состоялся торжественный , прием в комсомол. Среди вновь при­ нятых Анатолий Бадиков. Он давно гртовился к это­ му событию. Взволнован­ ный, принимает он из рук одного из ветеранов комсо­ мольский билет. На собрании, выступили представители всех трех по­ колений. В тот же день та­ кие з собрания состоялись еще в семи школах Чаплы- гинского района. А. ЛЕБЕДЕВ. (§§§ В Москве 3 октября состоялся второй вечер по программе «Юбилейных комсомольских чтений». В Колоннам зале Дома Сою­ зов собрались комсомоль­ цы разных поколений, мо­ лодые москвичи. С боль­ шой лекцией-беседой о ро­ ли литературы и искусства в коммунистическом воспи­ тании молодежи выступил перед собравшимися ста­ рейший поэт, секретарь правления Союза писателей СССР А. Сурков. ЮБИЛЕЙНЫЙ р е й с «ВОЛГАРЯ- ДОБРОВОЛЬЦА» т 3 октября в Казанский речной порт в сопровожде­ нии почетного эскорта во­ шел ветеран Волжской фло­ тилии — пароход «Волгарь- доброволец» — единствен­ но* уцелевшее судно из со­ става героической Волж­ ской военной флотилии, созданной по указанию В. И. Ленина. Молодые речники города Горького от­ ремонтировали корабль и вернули ему тот вид, какой он имел в 1918 году. Сейчас «Волгарь-доброволец» по­ сещает города, в освобож­ дении которых от белогвар­ дейцев и интервентов он участвовал 50 лет назад. • В АГИТПОЕЗДЕ — ПЕРВЫЕ КОМСОМОЛЬЦЫ @ 100 -летию со дня рождения В. И. Ленина и полувековому юбилею ком; сомола посвящен рейс при­ бывшего в Братск агитаци­ онно-пропагандистского по­ езда Иркутского обкома КПСС. В поезде находятся делегат III съезда комсо­ мола П. А. Осиновский, се­ кретарь первого Иркутско­ го губкома комсомола Н. Е. Кузьян, ветераны револю­ ции, участники гражданской ВЕТЕРАНЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С КОМСОМОЛЬЦАМИ 0 В Центральном музее , Вооружённых Сил СССР бывшие партизаны встрети­ лись, с молодыми в.ояйами ' Московского гарнизона, с юношами и девушками Сто­ личных школ. Встреча бы­ ла посвящена' 50-летию ВЛКСМ . Особенно многолюдно бы­ ло в зале, материалы кото­ рого посвящены всенарод­ ной войне в тылу врага. Здесь, у «партизанской зем­ лянки» выступил со своими воспоминаниями Герой Со­ ветского Союза С. А. Вауп- шасов. Н А ЗАПАДЕ погромыхива­ ло, и живой людской по­ ток, словно подстегивае­ мый отзвуками недалекого ’боя;; катился на Кшень. • " Фекла Артемовна /чув­ ствовала" что еплй вот-вот оставят ее. Изголодавшиеся, уставшие ребя­ тишки постоянно просили пить, за спиной; притянутый шалью, -метался в жару младшенький Ванюшка. Тревожные дни заметно состарили Феклу. Потухли голубые глаза, р.о : лицу растеклись морщины. В ко­ лонне ' беженцев - она м'ало чем ^отличалась от других матерей-солда- ток. Да и'думы у не^рыли такие же, как и у каждой русской бабы, обво­ рованной войной. Месяц назад Фекла проводила на фронт‘сьша. Получив через третьи руки первую весточку от него, мать вложила в солдатские письмо зеленый стебелек одолень-трапы, чтобы сыну помогла трава-ворожейная одолеть смерть й лютого врага — фашиста. г и 1 «Письмо близко знакомой Ане Галь­ цовой от Николая Петровича Шили­ на. «Нюра, я тебя прошу, пожалуйста, написать, где находится моя мать Фекла Артемовна с детьми. Если она с тобой где, то передай ей письмо. А если нет — напиши мне. Призва­ ли нас 15 сентября 1942 года. Служим мы недалеко от дома, ки­ лометров за сто. Ну, пока до свидания. Передавай привет всем знакомым». Прошло совсем немного времени, и ма’гери снова пришлось шагать с.- детьми той же дорогой, которой гна­ ла ее война, дорогой, у которой при­ шлось схоронить младшего Ванюш­ ку. Это был .-путь к родному дому. И здесь ее ждал сын.. Нет, он не встре­ тил ее у ■пор'Ъга. Просто сельский поч­ тальон принес как-то вечером. Шили­ ным целую пачку писем со штемпе­ лями полевой почты. а . «Здравствуйте, дорогие родители. В первых строках своего письма я передаю вэаг чистосердечный красно­ армейский привет. Постараюсь коротко рассказать о своей жизни. „ Папа й мама, я прошу вас обо мне не беспокоиться. Я пока живу хоро­ шо. Смотрите за собой. Папа, я нахожусь недалеко от до­ ма, километров за 130, на передовой, уже четыре-месяца. Удивляться это­ му нечего — нас для того и брали, чтобы уничтожать врага и освобож­ дать родную землю от немецкой сво-' Лочи. Папа н мама, я хотел бы ’ по­ просить вас, чтобы вы прислали мне фотокарточку, на. которой.вы сняты вдвоем, и фотокарточку (если цела) Муси. Дорогие родители, получите пись­ мо — сразу пишите-.ответ. Какие у вас новости, как вы живете? Цела ли хата, или нет? , ..г Иу, пока до свидания. Остаюсь жив н здоров, чего и вам желаю. Ваш сын Коля». Шйлин-старшйй успбка'ивал Феклу Артемовну, доставал лист' бумаги и карандаш и в который уже раз вы­ водил на конверте номер ..одной и той же полевой почты. И сын, нако­ нец, услышал и.х... и . е. «Здравствуйте, дорогие папа и ма­ ма. Все ваши письма я получил, га которые тысячу раз благодарю. Если бы вы знали, что они значили для ме­ ня. Ведь я думал, что вас и в живых нет. / Мама, ты пишешь, что получаешь письма от Муси. Почему же ты не вышлешь ее адрес-мне, я же тебя об этом просил? Обо мне не беспо­ койтесь, мои дорогие. Пишите поча­ ще письма. Желаю вам евсего паи- -лучшего. Ваш сын Коля». «Здравствуйте,' дорогие папа и ма­ ма. Пока живу хорошо. Но если бы 'сейчас я приехал; домой; то "вы; бы меня не узнали Ни о чем я так сильно" не жалею; как о том, что пет.': до сих- пор у1-меня'вашей фотокар­ точки. Папа, послушай меня.. Если гы ра­ ботаешь на транспорте, то работай так, как я работал трактористом, чтобы о тебе’ каждый раз писали в стенной газете. Выполняй в:ре прика­ зы командиров. Работать, .конечно, нелегко. По что' поделаешь—.по-ща». * * * 1' ) Сводки Совинформбюро рассказы-, ,цалн о наступательном движении Со­ ветской Армии на всех фронтах. Их ждали в тылу с таким же. нетерпе­ нием, как и солдатские письма. Зна­ ла н Фекла Артемовна, что увидит сына тем раньше, чем раньше , при­ дет победа. А пока опа диктовала мужу в письме к сыну самые Ласко­ вые, самые теплые слова, стараясь согреть, его, .дать ему новую, силу, В ответ одно за другим на самой раз­ личной бумаге (от оберточной до трофейной немецкой) приходили письма от сына. Они ложились ,р_1а- встную шкатулку с «волшебной» одолень-травой. 9. г 1 9Щ «Здравствуйте, многоуважаем!",, ро­ дители: Передаю свой красноармей­ ский привет сестрам и братьям, всем родным и близким. Пишу о своей фронтовой ж1 населенных пунктов, скоро будем городе Орле. Моя квалификация в армии — наводчик миномета. Мама, гоним" мы проклятого вшивого фрица, аж пыль летит. Все это хорошо. Но очень плохо, что редко я получаю весточки от вас. Если бы вы высла­ ли мне еще и фотографию — я хо­ тя бы одним глазком посмотрел бы на нее и вспомнил, .кар жил с вами до этой чертовой войны. Да, дорогие мои, сообщите еще, не возвратился ли домой кто из ребят- ровеепк: “у Я сейчас один. Был со мною рядом Андрей Гольцов, да его отправили в госпиталь. Друга здесь можно потерять каждую минуту. Ну, { к у вас дела? Напиши, папа, ра.отают ли на колхозных по­ лях тракторы, или нет? До свидания. С фронтовым приве­ том — Николай». / / . I «Здравствуйте, Мои дорогие родные! Ваше письмо, котороеЦшсал пала 4 июля, я .получил. Из. вашего, письма я узнал, что Сережа работает в ре,- моите, а неужели нельзя было рабо­ тать поденно? Ему ведь тяжеловато: он еще ребенок. Мама и папа, напишите, пожалуй­ ста, кто на дороге мастер и брига­ дир, дают ли что в магазине, как об­ ходитесь с хлебом? Желаю вам хо­ рошего здоровья. Ваш сын Коля*. С утра до вечера Фекла Артемовна вместе с детишками пропадала в по­ ле.. ■ Когда возвращался с работы Петр Егорович, вся .ребятня усаживалась вокруг него послушать, как отец бу­ дет читать письмо от братка Николая. жаемые родители. Обо мне особо не' беспокойтесь. Продвигаемся вперед на запад и уничтожаем немецких 13- дов. Уже;освободили много населен­ ных^ пунктов и мирных' жителей. 22 , июля я -получил сразу две открытки, /три письма и обе фотокарточки, за которые я вас сердечно благодарю. Папа и мама, знали бы вы, как я был рад им — чуть на голове не хо­ дил, а потом сел и сразу написал врм ответ. ...23 числа я не дописал письмо, Батарею перевели на новое место, все вперед. Мама, еще ты пишешь, что слеп­ нешь от слез. Не надо, дорогая, не убивайся. Все равно, если я не вер­ нусь — ты только больше расстро­ ишь себя, жив буду — после войны увидимся. Писать больше нечего. Мама и па­ па, сестрички и братишка Сережа, пишите, почаще письма, не забывай­ те. С приветом — Коля». * «к * Еще до войны, когда Николай, придя с очередного комсомольского собрания, наспех выпив кружку мо­ лока, бежал снова к своему тракто­ ру, Феклу Артемовну так и подмы­ вало, нашлепать ему, как в дететле. Но мать лишь тяжело вздыхала и шла успокаивать молодую -жену Ни­ колая: «Такой он уж есть, Мусень­ ка, только реветь не надо — тебя-то он любит крепко...» И четыре нормы в день были ему под силу. Николай никогда не казал­ ся усталым, и лишь иногда вечером на завалинке, растянув меха «сара­ товской» заводил протяжные, беру­ щие за душу песни. . -Теперь в дни разлуки, никто из близких не мог его представить дру­ гим, даже под частыми разрывами снарядов и авиабомб, под воющим фейерверком трассирующих пуль. <« . I «Здравствуйте, дорогие и многоува- «Я, пока жив и здоров. Курсы едал, получил звание . старшего сер­ жанта. Письма по старому адресу не фишйте, ЖД|||« моей весточки.' Ваш сын ст. сержант Коля». .'.Осень уже высушила зеленую кровь бдодеиь-травы в лесах. А в материнской§шкатулке мелкие лепб- сточки цветка горели зеленым, цве­ том. 1 1 1 «Папочка Тт мамочка! Это очень здорово, что||ядя Федя вернулся до­ мой. Жаль Только, что погиб дядя Сеня. И я нахожусь сейчас в, том же месте—Брянских лесах. Вы' пишите, чтобы я выслал фото. Но где же здесь фотографироваться? И еще ма­ ма говорит, зачем я выслал деньги — лучше купил бы что-нибудь. Папа И мама, я купил бы, да базар плохой в лесу. Папа и мама! Вы пишите, чтобы я йе .скучал. У нас не развеселишься» Есть гармошка, а играть нельзя — передовая. Ну, ничего, война закон­ чится — тогда повеселимся». ... Фронт отодвигался все дальше. Но Фсклу Артемовну не радовало даже и то, что перестали кружиться нзд седом немецкие стервятники. По но­ чам она шептала одной ей известные молитвы, страстно просила неведо- могО/ви бота сохранить жизнь сыну. А днем она'помогала мужу приво­ дить в порядок железнодорожные пути, исхаживала километры, чтобы достать что-то поесть для детей. А возвращалась домой — возвраща­ лись думы о сыне. <23 9 НЧЬт «Здраво!нуйзе* пана и мама. Мы все продаж аемея вперед. Прошли города Брянск и Трубеченек, скоро будем у Киева. „ ...Папа, я тебя очень прошу, смиг- ри как можно: лучше за дефектами рельс, особенно в ночную смену. Ты пишешь, пробы; я был проворней. Я и тар, как ласточка. По-разному при­ несет. ВотЩюка и все».» шш и «Здраифцуйте, дорогие папа и ма­ ма,- сестрйкьГ и братишка Сережа. Я пока жищ :%6''зАор6&!г' не-Фчеиь хо­ рошее. С ^2 января по.3(Гянваря ле­ жал в сапроте с температурой 40 градусов, а сейчас снова па своей «работе». Не зДбровитея, Правда. Но я на это не обращаю внимания, про­ должаю громить гитлеровских людо­ едов, за что дважды был награжден •орденом Красной Звезды и .медалью «За отвагу». ■Мама, если бы ты посмотрела на меня, ни за что не узнала бы: ров стом стал еще выше, чем был дома^ на лицо только похудел - - это война меня вытянула.-Отдыхать приходит! ся на локтях в окс!Йе^$$0 и на ме­ сте, откуда угощаем «конфетками» немецких гадов. Не выберешь время :• и письмо написать. Я и это написал с горем пополам. Мы уже ко всему привыкли: и чинить, и варить, и от снарядов прятаться. Вот пока и все. Пишите больше о себе. Как живет бабушка, каково ее_ здоровье? Пере* дайте ей, что я буду мстить за дядю Сешо и дядю Колю». ТО БЫЛО одно из по- » д следии.х писем, а потом А Я с ы н молчал. а Я ...Оп упал в одной из атак на землю, которая никогда не была его роди­ ной, но которая стала дорогой в эти последние минуты. И польские кре­ стьяне, схоронили его под приметной липой, и слезы другой матери ороси­ ли могильный холм. С тех пор и до сегодняшнего дня, управившись е домашними делами, мать часами просиживает у окна и смотрит на дорогу. Верится материн­ скому сердцу, что вернется .любимый сын, вернется даже из лап самой „смерти. В. САМАРИН. Тербуны — Липецк. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz