Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)
« • м « 4 м * * « м « м м чатление на зрителей, представляя изображаемые лред- $ меты кИк бы живыми недействующими, и что иоявле- ’ИГИЯ ? ние при, подобных, условиях изображений Христа , а 5 также других священных' лип, представляется . крайне его искУес-ЕОМ' * несоответствующим чувству блял-р'гбпеГптго'уважения к святыне и может порождать соблазн, ев. синод опреде ляет: .воспретить на; будЙДёе'"времялири устройстве/зре лищ показывать’-путем живой'фотографии,' священные изображения.:, о чем и объявит циркулярно по: духов ном^ ведомству». ■ . Зютчас же заработал весь церковный аппарат. Теле граф. разнес во все \ ролкн."империн постановленне «свя -: тых отцов», а министерство' вйутреНййх дел'не замедли те с опубликованием своего циркуляра.-;. ■”(см. .фотоко пию) ,. нредоегерегавшего всех.: владелыщв - кинотеатров от опасности поддаться'проискам «дьявола» • ' Так.- началась "долголетняя,-йногда' мелкая и трусли вая, но исегда непримиримая война' церкви против кино. . - . .'.. . ■ . !-го шо тч 19Ш•года? ;в,-;газете;:«Тамбовский' край». по-; является статья- «ИллазионьГ 11 ,нело’чт^пе_Ух]Гис.тиаист- Ш ; :ав то р которой пишет: ния Совершила большойрфех, допустив к постановке в местном «Иллюзионе» картину «Жизнь Моисея» Гос подь бог появляется в виде актера, загримировашнло стариком с седою бородой,, -пОсредй^.-.-гррма: и- мол|пй, (учшгясмых з.а сценою бутафорскими средствами) — от дать Моисей) скрижИлв "завета» к*«ввш82Е85Е2т8ЫЕ*ЕЕ1ве**нггвЕш;ввЕШ«вн8вь».швв1!5Ее9«в8Е»ЕШ58Ешавв88§ввввЕШвгзк151§ а*8ве*ггсты» НШЕЙКПДМЪ. 3 Тб; было тогда почти чудом. И в шуточном на звании кинематографа «Медикм», которым окре стили его й то время многие газеты, была доля правды, доля суеверного отношения к его Таинственный лучам: В одном случае' люди не подчиняются законам: притяжения и разгуливают но потолку, или летают в воздухе; в другом — неодушевленные предметы обна руживают волю и начинают говорить, становятся «жи выми». (Олонецкой губернии) ррмскип Варима, .шодной из сво- их:.проповедей почти я Н | р | | | анафеме тех, кто ходит / 1 г .кинематограф.,0 | лтик.ч тал местному исправник', рас- порядфть'с.я'.-о том, чтобы, во.; щ&Ш;- ею , ег(некойа-, слунет бььдто»едатог[мЖ12:ыт закрыт, - - ■ ' Не гленёе евнрепрй'лбала.: не-ИавяСгь лГ'кино'и. синод? хких отцов;. Достаточно указать , на- ' такой • инцидент, возникшин в_сийо'де-~р-но ТГбводу^прноТанйбй /анонимки в 1916-году о якобы-развращающем влиянии на моло дежь-' вновь открывшегося И городе Архангельске, кине матографа.: Не имея-никаких веских доказательств И улик, вбер-прокурор: С. - Лурье. Писал архангельскому гуСенатору: «Прошу ' щресеЧь . это вредноё и мерзкое, дело», у?-.;,;'::?';:-;?;;-: У у; УУ .у . Страх перед революцией заставлял самодержавне-все-: ми способами тормозить .развитие передовой культуры, препятствовать распространен-ню образования в народе. Проповедь необходимости страдания .должна была щрИ- . мириад, трудящихся с тяжестью их земной^жнзни Ъ^- ховеиство прекрасно1понимало, чтопобедоносноё разви тие культуры подорвало бы.влияние церкви,на народо в своих прошениях в-синод духовные одцы сетовали на то, что с появлением кино в пароде 'уменьшилась привяз&Ё, ноеть к религии. Они обвиняли кинотеатры в рассаде «эпидемий греха», открыто заявив, чро кинематографы — «это греховный повод к греховному деянию». А ЧЕРНОВ. Ленинград— Липецк. 19ЕЕЕСБЕЕЕЕЕЕЕВЕВ! Ш ирОТнао, и.-, полумесяца, как департамент полиции докладывал синоду: «Имеем- честь'-уведомить канцеля рию обер-прокурора, что помощник борисоглебского ис правника, разрешивший . постановку таковых картин, предназначен к увольнению от-должности» Через год иововремеиский обозреватель Николай; Эн гельгардт с негодованием ‘'выстушкт. против оргаиизо- нанной/в Смоленске демонстрации картины,'изображав-' шей праздник «Одигитрии» (церковное торжество в честь иконы смоленской богоматери Одигитрии, которая, якобы, в Отечественную войну 1812 года сопровождала на фронт.русских солдат.— А. Ч.). «Кинематограф «Пате-де-пари» устраивает .кощунст венную потеху-для «сознательных» -элементов населе ния»,— писал автор. Он призывал привлечь организато ров, этой, демонстрации чуть ли не к' расстрелу. '. В 1912 году, во время пребывания в городе Вытерге Как и всякое новое изобретение, кино сразу; же повя ло в немилость церкви. Она бросает клич об искорене нии зла, которое, несет о собой новое «греховное позори ще» — кинемато: раф. - Еще на заре, кинематографии иерархи православия поручают-экспертам богословия в экстренном порядке рассмотреть вопрос о роли нового технического средства агитации и в том же спешном порядке обнародуют: 30 марта 1898 года следующее «определение»: ' «По: указу его императорского' величества, святейший правительствующий синод Имели суждение о недоэаблё- »|цн на будущее время при устройстве/зрелищ показЫ- __йдть, путем, так называемой, живой фотографии,; свя щенные изображения Хрйста-сггасителя, пресвятой бого родицы .и угодников бойсих, "приказали: принимая во внимание, что живая фотография, посредством- быстрого движения.показываемых лиц производит сильное впе- Г ОВОРЯТ: новые времена — новые песни. Давно прошли време на, когда церковь пре- давала анафеме «дья- - Вольскую. ; выдумку» — кинематограф. Теперь уже многие современ ные историки и социоло ги решительно не пони! ма^ют, как могли служи тели культа, всегда такие ловкие, изворотливые и дальновидные, полвека назад .пройти мимо тех богатейших. пропаганди стских возможностей, ко торыми кинематограф обладал с самого дня. своего рождения. Но как бы то ни было, сейчас; попы опомни лись. И поняли, что по самой; природе своей ки ноискусство не атеистич но и не клерикально:все зависит от того, в чьих руках оно находится. И, следовательно, воевать нужно не с киноискусст вом вообще, а с его от дельными неугодными церкви творцами. А кро ме того — всячески под держивать (материально и нравственно) тех, чье творчество не колеблет вековых устоев церкви. Несколько месяцев на зад мы посмотрели очень красивый и смеш ной итальянский фильм «Операция «Святой Яну- арий». Помните мрачных и нервных американских гангстеров, обаятельного и набожного жулика Ду ду, помните/ чем закон чилась блестяще заду манная операция по по хищению сокровищ из ризницы святого Януа- рия?.. Сокровища воз вращены церкви, и пред- финальные кадры этой веселой истории доста точно символичны: экс пансивная и набожная мамаша Дуду, узнав, что любимый сынок ограбил - «самого» святого Януа- рия, устраивает все так, что вместо машины с со общниками, переодеты ми в сутаны, жулик по лучает настоящую цер ковную машину е насто ящим кардиналом внут ри, который, естествен-. ^ю , везет сокровища вов се не туда, куда хоте лось бы грабителям. Не оригинальный мыслитель — вот уже несколько лет он подвергается травле буржуазной печа ти, а Ватикан возбудил против режиссера даже судебный процесс. Ав тор тревожного фильма «Евангелие от Матфея», наполненного сложными, порой мучительными раздумьями о религии, обвинен «ё оскорблении католической религии и нравственности». АНАФЕМА МЫСЛИ МУДРЫХ 0 | Религия — род духовной сиву хи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои тре бования на сколько-нибудь достой ную человека жизнь. В. И. ЛЕНИН. ( 0 Говорят, сотворив мир, бог сказал: «Это хорошо!» Интересно, чтобы он сказал сейчас! Б. ШОУ. @ К христианской скромности свя щенники призывают всех, но соблю дают ее лишь неимущие. Б. РАССЕЛ. Человека допускают в церковь за то, что он верит, и изгоняют за то, что он знает. М. ТВЕН. 0 | Виновность дьявола еще надо доказать: ведь в тяжбе между ним и богом мы выслушали только одну сторону. С. БАТЛЕР, английский писатель (1835—1902 г г . ) . Христиане и верблюды прини мают на себя бремя коленопрекло ненными. А. БИРС, американский писатель (1842—1914 гг.). 0 } Основная задача всех церквей была ©дна и та же: внушать бедным холопам, что для них нет счастья на земле, оно уготовано для них на не бесах, к что каторжный труд ка чу жого дядю — дело богоугодное. М. ГОРЬКИЙ. 0 | Человек, безусловно, величай ший безумец: не может сотворить червя, но дюжинами творит богов. М. МОНТЕНЬ. зет прямо в собор, где уже готовится торжест венная Г встреча того, кто... возвратил похи щенные сокровища... Добродетель и набож ность торжествуют. < Режиссер картины Ди- но-Ризи никогда не кон фликтовал ни с правящи ми кругами Италии, ни с духовенством. Верен се бе он остался и в по- следней комедии. Совсем иначе склады валась творческая судь ба одного из выдающих ся мастеров современ ного кино Пьера Паоло Пазолини. Художник ярчайшего дарования, глубокий и Правда, под давлени ем общественности Па золини был оправдан, но сам по себе факт суда над прогрессивным дея телем культуры, а также и то, что по сию пору режиссер работает в об становке исключительной вражды со стороны мо гущественного Ватикана — все это красноречиво говорит о том, с какой ненавистью относится церковь; ко всем инако мыслящим, ко всем, кто употребляет р а з я щ е е оружие «самого массо вого из искусств» против религии. Б. КСДИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz