Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

ПО ИЛЬИЧУ СВЕРЯЯ ШАГ команду: «Боевой курс. Ско- эемлйлась, силы ос! рость!». ее. Дуся тщательно выдер- ''За этот подвиг Ира ___ живаег скорость, высоту, ширина быланагра: чтобы штурман могла луч- орденом Боевого К| ше прицелиться. го Знамени. ? О Ниточка прицела точно ж-ц ТЕХ пор каждук улеглась на намеченную I . Ира делала б уточку. Цель поражена. вылеты. И не ________ Вспыхнули слепящие лучи такого человека в I прожектора. Фашисты от- который не любил бы покидает крыли зенитный огонь. Уйти уважал эту волевую в вновь от прожекторов не удается, вушку. . ы. Надо Они цепка держат самолет, положить и тут рядом блеснуло кры- (Окончание. Начало на 1-й стр.4). лями в индивидуальном порядке'говорили комсомоль­ ские активисты, стремились выяснить интересы и за­ просы каждого. Индивидуальный подход. Он заключался как раз не в том, чтобы между делом спросить, какой кружок юноша или девушка,^ хочет посещать. Главное — поче­ му хочет получить теъййи иные знайи;., что его привле­ кает, интересует, какие проблемы думает изучить. Бы­ вало, что такие беседы заканчивались решениями парня или девушки продолжать учебу в вечерней шко­ ле, получить среднее образование, пойти в заочный техникум, вуз. Индивидуальный подход — это, прежде всего, уме­ ние комсомольского вожака видеть личность со всей сложностью-запросов и интересов, умение своевре­ менно находить формы их удовлетворения, форма­ лизм же в таких случаях, малейшая неискренность или спешка ведут, к порождению пресловутого опреде­ ления — пассивный. Удается ли в полной мере работникам Воловскогб райкома комсомола, активу такая форма работы с мо­ лодежью, как индивидуальный подход? В чем-то да. Иногда нет. Но важно, что райкомовцы очень после­ довательно и настойчиво стремятся к этому. Я говорил с ребятами, смотрел списки будущих слушателей кружков и семинаров. Слушал короткие пояснения: с этими ребятами проводили собрания, здесь говорили с каждым, в этом хозяйстве были на ферме, там встречались с механизаторами. За всем этим чувствуется знание положения дел на мест&х, а главное — людей. В деталях, с особенностя- кое-как. Руководителем кружка порой становится че­ ловек пассивный, а то и мало подготовленный. Кружок распадается, недотянув и до середины учеб­ ного года. Запоздалые анализы и выводы, как правило, бывают неутешительными. Дело уже попра­ вить невозможно. Ссылаются потом и на пассивность слушателей (благо, эта пассивность прижилась в круж­ ке сразу), склоняют пропагандиста. Но, если откровен­ но, главные виновники-то — комсомольские работники, пославшие на такое ответственное дело случайного человека. Моральные потери явные. Они—факт, с ко­ торым нельзя не считаться. Можно ли избежать эти потери? С этого и на­ чался разговор в райкоме о подготовке к учебному году. В первую очередь говорили секретари комсо­ мольских организаций. Анкетные данные будущих пропагандистов были известны, в основном это люди, имеющие высшее или незаконченное высшее образо­ вание. Преподаватели школ, сельские специалисты. Со­ став хороший. А вот сумеют ли они найти верную до­ рогу к человеческой душе? Ведь формулировка — спе­ циалист с высшим образованием — еще не дает права на категоричность решения: подрйдет. Принимались во внимание именно те качества, без которых нет .настоящего пропагандиста: умение рабо­ тать с людьми, творческое горение, инициатива. И, конечно, говорили о будущих пропагандистах, таких, которые смотрели бы на работу не как на нагрузку, не в лучшем смысле этого слова, а как на необходи­ мость. Необходимость быть полезным там, где это мо­ жет проявиться в большей степени. Это в идеальном плане. Он избавлял от «случайных» пропагандистов. Реально укомплектовать сеть такими кадрами было бы невозможно. Просто не хватит про­ пагандистов. Возникла Диллема. Или вести комплектование.с соз­ нательным планированием распада кружков. Или най­ ти'-выход. Посоветовались в райкоме партии. Вскоре райком провел совещание секретарей партийных орга­ низаций хозяйств, на котором было решено отдать лучших молодых пропагандистов в комсомольскую политсеть. Кроме явных преимуществ, появилось еще. одно — партийная прослойка среди молодых пропагандистов достигла почти восьмидесяти процентов. Большую помощь в комплектовании кружков, под­ боре пропагандистов оказали секретарям комсомоль­ ских организаций, работникам райкома комсомола партийные организации на местах. Вообще, отличитель­ ной чертой подготовки к новому учебному году в си­ стеме политпроса в районе был тесный деловой кон­ такт партийных и комсомольских организаций. В колхо­ зах «Свобода», «Заря коммунизма», «XX партсъезд», имени Кирова, совхозе «Набережанскийя и других по- деловому, быстро были созданы кружки. Со слушате- На счету этой отважной летчицы 360 боевых выле­ тов. Не сосчитать, сколько метким попаданием унич­ тожено живой силы, бата­ рей противника. Великая была скробь в полку, когда Ира не верну­ лась с боевого задания. Для каждого здесь челове­ ка она была своей. Жизнерадостность никог­ да не покидала ее. И никто, не хотел верить в'ее смерть, смириться с тем, что нет их любимой Иринки-Глафирки. — И вот нет мрей Гла- шёньки, - - говорит Мария Владимировна, у которой в этом вот доме провела детство Глафира Каширнна. та / | Ы ВЫШЛИ на ули- ]_У1_иУ. Мария Владими­ ровна опустилась на скамейку, стоящую у до­ ма. А я смотрела вдаль: бескрайние просторы ле­ сов, зеленые ковры лугов, золотистые нивы. Какая красота) Сколько поэзии в окружающей природе, сре­ ди которой выросла Глаша. Не под ее ли воздействием сложилась поэтическая и мужественная натура де­ вушки, любовь к советской земле. ...Герои ушли и оставили нам чистое небо, яркое солнце. Но они всегда бу­ дут жить в нашей верности их подвигу, мужеству, меч- ...В райком присылают и приносят последние списки слушателей кружков, заходят комсорги. По озабочен­ ному лицу Николая Кириллова трудно понять, насколь­ ко доволен он положением дел. Из’ разговоров с сек­ ретарями становится ясно,.-ню месяц, оставшийся до начала занятий, будет месяцем проверки готовности на местах. Вопросы политической учебы включены в повестки отчетно-выборных собраний. Потом, семинар, подготовками проведение Дня пропагандиста. Обеспе­ чение кружков литературой. Обобщение опыта' лучших пропагандистов прошлого года. И, конечно, контроль. — Думаем установить по всему району единый день политической учебы, — говорит Кириллов. — Из ак­ тива создана группа, которая будет осуществлять кон­ троль за ходом и качеством занятий на местах. Его мы рассматриваем в первую очередь, как способ во­ время помочь. Политическая учеба в юбилейном для комсомола го­ ду станет для молодежи марксистско-ленинским уни­ верситетом формирования коммунистического миро­ воззрения. Школой высокой гражданственности. Это главное направлений^ которому должна быть подчинена, вся подготовительная работа к новому учебному году. Впереди экзамен.на политическую зрелость. А. ВЛАДИМИРОВ, - с Волово. каш спец. корр. Штурман плавно нажимает приборной доске. Ира оцепе- рычаг бомбосбрасывателя. нсла. На мгновенье. И туг - Есть! - слышит пилот же схватилась за -ручку уп­ акующий голос Иры. И Равления- Но что такое? тут же самолет оказался в ^ ам п Не УДаеТСЯ ВЫр0В' щупальцах прожекторов. нять' , Высота аадает аа' Пилот маневрирует, выво- “ строфически быстро. Еще лит машину из-под лучей и "Гнопенье, и все будет кон- берет курс домой. чсно' И ТУТ ИРа сообрази­ ла, что ручка управления Ире довелось летать с зажата безжизненным те- первым Героем Советского лом летчицы. Уже на малой Союза в женском полку высоте удалось выровнять легких ночных бомбарди- самолет и набрать высо- ровщиков Евдокией Ива- т5'- Вести машину было новной Носаль. Крепко трудно. Одной рукой нри- сдружилась она с отважной холилось держать сполза- летчицей. Но недолго суж- ющее тело Дуси, другой дено им было служить вме- — управлять самолетом. сте. Пальцы онемели. Еще не­ сколько минут, и Ирачувст- е АМОЛЕТ при б л и- вует, что не выдержит. И ж'аётся к цели. Ира вдруг внизу увидела огни сделала последние рас- своего аэродрома. И только четы и спокойно передает когда благополучно при- На этом снимке вы видите, А н у Бусю в} , старшую пионервожатую " Дмитряшевской школы-интерната Хлевеюского района. Работает она второй год, но уже, сумела стать отличным вожаком ребят. За их" пионер­ ские дела1дружина на едете' заняла второе-место среди восьмилетиях школ района. ^ Алла находит время и для учёбы: успешно перешла на второй курс Тамбовского педагогического института. Девушка учится , заочно на ииррийо-филологическом факультете. “ ■ 1 Почти трехлет н я я* 1 дружба связывает ребят * * из Воловской средней ♦ |сельхозартели «Великий; 1Октябрь». Школьники; ; приезжают в хозяйство; • с концертами, передо-( | вики производства кол- ] ;хоза — частые гости в ] Село Красное. "“ Фото В. Ельшаева. ше... Вот ома, наша работа, това­ рищ корреспондент. . Таня Дикова — самая младшая из группы аппаратчиц, сделала затем многозначительную паузу. В небольшой комнатке обще­ жития мы сидели вместе. Больше говорили девчата, задавать им вопросы было излишним. Я вни­ мательно слушал. авторов письма в газету—и ее сло­ ва — прямое дополнение к строч­ кам. Жаль только, что не ‘ услы­ шал их ни директор,завода, ни начальник отдела кадров А. С. Филиппин. Со слов Анатолия Степа повича я узнал, что аппаратчики заводу нужны. Но если бы это были мужчины. Чем же объясняют такой выбор руководители завода? Этот • во­ прос я и задал директору. Виктор Васильевич постарался сразу уло­ жить меня на лопатки: — А вы знаете характер этой работы? Женщине очень трудно простоять одну" смену. А ведь им придется работать не год и не два. Но почему же на заводе вспом­ нили об этом только сегодня? Почему забыли, что выпускницы ГПТУ уже работали в качестве аппаратчиц, и ' молчали, когда ими, грубо говоря, «затыкали все прорехи» в цехах? Тогда все быЗш довольны. И , : наверное, от отече­ ского умиления забыли оплатить' девчатам эту работу. Обо всем этом я тоже узнал из рассказа .девчат. Правдивость этих. сард,, подтверждает и стар­ ший мастер ГПТУ № 22 Алек­ сандр Андреевич Федосеев, ..кото­ рый считает, что девчата могут успешно работать на любом уча­ стке производства. До сих пор ни слова не было сказано о том, какую роль в этой истории сыграл-комитет ком­ сомола. Письмо позвало в дорогу } ли — помочь лодшефно-« 2 му колхозу. 1 * Семьдесят четыре че- * *лоаека взяли свекловиц-* * иую плантацию в 3 геи- ; * тара. Отлично труди- * Празднично выглядит Киев. Хлебом - солью, цветами и улыбками встречали 2 сентября юные киевляне своих сверстников, прибываю­ щих сюда со всех кон­ цов страны. Это участии-. ки IV слета Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы со­ ветского народа, посвя­ щенного 50-летию Ле­ нинского комсомола. Как известно, он открылся в столице Украины 4 сен- -тября. Более 1600 юношей и девушек будут в эти дни гостями города-ге­ роя. Ожидается приезд многих прославленных военачальников, старых большевиков, знатных людей страны. Корреспо н д е н т ы ТАСС побывали в го­ родке слета, который расположен в лесу под Киевом, на 34-м кило­ метре Обуховского шос­ се, где в годы Великой Отечественной войны проходила одна из ли­ ний обороны города. гЗдесь в походных палат­ ках поселились участники большого празд ни ка . ним блеском. — Как же тогда понимать, что нас послали орудо­ вать ломом, поднимать двадцати- килограммовыс камни, с-утра до вечера рыть траншеи и слышать вдобавок покрикивание: «Девки, поворачивайтесь!». Успокаивать девчат я вовсе не собирался. Рассказал, что вместо обещанной платы по третьему : разряду, начальник ОКСа решил вести расчет с этакими «неквали­ фицированными чернорабочими» по самой низкой ставке. Что _ж, вполне,, резонное решение — ква­ лификацию чернорабочих девуш­ ки, действительно, не получили. Правильно, по мнению админи­ страции, поступили и с теми «везучими», которых устроили по специальности.. Молодым аппарат, чицам понизили разряд без вся­ ких на то оснований и, объясне­ ний. Мой вопрос явно поставил в не­ ловкое положение секретаря. Он .долго молчал, словно обдумывая шахматный 1 ход, а затем не сов­ сем уввренАр/стал рассказывать. Оказывается, Иван был в отде- .кадров,1'разговар ^ л по пово- ;дтрудоусгррйст! .аппаратчиц со старшим . инспектором М. В. Кутеповой. Но, получив отрица­ тельный ответ, решил, что его миссия докончена. Не знаю, удосужился ли .секре­ тарь комитета ВЛКСМ доложить о результатах разговор^ в гор­ коме комсомола, но во всяком случае о-_егЪ визите в отдел кад­ ров девиата не .знали. Иван не только ше Свысказал свое мнение в кабинете директора, он не до­ пустил.и мысли поговорить само­ му с аппаратчицами. И вот сей­ час рядом] со мной он говорит тем же .языком, что и люди в за­ щищенных с; 6 екреТарями кабине­ тах. Я так и ждал, что секретарь комитета вот-йот скажет ту фра­ зу, которую ял услышал из не весьма любезных уст директора: «А '(Л о ваша газету ' Ну, напиши­ те, так 'Думаете сразу все изме­ нится.?». . ’ ■ только 14, а остальных брать не желает, так как аппаратчики, дескать, больше не Нужны. Посоветуйте, что нам делать. Мы имеем средне-техническое образование. Надеемся получить ра­ боты по специальности. Как нам теперь жить дальше? Вопрос о будущем'очень беспокоит нас. .' Руководители химзавода во избежание критики сверху предоставляют нам работу в ОКСё, то есть не по специально­ сти, в качестве разнорабочих. Для чего же мы тогда целый год учились, тратили государственные деньги? Очень просим вас разобраться в этих вопросах, которые не могут не волновать каждого молодого специалиста. С .комсомольским приветом ЕФАНОВА, ШУШПАНОВА, ТАРАСОВА, ГОЛАНОВА, БОРИСОВА, МОКРОНЯЕВА, ПЕРЕСЫПКИНА и дру­ гие. * Созрели хлеба, к уче- } * ническая бригада по -} шла работать на ток, } | отвозить зерно от ком- ? I байнов и на хлебопрнем- 1 ный пункт, сортировать, 2 5 засыпать семена. $ 2 40 тысяч центнеров от- $ I везено от комбайнов, 2 * 16 тысяч сдано государ-1 « ству. Неплохо зареко-1 $ мендовали себя юные 1 Ъ помощники. « * И вот в хозяйстве со-* * стоялся торжественный * * вечер. Подшефные теп-1 I ло поблагодарили ре- , 1 бят, вручили им зарабо- * 2 танные деньги и каждо-1 I му подарок. Потом; 5 был большой концерт,; 1 танцы, игры. } 2 Через несколько дней } 2 прозвенел звонок. На- 2 2 чался новый учебный 2 2 год. Ребята долго будут : } еще говорить о накину- 2 2 пах. Лето прошло очень 2 устроил аппаратчиц 4-го разряда... , чернорабочими, и то «крепя серд­ це; после звонка из горкома пар­ тии. . «Забыл» ои и о такой нема­ ловажной детали, как заявка за­ вода техучилищу ■для подготовки кадров на 1968 год. В ней вовсе, не указывалось, что заводу тре­ буются только аппаратчики-юно­ ши. Мало того, сам Виктор Ва­ сильевич часто присутствовал на встренах учащихся ГПТУ с пере­ довиками завода и не прочь был произнести красивое словцо на­ счет достойной смены. И девчата ВОЕ мнение по этому Ж' 'письму .вы можете сс- . I тавитъ 'При. . себе, — директор завода Вик-, .тор ^Васильевич? Ер­ маков словно забил последнюю сваю. — Вы совершенно незнако­ мы е химическим - производством, а предъявляете претензии руко­ водству.: - — Да, но ведь это вовсе, нс мои претензии, — я вновь - пере­ дал директору листок из •учениче­ ской тетради с ровными фиолето­ выми строчками, .— а. дезчаг; ко­ торых вы обещали трудоустроить,. Виктору Васильевичу явно не понравился мой «незаконный ход». Он начал объяснять, что за­ воду не требуются девушки- аппаратчицы, что во всем винова­ ты руководители Данковского ГПТУ -22. Не забыл упомянуть и о том, что сделал завод для этих «неблагодарных» — дали обще­ житие, работу. Одним словом, по­ ставили на ноги._ Ни директор завода, йй иже: с ним, вероятий, не задумывались над тем, что наносят опасные раны юным'душам. Те слова, которые произносились на' встречах уча­ щихся с передовиками производ­ ства представителями админист­ рации, кажутся теперь кощунст­ вом. Кажется, недавно ссртры Лида и Люба Филины, Нцна. Волкова и. Валя Рожкова вот также возвращались домой из школы: А теперь у них другие заботы. После окончания школы девчата пришли работать на ферму свинарками. Тепло встретили их в молодежном.коллективе. Теперь на Ивановской свинофер- ме совхоза «Галицкий», трудятся 15 комсомольцев. Молодые свинарки в юбилей­ ном году добились больших успехов. На откорме поросят они получают не менее 350 граммов привеса в сутки. Этому помогает созданная? на ферме комсомоль­ ская группа. Своим вожаком девчата избрали Лиду Филину. К 50-летию ВЛКСМ они решили поступить учиться в вечернюю школу. На снимке (слева направо): комсорг Лида Филина, Нина Волкова, Валя Рожкова и Люба Филипа. , Фдто В. Бдьшаева. с ..лтор Васильев . 1 говорил это таким тоном, чтобы дать мне понять — его позиция в . этом деде/ — закой, а кру&овое зако­ нодательство для него, по его ?ке словам, ни более ни менее, чем «буква». Секретарю комитета ВЛКСМ , конечно, далеко до директорской самоуверенности. И чувствуется, ;что ему неприятно все происшед­ шее. Когда [ Н _ I I I И Я И ]ЙЁЙ работали на практике в цехах, В I 1 I §. Ц В | И р будущие аппаратчицы стремились до тонкостей нозин1ь эту инте- ВИ росную профессию. " . Ц Государственные экзамены ста­ ли для них уже прошл'ым. Дев- — Мы ненытики, нет. Но как Чата видели себя у пультов и ссейчас хочется бросить' к черту нетерпением ждали первого рабо- затаривание мешков и погрузку чего дня. Но только половине вы- щебня, и все равно где — а Си- пускников была через некоторое бири, на Севере или в Казахста- врсмя предоставлена работа по не — работать по специальности, специальности. А остальные... Ведь маша профессия очень нуж ­ на. — Бери больше, бросай даль- Тамара Ёфанова — одна из Вместо напутственных друже­ ских слов в большую жизнь, вме­ сто товарищеской встречи и под­ держки, которые вселили бы в молодых специалистов веру в свои силы, руководители химзавода, ко­ митет ВЛКСМ забаррикадирова­ лись от просьб девушек сте­ ной равнодушия. А за этим барь­ ером остались несбывшиеея меч­ ты ныпускников. Вожак комсомольцев завода Иван Пономарчук, прочитав пись­ мо девушек, спокойно сказал: — Да, насчет-аппаратчиц мне что-то говорил секретарь горкома. По-моему, где-то у меня записаны фамилии. — И что же? С О Б Р А Л И С Ь М У З Ы К А Н Т Ы . Конференция наметила провести в 1909 году'конкурс среди детских му­ зыкальных школ па лучшее исполне- -иие произведений советских компози­ торов, Он будет посвящен 100-летию со дня рождения В И. Ленина А. КАЛГИН . В ести м з Ш К О >1 На днях состоялась * областная конференция, преподавателей му­ зыкальных учебных заведений, ко­ торая подвела итоги прошлого учеб­ ного года и наметила задачи на новый. Опытом работы поделились преподаватели музыкальных школ Н. Таран, Н. Долгих, М. Зудаев. На заседании секции народных инстру­ ментов обсуждалось новое пособие для домры преподавателя Лилёцко- го музучилища А. Пилыцикова. — 'Значит: вам сказали, что ра­ бота в'цехах будет.нам не под силу? — голубые глаза Нелли Лавровой вдруг сверкнули жесг- При этом Виктор Васильевич ночему-то умолчал о том, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz