Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)
Ю Н О С Т Ь И М О Р Е Лебедянь Владислав З О Р И Н чьими там каплями крови горят,-■'набухая, осот? Высокий осот и сытый, не скрутишь рука.ми голыми. Но косы на -славу отбиты на эти ершистые голой» Вот- так вот, :за г^ рота;'? сбивая звенящие росы,, идет но полям . пехота — в* России пора сенокоса! На крутых ветрах, Как на синих , ножах, ! Лебедянь црнарисла ; ■ Над обрывом Дона. При осенних дождях Лебедянь — в сапогах, -.'V.йеной весной Лебедянь — гулена! Любят здесь мужики Погулять от души, Оттопырив мизинец,, Олррк&утр.-: стопочку. Ха! А стопочка та — Пять минут но дыши, Сам не пилр5- : Поглядишь — Потеряешь , устойчивость. Ну, а если заладят Дом какой домить — Две недели потом Остывать не остыть. Жил-был в. этих местах .Атамай-лихоман, - Тяпочка. Вот р'азбойнйчек! В Р^;|р>№'НИ-. Все с куицамн-донпами Делил пополам. ?|& в й ё л шмодидм 3» -’-’очь выстроить храм В самой нынешней . - ■ Лебедяни. Чтоб к утру . окрест-!.' Виднелся крест Па маковке... И — пошло. Дымились руба-хи... На рассвете Тяпочна Прихрамывал вокруг ' храма, Удалая' -удая&, - ■ Ядренбсть в речах — . (Слово..бросит — через себя перебросит) Крепость крепкая. Учусь крупнре ги здесь, Набираюсь сил... Лебедянь была, Лебедянь есть Посреди Руси! Какой мальчишка не мечтал о дальних походах, о крутой морской волке, о капитанском мостике! Бре. дил ими и Валентин. А потом... в повседневной труд, ной работе — становление характера: ведь Северный Ледовитый океан «дружит» только с сильным!.. И — снова Липецк. Не узнал Валентин города. Здесь он сорванцом катался на лыжах. Здесь, в школе, на углу Первомайской и Коммунальной, впервые узнал, почему установлен памятник Петру. После школы — мореходка. В 23 года — штурман. Шестнадцать лет отдано морю. И вдруг — глаза... Автор шести поэтических книг, член Союза писате лей СССР Валентин Кочетов в родном городе. Давайте познакомимся с его оригинальным, талантливым твор чеством. Знать оттуда идет Мой бунтарский размах, ПОЛЕ ЛЮБЛЕНОЕ Памяти погибших из поле Люблеком. Поле-полюшко, ж ' . поле Любленре, сколько здесь- парней поза-гублено из-под Волошин, -из-под Люблено, сколько девушек.:! недолюблено... Умирают парии, а сколько их — старшина не возьмет в расчёт. Н.бзасеяло поле- ■& ’ дкйблкам.!. Что-то! на иоле »!уу^)орастеэ^?.. :!В;;,|а;пах по^щ^а! р , в запах гари-: прорастают иван-да- марьи, и глядят ца свет из-под каски васильки: да; анютины V глазки. А над ними берёзы грустные, ■звезды, звезды .й на всем пути... Поле-полюшко, ноле русское, как не просто тебя перейти! Друзья .уходят понемногу, Кто. трусит рядом быть Мне позже надо бы родиться, Или три пуда соли съесть.. Пускай уходят понемногу, Я не корю их. Не ропщу, Тшоя у каждого берлога. Я—в ней спасенья не ищу. Тучнейте, милые, старейте, Давно порт открыл секрет: Что испокон веков н а - МАЯКИ Маяки, ... . друзья мои маяпн, 1 де ваши верные - суженые?: Вы ," как заправские! мзряч;!, с ведром бродячим -дружите. Вам, великанам, Vи) I ю «огеч) Вам, великанам, - _ тучи по .илеш. Видно, не зря, - - ухать, ухать • колоколами . -Сторонятся вас - . . . мо-ряки; хотя называю: друзьями... : Маяки, бетонные маяки, а вам не трудно быть маяками? Я :шаю — грустите вы по-мужски, одиноко в бессменном : . дозоре..! Не ст вашей ли тихой тоски набухают дождями ПОРА СЕНОКОСА Глазапо-мальчишьи : V,!,'>:'■ ':--м-.'Г.,!■: цедюь По кромке заречной . зари у. >.д Г1, р , «'•'ш, плл сд ■. ценыо, саженные косари. Бог ток бы и тойатъ. 3 :-:;! ■; без хлопот ВЫСОКОЙИСОЧИОЙ~ травой, - по полем петляют . .!- ркраы Кому-то вдруг не'по дороге, А кто решил, что я—смурной И малахолен, и не сдержан, Где прям, где стыдно обнажен, '.{то всем порокам я подвержен, Как неудачник, я сметном Ну, что ж ! За временем укрыться Я не спешу. Все так И ■: есть. и облако — вороном •- над' головой. Проходят ребята по краю, как-но' переднему . ' краю, обходят воронки и рвы, и косы, "как- .рыбы, и-грают, ■выллееййвая'сь из травы. '.Вечерней зари багрянец горит на пилотках рыжих. Я поле, н, л новобранец, лежит, иод нолевку ОГрIЫ (I Косят , гриву ребята к> 1 и непбыпы л . . России, и там, где Косая УЙ * кё&акто Чте' одного скосила. С фанерными ввездами вровень, вокру г безымянных ' ^ . , . высот 1 10НАЧАЛУ поразило это известие: | |н а украинскую землю, в город Николаев, для участия во вто ром Всесоюзном фестивале молодой поэзии братских республик съедется сто участников. Сто поэтов? Не преувеличена ли циф ра? Не обесценен ли сам смысл поэти ческого труда сегодняшней массовой доступностью творчества? Или, может, уже наступило время, когда каждый вто рой житель нашей страны способен взять в руки перо (простите, авторучку) и без особых душевных усилий и нали чия таланта сделаться автором еще од ного литературного шедевра?.. Но вот—Николаев. Уютный современ ный город. Не знаю, как другим, а мне повезло: десяти дней форума оказалось более чем достаточно, чтобы от первоначаль ной предубежденности и насторожен ного недоверия не осталось и следа. Если учесть тех, с кем мы раньше бы ли знакомы по литературным семина рам и творческим поездкам, к тех, с кем свел на этот раз фестиваль, то получится, что у меня есть около двух он сказал, а?». А на сцене уже новый выступающий — это с агитаторской страстностью и какой-то заразительной азартностью читает свои стихи молдаванин Николае Есиненку. . Потом, по. просьбе автора, мне при дется переводить стихи Есиненку на, русский, и, законченный переабд, удов летворивший автора, но не удовлетво ривший самого переводчика, станет по водом еще для одного спора об этой области поэтического труда. Кто-то верно заметил, что поэтический пере вод должен всегда показывать то же время, что и оригинал, поэтому груд переводчика напоминает работу часов щика. В споре я припомнила этот афоризм . и с досадой призналась, что вряд ли в двух стихотворениях совпало время и вряд ли стрелки моего перевода, идут вровень со стрелками оригинального произведения., Есиненку было чем уте шить меня: — Не огорчайся. Приеду — вышлю тебе целый цикл. Придется основатель но засучить рукава. Тогда и. сверим ТАК НАМ С Е Р Д Ц Е ВЕЛЕЛО .'-ИОКОЛеНИРА!, ! профиль ваш в лоция; .V • - увековрчел. В просоленной, >;! Гч 0 |,,|м ,1 )Ц.Г ,1 «Знакомых—г ьма, друга—нет», от рожденья навек ' !1 IрП0(III), ) ■) г д ■, \, Г ' б|'11Г [,1 ч.нш 1I ш; ' г", '•■.'!■ йадавцые, чтЬ&' о&нажрыж прийти на помощь,' где оекали тся берег клыками, и гореть, и упрямо - в полночь Только что закончился де сятидневный сбор — семинар секретарей школьных ком сомольских организаций обла сти. Сто пятьдесят парней и девчат участвовали в его рабо те. В канун закрытия состоя-; лось большое комсомольское собрание, на котором школь ники обсудили вопросы ПОД ГОТОВКИ к празднованию 56- летия ВЛКСМ. На этом собрании не было долгих речей и до-кладов. Ре бята выступали деловито, ко ротко, делились опытом. С на путственным словом к ним об ратился гость семинара ком сомолец 20-х годов С. П. Кур кин. — Вашим лозунгом должны стать слова; «От каждого — комсомольский подарок юби лею!» — сказал он .— Глав ное для вас, учащихся, — до биться стопроцентной успевае мости, неустанно повышать свой культурный и политиче ский уровень^ Ельчаика Наташа Кириллова рассказала о том, как моло дежь -её школы помогает своим шефам — рабочим з а в о д а «Прожекторные угли». Школь ники устраивают для них кон церты в цехах, убирают и бла гоустраивают терри т о р и ю предприятия, — Сейчас везде занимаются изучением истории своих ком сомольских организаций, — сказала комсорг из Чаплыгина Надя Красинская,—Дело нуж ное. Но наш долг — не только писать историю, но и самим ее творить. Нужно, чтобы комсо мольская инициатива чувство валась везде и во всем. Как этого добиться? — Побольше узнавать о ге роях революции, первых ком сомольцах, — предложила Ва ля Вепринцева из Лебедяни. — У нас в школе мы реши ли посадить памятную аллею, —сказал грязинский комсомо лец Витя Вакуленко.—Считало, что такие же аллеи должны посадить юноши и девушки каждой школы. Это будет добрая память о нас. В решений собрания наме чен целый ряд предъюбилей ных мероприятий. Эта развер нутая программа деятельно сти всех школьных организа ций области. С 20 сентября но 20 октября по области пройдет трудовой месячник комсо мольцев - школьников. 2 ок тября, в день, ПОДРУЖКИ. Фотоэтюд В. Ельшаева. СТО п о э т о в на одной земле то, что авторы с удивительной легкостью представляют себе .труд начинающего стихотворца. Осенило, например, В. Голобоко- ва написать об осени. Особенно го вдохновения не потребовалось, зато в изобилии набор осенних трафаретов: и—«опавшие листья», и неизбежный дождь, и грустно настроенный герой, бредущий напрямик, по лужам... Обидно, что в этих, ничего не дающих ни. уму, ни сердцу читателям строч- ма тема. Характерно в этом от ношении стихотворение А. Ки- бальниченко «Горновой». Чувст вуется, что автор пытался найти свои слова в'рассказе о мастере огненной профессии, л Но никакие емкие слова и образы не спасают, если не на шел автор-своего повороте, не увидел изображаемое по-новому, по-своему. Поэтому герой сти хотворения безлик, словно на плакате. И чем больше нагнета-.■ В новой стопке редакционной почты много стихов — о любви, о природе, о друзьях-ровес- никах... Волнуют авторов и темы дня — в письмах стихи, посвя щенные. юбилею комсомола, ге роическому Вьетнаму. Стихи' о мире, о труде... Кажется, о нужном, об очень важном пишут, а читаешь их, и не исчезает мысль — как и са ми письма, стихи, словно близне цы, похожи друг на .друга. И речь сейчас идет не о заведомо слабых, попросту безграмотных стихах, каких, к сожалению, еще много в сегодняшней почте. Есе вроде бы на месте — и рифмы «не хромают», и размер не сбив чив, и даже образы, пусть не сверкающие новизной, «присут ствуют». А строчки оставляют равнодушными. Ну, в самом деле, чем, напри мер порадуют нас стихи А. Ко- сякина из г. Задонска, решивше го написать о юбилее комсомо- Комсомол! Какое это слово! Комсомол! Под силу все ему, — начинает он. Ничего не забу дет автор — и «нехоженые тро пы в комариных дебрях», и руки, на которых саднят по ночам мо золи... Все сказал, ничего не забыл. Складно вышло, хоть пой. А скучно. Потому что как ни ста рался начинающий автор, а так и не нашел ни одной своей, не повторенной за другими строчки. Штампы — спасительная маска, за которой спокойно можно спря тать такой факт, что говорить 1 просто не о чем. Именно на такую мысль наводят стихи ' на чинающих авторов — Ю! Афа насьева из г. Липецка, Р. Быковой из г. Ельца, В. Киселева из Ус- мани. Последнего вдохновила мысль написать о героях войны. Сложность темы ничуть не сму щает его. Не смущает и сознание того, что сказать об этом он может только то, о чем прочел в книгах да видел в кино. На по-: .................... когда на I I I съезде комсомола В. И. Ленин произнес свою замечательную речь, будет объявлен ленин ский субботник. Свое слово участники семи нара решили тут же подкре пить делом. Из загородного лагеря в Липецк прибыл тру довой десант, в течение двух часов отлично поработавший на строительстве здания об ластного драматического теат ра. Ребята убирали стройпло щадку, навели порядок внутри здании. Здесь же, у Красного знаме ни, состоялась линейка, на ко торой прораб строительства Л*. Д. Дорофеев горячо побла годарил юных помощников. — Честно говоря, мы боя лись, что работа окажется вам не по плечу, — заметил он. —' Но вы справились с нею хоро шо. Благодаря вам для нас открылся фронт работ. Ваш десант выполнил работу, которой должна была бы за ниматься четыре-пять дней бригада в десять человек! Большое спасибо! И вот уже звенит над строи тельной площадкой песня «Главное, ребята, сердцем иё стареть!». И. ПЕТРОВ. десятков, товарищей, которых можно смело назвать поэтами. После праздничного открытия насту пила деловая часть форума. Было о чем подумать, слушая доклад секрета ря правления Союза писателей Украи ны Дмитро Павлычко «Гражданское призвание поэзии», строго и встрево женно говорившего об,- ответственно сти молодого литератора перед време- йем. Объяснялась эта встревоженность той неудовлетворенностью, которая подчас возникает при чтении книги то го или иного молодогр. поэта. Справед ливо напомнил Д. Павлычко о судьбе рано умершего молодого украинского поэта Василя Симоненко, гражданский пафос стихов которого достоин подра жания. Уже позже, дома, когда пришел свежий номер «Юности, обнаружила два новых стихотворения Симоненко и вновь убедилась: можно изобретать лихие стихотворные размеры, можно жонглировать сногсшибательными риф мами и оставаться не поэтом, а «сти- часы. Специально на фестиваль, чтобы рас сказать о ходе его, приехал корреспон дент «Комсомольской правды» Валерий Гейдеко, с заданием отобрать лучшие произведения участников форума для опубликования в журналах «Смена» й «Молодая гвардия» прибыли заведую щие отделами этих журналов Алек сандр Богучаров и Искра Денисова. Немного опоздали ребята с Киевской студии кинохроники, но и они сориен тировались на ходу и сумели все-таки снять кадры будущего документального фильма. И, конечно, самым приятным сюрп ризом для всех было сообщение .ди ректора издательства «Молодая гвар дия» В. Ганичева о том, что в планах издательства на ближайшее время — коллективный сборник, составленный из произведений участников фестиваля. Фестиваль завершен. Пора возвра щаться к ежедневным делам. Показа тельно, что большинство из ста — лю ди, хотя и пишущие профессионально, но не сделавшие поэзию профессией. Вот только несколько примеров. Юсуф Шамансур —1 учитель, Владимир Дагуров — врач, Вадим Кузнецов — комсомольский работник, Арамаис Са акян — журналист. Прозаические профессии! Но не они ли служат источником новых поэтиче ских тем и образов, и самое главное— источником честности и правдивости художественного утверждения! Фестиваль завершен. Но не заверше на большая и многотрудная работа мо их товарищей. Ведь все они люди раз ные по возрасту,- национальности, тем пераменту. одинаково молодьг. И потому каждый, новый день сулит" им новые открытия, новые стихи. И потому' то, что они, сто разных, на одной земле встретились,. — здорово: многое обсудили, многое переоценили, многое поняли точнее" и’ -лубже, чем"' прежде . Аида ФЕДОРОВА, участница И Всесоюзного фестиваля молодых поэтов братских республик. т ПОВЕДАЙ ЧТО-НИБУДЬ СВОЕ Светлана МЕКШЕН ках, тонут бесследно иногда и удачные находки автора. Сумел же он увидеть все-таки «паруса облаков», «пахнущие порохом го ды», то есть образы, говорящие об умении автора взглянуть на изображаемое поэтич е с к и м и глазами. Но, к сожалению, та ких находок мало. Все тонет в штампах, словно автор дал само му себе зарок не говорить о том, чего никто еще не сказал. То же можно сказать и о сти хах липчанина В. Гончарова, М. Хрупова из Добровского рай- ; она. Исчезают часто е штампах не только удачные образы, но и са- мощь приходят штампы. И вот идут в «решающий бой» под «свистящими пулями» «бесстраш ные сыны»... Чувствуется, что автор даже упоен «красноречи ем», взятым взаймы у школьных учебников. Подобные же стихи и у Р. Бы ковой, взявшейся рассказать о своем училище, и Ю. Афанасьева, поведавшем о друге, с которым «все невзгоды нипочем». Отсут ствие своих слов, образная бед ность, однообразие рифм унич тожают значимость любой темы. «Поэзия. — страна открытий»... Каких же открытий можно искать в подобных стихах? Разве только ет автор жаропыщущих строчек с «буйным пеклом», «накалом сердца», «пламенем домны», тем ярче вырисовывается эта плакат-- ность. Не повезло и героине сти хотворения А? Бугакова: А ты .склонилась над прибо ром. Мигают пульты светофорно... Автор подробно описал, порою даже образно, «атмосферу» цеха и не заметил, как в этих деталях исчез человек, о котором он пи шет. Два автора, два разных сти хотворения б разных людях, а ни чем не отличаются они, разве что «профессиональной термино логией». Штампы — явление многоли кое, К таким грустным размыш лениям приветив знакомство со многими. - «5 .ми начинающих. «Работая над любой ' вещью, старайтесь увидеть в ней такое, чего до вас никто еще не заме тил», — писал в одном из писем студентам поэт: И. Сельвинский. Эти слова о высоком назначении поэта нести людям удивление миром. Хочется, чтобы об этом помнил- каждый из начинающих авторов, берущих в руки перо. Поэзия —- всегда поиск. Д. ЛИДИНА. Говори мне, говори мне до весны, а весною , все слова и так красны. Говори мне, говори до жара лет — летом пуще выгорает слова цвет. Говори, покуда сонная заря не очнется до прихода звонаря, не подымут ветры брошенный рассвет, не разымут старый след и новый снег. Говори, пока у слова дома нет, и никто и никому не дал обет. Пусть взаправду все слова твои взойдут, если даже ты не здесь Стихи Симоненко просты и непритя зательны, но твердая убежденность ав тора действительно завидна. Были и еще доклады. Об интернацио нализме советской поэзии говорил док тор филологических наук С. А. Кры- женевский, о современной молодежной песне — поэт М. Ткач. Вторая половина фестиваля была по священа поездкам по области (у нико лаевцев богатая литературная история — здесь бывали Пушкин, Белинский, Горький), встречам с колхозниками, ра бочими, журналистами, военными мо-" рйками. Непередаваемо теплой, ■кстати, оказа лась эта последняя встреча." До сих пор помчится": в зале ни од ного пустого места, и ребята в знаме нитых тельняшках, внимательные и мо- 1 лодые, боятся слово пропустить, пото му что потом, после' очерёдного взры ва хохота (реакция, на выступление мо лодого армянского поэта- и редкост ного чудака Арёмаиса Саакяйа), придет ся усиленно тормошить соседа: «Что НА СНИМКЕ: трудовой Де сант на строительной площад ке театра. Фото В. Ельшаева. Мальчик плачет, уткнувшись в стену, под последним дождем в году. Наступают чужие тени на беду его, на беду. Полководец пацаньей армии опозорен, оболган, смят. Потерял он на поле брани самых лучших своик солдат. Оя одни. Он сражался честно. Но противник сказал ему: «Ты один? Нам неинтересно. Брось оружие, ты — в пленум Только кто,же без боя сдастся? Самый нужный — последний бой... И мальчишка выходит драться по-солдатски: прямой и злой. И взлетает легко и славно кверху раненая рука. Не дается без боя правда, не дается во все века.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz