Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)
ПРАЗДНИК ПЕРВОГО СНОПА (Окончание. Начало на Т-й стр). ским билетом. А »т«| значит,— с юностью, боевой и горячей. 4 вот в этом Иван Александрович нам признался без свидетелей. Под страшным секретам. К комсомолу, говорит, питаю какую-то особую слабость. Ни ■од ного собрания не пропускаю. Слишком много связано' с ним. Словом, как в стихах: комсомол .в мою жизнь, как Родина, в паспорт вписан... л Пришел Иван Александрович и на последнее собра ние, что было накануне праздника. Решали, как рабо тать, кому какие обязанности выполнять в решающей , битве за хлеб. Поднялся шофер Николай Бабенков: «Беру обязательство в смену перевозить двадцать пять — тридцать тонн зерна». Вслед за ним комбайнер Иван Вишняков: «Обещаю намолачивать в день триста пятьдесят центнеров хлеба». И так все один за дру гим. Создали посты — на току, на основных трассах. Утвердили программу агитбригады, острую, звонкую, злободневную, с которой будут выступать слесарь Сергей Смольянинов, электрик Иван Пашенцев, заведу ющая библиотекой Лида Берестнева, сам секретарь комитета комсомола Петр Смыков, А учителя Ивана Трибунских, механика Василия Аксенова, художествен ного руководителя Дома культуры Аллу Аксенову, ки номеханика Виктора Хижняка, бригадира-полевода Гали ну Трибунских,^ гпонома Евген „ Олейника назначили политинформаторами.’ Поручали.'им подводить , итоги соревнования, вести календарь трудовой славы, вы пускать «боевые листки», «молнии», вручать премии, переходящие красные вымпелы, следить, чтобы три ра за в день в/ поле доставлялось горячее бесплатное питание. Словом, парни и девчата решили сделать все, чтобы новый урожай убрать за двенадцать дней. По следним на собрании выступил Иван Александрович. Сказал спасибо комсомольцам за их заботу об уро жае. ...А праздник в разгаре. Вот лучшие пахари колхоза, те, которые приняли эстафету от Иона Ивановича, от других, таких же, как он, преподносят урожаю хлеб- сОль по давней традиции. «Добро пожаловать,” това рищ урожай, в просторный колхозный закром!». И - песня птицей над полем. Это агитбригада дает свой первый концерт в страду. Но — довольно веселья. Пора за дело. Команда, и семь агрегатов один за другим устремляются на ды шащее жаром, терпкое поле. Мощно ревут моторы. Звенит сухая пшеница, ложится в ровные, как стрела, ряды. Улыбаются Петр Вишняков, Иван Григорьевич Аксенов, их товарищи. Куда там до них, до нынешних косарей, Иону Ивановичу! Но постойте, посмотрите — они салютуют ему, ему, почетному пахарю. До позднего вечера пели дружно и весело моторы над полем. В тот первый праздничный день ребята скосили почти двести гектаров пшеницы... И. ТРОФИМОВ. Колхоз «Строитель коммунизма», Липецкий район. На снимках: слева — первый концерт агитбригады в страду; справа — Виктор Аксенов, штурвальный, один из лучших механизаторов колхоза. Фото В. Ельшаева. 19 июля—75 лет со дня рождения Ь. Маяковского ВЕЛИЧИЕ ПОЭ ТА В связи с оемидесятипатилегием со дня рождения В. В. Маяк озек ого по просьбе Агентстве печати Ново сти своими воспоминаниями о поэте делится Корней Иванович Чуковский. В этот же вечер мы вме сте^ с Маяковским вышли из помещения1Литературно-ху дожественного кружка. С этой первой встречи в 1915 году мы сошлись с Маяковским. Гулять с ним — это зна чит все время останавли ваться. "Тысяча знакомых: Здравствуй, Володя! Воло- Я пригласил Маяковского на лето к себе на дачу, в Финляндию, в Куоккала. Он писал тогда «Облако в штанах» и нуждался в уе динении. Сейчас мне хочет ся вспомнить некоторые случаи из дачной жизни. Помню, как Маяковский сочинял «Облако в шта- К 0 ВРЕМЕНИ моего знакомства с Влади миром Маяковским я заведовал литературным от делом «Русского слова», са мой распространенной тогда В России газеты. Я, как и все газетные работники, смотрел иа себя с большим уважением. Мне казалось, что если я напишу похвалу ^ а.п.,0 п »ш или, наоборот, поругаю, то „ д я / ГзГрав”ствуйГ автор будет или очень рад, или очень опечален. Я при вык, что поэты и литерато ры прислушиваются к мое му мнению. И вот как-то, оказавшись в Москве, я заобедал в Лй- тературно - художественном кружке, директором которо го, кстати сказать, был Ва лерий Брюсов. Во время обеда мне сказали, что здесь же находится Мая ковский, что он играет па бильярде. Мне понрави лись стихи Маяковского, которые я недавно прочел, у меня даже с собой была книжка в тот день, к я по просил, чтобы Маяковского ко мне позвали. Пришел Маяковский, ио совсем не с тем видом, ко торый мог ждать] критик «Русского слова» от понра вившегося ему автора. — Что вам надо? — рез ко спросил Маяковский. Я вынул книжку его сти хов и стал рассказывать, что именно мне в и*6. по нравилось. Маяковский слу шал не дольше минуты м потом сказал: - Извините, я занят. А если вам так нравится моя книжка — пойдите к тому старичку (Маяковский кив нул в сторону старичка, обедавшего за одним из столиков) и скажите все эта ему. — Но почему же идти к старичку? — поинтересовал ся в. - Я ухаживаю за его дочкой, — ответил Маяков ский.— Она уже знает, что я гениальный поэт, а пана ша сомневается. Я готов был обидеться, но как-то так сложилось, что я не то что не обиделся, а рассмеялся и даже действи тельно подсел к старичку, я его прекрасно знал, и дей ствительно разговор у нас * з о Маяковском и его стихах, которые мне понра вились. пни, а потом сказал Мая ковскому: — Вы похожи ва Мусорг ского. Как-то в .скором времени Репин предложил Маяков скому: — Я напишу ваш порт рет. Он целый день, с утра м до вечера, ходил по берегу моря и бубнил себе иод рос стихотворные строчки. От дыхающие шарахались в стороны — они думали, что . перед ними помешанный. Но Маяковский ходил и повто рял, ни на кого не обращая внимания. А каждый вечер на даче, когда собирались гости, Ма яковский читал поэму — все написанное плюс те че тыре строчки, которые ем придумывал за прошедший день. «Облако в штанах» Маяковский писал чрезвы чайно медленно — по не скольку строчек в день. Ло там Маяковский писал лег ко и быстро. И нот как-то вечером к нам пришел Репин. Вообще Репина футуристы третиро вали, издевались над ним. 8 частности, друг Маяков ского Бурлюк устроил как- то вечер в Политехническом музее в честь сумасшедше го, который порезал полот но Репина. Было, разумеет ся, интересно, как встретят ся Репин и футурист Мая ковский. Репин слушал Маяковско го и с восхищением после каждой строфы произносил: «Вот это да!» «Облако в штанах» ему чрезвычайно понравилось, к удивлению многих: ведь Ре пин был тогда семидесяти летним стариком, а М и довский — фактически юно шей, чуть за двадцать. «Ай да смелость! Ай да мастерство!»—бормотал Ре- Это было неслыханно! Многие известнейшие писа тели мечтали, чтобы их иа- Лпсал Репин. Но Репин ска зал: — Не беспокойтесь, в це не мы с вами сойдемся. И, действительно, портрет был написан. Репин неизменно вос хищался искусством Ма яковского — и художествен ным, и поэзией. Он смотрел. на рисунки Маяковского и восклицал: — Какой же он футу рист! Это он только прй- творяется — иа самом-то деле он настоящий реалист! „.Маяковский настолько велик, что его значение В русской литературе тРУДи0 переоценить. Маяковскому невозмож но подражать, и в этом он похож на своих великих предшественников — Пуш кина и Некрасова. Всем троим пытались подражать, но подражатели лишь по казывали свое убожество по сравнению с великими поэтами. Общее влияние Маяковского на развитие поэтического творчества, стихосложения, вообще всей литературы неоспоримо. Маяковский велик своей самобытностью, велик тем, что он, как поэт, был мно гократно новатор. Он был новатором рифмы, новато ром ритма, новатором сти хотворного размера. Да и предмет поэзии Маяков ского — само по себе ог ромное новшество, не встре чавшееся до этого в твор честве ни одного поэта. Маяковский велик тем, что Он поэзию сделал ис кусством для масс. Он был поэтом крика, и он весь СО СВОИМ МОЩНЫМ ГОЛОСОМ, огромными легкими, пре красным сложением пред ставлял собой .великолеп ный инструмент иоэта- оратрра. .О»' велик также в тем, что был непобедим в сло весных битвах, неприступен, беспощаден и был нежным и застенчивым человеком с теми, кого любил. Т~И ОТ И снова наступила большая летняя П СТР*Д* — уборка урожая. Это время на пряженное не только для хлеборобов. Готовятся к нему и молодые агитаторы, культпро светработник*. Помчатся ло полевым дорогам разноцветные автоклубы с агитбригадами. Пего всегда как бы экзамен на оперативность, творчество, действенность работы нультпросвет- учреждений. А на повестке дня уже новые зада чи. Идёт ответственный областной смотр работы районных Домов культуры. Совеем недавно при няла старт ставшая традиционной новая эстафета культуры. В этом году ока особенная, посвящен, ная юбилею Ленинского комсомола. В связи с этим прибавилось забот и у иомитетов комсомо ла. Крепнуть дружбе клубов и комсомолии. По тому что дела и задачи у них одни—коммуни стическое воспитание на революционных и тру довых традициях, забота о содержательном, ин тересном досуге молодежи. Одним словом, идет страда не только хлебо робов. Летним заботам культпросветработы по священ сегодня выпуск клуба «Колосок». ®КОАОЮ е$а> М ш и у с к «Л&6 „ Э с т а ф е т а - 6 8 “ У культпросветработ ников нашей области стало хорошей традици ей ежегодно проводить эстафету культуры своеобразный отчет о творческих успехах. «Эстафета-68» — так называется ее' новый этап, посвященный 100- летию со дня рождения В. И. Ленина и 50-летию Ленинского комсомола. Она уже приняла старт во многих сельских клу бах области. ' «Эстафета-68» уже в пути. Она успешно идет а сельских клубах Хле- венского, Долгоруков ского, Усмаиского, Доб- ровского районов. Ее по праву можно назвать .комсомольской. Смотры молодежной са модеятельности, вечера встреч с ветеранами ре волюции, первыми ком сомольцами, чествова ние молодых передовик ков, создание в сель ских клубах уголков боевой и трудовой сла вы — в Подготовке это го первое слово комсо мольцам. Именно так работает комитет кол хоза «Строитель ком мунизма» Липецк о г о района. Заводилой всех интересных дел в клубе стал комсорг Петр Смы вов. В самодеятельности здесь участвует почти вся молодежь села. Есть свой хор, драматический кружок. Работает моло дежная агитбригада, ко торая выступает не толь ко в своем колхозе, но и во многих селах рай она. Стали традицией вечера интересных встреч и новых обрядов. Есть чем гордиться д сельскому клубу колхо-' за «Память Ленина» Стаковлянского района. Комсомольская органи зация здесь небольшая. Но ребята сумели так поставить работу, что клуб стал местом отды ха для всех сельчан. А заводилами всех .. инте ресных дел стали ком сорг Алла Фатеева и за ведующая клубом Зина Киреева. Хочется, чтобы таких примеров доброй твор ческой дружбы клубов и комсомолии было боль-> ше. «Эстафета-68» бе рет разбег. Пожелаем, чтобы ее итоги, которые будут подведены в юби лей Ленинского комсо мола, оказались плодо творными. В. ДОБРЫНИНА. З аме тки о рай онн ом Дом е к у л ь т ур е ОДНОМ райкоме к омеомо- . Д ла пришлось мне быть не- ряевж давно свидетелем такого разговора. , — Значит, лишь .бы в го род?— ужо в который раз спрашивает секретарь райкома парня, приехавшего за рекомендацией,— Кол хоз у меха 1 шза торы нужны. На курсы бы тебя хоть сейчас послали..., „ — Не-е!— встряхивает парень свет лым лубом.— Я уж решил... И перечисляет все доводы, которые в итоге сводятся к одному: «Скучно в се ле», — Чудак,— снова пршв||йется секре тарь,— это в вашем-то колхозе скучно? Работы — хоть отбавляй, заработки хо рошие. Ну, а если насчет отдыха — так ведь Новый клуб только что построили. Вот по поводу последнего довода и разговорились позже. ■— Может, никудышный из меня агита тор,— со вздохом сказал секретарь,— а в чем-то он прав. Ну что к.туб — дво рец, если в нем мухи с тоски мрут? И молодежи много в селе,, и все условия, кажется,4 есть, а вот поди ж ты] Скука вообще-то понятие относительное. Вот в соседнем колхозе... И с увлечением рассказал о том, как в селе, где й* комсомольцев всего сем надцать человек, и клуб старенький, тесноватый — новый только, обещают,—• совсем иная картина. Все село в клубе. И хор, н свои актеры есть, и танцеваль ный кружок с бальными танцами. На областные смотры колхозные артисты— первые кандидаты. Вот тебе и скука... Не красна изба углами... Все правиль но: Иной, живущий в городе, рядом с театрами, стадионами и филармониями так и останется провинциалом. Провин циальной скуки как скуки особого рода не существует. Ее просто изобрел Iель це выдумывают. / “ Ч ЕЛО Плоское уже никак не цаао- I . вешь провинциальным. Сегодня оно все напоминает ■огромную строительную площадку. С утра нави рают над ним крапы, стучат влотмицкне молотки. Возводится гордость всего района—двухэтажный спортивный ком плекс со стадионом, которому может позавидовать любой город, гостиница, универмаг.;. Улица сплошь в новеньких домах, вдоль асфальтированных доро жек — стройные рядки молодой зелени. Все приметы обловленного современно го райцентра. День в селе шумный, тру довой. Днем некогда задумываться над тем, каким будет вечер; Но он все-такм при ходит... Вечер, .требующий-рУрядаи 0 ‘ труда, интересного отдыха. И тогда все дороги— - куда же. еще?— ведут в рай- '. онный Дом культуры. Ведь . вметано здесь, в двухэтажном здании, сосредото чены как бы все культурные точки—му зыкальная школа, две библиотеки, кино. Здесь же разместился и районный отдел культуры. Многого можно ждать от- та кого содружества творческих организа ций. И уж где-где, как не здесь,; нам, -.. наверное, нредоставк^ возможность встретиться с друзьями^' почитать, сра зиться в шахматы, послушать* лекцию, побывать на репетиции художественной лам два комплекта -оркестров — струн?' ного и духового. Кому'играть, с кем? Потанцевать бы! Да где? Летняя таи- . невальная веранда в таком виде, что на ' нее ступить страшно, того и гляди без каблуки останешься. Середина лета, а проблема нового пола неразрешима — то-- стройматериала нет, то плотничать некому. Иногда под тот же хриплый рев ра диолы кто-нибудь осмелится все же тан цевать в .фойе Дома культуры, но не очещ,-то здесь весело — душно, неуют но, на стенах выгоревшие безликие стенды, от одного вида которых стапо- • «Внтся невообразимо скучно. Пустеет Дом ■культуры. Только в ме тодической- комнате еще горит огонь. У методиста по хору Таи Ляховой и Алех- армшо, один раз — вручение наснортог, один раз... Трудновато вспомнить. Не часто бывает такое. Да и на эти вече ра люди ходят с неохочой, •зал почти всегда полупустой.^ О методической ра боте, помощи сельским клубам и гово рить не приходится. Самая что ни на есть провинциальная скука царит в стенах районного Дома культуры. И первопричина ей... Но луч ше послушаем, что думает по этому поводу директор Дома культуры А. Те рехов: — Скучно? Так не у нас одних. Не бось, в других районах еще хуже. Нет? Ну так там, наверное, люди дру гие, традиции давние, молодежи много. Вообще-то молодежь и здесь есть. Так ведь не идет. гбра. Работает здесь и свой педагоги ческий ■университет для родителей. Су ществует. . учительская художественная самодеятельность. Директор школы И. А. Клопов рассказал, что коллектив не раз.занимал первые места даже на областных '..смотрах самодеятельности среди учительских коллективов. Есть здесь и духовой оркестр. Неплохая школьная самодеятельность — и бая нист, и солисты* и чтецы, и актеры. Но вот что .удивительно— все это сущест вует как отдельная самостоятельная «вогчииа»7;Одни раз в год силами шко лы бывает в районном Доме культуры концерт. На этом творческие контакты размыкаются. Пословица о горе и Ма гомете здесь не применима. Работники Дома культуры не считают нужным МСОМННМ КАПСЕЛЬ самодеятельности, потайцевать, нако нец... Ну и, конечно, кто останется рав нодушным, если нас ждет, например, тематический вечер, встреча с интерес ными, людьми...'. Но довольно прожектов и мечтаний!. Чтобы не были горькимщ-разочарования в них. Потому что далеки эти прожекты от действительности. Совеем иначе при дется нам провести сегодня вечер. Итак... Предупреждаем заранее — не пугай тесь, если у входа в Дом культуры вас вдруг- ошеломит хриплый рев радиолы С неразборчивыми словами песни. Ока зывается, делается это для нашего: же блага — таким путем оповещают о том, что в Доме культуры «чй- Г?го сегодня состоится». Своеобразная реклама, так сказать. Сегодня это «что-то» — лекция. Какая необходимость в объявлении? Кому Некуда деться — придут на лю бую. Энтузиастов оказалось не густо, - но это особенно не смутило директора До ма культуры Александра Терехова.' Что поделаешь, если народ в, селе «тяжелый на подъем». \ ... Пока «единицы» слушали лекцию, у Дома культуры собралась стай ками молодежь. Погомонили около ча са и разбрелись кто куда. Все равно заняться нечем. Пусто, голо. Тем, кому удалось занять бильярдную, повезло. Она же — репетиционная. Правда, хо зяйским духом Здесь и не веет — бес порядок, запущенность. Пылятся по уг- сандра Терехова рабочий день еще не окончен. А что делать, если никого нет? Вот пишут объявления — намече но организовать детский хор, кружок кинолюбителей. Так разве же пойдут? Бесполезно... И здесь слышится все то же — скучно. ь Один из вечеров, похожий на сотня других. Грудой свалены , на столе .ста рые методуказания, журналы. Среди них — дневник ежедневной работы До ма-культуры. Откроем его, вчитаемся внимательно. Да, особенной оригиналь ностью он не отличается. Изредка — репетиция. Еще реже — лекция. И уж со-всем редкость — вечер по теме. До- статочио сказать,, что с начала года не состоялось... ни одного тематического вечера, в месяц не всегда читается да же одна лекция. Зато густо мелькает «кино» — пять вечеров в неделю. В ежедневную «деятельность» включены также... «работа карусели и бильярд ной». Вот и весь отдых, исходя из вы- ■ шеизложенных возможностей, "Нельзя, конечно, сказать, что в Доме культуры возс,е ничего не делается. Как- никак с таким штатом — четыре спе циалиста клубной работы и баянист — это было бы вовсе непростительно. Да, припомнят в селе несколько памятных вечеров. Когда-то, например, рабо тал драмкружок. Весной несколько выступлений дала в хозяйствах района агитбригада, созданная в основном из работников Дома культуры. Один раз. -состоялись торжественные проводы в — Условий нет, — хватается он за другую спасительную мысль. ' Каше же условия нужны? — Ну вот, например, лекции мало. А почему? Да все потому, что районное общество «Знание» плохо заботится. Оно должно обеспечивать, чтобы лекций всегда были. На всякие там, разные ин- ' тересные темы. А почему тематических вечеров нет? Так ведь нет хороших разработок. Нет и нет. Да и с кем вечера готовить? Вот ■если бы разработку^да люди бы при шли. А так, где что найдешь? — Правильно, с детьми никакой рабо ты не ведется, — соглашается методист Тая Ляхова.—Вот детский хор решили Создать. Так ведь школа должна по мочь... . И так во всей, сколько бы ни про должался разговор. Сводится он к од ному — вот если бы кто-нибудь когда- нибудь... . - г у ю иждивенческое настроение •в тянется не одна месяц. В Доме культуры до сих пор совершенно нет своего актива. Достаточно сказать, что даже расположенные рядом в од ном здании, почти изолированно друг .Г от друга работают Дом культуры и рай онная библиотека. В библиотеке и свои планы навстречу юбилею комсомола, и интерес:пяе задумки вечеров. Но все это только своими силами. Живут по принципу: “у них — свое, у нас — свое. Только в .одной средней школе села лекторская группа объединяет 22 лек- онжходить к школьной самодеятельно сти... Стоит л» говорить о неиспользован ных потенциальных возможностях? Ведь речь идет не о Клубе в каком-нибудь «медвежьем углу», где все «дворы но пальцам перечесть». В районном центре целая армия интеллигенции. Создан зто .инициативе райкома партии актив ра бочих » служащих райцентра. Откры та .сдоя музыкальная школа... А в Д о ме культуры по-прежнему заявляют: — Вот если бы... Дбстается;в Этих оправданиях и рай кому комсомола. Прнзнатьея, и у меня сложилось мнение, что райком по от ношению к работе Дома культуры пас сивен. И касается это не столько орга низации самодеятельности — цеАоеред- ствейвое дело культпросветработников — сколько слишком спокойной и даже равнодушной .позиции к царящему «без делью». Стали подсчитывать с секретарем рай- кома комсомола А. Муравлевым, сколько молодежи могло быть активистами Д о ма культуры. Набралось немало... А что привлечет их сюда, если ни разу | не было проведено ни одного интерес- \ кого вечера на комсомольскую тему? И не намечается такого даже на ближай- : шее время. Существует вроде бы при райкоме комсомола молодежная лектор- \ окая группа, но в Доме культуры о -ее существовании не знают. Так сказать, обоюдный нейтралитет. Правда, высту пила однажды районная комсомольская газета «Коса» со справедливой критикой в адрес директора Дома культуры А. Те рехова, да этим и ограничилась. Есть в райкоме комсомола хороший интересный план подготовки к юбилей- : ному празднику — в нем и лекции, , и создание летописей . комсомольских Организации, и вечера, посвященные ис тории комсомола... Где бы, как не в районном Доме культуры, найти все му этому место. Но пока мало верится ’ • в такое содружество. . Крайне неблагополучно обстоят ра бота районного очага культуры. В на- стоящее время: здесь нет даже элемен тарной художественной самодеятельно- - сти. Уборочная страда началась. А здесь : не торопятся — до сих пор нет. .про граммы -агитбригады. Да и с кем го- товить ее? Пусто вечерами... Страдную позицию занимает . район- ный отдел культуры. Заместитель заве- дующего Н. Попова, выслушав мнение % о работе Дома культуры, заявила: —■ А что сделаешь-то? Ир идут люди... - О Н А К О М А Я уже интонация. Как .^оказалось , известно настоящее, положение дела м областному уп- равлению культуры: Не раз были здесь . его представители. Обсуждали работу - Дома культуры я в отделе райкома пар- . тии. Но положение так и не меняется. Приходится думать, не слишком ли мдгкн требования. Сейчас, коёдэ идет областной смотр р^б^-ы районных До мов культуры, эта снисходительность ■.ещё более непоиятн а. ...Сегодня в Доме культуры снова ки на. А после высыпала молодежь на улицу — и еще долго будет ходить по сглу группами. По асфальтированным улицам вдоль новеньких домов. И мне еще раз подумалось о том, что провинциальная скука—в самом де ле понятие относительное. Вспомнила, ка к . долго я тщательно директор Дома культуры А. Терехов искал план работы. Он так и не нашел ,..егр. Затерялся куда-то. Да н зачем плац? Гораздо проще отчитываться о 1 ■работе бесплановой «каруселью». Л. ДУВИНА. с. Плоское, Становлянский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz