Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)
Се годня в выпуске: • Революцией при з в а нный • 0 новой книге В. Зорина Ш А. Эр т ель в липецком крае ® Ма новой нрнк лшченческой повести В, Чернова • Наверно, каждому из нас приходи лось встречать таких людей. Все, что ош делают, . можно охарактеризовать одним словом:, «заразительно», Врт, на, пример, один из 1 \ — 14 кточ 1 и хохо чет, да так, что смеется- каждая мор щинка на его лиде, так, что кажется, будто у него: никогда, в' жизни не было ничего грустного или даже просто серь езного. Мы, подходим к такому челове ку, мы не знаем еще, чему это он так смеется, мы еще не знаем об этом 'че ловеке ничего, но мы катастрофически быстро забываем все недоуменные во просы, и нам ужасно хочется посмеять ся вместе с ним . Непобедимое оба яние' непосредственности берет в плен любого нормального отзывчивого чело века. Другое дело, что такая непосред ственность «в .чистом виде» встречается ' часто,'' - 4' Открыв сборник рассказов Вл, 'Зори на на любой странице, мы немедленно попадаем в этот удивительный, в боль- шинстве случаев -приятный, плен. Чело век рассказывает нам на 18 страницах о том, каких коров он видел в детстве, па 11 с границах — о том, как приятно, косить и в перекуры слушать банки о Петре 1, па 17 страницах описывает воз вращение в родную деревню, сватовство н свадьбу демобилизованного солдата Ивана,—все это очень просто, без затей,; мо с той непобедимой увлеченностью и непосредстоен'но'стыо, с какой смеялись мы только что с незнакомым челове ком... И пусть даже нам, как" и в тот раз, совершенно неизвестны причины этой увлеченности — пусть даже никог да мы не.держали в руках косу, не воз вращались из армии в родную деревню, не воровали арбузы с колхозной бахчи — все' равно мы мгновенно заражаемся этой непосредственностью, мы уже сме емся и грустим, успокаиваемо# и пере живаем, вместе с лирическим героем рассказов,- составивших книгу «Падаю щие огни». Умение разговаривать с чи тателем «без дистанции»,'с глазу на глаз, умение привлечь его праёталыюе и сочувственное внимание к обыденным в общем-то событиям — наиболее при влекательные; черты лирического дарова- ния Владислава Зорина. Его первую прозаическую книжку /.со ставили 16 отдельных рассказов, но вре менами кажется,-что все они — идущие друг за дружкой главы одной книги. Ощущение это возникает не только По тому, что большинство ■из них имеет в основе один и тот же материал (условно /его можно было бы определить как . «деревенское: детство»), не только по тому, что в большинстве рассказов фи гурирует .в : качестве .«сюжетной заква ски»' один и тот же лирический герой. Нет, прежде всего роднит и объединяет рассказы единое мироощущение, единая нравственная тема, которую автор по следовательно воплощает в каждом из них, постоянно варьируя ее, обогащая все новыми оттенками... Тяга к духов ному совершенству, непримиримое отно шение-ко всему мелкому и пошлому, страстное . желаний видеть человека вую мелодраматичность (а ситуация очень к тому располагает), пусть Оценят все это, и станет ясно, что обвинения в банальности гут не годятся. В совершите) той же степени все сказанное относится и ко второму рас сказу. Куда как не нова тема: «Ребе нок -— настоящий, полноценный человек и требует к себе особого внимания». А посмотрите, как тонко, с каким знанием ! детской психологии прослеживает автор множественность и богатство душевны^ состояний семилетие®) мальчишки. Пер воклассник Ленька с его по-детски безо шибочной проницательностью, с его внутренней распахнутостью и .незащи щенностью становится нашим -другом иые вещи: с совершенно серьезным ви дом автор предоставляет здесь слово некоему Лексеву, который очень обстоя тельно и со вкусом объясняет собутыль никам, «откуда такая привычка й жизнь прописалась”...— когда выпить надо — по горлу щелкаем?» История эта в своем роде забавна, даже “ поучительна, но, сделав ее основой рассказа, автор по ставил себя в несколько комичное по ложение. Вне всякого сомнения, В. Зо рин обладает незаурядным живописным 1даром. ’ЕсЛи в описании коровы вы встретите такие вот места: «Лж до са мого живота провис хребет. Внутри у Голубушки что-то клокотало, хлюпало, будто все содержимое живота, оторва лось от положенною места н колотилось по ребрам, перемешиваясь», то уж будь те спокойны, все это запомнится вам очень н'адо&Щ, Если, рассказывая о по жаре, вам сообщают: «Ох и горели до ма! . Крыши железные перекручивала..», то можете считать, что вы получили пря ное представление о силе разбушевав шейся огненной стихни. Правда, сам автор иногда оказывается в плену у ■ словесной стихии, и тогда' в порыве вдохновения он может сказать ' так:? «...По пыльной дороге вприсядку. Так стукнуть, чтоб земля с другой стороны выперла». Очень экспрессивно, прав да? - Но это мелочи по : сравне нию с о ; стихийным, нашествием вы- . сокоиарных красивостей, которое мы наблюдаем в рассказе «Итальянское ка- .приччио». Чего тут только нет: и «гро- ■мовые ликующие аккорды», и «щемяще- .сладостные минуты», и «радостные дви жения души» и «таинственные голубые рельсы», чей «неумолимый бег», «спле тается» с музыкой в нечто «пылкое, не угомонное, стремительное...» Здесь лишь пожимаешь плечами: где''вкус, где ме ра, где ощущение слова, все чем В. Зо рин, несомненно, обладает? Ведь сумел же он уберечь свою «деревенскую» про зу от столь соблазнительных «народ ных» словечек, обилие которых непре менно снизило, бы достоверность описы ваемого (как ни парадоксально, но так происходит действительно всегда: чем «народнее» язык, гем фальшивее все*что этим языком рассказывается]. Думает ся, что необходимая стилистическая строгость, 'мера, чувство слова—все это вполне, доступно В. Зорину. " ; Вл. ВАСИЛЕНКО. БИЛЕ Т В ДЕТСТВО двигалась буря, от которой прячется и убегает все живое. Еще ударил 'порыв ветра,:, прой дясь по опине мгщьчика; словно наж даком. Потом вдруг, повалил круп ный, хлопчатый снег. /Ветер- куда-то исчез и только далеко-далеко, в от- ■ вёсны* каменных утесах юн всё еще выл и метался "загнанным зверем. Хуги, собрав остаток сил, 'поиода, облепленный мокрым снегом, ища укрытия. В десяти' шагах' От него нависал 'небольшой каменный козы рек, под' которым сиротливо торчало несколько кустиков прошлогодней ветренницЫ...Хуги подобрался к ним и снова лег, как можно плотнее вжимаясь в расселину. Но вот в каменных утесах снова забился и загудел ветер, а вскоре с сумасшедшей .силой он пронесся н над перевалом. Вокруг стало темно.. Поднялась метель.. Порывы ветра не секли кожу забившегося в камни Хуги, но они подняли такую круго верть, что тело мальчика снова по крылось снегом. Вот теперь он по- настоящему почувствовал холод. А ветер кружил, гудел, & метал ёге снеЖными хлопьями всё ( больше ’ и больше,-.пока, наконец, он не почув ствовал, что ему стало тепло, уют но и пока он сам ни растворился в этом /бпле и блаженстве. Но /Хугн очнулся. И очнулся дей- ствиталыш, от тепла и тяжести. ‘На нем;' прикрывая его тело'Я 7 лежал:? Розовая Медведица. Он высунул из- под ее лал голову .' и увидел, чте кругом все бело и сама она белая белая. С ее головы упал . на его чер нух) голову ком мягкого, снега. Он заворчал недовольно, а она отрадно заскулила, лизнула'его горячим язы ком в затылок. И тут он,-учуял за- лах:мяса и перьев. Перед/ ним лежа ла каменная куропатка'-кеклик. Где и как довелось дЬбыть осторожную верткую птицу, об этом знала толь ко медведица, и она, добыв, принт, ела ее своему'голому медвежонку .; Она вернулась вовремя. Еще бы не сколько минут, и теплый мех ее уже : не отогрел бы Хуги. Малыш с изумлением смотрел на окостеневшего сизовато-розового кек лика с пестрыми крыльями и чер ным галстуком на груди, а затем схватил его и стал остервенело рвать зубами холодное .мясо. А Розовая Медведица, склонив лобастую голо ву, искоса,'молчаливо радуясь,, на блюдала за ним. Она была гоже ; очень голодна, но даже пера не по смела взять, чтобы не обидеть обес силевшего мальчика, Хугр был спасен, но на всю жизнь ’ запомнил белую, воющую, как вол чья стая,- метель, от которой много рагз, потом , приходилось бежать, по тому что она была страшнее всякого лютого зверя. В. ЧЕРНОВ. > Стояла весна, С гор веяло теплым ветром, и Розовую Медведицу снова ■ потянуло на север. Путь через х'рёб-1 ты и перевалы всегда был тяжел и. временами' отмечался длительной вы нужденной' голодовкой. Но преодо- ; лев его однажды с Хуги, она .теперь не боялась за него. Если он уста-, вал, да цеплялся за мохнатый бок матери,"и та помогала ему идти] иди они просто отдыхали, довольствуясь неприхотливым подножным кормом. Но однажды, измученный, два дня уже'ничего не евший, он лег 'среди голых камней и не захотел встать. Розовая Медведица знала, что эта • полоса гольцов совершенно пустын на и на ней не найти ни раститель- ; ной, ни животной пищи. И она то- ...ропилась преодолеть эту полосу. Но - Хуги обессилел настолько, что уже не мог идти. Он только лежал и молча отрешенно смотрел на* Розо вую Медведицу, как бы говоря, что у него нет сил. Она попробовала поднять его носом, как она делала не раз, но Хуги отмахивался од нее и утомленно ворчал. Она посидела возле, поскулила, а потом встала,, тревожно понюхала влажный сырой, ветер, ничего не сулящий,; кроме сне га, и, может быть, даже метели, ре шительно пошла прочь. Хуги прово дил ее безучастным взглядом. Вот она носледний раз показалась среди черных/мокрых камней,' нагромож денных в хаотическом беспорядке, и скрылась.' Неужели она, чуя какую - ' то беду, могла оставить Хуги сов сем? Но он так голоден и так устал, что ему безразлично, уйдет она или нет. Звериная-школа жизни очень сурова, она воспитывает и закаляет только сильных,-: да и весь срок су ществования, отмеренный зверю, эго ’ постоянный экзамен на живучесть. Как только ты встал на ноги, как только .научился /самостоятельно до бывать пищу и прятаться от врагов, 1ты уже не в праве/рассчитывать на помощь близких тебе сородичей, ибо долг перед тобою выполнен до кон ца и ты уже становишься в тягость тем, кто тебя породил и кто препо дал тебе самые первые и необходи мые уроки звериной мудрости. И Хуги, должно быть, понимал это своим детским звериным умом. Он положил голову на вытянутые руки, плотнее. вжался в холодные камни и, чувствуя себя обреченным, молча заплакал. Лицо его было>спо койным "и ничего не выражающим, но из глаз катились крупные слезы. И это'было все, что осталось у не го рг человека. Втягивая ноздрями воздух, он тоже, как медведица, ч^ял опасность. 1'Она .кралась к/ нему из черной пасти'каменного1ущелья... Он был слабее и меньше, кбгДа / проходили они с Розовой Медведи цей это голое каменное .безмолвие. Но перед тем, как одолеть его, мед ведица добыла в низине двух жир ных сурков, и ъХуги ел до отвала. Поэтому суточный переход по голь цам он выдержал с некоторым еще 'запасом сил. К тому же шли мед-. . ленао, без особого напряжения, и чёрные дикие утесы, покрытые белы ми шапками снега, не грозили ме телью. Теперь же она надвигалась неотвратимо. В камнях со свистом завыл ветер, метнув на голое тело Хуги первую пригоршню колючего снега. Снег.сам по себе ве страшен. Мальчику-мед- ледю не раз ;доводилось на перева лах преодолевать снежные про странства. -Н о тогда было тихо, /спокойно и солнечно, а сейчас на- еразу и бесповоротно. Потому-то ислс- днм мы с -таким пристальным шрешш- вым■в-наманрек за всем тем, что кале чит его душу, .убивает его леру в доб- ро... Как и в предыдущий рассказец нет; здесь' ни одной фальшивой ноты — всё Предельно.;: достоверно, емко и точно.- . Так уж получилось, что в художест венном отношении эти две наиболее удачные новеллы стоят несколько особ няком. -Во всех других по-разному от четливо выступают многие просчеты и издержки творческой манеры В. Зорина. Композиционная вычурность и оттенок мелодраматичности портят хороший рас сказ «Жугкнй-пре'жуткий холод». . .Из вестная заданность, лобовые приемы ха- рактериспжи отрицательных персона жей ощущаются в «Редкой профессии»-. В по хорошему драматичном, . очень сочно написанном рассказе «Пожар» прорывается вдруг столь несвойствен ная автору. .чувствительность (я имею в виду концовку, где. «на, натуре». юку-еЩ риализуетея известная 'метафора ЧИто-” рел человек на -работе»; так ли уж не- \ обходимо было ему сгореть?). В новел ле «Косьба» происходят и вовсе -стран-; внутренне чистым и раскрепощенным, тонко и глубоко; чувствующим все крас ки _и звуки жизни — вот так примерно можно очертить эту тему, Наиболее яв ственно выплескивается она в двух, лу ч ших на мой взгляд, рассказах сборни ка — «Париж — Тарбеевка» и «Губная гармошка». Кто-то^ верно подметил, что судить о произведении по пересказу — все равно, что заочно обедать. В самом деле, если я скажу, что рассказ «Париж — Тарбе евка» — о русском парне, потерявшем Родину, не сумевшем найти выход из трагической ситуации, в которую поста вила его война, то мне могут возра зить: «А ведь тема-то, тово, старовата... Сколько уж про это понаписано». Мне останется только отослать возражающих к рассказу В. Зорина ..— пусть войдут в этот плотный, насыщенный точными деталями, расцвеченный удивительно, естественными интонациями и характе ристиками мир, пусть почувствуют неиз бывную тоску простого русского пария ио родной земле, родным людям] пусть отметят чуткость и тактичность рассказ-ч чика, нигде не сбивающегося на слезли-'1 деиончш твою работу!» В. МАЯКОВСКИЙ. чтля исполняется 75 лет со д н я р ож д е н и я ноэта -трибуна Разочаровавшись в на родничестве, А л е к с а н д р Иванович встречается с Львом Толстым. Но «тол стовцем» он не стал. Однако встреча сказав лась на повести Эртеля «Жадный мужик», концовка которой написана в духе толстовского «непротквле- Всю 'зиму до весны они' прожили в южных отрогах Тянь-Шаня, изоби лующих горными озерами, доходили почти до Турфанской впадины, дно которой намного было ниже уровня1 моря. Здесь он» часто лакомились диким высохшим виноградом, добыт вали сусликов, а в реке Или на мел. ких разводьях даже ловили рыбу. Хуги заметно повзрослел, голова его покрылась дикими волосами, он уже легко переносил длительные пе- ( реходы и не боялся . заморозков. В мае ему исполнилось, три года, но ростом и телом он напоминал уже четырех- или даже пятилетие®) свер стника. На четвереньках мальчик бе гал также быстро, как и на двух но-; гах. Руки его вытянулись и окрепли. В них появилась сила. Он мог вы ворачивать из земли. полупудовые камни, когда случалось вместе с Ро зовой Медведицей разрывать. сурчи ные норы. Тело его, шоколадно-тем ное, было сплошь покрыто ссадина ми и рубцами. Кожа огрубела, ста ла плотнее, толще и не чувствовала боли. Если бы его увидели люди, они непременно." сказали ,бы, что это детеныш дикого горного человека, Обитающего в недоступных местах. За, зиму.' Хуги познакомился со многими дикими животными южного Алатау. Он видел, снежных барсов и понял, что такое, запах страха, видел точно таких же зверей, как его ма/гь, и испытал при виде них запах тревоги и беспокойства. Наблюдал из-за укрытия, стадные переходы; Ди ких ' свиней под охраной злобных и Опасных вопрей. Встречался с рысью, щену-ганной матерью и обращенной ею 'в ; бегство, видел пятнистых и хищ ных по натуре кошек, обитающих у рек и ключей, поросших тугаем и тальником. Как-то они наткнулись! в верховь ях Или на вырубку леса, и запахло незнакомым запахом человека. Хуги, лежа за сваленным бурей деревом, долго издавал умиротворенный гор ловой звук, нюхая наплывающий из дали “ дымок костра. В нем шевели лись * какие-то смутные чувства, взбудораженные этим дымком', и в памяти оживало нечто призабытое. И медведица, словно опасаясь, что он уйдет на этот дымок, ревниво и угрожающе зарычала. Хуги послуш но встал и пошел следом за нею: были б строки Праздничный прибой. Отпускаю песню Потому, что знаю, Что она нужнее Столяру, певцу. ..дели очень здоров Помогала строить, Значит, — ч„то-то стоили Слезы по лицу... Не с тою, что в стихах поэтов Живет в понятии «Парнас». Нам незнакомо было это, «Парнасов» не было у нас. Не на пегасе ехал воин С лавроволистовым венком, К той высоте мы рвались с боем... А после боя находили Уже посмертные стихи, Те, что живых на штурм водили, Что и теперь на всю Россию Звучат свежо, как и тогда, Будя сердца особой силой— Российской лирикой солдат. бесстрастно пусты. По окончании срока ссыл ки о 1883 году Эртель по селился на родине (хутор Грязнуща Воронежской гу бернии), где написал свой лучший роман «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги». В романе отразились ис кания Эртелем истинных пу тей борьбы е существовав- П. В. Засодкмский. Это произошло в городе Усмани а 1876 году. Эртель родился 17 июля Ш 5 года в деревне Кеизо- ве Задонского уезда. б 1867 году отец Эртеля переехал в Бобровский уезд тоже управляющим чужого имения. Здесь Александр ближе узнал жизнь крестьян. Эти годы дали богатей ший материал для будущих, сочинений писателя. С восемнадцати пет Эр тель ведет самостоятель ную жизнь, работая контор щиком в имении Охотнико ва под Усманы©. Здесь он сходится с уездной интел лигенцией. В Усмани же он О тпу ск аю п е с ню Отпускаю песню В глубину озерную. Пусть она вернется, Потеряв покой.' Обручаю песню С чистотой провинций — Пусть подышет полем, Жатвой золотой. Пусть заколосится Утомленным лицам Песенная сила — НОВЫХ К. АКСЕНОВ -Стихи о фронтовом П а р н а с е к рекам красным бушующих магм, к расколенному сердцу — к стихам. Полюс холода! Если б не ты, — Мы шли в поэзию дорогой Своей, тернистой и крутой, От материнского порога До встречи с энской высотой. «В сумерках» были послед ними творениями Эртеля. В 1898 году он окончательно порывает с литературой. Писатель не мог найти путей борьбы с существую щим строем. В народниках он разочаровался, в учении Толстого — тоже. В поис ках истины А. И. Эртель ин тересовался марксизмом. Ом называл Маркса «знаме нитым теоретиком социа лизма», читал сочинения В. И. Ленина, о которых пи сал; «Тут ключом бьет жи вая мысль, тут сила и дер зость». В литературе он первым из писателей изобразил марксистов - интеллигентов, но марксизма не понял. Свыше пятнадцати лет жизни наш земляк-писатель Александр Иванович Эр тель посвятил художествен ной литературе. В его луч ших произведениях показа на народная жизнь, бес правное положение просто- встретил «живого петер бургского настоящего лите ратора» П. В. Засодимеко- гс. Встреча с П. В. Засодим- ским, его советы сыграли большую роль в дальней шей жизни Эртеля. В 1878 году Александр Иванович побывал в Петер бурге. Эртель так писал об этом впоследствии: «Меня охватила револю ционная струя»... С 1879 года он заведует библиотекой в Петербурге и встречается с народника ми. В Петербурге он работа ет над книгой рассказов, которую и заканчивает в деревне. Так появились «За писки Степняка» (1882 г.). За связь с революционе рами в 1884 году писателя арестовали. Четыре месяца он просидел в Петропав- ловской крепости. Затем Эртель был сослан в Тверь, где написал несколько по- шим в то время строем. ром любви к народу, кото- Высокую оценку роману рык он иногда хочет изо- дали В. Г. Короленко и бражать в темном свете, Л. Н. Толстой. В предисло- неподражаемое, иеветре- вии к «Гардениным» Лев чаемое нигде достоинство Толстой писал; этого романа—это удиви- ...«Несмотря на негде- тельный по верности, кра- ровье и занятия, начав чи- соте, разнообразию и силе тать эту книгу, я не мог народный язык», оторваться, пока не прочел Неутомимые поиски исти- всю и не перечел некото- ны писатель продолжил и в рых мест по нескольку раз», своем последнем романе Главное достоинство, кро- «Смена», в котором развер- ме серьезности отношения тывается картина деревеи- к делу, кроме такого зна- ской глуши, показывается иия народного опыта, како- жизнь Петербурга, Вороне- го я не знаю ни у одного жа, Усмани. писателя, кроме сильной, Рассказ «Духовидцы», по- часто не сознаваемой авто- вести «Карьера Струкова» и В ВОСКРЕСЕНЬЕ НА МАТЫРЕ. г. Лебедянь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz