Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

кабинете начальника уп- жился он в равления. И скоро появился чистый, хорошо оборудованный вагончик с вывеской: «Столовая». В ней всегда и холодные, и горячие блюда. На одном из собраний обсуждали, как работать, что сделать в юби­ лейном году. Решили отработать тревожнь/й сигнал из гаража: почти полгода не работает солидолонагне- татель, цюферы смазывают машины вручную. Спросили механика гаража Леонида'Ситникова, почему так, а — Пистолет раздавили. Новый за­ казали. ; ’ лей, за счет механизации высвободить не менее ста вспомогательных рабочих. Недавно комсомольцы расклеивали в цехах новый приказ директора о созда­ нии бюро технической эсте- тики, которое возглавил старший инженер В. К. Ко- жухарин. Многие члены бю­ ро — молодые специали­ ст» низацию возглавлял Валерий Кобзев. Говорят, ч.то комсомольцы не знали его: так он работал. К тому же скоро ушел в армию. И поздно было разбираться, кто ви­ новат в случившемся, но организа­ ция долго была без секретаря. Сло­ вом, впору бы Петру Воронину от­ казаться от такогсГ^н'асГГеДства^ да совесть не позволяла. * И избрали его комсоргом. Он со­ бирал членские взносы. Настоял, чтобы троих за неуплату исключили из комсомола. При Петре Воронине бюро стало решать вопросы быта, учебы, защи­ ты прав, создания нормальных усло­ вий труда. Все это тем более важно, что работать приходится в не сов­ сем обычной обстановке. Плотина Липецкого моря—От Но­ вой жизни до Ссблок. 10 километ­ ров. Здесь больше всего рабочих. А столовей не было. Зашел об этом разговор на бюро, потом продол- теперь появляется часто. И в этом его сила. Его побаиваются. . Не успели ребята набросать чер­ новик очередного выпуска, как участка, долго не платил взносы. Вы­ звали на бюро, опросили, в чем де­ ло. А он: — А вы мне садик дали? Дескать, если дадите садик, буду взносы платить, сделаю такое одол- -жение. А нет, то и комсомол мне не нужен. Путинцева наказали. Строго. За не­ дисциплинированность. Так же, как и Ситникова — за безответственное отношение к своим обязанностям. Но точку на этом, видимо, ставить еще рано. Руководители управления, партий­ ная организация видят в комсомоле свою олор'у, поддерживают его во всем. Думается, так будет и теперь. Они напомнят некоторым ' итеэров. ским работникам об их комсомоль­ ском долге. И. ТРОФИМОВ. ТОЧКУ СТАВИТЬ РАНО Уезжая с завода, я вспомнил слова инженера Алексея Громова: — Знание в наше время — не обменная валюта на хлеб насущный, а крылья для далеких полетов н творческих поисков. Поисков молодых ннже- Было в начале года на заводе собрание комсо­ мольского актива, посвя­ щенное достойной встрече $0-лётия ВЛКСМ. Каждый молодой рабочий готовил юбилею свой личный тру­ довой подарок. А как же быть специалистам! Не из­ меришь же, скажем, твор­ ческую мысль конструктора процентами! И тогда совет молодых специалистов совместно с комитетом ^комсомола, со­ ветом ВОЙР и завкомом профсоюза объявил кон­ курс на лучшего молодого рационализатора и изобре­ тателя. Началось все в тихих за­ лах конструкторского бю­ ро. Уже несколько месяцев подряд на заводе хрониче­ ский перерасход чертеж­ ной бумаги. Одним из пер­ вых виновников этого пере­ расхода стал Алексей Гро­ мов. Старые фильтры гид­ росистемы для тракторов и сельскохозяйственных ма­ шин часто выходили из строя. Если их реконструи­ ровать, то они станут на­ много долговечнее. Затра­ ты — небольшие, а выгода, как подсчитал Алексей, со­ ставит 12 тысяч рублей. У него сразу же появились прошлом году он внес 5 предложений с экономиче­ ским эффектом в несколь­ ко тысяч рублей. Сейчас он разрабатывает новое и по­ ка держит его в «секрете». Всего за советом моло­ дых специалистов закреп­ лено 12 тем, которые бу­ дут вынесены на научно- техническую конференцию творческой молодежи заво­ да. На стендах появились ак­ куратно выписанные листы с индивидуальными плана­ ми на 1968 год — заявки личных вкладрв. На заводе разглядели за этими лист­ ками огромную потенци­ альную силу новой инициа­ тивы, ее бесспорное эконо­ мическое и воспитательное Ззкаэать-то заказали, да ничего не сделали, чтобы заказ выполнили по­ быстрее. И «прожектористы» собра­ лись в аккумуляторном цехе. «Прожектор» стал одним из тех средств, которые «расшевелили» комсомольскую организацию, управ­ ления. Сначала в нем было два че­ ловека. Этого оказалось мало. Вве­ ли еще семь. Возглавил электрик Александр Алексеев. «Прожектор» триста часов на строительстве спор­ тивного комплекса треста, собрать десять тонн металлолома. «Включиться в смотр-конкурс по механизации ручных и погрузочно- разгрузочных работ, объявленный трестом 1 апреля 1968 года». Это один из пунктов юбилейных обяза­ тельств комсомольцев специализи­ рованного управления. И вот од­ нажды «прожектористы» получили дверь в аккумуляторный цех широ­ ко распахнулась и вбежал Леонид Ситников. — Вам кто дал право критиковать итеэровцев? Это подрыв авторитета, Вон из цеха! Разумеется, в ход были пущены слова покрепче. Надо сказать, что специалисты не всегда ведут себя правильно. Сер­ гей Путинцев, прораб четвертого* дательетвующий... Но тут не- сколько голосов из зала пре­ рвали его. •' — Х,ватит тебе, Васька, с зтим попом возиться. Все и ■без того видно: хапуга раз, притвора — два. С виду лас­ ковый, тихий, какое слово ни скажет — пряником одарит... ’ — А жил на что? Сво­ лочь! — Кончай база))! Чего там разбирать —■и без того' ясно1 . В зале поднялся невообра­ зимый шум . Так и по приш­ лось Василий Кузнецову, Сер­ гею Федорову, Захару Людое- , дову и .Нине Федоровой закон­ чить, свою постановку. Порта-- Бокоп — в Бутырской, Сычи- ков к Уланов — в Нижпе-Сгу- 'децецкой; Боев — в Сырской; Варя, Секйрин >,п Сережа Про- хин: — в Кузьминской; Полен- ков н Лукьянов Ваня — в Ле- Ш1КСК0Й. .! ЭПИЛОГ Блекнут со временам фото­ графии,. ветшают пожелтевшие газетны. страницы, ..опт го- ды... * т Мальчишки подр а с т а ю т, ; становится ■, взрослыми. Мы всегда завидуем юности ва­ ших отцов, она совпала с рож- деяием романтики нового .ир­ реального училища до профес­ сора Ленинградской' военио- медйцинской академии. Уче­ ник академика Орбелн, он по­ следнее время возглавлял на-, учную лабораторию в институ­ те эволюционной физиологий По-разному можно рабо­ тать. Приходит молодой че­ ловек утром на завод, са­ дится за свой стол и при­ ступает к делу. В шесть вечера кладет карандаш на место: отработал. Делая все, что прикажут, делал добросовестно, аккуратно— зарплату получает не зря. А вот глаза у него не Го­ рели, не волновался, не ис­ кал к даже не ошибался. Сейчас такое время, что службистом быть невоз­ можно. Нужно творить вот так, как Алексей Громов и его друзья — Альберт Фе- фмлов, Зоя Смольянинова, Николай Котенев и десятки других. Недаром молодые специалисты отдела глав­ ного конструктора в прош­ лом году по рационализа- щми и изобретательству за­ няли первое место по за­ воду. Экономия от внедре­ ния их предложений соста­ вил» 55 тысяч рублей. Творческие поиски мопо- 1 р 1Щ Ц 1 1 | | | |1 1 1 1И Н Н ДобринсКий комбинат бытового обслуживания. Швейный цех. Здесь ' работают. семнадцать ком­ сомольцев. Лучшие из них Вален­ тина Гончарова, Раиса Шилова, Валентина Матыцина, Раиса Сер­ геева; Зоя Акиньшина,. Людмила Фатеева, Талина Сотникова. План они выполняют всегда досрочно. НА СНИМКАХ; вверху-в по­ шивочном цехе; слева— комсорг этого- цеха Римма Иноземцева. Фото В. Ельшаева. Павел Загородников после скончания рабфака учился в Москве. Долгое время рабо­ тал в МОГЭГе, занимался ис­ следовательской работой. Леонид Попов в восстанови­ тельный период (1921—1925гг.) работал председателем гор- комхоза. Незадолго до : Вели-, кой Отечественной войны (он’ погиб смертью храбрых в сен­ тябре 194! года) преподавал, в Тимирязевской сельскохозяй­ ственной академии. Был деле­ гатом V I I—IX Липецких уезд­ ных, IX Тамбовского губерн­ ского, I I - I V Всероссийских с ьездов Советов. Георгий Гревцев в 1926 го­ ду окончил Воронежский сель- «кохозяйствешшй 'институт. Работал в Совнархозе ЦЧО, вроектной организации «Гип- роавпапромэ. С 1944 года — ма преподавательской: работе в Воронежском инженерно- строительном институте. Кан­ дидат технических наук. В ны­ нешнем году Г. Я. Гревцев представил к защите дисеерта- цию на соискание звания —‘ доктбра технических наук. Марк Грожан окончил энер­ гетический факультет Высше­ го технического училища име­ ни Баумана. Много работал по строительству ТЭЦ. Сейчас на пенсии. Дина Попова — специалист в области химии. Окончила вуз. Работала инженером -на заводе «Каучук». Ныне на за­ служенном отдыхе. Упрямо веселые и легкие на подъем, они владели етастли- вой способностью; с увлече­ нием удивляться и радовать­ ся новому, непоколебимо ве­ ря, что оно непременно долж­ но . быть чище, благороднее, красивее, добрее уходящего. Оми всегда были в поиске. Время звало вперед. Липецк — Тамбов — Воронеж. В зале тишина. Таким вни­ манием не пользовалась еще ни одна церковная проповедь местных пастырей. Много по­ том было вопросов, толков, пересудов. Десятого января в клубе «Красного моряка» состоялся агитационный суд над «Без­ божником»::; и пьеса из .дере­ венской жизни «Домовой». Присутствовало 450 ■. человек. О дне «суда» было широко объявлено. Судебный . про* Несс — не диковинка. -Ан нет, этот — необычный. Липчане-— народ веселый, жизнерадост­ ный, так что .выдумка .. членов клуба была оплачена... боль­ шим нетерпением собравшихся скорее увидеть представление. ...За столом—председательст­ вующий суда, по обе руки от .него — заседатели, е краешку примостился секретарь, слева— обвинитель, справа — там, где обычно восседают сердоболь­ ные представители коллегии адвокатов, пусто. Не нашлось добровольцев, желающих вы­ ступить в защиту чуждых нра­ вов. В остальном все, как по-, лагастся. В тишине звучит голос пред­ седательствующего (в котором весь зал опознал Ваську Куз­ нецова): — Девятого января сего 1924 года составлен настоя­ щий акт на гражданина села Крутые Хутора| -Липецкого уезда — Сергея Федорова на предмет предания в суд за его «преступное» поведение, как утверждает отец Михаил, вы­ ражающемся в следующем. Сергей приехал из'Красной Армии безбожником и начал «смущать» других граждан. Он доказывает, что бога нет, что не бог сотворил человека, а человек — бога и «вообще» богохульствует ' по ' -всякому удобному и неудобному слу­ чаю... ' .V . Начался опрос свидетелей. Один за другим подходят к столу ,старушки и бойкие дев­ чата. — Свидетельница Ксения, ч т о вы можете сказать но это- иеугомон- И захрустели на чертеж­ ных столах свежие листы ватмана. Геннадий Карпов в настоящее время занимает­ ся экономическим обосно­ ванием перехода кузнечно­ го цеха на двухсменную работу. Много и упорно ра­ ботает Игорь Барбашин. В полосе препятствий • р О Й Н А отодвину- много геро> Л 5 па*ь к самой гра- торий мы узит нице. Враг отчаян- т/ 0 наш7их но сопротивлялся. Пред- комсомольцах стояла трудная военная ников „ операция. Кто-то пер- нйм рассквза" вым должен был фор- гннек^е турис- сировать Западный Буг, бв Аксенки“(а, к командир позвал к пвков, Витал, себе Сашу Мячина. Командир знал, что выйти живым из смер­ тельного поединка не Лесные ДИКОВИНКИ Туристы, как правило, всег­ да что-нибудь коллекциониру­ ют. Маршрут гряэинских маль­ чишек и девчонок на област­ ной слет пролегал'через 'лес. Пока не кончился лес, в каж ­ дом хитром сплетении веток) ребята цокали сходства с лес­ ными обитателями. А на слете выставили диковинки у своих палаток. Самая любопытная работа — «Турист на азимуте»| Валеры Фролова. Но «Лесной : царь» Вити Пастухова, «Голо­ ва оленя» с ветвистыми рога­ ми, «Жираф» Саши Блинова, «Вороненок» в гнезде» и еще другие — также 'интересны. ' комсомола. Блекнут со временем фото­ графии. Но вглядитесь в эти лица, Л все эти юпонш-лПойим с иетЛичкамм, чоновцы с- кара­ бинами за спиной, метростро­ евцы в касках; рабфаковцы и юные послевоенные «фабзай- иы», девчата в косынках, по­ лосатых футболках—покажут- ся вам знакомыми и близкими, как; люди одной эпохи., Они разделили судьбу новой Рос­ сии, судьбу Родины. Они работали изо всех сил. Работали, любили и гневались, требуя от себя и других всего сердца ради новых открытий, ради утверждения предвидений коммунистов. Шли годы. Зада­ чи росли и становились слож­ нее. Под знамена Союза моло- 'дежи становились все новые и новые юноши. Они не представляли себя без полного слияния с жизнью общества и отдали все силы, чтобы осуществить срою меч- новлеяиё вынесли сами ком­ сомольцы: отца Михаила из села выслать и просить о за­ крытии Круто-Хуторской церк- Их отряд недаром на­ зывается «Искатель». Ребята бережно хранят Казалось бы, не так-то уж трудно уло­ жить рюкзак, расставить палатку и про­ бежать по подвижному бревну. Однако сде­ лать это быстро удается не каждому. У ребят из Липецкого отряда «Воздушные искатели» рассчитано каждое движение. Они прошли эстафету за сем!» с полови­ ной минут — на целых три минуты быст­ рее своих соперников из Долгорукова. В зачет шли * —;--------- - « жественная самодеятельность, Секция безбожников, нашла интересный, новый поворот ре­ шению извечной темы — борь­ бы е религиозными предрас­ судками. Суд-опектакль стал гудом настоящим, обществен­ ным: От мира художественной прозы, от образов ребята шли в мир реальный, обращаясь к конкретным именам, событи­ ям, фактам. Антврождёствёшжая кампа­ ния оживленно прошла во всем уезде. В селе Таволжан- ке был устроен диспут в при­ сутствии местного попа. Ба­ тюшка не выдержал и ушел, но жители села остались и вынесли резолюцию: «Рели­ гия обманывает' людей, попы грабят»; Липецкие комсомольцы по­ бывали во время рождествен­ ского карнавала почта во всех волостях: Вереиакин и Уласс- вич — в Сокольской; Димка удастся. Знал об этом к документы поисков: кар- Сзша. ‘ ту боя на центральном «Дорогая мамочка,- * ча" ке Ф Р °и^ Ф°то- писал он в прощальном гРаФии Саши, теплые, письме. - сейчас меня сеР«ечнЪ1е "иеЬма его уже но станет... Я хочу, школькых и 6осяь>* ДРУ чтобы...». зеи. В них сведения о Саше, справки воен- Саша родился и вы­ рос в Раненбурге. Он коматос- присланные на хотел водить поезда, запросы. Мечта оборвалась здесь, Шкопьники кз Чаплы. у села Высоцк. После боя от села осталось г* ка' члены отР*Да <‘Иг' лишь два домика. Сего- китель», скоро етправят- дня только братские мо- ся в Высоцк, чтобы уз- гилы напоминают о вой- нать новые подробности не. Здесь похоронен и ° герое-иомеомольце. Саша Мячин. Г. РЯБЧИКОВА. туристский быт, и худо- _____ Д.._, „ походная печать. Но самым сложным, по мнению ре­ бят, быйй ориентирование на местности и глазомерная съемка. На ориентировании не выручат только выносливость и ловкость. Здесь нужны еще знания. Блестяще выполняют задание дол­ горуковские ребята. Это обеспечивает им победу. Таким образом, на первое место выхо­ дит отряд Долгоруковской средней школы, на второе — чаплыгинцы, третье — заня­ ли туристы Добровского района. Липецкая команда «Воздушные искате­ ли» оказалась лишь на пятом месте. Победители областного му поводу? — спрашивает Васька и сам не может, чтобы пе засмеяться. — Да чио же тут гутарить, родимый. Анадысь я. была в храме божьем, как раз отец Михаил службу нес. Гляжу и не пойму. То ли батюшка, то ли черт. Бабы крестятся: «Ле­ ший, говорят, какой-то, а пе поя»... — В соответствии с выше- иаложешшм... — начал прёдсе- завоевали право стать участниками Всесоюзного сле­ та туристов-школьников в Артеке. Он (Окончание. Начало в № * 62, 63, 65, 67, 60, 70, 71, 74—76, 79, 80; 81). Михаил Сапрохин прошел путь от учащегося Липецкого А ВЕДЬ с трудом выбирали из фильма «Летят жу- / Д равли» кадры для афиш и журнальных иллюстра- * * * * * * ций, — признавался в одном интервью Сергей Урусевений, — каждый в отдельности ни о чем не говорил, только вместе они представляли нечто...». Это признание 'выдающегося оператора вспоминается при просмотре нового латвийского фильма «Когда дожди и вет­ ры стучат в окно». В нем очень много кадров, которые так и просятся на афиши. Глаза главного героя — 'сверхкруп­ ным планом во весь широкий экран... Бандитский нож, вса­ женный в очень рельефно и «фактурной снятый ствол дере­ ва,— этот крупный план на фоне ночного неба смотрится прямо, как бриллиантовое колье на черном бархате. Все здесь эффектно, броско, все рассчитано на то, чтобы боль* нее ударить зрителя по нервам, передать остроту и 'напря­ женность борьбы, которая разворачивается на экране. Поначалу кажется, что подчеркнутый Динамизм Оператор­ ского решения фильма — не дань моде, а просто необходи­ мое средство передачи волнующих событий... Но стоит по­ ближе познакомиться с этими событиями, с содержанием' детективное течение киноповествования при всей своей внешней занимательности и динамичности внутренне статич­ но, характер героя не развивается, и его предфинальная «пе­ рековка», осознание гибельности его пути — все это ничем не подготовлено и не мотивировано. Стандартно-счастливая концовка, где проницательные контрразведчики начинают с помощью «переродившегося» героя новую операцию, лишь усугубляет чувство неудовлетворенности, которое остается от просмотра. На республиканском кинофестивале «Рига-68» фильм про­ шел без особого успеха. Лишь Генрих Пилипсон получи п приз за лучшую операторскую работу. Я уже говорил вна­ чале о том, что изобразительное решение картины носит подчеркнуто острый графический характер, что оно весьма эффектно, вполне профессионально, но не больше. И что­ бы понять мотивы, которыми руководствовалось жюри фе­ стиваля, отмечая его призом, н^м придется вспомнить жур­ налиста из «Золотого теленка» и перефразировать его люби­ мое резюме примерно так: «Если есть приз, должен же кто- то его пояучитыЖ Вл, ВАСИЛЕНКО. картины, как от добродушного уважения нашего и следа не '.остается. Итак, о чем фильм... Главный герой, латыш по происхождению, возвращается «оттуда» в послевоенную Латвию, где в лесах еще хозяйни­ чают бандиты, воюющие против укрепления в республике Со­ ветской власти. Герой наш имеет задание связаться е этими 'бандами и наладить контакты между ними и заграницей. В течение фильма он ищет связи, дерется, стреляет, убегает, нападает, защищается и в довершение всего встречается с девушкой, любовь к которой помогает ему понять гибель­ ность его пути... Эту сюжетую схему можно было бы уличить во «вторич- ности» и несамостоятельности просто немедленно: слишком уж подозрительно напоминает она фабульную конструкцию знаменитой польской картины «Пепел ' и алмаз». Но бог с ним, с .си1 э«фм. Посмотрим лучше, для чего понадобилась авторам уже бывшая'в употреблении конструкция? Какое гражданское и национальное звучание приобрела история, положенная в основу фильма? Вопросы эти, я думаю, не только не разрешались в филь­ ме, а боюсь, даже не ставились. Слишком уж откровенно проглядывается стремление авторов подержать зрителя в напряжении все полтора часа сеанса. И дело даже не в том, что здесь на каждом шагу гремят выстрелы, сверкают ножи и пистолеты, летят в кюветы автомобили и мотоциклы. И у Вайды а «Пепле и алмазе», и у Жалакявичуса в «Никто не хотел умирать» все это было, но там была философия, тра­ гедийный накал чувств, там были живые, полнокровные харак­ теры.. Ничего этого не оказалось в новой работе латвийских кинематографистов. Не будем далеко идти, возьмем главный образ фильма, которому отдано основное внимание сцена­ ристов и режиссера. Трогает он? — Нет. — Вызывает не­ нависть? —Да, как и любой кинематографический злодей. —. —Близки нам его переживания? — Нет, потому что он не пе­ реживает, а только изображает переживания (дело; правда, не доходит до заламывания рук и закатывания глаз, но до «скупых мужских слез», пролитых, естественно, в дождь и грозу у дверей возлюбленной — до этого доходит). Что про­ исходит с героем в течение фильма? Да ровным счетом ни­ чего — он никак не может связаться с бандитами и все пото­ му лишь, что бандиты принимают его за провокатора. Пони­ маете? У шпиона ничего не получается не потому, что «совет­ ская земля горит у него под ногами», а просто потому, что шпион и бандиты друг с другом не поладили, Однообрээно- Галя Синицына, которую вы видите на снимке, — од­ на из лучших сверловщиц Елецкого завода медебору- доваиия. Она — комсорг бригады шарнирного отде­ ления: Фо.го В. Ельшаева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz