Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)
кабинете начальника уп- жился он в равления. И скоро появился чистый, хорошо оборудованный вагончик с вывеской: «Столовая». В ней всегда и холодные, и горячие блюда. На одном из собраний обсуждали, как работать, что сделать в юби лейном году. Решили отработать тревожнь/й сигнал из гаража: почти полгода не работает солидолонагне- татель, цюферы смазывают машины вручную. Спросили механика гаража Леонида'Ситникова, почему так, а — Пистолет раздавили. Новый за казали. ; ’ лей, за счет механизации высвободить не менее ста вспомогательных рабочих. Недавно комсомольцы расклеивали в цехах новый приказ директора о созда нии бюро технической эсте- тики, которое возглавил старший инженер В. К. Ко- жухарин. Многие члены бю ро — молодые специали ст» низацию возглавлял Валерий Кобзев. Говорят, ч.то комсомольцы не знали его: так он работал. К тому же скоро ушел в армию. И поздно было разбираться, кто ви новат в случившемся, но организа ция долго была без секретаря. Сло вом, впору бы Петру Воронину от казаться от такогсГ^н'асГГеДства^ да совесть не позволяла. * И избрали его комсоргом. Он со бирал членские взносы. Настоял, чтобы троих за неуплату исключили из комсомола. При Петре Воронине бюро стало решать вопросы быта, учебы, защи ты прав, создания нормальных усло вий труда. Все это тем более важно, что работать приходится в не сов сем обычной обстановке. Плотина Липецкого моря—От Но вой жизни до Ссблок. 10 километ ров. Здесь больше всего рабочих. А столовей не было. Зашел об этом разговор на бюро, потом продол- теперь появляется часто. И в этом его сила. Его побаиваются. . Не успели ребята набросать чер новик очередного выпуска, как участка, долго не платил взносы. Вы звали на бюро, опросили, в чем де ло. А он: — А вы мне садик дали? Дескать, если дадите садик, буду взносы платить, сделаю такое одол- -жение. А нет, то и комсомол мне не нужен. Путинцева наказали. Строго. За не дисциплинированность. Так же, как и Ситникова — за безответственное отношение к своим обязанностям. Но точку на этом, видимо, ставить еще рано. Руководители управления, партий ная организация видят в комсомоле свою олор'у, поддерживают его во всем. Думается, так будет и теперь. Они напомнят некоторым ' итеэров. ским работникам об их комсомоль ском долге. И. ТРОФИМОВ. ТОЧКУ СТАВИТЬ РАНО Уезжая с завода, я вспомнил слова инженера Алексея Громова: — Знание в наше время — не обменная валюта на хлеб насущный, а крылья для далеких полетов н творческих поисков. Поисков молодых ннже- Было в начале года на заводе собрание комсо мольского актива, посвя щенное достойной встрече $0-лётия ВЛКСМ. Каждый молодой рабочий готовил юбилею свой личный тру довой подарок. А как же быть специалистам! Не из меришь же, скажем, твор ческую мысль конструктора процентами! И тогда совет молодых специалистов совместно с комитетом ^комсомола, со ветом ВОЙР и завкомом профсоюза объявил кон курс на лучшего молодого рационализатора и изобре тателя. Началось все в тихих за лах конструкторского бю ро. Уже несколько месяцев подряд на заводе хрониче ский перерасход чертеж ной бумаги. Одним из пер вых виновников этого пере расхода стал Алексей Гро мов. Старые фильтры гид росистемы для тракторов и сельскохозяйственных ма шин часто выходили из строя. Если их реконструи ровать, то они станут на много долговечнее. Затра ты — небольшие, а выгода, как подсчитал Алексей, со ставит 12 тысяч рублей. У него сразу же появились прошлом году он внес 5 предложений с экономиче ским эффектом в несколь ко тысяч рублей. Сейчас он разрабатывает новое и по ка держит его в «секрете». Всего за советом моло дых специалистов закреп лено 12 тем, которые бу дут вынесены на научно- техническую конференцию творческой молодежи заво да. На стендах появились ак куратно выписанные листы с индивидуальными плана ми на 1968 год — заявки личных вкладрв. На заводе разглядели за этими лист ками огромную потенци альную силу новой инициа тивы, ее бесспорное эконо мическое и воспитательное Ззкаэать-то заказали, да ничего не сделали, чтобы заказ выполнили по быстрее. И «прожектористы» собра лись в аккумуляторном цехе. «Прожектор» стал одним из тех средств, которые «расшевелили» комсомольскую организацию, управ ления. Сначала в нем было два че ловека. Этого оказалось мало. Вве ли еще семь. Возглавил электрик Александр Алексеев. «Прожектор» триста часов на строительстве спор тивного комплекса треста, собрать десять тонн металлолома. «Включиться в смотр-конкурс по механизации ручных и погрузочно- разгрузочных работ, объявленный трестом 1 апреля 1968 года». Это один из пунктов юбилейных обяза тельств комсомольцев специализи рованного управления. И вот од нажды «прожектористы» получили дверь в аккумуляторный цех широ ко распахнулась и вбежал Леонид Ситников. — Вам кто дал право критиковать итеэровцев? Это подрыв авторитета, Вон из цеха! Разумеется, в ход были пущены слова покрепче. Надо сказать, что специалисты не всегда ведут себя правильно. Сер гей Путинцев, прораб четвертого* дательетвующий... Но тут не- сколько голосов из зала пре рвали его. •' — Х,ватит тебе, Васька, с зтим попом возиться. Все и ■без того видно: хапуга раз, притвора — два. С виду лас ковый, тихий, какое слово ни скажет — пряником одарит... ’ — А жил на что? Сво лочь! — Кончай база))! Чего там разбирать —■и без того' ясно1 . В зале поднялся невообра зимый шум . Так и по приш лось Василий Кузнецову, Сер гею Федорову, Захару Людое- , дову и .Нине Федоровой закон чить, свою постановку. Порта-- Бокоп — в Бутырской, Сычи- ков к Уланов — в Нижпе-Сгу- 'децецкой; Боев — в Сырской; Варя, Секйрин >,п Сережа Про- хин: — в Кузьминской; Полен- ков н Лукьянов Ваня — в Ле- Ш1КСК0Й. .! ЭПИЛОГ Блекнут со временам фото графии,. ветшают пожелтевшие газетны. страницы, ..опт го- ды... * т Мальчишки подр а с т а ю т, ; становится ■, взрослыми. Мы всегда завидуем юности ва ших отцов, она совпала с рож- деяием романтики нового .ир реального училища до профес сора Ленинградской' военио- медйцинской академии. Уче ник академика Орбелн, он по следнее время возглавлял на-, учную лабораторию в институ те эволюционной физиологий По-разному можно рабо тать. Приходит молодой че ловек утром на завод, са дится за свой стол и при ступает к делу. В шесть вечера кладет карандаш на место: отработал. Делая все, что прикажут, делал добросовестно, аккуратно— зарплату получает не зря. А вот глаза у него не Го рели, не волновался, не ис кал к даже не ошибался. Сейчас такое время, что службистом быть невоз можно. Нужно творить вот так, как Алексей Громов и его друзья — Альберт Фе- фмлов, Зоя Смольянинова, Николай Котенев и десятки других. Недаром молодые специалисты отдела глав ного конструктора в прош лом году по рационализа- щми и изобретательству за няли первое место по за воду. Экономия от внедре ния их предложений соста вил» 55 тысяч рублей. Творческие поиски мопо- 1 р 1Щ Ц 1 1 | | | |1 1 1 1И Н Н ДобринсКий комбинат бытового обслуживания. Швейный цех. Здесь ' работают. семнадцать ком сомольцев. Лучшие из них Вален тина Гончарова, Раиса Шилова, Валентина Матыцина, Раиса Сер геева; Зоя Акиньшина,. Людмила Фатеева, Талина Сотникова. План они выполняют всегда досрочно. НА СНИМКАХ; вверху-в по шивочном цехе; слева— комсорг этого- цеха Римма Иноземцева. Фото В. Ельшаева. Павел Загородников после скончания рабфака учился в Москве. Долгое время рабо тал в МОГЭГе, занимался ис следовательской работой. Леонид Попов в восстанови тельный период (1921—1925гг.) работал председателем гор- комхоза. Незадолго до : Вели-, кой Отечественной войны (он’ погиб смертью храбрых в сен тябре 194! года) преподавал, в Тимирязевской сельскохозяй ственной академии. Был деле гатом V I I—IX Липецких уезд ных, IX Тамбовского губерн ского, I I - I V Всероссийских с ьездов Советов. Георгий Гревцев в 1926 го ду окончил Воронежский сель- «кохозяйствешшй 'институт. Работал в Совнархозе ЦЧО, вроектной организации «Гип- роавпапромэ. С 1944 года — ма преподавательской: работе в Воронежском инженерно- строительном институте. Кан дидат технических наук. В ны нешнем году Г. Я. Гревцев представил к защите дисеерта- цию на соискание звания —‘ доктбра технических наук. Марк Грожан окончил энер гетический факультет Высше го технического училища име ни Баумана. Много работал по строительству ТЭЦ. Сейчас на пенсии. Дина Попова — специалист в области химии. Окончила вуз. Работала инженером -на заводе «Каучук». Ныне на за служенном отдыхе. Упрямо веселые и легкие на подъем, они владели етастли- вой способностью; с увлече нием удивляться и радовать ся новому, непоколебимо ве ря, что оно непременно долж но . быть чище, благороднее, красивее, добрее уходящего. Оми всегда были в поиске. Время звало вперед. Липецк — Тамбов — Воронеж. В зале тишина. Таким вни манием не пользовалась еще ни одна церковная проповедь местных пастырей. Много по том было вопросов, толков, пересудов. Десятого января в клубе «Красного моряка» состоялся агитационный суд над «Без божником»::; и пьеса из .дере венской жизни «Домовой». Присутствовало 450 ■. человек. О дне «суда» было широко объявлено. Судебный . про* Несс — не диковинка. -Ан нет, этот — необычный. Липчане-— народ веселый, жизнерадост ный, так что .выдумка .. членов клуба была оплачена... боль шим нетерпением собравшихся скорее увидеть представление. ...За столом—председательст вующий суда, по обе руки от .него — заседатели, е краешку примостился секретарь, слева— обвинитель, справа — там, где обычно восседают сердоболь ные представители коллегии адвокатов, пусто. Не нашлось добровольцев, желающих вы ступить в защиту чуждых нра вов. В остальном все, как по-, лагастся. В тишине звучит голос пред седательствующего (в котором весь зал опознал Ваську Куз нецова): — Девятого января сего 1924 года составлен настоя щий акт на гражданина села Крутые Хутора| -Липецкого уезда — Сергея Федорова на предмет предания в суд за его «преступное» поведение, как утверждает отец Михаил, вы ражающемся в следующем. Сергей приехал из'Красной Армии безбожником и начал «смущать» других граждан. Он доказывает, что бога нет, что не бог сотворил человека, а человек — бога и «вообще» богохульствует ' по ' -всякому удобному и неудобному слу чаю... ' .V . Начался опрос свидетелей. Один за другим подходят к столу ,старушки и бойкие дев чата. — Свидетельница Ксения, ч т о вы можете сказать но это- иеугомон- И захрустели на чертеж ных столах свежие листы ватмана. Геннадий Карпов в настоящее время занимает ся экономическим обосно ванием перехода кузнечно го цеха на двухсменную работу. Много и упорно ра ботает Игорь Барбашин. В полосе препятствий • р О Й Н А отодвину- много геро> Л 5 па*ь к самой гра- торий мы узит нице. Враг отчаян- т/ 0 наш7их но сопротивлялся. Пред- комсомольцах стояла трудная военная ников „ операция. Кто-то пер- нйм рассквза" вым должен был фор- гннек^е турис- сировать Западный Буг, бв Аксенки“(а, к командир позвал к пвков, Витал, себе Сашу Мячина. Командир знал, что выйти живым из смер тельного поединка не Лесные ДИКОВИНКИ Туристы, как правило, всег да что-нибудь коллекциониру ют. Маршрут гряэинских маль чишек и девчонок на област ной слет пролегал'через 'лес. Пока не кончился лес, в каж дом хитром сплетении веток) ребята цокали сходства с лес ными обитателями. А на слете выставили диковинки у своих палаток. Самая любопытная работа — «Турист на азимуте»| Валеры Фролова. Но «Лесной : царь» Вити Пастухова, «Голо ва оленя» с ветвистыми рога ми, «Жираф» Саши Блинова, «Вороненок» в гнезде» и еще другие — также 'интересны. ' комсомола. Блекнут со временем фото графии. Но вглядитесь в эти лица, Л все эти юпонш-лПойим с иетЛичкамм, чоновцы с- кара бинами за спиной, метростро евцы в касках; рабфаковцы и юные послевоенные «фабзай- иы», девчата в косынках, по лосатых футболках—покажут- ся вам знакомыми и близкими, как; люди одной эпохи., Они разделили судьбу новой Рос сии, судьбу Родины. Они работали изо всех сил. Работали, любили и гневались, требуя от себя и других всего сердца ради новых открытий, ради утверждения предвидений коммунистов. Шли годы. Зада чи росли и становились слож нее. Под знамена Союза моло- 'дежи становились все новые и новые юноши. Они не представляли себя без полного слияния с жизнью общества и отдали все силы, чтобы осуществить срою меч- новлеяиё вынесли сами ком сомольцы: отца Михаила из села выслать и просить о за крытии Круто-Хуторской церк- Их отряд недаром на зывается «Искатель». Ребята бережно хранят Казалось бы, не так-то уж трудно уло жить рюкзак, расставить палатку и про бежать по подвижному бревну. Однако сде лать это быстро удается не каждому. У ребят из Липецкого отряда «Воздушные искатели» рассчитано каждое движение. Они прошли эстафету за сем!» с полови ной минут — на целых три минуты быст рее своих соперников из Долгорукова. В зачет шли * —;--------- - « жественная самодеятельность, Секция безбожников, нашла интересный, новый поворот ре шению извечной темы — борь бы е религиозными предрас судками. Суд-опектакль стал гудом настоящим, обществен ным: От мира художественной прозы, от образов ребята шли в мир реальный, обращаясь к конкретным именам, событи ям, фактам. Антврождёствёшжая кампа ния оживленно прошла во всем уезде. В селе Таволжан- ке был устроен диспут в при сутствии местного попа. Ба тюшка не выдержал и ушел, но жители села остались и вынесли резолюцию: «Рели гия обманывает' людей, попы грабят»; Липецкие комсомольцы по бывали во время рождествен ского карнавала почта во всех волостях: Вереиакин и Уласс- вич — в Сокольской; Димка удастся. Знал об этом к документы поисков: кар- Сзша. ‘ ту боя на центральном «Дорогая мамочка,- * ча" ке Ф Р °и^ Ф°то- писал он в прощальном гРаФии Саши, теплые, письме. - сейчас меня сеР«ечнЪ1е "иеЬма его уже но станет... Я хочу, школькых и 6осяь>* ДРУ чтобы...». зеи. В них сведения о Саше, справки воен- Саша родился и вы рос в Раненбурге. Он коматос- присланные на хотел водить поезда, запросы. Мечта оборвалась здесь, Шкопьники кз Чаплы. у села Высоцк. После боя от села осталось г* ка' члены отР*Да <‘Иг' лишь два домика. Сего- китель», скоро етправят- дня только братские мо- ся в Высоцк, чтобы уз- гилы напоминают о вой- нать новые подробности не. Здесь похоронен и ° герое-иомеомольце. Саша Мячин. Г. РЯБЧИКОВА. туристский быт, и худо- _____ Д.._, „ походная печать. Но самым сложным, по мнению ре бят, быйй ориентирование на местности и глазомерная съемка. На ориентировании не выручат только выносливость и ловкость. Здесь нужны еще знания. Блестяще выполняют задание дол горуковские ребята. Это обеспечивает им победу. Таким образом, на первое место выхо дит отряд Долгоруковской средней школы, на второе — чаплыгинцы, третье — заня ли туристы Добровского района. Липецкая команда «Воздушные искате ли» оказалась лишь на пятом месте. Победители областного му поводу? — спрашивает Васька и сам не может, чтобы пе засмеяться. — Да чио же тут гутарить, родимый. Анадысь я. была в храме божьем, как раз отец Михаил службу нес. Гляжу и не пойму. То ли батюшка, то ли черт. Бабы крестятся: «Ле ший, говорят, какой-то, а пе поя»... — В соответствии с выше- иаложешшм... — начал прёдсе- завоевали право стать участниками Всесоюзного сле та туристов-школьников в Артеке. Он (Окончание. Начало в № * 62, 63, 65, 67, 60, 70, 71, 74—76, 79, 80; 81). Михаил Сапрохин прошел путь от учащегося Липецкого А ВЕДЬ с трудом выбирали из фильма «Летят жу- / Д равли» кадры для афиш и журнальных иллюстра- * * * * * * ций, — признавался в одном интервью Сергей Урусевений, — каждый в отдельности ни о чем не говорил, только вместе они представляли нечто...». Это признание 'выдающегося оператора вспоминается при просмотре нового латвийского фильма «Когда дожди и вет ры стучат в окно». В нем очень много кадров, которые так и просятся на афиши. Глаза главного героя — 'сверхкруп ным планом во весь широкий экран... Бандитский нож, вса женный в очень рельефно и «фактурной снятый ствол дере ва,— этот крупный план на фоне ночного неба смотрится прямо, как бриллиантовое колье на черном бархате. Все здесь эффектно, броско, все рассчитано на то, чтобы боль* нее ударить зрителя по нервам, передать остроту и 'напря женность борьбы, которая разворачивается на экране. Поначалу кажется, что подчеркнутый Динамизм Оператор ского решения фильма — не дань моде, а просто необходи мое средство передачи волнующих событий... Но стоит по ближе познакомиться с этими событиями, с содержанием' детективное течение киноповествования при всей своей внешней занимательности и динамичности внутренне статич но, характер героя не развивается, и его предфинальная «пе рековка», осознание гибельности его пути — все это ничем не подготовлено и не мотивировано. Стандартно-счастливая концовка, где проницательные контрразведчики начинают с помощью «переродившегося» героя новую операцию, лишь усугубляет чувство неудовлетворенности, которое остается от просмотра. На республиканском кинофестивале «Рига-68» фильм про шел без особого успеха. Лишь Генрих Пилипсон получи п приз за лучшую операторскую работу. Я уже говорил вна чале о том, что изобразительное решение картины носит подчеркнуто острый графический характер, что оно весьма эффектно, вполне профессионально, но не больше. И что бы понять мотивы, которыми руководствовалось жюри фе стиваля, отмечая его призом, н^м придется вспомнить жур налиста из «Золотого теленка» и перефразировать его люби мое резюме примерно так: «Если есть приз, должен же кто- то его пояучитыЖ Вл, ВАСИЛЕНКО. картины, как от добродушного уважения нашего и следа не '.остается. Итак, о чем фильм... Главный герой, латыш по происхождению, возвращается «оттуда» в послевоенную Латвию, где в лесах еще хозяйни чают бандиты, воюющие против укрепления в республике Со ветской власти. Герой наш имеет задание связаться е этими 'бандами и наладить контакты между ними и заграницей. В течение фильма он ищет связи, дерется, стреляет, убегает, нападает, защищается и в довершение всего встречается с девушкой, любовь к которой помогает ему понять гибель ность его пути... Эту сюжетую схему можно было бы уличить во «вторич- ности» и несамостоятельности просто немедленно: слишком уж подозрительно напоминает она фабульную конструкцию знаменитой польской картины «Пепел ' и алмаз». Но бог с ним, с .си1 э«фм. Посмотрим лучше, для чего понадобилась авторам уже бывшая'в употреблении конструкция? Какое гражданское и национальное звучание приобрела история, положенная в основу фильма? Вопросы эти, я думаю, не только не разрешались в филь ме, а боюсь, даже не ставились. Слишком уж откровенно проглядывается стремление авторов подержать зрителя в напряжении все полтора часа сеанса. И дело даже не в том, что здесь на каждом шагу гремят выстрелы, сверкают ножи и пистолеты, летят в кюветы автомобили и мотоциклы. И у Вайды а «Пепле и алмазе», и у Жалакявичуса в «Никто не хотел умирать» все это было, но там была философия, тра гедийный накал чувств, там были живые, полнокровные харак теры.. Ничего этого не оказалось в новой работе латвийских кинематографистов. Не будем далеко идти, возьмем главный образ фильма, которому отдано основное внимание сцена ристов и режиссера. Трогает он? — Нет. — Вызывает не нависть? —Да, как и любой кинематографический злодей. —. —Близки нам его переживания? — Нет, потому что он не пе реживает, а только изображает переживания (дело; правда, не доходит до заламывания рук и закатывания глаз, но до «скупых мужских слез», пролитых, естественно, в дождь и грозу у дверей возлюбленной — до этого доходит). Что про исходит с героем в течение фильма? Да ровным счетом ни чего — он никак не может связаться с бандитами и все пото му лишь, что бандиты принимают его за провокатора. Пони маете? У шпиона ничего не получается не потому, что «совет ская земля горит у него под ногами», а просто потому, что шпион и бандиты друг с другом не поладили, Однообрээно- Галя Синицына, которую вы видите на снимке, — од на из лучших сверловщиц Елецкого завода медебору- доваиия. Она — комсорг бригады шарнирного отде ления: Фо.го В. Ельшаева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz