Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)
К 50-летию Советской Армии Комсомольцы Новолипецкого завода хорошо знают Героя Советского Союза Ивана Ефимови ча Москаленко. Бывший военный летчик, он ча сто выступает перед молодежью в клубах и шко лах. Нынешние трудовые будни Москаленко и вся его жизнь —лучший пример того, как надо, трудиться на благо Родины, а в нужное время и защищать ее. Мне же хочется рассказать о нескольких бое вых эпизодах из жизни летчика Москаленко. М АШИНИСТ вру бовой; Машины од ной из донецких шахт Иван . Москаленко в 1936 году по комсо мольской путевке при- был в одну из летных школ. Здесь он и полу чил звание инструктора. Командование решило оставить. Москаленко в школе, где он до начала : войны обучал курсантов летному делу.: В наш полк Пиап при шел под Сталинградом. Фашисты рвались к кре пости ца Волге, сея смерть и разрушения, И с первых дней на фрон те Иван поднимается в воздух на своем «ИЙ-2», чтобы преградить врагу путь на восток. эшелона его самолет по лучил тяжелые повреж дения, а сам Иван был ранен в голову и руку. Машина потеряла уп равление. Резко- пада ла высота. И все-таки, собрав всю свою во лю, Москаленко пере тянул машину через линию фронта. Уже в сумерках «ИЛ» появил ся над нашим аэродро мом. Как Ивану уда лось, посадить самолет, понять трудно. Когда мы подбежали к изрешечен ной машине, кабина бы ла залита кровью... Но в те дни некогда было удивляться. Мы были рады за боевого .товарища и знали, что' еще не один фашист М О Й однополчанин Летом 1943 года Иван Москаленко уже был в звании капитана, имел несколько правительст венных наград,''В один из тех дней нам с гало известно, что в районе Брянска вражеский бро непоезд, заняв удобную , позицию, в течение не скольких дней сдержи вает наступление: наших войск. - Эскадрилья ка питана Москаленко по лучила задание'уничто жить титле р о в с к и й поезд. Десять щтурмо- в икон и >д " прикрытием истребителей, преодолев сильную зенитную обо рону, атаковали броне поезд. По не дремали и фашистские летчики. 3 а- вязалея воздушный бой. Благодаря умелым дей ствиям командира, эска дрилья, подбив две: ма шины врага, с честыо справилась с заданием— бронепоезд был уничто- ' жен. Но, пожалуй, боль ше всего запомнится прославленному асу бое вой вылет, когда после бомбежки вражеского найдет смерть на нашей земле, потому что в не бо вновь й вновь будет подниматься Иван Мо скаленко, и не уйти за хватчикам .от его мет ких, разящих ударов. .Так и п о л у ч и л о с ь . Иван вернулся в строп. Летал в;-небе Германии. В боях на Эльбе он со вершил'' свой 126-й бое вой вылет. За мужество и отвагу ему.; было при своено звание Героя Со ветского Союза. : ■ После- окончания Ве ликой Отечест в е й и о й войны полковник 'Иван Ефимович Москаленко командовал .. авиацион ной частью. Уволившись в запас, Иван Ефимович приехал в Липецк, где и поныне работает на Но- волштецком металлурги ческом заводе. В. И. БОРИСОВ, Герой Советского Союза, бывший воен ный летчик, На снимке: Герой Со ветского Союза, летчик И. Е. Москаленко. 1.1Е бывало ли у вас подобных •* *«ошибок»: заметишь где-ни будь в сквере на скамеечке двух ста риков. Слов издалека не слЬ|ЩнО, но мимика, позы настолько красноречи вы, что подумаешь: о чем-то заду шевном говорят два старых товари ща. А подойдешь—слышишь назва ния незнакомых тебе городов, речек да никчемные, на твой взгляд, спо ры о расстоянии между какими-то пунктами. . И не сразу додумаешься: именно в упоминании этих городов, этих речек, километров, в каждом из которых частица Родины, частица, сросшаяся с их душой надолго, чаще всего — навсегда, секрет теплоты и неулови мого душевного движения. Как часто душевная неповоротли вость и леность отнимают у нас же лание заучить, распознать, запомнить приметы родной земли. И неповорот ливость эта как бы предворяет воз никновение следующего звена — бесстрастности. А тем временем подрастает новое поколение, которое мы гордо име нуем своей «сменой», и, именуя гак, не считаем большим грехом забы вать о своей обязанности—-передать юным гражданам вместе с любовью к будущей профессии любовь к род ной земле. Считаем так: это «само собой приложится». В последнее время в наших школах все возрастает тяга к изучению исто рии родного города, села, школы. Тяга вполне похвальная. Но, увы, ра бота эта сплошь и рядом превра щается всего лишь в «мероприятие» для очередного отчета. Подлинных энтузиастов ее пока—считанные еди. нйцы. Тем большее уважение и за служенную похвалу вызывают они. В- Усмани,. в средней школе № 2 , работают два педагога — Борис Ива нович Борзунов и Дмитрий Василье вич Комякрв, Оба — люди среднего возраста (один, может, помоложе), оба предельно снабжены учительски ми нагрузками и оба, непонятно ка ким образом, умудряются все же вы краивать довольно много времени для занятия с ребятами благород нейшим делом, именуемым все в тех же отчетах «краеведением». Если бы только можно было рас сказать о той беспокойной деятель ности, которую они ведут, {не говоря уж о многочисленных архивах, о сложнейшей переписке по розыску знаменитых земляков, не говоря уж о различных запросах), о деятельности только здесь, в школе, и о счастливых итогах этого труда) С какой гордо стью сообщают теперь ребята о том, например, что они лично знакомы с самим Яковом Сергеевичем Боров ских, видевшим Ленина, или Констан тином Евгеньевичем Дмитраковым, праправнуком... Радищева. В школе все заражены стремлени ем как можно больше узнать о вче рашнем дне родного города, о том или ином эпизоде из жизни родной страны, о ком-то из прославленных земляков. Старшие не навязывают младшим своего знания, они только терпеливо и бережно передают его, старшие не одергивают, а, как здесь говорят, «корректируют накапливаемый опыт». Все, о чем идет речь, можно не только прослушать, но увидеть свои ми глазами. Вот в коридоре школы —стенды, а точнее уголок боевой славы, объединяющий редкие фото копии и письма героев войны и тру-; да'. Подходи, смотри, читай. В одном из классов — уголок ис торий школы. Знакомься. Школьные экскурсоводы (а их не один десяток) помогут тебе полу чить новые сведения по интересую щей тебя теме. Это будет, например, так. Восьми классник Саша Боровик (он тоже экс курсовод) возьмет указку и подой дет к своей витрине. Революция и гражданская война — это его темы. Саша будет говорить уверенно и чет ко, назовет точные даты, а группа ребят в пионерских галстуках (на этот раз шестиклассники) • будут стоять рядом и Слушать. Ребята так увле кутся, что никто из них' не заметит, что тут же, немного в стороне, сто ит Дмитрий Васильевич Комяков, и,с- торик, и тоже слушает. — После гражданской войны наш город начал отстраиваться, — произ несет Саша, — была построена ма хорочная фабрика. —• Реконструирована, — чуть слы шно поправит экскурсовода учитель. есть, а дедушка — герой, но про Него никто из ребят не знает. Еще один повод для разговора по душам для конкретного воспита ния: — Что принес, хорошо. А вот что дедушке не сказал, это не дело. Возьми орден домой, спроси разре шения, расспроси о подвиге, да по говори с ребятами, не захотят ли они дедушку в гости пригласить. Двадцать лет прожил в Усмани та лантливый художник и писатель, ав тор известного романа «Золото» Ле онид Николаевич Завадовский. Имя писателя известно всей стране. И разве опять же не повод для осо бой, тпрямо-*аки распирающей душу гордости, тот факт, что в 20-е годы Леонид Николаевич работал учите лем рисования... в той самой второй школе, где они учатся! И еще одна неожиданная новость: до сих пор в том доме, где жил За вадовский, живет его вдова Варвара Сергеевна, с которой Дмитрий Ва сильевич обещал обязательно позна комить Таню Ясакову и Олю Маслен никову, темы экскурсий которых по священы творчеству этого замеча тельного писателя. Кажется, кто-то всерьез считает краеведение делом архаичным и И ДЫМ о т е ч е с т в а нам сладок... Никто из ребят на это даже не об ратит внимания, но зато в другой раз Саша уже не совершит ошибки. . Потом, когда Саша закончит рас сказ, снова естественно и просто вступит в разговор Дмитрий Василье вич. — Смотри, Саша, — опять скажет он, — вот новые экспонаты нашего небольшого музея — это орден Красной Звезды, но мы не знаем по ка, кому он принадлежал. Это — ка ска советского воина. Видишь, сбоку отверстие. Прямое попадание... Этот стенд — тоже твой. Подумай хорошенько, как его материалы луч ше объединить с уже имеющимися у тебя и как рассказать интереснее. После зайдешь, скажу, какие книжки почитать стоит. Саша будет слушать, и ребята в сторонке тоже будут стоять и при слушиваться к советам учителя, и сцена эта, кстати сказать, уже сама по себе принесет, может быть, куда больше воспитательного эффекта, чем долгий и отвлеченный разговор о героизме. Тем более, что молчание прервет Санька Власов, который заявит в д р у г , что еще один орден, «владелец ко торого неизвестен», — это орден его дедушки, и что получил его дедуш ка за оборону Сталинграда, А в школу его притащил он, 'Санька, по тому что ведь музей-то находится прямо в комнате его 5-го «Б» клас са, и Саньке стало известно, что вот другие ордена в школьном музее нудным. Они здесь все убеждены в обратном. Еще бы! Представьте, ка кие чудесные сюрпризы то и дело оно им преподносит. Кстати, все, о чем здесь говорится, --сегодняшний день, но не забыто и оценено теми,' ради кого это дела лось, вчерашнее. Этим вчерашним можно назвать поездки во главе с Борисом Ивановичем и в село Сту- денки на могилу сельского активи ста, комсомольца Макара Шевякова, и в село Девицу, где ребятам . уда лось отыскать место первой неле гальной маевки усманских социал- демократов, и в Поддубровку, чтобы познакомиться с Николаем Павлови чем Космодемьянским, видевшим Ильича. Такие поездки, экскурсии и встречи с интересными людьми постепенно приоткрывают ребятам неведомые до того горизонты, приближаясь к которым они обретают величайшее чудо — глубокую привязанность к родным просторам. Ребятам из второй школы Усмани повезло: им встретилйсь в жизни ум ные и увлеченные старшие товарищи. Можем ли мы сегодня с уверенно стью утверждать, что многим их сверстникам повезло или повезёт так же? Сомнительно, А почему, собственно? Только потому, что у многих взрослых, — учителей ли, родителей, — просто «руки до этого не доходят?». Мы нередко увлекаем ребят соб лазнительной перспективой: дальних путешествий. Спору нет, путешествия такие полезны. Но не менее полезно «воспитание взгляда» на то, что ле жит рядом, взгляда не поверхност ного, а пристального, изучающего, итогом которого может стать воз никновение серьезного чувства пре данности своему району или городу. А. ФЕДОРОВА. {Наш корр). Фотоэтюд Г. Солодкова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz