Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

К 50-летию Советской Армии Комсомольцы Новолипецкого завода хорошо знают Героя Советского Союза Ивана Ефимови­ ча Москаленко. Бывший военный летчик, он ча­ сто выступает перед молодежью в клубах и шко­ лах. Нынешние трудовые будни Москаленко и вся его жизнь —лучший пример того, как надо, трудиться на благо Родины, а в нужное время и защищать ее. Мне же хочется рассказать о нескольких бое­ вых эпизодах из жизни летчика Москаленко. М АШИНИСТ вру­ бовой; Машины од­ ной из донецких шахт Иван . Москаленко в 1936 году по комсо­ мольской путевке при- был в одну из летных школ. Здесь он и полу­ чил звание инструктора. Командование решило оставить. Москаленко в школе, где он до начала : войны обучал курсантов летному делу.: В наш полк Пиап при­ шел под Сталинградом. Фашисты рвались к кре­ пости ца Волге, сея смерть и разрушения, И с первых дней на фрон­ те Иван поднимается в воздух на своем «ИЙ-2», чтобы преградить врагу путь на восток. эшелона его самолет по­ лучил тяжелые повреж­ дения, а сам Иван был ранен в голову и руку. Машина потеряла уп­ равление. Резко- пада­ ла высота. И все-таки, собрав всю свою во­ лю, Москаленко пере­ тянул машину через линию фронта. Уже в сумерках «ИЛ» появил­ ся над нашим аэродро­ мом. Как Ивану уда­ лось, посадить самолет, понять трудно. Когда мы подбежали к изрешечен­ ной машине, кабина бы­ ла залита кровью... Но в те дни некогда было удивляться. Мы были рады за боевого .товарища и знали, что' еще не один фашист М О Й однополчанин Летом 1943 года Иван Москаленко уже был в звании капитана, имел несколько правительст­ венных наград,''В один из тех дней нам с гало известно, что в районе Брянска вражеский бро­ непоезд, заняв удобную , позицию, в течение не­ скольких дней сдержи­ вает наступление: наших войск. - Эскадрилья ка­ питана Москаленко по­ лучила задание'уничто­ жить титле р о в с к и й поезд. Десять щтурмо- в икон и >д " прикрытием истребителей, преодолев сильную зенитную обо­ рону, атаковали броне­ поезд. По не дремали и фашистские летчики. 3 а- вязалея воздушный бой. Благодаря умелым дей­ ствиям командира, эска­ дрилья, подбив две: ма­ шины врага, с честыо справилась с заданием— бронепоезд был уничто- ' жен. Но, пожалуй, боль­ ше всего запомнится прославленному асу бое­ вой вылет, когда после бомбежки вражеского найдет смерть на нашей земле, потому что в не­ бо вновь й вновь будет подниматься Иван Мо­ скаленко, и не уйти за­ хватчикам .от его мет­ ких, разящих ударов. .Так и п о л у ч и л о с ь . Иван вернулся в строп. Летал в;-небе Германии. В боях на Эльбе он со­ вершил'' свой 126-й бое­ вой вылет. За мужество и отвагу ему.; было при­ своено звание Героя Со­ ветского Союза. : ■ После- окончания Ве­ ликой Отечест в е й и о й войны полковник 'Иван Ефимович Москаленко командовал .. авиацион­ ной частью. Уволившись в запас, Иван Ефимович приехал в Липецк, где и поныне работает на Но- волштецком металлурги­ ческом заводе. В. И. БОРИСОВ, Герой Советского Союза, бывший воен­ ный летчик, На снимке: Герой Со­ ветского Союза, летчик И. Е. Москаленко. 1.1Е бывало ли у вас подобных •* *«ошибок»: заметишь где-ни­ будь в сквере на скамеечке двух ста­ риков. Слов издалека не слЬ|ЩнО, но мимика, позы настолько красноречи­ вы, что подумаешь: о чем-то заду­ шевном говорят два старых товари­ ща. А подойдешь—слышишь назва­ ния незнакомых тебе городов, речек да никчемные, на твой взгляд, спо­ ры о расстоянии между какими-то пунктами. . И не сразу додумаешься: именно в упоминании этих городов, этих речек, километров, в каждом из которых частица Родины, частица, сросшаяся с их душой надолго, чаще всего — навсегда, секрет теплоты и неулови­ мого душевного движения. Как часто душевная неповоротли­ вость и леность отнимают у нас же­ лание заучить, распознать, запомнить приметы родной земли. И неповорот­ ливость эта как бы предворяет воз­ никновение следующего звена — бесстрастности. А тем временем подрастает новое поколение, которое мы гордо име­ нуем своей «сменой», и, именуя гак, не считаем большим грехом забы­ вать о своей обязанности—-передать юным гражданам вместе с любовью к будущей профессии любовь к род­ ной земле. Считаем так: это «само собой приложится». В последнее время в наших школах все возрастает тяга к изучению исто­ рии родного города, села, школы. Тяга вполне похвальная. Но, увы, ра­ бота эта сплошь и рядом превра­ щается всего лишь в «мероприятие» для очередного отчета. Подлинных энтузиастов ее пока—считанные еди. нйцы. Тем большее уважение и за­ служенную похвалу вызывают они. В- Усмани,. в средней школе № 2 , работают два педагога — Борис Ива­ нович Борзунов и Дмитрий Василье­ вич Комякрв, Оба — люди среднего возраста (один, может, помоложе), оба предельно снабжены учительски­ ми нагрузками и оба, непонятно ка­ ким образом, умудряются все же вы­ краивать довольно много времени для занятия с ребятами благород­ нейшим делом, именуемым все в тех же отчетах «краеведением». Если бы только можно было рас­ сказать о той беспокойной деятель­ ности, которую они ведут, {не говоря уж о многочисленных архивах, о сложнейшей переписке по розыску знаменитых земляков, не говоря уж о различных запросах), о деятельности только здесь, в школе, и о счастливых итогах этого труда) С какой гордо­ стью сообщают теперь ребята о том, например, что они лично знакомы с самим Яковом Сергеевичем Боров­ ских, видевшим Ленина, или Констан­ тином Евгеньевичем Дмитраковым, праправнуком... Радищева. В школе все заражены стремлени­ ем как можно больше узнать о вче­ рашнем дне родного города, о том или ином эпизоде из жизни родной страны, о ком-то из прославленных земляков. Старшие не навязывают младшим своего знания, они только терпеливо и бережно передают его, старшие не одергивают, а, как здесь говорят, «корректируют накапливаемый опыт». Все, о чем идет речь, можно не только прослушать, но увидеть свои­ ми глазами. Вот в коридоре школы —стенды, а точнее уголок боевой славы, объединяющий редкие фото­ копии и письма героев войны и тру-; да'. Подходи, смотри, читай. В одном из классов — уголок ис­ торий школы. Знакомься. Школьные экскурсоводы (а их не один десяток) помогут тебе полу­ чить новые сведения по интересую­ щей тебя теме. Это будет, например, так. Восьми­ классник Саша Боровик (он тоже экс­ курсовод) возьмет указку и подой­ дет к своей витрине. Революция и гражданская война — это его темы. Саша будет говорить уверенно и чет­ ко, назовет точные даты, а группа ребят в пионерских галстуках (на этот раз шестиклассники) • будут стоять рядом и Слушать. Ребята так увле­ кутся, что никто из них' не заметит, что тут же, немного в стороне, сто­ ит Дмитрий Васильевич Комяков, и,с- торик, и тоже слушает. — После гражданской войны наш город начал отстраиваться, — произ­ несет Саша, — была построена ма­ хорочная фабрика. —• Реконструирована, — чуть слы­ шно поправит экскурсовода учитель. есть, а дедушка — герой, но про Него никто из ребят не знает. Еще один повод для разговора по душам для конкретного воспита­ ния: — Что принес, хорошо. А вот что дедушке не сказал, это не дело. Возьми орден домой, спроси разре­ шения, расспроси о подвиге, да по­ говори с ребятами, не захотят ли они дедушку в гости пригласить. Двадцать лет прожил в Усмани та­ лантливый художник и писатель, ав­ тор известного романа «Золото» Ле­ онид Николаевич Завадовский. Имя писателя известно всей стране. И разве опять же не повод для осо­ бой, тпрямо-*аки распирающей душу гордости, тот факт, что в 20-е годы Леонид Николаевич работал учите­ лем рисования... в той самой второй школе, где они учатся! И еще одна неожиданная новость: до сих пор в том доме, где жил За­ вадовский, живет его вдова Варвара Сергеевна, с которой Дмитрий Ва­ сильевич обещал обязательно позна­ комить Таню Ясакову и Олю Маслен­ никову, темы экскурсий которых по­ священы творчеству этого замеча­ тельного писателя. Кажется, кто-то всерьез считает краеведение делом архаичным и И ДЫМ о т е ч е с т в а нам сладок... Никто из ребят на это даже не об­ ратит внимания, но зато в другой раз Саша уже не совершит ошибки. . Потом, когда Саша закончит рас­ сказ, снова естественно и просто вступит в разговор Дмитрий Василье­ вич. — Смотри, Саша, — опять скажет он, — вот новые экспонаты нашего небольшого музея — это орден Красной Звезды, но мы не знаем по­ ка, кому он принадлежал. Это — ка­ ска советского воина. Видишь, сбоку отверстие. Прямое попадание... Этот стенд — тоже твой. Подумай хорошенько, как его материалы луч­ ше объединить с уже имеющимися у тебя и как рассказать интереснее. После зайдешь, скажу, какие книжки почитать стоит. Саша будет слушать, и ребята в сторонке тоже будут стоять и при­ слушиваться к советам учителя, и сцена эта, кстати сказать, уже сама по себе принесет, может быть, куда больше воспитательного эффекта, чем долгий и отвлеченный разговор о героизме. Тем более, что молчание прервет Санька Власов, который заявит в д р у г , что еще один орден, «владелец ко­ торого неизвестен», — это орден его дедушки, и что получил его дедуш­ ка за оборону Сталинграда, А в школу его притащил он, 'Санька, по­ тому что ведь музей-то находится прямо в комнате его 5-го «Б» клас­ са, и Саньке стало известно, что вот другие ордена в школьном музее нудным. Они здесь все убеждены в обратном. Еще бы! Представьте, ка­ кие чудесные сюрпризы то и дело оно им преподносит. Кстати, все, о чем здесь говорится, --сегодняшний день, но не забыто и оценено теми,' ради кого это дела­ лось, вчерашнее. Этим вчерашним можно назвать поездки во главе с Борисом Ивановичем и в село Сту- денки на могилу сельского активи­ ста, комсомольца Макара Шевякова, и в село Девицу, где ребятам . уда­ лось отыскать место первой неле­ гальной маевки усманских социал- демократов, и в Поддубровку, чтобы познакомиться с Николаем Павлови­ чем Космодемьянским, видевшим Ильича. Такие поездки, экскурсии и встречи с интересными людьми постепенно приоткрывают ребятам неведомые до того горизонты, приближаясь к которым они обретают величайшее чудо — глубокую привязанность к родным просторам. Ребятам из второй школы Усмани повезло: им встретилйсь в жизни ум­ ные и увлеченные старшие товарищи. Можем ли мы сегодня с уверенно­ стью утверждать, что многим их сверстникам повезло или повезёт так же? Сомнительно, А почему, собственно? Только потому, что у многих взрослых, — учителей ли, родителей, — просто «руки до этого не доходят?». Мы нередко увлекаем ребят соб­ лазнительной перспективой: дальних путешествий. Спору нет, путешествия такие полезны. Но не менее полезно «воспитание взгляда» на то, что ле­ жит рядом, взгляда не поверхност­ ного, а пристального, изучающего, итогом которого может стать воз­ никновение серьезного чувства пре­ данности своему району или городу. А. ФЕДОРОВА. {Наш корр). Фотоэтюд Г. Солодкова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz