Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)
,Лазурные моря. И плывут кораблики По волнам по рябеньким. Со двора на улицу И дальше от ворог. Может быть, в Америке, Может быть, в Африке Движется по лужицам Парусный флот. ^ А. МИШАРИН. отцов... И всюду незримо живут с ними рядом Орлята двадцатых годов. Лишь два крыла еще и мне бы Летать; Но я ходить хочу. А. ТРЕТЬЯКОВ. Тихие стихи Вновь туда, Где ветер, Прах нарядов лётних ворошит, Ухожу за тихими стихами, Просто' так, для собственной души. Может, они будут* неуклюжи — Ни прочесть знакомым, ни напеть. Пляшет мутноликий дождь по лужам, Ничего-то в нем не разглядеть. Но к природе я иду, босым. Чувствую дыханье свежих трзв. Мне дарили трепетные Запахи России по утрам. Там,, где журавли Взлетают в небо, Там, где тесно странникам-веграм, Дед рассказывал про быль и небыль— Месяц с нами грелся ' у костра.' Часто Мне и помнигСя, Детство! Детство! Ты всегда со мной. Помню я: луна, костер. Не спится. Лошади идут на ■ водопой... А. РОЩУПКИН. Долгоруково. И неужели до скончанья Не вспомните, что кто-то позади В укор другим пошел не по сюжету, И только в клочья — путы на груди... С тех пор века дробились, точно камни, Минуты осыпались, как песок, И женщина дрожащими руками Грозила морю, отнявшему все. Я видел ложность непреложных истин, Вождей и стран рожденье и закат, Но боги ни единой из амнистий Меня от манты не оградят. И есть ли завершающее У этой вечной повести в конце! Я умирал и возрождался снова Уже в другом, не родственном лице. Вновь кто-то юный и неосторожный На звук благополучие И у Гомера оставался ложным Поэмы сострадательный финал... Он сам-то знал, что стоят звуки эти, заданье— Человеком заданный Урок. В перерыве, пыльный и притихший, Молча ждал с обеда вожака, Чувствуя, как запросто мальчишки Гладят его теплые бока А. СИНЕЛЬНИКОВА. г.' Елец. звезда Башен кремлевских звездный свет Ласков почему? Где б ни бродил я по Москве, А приду к нему. С камней седых слетят но мне Давние годы. Ты улыбнешься в вышине, Алая звезда. Вспомню, как в детстве надо мной Луч склонялся твой. Конь бил подковой за стеной, Чуя дальний бой. Это тебя у Дон-реки Видел я с крыльца. Ой, верно, ты с буденовки Моего отца. И. СЕМЫНИН. Спящим под звездами Сквозь черный дым вела вперед дорога, Когда от взрывов плавилась броня... Вы смело шли, нахмурив брови Нас от штыков захватчиков храня. 1$ долгу пред вами наш поколенье, Отцы и братья старшие мои: Вы целый мир спасли от разрушенья, Вы солнце от затмения спасли! Немало звезд на кладбищах мерцает, Они не с неба выпали сюда... О мужестве их свет напоминает Оставшихся бессмертными всегда. И, если что... горит в нас ярость та же, В нас мужество отцовское живет. И никакие силы не прикажут Остановить движение вперед! Одиссей Сны детства Я сегодня был во сне счастливым. Там метнулось время вдруг назад. На закате солнце над заливом Плавало Богами проклят, С вышней волей в ссоре, Я пребывал на зло судьбе в живых. Меня швыряло Средиземноморье Среди земель, но вдалеке в реке, в м о т глазах. себя мальчишкой Крылатою укачивая Сквозь бездну бед, Минуя тьму и тлен, Меня привел мой автор к этой встрече С густым многоголосием сирен. Созвучья, нарастая, не оставят На весь твой век ни часа тишины. Лишь голоса, сплетаясь, будут таять На грани нереального _ с земным. .И очень просто — все забыть с улыбкой, Чтоб за пределом роковой черты Стать данником мятущейся и зыбкой, Магически манящей красоты. И счастье — мимо, и удача — мимо. И- прошлого уже не возвратить. : И будут путь к дверям моей любимой Удачливые мальчики торить. Ей пальцами в тоске впиваться в локти, , Ночами стыть у окон В праздник, что -бывает раз в году. Как флажки, рябиновые гроздья Осень поразвесила в саду. На коврово-радужной тропинке Я, от всех невзгод отрешена, Сердцем повторяю без запинки Тс слова, что шепчет тишина. А в кустах какая-то пичуга - Песенный ведет Словно предлагая мне, как другу, Для .стихов сложившихся Ч Е Л О В Е К НА ЗЕМ Л Е Отцы тыновей называют; «орлята».., И это, конечно, не зря: Дрались на фронтах молодые ребята, Когда занималась заря. Ковыльные степи тревогу трубили, — Орлята на помощь пришли. Свободу они от врагов защитили, Но многие в битвах И помнит народ их заслуги былые... Воспряли орлята опять: Из бронзы стоят они, будто живые, И сверстников учат летать. Сегодня идут комсомольцы-орлята На подвиг по зову Когда я увидел эти рисунки, то был и обрадован, и, сознаюсь, несколько сму щен. В них чувствовался поиск художника, и в то же время удивляли необычность формы и своеобразие техники. Особенно озадачивали явные следы влияния' такого мастера, как Пикассо. Невольно подумалось о том, своим ли голосом говорит молодом художник, искренен ли он. Вскоре мне удалось проникнуть, как говорится, в творческую лабораторию Вя чеслава Щербины. Я просмотрел много эскизов и .набросков, предшествовавших созданию рисунков, понял направление его поисков, убедился в том, что Слева — человек способный и очень трудолюбивый. Рисунки его небытового плана. Его рисунки — это напряженные раздумья о человеке, о смысле его существо вания, войне и мире, о борьбе и любви. Этим, в сущности, и объясняется подчерк нутая их стилизованность, гротескность, приближающая их к плакату. Что же ка- доброты., Я Одиссей. Мне три тысз И волны все Кораблик И. ЗАВРАЖИ». Экскаватор На заре, в дремотной синей рани, Задрожал от гула " горизонт: Экскаватор медленно, - - с урчаньем Двигался, как древний Тополя глядели удивленно, Вздрагивая сонною листвой, Как он шел, огромный, разъяренный, Доставая небо головой. Рыл он землю е силой первозданной, От понятий жизненных далек, И знал, что выполнял В Америке и Африке ,Из портов и гаваней По лужицам кораблики Сегодня вышли в плаванье. По лужицам, по Лужицам, Впервые! Ну так что ж. Что здесь не море — улица, А ты на ней живешь. Зато какие парни Наши капитаны! У них сверкают золотом На шапках якоря. Им ночью часто ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ* Фотоэтюд В. Елыпаева. Не забывает шаг $ 4 влолжэ объяснимо , , у манера Славы еще ,г \ . упорно вырабатывав ■ное у других со св Лишь отраженные деревья Машинам окна зеленят. А я шагаю по обочине Там, где дорожные столбы. И я ничуть не озабочен Ничтожной скоростью хотьбы. .Мне по ноге земля. , А небо, Я полагаю, плечу. Не жди, ты не дождешься, Пенелопа: Сирены ждут, сирены ждут меня. Хитро смекнув, друзья закрыли уши, Храня себя для быта, для семьи. Как вам живется в вашем равнодушьн, Друзья благоразумные мои?. Я уже сказал о том,, что художник еще очень молод.’ Ему Двадцать один год. Ра ботает он на Тракторном заводе. ...И каждый вечер, вернувшись домой, ом вновь и вновь берется эа карандаш, перо, -кисть. Поиск продолжается. Поже лаем же художнику успеха. И. РОЗЕНФЕЛЬД. Здравствуй, добрый, отважный идальго. Ты сегодня пришел ко мне... Посмотрел, улыбнулся печально. Латы снял и поставил к стене. Ты совсем не воинственный, слабый... Чуть усталый и грустный слегка... Кто-тебя наградил буйной славой Седые океаны, Седые океаны' ■ мне шпагу свою протянул. И уже не Алонсо Кихано, Дон Кихот у меня в гостях. Мне понятно и вовсе не странно твою шпагу держать в руках. И отныне мне с ней не расстаться. Мне бороться с отвагой твоей, пусть кому-то и-будет казаться, м и д д»Ь1 СТАНОВИМСЯ овиде- Я Я !елями второго рождения I таг Я нашего города. Он похож | щ Я | |а ' гигантскую площадку, ■ " * ■^■"вею в строительных лёсая, • эквозь которые прогляды вают контуры по-своему красивого зда ния. Пройдет время, леса снимут, и помолодевший древний город, украшен ный заботливыми руками наших липец ких художников, воспетый а стихах на ших липецких поэтов, поднимется сим волом наших, шестидесятых годов — времени великих строек и городов, и характеров человеческих. Всесоюзной известностью пользуются не только липецкие металлурги, но и писатели, и художники. Наряду с изве стными писателями уверенно штурму ют вершены творческого мастерства я молоддо, набирающие салу дарования. Мы не собираемся здесь давать оценку их ' книгам: это дело к р а т кой ц времени. -Им решать, чье нм», занести в скрижали русской литера туры, а кому кануть в. Лету. И речь тут пойдет..не о литературных, а скорее. об окололитературных делах. Па недавнем собрании писателей юные авторы сетовали,, что .им не по- мог.ают расти творчески; что их не из дают издательства и не печатают мест ные газеты. Здесь же было предложено . организовать студию молодого лагера- гора' или клуб, нечто вроде кр\жка но интересам, чтобы учиться' профессио нальному (!) мастерству. А один из мо лодых авторов попросил: — Надо бы отделению писателей пригласить к нам, молодым авторам, рабочих с предприятий для более уг. дубленного изучения жизни (?). Учеба молодым нужна, но увы, учеба не профоесноналыия, а учеба серьезно му отношению к жизни, к самим себе; к своему творчеству, уяе§р прежде все го труду. ... ' , Короче говоря, нужиа-то такая -уче: ба, которая бы помогла каждому, пы тающемуся расставлять слова на бу маге, понять, кто он на нашей грешной земле, что он -значит, соответствуют ли его запросы и : притязания сделанному Опсуда такое самомнение у мододых, еще не написавших ни одной дельной и роки? И туг приходится говорить о том, как с ненужной торопливое!.ыо и чрезмерной охотой отделение Союза пи сателей облачало в тогу молодого поэ- А мне почему-то не спится». , Или еще: «А дорогу опять завьюжило. Над дорогой опять безмолвие Лишь холодное звездное кружево И тоскою оно наполнено». (О. ДОЛЯ). Так н хочется -сказам, автору: стра- яешь бессошнщеп — принимай сно- ворное, а не прибегай к помощи сти. тв. Если г. первом случае можно сне этов, го получается этакий чувстви тельный хлюпик, безвольный и бессиль ный, с душевным надломом, вечно поющий Бе .-почвенного ньпъя в стихах начинающих авторов хои, лопатой вы гребай.. И вот* этою хлюпика провоз-.; глашают дзтЙим современником. “ Мы привели стихи . трех авторов: Б. Кануны, О. Доля, С. Дедова. Мы могли бы назвать здесь и 11 Кур- лову, п других. Но мы ведь не со бирались писать рецензии, а намере вались поговорить о делах окололитера турных. 11 уж коль скоро сбились на менторскийто+ 1 , то затем; •чтобы отве тить.': авторам,.почему их .не печатают. И серьешо об этом говорим только потому, что авторы, предъявляют серь езные нам претензии. , Все в юности рифмовали строки или во всяком случае шлялись зго делан, Но лишь едншшы из тысячи^ стали ' уюэ - глашатасм своего времени. Всем памятна история молодого и способного поэта Бориса Капусты; Учился парень в школе, шкал вполне приличные стихи. Его охотно печатали, хвалили и . не заметили, как вырос.., «свободный художник.». Уверовав с на шей легкой руки в свой талант, он ре шил, что ему все позволено, что та ланту подобает чрезмерное пристрастие к спиртному, что «свободный худож- глаза, и мир ьидит только через пере шит оконных рам. «Темнея коридорное стекло. Как нынче рано начало смеркаться... Я знаю — время истекло, Я знаю — нам пора расяагься. Я ухожу в туманные мосты, В разлуку ухожу н в лиственную проседь, Три фонаря, как желтых три звезды. Которые вот-вот погасит осень. заглянуть мне в глаза? Иу, не надо, Алонсо, не надо... Я утешить тебя не умею... Хочешь, я отыщу Россинаига? Хочешь, стану твоей Дульсвнеей? ...Улыбнулся, глаза поднимая, Тень -ушедших не измерить. Что ты можешь, девчонка смешная? Много, рыцарь, могу я: верить. И мечтать. И в глазах видеть звезды. И сквозь туч», усталые — небо. Разметать голубые версты, чтобы в жизнь обратилась небыль. Торжественный м спокойный. Чуть смутившись, неслышно вздохнул... Разбежались морщинки I ДЕЛА ОКОЛОЛИТЕРАТУРНЫЕ с ветряными мельницами... Липецк. Рит К. Щербины. • В связи с 91им нам бы хотелось упомянуть выступление. члена Союза писателей И. Ботвинника га собрании писательской организации.' Пе переда дим дословно его речи.1' но смысл сво дился к следующему. 4, ,!- Пусть, де, типу Г ;еГ>е стихи, помести, Ьоадайы -Это лучше, чем- пристрастие к спиртному и хулиганствог? Йус?ь- зани мают свободное время." . - ^ Мы тоже не против такого приклад ного, ан гаалкогольного. тав'бкаЗ’а|$4'на значения 1 ворчеыва .По, согласитесь, Что этого :лишком мала "для того,’что- ;бьи пи зывтпшя поэтом, и это, на наш взгляд, не даег права ни выступать то сцен, ни бягь изданным. ’ К увлечению в (аком случае нужны талант и фуло- любие, четко очерченная жц шинная по-. 'зийНЯ и стойкое убеждение.'Этому-то и нужно учить молодых поэтоз. .Учить, а ,не растя 14 окололитературных стктбвв, р . поцан.п е Темнеет коридорное стекло, Короче дни становятся, короче Нам не хватило дней, к чему говорить о поэзии, то здесь нечто аморфное, которое кажется , стихами тольк з на первый взгляд. Ибо никак не могут «грустно яеть клавиши лунными всплесками». И, как достоверно известно, когда плывут «над миром» «тяжелые черные тучи», то звёзд косматое, ни причесанных не видно, -„г- , - Хмурое небо, мрачная осень, черные тучи,'1тоска, разлука, взспоЯинания о дстс 1 вг — вот неизменные "нтбуты пээгаки юных авторов. «Какая 1 ишина! И как ус Iало звезды бессонную тоску несут через века, всем отдавая по лучу сомненья, Спокойно и торжественно, (С. ДЕДОВ). Если суммировать, как выглядит ли рический герой в стихах мэлбдмх но А значит, время истекло...». (Б. КАПУСТА). Бедность тематики, отсутствие мыс ли, самокопание в мире пустых пере живаний — следствие познания мира лишь визуально,, да и то, как мы ска зали, через переплет озонных рам, свойственно н другим авторам . Вот второй пример. «Тяжелые черные тучи Плывут над миром печалью. Топкая детская ручка Трогает клавиш рояли. Тихие звуки плывут. Полные нежности детской, Клавиши грустью ноют Лунными всплесками. Ночь бесшумно-крылатая Садится огромной Птицей, В небе звезда косматая. или несколько мыслей о молодых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz