Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1968 г. (г. Липецк)

В ОБЛАСТНОЙ хомсомольской организации идет подго­ товка к очередному пленуму обкома ВЛКСМ, который рассмотрит вопросы р повышении роли первичных ком­ сомольских организаций на селе. в публикуемой сегодня статье В. Алибекова «Помогите стать трактористом» подняты важные вопросы о професси­ ональной ориентации выпускников сельских Школ, о необхо­ димости раскрывать перспективу родного села, хозяйства пе­ ред школьниками. Огромную роль здесь призваны сыграть и руководители школ и хозяйств, и комсомольские организации колхозов и СОВХОЗОВ. ч Редакция просит читателей, специалистов села, механиза­ торов, учителей принять участие в подготовке пленума, вы­ сказать на страницах газеты свое мнение по затронутым в статье проблемам. - К ОГДА мы подъеха­ ли к Платам,, над селом уже опусти­ лась звенящая мо­ розная ночь. В прав- ■'лении было дусте, лишь секретарь комсомольской Организации — Шура Солома­ тина — склонилась над жур­ налом. Она вызвалась прово­ дить к месту ночлега. .- .Идем широкой улицей. Над крыша­ ми угадываются .телевизион­ ные антенны, приветливо иод- мигивают ". теплые квадраты окон. Тишина. В жарко натопленном доме встречает радушный хозяин. ■— Петр,—рекомендуется он, Протягивая крепкую руку. ©н невысок? коренаст. - -г- Садитесь, ребята, есть,— приглашает хозяйка, мать Пет­ ра: Потом мы шли с Петром * клубу. Петр — шофер. Возит «са­ мого». Он с восхищением рас­ сказывает о технике, которая появилась в колхозе, о сверст­ никах. - — Только' мало осталось ре­ бят, — со вздохом завершает ом—Разъезжаются, а работы интересной хоть отбавляй... Клуб. На стенах изморозь. Все в шубах, в теплых шай­ ках, валенках. После кино традиционные танцы. У сцены лениво . переминаются три- четыре пары. Еще несколько человек сидят поодаль, курят, грызут семечки. Холод начина­ ет, донимать, и я приглашаю т - очередной танец девушку. Нина, так звали ее, выросла в потомственной семье хлебо­ робов. Получив свидетельство, об окончании восьми классов, поехала искать счастья в го­ роде. Работа в дистанции пу­ ти пришлась ей не по вкусу: . интересно ли вбивать костыли в шпалы? И она вернулась домой. Сейчас работает пова­ ром. Стараясь нс выбиться из ритма, Нина продолжает рас­ сказ: Почему не осталась в колхозе сразу после школы? Сама не пойму. Девчонки по­ ехали, за ними и 'я. Может быть, от того, что, сколько пом­ ню себя, и родители, и учителя расхваливали городскую жизнь. Вое, -мол, там хорошо: зара­ ботки большие,- отдохнуть можно весело. Вот сейчас ра­ ботаю поваром, довольна, а когда кончила школу, столовой у нас не было. рое в будуЩяй агрогородок. А они бегут... ...Лукьяновекая средняя шко­ ла. Какие планы на будущее, ребята? «После окончания ин­ ститута,— пишет один из деся­ тиклассников, — буду жить в городе. Почему? Потому, что со специальностью, - Котору* думаю получить, трудно байта работу на селе. Если к тому времени хозяйству потребуют­ ся радиотехники (а я мечтаю именно об этой профессии), то С удовольствием вернусь в наш колхоз*. Другая девчонка, Нина Лу-. качева, говорит: «Я мечтаю о специальности культпросветра-. богянка. И мне. так хочется, чтобы клубы, библиотеки были 8 каждом селе, чтобы культу-, ра наших деревень равнялась с городской. Й тогда - незачем будет «убегать» в город в по­ исках лучшей жизни*. Все это звенья одной цепи: и рассказ Петра об умной технике, и растерянность Ни­ На трибуну комсомольского пленума Здесь уместно обратить вни­ мание я на такой факт: у ре­ бят есть какие-то перспекти­ вы роста,- классность введена как у шоферов, так и у меха- низа торов. 6 прямой зависи­ мости от класвноста и тарабо- тогк. Кроме того, и тракгорн- <зты, и шоферы в большинстве Случает ; : работают ; посменно.. -■Девушки н здесь «обижены».. Доярка остается -дояркой, не­ зависимо от того, сегодня она пришла на ферму или . работа­ ет уже 10—15 лет. Вполне понятно, что это не по дуйте девушкам, и они ухо­ дят в город. Молодежи свой­ ственно искать общества своих сверстников. Поэтому вслед за девчатами тянутся и парни. Еще из коридора я услы­ шал диалог. Густой бас то умоляюще, то требовательно гудел;- „ I Г 10М0ГИ1 ГРАКТОР ’Е СТАТЬ ИСТОМ# •чО.У'' Давно спит Петр, а ко мне сои не одет. Мысленно брожу по пустынным улицам, загля­ дываю в осиротевший клуб, слышу откровенный, немного грустный рассказ Нины. Что не устраивает здесь пытливых, образованных парней и дев­ чат? ...Серый, в яблоках, мерен бежит резво. Из-под копыт ле­ тят комья снега. Дорога кру­ то спускается в овраг, на дру­ гой стороне которого — село. Федор ; Фролович Макаров, председатель колхоза имени Лермонтова, с. трудом удер­ живает сани ~на краю обрйЩа. —- Не пойму, что им надо? —продолжает он, когда снова выбрались' на равнину. — З а ­ работок механизаторов, шофе­ ров, животноводов — от з вось­ мидесяти до: ста двадцати руб­ лей. Недавно пот на правле­ нии решили оплачивать труд выпускников, остающихся . ра- ботать в селе, на двадцать процентов ' выше, чем колхоз­ ников, не имеющих образова-. ния. Есть хороший клуб, сред­ няя школа, электричество. На­ ны при определении жизненно­ го пути, и неустроенность до­ суга и . быта, и раздумья ш к о л ь н и к о в . И вполне естест­ венно, что все связывают свою .дальнейшую жизнь с возмож­ ностью применить накопленные знания. . Для парией выбор профес­ сий на селе более широкий: механизатор, шофер, электрик, ' слесарь, механик. Эти ' специ­ альности в какой-то мере удовлетворяют их запросы. Использование женского тру­ да все еще остается пробле­ мой. Девчата работают агроно­ мами, учителями, врачами. Но для этого надо1окончить ин­ ститут или техникум.' А из массовых? Доярка, снекловпч- тншя, воспитатель в - детском- . саду. И в большинстве своей рабочие руки нужны там, где наряду, с умнейшей техникой ■царствуют ви.ты и лопата. Как . относятся к этим профессиям девушки, красноречивее всего говорит статистика: В колхозе имени Жданова из тридцати ■ двух механизаторов девятнад­ цать человек до, трндцатилст- него возраста, а в животно- ■ водстве их всего восемь из пя­ тидесяти восьми. челн переселять семьи с хуто- :ЦШШШтЖШЖЖ1МШ»тЖЖШЖЖШШШШШШЖтШ11ШШШШШШ1Ш11ШИШШШШШ11Ш1|1Ш111||ШШШ|> ': ОНАЕТЕ ли вы, что про- Обучают искусству общест­ ве ^фессия кулинара такая же венного домоводства квалифи- = древняя, как и астроном? А цированные специалисты. Воль- Е один мудрец даже утверждал* шинство из них молодые, а 5 **то изобретение нового блюда пятнадцать—воспитанники это* Е для человечества гораздо важ- го училища. Знакомьтесь, это Е нее, чем открытие еще одной — Лидия Фоменко. Придирчи- — звезды. Мы, конечно, несколь- во наблюдает она за действи- Е ко иного мнения на этот счет, ями своей ученицы отличницы Е Однако давайте вместе север- Зины Кузнецовой, которая про- Е шим небольшую экскурсию дв ходит практику в кафе «Крло- Е профтехучилище № 3. бок» (снимок вверху). Е ...Без четверти девять. К Немного растерянный вид у = Просторному зданию устрем- девушек и ребят двадцать пер- Е ’ ляетея шумный поток парней вой группы (снимок справа Е я девчат. Будущие мастера хо- внизу). “ Их можно понять: ведь сегодня первый день са- “мостоятельной работы, ро кто рошего настроения торопятся в свои группы. А их немало—- тридцать одна. Это самое большое в области училище. В нем занимается почти тысяча человек. Готовят здесь не только поваров, но и продав­ цов, а с этого года и специа­ листов мясо-молочной промыш­ ленности. У будущих мастеров Р в с е и с а — Да поймите же, Михаил Игнатьевич, больше так нель­ зя! Давайте ’ хотя бы двух человек. Который месяц рабо­ таем без выходных. Ему отвечал ровный винова­ тый баритон: ■— Прося, не проси —людей нет. Рад бы, как говорят, в рай* да.., Дальше объяснение пошло в бешеном ритме, а еще через минуту из кабинета выскочил мужчина всклоченный, раскра­ сневшийся. _ ' Михаил Игнатьевич Крас­ нов, «сам», как .назвал его Петр, сидит спиной к окну, навалившись на стол. В угол­ ке, рта зажата вздрагивающая папироса. На столе обломки так и не_ зажженных сцйчек. Знакомимой. Рассказываю о минувшем вечере, о мыслях, возникших после него. — И вы о том же,— вздох­ нул . председатель.—■Только что был заведующий фермой. Выпь да положь ему людей.; А где, я их возьму? -Мне при­ ходилось говорить.с. вьшускни- , нами школы, просить девчат идти работать на фермы. Но что толку? Говорят, разве мы с вилами незнакомы? Михаил Игнатьевич расска­ зывает о прошлом и будущем . колхоза. Несколько лет назад здесь было всего семь автома­ шин и двенадцать, тракторов, примитивные животноводче­ ские постройки, не было элект­ ричества, не хватало воды. Урожай зерновых составлял 8,7 Центнера с гектара. Теперь значительно вырос автомо­ бильный и тракторный парки, скоро вступит в строй механи­ зированный комплекс по от­ корму крупного рогатого ско- ;та, ’ появились .новые улицы. Говорит о будущем агро- городка', в котором будут и комбинат бытовых услуг, и ба- . ня, и парикмахерская. К до­ мам колхозников подведут газ, .воду. Появятся новые профес­ сии: парикмахер, швея, меха­ ник по ремонту ,радиоприемни­ ков. Телевизоров, бытовых электротоваров. — Знают ли обо всем этом школьники? . Огонек в глазах Михаила Игнатьевича, с которым он рисовал будущее колхоза, по­ тух, Примерно такую же реак­ цию этот вопрос вызвал н у директора Ддатовской средней школы Ивана I Маг аесвмча Кремнева я у его коллеги из ■Дукьяновкн . Михаила Дмит­ риевича Демкина. Не в этом ли гордиев узел? Ведь . пять­ десят три из шестидесяти се­ ми опрошенных овязыьают свое дальнейшее. место жи­ тельства с выбором профессии,, перспективой утверждения сво-, его «я». : ■ .. Как искать ее, эту перепек-. тиву? Кто поможет молодому человеку?. Комсомол? Школа? Колхоз? В прошлом году жда- ,ловцы должны были получить десять' автомашин. Правление обратилось к ребятам. Отклик­ нулись. Обещают хозяйству: новый мощный трактор К-700, и едТт учиться на курсы ком-' сомолец Михаил Стребков. Как говорят, «гром- не грянет, му­ жик не. перекрестится». При-: мерно .по этой пословице дей-.' сгвуют пока что в болыишпт-' ве сел. Научились планировать; выход продукции, за много лет: вперед видам перспективы раз­ вития каждой отрасли произ­ водства. А кадры не считаем. Не раз и не два в мравле- ши колхоза заходил разговор о кадрах сред-,.его звена. М. Й, Красной считает, что возглав­ лять бригады должны специа­ листы , сельского хозяйства,, имеющие,. по крайней мере, среднее специальное образова­ ние. Но дальше разговоров де- .чо не шло. Между тем четыр­ надцать реб-йт пишут в анке-. тах, ч 1 о нм нравится работа агронома, зоогехнпка, механи­ ка. .............. Вот тут-то широкое поле деятельности для-школы, ком­ сомола. Показать молодежи красоту работы, хлебороба,- привить ей любовь к родным Местам, чувство гордости за; своих односельчан, приподнять завесу над будущим села. Ведь случается, как это было с Ни­ ной Горбачевой, что уезжают в город не. потому,, что ищут романтика, Просто не знают куда податься, не видят при­ менения своих сил и знаний в колхозе. Никто чтим не хочетч зани­ маться. Школа кивает на кол-* хоз, колхоз—на школу. А пока они г, увлечены этим занятием села пустеют. Не надо б#гпо^ мощно разводить руками, Ми­ хаил Игнатьевич, не качайте! сокрушенно . головой, Федо|1 Фролович, не ждите у «мор* погоды», уважаемые директо­ ра школ. В селах есть все: с каждым днем они благоустро­ еннее, растут, клубы, крепнет экономика хозяйства, пришла мощная техника.. От вас зави­ сит кто станет' управлять ею, * Видно, как растут тени. Они ползут с запада на восток по сверкающему блестками сне­ гу, забираются на стены но­ вых домов:.. Мальчишка, за­ жав коленями портфель, вни­ мательно смотрит, как бульдо­ зер сдвигает вместе со сне­ гом крышу с грубой. Село об? новляется. На поднятом квер­ ху, усеянном веснушками ли­ чике мальчишки восторг. —• Кем будешь, малыш? — Трактористом! Укрепите в нем эту мечту, В. АЛИБЕКОВ, наш спец. корр. Г||1Ш11|||1Ш!Ш1Ш111М11>1Ш1|111Ш1!Ш|1111Ш11П1111111ГШШ11Ш1111!111ШШ11(Ш>2 знает, может, точно так же лы. Кстати, деньги наих «бо- приходилось начинать и самым рудоеание ребята и девча!а замечательным волшебникам заработали сами. Каждый год кухни! о«и выезжают в колхозы и Современная пищевая про- совхозы. В свою копилку вло- мышленность — это обилие жили шестнадцать тысяч руб- самых разнообразных машин, лей. Лида Шуйская (снимок слева внизу) — будущий маслодел. Она уже сейчас знает; как пользоваться десятками при­ способлений. Интересно учиться в ГПТУ № 3. Здесь есть прекрасные кабинеты эстетики, краеведе­ ния, спортивный и актовый за- В училище все комсомольцы. Это благодаря им училищу присвоено недавно звание вы­ сокой культуры и быта, вруче­ но два переходящих Красных знамени, много раз награжда­ лось оно грамотами. Л. ДУБОЛАЗОВ. 'Швкшмяшш 7|1Ш1||1Ш1ШШ11!11Ш111!МШШН!Ш1НШШШШ11Ш11ШШ1Ж!1|1Г!ШШ1П1ШПШ1Ш(ШШШЖ1Ш>1!МШЖ1ИШШ1Ш)11!1111!ШШ111!МШ1!ШШ!!ШШ!11!1ШЦШШ11И11|1!!11Ш11ШШИШ11Ш111111Ш!ШГС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz