Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)
кп на тактических.\ и - >ага» ведется перепра- треграду. . Фото К. Куличенко. Фотохроника ТАСС). У этой книги — сотни страниц, а авторов -г- { миллионы. Это сборник документов и материалов * об участии комсомола в Великой Отечественной г войне. Он подготовлен Главным архивным управ- » пением при Совете Министров СССР совместно е X Отделом истории Великой Отечественной войны % ИМЛ при ЦК КПСС, выйдет в издательстве «Мо- } подая гвардия». $ Перед читателем пройдут документы, написан- * ные 20 пет назад теми, кто ушел на фронт со • школьной или студенческой скамьи, из родного * цеха или колхоза. Теми, кто сражался с врагом в * партизанских отрядах и подполье, кто ковал * победу на заводе и в поле. Многие е честью ^ прошли через горнило войны и встретили свет- * лый май 1945 года. Но многие не дождались по- » бедного салюта. ♦ Сегодня мы печатаем первый из этих докумен- * тов — отрывок из письма в редакцию «Комсо- I мояьекая правда». » ИЗ ПИСЬМА В РЕ ДАКЦИЮ ГА З ЕТЫ «комсомол ЬС КАЯ ПРАВДА» П а р т и з а н в г о с т я х у школьников э т о м сомольцам и комсо молкам Советской -страны, всем юношам и девушкам нашей Родины, всему со ветскому народу о том, как малочисленная группа пограничников, а большин ство из них комсомольцы, мужественно сражалась с гитлеровскими головореза ми, вероломно напавшими на нашу священную землю. Теплое утро 22 июня. В 4 часа 15 мин-ут воздух по трясли артиллерийско-ми нометная канонада и треск пулеметов-автоматов про тивника. Отборные части гитлеровских головорезов с автоматами наперевес нарушили; государствен ную границу Союза Со ветских Социалистических Республик. Три пограничника под командованием /— ------ сержанта украинца Дани ленко Михаила Михайлови ча, находящегося на охра не государственной грани цы, приняли неравный бой, встретив противника огнем из ручного пулемета. Встречи с участниками Великой Отечественной войны всегда интересны, тем более, если тебе 12—15 лет. На днях в гости к ребятам Липецкой школы .№ 5 пришел бывший командир партизан ского отряда Михаил Никитович, Анипкин. Ми хаил Никитович командовал отрядом, действо вавшим в Псковской области с самого начала войны. В 1944 году в бою он был ранен, потерял зрение, но еще целый год продолжал руководить партизанами, уже будучи слепым. В 1945 году ^Михаил Никитович демобилизовался из рядов Советской Армии и сразу же пошел работать в отделение Всероссийского общества слепых. В прошлом году Анипкин успешно закончил педаго гический институт, сейчас он — председатель Ли пецкого отделения Всероссийского общества сле пых. И вот Михаил Никитович начинает свой рассказ боя около двухсот трупов своих солдат и офицеров и вынужден был отойти на исходные позиции... К 11 часам дня погранич ники наголову разбили про тивника и решительными контратаками отбросили за линию государствен н о й границы. К этому времени противник оставил на поле боя около 700 трупов сол дат и офицеров. Потери пограничников’ составляли: младшего убитыми и ранеными 40 " человек, Героичес к о й смертью в рукопашном бою погиб русский ком сомолец Баранов Алек сандр Алексеевич; уроже нец Ленинграда, предва рительно уничтожив в ру- Ведя такой бой, погра- копашном бою. 6 гитлеров- ничники отходили на заста- цев. Тяжело ранены млад- ву. В 4 часа 30 минут про- ший сержант Даниленко и тивник — у заставы, имея начальник заставы лейте- численное превосходство нант Дзутцев. Возложили в живой силе в 16 с лиш- командование заставой на ним раз, имея артилле- меня. рию и минометы, поддер- Силы пограничников та- живаемые с воздуха авиа- яли, враг сжимал кольцо цией... окружения; • Артиллерий- о далеких военных днях. Он описывает ‘боевые эпизоды, говорит о юных партизанах, находив шихся в их отряде. Ребята, затаив дыхание, слу шают о подвигах двенадцатилетнего Васи Чистя кова и ею сестренки Нюры... Взволнованы рассказом партизана ребята, вол нуется й рассказчик. Мальчишки и девчонки за дают М. Н. Аницкину десятки вопросов. А лотом читали стихи, посвященные Михаилу Никитовичу. Их написали учитель И. В. Познан- ский и ученица девятого класса Люда Иванова. В конце встречи Люся Панарина повязала алый галстук дорогому гостю, а весь зал подарил ему Свою пионерскую песню. Л. ФЕДОРОВА. г, Липецк. ■ - Средняя школа Л» 5. • * Как же сержант командовал ро той? — попытал я. — А вот как, — сказал Аникеев, под вигаясь ближе к0 мне й этим показы вая, что теперь он не потерпит больше вмешательства Шиленкина в разговор. — Как вышло приказание идти в контратаку, так поднял я роту и пошел. Как дошли мы до его позиций, так я скомандовал — в штыки! Было со мной тридцать бойцов. Поднялись они все и В один голос — вураЬ. Как крикнули «ура», так всю операцию и не переста вали кричать. И я кричал. — Какую операцию? — спросил я. — Такую операцию, что ворвались мы к нему в позицию и первое — на чали его колоть. Второе — он побежал, мы его бросились преследовать. Третье — мы очистили от него позицию, захва тили четыре пулемета, телефон и две рации, да винтовок... — И что же, все время «ура» крича ли? —• Одни уж начали винтовки сносить, которые захватили, а другие стоят с открытыми ртами, кричат. Я говорю, че го орете, трофеи надо подсчитывать, Наша победа. А они смотрят на меня, у них все еще рты не. закрываются. Двое этих ревнивых друзей по ро те — сержант и старшина, крестьянин и рабочий — останутся в моей памяти на долго. Но резцом какой, стали врежутся они в память друг другу, пройдя, дей ствительно, сквозь воду форсирован ных рек, сквозь огонь вражеских кре постей, сквозь трубы пушечных й мино метных жерл? Нет крепче в мире памя ти, чем солдатская память друзей, ис пытанных боем. И еще, в полку Макарова, выдалась Мне одна встреча, запавшая в сознание. Юношески чистые глаза, но без за стенчивости и без скрытности. Задор ные, но без нахальства. Походка на столько легка, будто ноги того и гляди выскочат из отстающих сапог. Голени ща, правда, больно широки, и почему не спадают сапоги—загадка. Ну, да конечно, ему всего девятнад цать: лет,, а позади — столько должно стей, столько званий: война любит бы стрый рост. И при знакомстве со мной он уже не называет себя Алешей, он уверен, что ему идет только полное имя — Алексей Иванович Зайцев. — Хорошо, Алексей Иванович, — го ворю я. — А давно'ли вы из школы? — Давно. — А как вы, Алексей Иваныч, учи лись? — Хорошо. — А сильно ли вы, Алексеи Иваныч, озоровали? — Сильно. Это все произносится серьезно и даже в предупреждающем тоне, в том смысле, что, мол, вы со мной как будто шутить собираетесь? — напрасно. И вдруг — совершенно ребячий, обра дованный смех, точно солнце брызнуло сквозь тучки: — Теперь, на войне, пригодилось. — Что пригодилось, Алексей Иваныч? — То, что сильно озоровал. Я обнимаю его с тем порывом вне запного расположения, который изве стен учителям, и задаю ему, как учи тель, задачу. — Ну-ка, перечислите мне, Алексей Иваныч, все должности, которые вы за нимали с начала войны и до сего дня. мне в глаза испытующе прямо и выго варивает с неожиданной, ярой занос чивостью: — Эк, я том ему покажу!., А что ему спускать? Он наших родных будет кале чить,, а <мы — смотреть? • Тут я заново вижу его глаза: нет, это не мальчик, не юноша, это воин, гнев- . ный, страшный и мстительный, мужест венный воин. — Откуда же ты такой родом взялся, Алексей Иваныч? —■ спрашиваю я. — Я чернский, — отвечает он. — Как чернский? — вскрикнул я. — Из Черни?! . . — Из Черненого района. Слово это пламенем осветило мне •разваленный германцами котда-то ми. . лый городок — кучи и горы осквернен ной почвы, поросшей непролазным бурьяном. След землетрясения. Былье: Так вот как мстит маленькая Чернь з а .евре поругание! Вот какой огонь посылает она вдогонку за изгоняемым из нашей земли врагом! Вот он, фактор времени в войне: неудержимо быстро созревает молодое племя воинов, из мальчиков делая мужей и мужей пре вращая в богатырей. И тут я ясно увидел, как всякий го родок, каждое селенье и каждый двор, каждый дом, разрушенные нем цем, отправляют на великое поле боя своих беспощадных отмстителей, на полняя сердце. их болью за.родину и напутствуя —• сим победиши! Еще раз обнял я Алексея Иваныча, мальчика—мужа, м сказал! — Хороше^.Алексей Иваныч, иди на Берлин солдатом. Все равно вернешься ты офицером. (АПН). . " 1943’ год, _ ’ . ’ . _ ' извели в сержанты. К моменту наступ ления на Орел он — первый замести тель командира взвода автоматчиков. Когда выбыл командир, он заменил его и командовал взводом до самого Орла, где «попил чайку» (словечко свое дело делает •— привилось и живет!). — Ну, отличился все-таки чем-нибудь или нет? — Так, просто. Где увижу немецкий пулемет — сейчас автомат за спину, пулемет тяну. Комбат это заметил и назначил меня командиром пулеметной роты взамен выбывшего командира. 2 так ротой и командовал, пока не дали нового командира. — Ну, а зее-таки, что же ты такое сделал, что к тебе такое доверие? — А ничего. Не дал ребятам в пани ку бросаться, У меня ребята держались во как! — Кем же ты сейчас? — Сейчас — командир расчета пуле метной роты. Меня учиться посылают на офицера, а я не хочу... Почему не хочу? Вот когда победим, тогда за хочу. — Ты офицером и победишь. Офи церы армии, знаешь, как нужны? . — Я раньше до Берлина дойду, — выпаливает он, и вдруг опять у него вырывается мальчишеский смех. Но он сразу подавляет его, смотрит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz