Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)
двоечник, завтра—,трудный“ ■ ■ ■ ПОДРОСТКУ - А А Й Г Второгодничество , попользуется сей-' час зачастую, не для того, чтобы обучить ребенка тому предмету, в котором он отстал, который ему трудно дается, а как карательная, принудительная мера. Но давайте подумаем вместе: педаго гично ли оставлять ученика на второй год?.. Смотрите, что получается... Вот ©иазался мальчишка снова в пятом, или, скажем, в ^шестом классе. И с пер вых дней от него можно услышать то же, что он говорил в прошлом году: — Забыл тетрадь... Не понял... Не запомнил... Снова его отвлекает все случайное: что-то упало, кто-то получил .замечание. А если и не отвлекает, ему хочется за няться чем-то посторонним. Ведь в прошлом году он уже слышал на урожэ то, о чем говорит учитель. И снова двойки, как и раньше. Начинает про слеживаться неумолимая, цепочка: се Судьба подростка, его будущее волнует всех. Особенно сильно — судьба тех мальчишек и девчонок, которые стали по каким-то причинам «трудными». Воспитание подростка — сложная задача. Возраст от 13 до 17 лет, пожалуй, са мый решающий в жизни человека. Именно в эту пору определяется его харак тер. И от того, кто рядом с подростком, кто помогает ему выбрать пути в жизни, одним словом, как воспитывают, от этого во многом зависит лицо поколения, идущего на смену нынешнему. На этой странице мы публикуем несколько материалов, в которых разные взгляды на «проблему подростков». Вот и давайте, дорогие читатели, обсудим эту проблему вместе, сообща! Ждем ваших,писем!.. В ЭТОТ день сорок от- И куда делись напускное Как-то приходит к Вален- чаянных мальчишек, равнодушие и бравада. тине Николаевне отец Юры которых, обычно на- — Хотите научиться это- М. и говорит растроганно: зывают «трудными», а бо-му? — спросил мужчина, — Спасибо большое... лее откровенно—хулига- — Хотим! — раскатилсяРаньше порка не помогала, нами, получйли по почте по залу дружный ответ. а теперь слова стал слу- письма такого содержа- —• Ну, а раз так, можно шаться. И учителя переста- ния: «Если ты не трус, при- приступать к операции. На- ли жаловаться, и дома по ходи в Дом культуры заво- зыаается она — «Арена могаёт... да «Свободный сокол» смелых». Каждую неделю Вален- двадцать первого ноября Через несколько минут тина Николаевна проверяет 1963 года в двадцать часов ребята забрасывали во- дневники «артистов» и сра - вечера, левое крыло, вто- пррсами и Валентину Нико- достью отмечает, что' двоек рой этаж. Есть интересное лаевну Татаренко, заведу-, становится все меньше, дело. О письме—никому ни Тощую детским сектором Бывшие сорванцы стали слева». Под письмом стоял дворца, и Василия Ивано- активными организатора- шифр «АС». вича Журавлева, препода- ми всех утренников, вече- Подкупали и- категория- вателя пединститута, и сту-. ров, диспутов, клуба ате- ный тон приглашения, и дентов: истов. На прошедших но- откровенный вызов («если — А как?.. А где?.. А ско- вогодних утренниках Кеша не трус!»), и заманчивость ро?.. -Богомолов вел все клоуна- предложения («есть инте- Интересное дело захва- ды. __________ ___________ _______________________________________Доверие — вот что тронуло ре бячьи души, И те перь на репети ции цирка прихо дит около двухсот ребят. Скоро, очень скоро раздвинет ся занавес с круп ной н а д п и с ь ю «Алые паруса» (так' называется цирковая феерия), и ма- фрёгата годня — «случайная» двойка, завтра — двоечник, послезавтра — второгодник, еще через некоторое время — «неспо- ь собный» и, что самое страшное, «труд ный». Кто же виноват в том, что в нашей школе, как и в большинстве других, в конце каждого года педсовет с досадой, с болью вынужден решать судьбы мно гих мальчишек ( главным образом, их) только та*: перевести в другой класс или оставить на второй год? Может быть, учитель?.. Но в том-то и трагедия, что учитель, как ’правило, почти всегда дббросове-: стен, не жалеет ни времени,., ни сил, что бы исправить создавшееся положение, •сам волнуется и страдает. - По-моему,, беда в том, что мы " при нуждаем, а не воспитываем в учениках желание учиться. Самое заметное, «ка чество» учеников-двоечников — неже лание и неумение трудиться вообще. ■Ведь не исключительные же личности ‘ те, кто учится . хорошо! Просто они усидчивее, работоспособнее. А что.мож но ожидать от ученика, который ни ра зу в жизни не пережил гордость тру- •женина?... Поэтому, мне кажется, про блема второгодничества упирается в ■другую — как воспитать в учениках' . . . . . . волю, выдержку, способность перешаг- . ся> подростки получают двойки, «сидят» ■нуть через барьер «не хочу» и «не мо- но два года в одном классе, становятся ту». \ . ' : . ; . «трудными»?.. ~ " Как это сделать? В этом направлении . А. ШАЛАМОВА, в последние годы ведется большая ра- завуч Липецкой школы № 4. бота и в школе, и вне ее. Новый ли пецкий метод ведения урока -ведет к возрастанию работоспособности учени ков, они становятся организованнее дисциплинированнее,' проявляют боль- - тую Сознательность и активность, боль ше уверены в своих силах :и умении. И все равно число «трудных» и «непод- дающихся» не уменьшилось. Вот какая закономерность обнаружи вается. Как правило, у большинства второгодников или неблагополучно в семье, или родителям «нет дела» до то го, как учится и как ведет себя их сын или дочь. Например, Владимир С. не ночевал дома, а мать снисходительно говорит: — Куда он денется? Вернется..: Не успевает по многим предметам и Витя П. Но отец не хочет заниматься с ним, выпивки .ему дороже. До тех пор, пока требования школы и семьи не будут едиными, нет смысли ве сти разговор о разрешении проблемы второгодничества. Двойка — признак серьезной «болезни». Значит, нужно из- ; менять уклад жизшГв семье, потому' ‘что • он был неподходящ для подростка, не воспитывал в нем нужных'качеств. ' Быть ..может, существуют и другие веские причины второгодничества. -Этот |вророс .нуждается в .серьезном обсуж дении. Но то, что нужно не принуждать ученика учиться, а помочь ему самому захотеть этого, устранить разрыв меж ду требованиями школы и неправиль- ными требованиями семьи, — на мой взгляд, бесспорно. До каких же нор можно терпеть ,тот факт, что, имея все условия для того, чтобы хорошо учить- 1111 я 11111 ■ЕН5 шш ш ни слова»). И вот, воровато озираясь, реское дело»), и таинствен- тило всех. По вечерам око Кость («о письме—никому ло Дома культуры уже не тросы огромногё было видно праздношата- «Дружба» начнут цирковое ющихся ребят: трижды’ в п р е д С т а в л е ,НИе . А пока ре- - - прргрнят ли? _ при- ^ ^ иЯ „ НИПостеХп^но" Г бята тренируются, отшли- шли двое, Ровно в восемь репетиции. постепенно, ис- подволь-, с большим тактом фовывают каждое деиже- и чуткостью В. Н. Татаренко ние. А кружок «Умелые ру-' делала им замечания: ’ ■ Ки» готовит' необходимый: — Не. нравится мне твоя . _■ прическа, Юра. реквизит.. «Артистов» по-: Паренек смущенно пере- здРаелять еще ра” ° ' 8 ЕОТ! -Минался с ноги на ногу, в под- . собрались все сорок —- в расстегнутых; пиджаках, с нечесаными в и х р а м и, многие, даже не сняли ша пок. Настроение откровен но враждебное. — Знаете, ребята, какое у нас к вам дело есть?, — назавтра , приходил сгЦзбсил ребят незнакомый стриженным. » жчина. Или: 1 - Гы-и... — ухмыльнулся - Вемя' 0 поч*“ У БОШСЛ парень, ейдевший около сег°Аня без стука? двери. — Скажите лучше, и мальчишка, никогда не зачем собрали? -—Йет,,не в милицию, — стараясь нё замечать ни блатного жаргона, ни гру- имёвший привычки стучать ся, извиняясь, говорит: — Простите, забыл. Говорить, что за три мё- оргамизаторов операции «АС», по-моему, Ведь операция-то удалась. Г. КУЛАК, старшая пионервожатая. Г: Липецк. бости, продолжал незнако- сяца ребята переродились, мец. — Хотим предложить конечно, еще рано. Но вам одно настоящее дело, сдвиги есть. Ребята стали Сейчас' я вам кое-что по- сдержаннее в выражениях-, кажу... значительно лучше ведут С этими словами он до- себя в школе, а ведь мно- стад шпагат и еще какие-то гие хотели вообще бросить мелкие предметы. _ Ребята учебу, переглянулись. Многие за интересованна ‘ подвину лись ближе. В руках муж чины исчезали и -появля лись различные предметы, одни «превращались» в другие. _ — Ух ты-и... цирк! — воскликнул кТЬ то. Ж } '4П т ЯИШ111 шш 1111 Выдался свободный час. Как .его провести? Это не беспокоит мальчишек и девчонок средней школы № 2 г. Липецка. Хочешь познать секреты «волшебницы» — иди к застуженной учительнице РСФСР Ирине Александровне Тачиной, кото рая ведет кружок юных химиков. А кого увлекают тайны чисел — могут запи саться в кружок математиков. Около 300 ребят занимаются в различных кружках. 1 Действует здесь и «Клуб старшеклассников».. . ... . На ‘Яиях, к примеру, прошел'интересный ®еч1|ИчкИокусство й религия», кото рый организовали юноши и девушки двух 'одиннадцатых классов. А взгляните на этот снимок. Вот так, по-разному, воспринимают Валера Ко ротких, Валя Коростелева и Надя Лелюх," ученики этой школы, успехи и" неудачи команд, которые встретились сейчас в «Клубе веселых и находчивых». Фото Ю. Ардашева. * Н ЕСКОЛЬКО лет я работаю пред- Шй НОИ люб ви лгало.. седатедем родительского комите та, и очень часто приходится сталкиваться е «трудными» детьми. И я задумываюсь: почему в наир дни, когда можно I к УслУгам мальчишек и девчонок бес- ‘ платные школы, клубы,. дома •пионеров и театры, все-таки из некоторых ребят вырастают бездельники и хулиганы?, Мы часто вызываем на заседания ро дительского комитета родителей этих детей, пытаемся разобраться в каждом случае и все чаше убеждаемся в. том, что в безобразном поведении детей ви новата прежде всего, семья. Замечащ такую особенность. В первом классе на собрания приходят. все роди тели, иногда лапа с мамой оба. В пя- ф ф том-шестом - десять-пятнадцать чело век. В восьмом — родителей -прнходит- доуправления, где коммунисты строго, ,ся собирать под расписку, иначе боль- по большому счету спросили с нею, ше пяти не придет. -Причины,’ на кото- занялся воспитанием сына, рые они ссылаются, обычно неуважи- Да, в том, что существует еще эта -тельные. проблема — «трудных» подростков, во Припоминается но этому поводу та- многом виновата безответственность кой случай. На одном из педсоветов об- многих родителей. Нё берусь утверж- суждалось поведение пятиклассника дать, что они ие любят своих детей. Славы Мешкова, Мальчик плохо учил- Но, кроме любви, нужно, наверное, еще ся, грубил,, учителям и товарищам, многое, а главное — внимательное, чут- скверноеловил. Отец пообещал, что при- кое отношение к самим ^подросткам, мет меры, будет чаще заходить в шко- И. ЗЕНЯКИНА, лу. До положение не изменилось. И председатель родительского только после того, как письмо было-на-- — ............. . -комитета- школы № 27. правлено в партком Студеновского ру- г Липецк. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz