Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)
Ю м о с т ь | г р у д о в а я | -------- -------------------- 1 Доброго пути, ! «Ч а й к а»! 1 В Этого завода пока что не найти в? справочниках Москвы. Но в один из* корпусов московских новостроек, в рай-5 оне Волхонка-ЗИЛ, каждое утро спе-* шат юноши и девушки. В проходной* они предъявляют вахтеру красные кни-$ жечки—удостоверения о том, что каж-2 *' * „ X гв»ЯГСВ<»ь ИМ Н й Ю . ЧТО них -учащийся школьного з а - | ШКОла - несколько сотен человек- дыи ; вода «Чайка». * Недавно состоялось торжественное от-» I крытие этого нового в столице молодеж-^ Iного предприятия, выпускающего элект-} ; рОПрибОрЫ. | ’ Такой завод пока единственный в Со-? ; ветском Союзе. Свыше 1.200 ребят из че-? ; тырнадцати школ Москворецкого района? ;столицы числятся в «штате» завода. Они $ :совмещают учебу с производительным | :трудом, получают рабочие квалнфика- ♦ ' ции. Как и в каждом производственном * коллективе, обязательным здесь для всех* ; являются соблюдение трудовой дисцип-| ■лины, выполнение плановых заданий. ? Среди ребят появились свои конструк-? :торы и изобретатели. Заводской Б Р И З » Зарегистрировал новаторские предложе-| Зия . Сейчас на предприятии внедряется# усовершенствованный прибор, проверяю-$ ; щий работу электродвигателей по всем $ САМОМ ДЕЛЕ, откуда берутся в жизни Скучные, неинтересные лю ди, эти самые «пассивные», каких чаще называют? На столе у меня лежит стопка анкет. Беру первую, автор ее Анатолий Ращупкин, секретарь комите та , комсомол т Долгоруковской средней - школы. 'Конечно, невозможно вместить все, что человек думает об этом, в шесть пунктов анкеты, но все-таки это мнение, и к нему нельзя не прислу шаться. «Я считаю, что в школе пассивные по являются от бездействия. Не рождается же человек пассивным — таким его де лает обстановка. Не все ребята имеют поручения—г значит, стоят в стороне от дел, которыми живет комсомол,— и по немножечку такие становятся равно душными. Наплеват им на то, что вся за нята чем-то. «Не мое дело» — становит ся их девизом. Другие имеют поручения, но у них не всегда хватает опыта и воли выполнить их. У них опускаются руки перед труд ностью, никто не помог вовремя — и готов еще один «пассивный». Другая причина — в излишней опеке. Например, у нас в школе без директо ра комитет не принимает ни одного решения. Вот и подумаешь другой раз: стоит ли самим выдумывать что-то, ес ли старшие или наложат запрет на наше решение, или предложат что-нибудь другое, свое...» Вторая, третья, десятая и шестидеся тая анкеты.,. Разные взгляды на один вопрос, но до чего же единодушны ре бята в главном: роль комсомола во многих школах сведена на нет, отсюда мало настоящих дел, которые могут параметрам. В его модернизации участ- ? принести удовлетворение. «Нужно боль ; вовали юные изобретатели. Доброго пути тебе, «Чайка»! Комсомолка Лида Патутииа работает* станочницей на Лебедянском заводе* кВетоборудование». ? Комсомольцы оказали девушке боль-? шое доверие, избрав ее членом завод-* ского комитета ВЛКСМ, Фото П. Лисенкина. * ше давать поручений, чтобы, выполняя их, комсомольцы начинали бы верить в себя, в силу коллектива» — с этой точ кой зрения Коли Черных, секретаря ко митета комсомола Хлевенской средней школы, солидарны все ребята. «Нужно, чтобы в комитетах комсомола было больше секторов. Тогда мало кто из ребят останется без дела». Галя Выво- локина (школа № 3 г. Липецка) иллю стрирует это положение примерами из жизни комсомольской организации сво ей школы. Проводится множество инте ресных вечеров, в подготовке занято много ребят. Бесчисленные диспуты, магнитофонные вечера, рейды, десанты, политбои и разнобой, «огоньки». Но, к сожалению, в анкетах подоб ных примеров единицы. Почему? Ответ в тех же анкетах и многочисленных письмах ребят в редакцию. «Нужно да вать возможность комитету принимать самостоятельные решения, а не жить лишь по указке педсовета, как у нас ча сто делается»,— говорит Володя Шеве лев, секретарь комитета Площанской средней школы Становлянского района. «Обычно в классе поручения дает классный руководитель, и дает он их хорошистам и отличникам. «Средние» же ребята взирают со стороны на ра ботающий в поте лица «актив», стано вясь все заметнее «пассивом». (Лена Мальцева, средняя школа № 3 г. Ле бедяни). «Ничто не мешает нам боль ше, чем неверие учителей в наши си лы». (А. Беспалова, Ильичеаская сред няя школа Добринского района). Чрезмерная опека старших, недооцен ка самостоятельности комитетов — в этом ребята видят одну из главных при чин появления «пассивных». Отсюда — малоинициативность и школьных коми тетов, и самих ребят. До того это набо левшее, что нет ни одного письма, ни одной анкеты, в которых ребята не за являли бьк — Нужна самостоятельность—в боль шом и малом деле... — Недоверие — оскорбительно для нас!.. — В шестнадцать лет мы можем от вечать не только за свои поступки, но и за своих товарищей!.. Очень правильны эти суждения! И не .удивительно, что шестнадцатилетний Володя Огнев из Ельца заключает: «Нужно в каждом комсомольце видеть прежде всего человека, а уж потом «активного» или «пассивного», «Нужен умный подход к каждому»,— пишет в анкете Сергей Ларин Из Верхне-Матрен- ской школы Добринского района. Ребя та требуют уважения их возраста, тре буют понимания их стремлений, в ко торых одно из главных й самых силь ных— все делать самим, проверить се бя в трудном деле. Пассивность, равнодушие... Как глу боки их причины!.. Невозможно без волнения читать письмо комсомольца Виктора Андросова, ученика Петровской средней школы:1 «Прием в комсомол... Какое событие может сравниться С этим! Какой еще праздник может оставить в душе столь ко торжества и волнения!.. Ты стоишь перед ребятами. Они задают тебе во себе и другим: а что сделал сам леэного для себя, для товарищей, для коллектива?». И ребята не только задают себе та кие вопросы. Они отвечают на них сво ими делами. Вот письмо из Лев-ТолсТов- ской средней школы № 42. У них и «КВН» регулярно проводится, и вечера самые разные, диспуты, встречи с инте ресными людьми, с ударниками комму нистического труда, «огоньки». А в селе Бутырки Липецкого района комсомольцы решили разбить на пу- : стыре парк. Зелени в этом селе мало. Всю весну кипела работа: удаляли му сор, равняли площадку под парк, раз бивали газоны и цветники, копали ямки под деревья, возили саженцы. «Пройдут годы. Мы станем взрослыми. Может быть, разъедемся по разным уголкам земли. А наши деревья останутся ра сти. И память о нас тоже, наверное, бу дет жить долго»,— пишет Миша Гонча ров, ученик этой школы... В этих школах такие же, как и во вся кой любой, мальчишки и девчонки. А дела лучше. Значит, могут быть такими же и в любой другой школе. И ребятам просы. Ты отвечаешь, волнуясь. А по том кто-то говорит: «Есть предложение принять». И ты сразу же устремляешь свой взгляд на ребят. Что скажут они, эти строгие экзаменаторы? Смотришь на лес поднятых рук и сердце твое линует: отныне ты член организации, которую создал Ленин... Эта картина не с натуры. Так хотелось бы. В школе я член комитета комсомо ла, Мне часто приходится быть свиде телем совсем другого... Входит в пионерскую комнату ученик или ученица. «Как учишься?» — первое, на что он должен ответить. Но даже ес ли учится плохо, его все равно прини мают, взяв, правда, обещание «испра виться». А почему не сказать так: — Вот исправишь двойку — тогда по говорим. Спрашивают у него Устав — не знает. Голосую против — мне говорят: — Ладно уж. Сегодня ему а райком ехать. Подзубрит по дороге. Может ли этот человек гореть на ком сомольской работе, если с первого же шага он столкнулся с безответственно стью и формализмом?.,» В этих словах не только обида. В них и чувство своего собственного долга перед комсомолом,, так типичное для наших ребят. «Какой выход?» — спраши вает Слава Лаптев и сам дает ответ; «Этот вопрос каждый должен задать там давно надоело бездействие. Только вот взрослые почему-то никак не хотят понять этого. А как же быть с участием взрослых в ребячьих делах? Ну, к примеру, так... Из Веселовской восьмилетней школы Дол^руковЕкого района прислал пись мо"'Коля Белов: «В классе двадцать во семь человек, Д в о е— трое еще что-то делают, а остальные только носят в кар мане комсомольские билеты». Как вы яснилось, в школе мало кто из учите лей имеет опыт комсомольской работы. Но в Веселом сравнительно сильная колхозная комсомольская организация. Почему бы не установить между двумя этими коллективами тесную связь? Со вместные воскресники, вечера, подго товленные колхозными и школьными комсомольцами, — да мало ли можно найти при желании возможности рабо тать рука об руку! Мы не разделяем точку зрения ре бят, которые считают, что школьная комсомольская организация должна ре шать все вопросы без участия учителей. С' участием — в буквальном понимании этого выражения — но сами. Учителя должны помогать им искать и находить приложение выплескивающимся через край силам и стремлениям. Но делать это нужно тонко, мудро. Педагогично. В. ШИРЯЕВ. ! желаний и страстей| Да, нам далась победа нелегко, ; Да, враг был храбр. Тем больше каша слала. Е июня 1941 года до мая 1945 года Симонов был фрон товым корреспондентом «Красной звезды». «От Чертило до Баренцева моря» — это не только название четырёх очерковых книг Симонова, эта «география» его фронто вой жизни. В годы войны он совершил настоящий, писа тельскин подвиг, создав десятки ярких произведений о сове:«ком человеке, защищающем Родину, «Жди меня», «Атака», «Манор привез мальчишку на лафете...», «Ты 'Вводишь, Алеша...», повесть «Дни и ночи», рассказы, пьесы — вес эти произведенья вошли в золотой фонд иашей литературы. В боевой обстановке фронтовой корреспондент Си монов не был посторонним. Если требовала этого его, основная обязанность, он становился членом экипажа Подводной лодки или рядовым разведчиком, уходящим •а тыл противника. Потому так волнующе правдив, точен и по-своему красочен рассказ Симонова о войне, о со ветском солдате. И в послевоенные годы Константин Симонов, оста ваясь на лини» огня, продолжает славить скромного и великого героя. Романы «Живые н мертвые» и «Сол датами не рождаются»—-лучшее из того, что есть в на шей художественной прозе о Великой. Отечественной войне. Вот уже 30 лет участвует Симонов в борьбе е фа шизмом, противопоставляя этому варварству XX ве ка высокий гуманизм советских людей, чувство проле тарского интернационализма, От легендарного генерала Лукача, командовавшего интернациональной бригадой в Испании, до наших современников, тружеников Тал. наха, Мурманска или немецких рыбаков из Штральзун- да — такова галерея героев Симонова. Потому не про сто читательский интерес они вызывают у советских лю дей, у зарубежных друзей нашей литературы. Произве дения Симонова помогают молодежи познать жизнь. По. этому изучение творчества этого замечательного поэта— насущная задача комсомольцев в молодежи ваших дней. В Липецком педагогическом институте работает спе циальный студенческий семинар по творчеству К, М Си монова. В связи с юбилеем писателя участники семинара и члены кружка советской литературы решили провес *н студенческую научную конференцию, на которой будут прочитаны доклады о лирике в поэмах Симонова, о традициях классиков в его творчестве, об организации уроков внеклассного чтения, на которых старшеклассни ки обсуждают романы «Живые и мертвые» и «Солдатами но рождаются». Еще в 1938 году в поэме «Мурманские дневники» двадцатитрехлетний Симонов писал: Лишь мещанин придумать мог Мир бее страстей и без тревог? Не только к звукам арф п лир Мы будем приучать детей. Мир коммунизма — дерзкий мир Больших желаний и страстей. Произведения Константина Симонова — подлинный «мир больших желайвй в страстей» — любимый милли онами еовеюкнх людей. И для них юбилей Симонова — праздник. Тем более, что пятьдесят лет — это пора творческой зрелости, пятьдесят лет — это всего лишь дважды по двадцать пять, И псе почитатели творчества Симонова уверены, что замечательный писатель создаст, еще немало талантливых произведений, несущих людям радость. л зд)у\АНСКИЙ, ет. преподаватель кафедры литературы Липецкого пединститута.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz