Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Ю м о с т ь | г р у д о в а я | -------- -------------------- 1 Доброго пути, ! «Ч а й к а»! 1 В Этого завода пока что не найти в? справочниках Москвы. Но в один из* корпусов московских новостроек, в рай-5 оне Волхонка-ЗИЛ, каждое утро спе-* шат юноши и девушки. В проходной* они предъявляют вахтеру красные кни-$ жечки—удостоверения о том, что каж-2 *' * „ X гв»ЯГСВ<»ь ИМ Н й Ю . ЧТО них -учащийся школьного з а - | ШКОла - несколько сотен человек- дыи ; вода «Чайка». * Недавно состоялось торжественное от-» I крытие этого нового в столице молодеж-^ Iного предприятия, выпускающего элект-} ; рОПрибОрЫ. | ’ Такой завод пока единственный в Со-? ; ветском Союзе. Свыше 1.200 ребят из че-? ; тырнадцати школ Москворецкого района? ;столицы числятся в «штате» завода. Они $ :совмещают учебу с производительным | :трудом, получают рабочие квалнфика- ♦ ' ции. Как и в каждом производственном * коллективе, обязательным здесь для всех* ; являются соблюдение трудовой дисцип-| ■лины, выполнение плановых заданий. ? Среди ребят появились свои конструк-? :торы и изобретатели. Заводской Б Р И З » Зарегистрировал новаторские предложе-| Зия . Сейчас на предприятии внедряется# усовершенствованный прибор, проверяю-$ ; щий работу электродвигателей по всем $ САМОМ ДЕЛЕ, откуда берутся в жизни Скучные, неинтересные лю­ ди, эти самые «пассивные», каких чаще называют? На столе у меня лежит стопка анкет. Беру первую, автор ее Анатолий Ращупкин, секретарь комите­ та , комсомол т Долгоруковской средней - школы. 'Конечно, невозможно вместить все, что человек думает об этом, в шесть пунктов анкеты, но все-таки это мнение, и к нему нельзя не прислу­ шаться. «Я считаю, что в школе пассивные по­ являются от бездействия. Не рождается же человек пассивным — таким его де­ лает обстановка. Не все ребята имеют поручения—г значит, стоят в стороне от дел, которыми живет комсомол,— и по­ немножечку такие становятся равно­ душными. Наплеват им на то, что вся за­ нята чем-то. «Не мое дело» — становит­ ся их девизом. Другие имеют поручения, но у них не всегда хватает опыта и воли выполнить их. У них опускаются руки перед труд­ ностью, никто не помог вовремя — и готов еще один «пассивный». Другая причина — в излишней опеке. Например, у нас в школе без директо­ ра комитет не принимает ни одного решения. Вот и подумаешь другой раз: стоит ли самим выдумывать что-то, ес­ ли старшие или наложат запрет на наше решение, или предложат что-нибудь другое, свое...» Вторая, третья, десятая и шестидеся­ тая анкеты.,. Разные взгляды на один вопрос, но до чего же единодушны ре­ бята в главном: роль комсомола во многих школах сведена на нет, отсюда мало настоящих дел, которые могут параметрам. В его модернизации участ- ? принести удовлетворение. «Нужно боль ; вовали юные изобретатели. Доброго пути тебе, «Чайка»! Комсомолка Лида Патутииа работает* станочницей на Лебедянском заводе* кВетоборудование». ? Комсомольцы оказали девушке боль-? шое доверие, избрав ее членом завод-* ского комитета ВЛКСМ, Фото П. Лисенкина. * ше давать поручений, чтобы, выполняя их, комсомольцы начинали бы верить в себя, в силу коллектива» — с этой точ­ кой зрения Коли Черных, секретаря ко­ митета комсомола Хлевенской средней школы, солидарны все ребята. «Нужно, чтобы в комитетах комсомола было больше секторов. Тогда мало кто из ребят останется без дела». Галя Выво- локина (школа № 3 г. Липецка) иллю­ стрирует это положение примерами из жизни комсомольской организации сво­ ей школы. Проводится множество инте­ ресных вечеров, в подготовке занято много ребят. Бесчисленные диспуты, магнитофонные вечера, рейды, десанты, политбои и разнобой, «огоньки». Но, к сожалению, в анкетах подоб­ ных примеров единицы. Почему? Ответ в тех же анкетах и многочисленных письмах ребят в редакцию. «Нужно да­ вать возможность комитету принимать самостоятельные решения, а не жить лишь по указке педсовета, как у нас ча­ сто делается»,— говорит Володя Шеве­ лев, секретарь комитета Площанской средней школы Становлянского района. «Обычно в классе поручения дает классный руководитель, и дает он их хорошистам и отличникам. «Средние» же ребята взирают со стороны на ра­ ботающий в поте лица «актив», стано­ вясь все заметнее «пассивом». (Лена Мальцева, средняя школа № 3 г. Ле­ бедяни). «Ничто не мешает нам боль­ ше, чем неверие учителей в наши си­ лы». (А. Беспалова, Ильичеаская сред­ няя школа Добринского района). Чрезмерная опека старших, недооцен­ ка самостоятельности комитетов — в этом ребята видят одну из главных при­ чин появления «пассивных». Отсюда — малоинициативность и школьных коми­ тетов, и самих ребят. До того это набо­ левшее, что нет ни одного письма, ни одной анкеты, в которых ребята не за­ являли бьк — Нужна самостоятельность—в боль­ шом и малом деле... — Недоверие — оскорбительно для нас!.. — В шестнадцать лет мы можем от­ вечать не только за свои поступки, но и за своих товарищей!.. Очень правильны эти суждения! И не .удивительно, что шестнадцатилетний Володя Огнев из Ельца заключает: «Нужно в каждом комсомольце видеть прежде всего человека, а уж потом «активного» или «пассивного», «Нужен умный подход к каждому»,— пишет в анкете Сергей Ларин Из Верхне-Матрен- ской школы Добринского района. Ребя­ та требуют уважения их возраста, тре­ буют понимания их стремлений, в ко­ торых одно из главных й самых силь­ ных— все делать самим, проверить се­ бя в трудном деле. Пассивность, равнодушие... Как глу­ боки их причины!.. Невозможно без волнения читать письмо комсомольца Виктора Андросова, ученика Петровской средней школы:1 «Прием в комсомол... Какое событие может сравниться С этим! Какой еще праздник может оставить в душе столь­ ко торжества и волнения!.. Ты стоишь перед ребятами. Они задают тебе во­ себе и другим: а что сделал сам леэного для себя, для товарищей, для коллектива?». И ребята не только задают себе та­ кие вопросы. Они отвечают на них сво­ ими делами. Вот письмо из Лев-ТолсТов- ской средней школы № 42. У них и «КВН» регулярно проводится, и вечера самые разные, диспуты, встречи с инте­ ресными людьми, с ударниками комму­ нистического труда, «огоньки». А в селе Бутырки Липецкого района комсомольцы решили разбить на пу- : стыре парк. Зелени в этом селе мало. Всю весну кипела работа: удаляли му­ сор, равняли площадку под парк, раз­ бивали газоны и цветники, копали ямки под деревья, возили саженцы. «Пройдут годы. Мы станем взрослыми. Может быть, разъедемся по разным уголкам земли. А наши деревья останутся ра­ сти. И память о нас тоже, наверное, бу­ дет жить долго»,— пишет Миша Гонча­ ров, ученик этой школы... В этих школах такие же, как и во вся­ кой любой, мальчишки и девчонки. А дела лучше. Значит, могут быть такими же и в любой другой школе. И ребятам просы. Ты отвечаешь, волнуясь. А по­ том кто-то говорит: «Есть предложение принять». И ты сразу же устремляешь свой взгляд на ребят. Что скажут они, эти строгие экзаменаторы? Смотришь на лес поднятых рук и сердце твое линует: отныне ты член организации, которую создал Ленин... Эта картина не с натуры. Так хотелось бы. В школе я член комитета комсомо­ ла, Мне часто приходится быть свиде­ телем совсем другого... Входит в пионерскую комнату ученик или ученица. «Как учишься?» — первое, на что он должен ответить. Но даже ес­ ли учится плохо, его все равно прини­ мают, взяв, правда, обещание «испра­ виться». А почему не сказать так: — Вот исправишь двойку — тогда по­ говорим. Спрашивают у него Устав — не знает. Голосую против — мне говорят: — Ладно уж. Сегодня ему а райком ехать. Подзубрит по дороге. Может ли этот человек гореть на ком­ сомольской работе, если с первого же шага он столкнулся с безответственно­ стью и формализмом?.,» В этих словах не только обида. В них и чувство своего собственного долга перед комсомолом,, так типичное для наших ребят. «Какой выход?» — спраши­ вает Слава Лаптев и сам дает ответ; «Этот вопрос каждый должен задать там давно надоело бездействие. Только вот взрослые почему-то никак не хотят понять этого. А как же быть с участием взрослых в ребячьих делах? Ну, к примеру, так... Из Веселовской восьмилетней школы Дол^руковЕкого района прислал пись­ мо"'Коля Белов: «В классе двадцать во­ семь человек, Д в о е— трое еще что-то делают, а остальные только носят в кар­ мане комсомольские билеты». Как вы­ яснилось, в школе мало кто из учите­ лей имеет опыт комсомольской работы. Но в Веселом сравнительно сильная колхозная комсомольская организация. Почему бы не установить между двумя этими коллективами тесную связь? Со­ вместные воскресники, вечера, подго­ товленные колхозными и школьными комсомольцами, — да мало ли можно найти при желании возможности рабо­ тать рука об руку! Мы не разделяем точку зрения ре­ бят, которые считают, что школьная комсомольская организация должна ре­ шать все вопросы без участия учителей. С' участием — в буквальном понимании этого выражения — но сами. Учителя должны помогать им искать и находить приложение выплескивающимся через край силам и стремлениям. Но делать это нужно тонко, мудро. Педагогично. В. ШИРЯЕВ. ! желаний и страстей| Да, нам далась победа нелегко, ; Да, враг был храбр. Тем больше каша слала. Е июня 1941 года до мая 1945 года Симонов был фрон­ товым корреспондентом «Красной звезды». «От Чертило до Баренцева моря» — это не только название четырёх очерковых книг Симонова, эта «география» его фронто­ вой жизни. В годы войны он совершил настоящий, писа­ тельскин подвиг, создав десятки ярких произведений о сове:«ком человеке, защищающем Родину, «Жди меня», «Атака», «Манор привез мальчишку на лафете...», «Ты 'Вводишь, Алеша...», повесть «Дни и ночи», рассказы, пьесы — вес эти произведенья вошли в золотой фонд иашей литературы. В боевой обстановке фронтовой корреспондент Си­ монов не был посторонним. Если требовала этого его, основная обязанность, он становился членом экипажа Подводной лодки или рядовым разведчиком, уходящим •а тыл противника. Потому так волнующе правдив, точен и по-своему красочен рассказ Симонова о войне, о со­ ветском солдате. И в послевоенные годы Константин Симонов, оста­ ваясь на лини» огня, продолжает славить скромного и великого героя. Романы «Живые н мертвые» и «Сол­ датами не рождаются»—-лучшее из того, что есть в на­ шей художественной прозе о Великой. Отечественной войне. Вот уже 30 лет участвует Симонов в борьбе е фа­ шизмом, противопоставляя этому варварству XX ве­ ка высокий гуманизм советских людей, чувство проле­ тарского интернационализма, От легендарного генерала Лукача, командовавшего интернациональной бригадой в Испании, до наших современников, тружеников Тал. наха, Мурманска или немецких рыбаков из Штральзун- да — такова галерея героев Симонова. Потому не про­ сто читательский интерес они вызывают у советских лю­ дей, у зарубежных друзей нашей литературы. Произве­ дения Симонова помогают молодежи познать жизнь. По. этому изучение творчества этого замечательного поэта— насущная задача комсомольцев в молодежи ваших дней. В Липецком педагогическом институте работает спе­ циальный студенческий семинар по творчеству К, М Си­ монова. В связи с юбилеем писателя участники семинара и члены кружка советской литературы решили провес *н студенческую научную конференцию, на которой будут прочитаны доклады о лирике в поэмах Симонова, о традициях классиков в его творчестве, об организации уроков внеклассного чтения, на которых старшеклассни­ ки обсуждают романы «Живые и мертвые» и «Солдатами но рождаются». Еще в 1938 году в поэме «Мурманские дневники» двадцатитрехлетний Симонов писал: Лишь мещанин придумать мог Мир бее страстей и без тревог? Не только к звукам арф п лир Мы будем приучать детей. Мир коммунизма — дерзкий мир Больших желаний и страстей. Произведения Константина Симонова — подлинный «мир больших желайвй в страстей» — любимый милли­ онами еовеюкнх людей. И для них юбилей Симонова — праздник. Тем более, что пятьдесят лет — это пора творческой зрелости, пятьдесят лет — это всего лишь дважды по двадцать пять, И псе почитатели творчества Симонова уверены, что замечательный писатель создаст, еще немало талантливых произведений, несущих людям радость. л зд)у\АНСКИЙ, ет. преподаватель кафедры литературы Липецкого пединститута.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz