Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)
н ш ш 1И91МП Ш Ш Ш а Н А С ГОСТЯХ Журнал «Юный натуралист» воспитывает у детей любовь к ; природе, учит бережно относиться к ее богатствам. Читатели ? знакомятся со всем многообразием животного и растительно-| го мира, познают красоту и величие нашей земли, изучают \ различные явления природы. На страницах журнала широко I освещается опытническая работа юных натуралистов, школь - 1 ных производственных бригад, юннатских кружков. Печатают- • ся также материалы, помогающие школьникам овладевать | практическими навыками, даются еоветы по выращиванию 3 различных растений и уходу за животными. В новом году читатели журнала узнают много любопытного = из жизни животных и растений. Думают ли цветы? Кто может жить без воды! Передается? ли походка по наследству! Как осы делают консервы? Где . находится лаборатория гроз! Обо всем этом и многом дру- * гом ребята прочтут в журнале «Юный натуралист». ) Э ТО запомнилось из т р е вожно-горькой осени со рок первого. 8 осиро тевшую, бозмужичную дере вушку пришел на побывку сол дат, овзросленный войной вче рашний десятиклассник. Он ус пел многое за трое суток. Под латал скособоченный забор, нарубил старушке дров. В по следний вечер солдат долго стоял на берегу засыпавшей речушки. Мы, тогда еще «от горшка два вершка», болтаясь шел солдат. И всегда перед глазами та далекая, но удиви тельно близкая картина. Солдат, уходящий в бессмер тие. Тихая речушка, пламенею щие гроздья рябины, пугливый утиный выводок. И жестокая, близкая от этой деревни вой на. И с той далекой поры за пало в душу, что Родина — это столько много. И запах росы, и птичий пересвист, и тишина тайги. У человека много праздни- С П Е Ш И Т Е ДЕЛАТЬ Д О Б Р О ! худыми ножонками в растру бах солдатской кирзы, робко смотрели на него. Разве могли мы, пацаны, осознать тогда, что солдат прощался со всем, что властно требовало его за щиты, звало в Подмосковье, где решалась судьба нашей столицы, где его сверстники кровью подтверждали данные клятвы в пионерских дружинах и на комсомольских собрани ях. Он, видимо, знал, что не всем будет суждено снова хо дить по этим углам-, слышать птиц, бежать под дождем, ка таться на лыжах, собирать гри бы. Ему было не суждено. Дядя Леша Остался на берегах ти хой подмосковной Нары, та- кой сегодня мирной, такой до боли нашей. И теперь, взрослым, я Часто бываю в той лесной деревуш ке, подо Ржевом, хожу на реч ку тем же лугом, по которому ков. Приход их всегда радость, а расставание — всегда грусть. Но есть не проходящий празд ник — это праздник встречи с природой. Со всем, что ра стет, цветет, зреет, приносит -плоды, дышит, плавает, летает — одним словом, со всем жи вым, что нас окружает. ,.:Дети любят природу. Всег да интересуются ею. Но иног да ребенок проявляет неосоз нанную жестокость. Ему ниче го не стоит бросить камень в собаку, травить кошку, сломать деревце. Вот тут и нужен взрослый. А частенько мы счи таем: шалость, подумаешь. У меня есть один знакомый. Интеллигентный, хороший па па. И сын у него боевой. Но он не может пройти мимо ка кой-нибудь кошки, он обяза тельно пнет ее ногой, в собаку бросит камнем. А папа с гор достью об этом рассказывает: «Вот какой храбрец растет!» А Мне подумалось: камень, бро шенный в собаку, с годами может изменить траекторию и Полететь в этого либерально го- папу. Я просматривал письма на ши* читателей и, честно ска зать, испытывал тревогу. Во многих говорится о детской жестокости. Здесь и заживо сожженные котята, и поломан ные кустарники, и связанные ноги голубей, и замученные собаки. И во -многих письмах приводятся фамилий ребяти шек. На первый раз мы будем великодушны, и не назовем их, пусть они задумаются, пой мут свои ошибки. Сейчас-: хо чется сказать о взрослых, ко торые рядом, часто равнодуш ные и холодные, о тех, кто не крикнет — стой! — не объяс нит, не вразумит, а втянув го лову в плечи, пройдет мимо: не мое, дескать, дело. В одном из саратовских дво ров ребятишки закапывают жи вого котенка. Вмешивается од на женщина. И вот «сердо больные» мамаши напускаются на нее:.. — Старая непоседа, не дала ребятишкам позабавиться. Какими же близорукими нужно быть, какими беспечны ми воспитателями, чтобы вот так, с убийственным равноду шием санкционировать пре ступление, пусть пока малень кое, но преступление, поощ рить жестокость. Интересны) незабываемы грибные вылазки. Но иногда на глазах детей взрослый выр вет гриб с грибницей. И ребе нок видит, что в лесу можно все творить. Он-де, безответ ный, все вытерпит. А если ре бенок видит, что папа хладно кровно ломает зеленое’ дере во, уничтожает молодую по росль, бросает здесь бутылки, консервные банки, то он, на верное, скоро привыкнет, что так положено, так можно, и никаких ограничений нет. Девочка Прислала нам пись мо. Она в своей комнате заве ла живой уголок. Жил у нее безобидный ежик, было не сколько цветов. И вот стоило этой девочке один раз полу чить тройку по литературе, мать, нисколько не подумав о последствиях, выкинула :й ёжи ка, выкинула и цветы, сказав: «Нечего тебе пустяками зани маться, учиться нужно») Сов сем не подумала мама. Вме сте с животными и растениями она выбросила из детской ду ши что-то хорошее, доброе. Как нелегко за мелочами уви деть значительное, а как1 по том трудно возвратить хоро шее. Однажды в нашу редакцию журнала «Юный натуралист» зашла группа школьников.. Лю бопытную и грустную историю поведали они. Во время лет них каникул ребята совершили поход по Подмосковью. Было очень интересно и-рассказыва ли об этом взахлеб. Очарова тельная природа, загар, ку панье, собранные гербарии■и ценные реликвии минувшей войны. Знать, хорошему их на учила Школа, если не прошли они мимо взрослого дикаря, который толовыми шашками глушил рыбу. Ребята возмути лись. Детина-браконьер сдрей фил: ребят было немало и на- строены они были решительно. Он начал просить: не сооб щайте, я больше так никогда не буду делать. И в этот мо мент подъехал важный дядя на машине. Отечески похлопал возмутившихся юных граждан и эдак философски процедил: — Ну, что петушитесь! Луч ше ушицы отведайте. А плот вы на наш век хватит. Вот оно, равнодушие, страш ное кредо мещанина: после нас хоть потоп. Это хищник. Но есть и другой' вид людей, самоуспокоенность к о т о р ы х тоже вредна* Считают, что при рода неисчерпаема и безот казна, что-то вроде бесконеч ного кредита. Брать и ничего не вкладывать. Это тоже опас ные иллюзии. . Сегодняшние; подростки — завтрашние хо зяева. Бережливость и разум ное хозяйствование — вот о чем мы должны говорить им с детства. Мало любоваться кра сивыми закатами и акварель ными восходами. Эта платони ческая любовь похвальна, но не действенна. Любить приро ду—значит беречь ее, воесоз давать её, помогать ей. Чело век с ранних лет и до глубо кой старости общается с при родой. Это и здоровье, это и найденный гриб,; собранные ягоды, бездонное небо е мед ленно плывущими облаками. Это сама жизнь с ее увядани ем и вечным обновлением. Передо мной снимки Луны и Марса. Впечатляют. Но не привычно и мертво. И вот по думалось мне: а вдруг бы жизнь зародилась на этих не уютных планетах среди пугаю щих кратеров и пустынных пейзажей. Тогда бы не было Чайковского и Гете, Клиберна и Шолохова, грустного Левита на и стремительного Пикассо. ■когда-то анкета «Комсомолки» спрашивала «На Луну—с чем?» Так" вот я бы взял березку и Чайковского. На Луне без них нельзя) Пожалуй, и на Земле без'них нельзя. За них сражал ся солдат Леша. И миллионы других. Александр ВИНОГРАДОВ. Интересно з н а т ь ф Ученые- предоолягают, ; что Аральское море не исчезнет, если даже прекратится сток йоды из рек. По-внд-имому, под" землей су ществуют гигантские моря-неви- ; дачки, питающие' Арал водой. Та- кие же моря существуют и под пустыней Сахарой и могут пре-' вратить её в щветуЦгий сад. ДЬ Знаете, сколько -воды надо, "чтобы вырастить тонну зерна или получить из сахарной свеклы .тон ну сахара? Ровно тысячу тонн! А тонна хлопка -«выливает» 10 тысяч тони воды! . Нарядная, с лесным смоли стым ароматом ёлочка — замеча тельное - украшение” "новогоднего т*раздвика. Одна только беда, уж одень быстро она осыпается,- Од нако- жизнь елочки- -легко про длить. - - - ' '. ~ - - ' Вот один из рецептов. Возьмите три литра сырой водьь добавьте, пять 'граммоё лимонной кислоты -и шесть граммов' желатина. Пос ле их растворения всыпьте.в воду .шестнадцать граммов^ толйеног'о мела. Все хорошенько п&рёмеигай- ' тё. На. конце ствола острым но жом сделайте свежий срез и‘сразу поставьте елку в прйтотовйенныи раствор. Ваша елка долго не бу дет осыпаться.- Только не забы вайте подливать роду* ф . Свежую хвою м-ожжевель- :ника очень любят куры. В" зимнее . время этб хорошая витаминная подк-ормка. Каждой курице дают до цятй граммов размолотой х-вои в день. ^ Т " Л Охп г-ники. Сибири издавна в качестве надёжного барометра используют еловые веточки. Берут тонкие сухие длинные ве точки ели и прикрепляют их к се- вс-р-кой стороне дома. К снегопаду и метели веточки сгибаются, а к хорошей■ погоде рас»рямляются. Эти удивительные свойства елово го сука связаны с- 'изменениями атмосферного давления и влажно сти воздуха. Еловый барометр действует и .четом, предсказывая дождливую и хорошую погоду. ф Огромная черепаха, весом в 200 килограммов, обитательница Вашингтонского зоопарка лиши лась одной ноги. На помощь ей пришел ветеринар зоопарка. Из гипса и дощечки он сделал ей ис кусственную ногу »а колесиках. О ДНИМ из любимых журна лов учащихся школ Липец кого района является «Юный натуралист». В этом году его выписывали более 3.000 эк земпляров. Победителями в под писке стала Октябрьская 8-летняя школа, пионерский отряд’ им. Ю. Гагарина. За активную пропа ганду «(Оною натуралиста» ребя та получили от редакции журнала премию — бадминтон, транзистор ный приемник в пять путевок в «Артек». Трубетчинская средняя школа получила бадминтон и че тыре путевки в «Артек», Журнал давно стал настоящим другому советчиком и помощником ребят. Б школах по материалам журнала проводятся конкурсы «Наблюдай природу по временам года», викторины, открыты «Клу бы почемучек». Читая журнал «Юный натуралист», учащиеся за крепляют свои знания по ботани ке, зоологии, географии. Ребятам нравятся рассказы и стихотворения о родной природе, материалы клуба «Юных космо- навтов», уголок филателиста. В днц январских каникул будут подведены итоги конкурса на луч ший рисунок на тему: «Родная природа». Юннаты БоринскОй средней школы и других наметили большие планы по использованию советов, опытов ■и заданий, кото рые публикует журнал па своих страницах. Каждый раз, перелистывая страницы журнала, юные читатели узнают много нового, полезного: о Н АШ ✓ / ш щ проблемах космической биологии и медицины, о раскрытых и еще ве разгаданных тайнах природы, об удивительных открытиях нау ки. ) Читатели «Юного натуралиста» становятся активными членами первичных организаций по охране природы. В Липецком районе их более 5 тысяч. Юннаты Вешалов- ской, Варваринской 8-летних, Бо- ринской средней - школ заботятся не только о том, чтобы больше по садить деревьев и кустарников. Они охраняют зеленые насажде ния. Пионеры и школьник» района собрали сотни килограммов диких ягод, семян для подкормки птиц зимой. В дни зимних каникул они устроят «елку в лесу», где для птиц и зверюшек будут выставле ны их лакомые блюда—ягоды ря бины, калины, семена клена. Сейчас идет активная работа по подписке на журнал на 1966 год. Уже по району выписано более 1700 экземпляров. Хорошо орга низовали подписку учащиеся Тю- шевской восьмилетней школы, Троицкой, СенцОвской восьмилет ки, в Ново-Деревенской, Борин- екой средней и Сырской восьми летней школах. Задача веех Общественных рас пространителей печати — добить ся того, чтобы каждый, школьник выписывал и читал в 1966 году этот интересный журнал. А. БУРДУКИНА, заведующая Липецким РОНО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz