Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

н ш ш 1И91МП Ш Ш Ш а Н А С ГОСТЯХ Журнал «Юный натуралист» воспитывает у детей любовь к ; природе, учит бережно относиться к ее богатствам. Читатели ? знакомятся со всем многообразием животного и растительно-| го мира, познают красоту и величие нашей земли, изучают \ различные явления природы. На страницах журнала широко I освещается опытническая работа юных натуралистов, школь - 1 ных производственных бригад, юннатских кружков. Печатают- • ся также материалы, помогающие школьникам овладевать | практическими навыками, даются еоветы по выращиванию 3 различных растений и уходу за животными. В новом году читатели журнала узнают много любопытного = из жизни животных и растений. Думают ли цветы? Кто может жить без воды! Передается? ли походка по наследству! Как осы делают консервы? Где . находится лаборатория гроз! Обо всем этом и многом дру- * гом ребята прочтут в журнале «Юный натуралист». ) Э ТО запомнилось из т р е ­ вожно-горькой осени со­ рок первого. 8 осиро­ тевшую, бозмужичную дере­ вушку пришел на побывку сол­ дат, овзросленный войной вче­ рашний десятиклассник. Он ус­ пел многое за трое суток. Под­ латал скособоченный забор, нарубил старушке дров. В по­ следний вечер солдат долго стоял на берегу засыпавшей речушки. Мы, тогда еще «от горшка два вершка», болтаясь шел солдат. И всегда перед глазами та далекая, но удиви­ тельно близкая картина. Солдат, уходящий в бессмер­ тие. Тихая речушка, пламенею­ щие гроздья рябины, пугливый утиный выводок. И жестокая, близкая от этой деревни вой­ на. И с той далекой поры за­ пало в душу, что Родина — это столько много. И запах росы, и птичий пересвист, и тишина тайги. У человека много праздни- С П Е Ш И Т Е ДЕЛАТЬ Д О Б Р О ! худыми ножонками в растру­ бах солдатской кирзы, робко смотрели на него. Разве могли мы, пацаны, осознать тогда, что солдат прощался со всем, что властно требовало его за­ щиты, звало в Подмосковье, где решалась судьба нашей столицы, где его сверстники кровью подтверждали данные клятвы в пионерских дружинах и на комсомольских собрани­ ях. Он, видимо, знал, что не всем будет суждено снова хо­ дить по этим углам-, слышать птиц, бежать под дождем, ка­ таться на лыжах, собирать гри­ бы. Ему было не суждено. Дядя Леша Остался на берегах ти­ хой подмосковной Нары, та- кой сегодня мирной, такой до боли нашей. И теперь, взрослым, я Часто бываю в той лесной деревуш­ ке, подо Ржевом, хожу на реч­ ку тем же лугом, по которому ков. Приход их всегда радость, а расставание — всегда грусть. Но есть не проходящий празд­ ник — это праздник встречи с природой. Со всем, что ра­ стет, цветет, зреет, приносит -плоды, дышит, плавает, летает — одним словом, со всем жи­ вым, что нас окружает. ,.:Дети любят природу. Всег­ да интересуются ею. Но иног­ да ребенок проявляет неосоз­ нанную жестокость. Ему ниче­ го не стоит бросить камень в собаку, травить кошку, сломать деревце. Вот тут и нужен взрослый. А частенько мы счи­ таем: шалость, подумаешь. У меня есть один знакомый. Интеллигентный, хороший па­ па. И сын у него боевой. Но он не может пройти мимо ка­ кой-нибудь кошки, он обяза­ тельно пнет ее ногой, в собаку бросит камнем. А папа с гор­ достью об этом рассказывает: «Вот какой храбрец растет!» А Мне подумалось: камень, бро­ шенный в собаку, с годами может изменить траекторию и Полететь в этого либерально­ го- папу. Я просматривал письма на­ ши* читателей и, честно ска­ зать, испытывал тревогу. Во многих говорится о детской жестокости. Здесь и заживо сожженные котята, и поломан­ ные кустарники, и связанные ноги голубей, и замученные собаки. И во -многих письмах приводятся фамилий ребяти­ шек. На первый раз мы будем великодушны, и не назовем их, пусть они задумаются, пой­ мут свои ошибки. Сейчас-: хо­ чется сказать о взрослых, ко­ торые рядом, часто равнодуш­ ные и холодные, о тех, кто не крикнет — стой! — не объяс­ нит, не вразумит, а втянув го­ лову в плечи, пройдет мимо: не мое, дескать, дело. В одном из саратовских дво­ ров ребятишки закапывают жи­ вого котенка. Вмешивается од­ на женщина. И вот «сердо­ больные» мамаши напускаются на нее:.. — Старая непоседа, не дала ребятишкам позабавиться. Какими же близорукими нужно быть, какими беспечны­ ми воспитателями, чтобы вот так, с убийственным равноду­ шием санкционировать пре­ ступление, пусть пока малень­ кое, но преступление, поощ­ рить жестокость. Интересны) незабываемы грибные вылазки. Но иногда на глазах детей взрослый выр­ вет гриб с грибницей. И ребе­ нок видит, что в лесу можно все творить. Он-де, безответ­ ный, все вытерпит. А если ре­ бенок видит, что папа хладно­ кровно ломает зеленое’ дере­ во, уничтожает молодую по­ росль, бросает здесь бутылки, консервные банки, то он, на­ верное, скоро привыкнет, что так положено, так можно, и никаких ограничений нет. Девочка Прислала нам пись­ мо. Она в своей комнате заве­ ла живой уголок. Жил у нее безобидный ежик, было не­ сколько цветов. И вот стоило этой девочке один раз полу­ чить тройку по литературе, мать, нисколько не подумав о последствиях, выкинула :й ёжи­ ка, выкинула и цветы, сказав: «Нечего тебе пустяками зани­ маться, учиться нужно») Сов­ сем не подумала мама. Вме­ сте с животными и растениями она выбросила из детской ду­ ши что-то хорошее, доброе. Как нелегко за мелочами уви­ деть значительное, а как1 по­ том трудно возвратить хоро­ шее. Однажды в нашу редакцию журнала «Юный натуралист» зашла группа школьников.. Лю­ бопытную и грустную историю поведали они. Во время лет­ них каникул ребята совершили поход по Подмосковью. Было очень интересно и-рассказыва­ ли об этом взахлеб. Очарова­ тельная природа, загар, ку­ панье, собранные гербарии■и ценные реликвии минувшей войны. Знать, хорошему их на­ учила Школа, если не прошли они мимо взрослого дикаря, который толовыми шашками глушил рыбу. Ребята возмути­ лись. Детина-браконьер сдрей­ фил: ребят было немало и на- строены они были решительно. Он начал просить: не сооб­ щайте, я больше так никогда не буду делать. И в этот мо­ мент подъехал важный дядя на машине. Отечески похлопал возмутившихся юных граждан и эдак философски процедил: — Ну, что петушитесь! Луч­ ше ушицы отведайте. А плот­ вы на наш век хватит. Вот оно, равнодушие, страш­ ное кредо мещанина: после нас хоть потоп. Это хищник. Но есть и другой' вид людей, самоуспокоенность к о т о р ы х тоже вредна* Считают, что при­ рода неисчерпаема и безот­ казна, что-то вроде бесконеч­ ного кредита. Брать и ничего не вкладывать. Это тоже опас­ ные иллюзии. . Сегодняшние; подростки — завтрашние хо­ зяева. Бережливость и разум­ ное хозяйствование — вот о чем мы должны говорить им с детства. Мало любоваться кра­ сивыми закатами и акварель­ ными восходами. Эта платони­ ческая любовь похвальна, но не действенна. Любить приро­ ду—значит беречь ее, воесоз­ давать её, помогать ей. Чело­ век с ранних лет и до глубо­ кой старости общается с при­ родой. Это и здоровье, это и найденный гриб,; собранные ягоды, бездонное небо е мед­ ленно плывущими облаками. Это сама жизнь с ее увядани­ ем и вечным обновлением. Передо мной снимки Луны и Марса. Впечатляют. Но не­ привычно и мертво. И вот по­ думалось мне: а вдруг бы жизнь зародилась на этих не­ уютных планетах среди пугаю­ щих кратеров и пустынных пейзажей. Тогда бы не было Чайковского и Гете, Клиберна и Шолохова, грустного Левита­ на и стремительного Пикассо. ■когда-то анкета «Комсомолки» спрашивала «На Луну—с чем?» Так" вот я бы взял березку и Чайковского. На Луне без них нельзя) Пожалуй, и на Земле без'них нельзя. За них сражал­ ся солдат Леша. И миллионы других. Александр ВИНОГРАДОВ. Интересно з н а т ь ф Ученые- предоолягают, ; что Аральское море не исчезнет, если даже прекратится сток йоды из рек. По-внд-имому, под" землей су­ ществуют гигантские моря-неви- ; дачки, питающие' Арал водой. Та- кие же моря существуют и под пустыней Сахарой и могут пре-' вратить её в щветуЦгий сад. ДЬ Знаете, сколько -воды надо, "чтобы вырастить тонну зерна или получить из сахарной свеклы .тон­ ну сахара? Ровно тысячу тонн! А тонна хлопка -«выливает» 10 тысяч тони воды! . Нарядная, с лесным смоли­ стым ароматом ёлочка — замеча­ тельное - украшение” "новогоднего т*раздвика. Одна только беда, уж одень быстро она осыпается,- Од­ нако- жизнь елочки- -легко про­ длить. - - - ' '. ~ - - ' Вот один из рецептов. Возьмите три литра сырой водьь добавьте, пять 'граммоё лимонной кислоты -и шесть граммов' желатина. Пос­ ле их растворения всыпьте.в воду .шестнадцать граммов^ толйеног'о мела. Все хорошенько п&рёмеигай- ' тё. На. конце ствола острым но­ жом сделайте свежий срез и‘сразу поставьте елку в прйтотовйенныи раствор. Ваша елка долго не бу­ дет осыпаться.- Только не забы­ вайте подливать роду* ф . Свежую хвою м-ожжевель- :ника очень любят куры. В" зимнее . время этб хорошая витаминная подк-ормка. Каждой курице дают до цятй граммов размолотой х-вои в день. ^ Т " Л Охп г-ники. Сибири издавна в качестве надёжного барометра используют еловые веточки. Берут тонкие сухие длинные ве­ точки ели и прикрепляют их к се- вс-р-кой стороне дома. К снегопаду и метели веточки сгибаются, а к хорошей■ погоде рас»рямляются. Эти удивительные свойства елово­ го сука связаны с- 'изменениями атмосферного давления и влажно­ сти воздуха. Еловый барометр действует и .четом, предсказывая дождливую и хорошую погоду. ф Огромная черепаха, весом в 200 килограммов, обитательница Вашингтонского зоопарка лиши­ лась одной ноги. На помощь ей пришел ветеринар зоопарка. Из гипса и дощечки он сделал ей ис­ кусственную ногу »а колесиках. О ДНИМ из любимых журна­ лов учащихся школ Липец­ кого района является «Юный натуралист». В этом году его выписывали более 3.000 эк­ земпляров. Победителями в под­ писке стала Октябрьская 8-летняя школа, пионерский отряд’ им. Ю. Гагарина. За активную пропа­ ганду «(Оною натуралиста» ребя­ та получили от редакции журнала премию — бадминтон, транзистор­ ный приемник в пять путевок в «Артек». Трубетчинская средняя школа получила бадминтон и че­ тыре путевки в «Артек», Журнал давно стал настоящим другому советчиком и помощником ребят. Б школах по материалам журнала проводятся конкурсы «Наблюдай природу по временам года», викторины, открыты «Клу­ бы почемучек». Читая журнал «Юный натуралист», учащиеся за­ крепляют свои знания по ботани­ ке, зоологии, географии. Ребятам нравятся рассказы и стихотворения о родной природе, материалы клуба «Юных космо- навтов», уголок филателиста. В днц январских каникул будут подведены итоги конкурса на луч­ ший рисунок на тему: «Родная природа». Юннаты БоринскОй средней школы и других наметили большие планы по использованию советов, опытов ■и заданий, кото­ рые публикует журнал па своих страницах. Каждый раз, перелистывая страницы журнала, юные читатели узнают много нового, полезного: о Н АШ ✓ / ш щ проблемах космической биологии и медицины, о раскрытых и еще ве разгаданных тайнах природы, об удивительных открытиях нау­ ки. ) Читатели «Юного натуралиста» становятся активными членами первичных организаций по охране природы. В Липецком районе их более 5 тысяч. Юннаты Вешалов- ской, Варваринской 8-летних, Бо- ринской средней - школ заботятся не только о том, чтобы больше по­ садить деревьев и кустарников. Они охраняют зеленые насажде­ ния. Пионеры и школьник» района собрали сотни килограммов диких ягод, семян для подкормки птиц зимой. В дни зимних каникул они устроят «елку в лесу», где для птиц и зверюшек будут выставле­ ны их лакомые блюда—ягоды ря­ бины, калины, семена клена. Сейчас идет активная работа по подписке на журнал на 1966 год. Уже по району выписано более 1700 экземпляров. Хорошо орга­ низовали подписку учащиеся Тю- шевской восьмилетней школы, Троицкой, СенцОвской восьмилет­ ки, в Ново-Деревенской, Борин- екой средней и Сырской восьми­ летней школах. Задача веех Общественных рас­ пространителей печати — добить­ ся того, чтобы каждый, школьник выписывал и читал в 1966 году этот интересный журнал. А. БУРДУКИНА, заведующая Липецким РОНО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz