Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

2ФИ«Н1«Ч1#Н*1И По п у т е в к е з а в о д а И К 1 И П В Ы П У С К № 5 БЕЗ КОМПАСА Коллектив поточной линии не пер­ вый год выпускает миниатюрные ба­ тареи для транзисторных приемни­ ков. Казалось, что весь процесс про- | изводства досконально изучен, все I резервы давным-давно использова- ! «Ы. Какой может быть разговор о [ научной Организации труда? Ведь до- | статочно привести такой факт: за | последние два года комсомольско- молодежный коллектив поточной Ли- | нии увеличил выпуск батарей более | чем в два раза. Но когда на участке стало извест- р о внедрении научной организа-' | ции труда на уральских предприя- I тиях, старший мастер линии Елена Бакулина собрала перед началом смены девчат: — Хочу с вами посоветоваться. И она подробно рассказала, что | такое план НОТ, предложила дев­ чатам подумать, где и за счет чего | можно повысить качество батарей, | как поднять производительность тру- 1Да. Первыми поделились своими сооб- ! ражениями комсомолки Мария Сен- чукова и Лидия Чистякова. Каждая сборщица должна перед началом смены тщательно готовить свое ра­ бочее место, не тратить время на заготовку полуфабрикатов. Девушки подсчитали, что это даст в смену до­ полнительно около 2000 батарей. Вслед за ними сборщицы Зинаида Циганкова, Галина Мокринская и Ва- П л а н ы НОТ — дел о комсомольское лентина Малышева предложили по­ ставить на сборочные машинки упо­ ры, которые сократят отход секций в брак. Нр везде ли молодые электрохи­ мики участвуют в творческих брига­ дах НОТ? И занял ли в этом важном деле свое место заводской комитет комсомола? Пока об этом не ска­ жешь. Не все цеховые комсомоль­ ские организации поняли важность внедрения НОТ, а потому и не помо­ гают своим коллективам избавиться С В ОЙ Н А Р О Д Н Ы Й Валерия Харькова, слесаря-наладчика цеха № 1, знают не только на заводе. Не раз он выступал в концертах на клубных сценах го­ рода. Валерий по-настоящему любит искусство к отдает ему все сво­ бодное время. Он учится заочно в Липецком музыкальном учили­ ще. Недавно молодой энтузиаст организовал на общественных нача­ лах русский народный хор в цехе. Его участники — комсомольцы и молодые рабочие' поточной линии «Крона-ВЦ». Сейчас хор готовит­ ся к концерту в подшефной школе .№ 2, который будет приурочен ко дню рождения комсомола. В. НИКУЛИН. Элементный завод. После окончания шко­ лы Юрий пошел на . за­ вод. Работал в ремонт­ но-механическом цехе и одновременно учился в вечернем машинострои­ тельном техникуме. В 1959 году его в числе других лучших производ­ ственников завод послал на учебу в институт. от привычки работать по старинке, выполнять план любой ценой. Я беседую с комсоргом гальвани­ ческого цеха Анатолием Быковым. Оказывается, он - имеет смутное представление о том, что такое НОТ, не говоря о большем. А между тем комсомольцам цеха есть над чем поработать. На сборочном участке, например, уже пять лет «мучит» лю­ дей очень непроизводительная опе­ р а ц и я—• обрезка резиновых колец. Выполняется она вручную, при по­ мощи;; обыкновенных ножниц. Прав­ де, в последнее время здесь по­ явился один настольный штамп. А ведь можно было давным-давно : приобрести несколько таких меха­ низмов, ликвидировать ручной труд, а высвободившихся людей перевес­ ти на другие участки. В трудных условиях работают ос- винцовщицы, лудильщицы. Куда ни посмотришь — всюду грязь, беспо­ рядок, на полу лужи воды. Где уж тут говорить о высокой культуре труда! И очень странно, что ком­ сомольцы цеха этого не замечают. Робко участвуют во внедрении на рабочих местах научной организа­ ции труда комсомольцы инструмен­ тального цеха. Конечно, в этом по­ винны их вожаки. Но в большей сте­ пени вина ложится на комитет ВЛКСМ завода, его секретаря Вик­ тора Быкова. Виктор часто бывает в цехах, встречается с секретарями первич­ ных организаций. Но разговор зача­ стую сводится к уплате членских взносов, к росту рядов комсомоль­ цев... Все это важно и нужно. Но по­ чему бы ему, Виктору Быкову, не по­ интересоваться, не подсказать начи­ нающему секретарю, с чего начать, какую оказать помощь в организа­ ции и внедрении НОТ? Планы научной организации тру­ да должны стать заботой комсо­ мола. Сегодня нельзя идти в поход без точного маршрута и верного компаса. Так легко сбиться с пути. О. ДЕМИН, иорр. «Елецкого комсомольцам. Прошло пять лет. Не-, давно коллектив пред­ приятия встречал моло­ дых специалистов, полу­ чивших направление на родной завод. Юрий Во­ ронцов и его друзья — Ирина Оборотова, Юрий Денисов стали инжене­ рами. Весной будущего года закончат Брянский ин­ ститут еще пять студен­ тов. Это — бывшие ста­ ночники А. Мешков, В. Чаплыгин, В. Рогачев, А. Атаманов. Десять мо­ лодых рабочих завода станочной дндроаппара- туры стали студентами вуза в этом году. В. ЧЕУСОВ. Шш Шш ш :- Й М И Я ! 111111]1Д1И11111!1|111|Ц1рЩ^Щ Детали, которые обрабатывает на своих станках Ва-< лентина Аксенова, незамысловаты по форме, но зато { точность их достигает микрона. Девушка работает шлифовщицей первого механичен ского цеха Елецкого завода станочной гидроаппаратуры,! Товарищи избрали ее групкомсоргом. , Фото Ю. Ардашева. Л ЕНЬКА рисовал пикирующие са­ молеты с красными звездами и не- мецкле «мессершмитты» с длинны­ ми хвостами дыма. А внизу — пылаю­ щие танки с, черными крестами на баш­ нях и взрывы, взрывы. V Тогда, наверно, все мальчишки так ри­ совали. Помнится Леньке, как однажды ве­ чером к ним пришел сосед. Он о чем-то долго говорил с отцом я рассматривал Деникины рисунки. Утром, отец разбудил Леньку: — Ты все. просился на работу, Соби­ райся. Так Ленька оказался у художника Николая Васильевича Вещнкова. Это был бодрый шестидесятилетний старик. Коренастый, рыжеватый, с полным, как у жрнщины, лицом, . : - — В твои лета я начинал- с половой тряпки, — сказал он пареньку, — а те­ бе сразу даю кисть, Ленька грунтовал щиты для лозунгов и смотрел, как Николай Васильевич вы­ резал на стекле буквы. Пробовал в сто­ роне сам-—не получилось. Пытался рас­ спрашивать, как да что, Николай ’ Ва­ сильевич обронит два—три слова и. сно­ ва вопьется в свое стекло, будто рядом нет никого. : , О Вещикове отец говорил восторжен­ но: «Большой мастер! В округе .лучше его не сыщешь». Учился Вещиков в Ель­ не, в мастерской богатого купца, затем в Москве у мастеров-альфрейщиков, И всю жизнь разъезжал по России;, распи­ сывал стены церквей, соборов, богатых особняков. В последнее время работал художником-декоратором в .театре. Долго учиться у Николая Васильевича Леньке тогда не пришлось. Немцы были рядом. Однажды во время бомбежки учитель и ученик едва уцелели, а от их работы остались одни осколки. Спустя .несколько дней Ленька в числе других подростков уехал на Урал.; Эго' было осенью 1942 года. Много трудностей выпало на долю листа и уже вырисовывал детали. Крас- Леньки. Занятия в школе ФЗО, потом ки наполняли дыханием жизни причуд- работа. В дождь, в стужу. Ни валенок, ливые узоры, сложные орнаменты, «со­ ни теплых рукавиц, В тридцатиградус- чииять» которые Вещиков был большой ные морозы возил тачки с бетоном, ста- мастер. вил опалубку. После пуска двух марте­ нов в Златоусте Ленька пошел на фронт. С фашистами он встретился под Варша­ вой. Дошел до Берлина и потом еще несколько Лет: не снимал с себя солдат­ скую форму, В Елец вернулся в пятидесятом году. Встретился с Вещиковым. Он должен был с ним встретиться. Николай Василь­ евич работал мастером отделочных ра- .бот в дистанции зданий и сооружений, Ему уже было за семьдесят, и потому он не часто поднимался на высокие по­ мосты. Маляры злились, когда слышали онйзу: «А это надо чуть-чуть потемнее, здесь позеленее...». Если: послушать ста­ рика, то всю работу заново нужно пере­ делывать. Вещиков был требователен. Этому он учил и Леонида. Учил чувст­ вовать цвет, игру тонов, учил любить природу, -Бывало, сидят они, разговаривают, Зря говорили, что. Вещик&в «сам в се­ бе», что' секреты своего ремесла;он уне­ сет в могилу."А_ может, и не зря, Просто одумался' чело-век'н а склоне жизни и ре­ шил оставить после себя продолжателя. Им — по всему видно — и был Леонид Садчиков, самый способный из учеников. Старый мастер и _пЗрень в . выгорев­ шей солдатскри'гимнастерке стали боль-" шими.друзьями' Леонид ходил послятам за Николаем Васильевичем. С восхище­ нием он смотрел на белоголового старца, - когда тот работал. _А работал Вещиков ■вдохновенно! Рисовал он всегда углем. Быстро "и- удивительно"? легко.’ Сначала легкие штрихи, потом мягкие, плавные линии ложились на бумагу. Уголек кро­ шился, Он нервно смахивал обломки с вдругНиколай Васильевич оборвет речь на полуслове и, запрокинув свою старче­ скую голову, рассматривает причудливое облако. Минут пять оторваться не мо­ жет, потом скажет; . ” — Творение природы. Вот где надо учиться. Здесь и форма, и краски, и на­ строение, • : И умер этот; необыкновенный человек необыкновенно". Как-то весной полез на дерево скворечник . прибивать, упал, сло­ мал ногу "и' уже, не-поднялся. его ученик, которому он передал слож­ ное и трудное искусство альфрейщика,- Им стал Леонид Садчиков. Леонид реставрировал росписи своего учителя, выполнял новые.1Молодой мас­ тер чувствовал себя все* увереннее и-мог отважиться на самую сложную работу, А -вскоре и у него появился ученик. Пятнадцатилетий Валя Чугунов, вы­ пускник Технического училища, -сразу привлек внимание Леонида Михайлови­ ча, Застенчивый, краснеющий чуть ли не по всякому поводу паренек неплохо ри- { совал, и Садчиков взял его к себе. .. Быть только маляром, только красить и белить —г это не удовлетворяло Ва­ лентина, И встреча с «дядей Леней» об­ радовала паренька. Садчиков брал его е собой, когда расписывал залы лев-тол- стовского вокзала, данковского, елецко­ го Домов культуры строителей. Валентин поступает в заочный народ­ ный,: университет искусств. Каждую сво­ бодную минуту он отдает любимому де­ лу, Рисует, пишет натюрморты, этюды. Карандашом, тушью, маслом, акварелью. Блокнот у него всегда под рукою. Сколь­ ко уже их, обтрепанных, измазанных краской и мелом, с набросками людей, улиц, вокзалов.» У Валентина всегда найдется время, чтобы оформить стен­ газету, нарисовать карикатуру в «Ком­ сомольский прожектор». Его работоспо­ собности, упорству можно позавидовать. И не случайно Леонид Михайлович про­ рочит парню большое будущее. Совсем недавно Садчикова„пригласи­ ли работать в техтшчйЯШ^'училжце. Рас­ ставаясь со своим учеником, он сказал: — Будет трудно — приходи. Всегда помогу. Сейчас в дистанции зданий и сооруже­ ний Валентину Чугунову поручают еа- Оставил посте себя этот удивитель- мую ответственную работу. В его блок- ный художник тонкое мастерство роспи­ сей," украшающих сейчас вокзал и клуб железнодорожников. Но, пожалуй, самое главное наследство большого мастера,— ноте появляются новые узоры и орна­ менты, которые в- скором времени укра­ сят залы современных дворцов. А. ЛОБОДА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz