Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

ч / Лв«ор очерка, который мьг предлагаем сегодня читателю, наш земляк Васи­ лий Михайлович Кудашов. Родился он в 1902 году в селе Кудрявщнно Данков- екого района. Здесь прошла его .юность. Членом Российского Коммунистического Союза Молодежи стал в 1920 году. Два года возглавлял кудрявщинскую комсо­ мольскую организацию. В 1922 году уехал но путевке комсомола в Москву, на рабфак. Но каждый год он приезжал в родное село. Приезжал не гостем. Он привозил в деревню новые идеи, которые старался воплотить в жизнь с помощью своих друзей-комсомольиев. Энергичный и общительный, он умел повести за со­ бой молодежь села. Первый в Данковском районе колхоз «Пчела» в 1928 году был Создан тоже В. Кудащовым. Глубокое знание жизни, практическая деятельность помогли впоследствии писателю В. Кудашову создать яркие образы литературных героев. А прототи­ пами многих из них в романе «Последние мужики», повестях «Будораги», «На поле Куликовом» и других были земляки автора. О том, как родился очерк «Семка в отпуску», читатель увидит из его со­ держания. Очерк даётся в сокращении с предисловием редакции журнала «Смена», ©публиковавшего отрывок из очерка в 1925 году. Он передает дух жизни ком- еомолии двадцатых годов. К 50-летию Н Е УСПЕЛИ мы сдать очерк в на­ бор; как тон. Фокиным было полу­ чено из деревни письмо: «Наши дела идут плохо, но мы рабо­ таем с энергией. Дело вот в чем. После твоего отъезда мы артелью заключили договора на мельницу и просорушку» .Сельсовет договора заверил, а волиспол- ком не заверяет н не дае! мотивов, ш>- :чему ■не заверяет... Через несколько дней к нам приехал Абрасимов (предо, ВИКа) с каким-то человеком и начинает делать ©ишь лол»а. Мы спросили, для чего это. Абрасимов ответил, что дом хотят сло­ мать и продать, и спросил: «Может быть, вы его купите?» Потом идут в сад. Ме­ тят деревья. Мы спросили: «Зачем?» На что Абрас имов.от всти.т: «На тбпку^Й р - том Абрасимов. спросил деньги, которые они дали нам на .ремонт школы. Михай­ лин г (член ячейки ' РЛКО.М) ответил: «Мы их но тратили на ре.мшп школы». «Мы вас ие просили, мы бы сами сдела­ ли», — ответил Абрасимов. Тов, Фокин, мы тебя просим во всем посодейство­ вать или же, еел-н можно,. приехать са- Ж>Му. . ." С коммунистическим: приветом: Огв. секретарь -Жучков. : ' Член бюро — Михайлмм». И) сентября 1924 года. - Через неделю после получения этого письма в Москву приехали два крестья­ нина г ходатайством перед ' центром о разрешении *при артели широкого ученик честна;, Делегация крестьян, вмес.те"сто- . «ариШем Фоминым, йа^авиласъ к На* ■дежде КавоганТиновие "Крупской. 1К К,- . Крупская, приняла .крдстьяги,■расспроси­ ла, как работают кооперативы, комите­ ты взаимопомощи, потом, с улыбкой по-’ смотрев на крестьян, сказала: — Да, это хорошее дело, нужно по­ мочь... ,На, другой день Надежда Константи­ новна написала две записке в ВСНХ. .Одну - гов. Надчеико — члену., тпрези- диума ВСНХ РСФСР, а вторую — то т Каменскому;' в отдел 'профессионального"’ образования. В первой говорилось: «И. И Радченко, досылаю вам кресть­ ян’, по поводу' которых- говорил я е вами вчера. Расспросит е их и помогите’ им в их деле». Н. Крупская. Во второй. «Мне кажется, надо всячески поддер­ жать инициативу крестьян села Куд- рявщияр^нельз® мешать устройству та- ■ ких . форм ученичества, ваиротщ; — дело ' может ра-звериуться в новый, очень жиз­ ненный тип профессиональной школы. ■’■Очень бы просила поддержать план " крест»,на села Кудряшцшго й помочь им наладить дело. По-моему,, если мы хотам, создать, жизненный. тип школы, мы должны поддержать такую инициативу. Конечно, э /о примитив,, во какая в ’этом беда! Крестьяне расскажут вам подроб­ но о’ своем деле». Н. Крупская. Тов. Радченко выслушал крестьян и сделал .распоряжение в .Рязанский губ- совнзрхозу ...чтобы- с получением сего за­ регистрировать устав Кудринской Про­ мысловой артели и- не считать препятст­ вием слева: «С ученическим уклоном», ■ ’. .. . Редакция, * * * В память: энергичной совместной ра­ боты посвящаю этот очерк Кудрявской ячейке РЛКСМ, Раяенбургского уезда, Рязанской губернии. П РЕМЯ, проведенное Фокиным в | ) н у т и до села, быстро прошло. Дома, несмотря' на усталость, оя послал сестренку за секретарем ячей­ ки комсомола Жучковым. С Жучковым пришли еще человек пять. В . К У Х Ъ Л У Ш О В / ВОТПУСКУ комсомольцев. Фокина засыпали десят­ ками вопросов. . — Ничего, ребята, вот приехал пора­ ботить В деревню,- Ну, как. у вас дела? Жучков почесал - затылок, осмотрел взглядом Семку (здорово в Москве жи­ вут!) и сказал: . — Тад себе, понемногу.-. гг- А сколько членов комсомола у вас? 'V- Девять. — 1 1 у. что ж. ребята, давайте напишем объявление: я сегодня сделаю доклад» Ребята охотно согласились. Интересно послушать, как Семка научился гово­ рить. ^ "* ~ ^ — Бумаги ‘у пас, Семка, нет на объ­ явления. , —- У меня есть, ребята. Привез плака­ те*. . литературы И бумаги. Перед вечером на каждом переулке, у волод-ца, на кооперации ветер шелестел афишами: «Стой!. Сегодня в ячейке РЛКСМ будет сделав С. Фокиньш доклад: «О постановлениях съезда РКП по рабо­ те в деревне». Начало ровно в 8 ча- ■ сов». - - - ' Афиши читались Жадно. Маленькая изба, где помещался ком­ сомол, к вечеру наполнилась народом. В■ избе от людей стало до того жарко, что огонь начал тухнуть. Жучков встал на лавку и ска «ял: ” < — Граждане, в виду того, что изба не помещает, всех, собрание переводится в школу. Когда вошли в школу, те всех обдало вонью. '■■■ - — Ребята, чем гут пахнет? — Это тут сторож жид, У исго туг и лошадь- была, и- куры, и поросята,-- от­ ветил Жучков. ! Секретарь ячейки открыл собрание. Фокин встал на скамейку. Резко, четко, как ма ниика отбивал" -Сей*# слова. От -жары то ъ дело пил воду. Мужики не во всем пунктам соглашались с Семкой, — Какая же, ты говоришь, политика —■ просветительная... кади ты сам ви­ дишь.. есть у нас школа аль нет? В ней вот -й. пахнет, нос затыкай.» — Граждане, нужно приложить руки, и будет школа. — Чего тут, мужики, фуксируй все в протокол, что сказал Афанасий. Дело хорошее, нужно помочь, — заявил ка­ тегорически Кирилл, член ревизионной комиссии. Закипела вновь работа. Семка с ком­ сомольцами начал искать инструмент для оборудования мастерских. А За- . хар с Афанасием стали делать верста­ ки. День и ночь работал Семка с ком­ сомольцами п мастерами. 5-е сентября. Семка собрался ехать в Москву. Мужи*», ребята останавли­ вал»: — Семк, пеживи еще хоть денечка два. Дострой это до конца, ыз Не могу, ребята,— отвечал Семка, — что от меня возможно, буду помо- гать оттуда. Перед обедом Семка был в мастер­ ских, устанавливал' в кузнецом мехе. Пыом кузнец, для пробы мехов, нака­ лил добела кусок железа и сделал но- вую под-ковку. Неохот а было Семке ехать -от такой работы. Но необходимо. Вечером Семка Фокин стоял па станции, ждал поезда Я дума» «Как им помочь из Москвы, чтобы это дело гремело, на весь ’уезд?т- как сказал Афанасий-етоляр.— Будем шу­ мать!» . ' До полуночи Семка спорил с мужика­ ми. Семга им про политику РКП в де­ ревне, а они ему: — Преврати слова в дело, тады да-а -а-а .. Когда вышли на улицу, Жучков ска­ зал Семке: *—■Ну как, Семка, подперли? Вот как тут работать трудно. . * * * При каждом возможном случае Семка старался выступать с докладом. Мужи­ ки его шммателшо слушают, а когда №. -кодчит, оии опять свое:. — Слови... на деле б, д-а-а...- «В чем тут дело? — задавал себе во­ прос Семка.- — Черт знает, как настро­ ены», . , . Пришел Семка на улицу. Пляс, точат частушки. Дев-ки смеются, со вееми рав- говари-вают, а о ним ие так, Семка по­ пробовал заговорить по-настоящему: " — Девки, почему вы к вам в комсо­ мол не вступаете? —- К нам... Ты, Семка, теперь уж не наш стал. Ишь как нарядился и гово­ рить Стал по-образоваУшмуг Это еще больше Семку опечалило» Вскоре в фереЬйе началась косьба ржи. К Семке пришла Марфа, соседка: — Семк,' щтобы вы мне «-кьшеомолом» ро-ж-ь-екееиди,-а то- мужика нет,-, Ладно, тетка Марфа, сегодня на собрании поговорим. На собрании комсомольцы предложе- . н.ие Семки приняла. И, «роме тогеьеде- лали добавление: «Скосить еще рожь ба- : бам, не имеющим 'косцов, и бедным семь­ ям красноармейцев». Утром, лишь солнце вышло из-иод го­ ризонта красным пятнышком, вся ячейка комсомола коллективом косила рожь. Семь человек косили. Как зайдут на по­ лоску, так ржй и яет. Даже мужикам некоторым подсобил». Когда идти на обед, построились в ряды. Колька, быв­ ший крас-иоар-меец — «с! бронированным голосом» — скомандовал, запел, а все комсомольцы, стройны* оркестр®» иод- ж>а гили: «Ай-да,. ребята, Ай-да, комсомольцы, Браво, браво, молодцы...» Два дня Семка е комсомольцами ко­ сил рожь. А как е поля домой, в ряды — и песни. Вея деревня захлебывалась в комсомольских веи»»д, : .Собрались комсомольцы на третий девь вечером. Жучков внес предложение: ■ ■— Ребята, давайте через отдел лесни­ чества выпишем « а « ей » молодняку ле­ су для посадки. . - Даешь, ребята! . Поручили Семке с Жучковым вырабо­ тать отношение в отдел; лесничества. . Семка .закатился в волком'— (в вмр» исполком). Пояс.нил, в чем; дел®. Ста­ рые партийцы волисполкома похвалили кудрявеких, комсомольцев За одно ®»й только Семке не понравились,—■за за­ тяжку работ но постройке школы. Но как ни медлевно, -а дело все же шло. Волиснолком отпустил старых до­ сок и еогласилея йа открытие школы. Семка Подпрыгнул от радосг», когда врвехал домов. На другой день подря­ дились с мастерами, я всей ячейкой принялись за работу. Три дня сим »а- ;воз .вычищали. ЦеЯую неделю е утра до вечера Сем­ ки. Афанасий-етоляр, Захар-дечьик про­ работали. Комсомольцы строгают, доски и брусья, и Афанасий, как прддадчт, так на месте. Комсомолыш очищали и подавали кирпичи, а Захар-печник поло- власти жиг кирпичик, глинкой-'пришмеинетг так тут и был. Печки были закончейыд в с е подмаза- ли. Устроили сцену. Стены побелили ме­ л ем е подсинькой. Наделали скамеек, починили парты. Над входной дверью •аяиеали лозунг: «ЧЕРЕЗ ПРОСВЕЩЕНИЕ К КОМ­ МУНИЗМУ». , На левой стороне слова Ильича: «КНИЖНОЕ ЗНАНИЕ БЕЗ ПРАК­ ТИКИ НИЧЕГО НЕ СТОИТ». На правой стене комсомольцы с Сем­ кой сами вывесили жазунг: «ДЕТИ! ПОМНИТЕ, ЭТУ ШКОЛУ СОЗДАВАЛИ ВАМ КОМСОМОЛЬ­ ЦЫ». — А ведь едовито с вами отшлепали, ребята,—-сказал Афанасий.— А что, ре­ бята, барский дом так пустует. Нам ре­ месленную, школу в ней открыть бы. Комсомольцы у нас есть,’дела еще мно­ го будет, хоть отбавляй. Я — по сте­ лирмому цеху, кузиец хороший есть на Примете..: Захар перебил Дфишн-ия. ■ , — А я колбсы ка!кие стал бы выпу- « и п е ребятам». Д е » ;может. пойти. У Семки сразу гвоздём засела эта мысль. — Что ж, попробуем. Все улыбнулись,. Ильич с нортрета, прищурясь, смот­ рел ма. всех. Казалось, он тоже улыбал­ ся. радуясь зад\чайному делу. Й новая мысль .молнией пронеслась по всему селу. На другой день в школу пришел пред­ седатель кооперации. — Ну, как, Семен, можно у вас * школе собрание сделать? Семён вырос от радости. — Почему же? Пожалуйста. На собрании Семку выбрали предсе- датслем. Семка вставил в повестку свой вопрос «Кооперация и культурно-просве­ тительная работа в деревне». " Семка не успел как следует выска­ заться, й Иван'Петрович, как член коо­ перации, внеё предложение: - - Выписать газеты,, так как нам нужны всякие разъяснения, и отпустить комсомолу на просвещенную работу два червонца. " Афанаоий-столяр привстал и выска­ зал свое 'м«ённё; ’ — Граждане)’ вам, наверное, известно, что наши комсомольцы совместно с на­ ми решили открыть ' ремесленную школу. У нас будут мастерские, столярные, куз­ нечные, колесные. У нас будут учепики- кОМСбМЪлййл, а также’ беспартийные. А вы нам, граждане, от кооперации помо­ гите ‘доставлять от.чивы сельскохозяй­ ственных машин. Мы будем их обделы­ вать- деревом. Дело на ходу, граждане.- Приложим свои усилия, -чтобы -’5 загре­ меть на весь уезд: А с комсомольцами, граждане, это сделать можно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz