Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)
бя будущие электросле- сарм по контрольно-из мерительным приборам. «СТРЕЛА-1» Шел обычный урок. 'Преподаватель М. А. Яворский вызвал к доске ученика, дал ему билет с вопросами и сказал: — Отвечайте. Класс притих. Молчал и ученик. Он думал, как лучше ответить на во просы. Потом подошел к машине, наткал! на ‘кноп ку. Затем еще и еще раз... А тем временем «Стрела-1» уже отсчита ла время, засветилось сигнальное табло. — Сколько?—не сдер жался кто-то с заднего стола. — Четыре,— отвечаю щий радостно вздохнул. Этот случай — не фан тазия ребят. Машина программирующего обу чения уже действует в лаборатории училища, Михаил Афанасьевич, заметив мое восхище ние, пошутил: — Век электроники и кибернетики наступил.,; Потем он рассказал, как «Стрелу» создавали сами ученики, сколько было волнений, когда проводили испытания. Но машина, созданная умелыми руками масте ров и будущих рабочих, выдержала все экзаме ны, как выдержали глав ный экзамен н а . звание рабочего ее творцы, Н. УВАРОВ. ГЛАВНЫЙ ЭКЗАМЕН НЕМНОГО ИСТОРИИ Это было в тридцать» годах. На одной из улиц города началось строи тельство огромного по тому времени здания,: Что это будет — люди толком не знали. И толь ко позже над самой дверью липчане увидели вывеску с необычной надписью: «Школа фаб рично-заводского обуче ния», ...Ребята из ФЗО чув ствовали себя именинни ками. Им завидовал весь город. Их ждала страна первых пятилеток. Так начала свою жизнь одна из школ будущей систе мы профтехобразования. Шли годы, многие, из бывших выпускников ста ли именитыми — Пожалуй, и мы это можем сделать,;—сказал старший мастер Н. Ш. Латыпов после того, как побывал у своих, коллег. Через несколько дней. станок был готов. Ново рожденный «ТВ-16» ус мотрели представители других училищ города. «Отлично» — такова бы ла оценка специалистов. С того дня мастерская перешла на массовый выпуск подобных стан ков. И сейчас эта про дукция идет во многие города страны для об- щеобраэо в з т ё л ь н ы х школ. ...Большой прямоуголь ный зал. Выстроились в ряд десятки самых со временных универсаль ных станков. — Это и есть наш то карный цех, — поясняет старший мастер. — Здесь ребята знакомятся со своей профессией, отсю да уходят специалиста ми. Помимо станков, уча щиеся изготовляют еще и слесарные тиски, раз личные инструменты, вы полняют"заказы заводов. Но, пбжалуй, самыми В РЕМЯ — штука неумолимая., Оно дает точную оценку людям, их де лам, событиям. То, что сегодня нас радует, завтра уже не может удов летворять, что вчера казалось верхом достижения — сегодня скромным успе хом, а завтра — всего лишь топтанием на месте. В последнее время многие комсомола говорят о главном направле нии в работе или еще громче — о «гене ральной линии». И в поспешных поисках таковой хватаются за первое попавшееся дело. да не искал'.Я-не объявлял генеральной линии. Он занимался всем понемногу: вел соревнование «7 за 6», за качество й культуру производства, понемногу, при нимал1в комсомол, штаб «КП» проводил рейды по внедрению рацпредложений и соблюдению техники безопасности. Нуж ная и по-своему интересная работа. Но... * Возьмем для примера хотя бы рейды «прожектористов». Полтора месяца ком сомольские активисты рылись в брвзов- еких папках, разбирались. ~ команди рами производства. Но каждую осень сюда при бывает новое поколение рабочего класса, кото рое учится, мечтает, соз дает. «ТВ-16» В переводе это озна чает токарно-винторез ный станок. Впервые он появился в Краснодар ском училище-заводе, где изготовили его сами ребята. административного лица идет научный подход к организации производства. И комитеты здесь штаб «КП» мог бы оказать совме стно е молодыми инженерами неоцени мую услугу заводу, взяв под свою опеку внедрение этих планов в одном —двух отстающих цехах. Мог бы, но не хватило у комитета комсомола и штаба «КП» умения загля нуть в завтрашний день. Вот почему с трибуны заводской ком сомольской конференции очень, часто слышались упреки в адрес комитета ком сомола за поверхностный подход к рабо те и своей, и цеховых комсомольских организаций. И упреки справедливые; Еще в прошлом году комитет комсо мола объявил соревнование на лучшую комсомольскую организацию: Ежемееяч- словам но подводились итоги, распределялись места и знамена. В числе прочих пунктов условия I е 1% ВВ Я к 0%. специально вы д е л и л и I 11ЕЛМ*У|1Л борьбу за коммунистиче- IIIпойп " Казалось бы, всё пра- _ вильно. Но вот кнс гру- [ 1 ЕВ ментальный цехзавоевал ЖЕ ЕВ первенство. Украсочно О Л в | К оформленной доски на ■ * 0 ш ш ■ ■ - ВИДу у всех — знамя ко митета комсомола. А ко- Николая Черкасова, начальника штаба гда поинтересовались у бывшего комс- «КП», работа была адова, а факты оше- орга Светланы Поминовой, как же ломляющими. В сталелитейном цехе, на- выполняется один из основных пунктов пример, свыше двухсот предложений не соревнования — вовлечение молодежи в рассматривалось в течение нескольких борьбу за коммунистический труд, — то лет, в чугунолитейном—22 предложения оказалось—никак. В конторе цеха хра- еевсем исчезли. нитея около трехсот стереотипных обя- Итак, полтора месяца большой рабо- затедьств, которые почти год не рассмат- ты. Ву, а дальше?.. Дальше последовал ривались, а комсорг и бюро даже не Приказ директора по заводу, обязываю- знали об их существовании, щкй должностных лиц рассматривать Как же в таком случае комитет ком- предложения в положенные сроки. Но сомола присуждал знамя? И что это: ведь работники БРЙЗа и'без того знали формализм, показуха? прекрасно Свои обязанности. Что-нибудь Можно назвать это тем и другим, но изменилось после рейда в порядке врие- главное - комитет комсомола ведет со ма и разбора предложений? Нет. Всеос- ревнованке по старинке: разослал бума- талось по-прежнему. гу по цехам — и присуждай каждый ме- Прондет месяц — другой и вновь бри- сяц зйамя. Благо производственныё по- зовская папка превратится в «долгий казатеди можно узнать в соответствую- ящик», потребуется на прорыв еще рейд щем отделе. Дешево и Сердито, как го- «прожектористов». И так без конца. И ворят. Но время давно свисало такой возникает мысль: «А не устарели лило- метод и безжалостно развенчивает тех, добные рейды с половинчатыми результа- кго его придерживается, тами? Чем они отличаются от «налетов» ,, , легкой кавалерии. Именно «налетов» и И еще хотелось бы выделить одну именно «легкой». Налетели, перерыли, ” ысль- которой поделились с делегата- взбудоражили, нашумели, но лишь толь- «и комсорг чугунолитейного цеха Вик- ко осела пыльца, поднятая «лихими всад- Т0Р Мор,ачев и представитель старшего инками», к все вошло в старое русло. "«коленин, комсомолка двадцатых годов Умение оценить сегодняшние дела из Марм* Па(!ЛОВна Волкова- завтрашнего дня, умение забежать вне- Задача комсомола -воспитание мо- ред к оцепить свою работу, се формы из ледежи и сегодня остается главной, — будущего — это одна из гарантий от сказала она. — В связи с этим мне бы ошибок. И если бы комитет комсомола хотелось сказать несколько слов о при- завода заглянул. в завтра своего пред- еме в комсомол.. Мне кажется, что мы приятия, то для «прожектористов» на- порой подходим к этому легковато. Не шлиеь бы более перспективные дела. готовим молодого человека, мало забо- Сейчас на заводе в отдельных цехах тимся о его политическом уровне, внедряются планы НОТ (научной орга- Много и других интересных и важных икзацин труда). Тщательно аналнзиру- вопросов комсомольской жизни подни- ются и изучаются всё! условия вровзвод- мал» делегаты конференцвш_ Но смысл ства, начиная от расстановки оборудова- всех выступле'н1«и"”"своднлся к одному: ния, окраски стен и ставков до внедре- пересмотреть формы работы, «глубже ивя новшеств. Это дело будущего. На пахать», не скользить по поверхности, смену стихии, личному распоряжению потому что этого требует время. На снимках: (вверху) учащиеся из группы электрослесарей конт рольно: - измерительн ы х приборов Анна Тюлейе'ва и Николай Яблоновский проверяют правильность Показаний м'аноме т р а; (внизу) учащиеся Наташа Духанина и Николай Ра- стегаев в библиотеке. А это трофеи, добытые спортсменами в жарких «боях». г. Липецк, ГПТУ-10. ■ Фото Ю. Ардашева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz