Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Подросток пришел на завод ’оборудованием, дают клан. Ни мастеру, ни начальнику цеха уже не приходится беспокоиться: все будет в порядке. Высокая теоретическая - и практиче­ ская подготовка мастеров-ииструкторов, умелый педагогический подход позволяют вбспитываТь в учениках четкие .профес­ сиональные навыки, хорошо усваивать теорию. С учебных участков выходят всесторонне подготовленные рабочие.- И даже после эт ого цеховые бюро еще долго ведут контроль за тем, накую работу дают новичкам. В цехах оформлены специальные угол­ ки молодого рабочего. Здесь и стенгазё- та «Молодой рабочий», фотостенд, рас­ сказывающий о делах лучших молодык рабочих цеха, график учета выработки и зарплаты подростка.. Есть и общеза­ водская Доска почета молодых рабочих. ■ ; На заводе всеми проблемами подрост­ ков занимается совет молодых рабочих. Понимая большую воспитательную сиЛу коллектива, совет предложил админи­ страции завода переставить начало ра- бочего дня подростков на два часа поз- Что это дает? Во-первых, по установ­ ленному положению, подростки кончают работу на Два часа раньше и уходят домой. Следовательно, у все проияводот-, венные и другие вопросы решаются в их’ отсутствии. Они не бывают на собрани­ ях, на подведении итогов, по существу не знают, чс.м живет коллектив. Как па­ рень может «болеть» за план,. например, если толком не знает, за что борется его бригада, участок, цех. Во-вторых, при­ ходя вместе со всеми, подросток два часа болтается без дела, пока мастер даст задания рабочим и займетея им. Очень хорошей, на мой взгляд, являет­ ся и такая форма воспитания,^как борь- Скибин и Петя Еремеев оевзи-варот спе­ циальности шлифовщиков у своих от­ цов в инструментальном цехе, И о то да­ ёт неплохие, результаты. Но пока цеховые организации сумели определиться только по двум, основным пунктам в работе с подростками: прием *. увольнение через -общественный отдел кадров. Через этот отдел проходят все -ребята комсомольского во'зрасла,- / А ведь основной и самый 'сложный процесс протекает в цехах, на местах обучения и работы подростков. Слушается, что парень попадает к хо- рошему, квалифицированному рабочему. Но тот в силу того, что не обладает пе- -дагбгическнми данными, не может пере­ дать своему ученику всех «секретов» спе­ циальности, прочных профессиональных навыков. Срок обучения кончился. Новичка ста­ вят работать самостоятельно, дают' ста­ нок похуже. И навыков еще у парня нет,, в -плйн на таком станке выполнить нё может, и заработок получает неболь­ шой. Мастер с р а зу . не доверяет серьез­ ную работу; Д ает винтики, болтики то- Пяренв решает уйти с завода. Вот тут возникает проблема номер один: как быть? . Недавно мне пришлось побывать на Коломенском тепловозостроительном з а ­ воде. Оказывается, там эта проблема ■решена очень .просто. На заводе отказа­ лись от индивидуального и перешли к бригадно-участковому методу обучения новичков. Предварительно отбирают и готовят из мастеров шгс+рукторой по обучению молодых рабочих. В : .цехах выделяют специальные учебные участки се своим Каждый год через отдел кадров наше­ го' завода лр'оходят десятки подростков. Самые разные по «трудности» характе- ров и склонностям мальчишки и дев­ чонки. Й завод для них пврва#, серьёз­ ная школа испытания характера и волш Но среди них есть пб-нэс гоя тем у «трудные», с которыми приходится рабо­ тать с первых их шагов ва заводе. И вот тут, может быть, как нигде, нужны забота и внимание комсомольской орга­ низаций, Стоит чуть упустить человека,' как он уходит через проходную опять на улииу.., - : Здесь возникает целый ряд ; проблем, правильно решив которые, можно изме­ нить- судьбу человека, закрепить егб в рабочем коллективе. В феврале этого года в наших цехах создали общественные отделы кадров, назначили общественных инструкторов по работе с подросткам]!. Первый ре­ зультат, которого мы добились: подро­ сток с. приходом на завод, сразу попадал в полосу пристального внимания комсо­ мольской организации. - Так, два года назад но направлению отделения мндшрш приняли на завод Володю Граченка. Парню шестнадцать лёт, но в детской комнате милиций он был частым гостем. Ребята из цехового бюро поручили воспитание паренька опытному токарю В, И, 'Буракову, Минуло время, Володя получил третий разряд й считается теперь неплохим ра­ бочим. Появилась потом и еще одна идея: ставить подростков учиться специально­ сти к их родителям, А таких примеров у нас на заводе немало. Так, Володя ба за звание — лучший токарь, фрезе­ ровщик, сверловщик среди подростков, Ежемесячно цеховые бюро подводят итоги. Если молодой рабочий несколько раз в год завоевывает это звание, то комитет комсомола и адмиииегвЙня хо­ датайствуют о присвоении ему очеред­ ное!) разряда без сдачи экзаменов. Но на этом не останавливают®?!. Луч­ ших производственников и:: ' подростков начинают вовлекать в соревнование за коммунистический труд, И опять здесь шеф и руководитель —- заводской ком­ сомол. Только но его рекомендации при- спаивается достойным это высокое зва­ ние. - Опыт коло.мениев приемлем -почти на любом предприятии. У себя мы решили в первую очередь переставить время вы­ хода подростков на работу. И догово­ ренность с дирекцией уже имеется. А если расширить и пересмотреть зада ­ чи наших общественных отделов кад­ ров, то их легко можно Преобразовать в советы молодых рабочих. Более сложно будет организовать учебные участки или цехи. Тут потребуются и материальные затраты, в время. Но многое, конечно, будет зависеть и от того, насколько опе­ ративно и рационально распределит свои, силы заводская комсомольская органи­ зация. : ‘ 1;-■■•Л Подросток пришел на завод.,. Как мы его встретил), насколько глубоко сумеем заинтересовать в- 'бу^нщЙщ^тЩшссищ какими людьми окружим, от этого будет зависеть его трудовая биография и судь­ ба, как человека Об -этом всегда долж­ ны помнить комсомольские работники, встречая подростка у проходной. И. ФАТЕЕВ, зам. секретаря комитета ВЛКСМ ЛТЗ. режутся, склеиваются, промываются. Если говорить просто О качестве и перевыпол­ нении плана монтажни­ цами, то непосвященно­ му человеку мало что скажут цифры Вот, например, Валя Емельянова, Клава Бур­ дина. Лида Лучинкина дневную норму всегда выполняют на сто про­ центов и больше. Если смотреть по про­ дукции—это по двадцать с лишним километров проверенной смонтиро- Г ^ Т И М людям можно Р Ч позавидовать. Они больше всех, даже самых заядлых зрителей, смотрят художественные и хроникальные фильмы. Но это не развлечение. Люди работают. Очень напряженно и пцатель-1 Заместитель управля­ ющего кинопрокатом Ра­ иса Александровна Го­ рячкина рассказывает: — В прошлом году мы выдали 23 тысячи кино­ программ и за первое полугодие этою года уже более 11 тысяч. Разобраться в таком потоке помогают акку­ ратно оформленные кар­ тотеки. Здесь имеются короткие описания каж- Несколько раз в неде­ лю в просмотровой зал областного кинопроката приходят редактор А. И. Воронова, контролеры экрана, технические ин­ спектора, директора ки­ нотеатров, художники. I Уже здесь, в зале, прежде чем фильм выйдет на экраны, начинается кропот­ ливая творческая работа, У худож­ ников зарождаются низы будущих реклам, технические работники строго проверяют качест­ во фильма: чистоту звука, изображения. Редактору необходимо о т л и ч н о знать содержание, чтобы потом рекламиро в а т ь фильм, определить ис­ пользование его в тема­ тических показах или фе­ стивалях, подготовить рецензии для радио и га- Хранители киносокровищ Н ЕСКОЛЬКО . месяцев шея на страницах на­ шей газеты разговор о КПД специалиста. Тема раз­ говора взволновала участни­ ков дискуссии. КПД инженера — это прежде всего увлечен­ ность плюс возможности — вот вывод, который напраши­ вается в итоге обсуждения. Пожалуй, добавят еще способ­ ности. Да, природа тоже идет по сбору металлолома на тер­ ритории завода вместо борь­ бы за рачительность, порядок и чистоту». Пожалуй, резковато сказано. Воскресники по сбору лома нужны. Но мысль верная. Ча­ сто комсомольские вожаки жа­ луются на пассивность моло­ дых инженеров: «На все меро­ приятия их силком тянешь, ни на что не сагитируешь». Что же предлагается инже­ неру? Коллективный поход в ки­ но, упомянутые воскресники, беглые поверхностные рейды «КП», где не требуется ни ин­ женерного анализа, ни знаний. Слишком далеки эти дела от того, чем живет специалист. И в выборе форм работы, и в подходе к людям в комита­ тах - порой ориентируются на некоего «среднего рабочего» и с этой же меркой подходят к инженеру, да еще удивляют­ ся, почему это ему не нравит- ступить в аспирантуру, нако­ нец, работа в ОКБ. Твори, вы­ думывай, пробуй! А много ли из молодых спе­ циалистов ЛТЗ заняты в обще­ ственных конструкторских бю­ ро? Из пятидесяти опрощен­ ных только трое, считая и са­ мого председателя совета. Но и это еще не всё. Кое-кто из молодых инженеров имеет свою, принципиальную точку зрения на ОКБ, Владлен Хен- кин (ЛТЗ) считает, например, что «если каждый на своем рабочем месте будет трудить­ ся е полным напряжением сил, то вопрос об общественных бюро не возникнет». Они, по его мнению, и используются для устранения чьих-то недо­ работок. Вот ведь как... Оказывается, ОКБ создаются вовсе не энту­ зиастами, не людьми, увлечен­ ными, а лодырями, которые всю свою работу свалили на безропотных простачков из ОКБ. Трудятся те в поте лица, предложить директору завода ' назначить на вакантную инже­ нерную должность толкового молодого специалиста? Или кто запретил ему интересо­ ваться условиями быта моло­ дых инженеров? Беда в том, что комсомольские вожаки — редкие гости даже в общежи­ тии молодых инженеров, А ес­ ли и бывают, то от их визита остаются разве только пыль­ ные следы на полу. Кто мешал пойти в завком, к директору завода со своими предложе­ ниями по улучшению быта своих же ребят? Тут дело не в отсутствии прав, а в умении ими пользо- :: Года полтора назад комитет комсомола завода «Свобод­ ный сокол» загорелся идеей создать совет студентов-ве- черников. Этот совет должен был следить за учебой моло­ дежи, за тем, чтобы студенты работали по будущей специ­ альности, рекомендовать осо- дого фильма. Ведется учет, какой срок он отра­ ботал на экране, чтобы определить его дальней­ шую судьбу. Новый фильм, выпу­ щенный на экраны, вы­ держивает десятки сеан­ сов, и все время кинолен­ та несется по роликам аппаратов с огромной скоростью. Неизбежна порча поверхности. Сра­ зу после возвращения в прокат фильм тщательно просматривается, опре­ деляется объем ремонта. Кинолента поступает в монтажный цех. Светлое просторное помет е н ие безукоризненной чисто­ ты, лампы дневного све­ та, винтообразные стел­ лажи у монтажных сто­ ванной ленты. И так ежедневно. Но на этом работа не окончена. Смонтирован­ ные ленты попадают в реставрационный цех. Здесь уже трудится ум­ ная и сложная машина со множеством к н о п о к , лампочек, роликов, щит­ ков. Управляет ею Анна Сергеевна Сафронова, опытный и внимательный реставратор. Кинолента запускается в машину, щелкают выключатели, загораются лампочки, и процесс начался. Лента еще раз промы­ вается ацетоном, спир­ том, тщательно шлифует­ ся поверхность. Посте­ пенно исчезают пятна, потом царапины, изобра­ жение становится ярким и четким. К концу смены около пяти тысяч метров плен ки уложены в металли веские кассеты. Два—тр фильма третьей катего рии получают новую пу тевку в жизнь, как филь мы второй категории Впереди у них еще 150— 180.полноценных сеансов Каждый день на при емном пункте базы кон торы кинопроката от гружаются и принима ются десятки фильма Здесь тоже работа иде четко, слаженно. «Филь мы не должны опазды вать к зрителю» — эт главный закон всего кол лектива. Кто-то назвал кинопро кат конторой. Пожалуй точнее , сказать, что эт фабрика со своим кол лективом, сложными про изводственными прбце сами, с огромной важно сти задачей: беречь со кровища одного из самых массовых и популярных видов искусства—кино. В. АЛЕКСАНДРОВ. г..-Липецк, у ® ;* На снимках: (вверху) монтажницы кинопро-. ката Клава Бурдина и Лида? Лучинкина, (вни­ зу) заведующая фильмз- .. базой Валя Труха%ва. Фото В. Садчикова. Правы те, кто утверждает, что КПД специалиста, его творческий рост зависят во многом от самого инженера. Отдача умственной энергии, как образно заметил в своем письме инженер В. Волобуев, зависит даже от ручки стола, за которым работает специа- После просмотра—но­ вый фильм поступает в фонд проката, а потом на экраны. Фонд—это не просто хранилище, заставленное коробками с кинолента­ ми. Это более пяти тысяч художественных, хрони­ кальных, научно - попу­ лярных фильмов, кото­ рые находятся в посто­ янном движении. Они путешествуют по экра- Недовериё на первых порах, работа не по специальности, невнимание комитетов комсо­ мола и администрации к мо­ лодым специалистам, порой и бесперспективность — следст­ вием всего этого и явился на­ лет разочарования и скепсиса, который чувствуется в отдель­ ных ответах, присланных в ре­ дакцию. Не в этом ли корень пассив­ ности молодых специалистов, о которой часто и много гово­ рят на предприятиях? Но перейдем к самим отве­ там. Вот один из них. Виктор Потапов — без пяти минут ин­ женер: он заканчивает инсти­ тут стали. За шесть лет на за­ воде «Свободный сокол» для него не нашлось инженерной должности. Нет ёе и в буду­ щем. И он справедливо воз­ мущается: «Электрослесарь е дипломом инженера — разве это нормально? Разве можно тут говорить о КПД специали­ ста?». А вот что пишет технолог ОГТ тракторного завода Тама­ ра Седова: «Возможности творческого роста на заводе для нас очень небольшие. Я работаю уже третий год. Стар­ шим технологом становятся обычно люди с большим ста­ жем. Плановости в этом деле нет, перспектив тоже». Следует сказать и о том, что многие специалисты понимают творческий рост только как повышение в должности. Но, положим, в должности специ- сам-то он увлечен какой-ни­ будь идеей, расширился ли на заводе его инженерный гори­ зонт или, наоборот, растеря­ лось то, что приобреталось в институте? И в этом смыслё творческий рост — дело само­ го специалиста, его энергии, ума. И совершенно прав А. Со- : коловский — председатель со­ вета молодых . специалистов ЛТЗ. По его мнению, на заво­ де для энтузиастов работы не­ впроворот: есть отличная экспериментальная база, не­ ограниченные возможности по- Н ЬЮТ О Н ОМ МОЖЕШЬ ТЫ Н Е Б Ы Т Ь . . . оа*,~ласть Сов е т ов Монтажные приспо­ собления просты—на сто­ лах вращающиеся диски быстро перематывают киноленту. Вот тут особенно тре­ буется внимание и уме­ ние монтажниц. Царапи­ ны, порванная перфора­ ция, обрывы. Ленты тща­ тельно просматриваются, требует­ ся, проходят через мон­ тажные и реставрацион­ ные мастерские, и от­ правляются в фонды, ожидая своей очереди, чтобы опять встретиться со зрителем. Военное а зд а тпльство Министер­ ства оборота , ,СР выпустило в свет десятитысячным тиражом книгу доцента Липецкого пединститута за­ ведующего кафедрой истории И. С. Лутовинова «Ликвидация мятежа Керенского—Краснова». " этой интересной на- -------- - контррево- В введении .. - ......... учной работе пишется. . , люционный мятеж Керенского—Крас­ нова — это первая попытка внут­ ренней и иностранной буржуазии во­ оруженной силой подавить только что победившую революцию, сверг­ нуть провозглашенную в стране Со­ ветскую власть. Поднятый на огромной территории от Петрограда и Москвы до линии фронта на западе и области войска Донского на юге, он явился серьез­ ной угрозой молодой Советской рес­ публике. великим завоеваниям Ок­ тября. Чтобы спасти революцию и ее великие завоевания, трудящиеся на­ шей страны смело и мужественно Даже небольшой опрос мо­ лодых инженеров, проведен­ ный редакцией и комитетами комсомола на трех заводах, показал, что слишком мало внимания комитеты уделяют специалистам. Анкеты пестрят такими ответами: «Работы нет никакой», «Комитет не интере­ суется» «Скука, ничего, кроме однотипных собраний и взно- бо достойных ребят на инже­ нерные должности. До поры до времени, когда строились планы, все шло от­ лично, появилось даже поло­ жение о совете студентов. Но пришла пора претворить эти планы в жизнь — и комитетчи­ ки стали в тупик. Директор за­ вода скептически отнесся к этой затее. Бывший секретарь оказался по-своему дально­ зорким и не стал портить от­ ношения с начальством. И у членов комитета не хватило настойчивости. Сменилось комсомольское руководство. И вот уже два года, как хорошую мысль сов­ сем похоронили. А между тем очень многие молодые инже­ неры продолжают работать не по специальности на рабочих местах. Где уж тут вести речь о КПД специалиста. В связи с этим хочется при­ вести еще один ответ В. Хен- на заводе. Он пишет: «Она со­ стоит из «мероприятий», нуж­ ность которых не всегда по­ нятна. Например, воскресники корпят над чертежами, а кто поумней, хихикает над ними. И он, В. Хенкин, не желает «вкалывать» за других, потому и против всяких общественных Оригинальное мнение, не правда ли? Но как легко за ним разглядеть манерничанье Приведем еще несколько не менее любопытных ответов. Юрий Ененко на вопрос: «Какова роль комитета комсо­ мола в выдвижении молодых инженеров?» — искренне не­ доумевает: «Какая роль? Это дело администрации. А у ко­ митета на это ни прав, ни воз­ можностей нет. Да и при чем он тут?». И дальше, говоря о недостатках комсомольской работы на заводе, замечает: «Такой нет... Чтобы изменить положение, надо предоставить комсомолу большие права. Тогда будет и авторитет». Посмотрим, каких же прав не хватает комитету комсомо­ ла Данковского химзавода, где работает Ю. Ененко? Разве кто отнимал у комитета право Из всех опрошенных спёциа- листов только два—три чело­ века — «прожектористы». По­ ка очень слабы контакты меж- ками и молодыми, инженера­ ми. Коэффициент полезного действия специалиста зависит прежде всего от его личной активности, творческой увле­ ченности, от сознания им чув­ ства общественного долга. Именно с учетом всех этих особенностей комитеты ком­ сомола, руководители пред­ приятий должны разработать стройную систему форм и ме­ тодов привлечения молодых инженеров к участию в произ­ водственной и общественной жизни завода. Н. СМОЛЬЯНИНОВ. нна, они борьбу с : первых мятежниками* ,----г— - .ИР— - дней приобрела остро выраженный классовый характер. " ------* — _________ .____ , На одной сто­ роне выступили свергнутые револю­ цией буржуазно-помещичьи классы, на другой — все, кому дороги сво­ бода, революционные завоевания. Героизм и мужество, проявленные в этой борьбе трудящимися нашей Страны, служат вдохновляющим примером для народов многих стран, борющихся за утверждение нового К ОГДА закончились первые 120 минут этого небывалого в истории . Кубка СССР матча-марафона, я подошел к капитану советской сборной Валентину Иванову, чтобы узнать его мнение об Игре. Но Иванов опередил', меня; и сам с нескрываемым,разочарова­ нием спросил: «Ну, как матч?» Чувство­ валось, что 120 минут игры не доставили Иванову удовольствия.- Он был возбуж­ ден и, пожалуй, даже немного огорчен как человек, увидевший кусочек плохо­ го футболу, за который он тоже в отве- скрльио законченных комбинаций разру­ шалась; чайте всего способами, недозво-. ленными футбольными правилами. Та­ ким был общий фон первого -раунда этой тяжелой встречи, тяжелой и для самих футболистов,, и для зрителей. ■ Единственно, при таких обстоятельст­ вах трудно говорить о превосходстве ко­ го-либо из соперников. Тем яе менее игра минских динамовцев мне показалась бо­ лее организованной, более разнообраз­ ной. Новички кубкового финала — мин­ чане как будто бы не Придали нк ми- лейшегО значения титулам «Спартака» и в течение почти всех 120 минут сами навязывали москвичам инициативу. В их игре было больше целеустремленности и тактической сообразительности. Онп ча­ ще владели мячом, увереннее и точнее делали передачи, осмысленней переме­ щались. Даже с точки зрения техники обработки мяча нападающие «Динамо» отделении ее «(Спартаком», имеют пол­ ное Моральное право на % бо к СССР. Они выдержали тяжелейший экзамен в борьбе с командой, которую;у нас часто называют самой кубковой. Но им пред­ стояло доказать это право на практике, во втором раунде финального матча. . Теперь мы знаем, что минчанам не удалось этого еде.тать. Они уже на тре­ тьей мияутё забили гол (Вениамин Ар- замаецер.) й . долгое время удерживали преимущество, имели одну—дне возмож­ ное: и закрепить успех, но все же ушли с поля Побежденными. Нм не хватило кубкового опыта, уверенности в победе и, если хотите, настойчивости И упорет- ' ва в момент, когда эта победа была совсем близка. ; ' Н а .23 минуте второго,:а .верное ше­ стого тайма, после неожиданной, но бле­ стящей комбинации Рейнгольд- •Хусаи­ нов в ворота минчан влетел ответный гол3 С этого момента нити игры перешли в Конечно, вряд ли кто ждал от этого матча футбола высшего образна. Финал Кубка СССР ставит перед соперниками слишком сложную задачу, чтобы можно было подойти к ее решению спокойно и академически продумаАшо.'Сама психо- лдгия подобного поединка воздействует на футболиста не в лучшую сторону, об­ ременяет его ответственностью, лишает свободы действий и творчества. В таких условиях нелегко сохранять постоянную выдержку, а, значит, и показывать ис- 'тишхое мастерство. Но все же, несмотря ни на какие скидки, трудно было онрав- дать ту нервозность, грубость, тот сум­ бур, которые мы увидели в первые 120 минут финального матча московских спартаковцев и динамовцев Минска, Четыре тайма игры не дали никакого результата. Эпизодичные попытки обеих команд наладить взаимосвязи в звеньях, подержать мяч и провести хотя бы не- ДРУ1Ш Матча с саратовским «Соколом» наши болельщики ждали с большим нетер­ пением. Еще бы! Лидер третьей зоны «оторвался» от ближайшего соперника на 7 очков. С первых же секунд матча обороняться вынужден был «Сокол». Тор­ педовцы предложили гостям очень быстрый темп. Саратовцы применили плотную, жесткую персональную опеку. Но нападающие «Торпедо» создавали много острых моментов у ворот соперников. Однако реализовать не смогли ни одного. Счет так и не был открыт. Что ж, сыграть вничью с таким грозным со­ перником не так уж плохо. Итак, 0 : 0. НА СНИМКЕ: острый момент у ворот гостей. Фото Ю. Ардашева. 4>УТБШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz