Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)
Подросток пришел на завод ’оборудованием, дают клан. Ни мастеру, ни начальнику цеха уже не приходится беспокоиться: все будет в порядке. Высокая теоретическая - и практиче ская подготовка мастеров-ииструкторов, умелый педагогический подход позволяют вбспитываТь в учениках четкие .профес сиональные навыки, хорошо усваивать теорию. С учебных участков выходят всесторонне подготовленные рабочие.- И даже после эт ого цеховые бюро еще долго ведут контроль за тем, накую работу дают новичкам. В цехах оформлены специальные угол ки молодого рабочего. Здесь и стенгазё- та «Молодой рабочий», фотостенд, рас сказывающий о делах лучших молодык рабочих цеха, график учета выработки и зарплаты подростка.. Есть и общеза водская Доска почета молодых рабочих. ■ ; На заводе всеми проблемами подрост ков занимается совет молодых рабочих. Понимая большую воспитательную сиЛу коллектива, совет предложил админи страции завода переставить начало ра- бочего дня подростков на два часа поз- Что это дает? Во-первых, по установ ленному положению, подростки кончают работу на Два часа раньше и уходят домой. Следовательно, у все проияводот-, венные и другие вопросы решаются в их’ отсутствии. Они не бывают на собрани ях, на подведении итогов, по существу не знают, чс.м живет коллектив. Как па рень может «болеть» за план,. например, если толком не знает, за что борется его бригада, участок, цех. Во-вторых, при ходя вместе со всеми, подросток два часа болтается без дела, пока мастер даст задания рабочим и займетея им. Очень хорошей, на мой взгляд, являет ся и такая форма воспитания,^как борь- Скибин и Петя Еремеев оевзи-варот спе циальности шлифовщиков у своих от цов в инструментальном цехе, И о то да ёт неплохие, результаты. Но пока цеховые организации сумели определиться только по двум, основным пунктам в работе с подростками: прием *. увольнение через -общественный отдел кадров. Через этот отдел проходят все -ребята комсомольского во'зрасла,- / А ведь основной и самый 'сложный процесс протекает в цехах, на местах обучения и работы подростков. Слушается, что парень попадает к хо- рошему, квалифицированному рабочему. Но тот в силу того, что не обладает пе- -дагбгическнми данными, не может пере дать своему ученику всех «секретов» спе циальности, прочных профессиональных навыков. Срок обучения кончился. Новичка ста вят работать самостоятельно, дают' ста нок похуже. И навыков еще у парня нет,, в -плйн на таком станке выполнить нё может, и заработок получает неболь шой. Мастер с р а зу . не доверяет серьез ную работу; Д ает винтики, болтики то- Пяренв решает уйти с завода. Вот тут возникает проблема номер один: как быть? . Недавно мне пришлось побывать на Коломенском тепловозостроительном з а воде. Оказывается, там эта проблема ■решена очень .просто. На заводе отказа лись от индивидуального и перешли к бригадно-участковому методу обучения новичков. Предварительно отбирают и готовят из мастеров шгс+рукторой по обучению молодых рабочих. В : .цехах выделяют специальные учебные участки се своим Каждый год через отдел кадров наше го' завода лр'оходят десятки подростков. Самые разные по «трудности» характе- ров и склонностям мальчишки и дев чонки. Й завод для них пврва#, серьёз ная школа испытания характера и волш Но среди них есть пб-нэс гоя тем у «трудные», с которыми приходится рабо тать с первых их шагов ва заводе. И вот тут, может быть, как нигде, нужны забота и внимание комсомольской орга низаций, Стоит чуть упустить человека,' как он уходит через проходную опять на улииу.., - : Здесь возникает целый ряд ; проблем, правильно решив которые, можно изме нить- судьбу человека, закрепить егб в рабочем коллективе. В феврале этого года в наших цехах создали общественные отделы кадров, назначили общественных инструкторов по работе с подросткам]!. Первый ре зультат, которого мы добились: подро сток с. приходом на завод, сразу попадал в полосу пристального внимания комсо мольской организации. - Так, два года назад но направлению отделения мндшрш приняли на завод Володю Граченка. Парню шестнадцать лёт, но в детской комнате милиций он был частым гостем. Ребята из цехового бюро поручили воспитание паренька опытному токарю В, И, 'Буракову, Минуло время, Володя получил третий разряд й считается теперь неплохим ра бочим. Появилась потом и еще одна идея: ставить подростков учиться специально сти к их родителям, А таких примеров у нас на заводе немало. Так, Володя ба за звание — лучший токарь, фрезе ровщик, сверловщик среди подростков, Ежемесячно цеховые бюро подводят итоги. Если молодой рабочий несколько раз в год завоевывает это звание, то комитет комсомола и адмиииегвЙня хо датайствуют о присвоении ему очеред ное!) разряда без сдачи экзаменов. Но на этом не останавливают®?!. Луч ших производственников и:: ' подростков начинают вовлекать в соревнование за коммунистический труд, И опять здесь шеф и руководитель —- заводской ком сомол. Только но его рекомендации при- спаивается достойным это высокое зва ние. - Опыт коло.мениев приемлем -почти на любом предприятии. У себя мы решили в первую очередь переставить время вы хода подростков на работу. И догово ренность с дирекцией уже имеется. А если расширить и пересмотреть зада чи наших общественных отделов кад ров, то их легко можно Преобразовать в советы молодых рабочих. Более сложно будет организовать учебные участки или цехи. Тут потребуются и материальные затраты, в время. Но многое, конечно, будет зависеть и от того, насколько опе ративно и рационально распределит свои, силы заводская комсомольская органи зация. : ‘ 1;-■■•Л Подросток пришел на завод.,. Как мы его встретил), насколько глубоко сумеем заинтересовать в- 'бу^нщЙщ^тЩшссищ какими людьми окружим, от этого будет зависеть его трудовая биография и судь ба, как человека Об -этом всегда долж ны помнить комсомольские работники, встречая подростка у проходной. И. ФАТЕЕВ, зам. секретаря комитета ВЛКСМ ЛТЗ. режутся, склеиваются, промываются. Если говорить просто О качестве и перевыпол нении плана монтажни цами, то непосвященно му человеку мало что скажут цифры Вот, например, Валя Емельянова, Клава Бур дина. Лида Лучинкина дневную норму всегда выполняют на сто про центов и больше. Если смотреть по про дукции—это по двадцать с лишним километров проверенной смонтиро- Г ^ Т И М людям можно Р Ч позавидовать. Они больше всех, даже самых заядлых зрителей, смотрят художественные и хроникальные фильмы. Но это не развлечение. Люди работают. Очень напряженно и пцатель-1 Заместитель управля ющего кинопрокатом Ра иса Александровна Го рячкина рассказывает: — В прошлом году мы выдали 23 тысячи кино программ и за первое полугодие этою года уже более 11 тысяч. Разобраться в таком потоке помогают акку ратно оформленные кар тотеки. Здесь имеются короткие описания каж- Несколько раз в неде лю в просмотровой зал областного кинопроката приходят редактор А. И. Воронова, контролеры экрана, технические ин спектора, директора ки нотеатров, художники. I Уже здесь, в зале, прежде чем фильм выйдет на экраны, начинается кропот ливая творческая работа, У худож ников зарождаются низы будущих реклам, технические работники строго проверяют качест во фильма: чистоту звука, изображения. Редактору необходимо о т л и ч н о знать содержание, чтобы потом рекламиро в а т ь фильм, определить ис пользование его в тема тических показах или фе стивалях, подготовить рецензии для радио и га- Хранители киносокровищ Н ЕСКОЛЬКО . месяцев шея на страницах на шей газеты разговор о КПД специалиста. Тема раз говора взволновала участни ков дискуссии. КПД инженера — это прежде всего увлечен ность плюс возможности — вот вывод, который напраши вается в итоге обсуждения. Пожалуй, добавят еще способ ности. Да, природа тоже идет по сбору металлолома на тер ритории завода вместо борь бы за рачительность, порядок и чистоту». Пожалуй, резковато сказано. Воскресники по сбору лома нужны. Но мысль верная. Ча сто комсомольские вожаки жа луются на пассивность моло дых инженеров: «На все меро приятия их силком тянешь, ни на что не сагитируешь». Что же предлагается инже неру? Коллективный поход в ки но, упомянутые воскресники, беглые поверхностные рейды «КП», где не требуется ни ин женерного анализа, ни знаний. Слишком далеки эти дела от того, чем живет специалист. И в выборе форм работы, и в подходе к людям в комита тах - порой ориентируются на некоего «среднего рабочего» и с этой же меркой подходят к инженеру, да еще удивляют ся, почему это ему не нравит- ступить в аспирантуру, нако нец, работа в ОКБ. Твори, вы думывай, пробуй! А много ли из молодых спе циалистов ЛТЗ заняты в обще ственных конструкторских бю ро? Из пятидесяти опрощен ных только трое, считая и са мого председателя совета. Но и это еще не всё. Кое-кто из молодых инженеров имеет свою, принципиальную точку зрения на ОКБ, Владлен Хен- кин (ЛТЗ) считает, например, что «если каждый на своем рабочем месте будет трудить ся е полным напряжением сил, то вопрос об общественных бюро не возникнет». Они, по его мнению, и используются для устранения чьих-то недо работок. Вот ведь как... Оказывается, ОКБ создаются вовсе не энту зиастами, не людьми, увлечен ными, а лодырями, которые всю свою работу свалили на безропотных простачков из ОКБ. Трудятся те в поте лица, предложить директору завода ' назначить на вакантную инже нерную должность толкового молодого специалиста? Или кто запретил ему интересо ваться условиями быта моло дых инженеров? Беда в том, что комсомольские вожаки — редкие гости даже в общежи тии молодых инженеров, А ес ли и бывают, то от их визита остаются разве только пыль ные следы на полу. Кто мешал пойти в завком, к директору завода со своими предложе ниями по улучшению быта своих же ребят? Тут дело не в отсутствии прав, а в умении ими пользо- :: Года полтора назад комитет комсомола завода «Свобод ный сокол» загорелся идеей создать совет студентов-ве- черников. Этот совет должен был следить за учебой моло дежи, за тем, чтобы студенты работали по будущей специ альности, рекомендовать осо- дого фильма. Ведется учет, какой срок он отра ботал на экране, чтобы определить его дальней шую судьбу. Новый фильм, выпу щенный на экраны, вы держивает десятки сеан сов, и все время кинолен та несется по роликам аппаратов с огромной скоростью. Неизбежна порча поверхности. Сра зу после возвращения в прокат фильм тщательно просматривается, опре деляется объем ремонта. Кинолента поступает в монтажный цех. Светлое просторное помет е н ие безукоризненной чисто ты, лампы дневного све та, винтообразные стел лажи у монтажных сто ванной ленты. И так ежедневно. Но на этом работа не окончена. Смонтирован ные ленты попадают в реставрационный цех. Здесь уже трудится ум ная и сложная машина со множеством к н о п о к , лампочек, роликов, щит ков. Управляет ею Анна Сергеевна Сафронова, опытный и внимательный реставратор. Кинолента запускается в машину, щелкают выключатели, загораются лампочки, и процесс начался. Лента еще раз промы вается ацетоном, спир том, тщательно шлифует ся поверхность. Посте пенно исчезают пятна, потом царапины, изобра жение становится ярким и четким. К концу смены около пяти тысяч метров плен ки уложены в металли веские кассеты. Два—тр фильма третьей катего рии получают новую пу тевку в жизнь, как филь мы второй категории Впереди у них еще 150— 180.полноценных сеансов Каждый день на при емном пункте базы кон торы кинопроката от гружаются и принима ются десятки фильма Здесь тоже работа иде четко, слаженно. «Филь мы не должны опазды вать к зрителю» — эт главный закон всего кол лектива. Кто-то назвал кинопро кат конторой. Пожалуй точнее , сказать, что эт фабрика со своим кол лективом, сложными про изводственными прбце сами, с огромной важно сти задачей: беречь со кровища одного из самых массовых и популярных видов искусства—кино. В. АЛЕКСАНДРОВ. г..-Липецк, у ® ;* На снимках: (вверху) монтажницы кинопро-. ката Клава Бурдина и Лида? Лучинкина, (вни зу) заведующая фильмз- .. базой Валя Труха%ва. Фото В. Садчикова. Правы те, кто утверждает, что КПД специалиста, его творческий рост зависят во многом от самого инженера. Отдача умственной энергии, как образно заметил в своем письме инженер В. Волобуев, зависит даже от ручки стола, за которым работает специа- После просмотра—но вый фильм поступает в фонд проката, а потом на экраны. Фонд—это не просто хранилище, заставленное коробками с кинолента ми. Это более пяти тысяч художественных, хрони кальных, научно - попу лярных фильмов, кото рые находятся в посто янном движении. Они путешествуют по экра- Недовериё на первых порах, работа не по специальности, невнимание комитетов комсо мола и администрации к мо лодым специалистам, порой и бесперспективность — следст вием всего этого и явился на лет разочарования и скепсиса, который чувствуется в отдель ных ответах, присланных в ре дакцию. Не в этом ли корень пассив ности молодых специалистов, о которой часто и много гово рят на предприятиях? Но перейдем к самим отве там. Вот один из них. Виктор Потапов — без пяти минут ин женер: он заканчивает инсти тут стали. За шесть лет на за воде «Свободный сокол» для него не нашлось инженерной должности. Нет ёе и в буду щем. И он справедливо воз мущается: «Электрослесарь е дипломом инженера — разве это нормально? Разве можно тут говорить о КПД специали ста?». А вот что пишет технолог ОГТ тракторного завода Тама ра Седова: «Возможности творческого роста на заводе для нас очень небольшие. Я работаю уже третий год. Стар шим технологом становятся обычно люди с большим ста жем. Плановости в этом деле нет, перспектив тоже». Следует сказать и о том, что многие специалисты понимают творческий рост только как повышение в должности. Но, положим, в должности специ- сам-то он увлечен какой-ни будь идеей, расширился ли на заводе его инженерный гори зонт или, наоборот, растеря лось то, что приобреталось в институте? И в этом смыслё творческий рост — дело само го специалиста, его энергии, ума. И совершенно прав А. Со- : коловский — председатель со вета молодых . специалистов ЛТЗ. По его мнению, на заво де для энтузиастов работы не впроворот: есть отличная экспериментальная база, не ограниченные возможности по- Н ЬЮТ О Н ОМ МОЖЕШЬ ТЫ Н Е Б Ы Т Ь . . . оа*,~ласть Сов е т ов Монтажные приспо собления просты—на сто лах вращающиеся диски быстро перематывают киноленту. Вот тут особенно тре буется внимание и уме ние монтажниц. Царапи ны, порванная перфора ция, обрывы. Ленты тща тельно просматриваются, требует ся, проходят через мон тажные и реставрацион ные мастерские, и от правляются в фонды, ожидая своей очереди, чтобы опять встретиться со зрителем. Военное а зд а тпльство Министер ства оборота , ,СР выпустило в свет десятитысячным тиражом книгу доцента Липецкого пединститута за ведующего кафедрой истории И. С. Лутовинова «Ликвидация мятежа Керенского—Краснова». " этой интересной на- -------- - контррево- В введении .. - ......... учной работе пишется. . , люционный мятеж Керенского—Крас нова — это первая попытка внут ренней и иностранной буржуазии во оруженной силой подавить только что победившую революцию, сверг нуть провозглашенную в стране Со ветскую власть. Поднятый на огромной территории от Петрограда и Москвы до линии фронта на западе и области войска Донского на юге, он явился серьез ной угрозой молодой Советской рес публике. великим завоеваниям Ок тября. Чтобы спасти революцию и ее великие завоевания, трудящиеся на шей страны смело и мужественно Даже небольшой опрос мо лодых инженеров, проведен ный редакцией и комитетами комсомола на трех заводах, показал, что слишком мало внимания комитеты уделяют специалистам. Анкеты пестрят такими ответами: «Работы нет никакой», «Комитет не интере суется» «Скука, ничего, кроме однотипных собраний и взно- бо достойных ребят на инже нерные должности. До поры до времени, когда строились планы, все шло от лично, появилось даже поло жение о совете студентов. Но пришла пора претворить эти планы в жизнь — и комитетчи ки стали в тупик. Директор за вода скептически отнесся к этой затее. Бывший секретарь оказался по-своему дально зорким и не стал портить от ношения с начальством. И у членов комитета не хватило настойчивости. Сменилось комсомольское руководство. И вот уже два года, как хорошую мысль сов сем похоронили. А между тем очень многие молодые инже неры продолжают работать не по специальности на рабочих местах. Где уж тут вести речь о КПД специалиста. В связи с этим хочется при вести еще один ответ В. Хен- на заводе. Он пишет: «Она со стоит из «мероприятий», нуж ность которых не всегда по нятна. Например, воскресники корпят над чертежами, а кто поумней, хихикает над ними. И он, В. Хенкин, не желает «вкалывать» за других, потому и против всяких общественных Оригинальное мнение, не правда ли? Но как легко за ним разглядеть манерничанье Приведем еще несколько не менее любопытных ответов. Юрий Ененко на вопрос: «Какова роль комитета комсо мола в выдвижении молодых инженеров?» — искренне не доумевает: «Какая роль? Это дело администрации. А у ко митета на это ни прав, ни воз можностей нет. Да и при чем он тут?». И дальше, говоря о недостатках комсомольской работы на заводе, замечает: «Такой нет... Чтобы изменить положение, надо предоставить комсомолу большие права. Тогда будет и авторитет». Посмотрим, каких же прав не хватает комитету комсомо ла Данковского химзавода, где работает Ю. Ененко? Разве кто отнимал у комитета право Из всех опрошенных спёциа- листов только два—три чело века — «прожектористы». По ка очень слабы контакты меж- ками и молодыми, инженера ми. Коэффициент полезного действия специалиста зависит прежде всего от его личной активности, творческой увле ченности, от сознания им чув ства общественного долга. Именно с учетом всех этих особенностей комитеты ком сомола, руководители пред приятий должны разработать стройную систему форм и ме тодов привлечения молодых инженеров к участию в произ водственной и общественной жизни завода. Н. СМОЛЬЯНИНОВ. нна, они борьбу с : первых мятежниками* ,----г— - .ИР— - дней приобрела остро выраженный классовый характер. " ------* — _________ .____ , На одной сто роне выступили свергнутые револю цией буржуазно-помещичьи классы, на другой — все, кому дороги сво бода, революционные завоевания. Героизм и мужество, проявленные в этой борьбе трудящимися нашей Страны, служат вдохновляющим примером для народов многих стран, борющихся за утверждение нового К ОГДА закончились первые 120 минут этого небывалого в истории . Кубка СССР матча-марафона, я подошел к капитану советской сборной Валентину Иванову, чтобы узнать его мнение об Игре. Но Иванов опередил', меня; и сам с нескрываемым,разочарова нием спросил: «Ну, как матч?» Чувство валось, что 120 минут игры не доставили Иванову удовольствия.- Он был возбуж ден и, пожалуй, даже немного огорчен как человек, увидевший кусочек плохо го футболу, за который он тоже в отве- скрльио законченных комбинаций разру шалась; чайте всего способами, недозво-. ленными футбольными правилами. Та ким был общий фон первого -раунда этой тяжелой встречи, тяжелой и для самих футболистов,, и для зрителей. ■ Единственно, при таких обстоятельст вах трудно говорить о превосходстве ко го-либо из соперников. Тем яе менее игра минских динамовцев мне показалась бо лее организованной, более разнообраз ной. Новички кубкового финала — мин чане как будто бы не Придали нк ми- лейшегО значения титулам «Спартака» и в течение почти всех 120 минут сами навязывали москвичам инициативу. В их игре было больше целеустремленности и тактической сообразительности. Онп ча ще владели мячом, увереннее и точнее делали передачи, осмысленней переме щались. Даже с точки зрения техники обработки мяча нападающие «Динамо» отделении ее «(Спартаком», имеют пол ное Моральное право на % бо к СССР. Они выдержали тяжелейший экзамен в борьбе с командой, которую;у нас часто называют самой кубковой. Но им пред стояло доказать это право на практике, во втором раунде финального матча. . Теперь мы знаем, что минчанам не удалось этого еде.тать. Они уже на тре тьей мияутё забили гол (Вениамин Ар- замаецер.) й . долгое время удерживали преимущество, имели одну—дне возмож ное: и закрепить успех, но все же ушли с поля Побежденными. Нм не хватило кубкового опыта, уверенности в победе и, если хотите, настойчивости И упорет- ' ва в момент, когда эта победа была совсем близка. ; ' Н а .23 минуте второго,:а .верное ше стого тайма, после неожиданной, но бле стящей комбинации Рейнгольд- •Хусаи нов в ворота минчан влетел ответный гол3 С этого момента нити игры перешли в Конечно, вряд ли кто ждал от этого матча футбола высшего образна. Финал Кубка СССР ставит перед соперниками слишком сложную задачу, чтобы можно было подойти к ее решению спокойно и академически продумаАшо.'Сама психо- лдгия подобного поединка воздействует на футболиста не в лучшую сторону, об ременяет его ответственностью, лишает свободы действий и творчества. В таких условиях нелегко сохранять постоянную выдержку, а, значит, и показывать ис- 'тишхое мастерство. Но все же, несмотря ни на какие скидки, трудно было онрав- дать ту нервозность, грубость, тот сум бур, которые мы увидели в первые 120 минут финального матча московских спартаковцев и динамовцев Минска, Четыре тайма игры не дали никакого результата. Эпизодичные попытки обеих команд наладить взаимосвязи в звеньях, подержать мяч и провести хотя бы не- ДРУ1Ш Матча с саратовским «Соколом» наши болельщики ждали с большим нетер пением. Еще бы! Лидер третьей зоны «оторвался» от ближайшего соперника на 7 очков. С первых же секунд матча обороняться вынужден был «Сокол». Тор педовцы предложили гостям очень быстрый темп. Саратовцы применили плотную, жесткую персональную опеку. Но нападающие «Торпедо» создавали много острых моментов у ворот соперников. Однако реализовать не смогли ни одного. Счет так и не был открыт. Что ж, сыграть вничью с таким грозным со перником не так уж плохо. Итак, 0 : 0. НА СНИМКЕ: острый момент у ворот гостей. Фото Ю. Ардашева. 4>УТБШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz